что делать если ты безграмотный

Как безграмотность влияет на успех в учёбе и работе

Роковые ошибки

Наносит ли безграмотность ощутимый, осязаемый ущерб или же вред от неё исчерпывается школьными двойками да детскими слезами, пролитыми над тетрадями в линеечку? Автор статьи рассказывает, как речевые ошибки портят не только наш язык, но и нашу жизнь.

Неграмотность стоит денег

Мой муж никогда не покупает мясо, если видит, что на ценнике, притулившемся возле куска свинины, написано карбонаТ.

Скажете, что это неуместная разборчивость? Отнюдь нет, в таком поведении есть глубокий расчёт. Карбонатом называют соль угольной кислоты, а запечённый кусок свиного филе — это карбонаД. Если продавец путается в названиях, значит, он не понимает, чем торгует. Зачем покупателю рисковать, связываясь с таким продавцом?

что делать если ты безграмотный. Смотреть фото что делать если ты безграмотный. Смотреть картинку что делать если ты безграмотный. Картинка про что делать если ты безграмотный. Фото что делать если ты безграмотный

Меня же, например, от любого товара или услуги отвращает слово активности (в русском языке существительное активность не образует формы множественного числа; активности — это калька с английского). И я уверена, что у каждого человека есть свой перечень слов-уродцев, которые становятся причиной отказа от покупки. Жаль, что об этом не знает или не хочет знать продавец, упорно не видящий в ошибках никакого греха.

Чем выше уровень образования у вашей целевой аудитории, тем больше вероятность, что речевые ошибки станут роковыми для ваших продаж — покупатели будут от вас отворачиваться.

Потеря лица

На то, как разговаривают публичные личности, общество обращает большое внимание. Иногда это внимание становится неприятной неожиданностью для персоны, особенно если она легкомысленно относится к качеству своей речи.

И тогда неграмотность, которую человек прежде не замечал и которая раньше ему якобы не мешала, становится причиной общественного недоверия и полной, как говорят японцы, потери лица.

Проиллюстрировать этот вывод может выступление бывшего губернатора Липецкой области, недавно облетевшее за пару дней весь Интернет. Высокопоставленный чиновник пытался высказаться по поводу повышения пенсионного возраста, но в буквальном смысле настолько не мог связать и двух слов (путал падежи и извратил грамматику), что его мысль, какой бы она ни была изначально, зрителям так и не открылась.

Люди, посмотревшие это выступление, конечно, увлечённо обсуждали «красноречие» губернатора. Но ещё они задавались более неприятным вопросом: как вообще такой человек может занимать столь высокий пост? Этот поворот общественного мнения оказался расплатой за косноязычие.

что делать если ты безграмотный. Смотреть фото что делать если ты безграмотный. Смотреть картинку что делать если ты безграмотный. Картинка про что делать если ты безграмотный. Фото что делать если ты безграмотный

Один из выразительных признаков низкого уровня владения языком — неразличение стилей речи. Если некто с алкоголиками разговаривает так же, как с академиками, а с академиками — так же, как с алкоголиками, то его общение, по крайней мере, малоэффективно. Но если этот некто, в принципе, неспособен переключаться между стилями, то рано или поздно он осрамится

Источник

Причины безграмотности или исповедь дисграфика

что делать если ты безграмотный. Смотреть фото что делать если ты безграмотный. Смотреть картинку что делать если ты безграмотный. Картинка про что делать если ты безграмотный. Фото что делать если ты безграмотный
Прежде давайте разберёмся, что такое безграмотность? Само слово говорит о том, что это отсутствие грамоты. Раньше на Руси грамота говорила о том, что человек является образованным, их выдавали в учебных заведениях. Простой крепостной народ не учился в таких заведениях, вот они и говорили, что они без грамоты, то есть, не обучены. Писать, читать не умеют. Зато они умели работать и пахать.

что делать если ты безграмотный. Смотреть фото что делать если ты безграмотный. Смотреть картинку что делать если ты безграмотный. Картинка про что делать если ты безграмотный. Фото что делать если ты безграмотныйПрошли века, слово безграмотность стало пониматься в переносном смысле. Сейчас безграмотный имеет несколько смыслов:
1. Человек, допускающий много грамматических или стилистических ошибок.
2. Человек не умеющий писать и читать.
3. Человек, не знающий основ предмета, плохо разбирающийся в области знаний.

Как можем заметить, чаще всего безграмотными называют людей в смыслах 1 и 3. Иначе, как эти «граматеи» умудряются пользоваться интернетом?
Определившись с терминами, перейдём к сути. Откуда такое засилье граматеев? Всё просто, большая часть из нихявляются школьниками. Кто-то из них совсем ещё маленькие, другие уже достаточно взрослые (15+ лет). Встречаются и взрослые люди, которые пишут с ужасными ошибками, например я. Но об этом чуть позже, давайте сначала расставим все точки над i со школьниками.

Дошкольники – «зародыш личинки человека». От 2 до 6 лет. Критиковать его грамотность вообще кощунство, он то ходит ели-ели, а уже что-то пытается писать. Вообще вундеркиндище!

Школьник начальных классов (1-4) — это «личинка человека». Мозг личинки ещё не сформирован. Знаний пока, что нет. Но энергии хватит на целую атомную станцию! На таких и сердиться грешно, маленькие ещё они, им можно писать с ошибками. Они банально ещё многих правил русского языка не знают. Но им хочется блеснуть, показать, что какие они суперумные и пуперкрутые. Это нормальное явление, они подражают старшим. Поэтому не редко устраивают эпические срачи — срачи ради срача. Им это интересно, через срачи они познают мир. А чё вы хотели? Личинки (у мухи, например) растут в углеводородной среде особой контестенции (дальше вы поймете, почему это слово так написано). Для них — это самая вкусняшка. С возрастом тяга к срачам проходит. Правда не у всех, некоторые просто из состояния личинок не выходят и просто дальше не развиваются.

На очереди школьник средних классов (5-9) – «куколка человека». Этим товарищам не до грамматики, у них кипят гормоны, так сказать растут крылья. Они чуть что звереют, пишут побыстрее, нередко не читают, что пишут. Отсюда и опечатки. Среди них есть процент правильно пишущих, но он меньше основной массы. Правила, они знают, но многие просто из лени не используют их. Есть и те, кто на учёбу и во все забил. Большая часть пишут ради того, чтобы скорее донести свою мысль. Изъясняются они на порядок лучше «личинок человека».

что делать если ты безграмотный. Смотреть фото что делать если ты безграмотный. Смотреть картинку что делать если ты безграмотный. Картинка про что делать если ты безграмотный. Фото что делать если ты безграмотный
Старшая школа (9-11 классы) – «вылупившееся насекомое, с не расправленными крыльями». «Практически человек». Самые адекватные среди «стадий становления человеком». 30% уже к 11 классу становятся людьми, другие в течении последующих пару годов. И малая часть перестаёт развиваться. Самая грамотная часть среди безграмотных. Адекватны, если допускают ошибки, то по невнимательности или лени проверять тексты.

Человеки – уже созревшие люди. Студенты, рабочие и тому подобное. Пишут как правило грамотно, умеют выражать свои мысли. Это касается большей части тех, кто учился в ВУЗах или занимался своим самообразованием. Во всём всегда есть исключения! Среди них безграмотных мало, либо это личинки или куколки по неким причинам отстающие в развитии или более не развивающиеся, либо подобные мне.

что делать если ты безграмотный. Смотреть фото что делать если ты безграмотный. Смотреть картинку что делать если ты безграмотный. Картинка про что делать если ты безграмотный. Фото что делать если ты безграмотный
С неразвивающимися я думаю всё понятно, но что я подразумеваю над подобными мне? Печальную прослойку населения страдающей дисграфией.
Дисграфия — это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности.

Дисграфия — определённое нарушение письма, при дисграфии нарушается написание по фонетическому принципу, в результате чего возникает большое количество специфических ошибок, искажающих звуковой состав слова. Дисграфия не является изолированным нарушением, помимо дисграфии наблюдаются ещё некоторые расстройства устной речи и других психических функций в зависимости от того, какой компонент недостаточно сформирован.
У меня она самая. Помните как я написал слово контестенция? Вот я её так слышу, так и пишу.

Раньше у меня были такие ошибки как: лутше, шлюфовать, матереальный и многие другие. В шутку я прозвал это безграмадностью™, потому, что меня очень долго в интернете из-за этого не воспринимали в серьёз. И только дрессировкой и word’ом я преодолеваю вот свою эту особенность.
Мне 21 год, я студент химик. На первом курсе, один профессор смотрел мою домашнюю работу и сказал: «Пишешь ты хорошо и умно, но вот почему так безграмотно?» Я ему ответил, что: «Пишу либо умно, либо грамотно». Он засмеялся.

Так оно и есть в жизни. Я могу либо писать, что думаю, и тогда будет несусветная ахинея, ужас филолога. Или писать грамотно, но тогда на 1000 символов, придётся угрохать 30 минут редактуры. Что и было сделано с этим текстом. Контестенцию я не смог исправить, даже гугль не понимает, что за слово я имею в виду. Вот до того, сильным бывает эта самая безграмадность. К слову как она пишется? В тексте я её исправлять не буду, оставлю для примера.
Могу кстати объяснить, почему дисграфия у меня осталась со школьных годов. Я про свой диагноз узнал относительно недавно, где-то с год назад.
В школе я был хорошим учеником, учёба мне нравилась. Все предметы казались лёгкими кроме двух – русского языка и чтения. Я когда читал, не мог понять текст (да и сейчас нужно сильно концентрироваться, чтобы понять смысл текста сразу). С русским языком всё было интереснее, правила я учил. Рассказывал. Как начинался диктант, так учителя вешались. От 4 до 15 ошибок минимум. Ни один диктант за все 11 лет учёбы не написал на 5. Максимум на 4 и то один раз. Все остальные 2 как правило, реже на 3. Учителя думали, что я над ними издеваюсь, у меня время от времени, почерк то мелкий, то крупный был. А нет, оказывается это всё следствия запущенности дисграфии. Вообщем, за 11 лет они не удосужились, как-либо попробовать мне помочь научиться грамотному письму, более того, я всё время конфликтовал с учителем русского языка. В итоге всё желание познавать этот предмет отбили. Хотя я очень люблю русский язык, он очень красивый, эмоциональный. Но с грамматической точки зрения мне он не даётся.

что делать если ты безграмотный. Смотреть фото что делать если ты безграмотный. Смотреть картинку что делать если ты безграмотный. Картинка про что делать если ты безграмотный. Фото что делать если ты безграмотный
В 11 классе нужно было писать ЕГЭ по русскому языку. Как быть я не знал. Я после многолетней ругани с училкой полностью на него забил. Пришлось ходить к репетитору. Она меня за год сумела выдрессировать делать то, что нужно, чтобы решить эти тесты. И у неё это прекрасно получилось. Правила я освоил, разбивать на корни и всё такое. Но вот ударение находить никак не давалось, да и грамотность как была никакой, так и осталась.
Итог потряс всех в школе, я написал на 72 балла этот экзамен. При этом в сочинении было более 11 грамматических ошибок! По всем остальным критериям оно было написано хорошо.
Вот такая вот неприятная штука – дисграфия. И проблема не в том, что книжек мало читаю, или правила не знаю, а в самой психике, работе мозга. Хотя при этом далеко не дурак.
Так, что господа грамманаци, найдите другой способ докапываться к людям, нежели к грамматики.

Многие общаются в интернете как в жизни, то есть, как пишут, так и говорят. Школьники – за что их винить в неграмотности? Они ещё только жить начинают, им пока не до неё. Вот вырастут, тогда да. А сейчас нет. Главное, чтоб люди друг друга понимали. Слова сами по себе ничего не стоят, важен лишь смысл, которые они несут. Точно так же и символы. Слова и символы помогают лишь лучше воспринимать информацию, но не более. Для меня лично важна суть слов, а не то, как они выглядят. Это как с конфетой, упаковка невзрачная, а на вкус нямка-зачётная. Или как со старыми играми – графон не как в круизисе, зато сюжет и геймплей (раньше долгое время писал из-за безграмадности геймплейм, почему безпонятия) карает!

Вот такой размышлизм про грамотность.
что делать если ты безграмотный. Смотреть фото что делать если ты безграмотный. Смотреть картинку что делать если ты безграмотный. Картинка про что делать если ты безграмотный. Фото что делать если ты безграмотный

Источник

Как перестать чувствовать себя безграмотным

что делать если ты безграмотный. Смотреть фото что делать если ты безграмотный. Смотреть картинку что делать если ты безграмотный. Картинка про что делать если ты безграмотный. Фото что делать если ты безграмотный

Зачастую пробелы в знаниях мешают человеку чувствовать себя уверенно. Для пополнения знаний не нужно перечитывать все школьные учебники, можно обойтись малыми и интересными жертвами.

Но, чтобы чувствовать себя более уверенно, стоит наверстать знания. И лучше это делать в более интересной форме, чем перечитывать учебники.

Калькулятор и шахматы

Область знаний: математика.

Математика нужна не только для того, чтобы решать уравнения. Она улучшает память и мышление, помогает в анализе и сортировании информации. А калькулятор не всегда под рукой, да и в некоторых ситуациях им стыдно пользоваться.

Что делать?

Отказаться от калькулятора. Начните с простых уравнений в уме: делим счёт на троих, отнимаем 15% скидку, складываем номера машин.

Записаться на шахматы. Это интересная и сложная игра: вам нужно продумать стратегию, запомнить ходы и следить за соперником. Шахматы помогут развить логику, внимательность и системное мышление.

что делать если ты безграмотный. Смотреть фото что делать если ты безграмотный. Смотреть картинку что делать если ты безграмотный. Картинка про что делать если ты безграмотный. Фото что делать если ты безграмотный

Документальные фильмы и настольные игры

Область знаний: история.

Теперь можно будет поспорить с таксистом о мировой политике, проанализировать ситуацию в стране или аргументировать своё высказывание.

Что делать?

Смотреть документальные фильмы или исторические каналы на YouTube. Художественное кино плохо подходит для изучения истории: оно может строиться на реальных фактах, но приукрашенных.

Играть в настольные игры. Нужно купить » ходилки » по истории страны или мира. Вы будете не только играть, но и запоминать факты и даты.

Урок по истории. Если у вас есть желание максимально углубить свои знания, возьмите платный урок у преподавателя с университета или запишитесь на курсы.

что делать если ты безграмотный. Смотреть фото что делать если ты безграмотный. Смотреть картинку что делать если ты безграмотный. Картинка про что делать если ты безграмотный. Фото что делать если ты безграмотный

Литература

Область знаний: русский язык.

Что делать?

Читать литературу. Благодаря чтению вы сможете расширить словарный запас, запомнить написание слов и расстановку знаков препинания. Также чтение увеличивает объемы мозга.

Слушать аудиокниги. Отличный вариант для тех, кто лучше воспринимает информацию на слух. Плюс ко всему это ударение в словах и лаконичная речь.

Слушать подкасты и запоминать песни

Область знаний: английский язык.

что делать если ты безграмотный. Смотреть фото что делать если ты безграмотный. Смотреть картинку что делать если ты безграмотный. Картинка про что делать если ты безграмотный. Фото что делать если ты безграмотный

Что делать?

Смотреть сериалы и англоязычный YouTube, слушать подкасты. С помощью сериалов с субтитрами вы будете знать, как переводится фраза и как она правильно звучит. По возможности лучше не читать субтитры на русском языке, но в любом случае это неплохое начало.

Запоминать любимые песни. Учите слова, и изучайте переводы. Из песен вы можете почерпнуть фразеологизмы на иностранном языке.

Частные уроки. Репетитор поможет вам подтянуть и систематизировать знания до необходимого для вас уровня.

Мировые новости и шоу о путешествиях

Область знаний: естественные науки.

Естественные науки обычно кажутся ненужными, но базовая информация может помочь в быте. К примеру:

что делать если ты безграмотный. Смотреть фото что делать если ты безграмотный. Смотреть картинку что делать если ты безграмотный. Картинка про что делать если ты безграмотный. Фото что делать если ты безграмотный

Что делать?

Смотреть научно-популярные программы и шоу о путешествиях. Вы узнаете много интересных фактов о других странах, культуре и т.д.

Следить за новостями. Это знания об экологии, открытиях и важных событиях в других странах. Не ленитесь потом посмотреть на карте, где находятся эти страны.

Источник

патологичесая безграмотность. что делать.

Дисграфия, но я могу ошибаться.
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких “умненьких”, но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют к детскому психиатру.

Стойкое нарушение чтения мы, психоневрологи, называем ДИСЛЕКСИЕЙ, письма – ДИСГРАФИЕЙ. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит.

При ДИСГРАФИИ дети младших классов школы с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.

Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш” или “крючок” в букве “Щ”. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.

Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема.

А учить надо, потому что искажение одного-двух звуков меняет смысл слова. Сравните, к примеру, слова “дочка–точка”, “уголь–угол”, “палка–балка”, “чашка–Сашка”. Замена глухого звука звонким, твердого – мягким, шипящего – свистящим придает слову новое содержание.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.

Источник

Почему дети пишут с ошибками и как с этим бороться

Школьники часто пишут безграмотно, а их родители из-за этого переживают. Можно ли переучить двоечника и сделать так, чтобы пропащий ученик научился писать грамотно? Мы поговорили с Натальей Романовой — автором книги «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» и руководителем Школы грамотности Романовых в Санкт-Петербурге. Наталья также ведет увлекательный блог, где рассказывает о главных ошибках людей при письме, заблуждениях педагогов и родителей.

Все безграмотные — дисграфики

— Почему вообще дети пишут безграмотно?

— У школьников (носителей языка) причина упорной безграмотности только одна — подростковая дисграфия. Обычно это связано с функциональной незрелостью речевых систем и недостаточно устойчивым нейропсихологическим статусом подростка. Дисграфиками являются все те, кто перебивается с двойки на тройку и делает достаточное количество ошибок. В любом среднестатистическом классе обычных школ таких учащихся в лучшем случае половина, если не подавляющее большинство.

— Что такое дисграфия?

— На бытовом уровне дисграфия обычно выглядит как невнимательность. В ряде случаев таких учащихся в дошкольном возрасте направляют к логопедам. При письме они делают много разных ошибок, которые школьные учителя и родители обычно комментируют вот так: «правила знает, но ошибки делает», «ошибки из-за невнимательности», «занимается, но без толку».

— В одном из ваших постов сказано: «В основе грамотного письма лежит не знание правил, а слаженная деятельность речевых систем коры головного мозга. Для успешного обучения эти участки мозга должны созреть. У некоторых детей этот процесс происходит не так скоро и споро, как хочется взрослым. Именно тогда речь может идти о дисграфии». В каком возрасте обычно созревают эти участки мозга? Когда можно заподозрить у ребенка дисграфию?

— Многие неуспевающие знают нормативную грамматику, годами занимаются с репетиторами, но все это зря. В то же время большинство грамотных людей не вспоминает и не знает никаких правил.

Формирование участков мозга (речевых систем) человека происходит внутриутробно. Качественно сформироваться им могут помешать различные вредности раннего перинатального периода (при рождении), связанные с мелким родовым травматизмом, а именно: токсикозы, гипоксия, безводный период, стимуляция родовспоможения, стремительные роды, недоношенность, кесарево сечение и другие оперативные вмешательства, требующие работы анестезиолога; а также это могут быть особенности межполушарного взаимодействия (у левшей и амбидекстриков). Не надо думать, что дисграфия — это диагноз, заболевание. Это не более чем особенность развития человека в определенный период его роста, которая обычно компенсируется к концу пубертата.

С умственными способностями и общим развитием ее нельзя связывать. Дисграфики обычно хорошо успевают по тем предметам, которые не связаны с письмом.

Дисграфию в перспективе можно прогнозировать, если имели место вышеперечисленные факторы, а также задержка речевого развития, дизартрия и разные другие логопедические проблемы у дошкольников. Но не только. Иногда она может быть следствием перинатальной энцефалопатии, но в нашей повседневной практике это редко бывает.

— Любой ли безграмотный человек — дисграфик?

— Ответ может кому-нибудь не понравиться, но я вынуждена это подтвердить. Да, все безграмотные люди — дисграфики. Никаких других причин для этого нет и быть не может.

Школа и репетиторы не помогут

— Что поможет грамотному письму: практика, чтение, занятия с репетитором?

— Грамотному человеку никаких специальных усилий и занятий не требуется. Дисграфикам репетитор не поможет. Если же он есть, пусть занимаются литературой. Грамотность не повысится от диктантов, заучивания слов и повторения школьных параграфов.

В моей Школе грамотности предусмотрены специальные тренинги, позволяющие развить внимание при письме, слухоречевую оперативную память, научиться писать под контролем интуитивно усваивающихся алгоритмов.

— Есть ли шанс, что в школе ребенка научат писать грамотно? Или на школу не стоит надеяться? Возможно, нужна какая-то реформа, чтобы изменить подходы к преподаванию русского языка?

— У школьной программы другие задачи. Обучение грамотному письму в ее планы не входит. Ее задача — изучение нормативной грамматики. Грамматика и грамотность — это не одно и то же. Грамматика изучает разделы языка, его строение, а также она описывает то, что и так очевидно. А грамотность — это навык, умение писать без ошибок, не думая каждую минуту, что это там за часть речи и что с ней делать или где какое склонение. Ни один нормальный человек при письме об этом думать не станет.

Насчет «реформы». Вряд ли это случится в обозримом будущем, но практическое письмо (умение писать без ошибок) должно быть отделено от изучения курса русского языка. Это разные предметы с совершенно разными задачами.

Мифы про книги и гаджеты

— С детства я слышу: «Чтобы писать грамотно, надо больше читать». Это справедливо? И что именно тогда нужно читать?

— Это широко распространенное заблуждение. Дисграфик не в состоянии продуктивно читать, как ждут от него родственники, от всей души желая ему добра. Надо понимать, что ему так же мучительно читать, как и писать. Люди пишут с ошибками не потому, что не читают книг, а потому, что они дисграфики. А у дисграфиков и с чтением те же самые проблемы, что и с письмом.

Хватит уже повторять этот расхожий штамп: «книг надо больше читать». После таких заклинаний вряд ли кто-то захочет взять в руки книгу.

В читающей семье никогда такая фраза не прозвучит. Там чтение — естественное занятие, и оно передается друг другу безо всяких заклинаний. Там, где стоит вопрос «книг надо больше читать», взрослые сами ничего не читают и не могут назвать ни одного современного автора.

Читать надо не с целью стать в результате этого процесса грамотным. Надо иметь к этому привычку, гарантом которой является семейная традиция.

С нечитающим человеком неинтересно: он не может достойно поддержать разговор, не считывает цитат и различных культурных отсылок, не в курсе актуальных тенденций.

Еще у него узкий кругозор и ограниченный запас слов. При общении с таким человеком приходится адаптировать свою речь.

Чтение необходимо для установки общих кодов общения. Поэтому надо следить за выходом важных и интересных книг, покупать или скачивать их, подписаться на посвященные культурным явлениям сообщества в соцсетях, читать обзоры и рецензии. Надо быть в курсе, а не иметь на всякий случай дежурный ответ: «я классику читаю». Как правило, отвечающие так люди не знают ни одной современной книги, а под «классикой» подразумевают произведения из школьной программы, которых они также на самом деле не открывали.

А грамотность тут ни при чем.

— Вы заявляете (возмутительная для многих позиция!), что телефон и интернет не виноваты в безграмотности детей. Можете развернуть эту мысль? Гаджеты действительно не влияют на грамотность?

— Повторять друг за другом расхожие штампы намного легче, чем думать самому. Обвинять гаджеты и технический прогресс в безграмотности школьников означает расписаться в собственном пещерном мышлении. Сейчас уже, хочется надеяться, так могут говорить лишь совсем отсталые люди, чье использование интернета ограничивается бытовой перепиской в Ватсапе и «Инстаграме».

Всякие глупости насчет пагубного влияния гаджетов идут от привычки некоторых людей перекладывать ответственность с себя на кого бы то ни было.

Я занимаюсь наблюдениями за ошибками и дисграфиями практически всю свою жизнь, так что хочу сказать: задолго до появления гаджетов и интернета количество дисграфиков в классах было такое же, как сейчас. В нашем классе из 30 человек только пятеро писали без ошибок, все остальные были обычными дисграфиками. Та же картина и сегодня.

Малограмотных всегда было в разы больше, чем идеально грамотных. Дисграфия практически всегда имеет эндогенную (внутреннюю, а не внешнюю. — Ред.) природу и не зависит ни от каких влияний: ни от «плохого» учителя, ни от введения ЕГЭ, ни от технического прогресса. Мнения насчет телефона и интернета, которые приводят недалекие люди (вроде того, что «там все пишут с ошибками, а потом мой внук запоминает эти ошибки и сам так пишет») не выдерживают никакой критики. Пора уже принять как данность, что интернет не источник ошибок, а неиссякаемый источник информации. Но, к сожалению, не только учащиеся, но даже многие родители сейчас не умеют им нормально пользоваться и думают, что телефонные приложения — это и есть весь интернет.

Главные ошибки

— Нужно ли знать правила, чтобы грамотно писать?

— Еще раз хочу подчеркнуть, что грамотность человека не зависит от знания правил. Она зависит от других причин, которые находятся не в учебниках, а внутри черепной коробки.

— Какие главные ошибки на письме встречаются у школьников? НН/Н, ТСЯ/ТЬСЯ, обособление причастного оборота? Можете по порядку рассказать об основных? Почему они возникают и как с ними бороться?

— Главные ошибки не только у школьников, но и у всех остальных людей — это не Н/НН и не запятые, а неумение себя вести на границах слов. Все эти ошибки идут в сторону пробелов. И почти никогда не бывает наоборот. Или вообще никогда. Никто не пишет вместе «иду ВМАГАЗИН, залез НАЁЛКУ, пришел СДРУГОМ». Таких ошибок не бывает. Где пробел — там всегда легко и трудности нет. Но зато все пишут вот так (это неправильно!): «вернусь НА УТРО», «бросил В ВЕРХ», «проиграли В СУХУЮ».

Есть главный закон письма, которому я вас сейчас научу: ГДЕ ТРУДНО — ТАМ СЛИТНО!

Пользуйтесь им. Наутро, вверх, всухую — трудные слова. Значит, слитно. А еще можно сделать проверку: взять и поставить их во множественное число: не получится! Нельзя сказать: вернусь наутры, бросил вверхи, проиграли всухие. А там, где было легко, там можно: иду в магазины, залез на елки, пришел с друзьями.

Надо всегда следить только за слитной позицией. Только там можно ошибиться. Так что, где трудно, там слитно, и множественное число при проверке не получится.

Всегда, если начинаешь думать и не уверен, выбирай слитный вариант.

Очень много ошибок «в быту» (вывески, объявления и т. д.) делается в словах «ТАКЖЕ» и «НЕСМОТРЯ». И они всегда делаются в сторону ненужного пробела. Где трудно — там слитно!

Для тех, кто опоздал

— Как быстро подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ, если ты 9–11 лет учился, но все равно пишешь с ошибками?

— К экзаменам можно быстро подготовиться по моей книге «Идеальная грамотность в экстремальных условиях», издательство «Питер», 2020. Она как раз для тех, кому нужно сдавать ОГЭ и ЕГЭ. Эта книга классная, веселая и увлекательная, я ею очень горжусь. В ней нет правил, есть алгоритмы, они простые, учить их не надо, они усваиваются интуитивно. Работают точно, как формула. В книге нет никаких примеров из классики, как в учебниках. Все примеры только мои собственные, во-первых, они написаны с учетом проработки необходимых для экзамена тем. А во-вторых, они очень смешные и в сатирическом ключе раскрывают многие проблемы нашего общества, так что скучно вам не будет. Никакими другими пособиями пользоваться не рекомендую. Там все то же самое, что в школьных учебниках, и все очень нудно и затянуто.

— Из безграмотных детей часто вырастают безграмотные взрослые? В каком возрасте не поздно научиться грамотно писать?

— Дисграфия компенсируется. Растут новые нейроны, происходит укрепление нейропсихологического статуса. После 20 лет ее почти ни у кого не остается. Но у всех, кто в школе плохо учился по причине дисграфии, все равно в осадок выпадает много ошибок.

У взрослых при обучении по нашей программе есть преимущество перед школьниками: им не надо идти в школу, где их снова будут грузить правилами. У взрослых устойчивый результат наступает на третий день обучения, и они сами это видят по тесту, который пишется на этом занятии. А на десятый день грамотность взрослого человека становится идеальной, включая самую сложную пунктуацию.

Три закона письма

— Дайте несколько советов, как писать грамотно.

— Нужно освоить всего три закона письма, я называю их «тремя китами грамотности»:

Для начала вам этого хватит, а дальше дело наживное.

Все остальные «советы» (типа «переписывайте книги») крайне вредны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *