что делать если у ребенка слабый сосательный рефлекс
Нарушение сосательного рефлекса у новорожденных детей
Нарушение рефлекса сосания у детей раннего возраста встречается довольно часто.
Может проявляться неправильным захватом соска, короткими периодами сосания или вялым длительным «висением на груди», а также малыш может по-разному сосать из правой и левой груди. В этом случае мама может отмечать, что в одной груди меньше молока.
Действительно ли это важная проблема?
Помимо снижения лактации и отказа от грудного вскармливания (со всеми вытекающими последствиями), в будущем могут быть нарушения речевого развития. Очень часто мы видим детишек с задержками речи после трех лет, у которых в первые месяцы был плохо развит сосательный рефлекс.
Наиболее частой причиной является повреждение затылочной кости в процессе родов. Дело в том, что через затылочную кость проходят ветви черепно-мозговых нервов, иннервирующие мышцы, участвующие в сосании. Помимо этого повреждение затылочной кости может приводить к нарушению венозного оттока и расширению ликворных пространств головного мозга. А это в свою очередь приводит к нарушению функционирования и замедлению развития отдельных структур головного мозга.
Затылочная кость очень уязвима в процессе родов, т. к. во время рождения головки (разгибания) точкой опоры является как раз затылок. Зачастую в этом месте остается характерный след — т. н. родимое пятно.
Затылочная кость может повреждаться и в процессе кесарева сечения.
На УЗИ могут выявлять нестабильность шейного отдела позвоночника, а также ротационный подвывих первого шейного позвонка (атланта). Это также бывает следствием повреждения затылочной кости.
При нарушении рефлекса сосания как можно раньше следует обратиться к врачу-остеопату.
Такие нарушения лечатся при помощи краниосакральной терапии — раздела остеопатии.
В первые месяцы кости черепа очень хорошо поддаются коррекции. Зачастую уже после первого сеанса малыш начинает лучше сосать.
Поэтому чем раньше начинаем лечение, тем быстрее получаем результат.
О сосательном рефлексе: слабый или отсутствие рефлекса сосания
Жизнедеятельность организма каждого человека, в том числе и новорожденного, определяют рефлексы.
Рефлексы новорожденного – это ответная реакция на раздражители из внутренней и внешней среды организма. Врожденные рефлексы заложены в нервной системе еще до рождения ребенка.
Сосательный рефлекс у новорожденного – это способность сосать грудь матери или соску на бутылке с искусственным питанием, вложенную в рот. Никто не обучает ребенка сосанию. Это не привычка, а один из важных рефлексов. Он формируется еще во внутриутробные процесс развития. И в дальнейшем оказывает воздействие на формирование психики в раннем детстве. При помощи сосательного рефлекса новорожденный утоляет свой голод.
Он возникает впервые часы жизни и относится к врожденным рефлексам, который обеспечивает выживание малыша. Это самый первый и самый главный безусловный рефлекс. Во время кормления, когда происходит касание неба, ребенок начинает сосать молоко из груди матери или из бутылочки, всасывает ее. Выраженность сосательного рефлекса у новорожденных определяет голоден или сыт ребенок. После еды сосательный рефлекс ослабевает. Но уже через час вновь дает о себе знать. Очень хорошо успокаивает ребенка ритмичное сосание.
Ответственными за рефлекс сосания являются 5 пар черепных нервов. Для малыша удовольствие посасывать пустышку и очень тяжелая работа сосать молоко из груди мамы.
К 12 месяцам сосательный рефлекс ослабевает, а к 3-4 годам пропадает.
Проверить сосательный рефлекс у ребенка очень легко: необходимо погладить щечку или прикоснуться к губам. Ребенок откроет ротик и задвигает языком будто хочет сосать.
Слабый сосательный рефлекс
Слабость или отсутствие сосательного рефлекса определяют методом кормления. Здоровые дети сразу и энергично берут грудь матери и жадно сосут. В отличие от здоровых малышей, новорожденные со сниженным сосательным рефлексом засыпают во время кормления, вялые, сглатывают очень редко, а зачастую и вовсе отказываются от груди. Ослабленных и недоношенных детей выписывают из больницы, когда малыш может самостоятельно сосать.
Основные причины снижения сосательного рефлекса:
Отсутствие рефлекса
Затруднение сосания, и отсутствие сосательного рефлекса является следствием родовой травмы. Сказать, что «ребенок ленится сосать» неуместно. Ведь в данном случае дело не в лени, а в возможном повреждении важных центров нервной системы.
Причиной отсутствия сосательного рефлекса является неврологическая патология:
Травма шеи или шейно-затылочной зоны приводит к повреждениям продолговатого мозга и, как следствие, к снижению сосательного рефлекса. Такие травмы замедляют развитие ребенка.
Наличие рефлексов говорит о здоровье ребенка, о состоянии его нервной системы. При их формировании происходит более гармоничное развитие малыша.
Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.
Развивающие игры для детей от 2 до 10 лет:
Сосательный рефлекс
Сосательный рефлекс закладывается еще во время внутриутробного развития. Малыш не может «не хотеть» или «лениться» сосать. Если он этого не делает, значит, есть проблема, и нужно немедленно обратиться к врачу.
Умение сосать необходимо, чтобы утолить голод, а значит, выжить. Именно поэтому природа распорядилась так, чтобы этот рефлекс был первым в жизни малыша, безусловным. Как только нёба новорожденного коснется мамина грудь или соска бутылочки со смесью, он должен начать есть. Так происходит, если малыш здоров и достаточно развит. У недоношенных деток сосание слабое, у глубоко недоношенных (меньше 1,5 кг весом при рождении) может отсутствовать совсем. При соответствующей помощи специалистов сосательный рефлекс у недоношенных детей (не считая сложных случаев) должен появиться в течение суток, не позже. Выписывают крох только, когда они окрепнут и начнут кушать достаточно активно.
Проверить сосательный рефлекс у новорождённого очень просто – положите ему в рот палец, он инстинктивно начнет его сосать. Если родившийся в срок ребенок этого не делает, значит, рефлекс отсутствует. У этого есть несколько основных причин:
Гипоксия (внутриутробная или родовая)
Травма продолговатого мозга, полученная во время родов
Частичный (парез) или полный паралич лицевых нервов
Слабость круговой мышцы рта, языка, жевательной мускулатуры
Тяжелая форма стоматита, ринита, ОРВИ, ОРЗ
Обострение какого-либо соматического заболевания
Сосательный рефлекс у детей начинает ослабевать к возрасту 1 года. Примерно, к 3-4 годам он угаснет полностью. Нередко можно встретить статьи, где специалисты пишут о нереализованном сосательном рефлексе, превратившимся в невроз навязчивых движений. Он отмечается, к примеру, у рано отлученных от груди детей. Они начинают постоянно «тащить» в рот палец и различные предметы – карандаши, игрушки и пр. Во взрослом возрасте невроз часто превращается в зависимость от сигареты. Впрочем, это уже область знаний психологов и психоаналитиков.
Экология младенчества
Примечания:
1. М.Я.Студеникин. Книга о здоровье детей. М., 1986. С.70.
2. Там же. C.68.
3. В.М.Чимаров. Первый год жизни ребенка. М., 1989. С.б.
4. Там же.
5. М.Я.Студеникин. Книга о здоровье детей. С.68.
6. Д.М.Чимаров. Первый год жизни ребенка. С.7.
7. М.Я.Студеникин. Книга о здоровье детей. С. 69.
8. Там же.С.70.
9. В.М.Чимаров. Первый год жизни ребенка. C.5.
10. В.М.Чимаров. Первый год жизни ребенка. С.7.
11. 3.Фрейд. Очерки по психологии сексуальности. М., 1989. С. 23.
12. 3.Фрейд. Очерки по психологии сексуальности. М., 1989. С.26.
13. Там же. С.27.
14. М.Я.Студеникин. Книга о здоровье детей. С.73.
15. Там же.
16. В.М.Чимаров. Первый год жизни ребенка. С. 41.
17. Б.Спок. Ребенок и уход за ним. Киев, 1992. С. 72.
18. М.Я.Студеникин. Книга о здоровье детей. С. 71.
19. Б.П.Никитин. Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней. Л., 1990. С.74.
20. Р.Б.Пандей. Древнеиндийские домашние обряды. М., 1990. С.98.
21. Справочник по детской диететике. Под ред. Н.М.Воронцова и А.В.Мазурина. Л., 1980. С. 25.
22. Б.П.Никитин. Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней. Л., 1990. С.75.
23. Там же, С.78.
24. Б.Спок. Ребенок и уход за ним. С.93.
25. Б.П.Никитин. Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней. С.74.
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Официальное приложение «Доктор Комаровский» для iPhone/iPad
Вакцинация от кори: кто защищен и кому прививка жизненно необходима
Доктор Комаровский
Внимание! Вышла из печати новая книга!
Рубрики раздела
Мы в социальных сетях:
Использование любых материалов сайта доктора Комаровского допустимо только при соблюдении соглашения об использовании сайта и с письменного разрешения Администрации
Юридическую защиту обеспечивает Адвокатское бюро «Бурлаков и партнеры»
Что делать если у ребенка слабый сосательный рефлекс
Прежде чем начать ходить, малышу необходимо пройти ряд этапов, «уровней» развития. При нормальном развитии ребенка стимулирование, необходимое ему для освоения этих этапов, осуществляется в процессе обычного повседневного взаимодействия с людьми и предметами.
Итак, имея ясное представление о нервно-психическом развитии малыша, можно разработать программу занятий. И мы видим главную задачу в том, чтобы облегчить Вам и специалисту выбор того направления воспитательной деятельности, на которое нужно обратить внимание в первую очередь.
Период новорожденности
Безусловные рефлексы новорожденных детей
Уже в периоде новорожденности Вы можете оценить состояние нервной системы малыша.
Важным показателем созревания нервной системы ребенка является группа безусловных рефлексов. Из достаточно большого количества рефлексов мы выделили основную группу, которая может дать наиболее полную характеристику состояния нервной системы с первых часов жизни ребенка. С точки зрения удобства осмотра мы приводим рефлексы по тем позициям (рефлексы в положении на животе, спине, в вертикальном положении), в которых данные рефлексы исследуют. Безусловные рефлексы лабильны, легко истощаемы, поэтому осмотр лучше проводите через 2 часа после кормления, когда ребенок находится в спокойном состоянии.
Рефлексы в положении на спине
В норме рефлекс угасает к 3-м месяцам. Рефлекс отсутствует или снижен у новорожденных с повреждением лицевого нерва.
В норме угасает к 3-4-м месяцам. Рефлекс отражает сохранность функции тройничного и лицевого пар черепных нервов.
После кормления рефлекс ослабевает или угасает и через 30 минут-1 час вновь оживляется. В норме он сохраняется до года жизни. При повреждении нервов, обеспечивающих акт сосания, рефлекс снижается или исчезает. При поражениях нервной системы рефлекс может быть и повышен, приобретая черты автоматизма.
В норме рефлекс угасает к 3-м месяцам. Рефлекс Бабкина исчезает при нарушениях мозгового кровообращения, при периферическом парезе руки на стороне поражения.
Важна оценка симметричности хватательного рефлекса и его выраженности.
В норме рефлекс вызывается до 3-4-х месяцев. Ослабление хватательного рефлекса может быть при нарушениях мозгового кровообращения. При вялых параличах на стороне поражения хватательный рефлекс снижается или отсутствует.
В норме рефлекс исчезает к 12-13-ти месяцам. Он является спинальным и выпадает прежде всего при поражении поясничного утолщения спинного мозга.
Обычно рефлекс сохраняется у детей до 1 года. Важна оценка выраженности и симметричности рефлекса. При нарушениях двигательной сферы рефлекс может возникать спонтанно.
Рефлексы в вертикальном положении
В норме рефлекс сохраняется до 1,5–2-х месяцев. Он отсутствует при парезах и параличах ног. Опора на носки, особенно с перекрестом, дает основание заподозрить спастическую диплегию, для которой характерно резкое повышение тонуса мышц ног (особенно приводящих мышц бедер, сгибателей голени); сила мышц и объем движений при этом уменьшены.
Рефлексы в положении ребенка на животе
В норме после 1-1,5 месяцев ребенок сам пытается удерживать голову. У детей с поражением нервной системы защитный рефлекс запаздывает, а иногда не появляется, например, у ребенка с натальной травмой шейного отдела спинного мозга. У детей группы риска по развитию детского церебрального паралича может быть продолжительный подъем головы и даже ее запрокидывание (за счет усиления тонуса разгибателей шеи).
В норме рефлекс сохраняется до 3-4-х месяцев. Его снижение отмечают у детей, родившихся в асфиксии, при травмах спинного мозга. При периферических и центральных парезах рефлекс может полностью отсутствовать.
В норме рефлекс сохраняется до 2-3-х месяцев. Он может быть снижен или отсутствовать при вялых и спастических параличах.
В норме рефлекс вызывается до 3-4-х месяцев. Его лучше проверять последним. Угнетение его в период новорожденности или задержка обратного развития наблюдается у детей с поражением ЦНС.
Оценка нервно-психического развития ребенка в каждый месяц его жизни
Важно помнить, что «скорость» развития ребенка не является строго постоянной, она то замедляется, то, наоборот, возрастает. При этом разница в появлении того или иного действия у разных детей может достигать нескольких месяцев. Это касается всех действий, в том числе и относящихся к области двигательного развития, которое, казалось бы, должно быть более стандартным. Например, 25% детей самостоятельно садятся уже в 6 месяцев, но 25% еще не умеют этого делать и в 9 месяцев.
Но мы считаем, что в отношении ребенка лучше сделать больше того, что необходимо, чем меньше. Поэтому, если у Вас появятся сомнения, лучше обратитесь к врачу
10 дней жизни малыша
18-20 дней жизни
1 месяц жизни
2 месяца
3 месяца
4 месяца
5 месяцев
6 месяцев
7 месяцев
8 месяцев
9 месяцев
10 месяцев
11 месяцев
12 месяцев
для получения «Электронного сертификата будущих (или настоящих) родителей»