что делать если ты не выучил стих по литературе

Как быстро выучить стихотворение?

Лирика в школьной программе по литературе – обязательное явление. Красота языка, его поэтичность и музыкальность проступают через стихотворные строки особенно ярко. Но что делать, если «музыка» никак не хочет запоминаться, слова кажутся непонятными, а любое задание выучить стихотворение превращается в кошмар?

Облегчить любому школьнику задачу по запоминанию стихов помогут следующие советы:

1. Выбирайте эмоционально близкое стихотворение

При выборе стихотворения сразу нужно думать о том, что вам с ним придется провести немало времени вместе. Так зачем же хватать первое попавшееся? Осознанный выбор, эмоциональная близость, понимание сюжета – все это сильно упростит процесс заучивания. Бывает, что стихотворение цепляет с первых строк или своим неожиданным завершением заставляет мурашки побежать по телу, – смело выбирайте!

2. Выбирайте доступную структуру стихотворения

Если подойти с технической стороны вопроса, то важным параметром станет структура стиха. Предсказуемый рисунок рифм или выбор поэтом простой стопы – ямба или хорея, точно облегчит процесс запоминания. Выучить белый стих куда сложнее, чем ровные и ритмичные строки Пушкина. Маяковский же, хоть и не отличается «классикой» структуры, запоминается на одном дыхании благодаря ритму.

3. Читайте стихотворение вслух

Старый и проверенный способ выучить стихотворение – читать его вслух, громко и с выражением. Или тихо, под нос, но внятно проговаривая все фразы. В любом случае – вашей памяти будет легче сосредоточиться на запоминаемой информации.

Если очень уж неловко читать, когда бабушка сидит на соседнем диване и слушает (а смущение здесь будет нормальным явлением, так как запоминание превращается в публичное выступление), то можно попробовать заучивать необходимые строки во время прогулки или по пути в школу.

4. Запишите свое прочтение на аудио или видео

Запись на аудио или даже на видео с помощью смартфона может очень помочь как при заучивании, так и при творческой тренировке. Ведь нам нужно не просто выучить стихотворение и рассказать его на одном дыхании, выпаливая фразы друг за другом? Большое значение имеет прочтение именно с выражением.

К тому же, аудиозапись можно будет прослушивать по пути в школу, а переключение между различными форматами информации – текстом и звуком – улучшит ваши шансы на скорый успех.

Кстати, тем, у кого уже получилось все выучить, предлагаем принять участие в нашем конкурсе видео-прочтений классики школьной программы. Скорее заходите на Страну читающую!

5. Начинайте учить заранее, чтобы не травмировать память

У мозга, по мнению ученых, нет пределов в объеме запоминаемой информации. Зато существуют ограничения рабочей памяти: вы можете выучить ограниченное количество строк за определенный промежуток времени. При всем желании запомнить всего «Евгения Онегина» за 7 часов будет невозможно.

Разделите стихотворение на части, чтобы вызов был реальным, составьте план. Данная система также позволит вам отслеживать прогресс и даже поощрять себя за выполнение.

6. Тренируйте терпение

«Оно не запоминается, мам! Я больше не буду!» и книга, летящая в стену, – это не лучший выход из ситуации. Способность человека запоминать информацию, как и навык выполнения физических упражнений, приходит с практикой. Нельзя стать спортсменом за вечер. Если вы будете последовательно и терпеливо работать, то с каждым днем количество строк, доступных памяти без труда, будет расти.

Маленький совет: если у ребенка есть реальные проблемы с терпением, используйте правило 20 минут. В течение этого промежутка времени сконцентрироваться на чем-то одном проще. Так что 20 минут заучивания стихотворения и сразу перерыв.

что делать если ты не выучил стих по литературе. Смотреть фото что делать если ты не выучил стих по литературе. Смотреть картинку что делать если ты не выучил стих по литературе. Картинка про что делать если ты не выучил стих по литературе. Фото что делать если ты не выучил стих по литературе
Оля учит стихотворение правильно, читая его вслух

7. Запишите стихотворение на бумаге

Процесс записи информации от руки способствует ее запоминанию. Об этом знают мудрые студенты, пишущие шпаргалки от руки, приговаривая: «не сможешь воспользоваться, так вспомнишь, как писал».
Запишите первое четверостишие несколько раз, каждый раз подглядывая в книгу. Потом проделайте то же самое, но уже пытаясь вспомнить последующую строчку самостоятельно.

8. Держите стихотворение в голове, повторяйте его

9. Используйте мнемонику

Мнемотехника – это совокупность специальных приемов и правил, облегчающих запоминание нужной информации. Основным методом мнемоники является путь ассоциаций.

В случае с запоминанием стихотворения лучшим выходом будет визуализировать строки, а на каждое четверостишие сформировать свой собственный образ. Запомнив очередность образов, ребенок без труда сможет вспомнить порядок частей стихотворения.

К.Д. Ушинский русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России

10. Начинайте заранее, а если на это уже нет времени – разбивайте на части

Если до «дня Х» есть хотя бы неделя, то распределите работу над запоминанием на 5 дней – равное количество строк на день, а еще 2 дня оставьте на повторение, проговаривание и репетиции, чтобы усвоить не только сам текст, но и найти необходимые эмоции.

Источник

Как быстро выучить стих наизусть за 5 минут по литературе

что делать если ты не выучил стих по литературе. Смотреть фото что делать если ты не выучил стих по литературе. Смотреть картинку что делать если ты не выучил стих по литературе. Картинка про что делать если ты не выучил стих по литературе. Фото что делать если ты не выучил стих по литературе

Как можно быстро выучить стих наизусть за 5 минут по литературе?

Все мы учились в школе. Кроме решения математических задач приходится учить наизусть стихотворения. Не всем это даётся легко и без проблем. Многие мучаются, изводят себя, но все старания не могут увенчаться успехом. Буквально на следующее утро они не могут вспомнить строчки в нужном порядке.

Этот процесс может показаться со стороны скучным и нудным занятием. Но это не совсем так. Есть парочка полезных советов, которые помогут заниматься учёбой быстро и увлекательно. Давайте попробуем разобраться в этом сообща.

Всем не так уж и легко запомнить совершенно новые строчки. Попробуйте простыми усилиями развить свою способности.

Прочтите в первый раз с выражением. Представьте себе, что стоите на сцене и продекламируйте стих. Можно использовать жесты, мимику, меняйте не только тембр голоса, но и интонацию. Попробуйте посмотреть на себе со стороны. Если Вы хорошо воспринимаете на слух информацию, то это будет очень эффективным способом.

После того, как прочитали в первый раз, то перескажите сюжет своими словами. Вдумайтесь в смысл всех предложений. Вспоминайте все мельчайшие подробности. В любом произведении существует завязка, основной мотив, развязка. Запоминая эту последовательность можно уже не запутаться в порядке строф.

Пользуемся шпаргалками

Именно так часто поступают люди, которые хотят быстрее запомнить. Записывают на бумагу, затем читают вслух пару раз. Опять пытаются записать по памяти. Сверяют оригинал с написанным.

Попробуйте визуализировать сюжет. Попробуйте понять лучше логику автора, последовательность абзацев, взаимосвязь происходящих событий в каждом куплете. Было бы вообще здорово, если Вы умеете рисовать. Тогда можно нарисовать схему, все важные события. Такие попытки представить всё зрительно помогут лучше запомнить и понять.

Частенько авторы грешат вычурными словосочетаниями и необычными формами. Их смысл не всем сразу ясен и понятен. Некоторые заучивают их совсем не понимая. Но если разобраться в них, то будет гораздо проще справиться с заданием. Ну и словарный запас сразу увеличится.

что делать если ты не выучил стих по литературе. Смотреть фото что делать если ты не выучил стих по литературе. Смотреть картинку что делать если ты не выучил стих по литературе. Картинка про что делать если ты не выучил стих по литературе. Фото что делать если ты не выучил стих по литературе

Попробуйте найти самые запоминающиеся ключевые моменты. Подойдёт практически всё: редкое слово, неожиданный поворот сюжета, понравившаяся фраза и новый термин. Одним словом, любая деталь, которая может привлечь внимание. Запомните эти моменты и их расположение.

Учите всё по блокам. Такой способ многие используют совершенно неосознанно. Можно сначала выучить один блок, а затем переходить к другому. Выучив очередной можно повторить с самого начала.

Отдыхайте. Нет нужды присесть на несколько часов и встать из-за стола только выучив всё произведение. Отдыхайте каждые минут десять-пятнадцать после получаса изучения. Учёные считают, что ночью наш мозг обрабатывает накопленную информацию и фиксирует её. Именно поэтому настоятельно рекомендуем заниматься этим вечером. Не обязательно перед самым отходом ко сну.

Плюсы

Обычно мы учим стихи посещая школу. Взрослые же делают это в своё удовольствие, а не как выполняя домашнее задание. Развивая свои умственные способности, мы проводим полезные тренировки для своей памяти. А это всегда принесёт пользу для дальнейшей жизни. Попробуем перечислить самые полезные эффекты:

Каждый из нас может заняться саморазвитием. Предлагаем воспользоваться такой возможностью. Очень практичный, бесплатный курс от компании «Викиум». Один из лучших тренингов по развитию памяти. Желаем Вам удачи!

Источник

10 способов выучить и рассказать стих на пять

Не можете помочь ребенку выучить стих? А все потому, что вы, воз­можно, нажи­ма­ете не на те струны, и нажи­ма­ете при этом так, что ребенку ста­но­вится трудно запо­ми­нать даже дву­сти­шье. Между тем, все так легко и про­сто! Читаем советы…

1. Великолепная восьмерка

Ино­гда ребенка пугает не само сти­хо­тво­ре­ние, а его раз­мер. В этом слу­чае мы делим сти­хо­тво­ре­ние на части, на чет­ве­ро­сти­шия, и заучи­ваем каж­дое по порядку. В пер­вый час два чет­ве­ро­сти­шия. Потом сле­ду­ю­щие два. Именно по два, а не больше!

Так, ребё­нок легче освоит стих, поскольку восемь строк – это объём, кото­рый запом­нить сред­не­ста­ти­сти­че­скому уче­нику несложно. Когда, он уви­дит, что два чет­ве­ро­сти­шия быстро запо­ми­на­ются, страх выучить весь стих пройдёт.

2. Полное погружение

Ну, а теперь вклю­чаем вооб­ра­же­ние. Ожи­вите текст. Помо­гите ребёнку пред­ста­вить про­ис­хо­дя­щее, рас­ска­жите о деревне, в кото­рой жил малень­кий маль­чик «мужи­чок с ного­ток», о том, как его отцу тяжело было про­кор­мить боль­шую семью, о лютом морозе. Когда вы визу­а­ли­зи­ру­ете текст, ребё­нок легче при­мет его, он про­ник­нется эмо­ци­ями. А то, что вызы­вает эмо­ции, запо­ми­на­ется намного легче.

3. Ассоциации

Частенько затруд­не­ния воз­ни­кают с отдель­ными сло­вами, исполь­зо­ван­ными поэтом и поте­ряв­шими акту­аль­ность. И, как пра­вило, ребё­нок сложно запо­ми­нает именно их. Он запи­на­ется, когда дохо­дит до слова, напри­мер, «полу­шу­бок», в кото­рый был одет «мужи­чок с ного­ток». Вроде бы всё ясно, что это корот­кая шуба, но ребёнку тяжело запом­нить слово.

При­ду­майте ассо­ци­а­цию к этому слову, любую. Спро­сите у ребёнка, что пер­вое при­хо­дит ему в голову при слове «полу­шу­бок». Ребё­нок вам рас­ска­жет. Поста­ра­е­тесь выра­зить ассо­ци­а­ции в одном слове. И к этому слову, мыс­ленно ваш малень­кий школь­ник будет обра­щаться во время рас­сказа стиха. А со вре­ме­нем, он и сам научится при­ду­мы­вать ассо­ци­а­ции, ведь они помо­гают запом­нить самые ред­кие в наше время слова поэтов.

4. Рисование стихотворения

А еще сти­хо­тво­ре­ние можно нари­со­вать! Чет­ве­ро­сти­шие за чет­ве­ро­сти­шием. И вовсе не обя­за­тельно созда­вать шедевры изоб­ра­зи­тель­ного искус­ства. Доста­точно будет схе­ма­ти­че­ских рисун­ков. Лучше если они будут при­коль­ными, конечно в том слу­чае, если содер­жа­ние про­из­ве­де­ния это допус­кает. Сна­чала рисуем, а потом рас­ска­зы­ваем сти­хо­тво­ре­ние по кар­тин­кам. В общем, поиг­райте в иллю­стра­то­ров. Этот метод хорош тем, что к про­цессу запо­ми­на­ния под­клю­ча­ется зри­тель­ная память.

5. Книжку под подушку

Самый вол­шеб­ный спо­соб! Вече­ром перед сном нужно про­чи­тать сти­хо­тво­ре­ние, спря­тать книжку под подушку и лечь спать. А на утро вдруг выяс­нится, что сти­хо­тво­ре­ние из книжки пере­ко­че­вало за ночь в голову! Скажу честно, я тоже так делала, когда в школе училась.

Ока­зы­ва­ется, этому маги­че­скому спо­собу суще­ствует вполне науч­ное объ­яс­не­ние. Не буду вда­ваться в подроб­но­сти. Скажу лишь, что мозг чело­века так устроен, что он очень хорошо запо­ми­нает, то, что было напи­сано, про­чи­тано или услы­шано перед сном.

6. Диктофон

Сей­час в каж­дом теле­фоне есть встро­ен­ный дик­то­фон. Сде­лайте ауди­о­за­пись сти­хо­тво­ре­ния, про­чи­тан­ного ребен­ком. Глав­ное, чтобы оно было про­чи­тано с выра­же­нием. А затем, пусть школь­ник вклю­чит запись и про­слу­шает её три раза. Так, вы под­клю­чите к про­цессу слу­хо­вую память, и зна­чи­тельно повы­сите шансы ребенка запом­нить те строки, кото­рые никак не под­да­ются. Кроме того, дан­ный спо­соб дает воз­мож­ность услы­шать себя со сто­роны и в слу­чае необ­хо­ди­мо­сти пора­бо­тать над своей речью, про­из­но­ше­нием и интонациями.

7. Театр

О, это наш люби­мый семей­ный спо­соб запо­ми­на­ния сти­хов! Каж­дая строчка про­из­ве­де­ния не про­сто чита­ется, а еще и пока­зы­ва­ется. Либо самим ребен­ком, либо всеми чле­нами семьи (если дей­ству­ю­щих лиц много). Уве­рена, что фразу «Отец, слы­шишь, рубит…» моя дочь нико­гда не забу­дет. Так как наш папа очень живо­писно ее пока­зал) Сме­я­лись все. Так что задан­ный на дом стих, может обес­пе­чить вам инте­рес­ный семей­ный досуг.

8. Разрезанные строчки

А это спо­соб закре­пить выучен­ный стих в памяти, пере­ве­сти его из памяти крат­ко­вре­мен­ной в дол­го­вре­мен­ную. О том, что такое дол­го­вре­мен­ная память подробно опи­сано здесь. Нужно рас­пе­ча­тать сти­хо­тво­ре­ние на листе бумаги или про­сто напи­сать. Глав­ное чтобы шрифт был круп­ным. А потом взять и раз­ре­зать стих на отдель­ные строки. Пере­ме­шать и пред­ло­жить ребенку выло­жить строчки в нуж­ном порядке.

Очень наде­юсь, что при­ве­ден­ные выше 10 спо­со­бов, помо­гут вам и вашему ребенку убе­диться, что заучи­ва­ние сти­хов наизусть — про­цесс твор­че­ский, инте­рес­ный, а ино­гда еще и очень весе­лый! Такой же как и под­го­товка к пересказу.

Как с ребёнком учить стихи: простые методики

Ждать до школы не обя­за­тельно, и даже вредно. Начи­нать учить сти­хо­тво­ре­ния наизусть жела­тельно в воз­расте 2 лет. Это воз­раст, когда ребё­нок ста­ра­ется запом­нить как можно больше инфор­ма­ции. Его мозг рабо­тает как губка.

Стоит отме­тить, что детям реко­мен­ду­ется с рож­де­ния рас­ска­зы­вать сказки. Так, у них фор­ми­ру­ется навык запо­ми­на­ния. И если ваш ребё­нок с тру­дом запо­ми­нает стихи, попро­буйте для начала учить с ним рас­сказы и сказки. Позже перей­дёте к стихам.

Основные правила

Методы

Увеличивать объём постепенно

Этот метод иде­аль­ное реше­ние для пер­вых уро­ков. Возь­мите для пер­вого раза сти­хо­тво­ре­ние, строки кото­рого состоят из 3–4 слов. Для начала подой­дёт дву­сти­шье или четверостишье.

Сна­чала про­чи­тайте текст цели­ком. Потом первую строчку повто­рите несколько раз и попро­сите малыша повто­рить. Когда он запом­нит первую, пере­хо­дите ко вто­рой. Повто­ряйте с ним уже две строчки. И так посте­пенно добав­ляйте по строке, пока он не выучит весь стих целиком.

Визуализация

Если ребёнку сложно запом­нить сти­хо­тво­ре­ния по стро­кам, то можно при­ба­вить к нему метод обра­зов. Когда вы про­чи­та­ете ему первую строчку, пред­ло­жите пред­ста­вить это в виде кар­тинки. Прак­ти­че­ски любое про­из­ве­де­ние можно пред­ста­вить в виде обра­зов. Если это даётся с тру­дом, помо­гите ему. Пого­во­рите с ним вме­сте то, о чём гово­риться в сюжете.

Театр

Попро­буйте инсце­ни­ро­вать сти­хо­тво­ре­ние. Сде­лать актё­ров из игру­шек или пре­вра­тить в актёра самого ребёнка. Для боль­шего инте­реса можно сде­лать ему костюм и создать импро­ви­зи­ро­ван­ную сцену. Таким обра­зом, будут раз­ви­ваться и актёр­ские способности.

Пересказ

Если ребёнку трудно даётся заучи­ва­ние рифм, пере­ве­дите сти­хо­тво­ре­ние в прозу. Про­чи­тайте ему про­из­ве­де­ние цели­ком и попро­сите рас­ска­зать о чём в нём гово­риться. Можно помочь, зада­вая наво­дя­щие вопросы. Таким обра­зом, сфор­ми­ру­ется смыс­ло­вая после­до­ва­тель­ность. После такой обра­ботки заучи­ва­ние сти­хо­тво­ре­ния прой­дёт легче и быстрее.

Полезные советы

Другие способы

Методы заучи­ва­ния стихов

Визу­аль­ный
Этот метод часто путают с про­стым пока­зом книж­ных иллю­стра­ций. Однако это не одно и тоже. Иллю­стра­ция нужна абсо­лютно всем детям, так как дошколь­ни­кам при­суще наглядно-образ­ное мыш­ле­ние. А кар­тин­ный план, кото­рый появ­ля­ется на гла­зах у ребенка одно­вре­менно с чте­нием сти­хо­тво­ре­ния, осо­бенно необ­хо­дим тем, у кого веду­щей явля­ется зри­тель­ная память.
Итак, после пред­ва­ри­тель­ной работы, о кото­рой гово­ри­лось выше, после рас­смот­ре­ния иллю­стра­ций к сти­хо­тво­ре­нию, вы даете малышу уста­новку на запо­ми­на­ние. «Сей­час мы будем учить это сти­хо­тво­ре­ние наизусть. Ты будешь запо­ми­нать, а я — тебе помо­гать». Если вы хорошо рису­ете, то можете построчно читать сти­хо­тво­ре­ние и на гла­зах ребенка изоб­ра­жать то, о чем гово­рится, отде­ляя на рисунке каж­дую строчку-кар­тинку вер­ти­каль­ной чер­той. Ваши изоб­ра­зи­тель­ные спо­соб­но­сти, в общем-то, не так уж и важны. Опыт пока­зы­вает, что ребенка устра­и­вает даже самое схе­ма­тич­ное изоб­ра­же­ние содер­жа­ния, и на про­дук­тив­ность запо­ми­на­ния ваши каляки-маляки осо­бенно не вли­яют. Глав­ное — прин­цип. Затем, по вашему «кар­тин­ному плану» чадо несколько раз вос­про­из­во­дит сти­хо­тво­ре­ние. Через неко­то­рое время опора уби­ра­ется. Можно конечно исполь­зо­вать и гото­вые кар­тинки. Но довольно трудно подо­брать их так, чтобы они построчно соот­вет­ство­вали содержанию.
Этот метод может при­ме­няться одно­вре­менно с пер­вым мето­дом или без него. В обоих слу­чаях важ­ным явля­ется следующее.

Как вари­ант: про­сите малыша во время про­чте­ния и повто­ре­ния каж­дой строфы закры­вать глаза и пред­став­лять себе ее смысл в виде обра­зов, как если бы он смот­рел мульт­фильм или кар­тинку. Чтобы эти образы были мак­си­мально яркими и кон­крет­ными, исполь­зуйте для этого какие-нибудь реаль­ные рисунки. По мере уве­ли­че­ния коли­че­ства заучи­ва­е­мых строк образы должны посте­пенно выстра­и­ваться в соот­вет­ству­ю­щей сюжету после­до­ва­тель­но­сти. Пусть малыш попро­бует поэкс­пе­ри­мен­ти­ро­вать с этими обра­зами, напри­мер, что-то изме­нить во внеш­нем виде глав­ного героя, пере­вер­нуть его с ног на голову и т.п. Неиз­мен­ной, однако, должна оста­ваться после­до­ва­тель­ность обра­зов и их основ­ное содержание.

Дви­га­тель­ный
Опять же, после про­ве­де­ния пред­ва­ри­тель­ной работы, вы даете ребенку уста­новку на запо­ми­на­ние. Затем пред­ла­га­ете ему взять боль­шую тол­стую нитку и «смо­тать из сти­хо­тво­ре­ния клу­бо­чек». Вме­сте с ним, рит­мично, мы как бы «нама­ты­ваем» строчку за строч­кой на «катушку» в нашей голове. Намо­тали? А теперь рас­ска­зы­ваем снова и раз­ма­ты­ваем, а потом снова нама­ты­ваем. Затем мы пря­чем ручки вме­сте с клу­боч­ком за спинку и «нама­ты­ваем пона­рошку». Тут основ­ной прин­цип в том, что ребенку-кине­сте­тику (то есть такому, кото­рому нужно не только посмот­реть, но и потро­гать), мы даем необ­хо­ди­мую для запо­ми­на­ния опору — под­креп­ляем запо­ми­на­ние дви­га­тель­ным актом. Как вари­ант этого метода вы можете пред­ло­жить малышу класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем выни­мать по одному и снова класть. Или нани­зы­вать пира­мидку, бусы, или пере­бра­сы­вать мяч (на каж­дый бро­сок — одна строчка).

Слу­хо­вой
Это самый рас­про­стра­нен­ный метод. Его обычно исполь­зуют в дет­ских садах. Вы гово­рите ребенку, что сей­час вме­сте будете учить сти­хо­тво­ре­ние наизусть. Пусть он вклю­чит в головке маг­ни­то­фон­чик, кото­рый будет запи­сы­вать, а потом вос­про­из­во­дить сти­хо­тво­ре­ние. Сна­чала он послу­шает вас. Потом вы повто­рите этот отры­вок вме­сте. Потом он один повто­рит, а за ним снова вы. Здесь обя­за­тельно нужно обра­тить вни­ма­ние на то, что в дан­ном методе вы опи­ра­е­тесь не на строчку, как в двух преды­ду­щих, а на соче­та­ние двух или четы­рех строк объ­еди­нен­ных риф­мой. Идет слу­хо­ре­че­вая опора на рифму. Этот метод явля­ется опти­маль­ным для детей с одно­имен­ным веду­щим типом памяти. Таким ребя­там два выше­опи­сан­ных спо­соба заучи­ва­ния не только не помо­гают, но порой даже мешают запо­ми­нать сти­хо­тво­ре­ние. Так, разу­чи­ва­ется каж­дый куп­лет, а потом чита­ется все сти­хо­тво­ре­ние целиком.

Вари­ант: начи­нать нужно все­гда с про­чте­ния сти­хо­тво­ре­ния от начала и до конца. Затем заучи­ва­ется пер­вая строка сти­хо­тво­ре­ния. Вы чита­ете эту строку и про­сите ребенка ее повто­рить. Жела­тельно повто­рить ее несколько раз под­ряд, затем сде­лать неболь­шую паузу и повто­рить еще раз. При выпол­не­нии повто­ре­ний пред­ло­жите малышу делать их каж­дый раз по-новому: с новой инто­на­цией, с акцен­том на дру­гом слове, с дру­гим эмо­ци­о­наль­ным фоном (весело, спо­койно, вос­тор­женно, грустно и т.д.). Для запо­ми­на­ния это очень важно, поэтому было бы хорошо, если бы вы сами пока­зали малышу, как это делать. Далее вы чита­ете вто­рую строку и про­сите: сде­лать то же самое. Однако после паузы про­сите малыша повто­рить обе строки — первую и вто­рую. Эти строки также повто­ря­ются несколько раз. Затем чита­ется сле­ду­ю­щая строка и т.д. Лучше всего овла­де­вать этим спо­со­бом на сти­хо­тво­ре­ниях, состо­я­щих из 4 строк. Тогда ребе­нок про­сто «обре­чен» на успех, ему понра­вится и запом­нится спо­соб запо­ми­на­ния, и он не побо­ится взяться за более «твер­дый орешек».

Логи­че­ский
Не у мно­гих дошко­лят веду­щая — логи­че­ская память, но есть и такие. Для них пред­ла­га­ется сле­ду­ю­щий метод. После пред­ва­ри­тель­ной работы, вы чита­ете пер­вые строки про­из­ве­де­ния, а потом оста­нав­ли­ва­е­тесь и пред­ла­га­ете малышу сво­ими сло­вами рас­ска­зать, что было дальше, как он запом­нил. С того места, на кото­ром он оста­но­вился, снова чита­ете строку про­из­ве­де­ния, а потом снова пред­ла­га­ете рас­ска­зать, что было дальше. Вы побуж­да­ете ребенка опи­раться на смыс­ло­вые связи. Во вто­рой раз, после вашего про­чте­ния чет­ве­ро­сти­шия, пусть он вспом­нит, как точно автор гово­рит, какими сло­вами, об этом явле­нии или собы­тии. Цель такого «пере­сказа» состоит в том, чтобы ребе­нок как можно глубже про­ник в смысл того, о чем гово­рится в сти­хо­тво­ре­нии, уста­но­вил раз­лич­ные смыс­ло­вые связи между эле­мен­тами тек­ста. Такая смыс­ло­вая обра­ботка мате­ри­ала тоже зна­чи­тельно облег­чает его после­ду­ю­щее запоминание.

Как мы учим стихи: лич­ный опыт и реко­мен­да­ции (опыт одной мамы)

• Далее я про­чи­тала о том, что поэ­зия это ритм, а к ритму ребенка нужно при­учать. Когда пела колы­бель­ные, то похло­пы­вала свою малышку в такт ритма сти­хо­тво­ре­ния или песенки. Потом, когда она под­росла, то под ритм сти­хо­тво­ре­ния мы делали дви­же­ния руками, пока­чи­ва­лись, хло­пали в ладошки.
• Сле­ду­ю­щий этап был – рисо­ва­ние иллю­стра­ций к сти­хо­тво­ре­нию, я читала сти­хо­тво­ре­ние, дочка на память про­ри­со­вы­вала его. Ино­гда сти­хо­тво­ре­ние читала ей по нескольку раз, пока она сидела и рисовала.
• До того момента, как ей испол­ни­лось 4 года, мы учили стихи к празд­ни­кам, или в пода­рок – папе, бабушке, дру­зьям. Это стало отлич­ной моти­ва­цией. Осталь­ные стихи мы даже не заучи­вали спе­ци­ально, про­сто я ей посто­янно их читала. А Даша запо­ми­нала то, что ей больше всего нра­ви­лось. А вот после 4 лет, заучи­ва­ние сти­хов стало уже зада­нием или даже рабо­той. Мы ста­ра­лись учить стихи посто­янно, так как, я узнала, что именно заучи­ва­ние сти­хов – это наи­луч­ший путь, для фор­ми­ро­ва­ния объ­ема памяти дошкольника.
• Хоть я и напи­сала что, мы стали учить стихи целе­на­прав­ленно, но не когда не делали это про­тив воли ребенка, если у нее не было настро­е­ния или жела­ния. По моим наблю­де­ниям детки ино­гда отка­зы­ва­ются учить стихи, только из-за того, что объем сти­хо­тво­ре­ния не соот­вет­ствует их воз­расту и им дей­стви­тельно тяжело. Све­дите ваши тре­бо­ва­ния к тому, на что спо­со­бен ваш малыш, и не ставьте цель выучить за день Муху-цоко­туху, или заста­вить трех­лет­него ребенка учить «Сказку о царе Салтане».
• Один наш зна­ко­мый маль­чик про­сто впа­дал в бешен­ство, когда ему гово­рили, а сей­час нач­нем учить стихи. Он убе­гал и пря­тался. Я до 4лет вообще сво­ему ребенку не гово­рила, давай будем учить стихи. Пред­ла­гала ей: повто­ряй за мной, как весе­лый попу­гай­чик; или, давай поиг­раем и рас­ска­жем тво­ему мед­ве­жонку сти­шок; или, какую колы­бель­ную ты своим кук­лам спо­ешь? Так же и посту­пила мама Егора, она стала гово­рить ему: я буду рас­ска­зы­вать, а ты повто­ряй за мной, но я раз­ре­шаю повто­рять только одну строчку. Для него это стало игрой, и он уже ходил и выпра­ши­вал все новые и новые строчки, но все это конечно про­изо­шло не в один день. Мама сама стала очень часто рас­ска­зы­вать стихи, и делать это с удо­воль­ствием. Капля по капле и ребе­нок звезда дет­ского сада, на каж­дом утрен­нике у него самый длин­ное стихотворение.
• Прежде чем начать учить сти­хо­тво­ре­ние, спро­сите все ли слова ребенку понятны, разъ­яс­ните зна­че­ние каж­дого слова. Можно пойти на обман про­чи­тать несколько сти­хо­тво­ре­ний, и пред­ло­жить ребенку выбрать то, кото­рое вы будете учить. Ребенку кажется, что это он а не вы руко­во­дите про­цес­сом, и вы вынуж­дены учить с ним то, что он выбрал, это повы­шает его само­оценку и при­бав­ляет уверенности.
• Как и во всем: повто­ре­ние – мать уче­ния! Первую строчку сти­хо­тво­ре­ния повто­ряем до тех пор, пока малыш не рас­ска­жет вам ее без оши­бок, потом пере­хо­дим ко вто­рой строчке, и так учим чет­ве­ро­сти­шие, а из них скла­ды­ваем сти­хо­тво­ре­ние цели­ком. Но здесь не надо торо­питься, один ребе­нок может выучить сти­хо­тво­ре­ние за час, дру­гому необ­хо­дима неделя, в тече­ние кото­рой, он будет запо­ми­нать по 2–3строчки каж­дый день
• Не забы­вайте повто­рять с ребен­ком те стихи, кото­рые вы учили в про­шлом месяце или в про­шлом году, и вам и ему будет полезно раз­ви­вать и акти­ви­ро­вать дол­го­вре­мен­ную память.
• Рифма – посто­янно играйте с ребен­ком в рифму, чем бы вы не зани­ма­лись: Кашу съела Даша, малышка- шалу­нишка, надо про­сы­паться пой­дем ско­рее умы­ваться и так далее. Исполь­зуйте рифмы, когда обща­е­тесь с ребен­ком. Заме­тите, что это легко и увле­ка­тельно. Вы и не заме­тите, что ребе­нок вас под­дер­жит и даже пре­взой­дет в этом деле. В воз­расте 4 лет Даша шоки­ро­вала нас пер­вым своим чет­ве­ро­сти­шием – Тили-бом, тили-бом, уби­раем какашки за котом!
• Нам уже 6 лет, и Даша может сама про­честь и выучить сти­хо­тво­ре­ние. И опять нас спа­сает игра, она рас­са­жи­вает кукол и гото­вит их к кон­церту, в кото­ром каж­дая кукла рас­ска­жет на сцене – стуле, свое чет­ве­ро­сти­шие, как вы пони­ма­ете, все сти­хо­тво­ре­ние цели­ком, она сама рас­ска­зы­вает за кукол.

В заключение еще несколько советов

— Жела­тельно обу­чить ребенка всем трем мето­дам, чтобы в даль­ней­шем он мог исполь­зо­вать их одно­вре­менно. При одно­вре­мен­ном при­ме­не­нии этих мето­дов лучше соблю­дать такую после­до­ва­тель­ность: сна­чала чита­ется все сти­хо­тво­ре­ние, потом оно «пере­ска­зы­ва­ется» и только после этого заучи­ва­ется по стро­кам с парал­лель­ным «пере­во­дом» тек­сто­вой инфор­ма­ции в образ­ную форму.

— Обя­за­тельно делайте пере­рывы для отдыха. Необ­хо­димо создать такой режим работы, чтобы она при­но­сила только радость, а не муче­ния. Ни в коем слу­чае не застав­ляйте ребенка учить сти­хо­тво­ре­ние, если он этого сей­час не хочет.

— Если вам инте­ресно знать, есть ли какой-то про­гресс в раз­ви­тии памяти вашего ребенка, запи­сы­вайте каж­дый раз, сколько ему нужно повто­ре­ний, чтобы пол­но­стью выучить сти­хо­тво­ре­ние из 4‑х строк.

Давайте разберем по этапам, как учить стихотворение с ребенком

1 этап. Обя­за­тель­ное чте­ние сти­хо­тво­ре­ния взрос­лым. Вы даете обра­зец выра­зи­тель­ного и пра­виль­ного чте­ния. Помо­га­ете ребенку про­чув­ство­вать настро­е­ние и харак­тер стихотворения.

Давайте, попро­буем выучить малень­кое сти­хо­тво­ре­ние В. Орлова«Дятел» и пра­вильно про­чи­таем его ребенку.

2 этап. Выяс­нить, как ребе­нок понял смысл сти­хо­тво­ре­ния. Спро­сить, о чем гово­рится в стихотворении?

Какой дятел? (Моло­дой, вежливый)

Почему дятел веж­ли­вый? (потому, что стучится)

Зачем он сту­чится к чер­вячку? (чтобы добраться до чер­вячка, найти его)

3 этап. Уточ­нить зна­че­ние труд­ных слов, спро­сить все ли понятно. Про­чи­тать с чита­ю­щим ребен­ком труд­ные слова из текста.

4 этап. Про­чи­тать еще раз вме­сте, если ребе­нок читает. Или пусть ребе­нок читает сам 2 раза (вслух и шепотом)

5 этап. Очень хорошо сов­ме­стить чте­ние с дви­же­ни­ями тела или рук.Здесь можно сде­лать так:

на пер­вой строчке пока­зать длин­ный нос – дятел,

На слово «веж­ли­вая» птица – неболь­шой поклон,

На слова «перед едой» — пока­зать как дви­жется ложка ко рту,

«К чер­вячку сту­чится» — посту­чать по столу.

Так можно при­ду­мать любые дви­же­ния, чтобы сра­бо­та­ла­дви­га­тель­ная память и ребенку легче будет запом­нить поря­док строк. Только обра­тите вни­ма­ние, что дви­же­ния выпол­няем, когда читает взрос­лый или призаучивании.Если читает ребе­нок, то ника­кие дви­же­ния не выполняются.

6 этап. Нари­со­вать это сти­хо­тво­ре­ние в виде сим­во­лов или сде­лать иллю­стра­цию к тек­сту. Здесь можно про­ри­со­вать не каж­дую строчку, а смыс­ло­вую фразу. Это сти­хо­тво­ре­ние можно изоб­ра­зить в виде 3 кар­ти­нок-сим­во­лов: дятел (птичка, длин­ный клюв), тарелка, червячок.Последовательное рас­по­ло­же­ние кар­ти­нок помо­жет ребенку, у кото­рого пре­об­ла­дает зри­тель­ная память.

7 этап. Заучи­вать сти­хо­тво­ре­ние не по строчке, а по фразам.Если фраза длин­ная, то можно раз­бить ее на части. Заучи­ва­ние сов­ме­щать с пока­зами кар­ти­нок и движениями.

Читаем первую фразу « Дятел, даже моло­дой, — веж­ли­вая птица» и ребе­нок повто­ряет ее 2–3 раза ( вслух, шепо­том, с закры­тыми гла­зами). Затем к пер­вой фразе при­кле­и­ваем сле­ду­ю­щую «он все­гда перед едой» и ребе­нок повто­ряет сразу 2 фразы 2–3 раза. Затем при­кле­и­ваем сле­ду­ю­щую фразу и повто­ряем 2 уже заучен­ные и 1 новую « к чер­вячку стучится».Затем повто­рить все сти­хо­тво­ре­ние вме­сте 1–2 раза и отло­жить на время.

Если сти­хо­тво­ре­ние длин­ное, то надо раз­бить его на смыс­ло­вые части и каж­дую часть учить таким обра­зом, а потом все объединить.

8 этап. Повто­рить сти­хо­тво­ре­ние вме­сте через про­ме­жу­ток вре­мени, через пол­часа, позже, перед сном, на сле­ду­ю­щий день.Только не стоит делать это в виде экза­мена: «А ну-ка, рас­скажи, я посмотрю, как ты запом­нил». Гораздо эффек­тив­нее, если Вы пред­ло­жите рас­ска­зать вме­сте папе, бабушке, соседке. Если Вы нач­нете рас­ска­зы­вать, а потом «забу­дете» и попро­сите ребенка помочь. Если Вы попро­сите ребенка послу­шать, пра­вильно ли Вы запомнили.

Можно попро­сить малыша, чтобы онвы­учил это сти­хо­тво­ре­ние с котен­ком, с игру­шеч­ным миш­кой или какой-нибудь игруш­кой. Можно рас­ска­зать сти­хо­тво­ре­ние на ночь подушке, луне, и т.д.Нам это может быть смешно, а дети все вос­при­ни­мают за чистую монету, и с удо­воль­ствием будут рас­ска­зы­вать и вымыш­лен­ному домо­венку, и луне за окном и дождику.

9 этап. Повто­рите сти­хо­тво­ре­ние через день,через два, помо­гая малышу кар­тин­ками и дви­же­ни­ями, если он забудет.

Вот и все. Если вы прой­дете эти 8–9 эта­пов, то Ваш малыш пре­красно выучит сти­хо­тво­ре­ние без напря­же­ния. При таком заучи­ва­нии мы делаем упор на все системы чело­века (слуховую,зрительную,образную память вклю­чаем, кине­сте­ти­че­скую – движения)и все они рабо­тают вме­сте, зна­чи­тельно облег­чая работу ребенка, помо­гая лучше и легче запо­ми­нать стихи.

Если вы будете учить сти­хо­тво­ре­ния таким обра­зом и со школь­ни­ками, они смо­гут даже труд­ные стихи запом­нить быстро и хорошо.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

что делать если ты не выучил стих по литературе. Смотреть фото что делать если ты не выучил стих по литературе. Смотреть картинку что делать если ты не выучил стих по литературе. Картинка про что делать если ты не выучил стих по литературе. Фото что делать если ты не выучил стих по литературе
Саша тоже учит стихотворение правильно, записывая его по памяти