что делать если ты отличница
Как избавиться от синдрома отличницы: 10 советов от подростка
Анастасия Казанцева
Желание делать все идеально – распространённая проблема. Как избавиться от синдрома отличницы или отличника? Ведь с ним сталкиваются не только люди, которые учатся на пятёрки. В статье я разберу подробнее эту тему и дам несколько полезных советов для тех, кто борется с синдромом отличницы.
Что такое синдром отличницы
Это желание делать все идеально и получать положительную оценку окружающих.
Чаще всего с таким синдромом сталкиваются те люди, которые в школе были отличниками и привыкли делать все лучше других.
Особенности людей с синдромом отличника
Отличительных черт у людей с синдромом отличницы несколько:
Помните: какие-то пункты могут не совпадать и быть не у каждого человека, который борется с синдромом отличника.
Почему люди страдают от синдрома отличницы
Зачастую синдром отличника возникает из-за гиперответственных и тревожных родителей, которые любят контролировать все. В младших классах они всегда делали домашнее задание со своими детьми, чтобы те идеально его выполнили и не совершили ошибку.
Синдром отличницы также часто возникает из-за постоянных сравнений с окружающими, потому что у ребёнка возникает желание выделиться и быть лучше.
Как бороться с синдромом отличника? 10 советов
На это понадобится много времени и после прочтения книги (их очень много – вот только один пример) или просмотра лекции на эту тему ситуация особо не изменится. Важно применить советы на практике и работать над собой. В ситуации с синдромом отличника все зависит от вас.
1. Начните с самооценки
Зачастую люди с синдромом отличника не любят себя, ведь они часто ставят мнение других на первое место. Примите себя и свои недостатки, поймите, что вы имеете право на ошибки.
2. Перестаньте думать о том, что скажут другие
Людей с синдромом отличницы интересует положительная оценка от окружающих, а значит нужно бороться с зависимостью от чужого мнения.
Помните, что быть идеальным и пытаться нравиться всем – не гарантия счастья или успеха в жизни.
Кстати, на тему мнения окружающих у меня была статья:
3. Начните правильно расставлять приоритеты
Если вас интересует лишь результат (например, положительная оценка) и одобрение окружающих, то стоит задуматься, что для вас важнее. Если от учёбы и получения знаний вы не испытываете удовольствия, то зачем вам это? Не будете ли вы потом жалеть, что прожили жизнь зря?
4. Не сравнивайте себя с другими
Как я писала раньше, зачастую желание сделать все идеально возникает из-за соперничества, которое никогда ни к чему хорошему не приводит. Вы будете достигать желаемого результата не потому, что вы захотели этого, а из-за желания победить конкурента.
5. Поймите, что вас любят не за достижения
Часто людям с синдром отличницы может казаться, что их любят только за достижения, но это не так. Близкие люди – например, друзья и семья, – рады тому, что вы просто есть. И несмотря на недостатки, такое окружение примет вас любым.
6. Измените подход к учёбе, работе и другим сферам жизни
Вы ошибочно думаете, что чем больше времени вы посвящаете учёбе, тем лучше. Пользуйтесь законом Парето (принцип 80/20). Это закономерность, которая говорит о том, что 20% усилий даёт 80% результата и наоборот (80% усилий даёт 20% результата). О чем это говорит?
Было ли у вас такое, что вы, например, всю ночь готовились к важной контрольной, выучили весь материал, а затем получили неудовлетворительную оценку? Возможно, в тот момент вы сказали, что это закон подлости. Но вовсе нет – просто сработал закон Парето. Потратили много сил и времени, а к хорошему результату это не привело.
Это правило применимо почти во всех сферах жизни. Если вы пытаетесь делать что-то идеально всегда, то вряд ли это приведёт к желаемому результату.
7. Учитесь правильно реагировать на ошибки и неудачи
Это один из самых важных пунктов, и это тоже достаточно сложно, но результат того стоит. Без ошибок не получится прожить эту жизнь, поэтому нужно учиться принимать неудачи. Делайте выводы из ситуаций, которых вы бы хотели избежать в будущем. Каждая неудача – это опыт, и он поможет вам в следующий раз, потому что, скорее всего, вы не совершите ту же ошибку и быстро разберётесь с ситуацией.
8. Поймите, чего хотите вы сами
Люди с синдром отличника часто не умеют слушать себя и понимать, чего хотят от жизни они сами. Задумайтесь о том, чем вы занимаетесь сейчас. Вы сами этого хотите? Или это цели, навязанные другими? Интересы должны вас вдохновлять. Часто мы совершаем какую-то покупку, потому что это сейчас есть у всех, а значит и нам надо это купить. Но приобрели бы вы эту вещь, если она бы не была так популярна? То же самое и с целями, которые часто бывают навязаны окружающими.
9. Полюбите процесс
Людям с синдромом отличника важнее результат и похвала со стороны окружающих, а значит во время достижения цели им не важен процесс, и они не умеют получать от него удовольствие. Хотя кто сказал, что счастье – это результат, а не сам путь к его достижению?
10. Научитесь доверять другим
Недоверие к другим присутствует не у каждого человека с синдром отличника, но встречается тоже часто. Такие люди боятся делегировать какую-то задачу, даже не самую важную, не умеют работать в группе и многое другое. Например, во время выполнения совместного проекта кто-то не сделает все так, как вы хотели, и вас это может разозлить. А почему бы не научиться принимать недостатки других?
Чек-лист для тех, кто хочет избавиться от синдрома отличницы
Чтобы избавиться от синдрома отличника нужно потратить много сил и времени, но надеюсь, что с помощью этой статьи вы стали ближе к цели. Для удобства подготовила вам подборку главных мыслей статьи:
Понравилась моя статья? Тогда почитайте еще одну – о том, как подростку достигать целей.
Проблемы отличника
Все, кто так или иначе со мной общается, знают, что в моей зачётке четвёркам места нет (за исключением одного казуса с зачётом по физике). Я уже не говорю об оценках «неуд.» и «уд.». Это, конечно, замечательно: и привилегии на учёбе есть, и родственники спокойны, и отношение многих людей становится чуть лучше, но есть огромная куча минусов, которые не просто бесят, они увеличивают уровень стресса в жизни просто до неимоверных размеров.
Вот список этих самых минусов:
1) Мотивация страхом или полное её отсутствие. Когда заядлый троечник и хулиган получает неизвестно откуда взявшуюся пятёрку, к нему обращается внимание одноклассников (одногруппников), учителя произносят заветную фразу «Можешь же, когда хочешь!», родители прыгают до потолка и радуются неожиданному успеху своего чада. Когда пятёрку получает отличник…Ничего не происходит. Максимум – стандартная похвала. При этом получить что-то ниже пятёрки – страх, сравнимый по силе чуть ли не с самой сильной фобией, которая только может быть у человека.
2) Отсутствие понимания со стороны окружающих. Этот пункт напрямую связан с предыдущим. Возможно, кому-то учёба даётся с удивительной лёгкостью (хотя бы отдельные дисциплины), но стоит помнить: любая умственная работа – это тоже работа. Она может быть очень тяжёлой, практически невыполнимой, особенно если существует необходимость подтвердить свой статус «умника», «ботаника», отличника. При этом, так как люди уже привыкли к тому, что человек учится «на отлично», они не воспринимают проделанную им работу как что-то сложное для него. Хотя, зачастую, отличнику приходится прыгать на много выше своей головы, в очередной раз открывая попой шампанское и тем же самым местом закрывая его, что бы получить необходимый результат.
3) Внутренние сомнения. «За то троечники лучше устраиваются в жизни», «Красный диплом от обычного только цветом отличается» и прочие подколы наталкивают на мысли о том, что твои старания никому (даже самому тебе) никуда не упёрлись. Угадайте, что после этого происходит с самооценкой?
4) Отсутствие времени. Думаю, здесь и так всё понятно. Учёба отнимает огромное количество времени и требует высокой степени самообладания, концентрации внимания. Что ученик/студент хочет весной? Правильно: погулять, отдохнуть, провести время с друзьями, встретить любовь. Вместо всего этого он вынужден сидеть на занятиях, внимать каждому слову преподавателя, углубляться в изучение дисциплин, иногда (что редко уместно для отличника, но бывает) зубрить. По итогу – упущенные возможности, нереализованные желания, крайняя стадия – одиночество (пусть у кого-то временное, но оно сильно гложет).
5) «Да ты просто зубришь». Серьёзно?! Попробуй вызубрить все умозаключения, которые необходимо строить во время учебного процесса, за одно, вызубри пожалуйста собственное мнение, которое ты ставишь в противовес мнению преподавателей или общественного. Простой зубрёжкой отличником можно стать, только если ты с лёгкостью ещё и шубу в трусы заправляешь.
6) Ещё одна крайность – «да это просто гены, если бы у меня твои способности были, я бы уже давно получил дипломы всех лучших зарубежных вузов и вообще, нобелевку бы по всем наукам получил». Бла-бла-бла… Олигофрены и у академиков рождаются. Любые способности тренируемы и развиваемы. Все ваши «бы» это просто лень и не способность понять: ради всего нужно работать, стараться, развиваться.
7) Зависимость. Как вы уже заметили, отличники очень сильно зависимы от своей оценки. В дневнике, в зачётке, оценки со стороны окружающих. Это порождает множество отклонений в психике человека. Не надо так.
Этот список можно продолжать ещё огромным количеством пунктов, но по итогу, со своей колокольни могу сказать: быть отличником утомительно, но очень круто. Однако, если ваш ребёнок/сестра/брат/домашнее животное не хочет или не может стремиться к положительным оценкам – не надо его заставлять и вбивать ему в голову необходимость получения пятёрки. Лучше обратите внимание на его способности и желания и помогите ему развиться правильно, а не так, как хочет система.
никогда не гонитесь за пятерками по все предметом. это не нужно никому, даже если потом в науку уйти, пятерки по всем предметам не нужны и там. лишняя трата времени. а время это самый ценный ресурс.
Насчёт мотивации. когда только поступил в универ особо не старался и было много четвёрок, а вот когда на 3 курсе понял, что можно за хорошую учёбу + научную работу получать до 20К стипухи стал получать только отл. Впрочем, остальные пункты ко мне тоже особо не подходят, особенно про страх, зависимость и т.д. Я один такой что-ли?
Дистанционное обучение
Студенты в 7:59
Архитектор отличается от художника что ли?
Ну разве что архитектор не возится с маслом, темперой, гуашью. И в мастерской у него нет палитр и брызг краски на полу и стенах.
И вообще, архитектор рисует проекции:
Центральные (они же перспективы)
В проекциях не только рисуют, но и чертят.
Когда архитектор придумывает, то он сначала эскизирует. То есть делает наброски.
Но это не наброски художника.
Посудите сами, что рисует архитектор:
схемы функциональных процессов,
схемы функционального зонирования,
Пожалуй, только видовые кадры роднят его с художником.
А еще масла в огонь непонимания разницы подливает то, что абитурьентов архитектурных ВУЗов заставляют сдавать экзамены по рисунку.
Подготовка по нему долгая, нудная, дорогая и для профессиональной деятельности совершенно бесполезная. Поэтому многие считают, что только выходцы из художественных школ могут стать архитекторами. Что не есть правда.
Моё глубокое убеждение: хорошо нарисованная на вступительных экзаменах голова Цезаря совершенно не является свидетельством таланта архитектора.
Так же и наоборот: талантливый ребенок лишается шанса проявить себя, срезавшись на абсолютно непоказательном испытании.
И это я еще про бесперспективность черчения от руки не упомянул.
Мои ученики учатся самым важным вещам, которые точно им понадобятся и в студенческой жизни, и в профессиональной.
Это тот возраст, в котором детей уже не нужно развлекать. Им льстит взрослое отношение.
Почему взрослое? Потому что программа, по которой мы занимаемся – это программа первых курсов архитектурного ВУЗа, защищенная в своё время моим преподавателем в качестве кандидатской диссертации в МАрхИ.
Дети, будучи школьниками, получают институтскую подготовку.
Нет, это не тяжело. Методично, последовательно они узнают всё то, что другие узнают только в ВУЗе.
Учиться на архитектурном факультете трудно. Очень много терминов и навыков, которыми нужно овладевать. Поэтому если ребенок готов заранее, то это существенно облегчает его студенческую жизнь.
Так что милости просим, если считаете, что вашему ребенку есть 14, и ему интересно попробовать архитектурное проектирование.
В начале октября откроется секция «Архитектурное проектирование» в московской школе № 2098. Это дополнительное образование, так что любой ребенок 14, 15 и 16 лет, даже учащийся в другой московской школе, может записаться на эту секцию. Она бесплатная. Так что пользуйтесь.
Еще одно случайное совпадение
» Заслуги семьи»
Исповедь отличниц: «Какой же я была дурой!»
Нет предела совершенству. С детства родители из лучших побуждений внушают нам, что нужно стараться и всегда выкладываться на полную. У половины класса двойки за контрольную, но ты не смотри на других, будь лучше. Знакомо? Мне – да. К счастью, в свое время от чрезмерной материнской заботы меня спас несносный характер. Получив в семье репутацию enfant terrible, а в школе несколько, о ужас, четверок, я лишилась медали, но обрела гораздо больше – душевный покой.
На моих глазах более правильные подруги-отличницы, которых мне ставили в пример, превращались в безропотных жертв родительских амбиций. Одну из них отец избивал за оценки, отличные от пятерок. Не знаю, как сложилась ее судьба после школы, может, прилежанием и усердной учебой она добилась определенных успехов, но в одном я уверена: нельзя лишать ребенка радостей детства. Ведь все мы родом оттуда и неизвестно, как сложится судьба человека, который годами был несчастен.
Как известно, лучшее – враг хорошего. Мы собрали истории бывших отличниц. Они честно рассказали, как стремление быть лучшими из лучших повлияло на их взрослую жизнь. Первую исповедь отличницы написала моя коллега.
Быть отличником – значит быть отличным от других людей. Я не думала о том, что это так и есть. С самого детства мне внушали, что быть отличницей надо, иначе никуда не пробьешься. Учишься на пятерки, постоянно выполняешь домашнее задание, готовишься ко всем олимпиадам, знаешь практически все и даже больше. Платишь за это тем, что всегда остаешься одиноким для своих сверстников, изгоем в классе, терпишь унижения и даже пытаешься наладить контакт, но у тебя ничего не выходит.
Плохо даже не быть отличницей – плохо, когда вместо поддержки ты получаешь тонну сарказма, издевок. Ты чувствуешь себя изгоем, на тебя давят не только ровесники, но и твой ум, и ты свои знания считаешь проклятием, нежели необходимым даром.
Я всегда сидела на первой-второй партах, ходила в очках, смиренно выполняла домашние задания, жертвовала своей личной жизнью, общением с родными, друзьями. Только в университете пришло понимание, что необязательно делать все идеально — просто надо знать, как это делать, чтобы создать впечатление, что ты все знаешь. Я окончила школу с медалью, получила красный диплом на филологическом факультете, однако все эти знания ничто по сравнению с тем, как ты можешь подать себя на работе. У тебя пять по языкознанию? Ничего не знаю, тебе нужно на сегодня выполнить это, это и это. Никому не важен твой красный диплом – важно то, как ты проявишь себя на рабочем месте, какую пользу принесешь обществу. Я поняла, что полученные знания надо проявлять на практике, иначе от этого больше проблем, чем пользы.
Наверное, единственный случай, когда мне помог перфекционизм, это когда я самостоятельно перед новым семестром села изучать греческий язык. Я пришла на занятия, зная больше того, что мы уже прошли, в результате на первой же лекции показала, что я уже освоила. И преподаватель после занятий предложила мне отправиться на стажировку в Грецию на полтора месяца. Так я впервые выехала за пределы России, изучила язык и других людей.
Если бы у меня была возможность прийти из будущего и сказать себе, что несделанное домашнее задание, невыученный экзамен еще не конец света, наверное, я по-другому бы воспринимала свою жизнь. Перфекционизм у меня везде — если сделать что-то глобальное, то это нужно сделать сразу за день, иначе возникают сомнения, стоит ли за это браться вообще.
Избавиться от перфекционизма очень сложно, но я стараюсь это делать время от времени. Где-то это помогает – выполнить все сразу идеально, где-то я распределяю глобальные цели на более мелкие. С этим можно жить, просто нужно знать, как воспользоваться этим даром, и не дать другим им злоупотреблять.
Хотя, с другой стороны, замечательно, что я прошла всю эту школу, получила горький опыт, научилась чему-то новому благодаря перфекционизму. Все, что ни делаешь, к лучшему, главное – правильно распорядиться плодами своих знаний.
История другой девушки еще более драматична. В погоне за отличными оценками она упустила то, что было куда важнее одобрения окружающих. Бессменными спутниками многолетней гонки стали комплексы и неврозы. С ними бывшая отличница борется до сих пор.
Мне 22, но я до сих пор с содроганием вспоминаю школу и сочувствую детям, для которых наступает День знаний, – у меня школьная жизнь оставила мало хороших воспоминаний.
Я всегда была «хорошей девочкой». Со стороны могло показаться – идеальный ребенок. Послушная, спокойная, тихая, не говорит, пока не спросят, выполняет все указания родителей, воспитателей в детском саду и учителей в школе. Меня воспитывали по знаменитым принципам «не высовывайся», «будь не хуже других», «делай, как я говорю».
Перед школой я умела читать, писать и считать. И все равно паниковала, что делаю это недостаточно хорошо. Первая учительница быстро заметила мои «таланты», прониклась симпатией к серьезной и молчаливой первокласснице и ставила оценки, практически не глядя, почти всегда – самые высокие. Даже по математике, в которой я, очевидно, успевала не лучше многих одноклассников. Мне, ребенку, который тянулся к похвале и одобрению, это и было нужно.
Я была лучше всех в классе по успеваемости, скорости чтения и чему-то еще, и к этой планке привыкла очень быстро. Привыкли к ней и мои родители. Ощущение того, что я лучше всех, похвала и высокие оценки, которые выводили учителя в дневнике, повышали мою самооценку и вызывали всплеск положительных эмоций – это было похоже на зависимость. В конечном счете гонка за оценками превратила меня в невротика с кучей комплексов.
Мое мнение о себе полностью зависело от того, как меня оценивают другие, в частности, учителя и родители. Поэтому позже, когда в университете просили самостоятельно оценить свою работу, я впадала в ступор.
Некоторые предметы действительно давались мне легко: почти все диктанты я писала без ошибок, с удовольствием читала все, что задавали по литературе, даже огромный список на лето. На уроках же по математике и химии я чувствовала себя беспомощной и ущербной — высокие оценки по этим предметам я получала редко, а это, напомню, было для меня катастрофой. В дни контрольных у меня были озноб, паника и страх — я не могла сосредоточиться, постоянно оглядывалась, чтобы посмотреть, сколько уже успели написать одноклассники.
Учителя с удовольствием записывали меня в списки участников олимпиад. Так я проводила за уроками еще больше времени, пропадала в школе даже на каникулах, дополнительно ходила к учительнице в другую школу, потому что моя преподавательница казалась мне недостаточно компетентной. И мне это нравилось! Я ходила в другую школу за несколько километров в дождь и сильный мороз – наверное, это какая-то форма мазохизма.
К шестому-седьмому классу за мной окончательно закрепилось и укоренилось определение «отличница», или «ботан», по-другому меня никто уже не воспринимал, в том числе и я сама. К этому времени я с ужасом понимала, что не могу подвести учителей, родителей и вдруг начать учиться хуже, чем было до того – от меня ждут результатов, на меня ставят, как на лошадь на скачках.
Постепенно на эту гонку стали наслаиваться другие комплексы: я стала стесняться того, что люблю читать, а не бегать по дискотекам, как одноклассницы, мне не нравились моя фигура, лицо, одежда. Добавьте к этому стресс от развода родителей, которого я стыдилась и старалась от всех скрыть.
Отношения с одноклассниками складывались не очень хорошо. В школе я считала, что дело во мне, но учительница на выпускном открыла тайну: многие завидовали моей «успешности», пока я завидовала их уверенности в себе, наличию парней и отсутствию комплексов.
Одиннадцатый класс стал одним из самых сильных потрясений в жизни – я как сумасшедшая просиживала дни и ночи за учебниками. Не замечала ничего, кроме книг, отменила для себя дискотеки и прогулки с друзьями. Никто из моего окружения не сомневался, что я поступлю в выбранный вуз, я же на полном серьезе боялась, что мне не хватит баллов. В списках абитуриентов я оказалась то ли первой, то ли второй по количеству набранных баллов — школьная эпопея наконец закончилась.
В университете все было по-другому: отметки обесценились, нужно было думать, анализировать и высказывать собственное мнение. Нас учили, что ошибаться не страшно, важен любой ответ — не только правильный. На первых курсах мне было сложно это принять – я привыкла к другой модели поведения. Но со временем я поняла, что вся моя гонка за оценками была бессмысленной, единственным результатом которой стал «комплекс отличницы», который до сих пор держит в постоянном напряжении. Мне по-прежнему нужно быть если не лучше всех, то не хуже других, боюсь браться за какую-то работу, если кажется, что не получится сделать ее хорошо. Я не могу назвать больше трех рабочих проектов, которыми я довольна, ведь можно было сделать лучше.
Ничего не хочу советовать родителям, потому что своих детей у меня нет, но с радостью смотрю на ребят, для которых школа — не центр вселенной, а оценки – не смысл жизни. Они не всегда послушны, но у них с детства есть своя позиция, они делают то, что им нравится, а к плохим оценкам по нелюбимым предметам относятся спокойно. По-моему, это более ценно, чем золотые медали и грамоты за успешную учебу, которые пылятся в коробках в шкафу. Свои дипломы, которые бережно хранит мама, я с радостью променяла бы на умение адекватно оценивать себя, спокойно реагировать на неудачи и чужое мнение.
Третья история – о том, как сложившаяся в детстве модель поведения разрушает жизнь повзрослевшей отличницы. Трудолюбивую девушку охотно эксплуатировали на работе, присваивая ее идеи. Стоило только ей подать голос – «слишком умную» сотрудницу уволили, попутно оклеветав.
Мне легко давалась учеба в школе, и я радовала маму стабильными пятерками и примерным поведением. Казалось, что так будет всегда. В университете тоже жилось легко. Мои ответы на зачетах и экзамена всегда были стабильно отличными. Казалось, что и дальше все пойдет по накатанной. Как бы не так!
На работе мне быстро объяснили, что я никто и звать меня никак. Чтобы чего-то добиться, мне приходилось засиживаться допоздна, вникая в суть дела, выполнять кучу дополнительной работы, в том числе за других. Я понимала, что опыт просто так не заработаешь, поэтому терпела и не роптала. Мне было тяжело, я недосыпала, практически перестала общаться с друзьями – на них у меня просто не было времени. С любимым человеком отношения тоже становились все прохладнее – я постоянно терзалась мыслями о своей неуспешной работе, была занята в выходные дни – какому мужчине это понравится?
Мне было важно закрепиться в компании и начать ползти по карьерной лестнице – я понимала, что это будет очень нелегко, учитывая количество приближенных к начальству дармоедов. Да, со временем я разглядела, кто и чего стоит в нашей компании. Основной костяк, стабильно стоящий на ногах, состоял из бездарей и карьеристов. В сущности, они были, наверное, неплохими людьми, но желание идти по головам, умение спихнуть с себя ответственность и пригрузить других своей работой заставляли меня видеть в них пусть не врагов, но уж никак не нормальных коллег.
Я мечтала однажды попасть в их орбиту и постепенно наладить работу компании. При этом я видела, что многие мои предложения, отвергавшиеся непосредственными начальниками, спустя время внедрялись в жизнь. Причем авторство теперь у них, разумеется, было другим. Это меня жутко бесило. Я понимала, что умнее и талантливее своего начальства, однако доказать это у меня не было никакой возможности.
Однажды я решила пойти ва-банк. Я записалась на прием к очень высокому начальству и пришла со своими предложениями. На следующий день мой непосредственный начальник предложил мне написать заявление по собственному желанию. Я недоумевала и не понимала, по какой причине я должна увольняться. После мне объяснили, что спустя час после моего визита в головной офис мой непосредственный начальник заявил, что эти разработки, которые я выдвинула как свои, были высказаны на общем собрании им и другими членами коллектива. Фактически я их просто доработала, присвоив авторство. Разумеется, все было не так. Меня оклеветали, причем самым подлым образом. Но кто бы стал в этом разбираться!
Так я лишилась работы. Любимый ушел, сказав, что не выдерживает конкуренции с моей привязанностью к работе. И теперь, когда бывшая отличница сидит и наматывает сопли на кулак, хочется спросить: почему так? Почему никто не сказал, что если ты неглуп и старателен, этого недостаточно, чтобы все получалось на отлично? Почему мои знания и стремление быть лучшей принесли дивиденды всем, кроме меня самой? Может, лучше было бы жить как все, не особенно напрягаясь? Сидеть в соцсетях во время работы, спать с начальником, зная, что можно быть при этом полной дурой и все равно не лишишься места, работать спустя рукава по принципу «лишь бы день прошел». Но я так не умею. Или стоит все-таки научиться?