что делать если ты плохой специалист
Что делать если ты плохой специалист
у меня это осознание пришло поле 10 лет после окончания ВУЗа
с опытом все приходит
со временем. Поначалу всегда так. Через много лет будешь профи
можно заниматься любимым делом.Бог же дал вам хоть один талант.по этому поводу притчи есть.
я думаю этот вопрос задают практически все. я тоже так думал раньше, но по тихой все нормализуется, умные книжки больше читай, а не просаживай свободное время за комп играми и бездельничать
все нормализуется в статичной и застойной обстановке, где ты можешь типа развиваться методично и последовательно.
все не так
пока ты будешь развиваться ситуация меняется, и ты все равно туп.
надо попасть в ж оп у
где постоянные авралы и нет времени на расслабон. вот где получаешь ОПЫТ.быстро.на ошибках.с потом и кровью.
Мне «повезло» попасть в такое место) иногда пахали 20 часов в сутки) хочешь не хочешь работу должен сделать вовремя) ну и зарплата соответствовала. выше среднего
А вы ту специальность выбрали? Она вам интересна?Как можно жить без хобби не представляю!
работы минимум 3 года. В некоторых специальностях и того больше
Человек всю жизнь учится чему то новому. Читайте книги или журналы. Все в Ваших руках.
А если автор мед.врач или стоматолог страаашнааа из за него могут пострадать родные:'(
Врачи тем более учатся и до выхода на заслуженный отдых. Это в обязательно порядке, повышают свою квалификацию, как мед.работника.
Постоянно читаю на Пикабу истории про наглых и неадекватных начальников, и надо сказать, что за время работы на 10-ти моих работах, не так уж много встречалось адекватных начальников. Из всего это вывел (где-то реквизировал(с)) теорию максимизации прибыли, сначала чтобы просто проще жилось, а потом приходится наблюдать это каждый раз на любом месте.
Теория : Каждый человек по жизни стремится к максимизации своей прибыли. (Простая формулировка: жадность человека в перспективе, не знает границ)
Например, вас пригласили на новую работу, проходите собеседования, первые месяцы ведете себя ниже травы. Вы рады что вас взяли, впереди новое неизведанное путешествие, много планов и надежд. Со временем вы осваиваетесь и считаете что достойны большего, чем этот гадюшник. Стремитесь всё равно получить большего, на что приходит разочарование. А почему?
Потому что, начальник, как и вы, тоже стремиться к максимизации прибыли. Такова наша натура.
Работает теория прекрасно, например я видел руководителя, который на корпоратив варил дома (на пару с женой) картошку для сотрудников, хотя у него было х млн. долларов на счету. Ресторан отменяется, сейчас же кризис. Надо подтянуть пояса. Разоряться на старую команду он не намерен.
Видел руководителя, который самолично следит за своими сотрудниками, когда они приходят и уходят. Он же заставлял писать отчёты с почасовым описание деятельности.
Ещё один, не отпускал сотрудников до 20-21 часа, типа куда все собрались, куча работы. Хотя сам приходил в 12 на работу, а остальные с утра. Пропускная система видите-ли, а у руководства свободное посещение.
Вы по разные стороны баррикад с работодателем. Чем больше вы работаете, тем меньше он. Чем меньше вы получаете, тем больше он. Он даёт вам зарплату и бонусы. Он вас и уволить может.
Однако, большая ошибка думать, что дескать вы так ко мне относитесь, не цените меня, я вообще ничего делать не буду. Это путь, где работодатель выигрывает. В конечном счёте это увольнение и время на поиск новой работы.
Я для себя вывел несколько правил, защит от начальства:
1. Стараться работать максимально эффективно, если это мне приносит выигрыш на рынке труда. Это значит что у меня будет больше клиентов, проектов и т.п. независимо от отношений и оплаты.
3. Постоянно мониторить ситуации открытия бизнеса и новых возможностей.
4. Всячески создавать зависимости от своих знаний и действий.
Хотел бы добавить и вовремя свалить. Но это на усмотрение. Корабль же не ваш, и вы не часть корабля. Команды ещё может быть.
Короче, я плохой работник.
(Картинки понятно не мои, просто чтобы текст разбавить)
Что это делает в Психологии?
Работаю по-жванецкому: «Инженер за такие деньги может не работать и даже немножечко вредить». Да, я быдло.
бля, где вы таких начальников ищете?
за всю трудовую жизнь (стаж примерно 40 лет) я помню только одного, которого можно назвать мудаком. да и того раком поставил и ушел.
специалистом надо быть в своей работе. у будет тебе счастье. пусть лучше тебя начальник мудаком считает и терпит из последних сил
Я вот совсем не понял про первый пункт, почему максимально эффективно? Я вот всегда старался работать минимально эффективно. то есть чтобы просто не уволили. Потому что понятно что не стоит ждать повышения зарплаты от начальства как бы хорошо ты не работал.
Согласился, но отчасти) Не считаю что всегда нужно соглашаться с начальником, нельзя боятся идти на конфликт (Будешь сильно сладким тебя сожирут, будешь сильно горьким пожуют и выплюнут).
Верховный суд встал на защиту увольняющихся сотрудников. Знаковое решение о якобы увольнении по собственному желанию
Друзья, в этой статье затрону вопрос, который актуален буквально для каждого работающего сотрудника. Несмотря на призывы властей не сокращать работников в период кризиса это происходит, причем часто под давлением работодателя.
Надо откровенно сказать, что в последние годы суды редко вставали на сторону уволенных сотрудников. Юридически работодатели более подготовлены для защиты своих позиций, а суды не всегда вникали в реальную суть происходящего.
Но «лед тронулся» и уже Верховный суд принял знаковое решение, которое способно изменить ситуацию в целом.
Катализатором такого решения стало дело инженера, работающего на предприятии Дальнего Востока.
Дело в что он был избит местным начальником за несоблюдение чистоты на рабочем месте.
При этом был составлен Акт о несчастном случае на производстве. Как итог, сотрудника уволили по собственному желанию, хотя он в заявлении указывал причину в виде производственной травмы на производстве.
К тому же лаборанту выставили еще и счет почти 153 тыс.руб. за оплату обучения, который он прошел за год до событий.
Понятно, что лаборант, получивший сотрясение мозга, был не согласен с таким развитием событием и начал защищать свои права в суде.
Суды нижних инстанций ожидаемо встали на сторону работодателя. Тем более, что это было оборонное предприятие. И только Верховный суд нашел время досконально разобраться в ситуации и принял знаковое для трудовых споров решение.
Ведь совершенно очевидно, что бедолагу лаборанта вынудили уволится, да еще и причинили ущерб здоровью. Но вместо компенсации он еще и получил счет в полторы сотни тысяч рублей за прошедшее обучение.
Кстати, интересно, а что это за обучение такое, которое стоит таких огромных денег? Не исключено, что и здесь есть почва для разбирательств.
В любом случае свои трудовые права надо знать и отстаивать. Верховный суд не двусмысленно встал на сторону увольняющегося работника и это не может не радовать.
Спасибо за внимание.
Вопрос Лиге Юристов
Всем Здравствуйте, сегодня подруге на работе вручили такую бумагу,
Вопрос. Это вообще законно и есть ли смысл это подписывать? в данный момент зарплата полностью белая, но небольшая 30т.р. Если неподписать уволят. Чем можно аппелировать на такую бумажку?
Заранее спасибо за ответы.
Территориально М.О. Старая Купавна.
З.Ы. Красиво писать неумею, вопросы в коментах буду отслеживать, если что буду дополнять как увижу. Если будете минусить объясните хоть за что.
Ответ на пост «Зарплатный каминг-аут или как начать говорить с коллегами о своей зарплате и зачем это нужно»
У нас при обьединеннии конторы часть коллектива откровенно налюбили по зп.
Причем это делали разделяя на отделы и большие группы, которые переводили пачками, не обьясняя как происходило у других групп сотрудников.
Кто был в теме, те отделы при переводе попросил +25% к зп и им дали.
В итоге только добавилось работы.
Для сравнения новые сотрудники получают +25. 200% выше зп чем те кто работают давно.
Индексации не было ни разу, и народ за несколько лет просто выработал правило: «хочешь зп выше? Увольняйся и иди на другую работу».
Контора с умным видом говорит «ваше зп это тайна».
Только это тайну знают все, и тихо шустрят hh. Единственное что спасает от массовой миграции работников это Ковид с его локдаунами и скорый новый год. Думаю после нг народ тихо начнет валить.
Да и я скорее всего тоже.
Зарплатный каминг-аут или как начать говорить с коллегами о своей зарплате и зачем это нужно
Внимание всему персоналу:
Не обсуждайте свой уровень заработка с коллегами из своего или других отделов.
Это на 100% конфиденциальная информация.
Примите во внимание, что все должность и уровни опыта очень различны.
Несоблюдение этих политик конфиденциальности может привести к письменным предупреждениям или возможным увольнениям.
Не все работодатели запрещают работникам разглашать и обсуждать свою зарплату, но в последнее время мы всё чаще и чаще слышим от наших клиентов о таких запретах: в ситуации экономического кризиса проблема опять обострилась, и работодатели вновь охотно прибегают к этой уловке чтобы экономить на сотрудниках, разобщать коллектив.
Почему работодатели пытаются скрыть размер зарплаты сотрудников.
Также работодатели боятся, что сотрудники, которые необоснованно получают меньше других уйдут после того, как обнаружат этот неприятный факт, особенно это касается молодых сотрудников.
Для работодателей есть риск ухода самых производительных сотрудников. Часто, лучшие сотрудники делают, например, в два раза больше, а получают только на 10-20% больше менее производительных коллег.
Работодатели диктуют свою волю по принципу «разделяй и властвуй». Открытый обмен информацией между работниками – база для объединения коллектива и начала активных действий, создания профсоюза, организации коллективных акции, забастовок для отстаивания интересов всего коллектива.
Зачем сотрудникам знать размер зарплаты друг друга.
Ответ простой: чтобы принимать верные решения при переговорах о повышении заработной платы, когда принимаете решение покинуть компанию, принять на себя доп. обязанности, перейти на другую должность или в другой отдел. Зная зарплату коллег, вы сможете адекватно оценить соотношение ваших обязанностей с вашей зарплатой.
Мы должны знать цену своего труда — это самое ценное, что у нас есть, это время нашей жизни, оно конечно и невосполнимо. Особенно важно узнать вилку зарплат как можно быстрее для молодого специалиста.
Запрет работодателя обсуждать зарплату незаконен.
Пытаясь обосновать такой запрет, работодатели ссылаются на закон «О коммерческой тайне». Это Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 N 98-ФЗ.
В этом законе есть конкретный перечень того, что не может быть коммерческой тайной, в том числе данное
«5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;».
Заработная плата является сведениями о системе оплаты труда и не может являться коммерческой тайной.
Были разовые случаи увольнений за разглашение зарплаты, но и тут судебная практика на стороне работников.
Другие работодатели говорят, что раскрытие зарплат коллег ведет к обидам внутри коллектива, но в реальности обида за несправедливую оплату труда возникает только на работодателя. Вы не будете ненавидеть коллегу, который получает больше, вы будете ненавидеть компанию, которая недоплачивает вам.
Когда нельзя разглашать зарплату сотрудников.
Бухгалтерам по определению запрещено разглашать зарплаты сотрудников: бухгалтер работает с персональными данными, а разглашать персональные данные без разрешения запрещено. Свою зарплату бухгалтер может обсуждать наравне с коллегами.
Пример, как начать разговор о зарплате с коллегами.
Начинать нужно всегда с себя. Но торжественно оглашать свою зарплату будет как минимум странно.
Я рекомендую начать так:
— введите там свою должность (здесь нужно будет подобрать, лучше пользоваться тем, что предлагает сайт), профессиональную область, город/область.
Также можно обсудить другие условия: ваши KPI, график, ДМС.
Что если работодатель узнал, что я разговариваю с коллегами о своей зарплате?
Да, собственно, ничего.
Запрещено плакать на рабочем месте
Ловушки вины
На тему «Работа»
Решил добавить свои пять копеек в тему устройства-увольнения.
Устраиваюсь на работу. Сначала беседую с техническим директором предприятия, он же владелец. Тот обещает выгодные условия и своевременную достойную оплату. Озвучичает график: 5/2 с 8 до 17. Говорит переработка оплачивается. Это же подтверждает и финдир. Ок.
Через пару дней бухгалтер сует договор на подпись: давай-давай быстро подписывай, потом читать будешь. Останавливаю словесный поток фразой: «Я сначала ознакомлюсь». Вижу на лице кислая улыбка.
Читаю в договоре ничего из оговоренного не указано: ни оклад, ни график. Сообщаю об этом. В ответ: «Это стандартный договор. Все подписывают. Никто не возмущался, кроме вас».
Возвращаю обратно без подписи пояснив письменно на договоре причину отказа.
Через пару часов вызывает директор с вопросом: «Почему не подписал, мы же на словах договорились».
Отвечаю, что в случае возникновения спора суд читает бумагу, а не слушает слова. И что существует КЗоТ, в котором есть правила оформления ТД, а договор не соответствует.
Через час бухгалтер дает на подпись новый, со всеми изменениями.
Через полтора месяца менеджер заявляет: «В субботу-воскресенье выходишь на работу. Оплаты не будет». В ответ показываю ему договор.
Через 7,5 месяцев подаю на увольнение. Все согласно закону и договору: уведомляю письменно за две недели, как положенно.
Через две недели сдаю дела новому работнику. При этом мне осиается только скинуть ему пару контактов, но это не особо относится к теме работы, чисто так. Но из-за севшего смарта откладываю это на полчаса.
В конце мне выдают расчет. Причем опять же бухгалтер торопит: «Потом посчитаешь». Нефига, пересчитываю. В это время выходит недовольняй финдир с претензией ко мне: «Мы пошли тебе навстречу, даже выплатили тебе вовремя расчет и даже к нему за неиспользуемый отпуск и даже в трудовую запись, а ты какие-то два телефона не можешь скинуть’. (судя по всему новый сотрудник сказал про это, не пояснив причину).
В ответ поясняю, что согласно КЗоТ выплатить мне полный расчет, в который входит и оплата за неиспользуемый отпуск. И что за подобное заявление типа «Хочу заплачу, хочу не заплачу» трудовая инспекция не погладит по головушке.
Снова вижу кисляк на лице у него и буха.
Забираю деньги, трудовую и ухожу
Ответ на пост «Совсем уже обнаглели»
Люди работают по 25-30 лет, текучка минимальная, руководство знает всех сотрудников и всегда при встрече жмет руку. Коллектив больше 600 человек. И это в Москве.
Про нехватку персонала и требования работодателей
Сорока на хвосте историю принесла, пруфов не будет, озвученные цифры не точные, просто для понимания.
Организация выносит вердикт «специалистов в городе нет» и заключает договор с неким ООО «Рога и копыта», состоящим из одного директора, юридический адрес номинальный, пшик, по сути. ООО берёт на себя обслуживание объекта за абонентскую плату условно 500 т.р. в месяц.
Ответ на пост «Не надо обижать работников»
Дело произошло пару лет назад. По профессии — программист. Пишу со слов друга в первом лице)
Задание было сделать дисконтную систему, электронное меню для официантов, переделать дизигн меню, афиш, лайтбоксов и рекламы. По возможности придумать ещё чего, как заманить народ.
Первый месяц переделал меню, заплатили, все ок. Второй месяц сделал лайтбоксы, афиши, заплатили, все ок. Начинается интересное, программа меню и дисконтная система. Сделал дизигн дисконтных карт (согласовал с директором и замом), нашел где заказать быстро, качественно и даже не дорого. Параллельно разрабатываю приложение для планшета, электронное меню для официантов, расчет скидок и накоплений по дисконтным картам. Официант вбивает заказ, номер дисконтной карты + штрихкод. Заказ летит на кухню, на кассу и в базу данных. Показываю приложение, директор и зам в восторге.
Проходит месяц, пора делать расчет по ЗП, вызывает за пару дней директор к себе. Начинается разговор:
я(я), д(директор)
д: пришли дисконтные карты, что это за дизайн! Почему нумерация не с 1, почему штрихкод по центру и т.д.
я: но мы же утверждали макет, всем все понравилось
д: я не знаю кто с кем утверждал, но мне не нравится!
я: *падаю в осадок*
д: мы с замом посовещались и решили, что больше в твоих услугах не нуждаемся, оставляй приложение, все макеты и файлы у зама
я: ну ок, давайте ЗП и до свидания
д: цену дисконтных карт мы вычли из твоей ЗП, так что мы в расчете
Ну ок, скинул макеты с неверным хэшем и приложение, только правда на ассемблере и с батником в корне. К слову ПК зама = сервер 🙂
Через день звонил, что-то кричал в трубку, но меня это уже никак не касалось, ведь я уже уволен, да и не подписывал никаких бумаг, где вся интеллектуальная собственность оставалась за заведением.
А приложение продал другому кафе через фриланс. Не знаю на что они надеялись, но считаю, что поступил правильно.
Как управлять токсичными сотрудниками
Результаты исследования Гарвардской бизнес-школы показывают, что токсичные сотрудники наносят урон бизнесу. Добросовестные и спокойные люди в компаниях с таким персоналом работают заметно хуже, а некоторые (12 %) и вовсе увольняются из-за неприятной атмосферы в коллективе.
Респонденты заявили, что из-за токсичных коллег нарушаются их отношения с клиентами, большинство теряют вовлеченность и инициативу, опасаясь грубой и непоследовательной обратной связи. Все это указывает на то, что токсичные сотрудники разрушают коллектив, и игнорирование их чревато снижением эффективности команды.
Кто такие токсичные сотрудники
Термин «токсичность», применимый к общению и людям, появился не так давно. В 2018 году его назвали словом года в Оксфордском словаре. Четкой трактовки термина нет, но обычно предлагается лишь перечисление признаков характера и поведения людей, которых другие называют токсичными.
Токсичность — синоним «ядовитости», поэтому токсичными называют тех людей, которые могут «отравить» атмосферу в коллективе или настроение собеседника, причем без какой-то особой причины и цели, а своим привычным поведением.
Также под токсичным поведение может скрываться подсознательное желание самоутвердиться и подчинить себе других людей.
Токсичность — это просто новое модное слово, которым обернули старое доброе авторитарное поведение. Авторитаризм — социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность правителю, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.
Признаки и особенности поведения токсичных сотрудников
Отличительными особенностями токсичных сотрудников обычно называют немотивированную агрессию, непоследовательность в реакциях, следование за личной выгодой.
Такие люди не уважают коллег и не пытаются быть этичными, не считают руководителя авторитетом и не хотят следовать указаниям. Вот еще несколько признаков, что перед вами токсичный человек.
Игнорирует корпоративные ценности
Опрошенные для статьи руководители компаний разных уровней сходятся во мнении, что токсичные сотрудники, как правило, игнорируют корпоративные ценности. Они не обращают внимание на принятые правила, субординацию, атмосферу в коллективе. Вместо того чтобы или принять стиль работы, или не соглашаться на вакансию, они пытаются навязать коллегам и руководству свои представления об алгоритмах работы и стиле управления.
Токсичными могут быть не только рядовые работники, но и управленцы. При этом они не всегда открыто демонстрируют токсичное поведение, скандалистов среди них немного. Обычно они неплохо выполняют свою работу, у них хорошие отношения с коллегами. Токсичные сотрудники преследуют личные цели — им нужны власть, статус, выгода.
Обратите внимание: порой такое поведение является своеобразной обороной, так как сотрудник не обладает необходимыми для занимаемой должности знаниями и компетенциями. Или это попытка выразить несогласие с работой системы, правилами и порядками в компании.
В идеальном мире с токсичными сотрудниками нужно прощаться. В реальности поддерживайте специалистов, которые могут стать жертвами токсичных коллег, иначе компания потеряет хороших работников.
Екатерина Нистратова
HR-директор компании BSA
Считает себя лучшим
Человек уверен, что никто лучше него не справится с любой задачей. Подобное мышление проявляется и в отношении к коллегам — зачастую «лучший» пренебрежительно отзывается о результатах чужой работы, видит в них ошибки, постоянно критикует деятельность окружающих. Дождаться от него похвалы сложно. Даже если он и заметит что-то хорошее, то в оценке все равно сделает акцент на плохом.
Такие сотрудники искренне считают, что лучше них никто не справится с поставленными задачами. Поэтому вместо грамотного делегирования будут сидеть сутками и выполнять все самостоятельно. А если вдруг попробуют что-то перепоручить, то будут контролировать досконально каждый шаг и вздох исполнителя, задавать миллион вопросов и обвинять людей в некомпетентности. В командах, которыми руководят такие специалисты, нет согласованности и организованности, сильная «внутренняя бюрократия».
Мы столкнулись однажды с таким случаем. Находить общий язык с коллективом и руководством человек отказался, предпочитая делать акцент на своем мнении. С сотрудником пришлось расстаться».
Александр Бочкин
генеральный директор «Инфомаксимум»
У него негативное отношение ко всему
Отличительной особенностью некоторых токсичных сотрудников является негативное отношение к любым нововведениям, работе и вообще к жизни. Здесь речь не про сложные ситуации, когда нам хочется выпустить пар, немного поныть и пожалеть себя. Нет, это постоянное состояние человека.
Токсичные люди, как правило, склонны драматизировать любую мелочь. На проблемы они реагируют не попыткой их решить, а опускают руки и сразу же сдаются. Подобное отношение к жизни и работе передается в коллектив.
Кто-то будет жалеть токсичных сотрудников и пытаться им помочь. В итоге вместо двух полноценных работников руководитель получает одного бесполезного и еще одного, работающего вполсилы, потому что время и ресурсы будут уходить на поддерживающие разговоры.
Часть коллектива поддается негативным настроениям. Люди могут задуматься, вдруг токсичный сотрудник действительно прав и вокруг все так плохо. Это демотивирует.
Он постоянно все критикует
Вместе с негативным отношением к жизни у токсичных сотрудников проявляется страсть к критике. Почему-то они считают, что знают все лучше всех, и никогда не верят в успех нового проекта.
Такое отношение можно использовать в мозговых штурмах. Токсичный сотрудник, если он умеет использовать аргументы, а не просто эмоциональные оценки, будет полезен — увидит потенциальные проблемы, о которых не подумали работники с позитивным отношением к проекту.
Но постоянно работать рядом с человеком, который критикует и обесценивает вашу деятельность, невозможно — даже крепкая психика не выдержит постоянного давления. Результатом станет или потеря уверенности в себе, или открытый конфликт.
У него есть склонность к интригам
В токсичных коллективах энергию принято использовать не для решения рабочих задач, а для сбора информации о коллегах, создания и распространения сплетен. Постепенно все время на работе тратится на интриги — сотрудники обсуждают, кто и что сказал, зачем это было нужно, какие выводы можно из этого сделать и как с помощью манипуляций добиться своего.
Удобные инструменты для учета кадровых событий, формирования приказов и других документов. Легкий переход на электронные трудовые и больничные листы.
Коммуникации в подобных коллективах отравлены: от коллег невозможно добиться даже элементарных действий по работе, потому что любые просьбы воспринимаются как элемент интриги. Люди, которые просто хотят работать, рядом с такими сотрудниками не задерживаются. Проще уволиться и найти подходящую вакансию, чем разбираться в хитросплетениях отношений между условным начальником, бухгалтером и парой менеджеров.
У него много активности, но мало результатов работы
Еще один признак токсичного сотрудника — это отсутствие реальных результатов работы. Подобные люди могут быть отличными собеседниками, постоянно принимать участие в социальных активностях, дружить с коллегами. Но когда наступает время анализа результатов, именно у них меньше всего сделанной работы. Это демотивирует других сотрудников: люди начинают сомневаться в том, что нужно трудиться, ведь они работают, а токсичному коллеге платят, по сути, за присутствие на рабочем месте.
Или другой пример: результаты работы есть, но сделана она чужими руками. Коллег это может задеть, ведь делают они, а похвалу от руководства получает токсичный специалист.
Мы называем таких сотрудников душой компании. Это может быть веселый, активный и в целом довольно приятный в общении человек. Для него не проблема найти общую тему для разговора, дать совет, поделиться историей из жизни, даже если не просят, помочь в организации праздника, таскать бутылки с водой и еще много-много чего. Только на выполнение непосредственных рабочих задач времени у него не остается.
Такие люди есть в каждом коллективе, независимо от размера компании и ее специфики. Я знаком с подобной ситуацией. Анализ загруженности отдела крупной проектной организации показал, что у одного сотрудника продуктивность составила 13 %! Практически все свое свободное время он тратил на выполнение «левых» заказов, общение в соцсетях и чтение новостных лент, предпочитая решать свои задачи чужими руками.
Александр Бочкин
генеральный директор «Инфомаксимум»
Он не принимает ответственность
В ошибках токсичных сотрудников, как им кажется, всегда виноват кто-то другой. Им свойственно убегать от ответственности, подставлять окружающих, переиначивать ситуацию.
Причем с умением манипулировать логикой у токсичных работников все хорошо. Постепенно это провоцирует конфликт, добросовестным исполнителям надоедает, что им приходится исправлять чужие ошибки.
Как бороться с токсичными сотрудниками
Расстаться с токсичным коллегой не всегда возможно. Порой задач слишком много и нет возможности выделять ресурсы на поиск нового сотрудника. Поэтому руководителю приходится учиться управлять такими работниками. Ключевое в этом процессе — снизить ущерб для компании и попытаться направить токсичного сотрудника в продуктивное русло.
Ищите причины токсичного поведения
Начните с поиска настоящих причин ядовитого поведения. Обычно с токсичными коллегами сложно выстраивать коммуникацию — они все воспринимают в штыки, ищут сложности и проблемы там, где их нет. Но если абстрагироваться от эмоций, можно попробовать выяснить, почему они так себя ведут.
Начать стоит с разговора, лучше тет-а-тет и в обстановке, когда от беседы ничего не будет отвлекать. Разговаривать при других сотрудниках не стоит, токсичный работник может начать «играть на публику», и коммуникация не будет эффективной.
Важно понять, токсичен ли сотрудник всегда, сам по себе, или есть какой-то триггер для проявления неприятных сторон характера. Кто-то, например, в условиях аврала начинает паниковать и демотивировать команду. Другие, наоборот, расслабляются, если им не хватает загрузки, и тянут за собой коллектив. Зная сильные и слабые стороны сотрудника, можно планировать его загрузку с их учетом и таким образом минимизировать спорные ситуации.
Помните, сотрудник ведет себя тем или иным образом чаще всего неосознанно. Старайтесь не поддаваться эмоциям, не становитесь сами токсичным руководителем. Не стоит отчитывать человека при коллективе, это только усугубит ситуацию. Обсудите проблему тет-а-тет, прямо скажите о том, какие реакции или поступки вам не нравятся и вместе поищите возможные пути решения.
Кристина Петрова
основатель агентства PR Perfect
Узнайте, что беспокоит сотрудника, что ему не нравится. Если получится, спросите, что ему хотелось бы изменить в его работе. Может быть, он беспокоится из-за недостатка компетенций? Или ему нужно больше времени на выполнение задач? Как правило, у токсичных людей отношения с руководителями напряженные, от разговора с начальником они ждут давления, проблем и конфликта. Поэтому доброжелательная беседа может сбить их конфликтный настрой, они расскажут, в чем на самом деле проблема.
Два года назад к нам устроился отличный программист. Спустя полгода он проявил свой характер: стал открыто обсуждать работу других сотрудников, причем с негативной стороны, говорил о том, что не команда, а только он вносит посильный вклад в развитие проекта.
Мы выяснили, в чем причина такого поведения. Оказывается, ему не хватало времени на его хобби. Я сделал ему гибкий график при условии выполнения KPI, проблема решилась. Еще я расширил зону его ответственности — поручил вести корпоративный блог. И предупредил, что мы будем участвовать в конкурсе блогов, от его работы будет зависеть результат. Эффект был потрясающий.
Появление токсичного сотрудника в коллективе — проверка на прочность руководителя. Сдаваться сразу не нужно, но и не затягивайте: если не удалось перевоспитать сотрудника, лучше попрощаться с человеком, каким бы профи он ни был.
Борис Сысоев
основатель HR-стартапа TestWork.io
Дайте обратную связь
Токсичные сотрудники не всегда понимают, какой негатив своими действиями приносят в компанию. Порой проблема может решиться благодаря спокойной обратной связи. Расскажите сотруднику, что не так с его поведением, почему оно негативно влияет на атмосферу в коллективе. Лучше, если коммуникация будет строиться без эмоций, логично и рационально. Как вариант, можно дать обратную связь письменно.
Используйте конкретные примеры, чтобы обратная связь не выглядела как агрессия или необоснованное нападение. Задача коммуникации — решить проблему с токсичностью, а не вызвать защитную реакцию.
Полезным будет объяснить последствия токсичного поведения. Например, выстроить логическую цепочку. Если сотрудник постоянно всех критикует, отношение к работе ухудшается, творческая энергия и позитивный настрой пропадает, люди не хотят работать, сроки срываются. В итоге компания не получит оплату за заказ и ей придется закрыться. Это негативно скажется и на токсичном сотруднике — останется без зарплаты, придется искать новую работу, о нем будут плохие отзывы.
Будьте аккуратнее с ярлыками
Не всегда человек, работающий иначе, чем принято в коллективе, токсичный. Это может быть сотрудник с творческим мышлением, нестандартной логикой. Задача руководителя — вовремя понять, кто перед ним, и использовать эту неординарность на благо бизнеса, ведь именно такие люди могут креативно подходить к решению сложных задач.
Александр Хмыль, руководитель проекта HostFly, уверен: когда в коллектив попадают люди с нестандартным мышлением, более активные, чем их коллеги, возникают напряжение и конфликт. Но управленцы в природу таких конфликтов не вникают, в итоге прогрессивные сотрудники, которые могут принести бизнесу пользу, оказываются в позиции токсичных. Это большая ошибка.
Руководителю в такой ситуации стоит думать не над управлением токсичными сотрудниками, а над нормализацией ситуации в коллективе, с учетом способностей всех работников. Важно понимать, что токсичные сотрудники в компанию при нормальном отборе кадров не попадают. Значит, они стали такими внутри коллектива.
Изучите рабочие процессы, отношение к обязанностям всех членов коллектива. В нашей практике токсичными становились люди, которые хотели проявить себя, но сдерживались менее инициативными коллегами. Поэтому не принимайте поспешных решений.
Александр Хмыль
руководитель проекта HostFly
Если не получается — расставайтесь
Часть опрошенных нами экспертов считает, что токсичных сотрудников не переделать. Управлять ими тоже невозможно — они довольно деспотичны, если руководитель говорит что-то против, это воспринимается не как конструктивная критика, а как нападение. Поэтому единственным верным, пусть и тяжелым, будет решение расстаться.
Токсичные люди обычно считают, что действуют абсолютно правильно и во благо других. Такие сотрудники могут быть продуктивными и приносить хороший доход, но их влияние на атмосферу внутри команды в итоге нанесет значительно больше вреда, чем пользы. Оно снижает эффективность других сотрудников, которые работают в непосредственном контакте с ним.
Если вы столкнулись с токсичным сотрудником, нужно принимать решение о расставании, даже если вы не являетесь его непосредственным руководителем, а стоите выше. Главное, действовать методично и последовательно, без лишних эмоций и с четкой позицией. Иногда процесс расставания может затянуться на несколько месяцев, но зато потом весь коллектив сможет вздохнуть свободно.
Анастасия Боровская
директор «Русской Школы Управления»
Вкратце о том, что делать, если у вас в команде появился токсичный сотрудник
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.