что делать если у тебя эмоциональное выгорание в 14 лет
Эмоциональное выгорание у подростков: что это и как справиться
Выгорание — это состояние, когда человек так интенсивно работает, что мозг не справляется с нагрузкой, нарастает тревога. Когда тревожность достигает пика, запускается естественный защитный механизм, который замедляет все психические процессы — внимание, восприятие, память. С такой проблемой могут сталкиваться не только взрослые, но и подростки. Нагрузка в школе, стресс от предстоящих экзаменов, обилие кружков и секций, физиологическая перестройка организма — эти факторы могут усугубить ситуацию. Как с этим справиться, рассказала психолог семейного центра «Сокол» Любовь Прохоренко.
В семейный центр «Сокол» обратилась 43-летняя София, которая обеспокоена состоянием своей 15-летней дочери Полины. Девушка уже несколько месяцев страдает бессонницей, кроме учебы, ничем не увлекается, при этом показатели успеваемости падают; часто сидит в своей комнате и практически не выходит на улицу. А совсем недавно у Полины стали появляться панические атаки.
Вместе с психологом девушка проработала свои эмоции, научилась справляться с тревогой. Специалист помог подростку выстроить гармоничный режим дня, а мама проконтролировать процесс.
Как подростку справиться с эмоциональным выгоранием
1. Уменьшение нагрузки. Учеба и экзамены важны, но не стоит забывать об отдыхе. Подростку необходимо хорошо высыпаться и хотя бы один час в день гулять на свежем воздухе. Если нагрузка слишком высока, лучше отказаться от дополнительных занятий на время.
2. Поддержка близких. Родителю необходимо занять сторону подростка: хвалить за старания, обсуждать эмоциональное состояние и предлагать свою помощь. Важно, чтобы ребенок понимал, что его принимают и ценят вне зависимости от достижений.
3. Здоровый отдых. Родителям стоит помочь подростку организовать отдых, который помогает переключиться на другие вещи, приносит удовольствие и позволяет разгрузить голову. Это могут быть занятия спортом, медитация, рисование, совместные прогулки, приготовление ужина всей семьей.
4. Питание. Следите, чтобы ваше чадо не пропускало приемы пищи. Добавьте в рацион больше овощей и фруктов, каш, нежирного мяса и орехов. Если необходимо, проконсультируйтесь с врачом и принимайте витамины.
5. Психолог. При выгорании очень сложно справляться самостоятельно, поэтому важно обратиться к специалисту — выговориться, обсуждать то, что хочется, почувствовать безопасность.
Если в вашей семье похожая ситуация, а у подростка замечены признаки эмоционального выгорания, приходите в столичные семейные центры, где вам окажут квалифицированную помощь психологи.
Как перестать тревожиться из-за бесконечной учёбы и окружающей обстановки
Учимся справляться со стрессом
В жизни современных школьников хватает стрессовых факторов: подготовка к экзаменам, домашние задания, внутренние перемены, а ещё — внешние факторы вроде новостей и окружающей обстановки. На фоне длительного и сильного стресса может возникнуть эмоциональное выгорание, которое нельзя игнорировать. От него страдает не только психика, но и физическое здоровье. Разбираемся, как справиться с выгоранием на учёбе.
Что такое синдром эмоционального выгорания
Эмоциональное выгорание — состояние умственного, физического или эмоционального истощения и тревожности, возникающее на фоне сильного стресса. Выгорание обычно связано с неизменной рутиной и постоянным перенапряжением, которые в конце концов выливаются в полное игнорирование своих обычных дел, неприятие и нежелание действовать. Выгорание — это своеобразный ответ на внешние жизненные факторы, защитная реакция организма, которая выражается в форме полного или частичного исключения эмоций.
Признаки эмоционального выгорания
Причины выгорания
Большая учебная нагрузка
Эта проблема чаще возникает в средних и старших классах школы, когда к обычной учёбе прибавляются дополнительные занятия, олимпиады, подготовка к ОГЭ, ЕГЭ и экзаменам в вуз. Чрезмерная ежедневная нагрузка без расслабления и отдыха приводит к истощению организма.
Нереалистичные сроки и жёсткие дедлайны
Необходимость заниматься и усваивать большие объёмы информации в сжатые сроки порождает состояние постоянного напряжения, которое выматывает не меньше самих занятий и увеличивает риск выгорания. Такое же негативное влияние оказывает постоянный страх не успеть, не подготовиться, не сдать вовремя.
Присоединяйтесь к домашней онлайн‑школе «Фоксфорда»
Неумение организовать своё время
Ощущение, что вы ничего не успеваете и не справляетесь, может возникать не из-за реальной нехватки времени, а из-за неумения эффективно выстроить учебный процесс. Сложности возникают при большом количестве задач или из-за наличия отвлекающих факторов. Например, интернета, компьютерных игр, соцсетей, звонков и визитов друзей.
Постоянная необходимость осваивать новое
Необходимость ежедневно получать новые знания в большом объёме ускоряет истощение психики. Мозгу нужно много энергии на создание новых нейронных связей, поэтому обучение новому требует в разы больше сил, чем использование уже освоенных навыков.
Отсутствие мотивации
Одна из самых частых причин эмоционального выгорания — снижение или потеря мотивации, отсутствие конкретных целей или разочарование в выбранных. Мотивация страдает, если приходится постоянно делать то, что не хочется, потому что так сказали учителя и родители или потому что «так положено». Если мы что-то делаем с интересом и увлечением, то расходуем меньше энергии, чем когда интереса нет. Отсюда и выгорание.
Избыток вынужденных социальных контактов
Детям постоянно приходится общаться не только с близкими по духу людьми, но и со всеми, кто окружает их в школе, на дополнительных занятиях, секциях и курсах, — это требует дополнительных затрат ресурса. Кстати, перегружать может не только офлайн-, но и онлайн-общение в соцсетях, чтение новостей или других «быстрых текстов».
Отсутствие поддержки
Риск выгорания повышается, если к учебной нагрузке прибавляются ссоры и отсутствие взаимопонимания с друзьями или родителями, конфликты с одноклассниками или учителями.
Как преодолеть
Если вы заметили у себя некоторые признаки и подозреваете, что они могут быть связаны с выгоранием, действуйте на опережение. Если выгорание уже произошло, для восстановления понадобится время и комплекс мер, включающий посещение врача или психолога. Приведённые ниже советы подойдут как для профилактики эмоционального выгорания и его преодоления.
Изменения
Смена привычных ритуалов и уход от рутины помогают встряхнуться, отвлечься и даёт новые силы. Можно сделать перестановку в комнате, изменить порядок утренних дел или расписание занятий, например, начать ходить в другую группу на курсах или в секции.
Снижение нагрузки
Старайтесь максимально разгрузить себя. Составьте список необходимых дел и занятий и ещё раз пересмотрите его, подумайте, какие дела можно исключить или делегировать кому-то другому, о какой помощи и кого вы можете попросить. Расставьте приоритеты, пользуясь матрицей Эйзенхауэра:
КАТЕГОРИИ ДЕЛ | СРОЧНЫЕ | НЕСРОЧНЫЕ |
---|---|---|
ВАЖНЫЕ | срочные и важные | важные и несрочные |
НЕВАЖНЫЕ | неважные и срочные | неважные и несрочные |
В первую очередь делайте важные дела, в том числе те, которые обычно откладываете на потом, тогда они не будут накапливаться и вызывать истощение. Неважные дела старайтесь отменить, перенести на более удобное время или делегировать. Есть и другие методики расстановки приоритетов, помогающие равномерно распределить учебную нагрузку, например пирамида Франклина.
Контроль над эмоциями
Есть много приёмов и техник, помогающих справляться с напряжением и тревожностью: дыхательные упражнения, медитация. Для регулировки своего состояния подойдут и простейшие психологические техники, например, фрирайтинг — спонтанное изложение в письменном виде на бумаге своих сиюминутных чувств. Хорошо подходят для расслабления занятия рукоделием или творчеством: вязание, вышивание, рисование, оригами.
Новые впечатления
Очень важно даже в самые напряжённые дни находить время не только для учёбы, но и для любимых занятий. Наполняя себя позитивными эмоциями, вы приобретаете новые силы для выполнения необходимых действий.
Хорошо помогают расслабиться и отвлечься от учебных забот совместные походы с одноклассниками в кино или театр, на экскурсию или в музей, участие в школьной самодеятельности или подготовке школьных праздников. Но не превращайте и эти занятия в обязанность, посещайте их только при условии, что вам это нравится.
Забота о себе
Для профилактики и преодоления выгорания очень важно позаботиться о физическом здоровье и самочувствии. Здесь помогут правильное питание, регулярные прогулки на свежем воздухе, спорт, режим дня. Старайтесь, чтобы перекусы, снеки и фастфуд не превратились в вашу основную еду, вовремя ложитесь спать каждый день, принимайте витамины по назначению врача.
Налаживание отношений
Поддержка близких людей очень важна при профилактике выгорания, поэтому не пренебрегайте возможностью наладить контакт с родителями, не отгораживайтесь от них и не форсируйте конфликтные ситуации, особенно в те периоды, когда учебная нагрузка особенно высока. Проводите свободное время с семьёй, общайтесь и делитесь своими переживаниями или впечатлениями. Не фокусируйтесь на противоречиях, наоборот, ищите точки соприкосновения.
Что запомнить:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Что делать если у тебя эмоциональное выгорание в 14 лет
Как приятно проснуться утром полным сил и энергии, готовым творить, общаться и идти навстречу новому и неизвестному. В такие дни мы легко справляемся даже с трудными задачами, находим общий язык с окружающими, по-философски относимся к проблемам и не обращаем внимания на мелкие неудачи.
Но так бывает не всегда. Иногда кажется, что весь мир – это только проблемы, из которых ты безуспешно пытаешься выбраться. Ты чувствуешь постоянное напряжение, усталость и раздражение, всё валится из рук, и чтобы ты не делал, всё кажется неправильным и бесполезным. В такие дни даже любимые занятия могут не вызывать интереса, а общение с близкими превращается в череду ссор и недопониманий.
Причиной такого состояния может быть эмоциональное выгорание. Регулярные информационные нагрузки, перенасыщение, бытовые стрессы, конфликты с родителями, учителями или сверстниками, интенсивное физиологическое и личностное развитие в подростковом возрасте, высокий темп современной жизни – всё это становится источником напряжения. Если такое напряжение становится хроническим, а стрессовые ситуации не разрешаются и только накапливаются, высока вероятность развития эмоционального выгорания.
Что такое эмоциональное выгорание?
Эмоциональное выгорание – это утомление и истощение энергии. Это изнурение в результате чрезмерных требований, которые человек может устанавливать себе сам или которые могут ему навязываться в семье, на работе, друзьями, системой ценностей или обществом, что приводит к истощению энергии, механизмов совладания и внутренних ресурсов человека. Это состояние «ощущения», которое сопровождает избыточный стресс и которое, в конечном счете, влияет на мотивацию, отношение и поведение человека.
Если коротко, эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального и психического истощения, вызванного долгосрочным влиянием эмоционально тяжёлых ситуаций.
На какие признаки стоит обратить внимание?
Какие факторы способствуют развитию эмоционального выгорания у подростков?
Что делать, что восстановиться?
Что поможет тебе избежать развития эмоционального выгорания?
Мы находимся:
г.Минск, ул.Чюрлёниса, 3
Эмоциональное выгорание у подростков: что это и как справиться
Выгорание — это состояние, когда человек так интенсивно работает, что мозг не справляется с нагрузкой, нарастает тревога. Когда тревожность достигает пика, запускается естественный защитный механизм, который замедляет все психические процессы — внимание, восприятие, память. С такой проблемой могут сталкиваться не только взрослые, но и подростки. Нагрузка в школе, стресс от предстоящих экзаменов, обилие кружков и секций, физиологическая перестройка организма — эти факторы могут усугубить ситуацию. Как с этим справиться, рассказала психолог семейного центра «Сокол» Любовь Прохоренко.
В семейный центр «Сокол» обратилась 43-летняя София, которая обеспокоена состоянием своей 15-летней дочери Полины. Девушка уже несколько месяцев страдает бессонницей, кроме учебы, ничем не увлекается, при этом показатели успеваемости падают; часто сидит в своей комнате и практически не выходит на улицу. А совсем недавно у Полины стали появляться панические атаки.
Вместе с психологом девушка проработала свои эмоции, научилась справляться с тревогой. Специалист помог подростку выстроить гармоничный режим дня, а мама проконтролировать процесс.
Как подростку справиться с эмоциональным выгоранием
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Эмоциональное выгорание у школьников: каковы причины и как с ним справиться
Часто ли ваш ребенок чувствует себя уставшим, изнуренным? Любит ли он делать домашние задания или прокрастинирует, откладывает учебу на последний момент? А, может, вовсе начал прогуливать занятия, врать вам или притворяться больным, только чтобы не посещать школу?
Если вы узнали у своего ребенка хотя бы один из пунктов, то, вероятно, у него синдром эмоционального выгорания.
Эмоциональное это чувство истощения, постоянной утомленности, когда человек буквально не может подняться с кровати и взяться за какое-либо дело. Даже, чтобы помыть тарелку или поднять фантик в углу, требуются неистовые усилия.
3. Питание: ребенок стал отказываться от еды или, наоборот, резко налегать на нее?
4. Изменение состояния: ребенок ходит грустный, стал плаксивым, ушел в агрессию или совсем замкнулся в себе?
5. Потеря концентрации: ребенок рассеян, невнимателен, забывчив, или чувствует себя потерянным во времени и пространстве (путает дни, опаздывает)
6. Физические боли: хроническая головная боль, тяжесть в грудной клетке, тошнота, головокружения, одышка, частые вздутия, синдром раздраженного кишечника.
Это основные признаки, по которым вы можете понять, что что-то не так. Однако главная особенность выгорания — безразличие. И чем дольше в ребенке его не замечают или, наоборот, порицают его за такое поведение, тем опаснее будут последствия. Легкая утомленность в начале может привести к тяжелой депрессии, если вовремя не разобраться в причинах.
Что же служит причинами истощения?
Основная причина выгорания ― у человека больше задач, чем он может вынести. Все. Это относится как к детям, так и к взрослым.
У каждого из нас есть ограниченный энергетический и эмоциональный ресурс. Когда мы приближаемся к нашему условному “нулю”, то испытываем усталость. В такие моменты хочется замедлиться, отдохнуть, побольше поспать и поесть. Это нормально. Мы восстанавливаем ресурс.
Однако в современном мире ритм такой, что далеко не всегда удается вовремя заметить “ноль” и восполнить баланс. Мы продолжаем “пахать” как не в себя, набирать больше задач, загоняться в бОльший стресс. Что происходит тогда?
Если представить нашу эмоциональную часть, как шкалу, то если не остановиться на “нуле”, мы пойдем в минус. Чем дольше мы не останавливаемся, тем в бОльший минус уходим.
В“плюсе” мы испытываем удовлетворение, радость от задач и ощущение активной, наполненной жизни. Это приносит нам чувство собственной важности и счастья. Однако в “минусе” каждая новая задача вызывает отторжение, злость, тоску или даже слезы. Может, вы сами знакомы с состоянием, когда долго терпите неприятности в жизни, сдерживаетесь, но стоит бутерброду выпасть из рук, все, — это становится последней каплей.
Ниже приведен список причин, вызывающих у школьников выгорание.
1. Большая учебная нагрузка
Современные дети родились в эпоху цифровизации, с пеленок играли с планшетами, печатать научились раньше, чем говорить, а слово “гуглить” течет у них в крови.
Они не знакомы с мучениями долгих поисков информации по энциклопедиям. У них есть Google и Википедия.
Они не знают, какого это — успеть все сделать за рекламу по ТВ, пока не начался мультик. У них есть Youtube и бесконечный контент.
Они не читают 4 тома “Войны и мира”. Они читают краткое содержание и все понимают из него.
Они не умеют ждать. Им не надо было учиться этому: любой запрос за 0.01 секунду и ответ на блюде.
Это не плохо и не хорошо. Это просто другой мир: изменчивый, на высоких скоростях и заточенный на полет, нежели на пешую ходьбу.
При чем здесь мозг? ― спросите вы. Вот ответ: В возрасте от 0 до 3 мозг ребенка впитывает все как губка. Абсолютно все. И если 20 лет назад ребенок из лишнего запомнил бы неприличное словцо, то сейчас это буквально каждая вторая входящая информация. Бесконечный поток мультиков, статей, картинок, событий.
Дети не учатся это обрабатывать так, чтобы запомнить. Весь их эмоциональный ресурс уходит на то, чтобы просто обработать этот поток. Поэтому современные дети гораздо легче и быстрее ищут информацию, цепляют главное, адаптируются под новые условия и генерят идеи. Однако они хуже запоминают формулы, стихи, цифры и параграфы. Если 20 лет назад вы не могли сдать экзамен, не заучив десяток страниц, то сейчас победит тот, кто быстрее найдет в них суть.
Однако школьная программа так быстро не адаптируется. Она требует от людей, выросших на скоростях и потоке информации, фиксированности и усидчивости.
Что получается? ― Все в стрессе. Дети не могут запомнить очередную формулу или стих за короткое время, учителя требуют от них больше и давят, родители разочаровываются в своих чадах. Дети не виноваты в своих особенностях, но каждый вокруг так и хочет высказать: “Ты неправильный”. В итоге дети ощущают себя брошенными, отвергнутыми и виноватыми. Когда все твоё окружение видит в тебе “сломанного”, ты так или иначе в это поверишь и столкнешься с имтощением.
2. Проблема мотивации и тайм-менеджмента
Когда выпускник поступает в институт, преподавателям не надо изгаляться, чтобы привлечь к себе студента. Он уже нужен, а его предмет — априори интересен, ведь ВУЗ ― выбирают.
Со школой не так. В школе ученику предоставляют полный спектр предметов, чтобы он мог выявить свои сильные стороны и определиться с узким направлением в будущем. От того оно и называется “общее образование”. И его главная задача — заинтересовать.
Наверняка каждый из вас вспомнит за свою школьную жизнь учителей, из-за которых вы влюбились в тот или иной предмет. Их горящие глаза, как вы бежали на учебу и радовались каждому заданию. Ведь было… Интересно! Такие учителя могут настолько заинтересовать своим направлением, что ребенок свяжет с ним свое будущее.
Однако много ли вы помните таких учителей? Как показывает практика, на всю школу их всего пара человек. Основная часть преподавателей забыли, что им важно заинтересовать ученика, а не просто впихнуть ФГОСы в юную голову. Темы подаются сложно, сухо и формально.
Как правило, выполняются они на скорую руку, оценки ухудшаются, а некоторые задания так и остаются в “ящике”, закрываясь “лебедями” в журнале.
Как бы ученик не старался “отмахнуться” от задач, его психика постоянно обрабатывает запрос: “Ты должен это сделать”. Это давит. Перманентно, без обедов и выходных. А чем больше таких долгов, тем сильнее внутреннее давление и сопротивление ему.
Когда приходит время сдавать, в голове только одна мысль: “Я с этим никогда не справлюсь”. Ребенок делает над собой усилие, сдает долги кое-как, превышает свой лимит и уходит в “минус”. Так он оказывается заложником порочного круга, ведущего к хроническому истощению и ненависти к школе.
А все потому, что задания были неинтересными, а время ― неправильно распределено.
3. Травля и отсутствие поддержки
В эпоху интернета и анонимности каждый может высказаться и остаться безнаказанным. Потому так много детей и подростков подвергаются травле. Даже есть особое определение интернет-травле ― буллинг.
“Буллить” детей могут за что угодно: глупая юбка, долго отвечаешь на уроке, любимчик у учителя, отличник, двоечник, слишком сильный, слишком слабый, не говоря уже про нескрываемые отличия, вроде ОВЗ или другой национальности.
Отследить эту причину крайне сложно: дети под давлением начинают стесняться, что их травят и чувствовать себя не только “сломанными”, но и виноватыми. Стыд, страх, чувство одиночества и незащищенности. Детская и подростковая психика не способна с таким справиться здорОво, а потому это быстро их истощает, ведя к ненависти к себе, отторжению и эмоциональному выгоранию.
В обычных школах редко за таким следят, а даже если замечают, то не могут помочь. Школьные психологи, как правило, не имеют должной квалификации для работы с трудными случаями. А потому подвергшиеся травле дети теряют доверие к людям чуть ли не до конца жизни.
Порой бывает так, что за неуспеваемость, за личные интересы (физика не интересна, люблю английский), ребенка могут травить и родители. Особенно часто это происходит в выпускных классах.
Например, когда девочка, учась в физико-математическом лицее, выбрала обществознание для сдачи ЕГЭ. Она хотела учиться на детского психолога. Все учителя и одноклассники ее поддержали, но родители ― нет. Ей выдвинули ультиматум: либо ты сдаешь физику и поступаешь в топовый технический ВУЗ, либо ты нам больше не дочь.
В тексте это может выглядеть неправдоподобным и даже комичным, однако это реальный случай. Девочка сбежала и так и не вернулась домой. Вот до чего может довести травля и отсутствие поддержки со стороны близких.
4. “Я неудачник”
― “Иванов, опять два! И куда мы катимся?”
― “Вы посмотрите, он опять не выучил. Ребята, вам не стыдно с таким учиться?”
― “Вся тетрадь в гусях, ни одной приличной оценки. Я для этого тебя растила?”
Разнообразие подобных выражений бесконечно, однако все они вызывают одни и те же чувства в ученике: страх, обиду, вину и состояние неуспеха. Никогда ребенок так не уязвим, как когда все вокруг ждут от него только провала.
Об этом твердит каждый шаг в школе: сдать тест ― одна попытка; тройку ― не исправишь; вызвали к доске и не выучил ― все это видели и смеются над тобой. Это мы не говорим про контрольные, о которых узнаешь, только войдя в класс.
С каждой подобной ситуацией в ребенке растет чувство, будто он… Неудачник. Причем неисправимый, ведь второго шанса не дают.
Проблема ситуаций “неуспешности” ― это совокупность всех предыдущих. В нее может входить и травля, вроде “Ты дурак!”, “Ты ничего не знаешь”, “Да ты вообще безнадежен!”; И отсутствие поддержки: ребенок пришел к учителю переписать, а ему в ответ звучит: “Раньше надо было готовиться!”.
К сожалению, именно позиция “Я неудачник” тихо и жадно следует за ребятами по всей жизни. Страх пробовать новое, неуверенность в себе, чувство собственной бессмысленности. Как вам такой букет выпускника?
Что же с этим делать?
С симптомами разобрались. Теперь надо понять, как не поддаться эмоциональному выгоранию.
Вспоминаем основную причину истощения: задач больше, чем мы можем вынести. Поэтому…
Очень важно сменить для него обстановку. В новых условиях ребенок не должен чувствовать себя угнетенным.
А если вовсе не хотите, чтобы ваш ребенок знал, что такое эмоциональное выгорание, переводите его в онлайн-школу БИТ.
Мы можем много рассказывать, почему в нашей школе безопаснее и комфортнее обстановка, лучше образование и т.д. Однако главное, что каждый родитель должен знать о нас ― мы работаем для детей.
Высший приоритет школы БИТ ― интерес учеников. Да, мы работаем по ФГОС, как и обычные школы. Однако каждый учитель у нас ведет уроки так, чтобы детям было интересно. Потому они так рвутся на занятия.
В классах не более 15 человек и учитель может увидеть потенциал и интересы каждого ученика. Причем не только интересы, но и трудности, боль и переживания.
Чтобы помочь ученикам справиться с трудностями, в нашей школе работает целая команда высококвалифицированных психологов. Они помогают детям оправиться после травли, уйти от позиции “я неудачник”, разобраться с неуверенностью в себе и захотеть творить.
Так много детей приходят к нам из обычных школ: они забиты, подавлены, не видят смысла учиться и порой даже не хотят жить. У нас они обретают второе дыхание.
Для каждого ученика мы строим индивидуальный план обучения по его интересам и возможностям. При составлении плана домашних заданий мы учитываем и его занятость в секциях, и его способности к предметам.
Но одним из основных мотивов учиться является ситуация успешности.
Наши дети не боятся делать ошибки!
А это означает что они не боятся идти вперёд. Этому способствует само построение платформы, на которой заложен функционал повторного выполнения заданий.
У нас можно пересдать тест, контрольные вопросы к параграфу. Это касается не только исправления “гусей”, но и если ученик хочет не “4”, а “5”. Мы поддерживаем в детях здоровое стремление к успеху, к лучшим результатам. Как? Когда учитель проверяет задание, он оставляет не только оценку, но и комментарий, на что стоит обратить внимание.
У ученика всегда есть выбор: проанализировать ошибку и идти дальше или исправить ответ. И это его личный выбор и личная ответственность. Так наши ребята учатся быть самостоятельными и принимать собственные решения. А главное, ― без страха провала!
Так ни один ученик онлайн-школы БИТ не узнал об истощении, ведь каждое занятие у нас дарит радость, знания и успех!