что делать если у подростка заниженная самооценка
Что делать если у подростка заниженная самооценка
Подростки бывают неразговорчивыми, колючими, раздражительными. Часто не могут понять, что им действительно нравится, сомневаются в своих способностях и пасуют перед успешными сверстниками. В общем, страдают из-за низкой самооценки. Вот несколько полезных советов из наших книг: они успокоят, научат быть добрее к себе, подскажут, как раскрыть свой потенциал. Попробуйте пересказать их детям.
1. Вести список достижений
Нужно ежедневно находить и записывать пять поводов быть довольным собой. Делать это в будни и в выходные, в учебные дни и на каникулах. Поначалу будет трудно. Главное — не сдаваться: писать можно не только о великих свершениях (получении Нобелевской премии или восхождении на Эверест). В списке могут быть такие пункты: навел порядок дома без напоминаний, помог сестре с домашним заданием, сходил на просмотр в молодежный театр, хорошо подготовился к контрольной.
Важно помнить о своих сильных сторонах. Список достижений дает повод каждый день ощущать собственное достоинство. Когда покажется, что самооценка падает, нужно заглянуть в него. Вспомнить, что чувствуешь, когда совершаешь хорошие поступки. И снова лучше относиться к себе.
2. Записывать случаи, когда удалось превзойти свои ожидания
Можно не верить, что сдашь экзамен на «отлично», но справиться с волнением, записаться в футбольную команду за компанию, но стать хорошим игроком, быть на взводе, но сдержать эмоции и не начать ссору.
Никогда не поверили бы, что будете играть на гитаре, но решились на первый урок? Похвалите себя! — Источник
Такие мелочи стоит учитывать. Они помогут осознать, что мы можем больше, чем мы думаем. Даже когда не особенно верим в себя.
3. Избавиться от шума
От каждого человека многого ожидают. Мы постоянно слышим тех, кто дает нам советы, это могут быть друзья и соперники, члены семьи и посторонние люди, соцсети и даже наш внутренний голос. Весь этот шум заглушает нашу индивидуальность. А еще он дает возможность спрятаться от страхов и неуверенности. Мы слышим, что нам «следует сделать», и нам кажется, будто у нас появляется запасной парашют, это создает иллюзию безопасности.
Фишка в том, чтобы отличить шум от полезных советов. Нужно решить, справедливо ли то, что говорят окружающие. Если да, подумать серьезнее над этими словами. Если нет, отойти в сторону от шума.
Эта схема поможет отличить конструктивную критику от шума
4. Говорить с собой уважительно
Иногда мы становимся для себя самыми беспощадными критиками. В голове могут крутиться такие мысли: «Все как-то странно смотрят на меня», «Меня все ненавидят» — хотя на самом деле это не так. Можно внушить себе, что недостаточно хороша (или хорош), и жалеть, что не родилась (родился) кем-то еще. Но правильнее научиться говорить с собой как с человеком, которого уважаешь.
Когда появятся негативные мысли, нужно нажать на «Стоп»:
5. Найти внутреннего наставника
У каждого есть свой внутренний критик. А что, если найти ему оппонента — внутреннего наставника? Это может быть человек, который подбадривал вас в прошлом. Или люди, которые благодарны вам за доброту и помощь. Или личность, которой вы восхищаетесь (актер, благотворитель, спортсмен).
Когда внутренний критик поднимает голову, нужно позвать внутреннего друга. Спросить себя: «Что на это ответил бы мой добрый наставник?». Простой совет поднимет настроение и поможет справиться со страхами.
6. Провести время с теми, кто тебя любит
Постепенно для большинства подростков друзья становятся интереснее, чем семья. Но родные дают то, чего не могут дать другие люди: безусловную любовь и принятие. Такое отношение отлично укрепляют самооценку.
Любовь близких придает нам сил. — Источник
Если на улице к нам подойдет незнакомец и скажет: «Ты самый луч-
ший, самый умный, самый замечательный человек в мире», мы постараемся убежать. Но если это скажет мама, улыбнемся, обнимем ее и, конечно, поверим ей.
7. Делать добро
Когда помогаешь кому-то, чувствуешь себя полезным, значимым, нужным. С чего начать? Оглянуться вокруг, поговорить с друзьями, соседями, родственниками. Спросить совета у родителей, учителей, местных активистов.
Можно помогать приюту для бездомных животных. — Источник
Чтобы приносить пользу, необязательно вступать в организацию. Достаточно посвящать один час в неделю сбору мусора в своем районе. Или читать вслух пожилой соседке. Или присматривать за маленькими детьми, пока их родители делают домашние дела. И не забывать помогать по дому собственной семье.
8. Найти взрослого, с которым можно поговорить
Быть подростком иногда страшно и сложно. Заботливые взрослые помогут взглянуть в лицо страхам, ответить на вопросы. Стоит выбрать несколько человек, с которыми чувствуешь себя спокойно. Тех, кто заботится, может выслушать и попытаться понять. Это один из самых действенных способов улучшить свою жизнь.
9. Определить жизненные ценности
Почти все решения мы принимаем исходя из собственных ценностей. То, во что верим (или не верим), помогает определить, как и с кем проводить время, сколько сил тратить на то или иное занятие. Жизненные ориентиры могут быть связаны с другими людьми и с разными сферами жизни. Например:
Иногда жизненные ценности отражают качества, которые человек хотел бы иметь и проявлять:
Назвать свои ценности непросто, но уже сейчас стоит спросить себя: «Что или кто имеет значение для меня? Что больше всего меня заботит?».
10. Нарисовать свои мечты
Порой желания кажутся неосуществимыми. Но к ним важно прислушиваться,чтобы начать конструировать будущее. Вот несколько идей, которые помогут найти вдохновляющие мечты:
Может быть, настало время сделать шаг навстречу мечте? — Источник
11. Определить источники вдохновения
Черпать энергию и уверенность стоит из собственных источников вдохновения. Анкета поможет их определить.
12. Ставить маленькие цели и достигать их
Чтобы развить в себе смелость и уверенность, лучше действовать тогда, когда есть серьезные шансы на успех (например, понимание, что наверняка получится выполнить два шага из трех). Допустим, подросток решил устроиться на работу после школы — стоит искать вакансию, для которой есть подходящие навыки. Если он обладает опытом присмотра за младшими детьми и умеет организовывать игры — значит, ему по силам стать организатором детских чтений в библиотеке. Достигнув этой цели, можно сделать следующий шаг — начать учить дошкольников читать. Преодолевая маленькие трудности, пробуя понемногу, можно «накопить» смелость на более серьезные вещи. Каждая решенная проблема добавит уверенности.
Низкая самооценка у ребенка: 10 способов помочь подростку обрести веру в себя?
Неуверенность ребенка в своих силах негативно сказывается не только на текущей жизни, но и на его будущих достижениях. Низкая самооценка у подростка не дает ему развиваться в полной мере. Мысли о том, что его засмеют, не поймут или учебная работа недостаточно хороша для всеобщего обозрения являются якорем, который мешает развитию.
Самооценка играет большую роль для развития личности ребенка. Основным шагом подростка на пути к успеху является возможность реально оценить свое место в обществе. Объективная самооценка помогает ребенку понять, что он действительно может сделать для успешной и счастливой жизни.
В раннем детстве чувство самовосприятия является безупречным. Но под воздействием внешних факторов (родители, родственники, воспитатели и окружающие люди) самооценка подвергается корректировке.
Содержание:
Признаки низкой самооценки у ребенка
Как понять, что у ребенка проблемы с самооценкой? Психологи выделяют ряд симптомов, которые могут указывать на низкую самооценку у ребенка.
Стоит учитывать, что все эти признаки могут проявляться по-разному. Это зависит от темперамента, характера, ситуации в семье и жизненного пути.
Причины заниженной самооценки у подростка
Психологи предполагают, что на заниженную самооценку детей и подростков влияют в первую очередь средовые факторы: обстановка в семье, наличие друзей, атмосфера в школьном классе. Также может влиять особенность темперамента и характера.
Многие родители могут заметить изменения в поведении в возрасте 6-7 лет, когда ребенок идет в первый класс. Он сталкивается с новыми переживаниями и трудностями, а влияние учителей и сверстников могут по-разному сказаться на самооценке. Чем больше дети ощущают тепла, любви и заботы в семье, имеют возможность обсудить сложные вопросы и поделиться переживаниями, тем быстрее они приспосабливаются к общественной жизни в новом социуме.
С переходом в среднюю школу (примерно в возрасте 11-12 лет) самооценка подростка начинает корректироваться под влиянием отношений со сверстниками.
Некоторые дети чувствуют себя неполноценными в силу личных особенностей:
Отношения в семье также могут стать весомой причиной низкой самооценки у ребенка: сильная опека или отсутствие доверия в семье негативно сказываются на подростке. Дети замыкаются в себе, часто думая, что взрослым они не нужны.
Некоторые родители могут сравнивать неуспех своего ребенка с положительным результатом сына/дочери подруги, подчеркивая, что другой ребенок лучше, умнее или сильнее. В ходе таких бесед подросток начинает сомневаться в своих силах, считая, что он недостаточно хорош.
Социальные контакты в школе с учителями и одноклассниками также влияют на формирование самооценки. Издевательства (травля) со стороны сверстников, унижение и запугивание со стороны педагогов могут вогнать ребенка в депрессивное состояние. Ребенку нужно знать, что дома его любят, ценят и всегда поддержат.
Как формируется самооценка?
На формирование самооценки ребенка в большей степени влияет поведение взрослых: родителей и учителей. С рождения ребенок смотрит на родителей, на их реакцию и ждет оценки его поведения, стремясь не разочаровать маму и папу.
Важно дать понять ребенку, что невозможно знать все – для человека свойственно совершать ошибки. А родители, как наставники, должны не ругать, а помогать и направлять.
Каждый ребенок уникален, а роль старших – раскрыть талант, не занижая способности.
4 этапа развития самооценки у ребенка:
Как родители влияют на самооценку детей?
Отзывчивые и любящие родители помогают ребенку развиваться с нормальной самооценкой. А негативные отношения в семье порождают неуверенность и замкнутость: ребенок зацикливается на своих неудачах, становится мнителен, порой проявляется агрессия и тревожность.
При формировании самооценки подростка важен стиль общения внутри семьи:
Важно понимать, что ребенок – это такой же член семьи. У него есть свое мнение на ситуацию или действие в его адрес. Стоит учитывать мнение ребенка в вопросах, которые касаются его косвенно или напрямую. Не стоит пренебрегать словами ребенка, так он может почувствовать свою ненужность и замкнуться в себе еще больше.
Как повысить заниженную самооценку у подростка?
Родитель должен передавать ребенку две важные идеи: «Я классный» и «Ты тоже классный. Даже чуть лучше меня».
Когда нужно обращаться к психологу?
Подростковый возраст – это важный и сложный период становления личности. Изменения происходят, как и физические, так и психологические. Ребенок находится в поиске идеалов, достигает новых целей, расставляет приоритеты.
Необходимо не допустить занижение самооценки на фоне так называемых «недостатков» и выдуманных комплексов. Если вовремя не справится с проблемой, отпечаток может отложиться на всю жизнь: неуверенность в себе мешает реализовать свои способности.
Важно, чтобы родители дали поддержку ребенку для создания хороших условия, для достижения результата. Если родители понимают, что самостоятельно помочь ребенку они не в силах, то необходимо обратиться к психологу за консультацией.
10 советов, которые помогут подростку поверить в себя:
Список достижений – ежедневно записывать в блокнот 5 хороших дел, которые сделал подросток за сегодня. Это не обязательно должны быть грандиозные дела. В список достижений можно внести, например, помощь бабушке на пешеходном переходе, уборку в своей комнате без напоминаний или сдачу теста на высший бал. Хвалите себя – так подсознание подмечает позитив и настраивает работу на добрую волну.
Разделяйте «шум» и полезные советы – каждый день подростка окружает много людей: сверстники, учителя, семья, друзья, знакомые и недоброжелатели. Кроме того, есть внутренний голос, который постоянно с вами. В череде такого шума и избытка информации можно запутаться. Люди любят давать советы, наставления, но они не всегда идут на пользу. Необходимо понимать, что есть «шум», а что тебе пойдет на пользу. Нужно решить для себя, какие слова полезны и справедливы, а какие тебе мешают и противоречат жизненным убеждениям. Во втором случае проще отойти в сторону и действовать так, как считаешь нужным. Научиться этому конечно сразу непросто, тут может помочь работа с психологом.
Уважай и люби себя – подросток склонен к самокритике. Но даже в такие моменты, не стоит забывать про уважение к себе. Когда негативные мысли зарождаются в голове, возьми блокнот, запиши все, что накипело (обидные слова, грубые замечания в свой адрес). В следующий раз при появлении подобных скажи «Стоп, я себя уважаю и не буду говорить с собой в таком тоне!». Глубоко вдохни и выдохни… Вспомни, сколько позитивного вокруг: «меня любят родители», «я побил свой рекорд на соревнованиях по бегу» или «своим решением я привел команду к победе». Используй эту технику каждый раз – выталкивая негатив из головы, в тебе остаются позитивные и добрые мысли.
Внутренний наставник – внутренний критик живет в каждом. А вот с Наставником сложнее. Научись поддерживать себя. Создай образ внутреннего Наставника, который будет тебя подбадривать. В роли помощника можно выбрать популярного актера, блогера, литературного героя или музыканта. Или, например, это может быть человек, которым ты восхищается. Когда критик начинает в тебе бушевать, спроси своего наставника: «Что ты думаешь по этому поводу?». Простой совет поднимет настроение и прогонит негатив.
Находи время на семью – не забывай проводить время с теми, кто любит тебя и принимает таким, какой ты есть – это твои родные. С друзьями конечно весело, но близкие дарят тебе бесценные эмоции безусловной любви.
Больше добрых дел – делая добро, чувствуешь себя полезным и нужным. Не знаешь с чего начать? Сперва можно просто выйти на улицу с большим пакетом и убрать мусор во дворе. Хорошее дело? Конечно. Или помогать приюту для животных – там всегда нужны лишние руки. Но не забывай о помощи родителям: помыть посуду, прибраться в комнате и пропылесосить –такие поступки обрадуют папу и маму в конце тяжелого рабочего дня.
Спроси совета у взрослого – если столкнулся с трудностями или просто нужно поговорить, найди взрослого, которому сможешь довериться. Выбери человека, с которым ты близок духовно – он тебя выслушает, попытается понять твои мысли и, возможно, даст полезный совет. Это может быть родственник, учитель или психолог.
Ценности в жизни – определи, что наиболее важно для тебя: семья, друзья, спорт, образование? Глядя на список, распредели свое время в порядке значимости. Ценности со временем могут меняться – это нормально. Не стесняйся задавать себе вопросы «Что для меня важно?», «Что я должен сделать, чтобы достичь успеха?».
Сочиняй мечты – воображение строит наше будущее. Придумай и запиши, а лучше нарисуй на бумаге, то, о чем мечтаешь. Такие мелочи вдохновляют на великие дела. Периодически просматривай список.
Маленькие достижения ведут в большой цели – порой сложно бывает взять и сделать все необходимое для большого результата. Начинай с малого: ставь маленькую цель и добивайся всего постепенно. Например, ты хочешь выучить китайский язык. Что стоит предпринять? Можно найти видео уроки в интернете, вникнуть в словообразование и написание. Следующим шагом найди языковую школу или репетитора – проведите пробное занятие. Понравилось? Вперед к новым свершениям! А через пару лет отправляйся в Китай на практику с носителями языка. Каждый шаг прибавит тебе уверенности. Так ты накопишь смелости на большие результаты. Большой путь начинается с первого шага.
Подводя итог…
Низкая самооценка у подростков негативно сказывается на положение в обществе, может стать причиной замкнутости, непонимания, конфликтов в семье и в коллективе. Комплекс неполноценности мешает детям развиваться и добиваться поставленных целей.
Ребенку нужно помочь составить положительное мнение о себе. Подросток должен понимать, что его любят, ценят, уважают. Это поможет адаптироваться в сложных социальных условиях, не потерять себя и двигаться дальше к успеху. С низкой самооценкой подросток начинает находить препятствия по всюду, видеть негатив там, где его нет.
Если вы столкнулись с проблемой заниженной самооценки у подростка и понимаете, что для ее преодоления нужна помощь – вы можете обратитесь за помощью к психологам нашего Центра. Студия практической психологии «Эмпатия» много лет специализируется на психологической помощи и поддержке подростков. Наши групповые занятия построены таким образом, чтобы помочь подростку в этот непростой жизненный период найти себя и стать увереннее. ПОДРОБНЕЕ
Также можно записаться на индивидуальную консультацию с психологом. ПОДРОБНЕЕ.
Причины заниженной самооценки у детей, как ее повысить
Самооценка очень важна для формирования личности. Если она является объективной, и человек с детства способен реально оценить свои возможности и место в социуме, то это является основным шагом на пути к успешной жизни. Изначально дети обладают безупречным чувством восприятия самих себя, но со временем оно подвергается различным изменениям в силу влияния родителей и окружающих людей.
Заниженная самооценка у детей и подростков негативно отражается на их адаптации в социуме и становится причиной непонимания в семье и коллективе. Ребенок ощущает постоянную неуверенность в себе, что способствует формированию комплекса неполноценности.
Самооценка формируется под воздействием внутренних и внешних факторов, включающих в себя личные достижения, внешность, вес, социальный статус родителей и оценку окружающих людей. Существует ряд признаков, по которым можно выявить заниженную самооценку в зависимости от индивидуальных особенностей человека и его поведения в целом:
Дети с заниженной самооценкой всегда сравнивают себя с другими, причем всегда в пользу последних. На фоне этого они запрещают себе радоваться, так как убеждены, что недостойны счастья в силу своей неполноценности. В этом случае дети ощущают себя одинокими и не принимают участия в общих играх или других видах деятельности совместно со сверстниками. Поэтому при возникновении конфликтных ситуаций они не находят поддержки в коллективе.
Характерные признаки неуверенности в себе могут встречаться у детей в различных комбинациях или по отдельности.
Специалисты считают, что причины появления у детей заниженной самооценки зависят от наследственности, воспитания и окружения.
В возрасте до 7 лет формирование самооценки происходит под влиянием родителей и учителей, поэтому чем больше дети будут ощущать заботы, внимания и любви в семье, тем увереннее будут чувствовать себя в коллективе. Но начиная с 12 лет, самооценка начинает формироваться в зависимости от отношения одноклассников и общения с ними.
Каждый человек индивидуален, но иногда в силу своей наследственности он ощущает себя неполноценным: врожденное заболевание, инвалидность, тип темперамента, умственные способности. Все это способно сформировать комплекс несостоятельности на фоне сверстников. Иногда причиной низкой самооценки является лишний вес или предрасположенность к полноте, что откладывает негативный отпечаток на сознании и порождает у детей ощущение неполноценности.
Издержки воспитания, которые способствуют появлению заниженной самооценки, могут выражаться как в чрезмерной опеке родителей, так и в отсутствии доверительных семейных отношений, в силу чего дети закрываются и считают себя причиной нелюбви со стороны взрослых. Нередко родители, сравнивая свое чадо с другими детьми, подчеркивают, что его успеваемость не так хороша, как у одноклассников и т. д. У ребенка начинает зарождаться неуверенность в собственных силах. Как правило, мужчины и женщины, воспитанные подобным образом, не способны привить своим детям уверенность в себе, т. к. сами не понимают, что это такое.
Социальные контакты детей вне семьи со сверстниками, педагогами, знакомыми тоже способны сформировать низкую самооценку. Унижения от одноклассников, запугивание со стороны учителей приводят к появлению депрессии и становятся причиной неуверенности в себе. Особенно важно мнение учителя для детей младшего и среднего школьного возраста, когда ученики воспринимают его слова как прописную истину.
Чаще всего подвержены заниженной самооценке дети и подростки, которые лишены родительской опеки в силу сложившихся обстоятельств. С раннего детства они считают себя несовершенными и не воспринимают себя как полноценную личность, рассматривая свое существование как помеху для окружающих на фоне ощущения беззащитности и отсутствия поддержки близких людей.
Заниженная самооценка является серьезным препятствием на пути достижения поставленных целей и дальнейшего развития личности. Опасность ее заключается в том, что неуверенные в себе дети постоянно испытывают чувство страха, вины и собственной неполноценности, тем самым постепенно отстраняясь от окружающих людей. В итоге уже во взрослом возрасте человек ощущает свою эмоциональную и телесную зажатость и стесняется выражать свое мнение другим.
Особенно обостряется чувство заниженной самооценки в подростковом возрасте на фоне развития выдуманных комплексов и недостатков. Если это вовремя не пресечь и не объяснить сыну или дочери, как правильно оценить свои данные и возможности, то негативный отпечаток может остаться на всю жизнь. В такой период родители должны быть особенно внимательными, чтобы вовремя распознать проблему и помочь избавиться ребенку от внутренних комплексов.
Психологи рекомендуют соблюдать следующие правила при общении с детьми, чтобы поднять их самооценку:
Если проблема низкой самооценки сохраняется у подростка на протяжении длительного времени, то избавиться от неуверенности поможет психолог или психотерапевт. Отсутствие своевременной корректировки поведения может стать причиной усугубления комплекса неполноценности и перерасти в депрессию или неврозы.
Комплекс неполноценности (заниженная самооценка) у детей и подростков. Признаки и причины его возникновения
Комплекс неполноценности мешает гармоничному развитию личности. Он возникает в детстве и часто остается на всю жизнь. Причем, внешне это не всегда заметно. Как же распознать заниженную самооценку и комплекс неполноценности? В чем их опасность для ребенка?
Заниженная самооценка или комплекс неполноценности — это постоянное, навязчивое ощущение себя хуже других, сопровождающееся постоянной неуверенностью в себе и своих силах.
Самооценка ребенка влияет на то, как ребенок умеет общаться, как реагирует на критику, как ведет себя в конфликтной ситуации, насколько сильно он стремится к общению, каких друзей себе выбирает.
Признаки заниженной самооценки у детей и подростков:
Эти признаки могут наблюдаться по отдельности или в разном сочетании.
Почему у ребенка заниженная самооценка? Основные причины:
Непостоянство уровня самооценки
Уровень самооценки может измениться: есть немало способов избавиться от комплекса неполноценности и стать уверенным в себе человеком. Более подробно можно прочитать в статье Как стать уверенным в себе?. Среди знаменитых людей, добившихся успехов, есть множество тех, кто в детстве имел низкую самооценку, но сумел справиться с ней. Уровень самооценки может стать ниже из-за серьезных неудач, длительной стрессовой обстановки, проблем общения с родителями и т.д.
Кто чаще страдает комплексом неполноценности?
Комплексу неполноценности подвержены дети, воспитывающиеся без родителей, нежеланные дети — они уже во младенчестве ощущают свою ненужность в мире. У них нет поддержки и опоры в виде родителей, они чувствуют себя несовершенными и не умеют себя любить, рассматривают себя как помеху, а не как свободную личность.
Опасность комплекса неполноценности
Комплекс неполноценности не только мешает развитию личности, но и может перерасти в затяжную депрессию, невроз, особенно если он усугублен иррациональным (необъяснимым, подсознательным) чувством вины. Кроме того, если ребенок или подросток страдает заниженной самооценкой, то у него могут быть страхи, фобии, и другие навязчивые состояния, могут возникнуть и психосоматические заболевания (физиологические заболевания на фоне психических факторов). Справиться с тяжелой формой этого комплекса помогут специалисты (психологи, психиатры, психоневрологи).
Фото: Екатерина Пашкова.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.
Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта