что делать если у гражданина несколько полисов обязательного медицинского страхования
Полис ОМС: используем правильно и не упускаем свою выгоду
Полис обязательного медицинского страхования (полис ОМС) есть практически у каждого. Но все ли знают, каковы нюансы его использования и какие услуги можно по нему получить?
Полис обязательного медицинского страхования — это документ, который подтверждает ваше право на получение бесплатной медицинской помощи на всей территории нашей страны (в соответствии с п. 1 ст. 45 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», далее — Закон № 326-ФЗ).
Действие полиса распространяется не на все медицинские услуги, а только на те, которые относятся к страховым случаям. Они перечислены в Базовой программе. В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, в следующих случаях:
(п. 6, ст. 35 Закона № 326-ФЗ)
Программы медицинского страхования некоторых регионов содержат дополнительные услуги (в том числе, профилактические), но конкретный список необходимо уточнять в документах, описывающих медицинские программы этих регионов.
Важно! Если вы обращаетесь в медицинское учреждение не в своем регионе, вы можете рассчитывать на бесплатное оказание только тех услуг, которые предусматривает программа вашего региона!
Лечение в стационаре по полису ОМС совершенно бесплатно для пациента (а оно возможно, если имеет место страховой случай). Это означает, что за лекарства и расходные материалы (шприцы, бинты) пациент также не платит.
Список бесплатных лекарств в разных регионах разный, поэтому уточняйте полный перечень в программах страхования вашего места проживания!
Внимание! Если вы находитесь на бесплатном лечении в стационаре и вас заставляют покупать лекарства или расходные материалы, вы можете пожаловаться в свою страховую компанию, Прокуратуру или Департамент здравоохранения.
Получение бесплатных лекарств вне стационарного лечения доступно в некоторых регионах для льготных категорий граждан.
Если вы поехали в другой регион нашей страны и там обратились за медицинской помощью, а полис ОМС с собой не взяли, вас могут попросить оформить временный полис ОМС.
Помните: скорую помощь вы можете получить в любом регионе, не предъявляя полис! В данном случае речь идет об амбулаторной или стационарной помощи!
Имейте в виду! «Временный» означает — на то время, которое требуется для изготовления постоянного полиса ОМС, чаще всего это 30 дней. Когда оно истечет, вам изготовят постоянный полис ОМС того региона, где вам оказывали помощь, и тогда полис в вашем «родном» регионе аннулируется. Например, если вы живете в Москве, то после получения полиса другого региона вы уже не сможете пользоваться бесплатными услугами в столице. Вас не будет «видеть» электронная система, вы не сможете записаться к врачу. А если решите пожаловаться, то жалоба будет перенаправлена в тот регион, который выдал новый полис.
Важно! Отправляясь в отпуск или командировку внутри нашей страны, обязательно берите полис ОМС с собой! В противном случае вы либо не сможете воспользоваться некоторыми бесплатными медицинскими услугами, либо принудительно получите новый полис и станете «клиентом» другого региона!
Это новый формат полиса. Его можно получить вместо документа старого образца (карточки или голубого листка).
Для того, чтобы получить электронный полис, необходимо обратиться в свою страховую компанию с соответствующим заявлением.
Электронный полис представляет собой карточку, на которой размещаются следующие сведения:
Помните! Электронным полисом сможете воспользоваться только вы! В него встроен чип, как у банковской карте, также он содержит ваше фото и подпись. Вашими персональными данными воспользоваться посторонние не вправе.
Да, Федеральный закон от 29.11.2010г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» дает такую возможность.
Сменить страховую компанию можно один раз в течение календарного года, но не позднее 1 ноября текущего года. Также сменить компанию можно в том случае, если вы меняете место жительства или прекращает действие договор о финансовом обеспечении ОМС между Московским городским фондом обязательного медицинского страхования и вашей предыдущей страховой компанией.
Вы имеете право выбрать любую медицинскую организацию из числа тех, что участвуют в реализации территориальной программы ОМС. Менять ее можно не чаще раза в год.
Прикрепиться можно такими способами:
1. Написать заявление в выбранной медицинской организации
2. Воспользоваться услугой на портале госуслуг Московского правительства (для жителей Москвы). Поиск нужного раздела: Здоровье → Медицинская помощь → Прикрепление к поликлинике.
Медицинский полис при переезде в другой город
Бесплатная медицина гарантирована гражданам РФ программой обязательного медицинского страхования. Медицинский полис при переезде в другой город не теряет своего значения и продолжает оставаться гарантом получения качественной медицинской помощи. При смене региона появляется потребность внести коррективы и заменить страховой документ, иначе список бесплатных услуг ограничится базовой программой страхования.
Принципы лечения по полису ОМС в другом регионе
Перемещение по стране и смена места жительства не влияет на гражданское право получения квалифицированной помощи в лечебном учреждении, которое участвует в программе обязательного страхования населения. Поэтому, на вопрос о том, действует ли полис ОМС в другом регионе или городе, есть однозначный ответ – да.
Закон гарантирует гражданам бесплатное лечение по всей территории Российской Федерации при предъявлении именного документа, подтверждающего факт страховки, а на оказание экстренной помощи человек вправе рассчитывать даже при отсутствии документов.
Если возникла потребность получить лечение в случае временного нахождения в другом городе (во время командировки, отдыха), достаточно обратиться в государственное лечебное учреждение и предъявить полис ОМС. Его наличие уже обязывает врачей лечить застрахованное лицо бесплатно. Ограничения действуют только в отношении спектра услуг. В другом регионе перечень медицинских услуг, оказываемых по полису ОМС, соответствует базовой программе страхования.
Действия в случае отказа
Требования оплаты лечения, предъявляемые лицу, у которого оформлен полис ОМС в другом регионе, незаконны. В случае отказа принять больного, ему следует написать претензию на имя главного врача или сделать звонок в СМК.
Если больного приняли, но заставили оплатить оказанную услугу, нужно:
сохранить чеки и квитанции;
по приезду домой сообщить о факте нарушения в территориальный Фонд ОМС по месту прописки;
ждать возмещения расходов.
Отсутствие страхового документа по причине забывчивости пациента, также не является законным поводом для отказа в лечении. Сотруднику больницы достаточно уточнить о его наличии в страховой компании по телефону.
Как действует медицинский полис при переезде в другой город
В страховом свидетельстве указаны личные данные гражданина, поэтому о любых изменениях нужно обязательно сообщить в страховую организацию. При несоответствии персональных сведений, полис придется менять.
Если переезд совершен в другой город в рамках одной области, необходимо:
зарегистрироваться в местной поликлинике с предъявлением медицинской карты и паспорта;
поставить отметку на страховом бланке в СМК.
О регистрации по новому адресу следует известить страховую компанию в течение 30 дней, после чего можно спокойно лечиться у местных врачей.
Замена полиса ОМС при переезде в другой регион
При смене субъекта РФ в качестве постоянного места проживания, требуется поменять регион полиса ОМС. Замена документа производится на основании заявления при предъявлении:
доказательств изменения прописки.
Заявить о необходимости переоформления свидетельства можно самому или с помощью представителя с оформленной доверенностью. До получения нового полиса выдается временный страховой документ.
Электронный полис обязательного медицинского страхования также подлежит обязательной замене. Но пластиковое свидетельство выдают не все СМК, поэтому иногда его можно поменять только на новый бумажный полис.
Часто задаваемые вопросы
С этим документом все граждане РФ могут получить бесплатную медицинскую помощь на всей территории РФ* по ОМС. Помощь можно получить в государственных и частных клиниках, которые работают в системе ОМС.
Можно получить первичную медико-санитарную помощь, включая профилактическую помощь, скорую медпомощь, специализированную медпомощь, в том числе высокотехнологичную – перечень услуг в системе ОМС очень большой, поэтому лучше проконсультироваться с лечащим врачом в поликлинике или обратиться к страховым представителям «СОГАЗ-Мед».
У вас есть вопросы о том, какие медуслуги можно получить бесплатно по полису ОМС, или как проверить состояние здоровья? Или вы уже столкнулись со сложностями в больнице, когда требуют оплатить медпомощь, которая должна предоставляться бесплатно, вынуждают долго ждать очереди для записи к врачу или на обследование? Страховые представители «СОГАЗ-Мед» защитят ваши права и помогут вам. Обратитесь на сайте в чате или через форму обращения, позвоните на круглосуточный бесплатный номер контакт-центра 8-800-100-07-02.
Для получения полиса ОМС вам необходимо лично или через своего представителя (по доверенности*) обратиться в страховую компанию «СОГАЗ-Мед» в вашем регионе.
Полис ОМС оформляется на основании заявления о выборе (замене) страховой медицинской организации (далее – заявление), которое подается:
— непосредственно в страховую медицинскую организацию
— через форму на официальном сайте Территориального фонда ОМС**
— через форму на Едином портале «Госуслуги»**
Для оформления полиса ОМС предлагаем обратиться в ближайший к вам офис «СОГАЗ-Мед» или воспользоваться сервисом «Электронная заявка» на сайте компании.
*Оформляется в простой письменной форме и не требует нотариального заверения
**Необходимо наличие подтверждённой учетной записи
Застрахованные лица обязаны уведомить страховую медицинскую организацию об изменении фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, места жительства в течение одного месяца со дня, когда эти изменения произошли*
* В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
Вы можете выбрать страховую компанию по ОМС независимо от регистрации по месту жительства.
Для этого необходимо лично или через своего представителя подать заявление о выборе (замене) страховой медицинской организации:
— непосредственно в офисе страховой компании
— через форму на официальном сайте Территориального фонда ОМС*
— через форму на Едином портале «Госуслуги»*
Сменить страховую медицинскую организацию можно один раз в течение календарного года не позднее 1 ноября. Чаще смена возможна в случае изменения места жительства (за исключением случаев переезда на новое место жительства в пределах одного субъекта Российской Федерации) или прекращения деятельности страховой компании в субъекте РФ.
*Необходимо наличие подтверждённой учетной записи
Полис ОМС старого образца остается действующим до замены его на полис ОМС единого образца*
Для получения полиса ОМС единого образца вы можете лично или через своего представителя обратиться в ближайший пункт выдачи полисов страховой компании «СОГАЗ-Мед» в вашем регионе.
*Согласно Федеральному закону от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
Получить полис ОМС за гражданина может представитель застрахованного лица, а для ребенка – законный представитель.
Для подачи заявления на оформление полиса ОМС представителем застрахованного лица вместе с документами застрахованного лица, необходимыми для оформления полиса ОМС, также требуется предъявить документы представителя.
Для законного представителя ребенка:
— документ, удостоверяющий личность;
— документ, подтверждающий полномочия законного представителя.
Для представителя застрахованного лица:
— документ, удостоверяющий личность представителя;
— доверенность на регистрацию в качестве застрахованного лица в выбранной страховой медицинской организации*
Образец доверенности для представителя застрахованного лица размещен на официальном сайте «СОГАЗ-Мед» в разделе «Получение полиса» подраздел «Формы доверенностей для представителя застрахованного лица».
Для законного представителя ребенка доверенность не требуется.
*В соответствии со ст. 185 Гражданского Кодекса РФ доверенность выдается в простой письменной форме от одного лица другому лицу и не требует нотариального заверени я.
В случае утери полиса ОМС, выданного страховой компанией «СОГАЗ-Мед», вам необходимо обратиться в «СОГАЗ-Мед» с заявлением о выдаче дубликата полиса ОМС или переоформлении полиса ОМС, которое подается:
— непосредственно в страховую медицинскую организацию
— через форму на официальном сайте Территориального фонда ОМС*
— через форму на Едином портале «Госуслуги»*
*Необходимо наличие подтверждённой учетной запис и
Обязательное медицинское страхование детей со дня рождения и до истечения 30 дней со дня государственной регистрации рождения осуществляется страховой медицинской организацией, в которой застрахованы их матери или другие законные представители*
По истечении тридцати дней со дня государственной регистрации рождения ребенка и до достижения им совершеннолетия, либо после приобретения им дееспособности в полном объеме, обязательное медицинское страхование осуществляется страховой медицинской организацией, выбранной одним из его родителей или другим законным представителем.
Полис ОМС на ребенка может получить законный представитель, подав заявление о выборе (замене) страховой медицинской организации (СМО):
— непосредственно в страховую медицинскую организацию;
— через форму на официальном сайте Территориального фонда ОМС;**
— через форму на Едином портале «Госуслуги».**
С перечнем всех необходимых документов для подачи заявления в письменной форме вы можете ознакомиться в разделе «Получение полиса» – подраздел «Перечень документов для получения полиса ОМС».
* В соответствии с ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
**Необходимо наличие подтверждённой учетной записи
При оформлении полиса ОМС в страховой медицинской организации информацию о готовности полиса можно узнать:
— на сайте «СОГАЗ-Мед» в разделе «Адреса и офисы» соответствующей территории (кнопка «О филиале», блок «Проверка готовности полиса ОМС»), указав номер выданного вам временного свидетельства.
— получив соответствующее сообщение по электронной почте или СМС, если при подаче заявления были оставлены контактные данные и дано согласие на получение информационного сообщения.
— В пункте выдачи полисов, в котором подавали заявление и получили временное свидетельство.
При подаче заявления о выборе (замене) страховой медицинской организации в электронной форме через Единый портал «Госуслуги» или через сайт Территориального фонда ОМС, узнать о готовности полиса ОМС можно через сайт Территориального фонда ОМС или в личном кабинете портала «Госуслуги».
Иностранный гражданин имеет возможность оформить в РФ полис ОМС в случае, если относится к одной из категорий:
— постоянно или временно проживающий в РФ;*
— лицо без гражданства, постоянно или временно проживающее в РФ;*
— член коллегии Комиссии, должностных лиц и сотрудников органов ЕАЭС, находящихся на территории РФ;**
— лицо, имеющее статус «беженец».***
* В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
** В соответствии со ст. 13.5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»,
*** В соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. №4528-1 «О беженцах»
Если ребенок является иностранным гражданином, то для получения полиса ОМС необходимо предоставить:
— документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка;
— свидетельство о рождении ребенка либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;
— разрешение на временное проживание на территории РФ ребенка или вид на жительство ребенка на территории РФ.
Если ребенок иностранного гражданина является гражданином РФ, полис ОМС ему оформляется в общем порядке.
Военнослужащие и приравненные к ним лица не относятся к категории граждан, подлежащих обязательному медицинскому страхованию.* Полис ОМС военнослужащим не выдается.
Граждане, уволенные с военной службы, могут получить полис ОМС.
*Согласно ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
Для признания недействительным полиса ОМС гражданам, призванным на военную службу или приравненную к ней службу,* необходимо обратиться в любую страховую медицинскую организацию или любой Территориальный фонд ОМС в регионе для оформления заявления о сдаче (утрате) полиса.
При себе необходимо иметь:
— документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина РФ или временное удостоверение личности гражданина РФ выдаваемое на период оформление паспорта);
— полис ОМС (предоставляется при сдаче полиса).
* В соответствии с ч. 1 ст. 49.1 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» действие полиса ОМС приостанавливается в случае призыва (поступления) на военную службу или приравненную к ней службу на срок прохождения застрахованным лицом указанной службы.
Согласно ч. 3. ст. 49.1 Федерального закона граждане Российской Федерации, указанные в части 1 настоящей статьи (за исключением проходящих военную службу по призыву), обязаны сдать полис ОМС или сообщить о его утрате.
В рамках базовой программы ОМС (вне зависимости от региона оформления полиса ОМС) бесплатно предоставляются:
— первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная;
— специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная;
— скорая, в том числе скорая специализированная (за исключением санитарно-авиационной) медицинская помощь;
— паллиативная медицинская помощь, в том числе паллиативная первичная медицинская помощь, включая доврачебную и врачебную медицинскую помощь, а также паллиативная специализированная медицинская помощь.
По ОМС осуществляется финансовое обеспечение:
— мероприятий по диспансеризации и профилактическим медицинским осмотрам отдельных категорий граждан;
— вспомогательных репродуктивных технологий (ЭКО), включая лекарственное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— мероприятий по аудиологическому скринингу;
— мероприятий по медицинской реабилитации, осуществляемой в медицинских организациях;
— оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями;
— высокотехнологичной медицинской помощи в медицинских организациях, участвующих в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования.
Базовая программа ОМС является составной частью Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Программа обновляется и утверждается ежегодно.
Полис обязательного медицинского страхования действует на всей территории Российской Федерации*. За пределами региона получения полиса ОМС медицинская помощь предоставляется в объеме, предусмотренном базовой программой обязательного медицинского страхования.
Если вам отказали в медицинской помощи по полису ОМС, выданном в другом субъекте РФ, следует обращаться в Территориальный фонд ОМС региона местонахождения или в свою страховую медицинскую организацию.
*В соответствии со ст. 45 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Вы имеете право выбирать любую медицинскую организацию оказывающую услуги по ОМС, но не чаще, чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина).*
Вы можете лично или через своего представителя обратиться в выбранную медицинскую организацию и оформить в ней письменное заявление о прикреплении.
Выбрать и прикрепиться к поликлинике можно и через интернет с помощью портала «Госуслуги»**. Услугой могут воспользоваться лица, достигшие 18-ти лет.
С подробной информацией можно ознакомиться на главной странице сайта «СОГАЗ‑Мед» в разделе «Как прикрепиться к поликлинике и записаться к врачу»
* В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
** В случае наличия данной услуги в регионе
Да, можете, но не чаще, чем один раз в год за исключением замены медицинской организации.*
— врача общей практики (семейного врача);
Для этого необходимо подать заявление лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации. Точно так же можно заменить лечащего врача, подав заявление и указав причину.
*В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
Первичная специализированная медико-санитарная помощь осуществляется:
— по направлению врача-терапевта участкового, врача–педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;
— в случае самостоятельного обращения в медицинскую организацию, в том числе выбранную, с учетом порядка оказания медицинской помощи.
Следует обратиться за помощью к лечащему врачу в поликлинику по месту прикрепления по полису ОМС. Далее лечащий врач выдаёт направление на госпитализацию и занимается подготовкой соответствующих документов. Оформленное направление в течение трёх дней передаётся в медицинское учреждение (лично, по почте, через интернет), работающее в рамках ОМС (если ВМП включено в базовую программу ОМС). В случае оказания ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, направление передается в региональный орган управления здравоохранением, который оформляет талон на оказание ВМП. Комиссия выбранной для оказания ВМП медицинской организации решает, имеются ли показания для высокотехнологичного лечения. Это происходит в течение 7-ми рабочих дней.
В запланированное время производится госпитализация пациента. После лечения медперсонал даёт рекомендации по дальнейшим действиям пациента и записывает их в медицинскую карту.
Перечень является неотъемлемой частью Территориальной Программы.
Если лечебное учреждение предлагает оплатить услуги, необходимо обратиться в страховую компанию, выдавшую полис ОМС и удостовериться, что данная услуга действительно может быть оказана только на платной основе.
Если Вы уже заплатили за медицинские услуги, необходимо сохранить чеки (или же другие платежные документы, подтверждающие оплату), чтобы потом обратиться в страховую компанию с заявлением о рассмотрении вопроса о законности взимания денег. В каждом случае, когда предлагают оплатить медицинские услуги, необходимо в первую очередь получить консультацию по данному вопросу в страховой медицинской организации, выдавшей страховой полис ОМС.
В этом случае лечащий врач, назначивший пациенту обследование или консультацию* специалиста по медицинским показаниям, обязан оформить направление в другое медицинское учреждение, работающее в системе ОМС. Там бесплатно в плановом порядке будет проведена требуемая консультация. В случае затруднения с предоставлением консультации необходимо обратиться к заведующему отделением, главному врачу поликлиники или его заместителю, а также в страховую медицинскую организацию, выдавшую вам полис ОМС.
*Если обследование входит в Территориальную программу обязательного медицинского страхования.
— Сроки ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме не должны превышать 2 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию.
— Сроки ожидания оказания специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи, в том числе для лиц, находящихся в стационарных организациях социального обслуживания, не должны превышать 14 рабочих дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию, а для пациентов с онкологическими заболеваниями – 7 рабочих дней с момента гистологической верификации опухоли или с момента установления предварительного диагноза заболевания (состояния).
— Сроки ожидания приема врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-педиатрами участковыми – не более 24 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию.
— Сроки проведения консультаций врачей-специалистов – не более 14 рабочих дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию, в случае подозрения на онкологические заболевание не должны превышать 3 рабочих дня.
— Сроки проведения диагностических инструментальных (рентгенографические исследования, включая маммографию, функциональная диагностика, ультразвуковые исследования) и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи – не более 14 рабочих дней со дня назначения.
— Сроки проведения компьютерной томографии (включая однофотонную эмиссионную компьютерную томографию), магнитно-резонансной томографии и ангиографии – не более 14 рабочих дней со дня назначения.
— Сроки проведения диагностических инструментальных и лабораторных исследований в случае подозрения на онкологические заболевания не должны превышать 7 рабочих дней со дня назначения исследований.
— Время прибытия бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова. В территориальных программах время прибытия бригад скорой медицинской помощи может быть обоснованно скорректировано с учетом транспортной доступности, плотности населения, а также климатических и географических особенностей регионов.
Указанные сроки оказания медицинских услуг определяются Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. В рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования эти сроки могут быть скорректированы. Информацию, актуальную для вашего региона, уточняйте в контакт-центре «СОГАЗ‑Мед» по телефону 8-800-100-07-02 (звонок бесплатный).
Страховые представители – это специалисты страховой компании, обладающие необходимыми знаниями в сфере законодательства для защиты прав застрахованного. В перечень их обязанностей входят:
— консультирование застрахованных, помощь в выборе врача;
— сопровождение плановой госпитализации для оказания специализированной медицинской помощи;
— напоминание о необходимости прохождения профилактических мероприятий;
— контроль качества оказанной медицинской помощи в медицинских организациях, работающих в системе ОМС;
— решение вопросов возврата денежных средств застрахованным лицам в случае необоснованного предоставления помощи на платной основе медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь в системе ОМС.
Для получения консультационной помощи страховых представителей «СОГАЗ‑Мед» необходимо обратиться по круглосуточному телефону контакт-центра компании 8-800-100-07-02 (звонок по России бесплатный), задать вопрос в онлайн-чате на главной странице сайта «СОГАЗ‑Мед» или обратиться в один из офисов компании.
Узнать о перечне оказанных услуг медицинских услуг и их стоимости в электронном виде можно через:
— региональный портал государственных и муниципальных услуг;
— официальный сайт органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья;
— территориальный фонд обязательного медицинского страхования путем создания личного кабинета пациента.
Для получения информации о перечне оказанных медицинских услуг и их стоимости на бумажном носителе застрахованное лицо (законный представитель) обращается с заявлением* в филиал страховой компании, в котором он застрахован или через официальный сайт АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед». Информация о перечне оказанных медицинских услуг предоставляется по форме Приложения 1** лично застрахованному лицу (законному представителю), либо направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
*Обращение рассматривается в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
**Форма утверждена Приказом ФФОМС от 16.10.2015 г. №196
Если вы считаете, что столкнулись с коронавирусной инфекцией и у вас поднялась температура и появились такие симптомы, как кашель или затрудненное дыхание, нужно немедленно обратиться к врачу для подтверждения диагноза и получения необходимой медицинской помощи. Лучше воздержаться от посещения медучреждения и вызвать на дом врача по телефону, указанному на сайте вашей поликлиники или скорую помощь по номеру 103. До приезда врача сведите к минимуму контакты с членами семьи.
Вся медицинская помощь при лечении коронавирусной инфекции оказывается по полису ОМС.
Основные симптомы коронавирусной инфекции – это высокая температура тела, сухой кашель, затрудненное дыхание, чихание. В подавляющем большинстве случаев данные симптомы связаны не с коронавирусом, а с обычной ОРВИ. Также могут появляться озноб, головная боль, слабость, заложенность носа, боли в мышцах, конъюнктивит, потеря обоняния и вкуса. В некоторых случаях могут быть симптомы желудочно-кишечных расстройств: тошнота, рвота, диарея. Если вы почувствовали недомогание, оставайтесь дома до выздоровления, даже если у вас слабо выраженные симптомы заболевания – головная боль, невысокая температура (37,3°C) или небольшой насморк.
Если вы просите кого-то приносить вам продукты и ходить за вас в магазин, пользуйтесь маской, чтобы не заразить приходящего к вам человека.
Если у вас повышенная температура тела, кашель и затруднение дыхания – звоните в скорую (103 с мобильного), не забудьте сказать врачу о том, что недавно вернулись из региона с коронавирусом.
Если вы считаете, что столкнулись с коронавирусной инфекцией и у вас поднялась температура и появились такие симптомы, как кашель или затрудненное дыхание, обратитесь за медицинской помощью, вызвав врача или скорую помощь.
Врач из поликлиники обязан прийти в течение 24 часов. Если чувствуете, что состояние ухудшается, а ждать врача еще долго позвоните в «скорую» (телефон 103 или 112). При наличии явной угрозы жизни бригада должна приехать в течение 20 минут.
Самостоятельная сдача анализов на коронавирус не предусмотрена. Обследование на COVID-19 назначается медицинскими работниками в случае:
— наличия медицинских показаний с симптомами ОРВИ и/или внебольничной пневмонии;
— контактных лиц, при проявлении симптомов, не исключающих COVID-19.
Забор проб для анализа осуществляет медицинский работник.
Горячая линия по вопросам, связанным с коронавирусом (Роспотребнадзор): 8-800-555-49-43, звонок по России бесплатный.
Единый телефонный номер по вопросам связанных с COVID-19, и для вызова врача на дом: 122.
Горячая линия по вопросам, связанным с коронавирусом в Московской области: 8-800-550-50-30.
С мая 2021 г. все граждане Российской Федерации, возвращаясь из-за границы любым транспортом, должны дважды сдавать тест на COVID-2019 и вносить результаты на портал «Госуслуги». Первое тестирование – в течение 3 календарных дней после прибытия в РФ, второе – в срок до 5 дней со дня въезда (не менее суток после первого теста). Необходимо соблюдать самоизоляцию до получения результатов тестирования.
Нельзя покидать место своего проживания, посещать учебу и работу. А также, если у вас имеются признаки ОРВИ (лихорадка, кашель и другое), незамедлительно вызывайте врача на дом или скорую помощь. Важно не посещать поликлинику. По телефону 8-495-870-45-09 ответят, как оформить больничный лист (для жителей Москвы). Специалисты примут заявку, и в течение двух дней курьер доставит больничный лист на дом. Больничные листы будут выдаваться здоровым людям независимо от самочувствия. Если из стран с неблагополучной эпидситуацией приехали несколько членов семьи, больничные листы оформят на всех по одной заявке.
Номера отделений Фонда социального страхования в регионах РФ указаны на главной странице сайта Фонда.
Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2020г. № 710-р и приказом Минздрава РФ № 198н от 19.03.2020 «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» было временно приостановлено проведение диспансеризации и профилактических медицинских осмотров.
Окончательное решение о возобновлении профилактических мероприятий принимается высшими должностными лицами субъектов РФ в зависимости от санитарно-эпидемиологической ситуации с COVID-19 в регионе.
На текущий момент МЗ РФ возобновляет диспансеризацию и профилактические мероприятия в регионах со спокойной эпидемиологической обстановкой. МЗ РФ утвердил временные методические рекомендации по организации проведения профилактических осмотров и диспансеризации в условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции от 06.07.2020г. Вы можете обратиться непосредственно в поликлинику по месту прикрепления или в филиал АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» в регионе с целью уточнения возможности и порядка проведения диспансеризации или профилактического медицинского осмотра.
Недопустим отказ застрахованным лицам в оказании медицинской помощи по территориальным программам ОМС, в том числе в связи с отсутствием при госпитализации результатов лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Согласно приказу Министерства здравоохранения РФ № 1288 от 04.12.2020 при плановой госпитализации обязательное ПЦР-тестирование отменяется.
Госпитализация осуществляется ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРИ НАЛИЧИИ НАПРАВЛЕНИЯ, выданного лечащим врачом, оказывающим первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях в медицинской организации, к которой пациент постоянно прикреплен, или выданного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Сдать тест на коронавирус можно как в государственных больницах (при этом понадобится направление от врача), так и в частных медицинских учреждениях. Исключение составляет Москва, где можно сделать анализ и без назначения. В городе открыты 207 пунктов, куда может записаться любой житель столицы, и тест сделают совершенно бесплатно.
Если вы захотите сдать анализ в частной поликлинике, направление не потребуется. Однако процедура – платная и каждая организация самостоятельно устанавливает стоимость.
Для выполнения теста используются ПЦР-системы производства научного центра «Вектор» Роспотребнадзора. Перечень частных лабораторий представлен на сайте Роспотребнадзора.
Биоматериал для исследования – это мазок из ротоглотки. Специальная подготовка к анализу не нужна, достаточно соблюдать общие правила. Перед проведением ПЦР-теста на 2 часа воздержитесь от курения, не принимайте пищу и не пейте; за 30 минут нельзя жевать жвачку, конфеты, полоскать горло, пользоваться спреями или каплями для носа.
Результаты исследования будут готовы в течение 2 дней.
Новые временные правила по оформлению больничных листов нетрудоспособности (постановление Правительства от 18.03.2020 № 294) – новый порядок действует с 20 марта по 1 июля 2020 года и распространяется на застрахованных лиц, прибывших в Россию из стран, где зарегистрированы случаи заболевания коронавирусом, а также на тех, кто проживает вместе с этими людьми и находиться в режиме двухнедельной самоизоляции.
Фонд социального страхования (ФСС) оформляет дистанционно электронные больничные для граждан РФ. Для оформления электронного больничного необходимо зайти на сайт ФСС в личный кабинет ЗЛ при наличии подтвержденной учетной записи в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), заполнить заявление на получение листка нетрудоспособности и приложить фото документов. Справочный телефон ФСС – 8 495 668 02 34.
Узнать телефон Горячей линии ФСС в регионах можно на главной странице сайта Фонда социального страхования.
Жители Москвы могут сообщить о себе по телефону горячей линии: 8-495-870-45-09 (ежедневно с 08:00 до 21:00) или на портале mos.ru. Временный порядок выдачи больничных действует в Москве до 1 июля 2020 года. Для получения больничных листов или справок (для учащихся) необходимо сказать об этом оператору или поставить соответствующую отметку в анкете на сайте. В течение четырех дней курьер доставит больничный лист на дом.
В настоящее время оказание стационарной медицинской помощи в плановой форме осуществляется при наличии направления, выданного лечащим врачом поликлиники, к которой вы прикреплены. Для получения направления на госпитализацию вам необходимо обратиться через телефон регистратуры поликлиники для вызова врача на дом или записи на прием. Обязательное ПЦР-тестирование перед плановой госпитализацией проходить не нужно.
Ограничений на оказание плановой медицинской помощи пациентам с онкологическими, сердечно-сосудистыми и эндокринными заболеваниями, а также проведение диализа (заместительной почечной терапии) в данный период нет. Медицинские организации постепенно переходят на обычный режим плановой госпитализации в зависимости от эпидситуации в регионе.
Тестирование по методу ИФА показывает количество антител (иммуноглобулинов) к коронавирусной инфекции в крови человека. Наличие таких антител позволяет выявить тех:
— кто не болел COVID-19;
— кто болеет на данный момент;
— у кого формируется иммунитет.
IgM – антитела, указывающие на то, что заболевание протекает на данный момент.
IgG – наличие этих антител, говорит о формирующемся иммунитете.
Тестирование на антитела к коронавирусной инфекции помогает выявить тех, кто переболел COVID-19. Если антитела обнаружены, значит, организм среагировал на встречу с вирусом. Антитела могут сохраняться, даже если самого вируса в организме уже нет.
Для подробного описания результатов проведенного исследования и получения дальнейших рекомендаций вам необходимо обратится к своему лечащему врачу.
Течение коронавирусной инфекции может вызывать многочисленные осложнения, поэтому пациентам, перенесшим COVID-19, для восстановления после болезни рекомендуется пройти реабилитационную программу.
Для получения направления на медицинскую реабилитацию необходимо обратиться в государственную поликлинику по месту жительства, к своему лечащему врачу. Наличие медицинских показаний и объем медицинской помощи в каждом конкретном случае определяет лечащий врач.
Необходимость в проведении реабилитации и объем медицинской помощи в каждом конкретном случае определяет лечащий врач.
Реабилитация показана следующим гражданам:
— пациентам с COVID-19, перенесшим длительную искусственную вентиляцию легких продолжительностью от 2 до 5 недель;
— пациентам, которым проводилась экстракорпоральная мембранная оксигенация (метод, направленный на поддержание пациентов, находящихся в критическом состоянии с острой дыхательной или сердечной недостаточностью);
— другим пациентам, исходя из клинических показаний, результатов инструментальных и лабораторных исследований.
Для получения направления на медицинскую реабилитацию необходимо обратиться в государственную поликлинику по месту жительства, к своему лечащему врачу.
Необходимость в проведении реабилитационных мероприятий и объем медицинской помощи в каждом конкретном случае определяет лечащий врач.
На сегодняшний день в России были зарегистрированы 4 вакцины: «Гам-КОВИД-Вак» (торговая марка «Спутник V») и «Спутник Лайт», разработанные Национальным исследовательским центром эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи Минздрава России, «ЭпиВакКорона», созданная Государственным научным центром вирусологии и биотехнологии «Вектор», и «Ковивак», которую разработал Федеральный научный центр исследований и разработки иммунобиологических препаратов им. М.П. Чумакова Российской академии наук. Массовая вакцинация в РФ началась в январе 2021 года.
Иммунитет сохраняется от 1 года до 2-х лет в зависимости от использованной вакцины.
Чтобы подобрать более подходящую вакцину вам необходимо проконсультироваться у своего лечащего врача.
Вы можете позвонить на единую горячую линию по коронавирусу: 112, либо на горячие линии, работающие в каждом регионе, где вам помогут подобрать пункт вакцинации. Если запись отменяют из-за нехватки вакцины, жителей предупреждают и перенаправляют в другой пункт.
При наличии показаний лечащего врача, перед вакцинацией необходимо пройти предварительное обследование. Это позволит избежать нежелательных последствий. Необходимые анализы назначит врач.
Вакцинацию нельзя проходить в следующих случаях:
— при острых инфекционных заболеваниях и обострениях хронической соматической патологии;
— в случае аллергической реакции к компонентам вакцины;
— во время беременности и при кормлении грудью;
— при тяжелых аллергических реакциях в анамнезе;
— вакцинация может быть противопоказана в возрасте старше 60 лет.
В настоящее время вводить вакцину не рекомендуется пациентам с туберкулезом, новообразованиями, гепатитами В и С, сифилисом, ВИЧ, перенесенным в течение года острым коронарным синдромом или инсультом, а также если вы планируете в ближайшие три месяца зачать ребенка.
В каждом конкретном случае лечащий врач проводит предварительный осмотр пациента с измерением температуры тела и определяет наличие показаний и противопоказаний к вакцинации. Как правило, в случае если температура тела превышает 37С, вакцинацию не проводят.
Вакцинироваться можно будет в медицинской организации по месту жительства. Вакцинация будет бесплатной. В приоритетном порядке прививка показана:
— работникам медицинских, образовательных организаций, социального обслуживания;
— лицам, проживающим в организациях социального обслуживания;
— лицам с хроническими заболеваниями.
— работникам транспорта и энергетики;
— сотрудникам правоохранительных органов;
— лицам, работающим вахтовым методом, волонтерам, военнослужащим;
— работникам сферы услуг.
— обучающимся в образовательных организациях старше 18 лет;
— лицам, подлежащим призыву на военную службу.
Прививка от гриппа не эффективна от коронавируса. Также, вакцина от коронавируса совместима с прививками, предусмотренными национальным календарем. Абсолютных противопоказаний для введения вакцин в один период времени нет.
Человек считается выздоровевшим если насыщение крови кислородом 96% и выше, температура тела 37,2 С и ниже, однократный отрицательный ПЦР-тест (если нет, то следующий анализ через 3 дня).