что делать если ты получаешь неактуальную информацию по функционалу который ты должен протестить
Как тестировать сайты
Допустим, вы сделали сайт, но у вас нет тестировщика, который может всё проверить. Вот короткая инструкция, на что смотреть, чтобы с большой вероятностью после запуска всё было в порядке.
Когда тестирование полезно
В больших компаниях каждым пунктом из этой статьи могут заниматься целые отделы, сотрудники которых досконально проверяют каждую мелочь — руками или автоматически. Но представим, что сейчас под рукой нет IT-департамента. Что можно сделать самостоятельно и быстро, чтобы проверить, что всё работает как задумано.
Предупреждение: статья не претендует на академическую полноту, но точно поможет что-нибудь не упустить.
Всё посмотреть и прокликать
Сначала нужно проверить, что всё выглядит, как задумано заказчиком — сайт совпадает с макетом, кнопки работают и ссылки ведут, куда нужно.
Что проверять:
Иногда используют автоматические тесты, которые сравниваются отрендеренный результат кода аля интерфейс с рендер-версией приложения. Фактически, это сравнение скриншотов. Конечно, автотесты можно подготовить и для тестирования интерактивных элементов.
Фрагмент реального сайта о том, что тестирование полезно
Инструменты:
Ошибки JavaScript
Если в коде есть ошибки, их будет видно в консоли разработчика. Также там можно обратить внимание на запросы (время и коды ответов) и посмотреть размер загружаемых файлов. И если размер большой, обсудить с разработчиками оптимизацию кода на JavaScript, шрифтов и изображений.
Валидность кода
Нужно убедиться, что код удовлетворяет стандартам HTML/CSS, для этого есть специальные валидаторы. Узнайте, как проверить валидность HTML.
Веб-формы
Формы — кладезь пользовательских данных и одновременно потенциальный источник уязвимостей. Формы должны быть удобными для пользователя и безопасными для сайта.
Что проверять:
Неправильные ссылки
Проверьте, что все ссылки ведут на настоящие сайты и не ведут на 404. Для этого тоже есть несколько инструментов. На главной не должно быть ссылки на главную.
Уберите ссылку на главную с главной
Локализация
Если пользователи сайта говорят на разных языках, сайт локализуют — готовят тексты на разных языках и добавляют переключалку с флагами.
Но недостаточно проверить перевод текстов в интерфейсе, ошибок и документации — есть ещё ряд нюансов. Например, нужно проверить представление дат и времени, поддерживает ли шрифт локальные символы, и есть ли режим RTL для стран, где текст читается справа налево.
Производительность сайта
Пользователи уходят, если сайт грузится медленно. Поэтому нужно проверить, что ваш сайт не такой.
Что проверять
Иногда скорость загрузки зависит от контента, который используется на странице. Вот советы, как его оптимизировать.
Критерии качества
На курсах HTML Academy сайты верстают и готовят к публикации на основе критериев качества — длинного списка правил, который нужен, чтобы делать сразу хорошо. Критерии включают не только то, что написано в этой статье — там гораздо больше мелочей, которые должен знать хороший фронтенд-разработчик.
Делать сразу хорошие сайты
Всё, что нужно фронтендеру — на курсах HTML Academy. Научитесь всему, чтобы у тестировщиков закончилась работа.
Что делать если ты получаешь неактуальную информацию по функционалу который ты должен протестить
Ситуация: вам необходимо производить тестирование приложения, которое очень часто обновляется с минимальными изменениями (примерно раз в 2 дня или чаще). Как бы вы тестировали данное приложение, чтобы минимизировать свои трудозатраты?
Ситуация: вам необходимо протестировать кнопку “старт” в веб-приложении, кнопка находиться на 3-ей по счёту странице, начиная со стартовой? Как вы будете тестировать этот функционал?
Ситуация: Есть проект, для которого написано 500 тестов. Приходит заказчик и говорит, что хочет продать продукт и должен быть уверенным, что он рабочий. И хочет, чтобы вы прогнали все эти тесты. Как вы оцените трудозатраты (кол-во дней/часов) и как будет общаться с заказчиком по этому поводу?
Ситуация: Вы попали на новый проект и вы единственный тестировщик на нём. С чего вы начнёте в первую очередь?
Ситуация: У вас есть приложение, которое вычисляет среднее значение оценок студента. Какие входные параметры нам необходимо будет проверять?
Давеча проходил тут интервью)
И была задачка, как считаете правильно на нее отвечать?)
Добрый день.
Представьте ситуацию:
К вам приходит менеджер и говорит, что он придумал, а разработчик уже написал новый сервис, который называется «Сервис деления». Это веб-сервис, менеджер дает вам ссылку-url, вы открываете её в браузере. Всё, что вы видите — это 2 текстовых поля для ввода и кнопка. Менеджер объясняет, что по его задумке пользователи будут приходить на эту страницу, вводить в поля числа и по нажатию на кнопку первое число будет делиться на второе. Результат будет выдаваться во всплывающем окне. Менеджер уточняет, что результат будет округляться до второго знака после запятой / до сотой части числа (то есть, длинный хвост превратится в 2 знака).
Больше про сервис нам НИЧЕГО не известно!
Тестирование — это не поиск ошибок!
Многие считают, что тестирование ПО — это поиск ошибок. Иногда я говорю тестировщикам: «не старайся найти как можно больше ошибок, старайся пропустить как можно меньше!», и меня не понимают: а в чём разница?
А разница огромная! В этой статье я хочу рассказать, в чём она заключается, и какие инструменты необходимо использовать для настоящего полезного тестирования.
Что такое поиск ошибок?
Я тестирую продукт. Моя задача — завести как можно больше багов. Оно и логично! Заводить баги тестировщику всегда приятно, это видимый измеримый результат работы, И чем их больше, тем больше меня ценят как тестировщика.
Какие области я буду тестировать в таком случае? В первую очередь, самые нестабильные. Зачастую они нестабильны потому, что менее приоритетны, но это неважно, значительно важнее количество багов.
Что будет, если я столкнусь со сложновоспроизводимым багом? ROI на его исследование считается в голове очень быстро. Зачем мне с ним возиться, если я за это же время смогу завести 3 менее критичных, зато простых в заведении?
Скажу по секрету — иногда на собеседованиях тестировщики в ответ на просьбу «протеструйте калькулятор» перечисляют интересные и дельные тесты, но в числе первых тридцати нет теста «проверить сложение» и другие базовые операции.
Именно так выглядит поиск ошибок — не имеющий ничего общего с тестированием.
Что такое тестирование?
Я тестирую продукт. Моя задача — пропустить как можно меньше приоритетных для пользователя багов. Чем меньше багов пропущено, чем меньше недовольства клиентом выражено — тем выше я оцениваю эффективность своей работы.
Какие области я буду тестировать в этом случае? Естественно, я начну с самых приоритетных для пользователя. Даже если они стабильно и успешно работают, я всё равно буду проверять основные пользовательские сценарии, чтобы ни в коем случае не пропустить серьёзных проблем.
Что будет, если я столкнусь с трудностями? К примеру, со сложновоспроизводимым дефектом, или непониманием бизнес-процесса пользователя, или нехваткой требований? Если это важный функционал, то я буду выяснять «что не так», «как правильно». На заведение дефекта в итоге может уйти немало времени, и с точки зрения баг/время результат эффективности тестирования будет не очень высок, зато у меня появятся более глубокие знания о продукте, архитектуре, пользователях.
Какие тесты я буду проводить в первую очередь? Конечно, самые-самые стандартные. Выполнение самого основного сценария в самых основных условиях, чтобы убедиться, что самый важный функционал работает. И только после этого я перейду к менее стандартным сценариям.
Результаты тестирования и поиска ошибок
В случае с поиском ошибок, в краткосрочной перспективе результаты выше: багов заводится больше и сразу.
Как перейти от поиска ошибок к тестированию?
Чтобы тестирование было эффективным и полезным в долгосрочной перспективе, необходимо следовать простым правилам и использовать ключевые инструменты тестирования:
1. Анализ продукта и документирование тестов
Кликая на кнопки, можно завести много багов — но нельзя сказать, что было проверено. Единственное решение — документирование тестов. Подробные тест-кейсы, удручающие тестировщиков и отнимающие уйму времени, бывают нужны очень редко. А вот чек-листы с перечнем «что нужно проверить» — необходимы.
Залог успеха в ведении тестов — создание карты, по которой вы будете идти. Цель — покрыть весь продукт. Только пожалуйста, не надо отмазок об ужасной ресурсоёмкости — я покрывала проекты с миллионами строк кода меньше чем за месяц-полтора. И в процессе написания таких тестов поднимались неожиданные вопросы и всплывали критичные ошибки, которые несмотря на наличие горе-тестеров болтались в продукте годами.
2. Оценка тестирования
Чтобы не быть слепыми котятами, необходимо оценивать эффективность тестирования. Анализировать пропущенные ошибки и причины их пропуска. Покрытие функционала и кода тестами. Уровень удовлетворения пользователей, через анкеты и сбор обратной связи. Качество заведения ошибок, опрашивая разработчиков.
ВСЕГДА есть что улучшать, и отсутствие непрерывного процесса совершенствования — неизбежное болото.
3. Обсуждение целей тестирования с командой
Многие считают, что у тестирования есть какие-то мифические цели. И что они всегда одинаковы.
В каждом проекте, компании, команде цели свои собственные. Все ли их понимают одинаково? Проговаривали ли вы их вслух?
Чтобы приносить максимум пользы, надо хорошо понимать, в чём эта самая польза заключается. И не удивляйтесь, если мнение РМов и разработчиков не будет соответствовать вашему. Надо не переубеждать их, а подстраиваться под текущие проектные цели!
4. Понимание пользователей и их бизнес-процессов
5. Техническая квалификация и понимание архитектуры
Для иллюстрации приведу баг, который на меня недавно завели в баг-трекере:
Зайти на сайт тестируемого продукта http://****.ru в браузере Firefox
Ввести логин и пароль
Зайти с того же компьютера в браузере Opera
Просит повторно ввести логин и пароль, автоматически не логинится.
Такие баги не просто бесполезны, они позорят тестировщиков и дискредетируют отрасль в целом! Чтобы заводить дефекты правильно, необходимо понимать платформу, на которой написан тестируемый продукт. Если мы говорим про веб-тестирование, то можно хотя бы указать в баг-репорте возвращаемый сервером код ошибки, посмотреть подробности файрбагом, предоставить подробную информацию и сэкономить разработке массу времени!
Выводы
Очень многие разработчики не любят тестировщиков. И правильно делают!
Зато хороших тестировщиков любят и ценят все. Но тестировщиков, а не кликеров и багозаводильцев!
Учитесь узнавать, что не так, что не нравится другим участникам команды разработки. Обязательно исследуйте пропущенные ошибки и делайте всё для того, чтобы больше их не пропускать. Не гонитесь за заведением багов — вашей мантрой должны быть «счастье пользователя», «качественный продукт» и «успешный проект», а не «завести как можно больше багов» — ОЧЕНЬ часто эти 2 цели оказываются слишком далеки друг от друга.
Оценка тестового покрытия на проекте
Самый лучший способ оценить, хорошо ли мы протестировали продукт – проанализировать пропущенные дефекты. Те, с которыми столкнулись наши пользователи, внедренцы, бизнес. По ним можно многое оценить: что мы проверили недостаточно тщательно, каким областям продукта стоит уделить больше внимания, какой вообще процент пропусков и какова динамика его изменений. С этой метрикой (пожалуй, самой распространённой в тестировании) всё хорошо, но… Когда мы выпустили продукт, и узнали о пропущенных ошибках, может быть уже слишком поздно: на “хабре” появилась про нас гневная статья, конкуренты стремительно распространяют критику, клиенты потеряли к нам доверие, руководство недовольно.
Чтобы такого не происходило, мы обычно заранее, до релиза, стараемся оценивать качество тестирования: насколько хорошо и тщательно мы проверяем продукт? Каким областям не хватает внимания, где основные риски, какой прогресс? И чтобы ответить на все эти вопросы, мы оцениваем тестовое покрытие.
Зачем оценивать?
Как оценивать?
Прежде, чем внедрять любую метрику, важно определиться, как вы её будете использовать. Начните с ответа именно на этот вопрос – скорее всего, вы сразу поймёте, как её лучше всего считать. А я только поделюсь в этой статье некоторыми примерами и своим опытом, как это можно сделать. Не для того, чтобы слепо копировать решения – а для того, чтобы ваша фантазия опиралась на этот опыт, продумывая идеально подходящее именно вам решение.
Оцениваем покрытие требований тестами
Допустим, у вас в команде есть аналитики, и они не зря тратят своё рабочее время. По результатам их работы созданы требования в RMS (Requirements Management System) – HP QC, MS TFS, IBM Doors, Jira (с доп. плагинами) и т.д. В эту систему они вносят требования, соответствующие требованиям к требованиям (простите за тавтологию). Эти требования атомарны, трассируемы, конкретны… В общем, идеальные условия для тестирования. Что мы можем сделать в таком случае? При использовании скриптового подхода – связывать требования и тесты. Ведём в той же системе тесты, делаем связку требование-тест, и в любой момент можем посмотреть отчёт, по каким требованиям тесты есть, по каким – нет, когда эти тесты были пройдены, и с каким результатом.
Получаем карту покрытия, все непокрытые требования покрываем, все счастливы и довольны, ошибок не пропускаем…
Ладно, давайте вернёмся с небес на землю. Скорее всего, детальных требований у вас нет, они не атомарны, часть требований вообще утеряны, а времени документировать каждый тест, ну или хотя бы каждый второй, тоже нет. Можно отчаяться и поплакать, а можно признать, что тестирование – процесс компенсаторный, и чем хуже у нас с аналитикой и разработкой на проекте, тем больше стараться должны мы сами, и компенсировать проблемы других участников процесса. Разберём проблемы по отдельности.
Проблема: требования не атомарны.
Аналитики тоже иногда грешат винегретом в голове, и обычно это чревато проблемами со всем проектом. Например, вы разрабатываете текстовый редактор, и у вас могут быть в системе (в числе прочих) заведены два требования: «должно поддерживаться html-форматирование» и «при открытии файла неподдерживаемого формата, должно появляться всплывающее окно с вопросом». Сколько тестов требуется для базовой проверки 1-го требования? А для 2-го? Разница в ответах, скорее всего, примерно в сто раз. Мы не можем сказать, что при наличии хотя бы 1-го теста по 1-му требованию, этого достаточно – а вот про 2-е, скорее всего, вполне.
Конечно, такой процесс согласования требует немало ресурсов и времени, особенно поначалу, до наработки практики. Поэтому проводите по нему только высокоприоритетные требования, и новые доработки. Со временем и остальные требования подтянете, и все будут счастливы! Но… а если требований нет вообще?
Проблема: требований нет вообще.
Они на проекте отсутствуют, обсуждаются устно, каждый делает, что хочет/может и как он понимает. Тестируем так же. Как результат, получаем огромное количество проблем не только в тестировании и разработке, но и изначально некорректной реализации фич – хотели совсем другого! Здесь я могу посоветовать вариант «определите и задокументируйте требования сами», и даже пару раз в своей практике использовала эту стратегию, но в 99% случаев таких ресурсов в команде тестирования нет – так что пойдём значительно менее ресурсоёмким путём:
Но… Что делать, если требования ведутся, но не в трассируемом формате?
Проблема: требования не трассируемы.
На проекте есть огромное количество документации, аналитики печатают со скоростью 400 знаков в минуту, у вас есть спецификации, ТЗ, инструкции, справки (чаще всего это происходит по просьбе заказчика), и всё это выступает в роли требований, и на проекте уже все давно запутались, где какую информацию искать?
Повторяем предыдущий раздел, помогая всей команде навести порядок!
Но… Ненадолго… Кажется, за прошлую неделю аналитики по обращениям заказчиков обновили 4 разные спецификации.
Проблема: требования всё время меняются.
Конечно, хорошо бы тестировать некую фиксированную систему, но наши продукты обычно живые. Что-то попросил заказчик, что-то изменилось во внешнем к нашему продукту законодательстве, а где-то аналитики нашли ошибку анализа позапрошлого года… Требования живут своей жизнью! Что же делать?
В этом случае мы получаем все бенефиты оценки тестового покрытия, да ещё и в динамике! Все счастливы. Но…
Но вы так много внимания уделяли работе с требованиями, что теперь вам не хватает времени либо на тестирование, либо на документирование тестов. На мой взгляд (и тут есть место религиозному спору!) требования важнее тестов, и уж лучше так! Хотя бы они в порядке, и вся команда в курсе, и разработчики делают именно то, что нужно. НО НА ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ТЕСТОВ ВРЕМЕНИ НЕ ОСТАЁТСЯ!
Проблема: не хватает времени документировать тесты.
На самом деле, источником этой проблемы может быть не только нехватка времени, но и ваш вполне осознанный выбор их не документировать (не любим, избегаем эффекта пестицида, слишком часто меняется продукт и т.д.). Но как оценивать покрытие тестами в таком случае?
Но… Какое ещё «но»? Какое.
Говорите, все обойдём, и да пребудут с нами качественные продукты!
Фундаментальная теория тестирования
В тестировании нет четких определений, как в физике, математике, которые при перефразировании становятся абсолютно неверными. Поэтому важно понимать процессы и подходы. В данной статье разберем основные определения теории тестирования.
Перейдем к основным понятиям
Тестирование программного обеспечения (Software Testing) — проверка соответствия реальных и ожидаемых результатов поведения программы, проводимая на конечном наборе тестов, выбранном определённым образом.
Цель тестирования — проверка соответствия ПО предъявляемым требованиям, обеспечение уверенности в качестве ПО, поиск очевидных ошибок в программном обеспечении, которые должны быть выявлены до того, как их обнаружат пользователи программы.
Для чего проводится тестирование ПО?
Принципы тестирования
QC (Quality Control) — Контроль качества продукта — анализ результатов тестирования и качества новых версий выпускаемого продукта.
К задачам контроля качества относятся:
К задачам обеспечения качества относятся:
Верификация и валидация — два понятия тесно связаны с процессами тестирования и обеспечения качества. К сожалению, их часто путают, хотя отличия между ними достаточно существенны.
Верификация (verification) — это процесс оценки системы, чтобы понять, удовлетворяют ли результаты текущего этапа разработки условиям, которые были сформулированы в его начале.
Валидация (validation) — это определение соответствия разрабатываемого ПО ожиданиям и потребностям пользователя, его требованиям к системе.
Пример: когда разрабатывали аэробус А310, то надо было сделать так, чтобы закрылки вставали в положение «торможение», когда шасси коснулись земли. Запрограммировали так, что когда шасси начинают крутиться, то закрылки ставим в положение «торможение». Но вот во время испытаний в Варшаве самолет выкатился за пределы полосы, так как была мокрая поверхность. Он проскользил, только потом был крутящий момент и они, закрылки, открылись. С точки зрения «верификации» — программа сработала, с точки зрения «валидации» — нет. Поэтому код изменили так, чтобы в момент изменения давления в шинах открывались закрылки.
Документацию, которая используется на проектах по разработке ПО, можно условно разделить на две группы:
Этапы тестирования:
Программный продукт проходит следующие стадии:
Требования
Требования — это спецификация (описание) того, что должно быть реализовано.
Требования описывают то, что необходимо реализовать, без детализации технической стороны решения.
Отчёт о дефекте (bug report) — документ, который содержит отчет о любом недостатке в компоненте или системе, который потенциально может привести компонент или систему к невозможности выполнить требуемую функцию.
Атрибуты отчета о дефекте:
Жизненный цикл бага
Severity vs Priority
Серьёзность (severity) показывает степень ущерба, который наносится проекту существованием дефекта. Severity выставляется тестировщиком.
Градация Серьезности дефекта (Severity):
Градация Приоритета дефекта (Priority):
Тестовые среды
Основные фазы тестирования
Основные виды тестирования ПО
Вид тестирования — это совокупность активностей, направленных на тестирование заданных характеристик системы или её части, основанная на конкретных целях.
Автор книги «A Practitioner’s Guide to Software Test Design», Lee Copeland, выделяет следующие техники тест-дизайна:
Методы тестирования
Тестирование белого ящика — метод тестирования ПО, который предполагает, что внутренняя структура/устройство/реализация системы известны тестировщику.
Согласно ISTQB, тестирование белого ящика — это:
Тестирование чёрного ящика — также известное как тестирование, основанное на спецификации или тестирование поведения — техника тестирования, основанная на работе исключительно с внешними интерфейсами тестируемой системы.
Согласно ISTQB, тестирование черного ящика — это:
Тестовая документация
Тест план (Test Plan) — это документ, который описывает весь объем работ по тестированию, начиная с описания объекта, стратегии, расписания, критериев начала и окончания тестирования, до необходимого в процессе работы оборудования, специальных знаний, а также оценки рисков.
Тест план должен отвечать на следующие вопросы:
Чаще всего чек-лист содержит только действия, без ожидаемого результата. Чек-лист менее формализован.
Тестовый сценарий (test case) — это артефакт, описывающий совокупность шагов, конкретных условий и параметров, необходимых для проверки реализации тестируемой функции или её части.
Атрибуты тест кейса: