что делать если трудно дышать ребенку 12 лет
Что делать если трудно дышать ребенку 12 лет
Родители, которые во время каждой болезни малыша, сидят возле его кроватки с секундомером на руках, чтобы посчитать количество вдохов ребенка и определить, не превышает ли частота его дыхания от нормы, хорошо знают, сколько переживаний и мучений может доставить одышка. Они боятся повторения тех же симптомов, которые были у ребенка в предыдущий раз, когда его увезли на скорой. Это лающий кашель, шумное свистящее дыхание и вздутие грудной клетки. Вирусная инфекция гортани и дыхательных путей, вызывающая сильную одышку и спазмы, может привести даже к сердечному и легочному коллапсу.
Исключение составляют случаи, когда одышка носит патологический характер и является побочным симптомом анемии, ожирения, аллергии, сердечной недостаточности, сахарного диабета, болезней нервной системы и патологии дыхательных путей. В этих случаях затрудненное дыхание сопровождается дополнительными симптомами. Например, одышка в сочетании с посинением носогубного треугольника и конечностей может наблюдаться при пороке сердца. Чтобы исключить одышку, вызываемую развитием серьезных заболеваний, при любом ее проявлении надо обратиться к врачу, пройти обследование и выявить причину появления проблем с дыханием.
Считать количество вдохов в минуту надо секундомером, когда ребенок спит, положив свою ладонь на его грудь. Если количество дыханий превышает норму, значит, у ребенка одышка.
При несвоевременном лечении одышки затруднение дыхания может сильно усложниться и полностью перекрыть доступ свежего воздуха в легкие. Чтобы не допустить этого, врач назначает ребенку прием отхаркивающих и противовоспалительных средств, помогающих вывести накопившиеся в бронхах слизь наружу и предотвратить дальнейшее развитие воспалительных реакций, способствующих отеку стенки бронхов и сужению их просветов.
Кроме того, в качестве профилактического средства против спазма мышц бронхов нужно принимать бронхорасширяющие и противоаллергические препараты. Применение средств, которые значительно улучшают состояние больных астмой, оправдано в случаях, когда одышка у ребенка имеет хронический характер. В этих случаях врач для устранения затрудненного дыхания может назначить эуфиллин, ингаляции солутаном и специальными аэрозолями, которых сегодня в продаже огромное множество.
Облегчить состояние ребенка во время одышки помогает ингаляция, но делать ее можно только после консультации с врачом. Ингаляции с использованием бронхорасширяющих препаратов стабилизируют работу органов дыхания и практически не оказывают побочного действия. В острых случаях одышки у ребенка обязательно нужно вызвать скорую помощь и не отказываться от госпитализации.
Видео-лекция выбора ингалятора (небулайзера) для домашнего использования
— Вернуться в оглавление раздела «Пульмонология»
Дыхательная недостаточность у ребенка
Дыхательная недостаточность у ребенка — это состояние, при котором возникает дисбаланс газового состава крови: дефицит кислорода на фоне избытка углекислоты. Поддержание нормального газообмена при развитии дыхательной недостаточности (ДН) обеспечивается за счет интенсивной работы аппарата дыхания, сердца, что быстро приводит к истощению компенсаторных сил организма. ДН может протекать в острой или хронической форме, проявляется одышкой, цианозом, тахикардией, неврологической дисфункцией. Диагностика основана на физикальном обследовании, изучении газов крови, спирометрии. Лечение комплексное, включает устранение этиологического фактора, восстановление газообмена.
МКБ-10
Общие сведения
В широком понимании дыхание объединяет несколько процессов: внешнее дыхание, обмен газов на уровне альвеол, тканевое дыхание. Нарушение на любом из этапов приводит к развитию дыхательной недостаточности. ДН у ребенка ‒ очень актуальная проблема в педиатрии, занимает ведущее место в структуре летальности детей первых лет жизни. Это самая частая причина госпитализации в отделение детской реанимации и интенсивной терапии. Заболеваемость респираторным дистресс-синдромом, связанным с разными причинами, составляет 1,5-13 случаев на 100 000 человек в год. У недоношенных детей частота ДН при рождении достигает 20%-80%.
Причины
Причин дыхательной недостаточности у ребенка большое множество. Не всегда они связаны именно с заболеваниями респиратоного тракта. Для удобства понимания этиологические факторы принято делить на две большие группы:
Патогенез
Независимо от причины развития дыхательной недостаточности у ребенка, в основе лежат 2 нарушения: уменьшение напряжения О2 в крови (РаО2) и повышение содержания углекислого газа (РаСО2). Вначале организм компенсирует кислородное голодание путем усиления работы внешнего дыхания, развития одышки. Дополнительный поток кислорода поступает за счет учащения дыхательных движений, усиления физической работы респираторной мускулатуры.
Со временем запасы энергии истощаются, поступление О2 и его транспорт эритроцитами снижается, развивается гипоксемия. Как следствие, кислород недополучают ткани организма — формируется гипоксия. По мере нарастания гипоксии состояние входит в стадию декомпенсации: угнетается функции нервной, дыхательной системы, сердца и сосудов. Наряду с гипоксемией избыток СО2 (гиперкапния) оказывает токсическое влияние на системы и органы, усугубляя симптомы дыхательной недостаточности.
Классификация
Существует несколько вариантов классификации ДН по разным критериям: скорости развития, этиопатогенетическим механизмам, длительности течения, газовому составу крови. Клинически имеет значение выделение острой и хронической форм, стадий течения. Представленная классификация дыхательной недостаточности часто применяется на практике, так как влияет на выбор тактики терапии:
Симптомы ДН у детей
Острая ДН
Клиническая картина дыхательной недостаточности объединяет симптомы основной патологии, изменения внешнего дыхания, системные проявления. Изменения общего состояния ребенка характеризуются потливостью, чувством тревоги, страха, отказом от груди у младенцев. Со стороны ЦНС может быть нарушение сознания, синдром угнетения либо гипервозбудимости. О вовлечении сердечно-сосудистой системы свидетельствует нарушение ритма в различных формах, падение или нестабильность АД.
Респираторные расстройства имеют несколько типичных симптомов: раздувание крыльев носа, изменение дыхательных движений (диспноэ), шумный, свистящий выдох или стон. Диспноэ представлено вариантами:
Для компенсации характерно усиление работы дыхания, для декомпенсации — истощение, апноэ. Нарастание гипоксемии проявляется синюшностью кожных покровов и слизистых оболочек разной степени: акроцианоз — синеют кончики пальцев, периферический цианоз — дистальные отделы конечностей, центральный цианоз — слизистые, вся поверхность тела.
Степени ДН
По совокупности симптомов у ребенка выделяют несколько степеней дыхательной недостаточности.
Хроническая ДН
Особенностью хронической формы дыхательной недостаточности является то, что клиника развивается постепенно, обычно при обострении основной болезни, физическом перенапряжении. Организм ребенка с хронической дыхательной недостаточностью быстро запускает механизмы долговременной компенсации, поэтому тяжесть ДН редко прогрессирует до 3-й, 4-й стадии. У ребенка развиваются типичные признаки длительной гипоксии: пальцы в виде «барабанных палочек», темные круги под глазами, бочкообразная грудная клетка, гипертрофия межреберных мышц.
Осложнения
Дыхательная недостаточность ‒ состояние неотложное, угрожающее жизни ребенка. Неверное или позднее оказание первой помощи приводит к летальному исходу, необратимым изменениям ЦНС, лейкомаляции. Хроническая гипоксемия осложняется легочной гипертензией, недостаточностью кровообращения по правожелудочковому типу. При развитии тканевой гипоксии компенсаторно увеличивается содержание эритроцитов в периферической крови, что приводит к полицитемии, усиленному тромбообразованию и, как результат, — к инсультам, инфарктам внутренних органов.
Диагностика
На этапе первичной консультации, если позволяет состояние больного, врач собирает анамнез заболевания, жалобы родителей или ребенка. Выясняют связь дыхательной недостаточности с предполагаемой причиной, наличие хронических патологий, врожденных пороков. Алгоритм дальнейшего обследования включает:
Лечение дыхательной недостаточности у детей
Неотложная помощь
Детям с тяжелой степенью дыхательной недостаточности, приведшей к нарушению витальных функций, проводятся реанимационные мероприятия. Комплексом базовой реанимации должен владеть врач любой специальности. Реанимация проводится по принципу АВС, где
Если есть данные о попадании в рото-, носоглотку инородного предмета, то для его эвакуации проводят прием Геймлиха.
Дыхательная поддержка
Для восстановления нормального РаО2 нужно обеспечить поступление кислорода в альвеолы. Для этого используют воздушно-кислородную смесь с различными концентрациями О2. Существует ряд методов, позволяющих доставить смесь в трахео-бронхиальное дерево:
Медикаментозная терапия
Главный принцип лечения дыхательной недостаточности — устранение причины. В зависимости от течения основного заболевания используются группы препаратов:
Прогноз и профилактика
Прогноз при ДН зависит от этиологии, степени гипоксии и/или ишемии, возраста ребенка, своевременности оказанной помощи. Прогноз для тяжелой дыхательной недостаточности без проведения ИВЛ неблагоприятен, угрожаем по гибели пациента, со своевременной респираторной поддержкой — условно благоприятен, возможно развитие осложнений. Специфической профилактики респираторной недостаточности не существует. Для детей с хроническими заболеваниями дыхательного тракта, нервной системы важно получение адекватной терапии основной патологии.
Истинный и ложный круп: когда ребенок задыхается
Поделиться:
Пожалуй, одним из самых страшных кошмаров всех мам является ситуация, когда ребенок задыхается. К такому состоянию могут приводить разные причины (инородное тело дыхательных путей, приступы бронхиальной астмы и т. д.), но одним из самых распространенных случаев является так называемый круп, о котором и пойдет речь.
Слово «круп» произошло от латинского croup — каркать, и это не случайно. Некоторые симптомы, о которых будет сказано чуть позже, можно сравнить с карканьем вороны. В зависимости от того, какой инфекцией вызвано возникновение заболевания, различают истинный и ложный круп.
Ложный круп
Ложный круп (еще одно его название — подскладочный ларингит) — воспаление слизистой оболочки гортани. Это не самостоятельное заболевание, оно развивается, как правило, на фоне банальной простуды и очень часто является следствием гриппа и парагриппа. Подвержены ему дети в возрасте до 5–8 лет. Это объясняется тем, что гортань у них очень маленькая, а слизистая легко отекает, суживая и без того небольшой просвет. Это препятствует поступлению воздуха в организм.
Что происходит
Протекает заболевание приступообразно. Как правило, днем состояние ребенка не вызывает серьезных опасений, имеются проявления основного заболевания, которое приводит к возникновению ложного крупа (температура, общая слабость, кашель), иногда можно заметить начинающуюся небольшую хрипотцу.
Читайте также:
Острый пиелонефрит у ребенка
Сами приступы обычно внезапны и появляются после засыпания (в горизонтальном положении усиливается отек гортани). Через некоторое время после того, как ребенка уложили спать, у него начинается весьма характерный сухой кашель, который еще называют каркающим или лающим.
Ребенок просыпается, он беспокоен и суетлив, пытается найти положение, в котором будет легче дышать. Дыхание при этом учащается, становится поверхностным, шумным, свистящим. Голос тонкий, осиплый. В этот момент температура может подняться до 37–38 градусов. Симптомы ложного крупа могут сохраняться от нескольких минут до нескольких суток и повторяться с периодичностью в пару дней.
Что делать при ложном крупе
При подозрении на возникновение ложного крупа необходимо вызвать бригаду скорой медицинской помощи. Прогрессирование процесса может привести к полному закрытию просвета гортани. Ложный круп опасен для жизни ребенка!
До приезда скорой помощи необходимо:
Иногда приступ удушья можно остановить, вызвав рвотный рефлекс. Для этого нужно аккуратно надавить на корень языка или прикоснуться к задней стенке глотки.
Истинный круп
Истинный круп — состояние, которое бывает только при дифтерии. Встречается как у детей, так и у взрослых. При дифтерийном крупе происходит поражение самих голосовых связок. В результате действия дифтерийной палочки образуются пленки фибрина, которые постепенно закрывают просвет голосовой щели, вызывая стеноз гортани. Симптомы истинного крупа при этом очень похожи на проявления ложного крупа, но развитие их происходит постепенно, состояние прогрессивно ухудшается.
В настоящее время благодаря всеобщей вакцинации против дифтерии эта инфекция встречается очень редко. Но нужно всегда помнить, что заражение все-таки возможно. Заболевание протекает очень тяжело, поэтому лечение проводят строго в инфекционном стационаре, используя специфическую антитоксическую противодифтерийную сыворотку. Таким образом, вне зависимости от вида крупа необходима срочная консультация врача.
Помощь в экстренной ситуации: что делать, если ребенок не дышит
Время чтения: 5 мин.
У ребенка со спинальной амиотрофией риск поперхнуться едой, задохнуться выше, чем у обычного ребенка. Как обезопасить его, что делать, если все-таки он стал задыхаться или произошла внезапнаяя остановка дыхания? Рассказывает Александра Левонтин, анестезиолог-реаниматолог, специалист по респираторной поддержке Детского хосписа «Дом с маяком». Статья подготовлена совместно с фондом «Семьи СМА» на основе видеоролика.
Профилактика: правильное перемещение ребенка
Чтобы предотвратить острую дыхательную недостаточность, всегда нужно помнить про правила перемещения и укладки ребенка, правила кормления. В 90% случаев остановка дыхания и проблемы с дыханием у детей со СМА возникают из-за аспирации, т.е. из-за попадания инородного тела в верхние дыхательные пути. Это может быть еда, если вы резко переместили ребенка, который только что поел, или мокрота, если слюна или слизь не могут оттекать. Поэтому очень важно помнить эти правила: безопасное положение для ребенка со СМА – это положение на боку или полубоком.
При перемещениях всегда нужно контролировать положение головы ребенка. Для этого необходимо фиксировать голову и шею пальцами руки, упираясь в теменные бугры, подводить руку под спину и перемещать ребенка в ровном, горизонтальном, положении, не переразгибая его шею.
Перемещение ребенка со СМА / Фонд «Семьи СМА»
Если вы хотите взять ребенка на руки и прижать к себе, помните, что его голова должна быть повернута вбок и чуть-чуть свешена, чтобы слюна и мокрота могли беспрепятственно вытекать.
Как правильно положить ребенка на плечо / Фонд «Семьи СМА»
К сожалению, даже если вы следуете этим правилам, нет стопроцентной гарантии, что экстренная ситуация не случится.
И даже если у ребенка СМА 2-го и даже 3-го типа, постепенно мышцы его дыхательной мускулатуры слабеют, ребенок не может полноценно откашляться. Поэтому во время кормления он может поперхнуться едой.
Остановка дыхания может быть молниеносной. Но ей может и предшествовать респираторный дистресс-синдром. Как это проявляется у ребенка? В первую очередь, включается дополнительная мускулатура: раздуваются крылья носа, втягиваются уступчивые места грудной клетки, надключичных областей, межреберных промежутков; может наблюдаться так называемое парадоксальное дыхание, когда грудная клетка делает вдох, а живот, наоборот, втягивается и, наоборот, живот раздувается, а грудная клетка втягивается; шумное дыхание.
Что делать в этой ситуации?
Искусственное дыхание и санация
У вас под рукой всегда должен быть аспиратор и мешок Амбу, чтобы оказать ребенку экстренную помощь.
Кашлевой маневр для ребенка старше года / Фонд «Семьи СМА»
Кашлевой маневр для ребенка до 10кг / Фонд «Семьи СМА»
Если это не помогло, мы кладем ребенка на спину, запрокидываем его голову, с помощью большого пальца, опираясь на подбородок, открываем ему рот и производим санацию с помощью электроаспиратора. После этого слушаем: есть ли у ребенка дыхание. Если дыхание отсутствует, и ребенок начинает синеть, нужно вызвать скорую помощь (или попросить кого-то, кто оказался рядом, это сделать) и приступить к реанимации: к искусственному дыханию с помощью мешка Амбу.
По всем международным протоколам оказание первой помощи детям начинают именно с искусственного дыхания, потому что в 90% случаев экстренная ситуация возникает из-за состояния острой гипоксии, т.е. когда дыхания нет, и в кровь не попадает кислород. Чтобы не допустить остановки сердца и кровообращения, нужно начать выполнять компрессии с помощью мешка Амбу.
Алгоритм точно такой же, как при дыхательной гимнастике, с той лишь разницей, что при реанимации, естественно, не нужно дожидаться самостоятельного вдоха. Вы прикладываете маску к носу, прижимаете ее большим пальцем, ротовую часть маски прикладываете к нижней челюсти, прижимаете ее указательным пальцем, другими тремя пальцами выдвигаете челюсть вперед, фиксируете голову и разгибаете шею.
Реанимация с помощью мешка Амбу / Фонд «Семьи СМА»
Проводите 5 нажатий – 5 резких вдохов. После этого отнимаете маску от лица ребенка, смотрите и слушаете, восстановилось ли самостоятельное дыхание, производите санацию.
Непрямой массаж сердца
У маленьких детей (до года) непрямой массаж сердца проводится двумя пальцами. Вы располагаете пальцы примерно на сантиметр ниже сосков, на грудине, и, выпрямив руки в локтях, надавливаете на грудную клетку.
Непрямой массаж сердца ребенку до года / Фонд «Семьи СМА»
Если ребенок старше, можно проводить компрессии (надавливания) либо одной рукой, располагая пальцы на грудине, либо, если ребенок уже большой, двумя руками, также располагая пальцы на грудине.
Непрямой массаж сердца ребенку старшего возраста / Фонд «Семьи СМА»
Соотношения вдоха к компрессиям должно быть 1 к 15: один вдох (мешком Амбу) – 15 компрессий.
Можно считать вслух. Ничего страшного, если вы собьетесь со счета, продолжайте делать массаж сердца до приезда скорой медицинской помощи.
В комплекте к мешку Амбу есть резервуар для дополнительной подачи кислорода.
Мешок Амбу с резервуаром для подачи кислорода / Фонд «Семьи СМА»
Если остановка дыхания у ребенка произошла дома, и у вас есть кислородный концентратор, то к мешку Амбу можно подсоединить этот резервуар и через него подключить линию от концентратора кислорода. Тогда во вдыхаемом ребенком воздухе будет больше фракций кислорода, что поможет быстрее справиться с гипоксией.
Воздух не проходит. Что делать?
Что делать, если вы приложили маску к лицу, нажимаете на мешок Амбу, а воздух не проходит? Причин может быть несколько.
Вторая причина: вы негерметично прижали маску. Если маска прижата негерметично, под своей ладонью вы почувствуете сброс воздуха.
Третья причина: что-то настолько плотно закупорило дыхательные пути, что вы просто не можете протолкнуть туда воздух. В этой ситуации нужно попробовать еще раз сделать кашлевой маневр, провести санацию. Если после этого воздух все равно не проходит, вам придется закрыть клапан безопасности на мешке Амбу и провести искусственное дыхание с закрытым клапаном.
В разных моделях мешка Амбу клапан безопасности перекрывается по-разному. Где-то он закрывается с помощью закручивания по резьбе и надавливания на клапан. Где-то – с помощью переключателя.
Клапан безопасности на мешке Амбу / Фонд «Семьи СМА»
Закрыв клапан безопасности, вы создадите большое давление, что, возможно, приведет к баротравме. Но таким способом вы восстановите дыхание, протолкнув содержимое, закупорившее дыхательные пути, вниз. Впоследствии это, скорее всего, приведет к воспалительному процессу в легких, но ребенок останется жив.
Экстренная ситуация может произойти в любой момент, поэтому, повторюсь, очень важно, чтобы под рукой всегда был мешок Амбу и аспиратор. Чем быстрее вы окажете помощь ребенку, тем больше шансов, что его удастся спасти.
Кстати, все статьи о респираторной поддержке, как у взрослых, так и у детей, мы собираем в разделе «Проблемы с дыханием». Там вы можете найти информацию о переводе на ИВЛ домой, обзор аппаратов искусственной вентиляции и масок для НИВЛ и многое другое.
Видео-инструкцию «Помощь в экстренной ситуации. Что делать, если мой ребенок не дышит?» можно посмотреть по ссылке.
Что такое обструктивный бронхит у детей? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Тепляковой Светланы Александровны, педиатра со стажем в 36 лет.
Определение болезни. Причины заболевания
В последние 10-15 лет среди причин обструктивных форм бронхита часто регистрируют вирусы герпеса: цитомегаловирус, вирус Эпштейна — Барр и вирус герпеса 6-го типа. Также обструктивный бронхит нередко провоцируют грибковые инфекции, особенно если ребёнок регулярно находится в помещении с повышенной влажностью.
В преддошкольном и школьном возрасте заболевание могут вызвать бактерии: патогенные бактерии (микоплазмы и хламидии пневмонии), а также условно-патогенная флора, которая входит в состав нормальной микрофлоры дыхательных путей.
Нередко в развитии заболевания принимают участие сразу несколько вирусов, т. е. микст-инфекции. Они часто становятся хроническими, являясь главной причиной повторных ОРЗ.
Рецидивы обструктивного бронхита обычно возникают на фоне глистной инвазии или хронической инфекции — тонзиллита, кариеса, синусита и др.
Развитию обструктивного бронхита могут предрасполагать факторы риска:
Симптомы обструктивного бронхита у детей
Клинические проявления обструкции нередко начинаются с повышения температуры до 37-39 °С и катаральных явлений, таких как насморк, заложенность носа, редкое покашливание. У ребёнка 1-3 лет могут появиться признаки нарушения пищеварения: отрыжка, урчание в животе, понос и др. Все эти симптомы беспокоят пациента на протяжении 1-3 дней.
Начало заболевания может быть острым. При этом симптомы чаще возникают вечером или ночью: ребёнок просыпается от приступа грубого кашля, шумного дыхания и затруднённого выдоха. В случае постепенного развития болезни вышеописанные симптомы обструкции появляются плавно, через 2-3 дня, на фоне нормальной температуры тела, но иногда могут развиться в первые сутки.
Далее присоединяется одышка с участием мышц шеи, плеч и диафрагмы. Ребёнок может быть возбуждённым, беспокойным. Его кожа бледнеет, появляется мраморный рисунок, носогубный треугольник синеет.
Внимательная мама нередко может самостоятельно заподозрить развитие обструктивного бронхита у ребёнка по следующим симптомам:
Стихает бронхообструкция через 5-7 дней по мере уменьшения воспаления в бронхах.
Патогенез обструктивного бронхита у детей
При нормальной работе дыхательной системы ребёнок активен, его сон и аппетит не нарушены, дыхание ровное, спокойное, свободное, в нём симметрично участвуют обе половины грудной летки без привлечения мышц шеи, плеч и диафрагмы. Ритм дыхания в течение дня может меняться как по частоте, так и по глубине. При повреждении защитной системы трахеи и бронхов дыхание нарушается, состояние ребёнка ухудшается.
Ведущими механизмами развития обструктивного бронхита являются:
Бронхоспазм развивается под воздействием биологически активных веществ, которые выделяются в ходе воспалительной реакции вирусного происхождения. Однако в некоторых случаях он может развиться при непосредственном воздействии вирусов на нервные окончания β2-рецепторов.
Процесс образования слизи на фоне вирусной инфекции усиливается, так как увеличивается количество и размеры бокаловидных клеток. Иногда в них трансформируются некоторые эпителиальные клетки. В связи с изменением своего химического состава слизь становится вязкой. Реснитчатый эпителий, который обычно выводит её из лёгких, отслаивается. Обычных способов выведения секрета становится недостаточно. Развивается обструкция дыхательных путей.
Классификация и стадии развития обструктивного бронхита у детей
В отечественной литературе выделяют три формы обструктивного бронхита :
Острый обструктивный бронхит чаще возникает у детей 3-5 лет, хотя может встречаться и в более старшем возрасте. Его развитие связывают с вирусами парагриппа 3-го типа, аденовирусами, вирусами гриппа и атипичными возбудителями. Развивается как постепенно, так и более остро: с повышения температуры тела до 38-39 °С, насморка, заложенности носа и кашля. Постепенно нарастает дыхательная недостаточность с увеличением частотой дыхания до 40-60 раз в минуту. Ребёнку становится тяжелее дышать, поэтому организм подключает к этому процессу мышцы шеи и плеч. Появляются свистящие хрипы на выдохе.
Выдох затруднён и удлинён. При простукивании в проекции лёгких возникает звук, похожий на шум при поколачивании по пустой коробке. На выдохе чаще выслушиваются рассеянные сухие свистящие хрипы, на вдохе — влажные мелкопузырчатые, т. е. эффект «влажного лёгкого» при остром обструктивном бронхите можно не услышать.
Рецидивирующий обструктивный бронхит может возникать с первого года жизни и затем в любом возрасте. Развивается чаще в ответ на длительное нахождение в организме цитомегаловируса, вируса Эпштейна — Барр, вируса герпеса 6-го типа и микоплазмы. Реже он может быть связан с обычными респираторными вирусами. Нередко встречается сразу несколько причинных вирусов, особенно у часто и длительно болеющих детей.
Обструкция бронхов обычно развивается постепенно: на фоне нормальной или субфебрильной температуры (до 38 °С) с небольшой заложенностью носа, насморком и редким покашливанием. Одышка выражена незначительно, частота дыхания редко превышает 40 движений в минуту. Общее состояние ребёнка практически не страдает.
При простукивании отмечается лёгочный звук с лёгким коробочным оттенком. При выслушивании характерны рассеянные сухие свистящие хрипы на фоне подчёркнутого выдоха, влажные хрипы на вдохе необильные или вовсе отсутствуют.
По течению бронхообструктивного синдрома выделяют:
Осложнения обструктивного бронхита у детей
Острый обструктивный бронхит может переходить в рецидивирующий и непрерывно рецидивирующий бронхит (не путать с хроническим бронхитом — это совсем другая форма болезни), особенно на фоне постепенно формирующейся вторичной гиперреактивности бронхов. Её развитие нередко связывают с повторным или длительным воздействием различных факторов: пассивным курением, недолеченными инфекциями, переохлаждением или перегреванием, частых контактов с больными ОРВИ и др.
Диагностика обструктивного бронхита у детей
Обследование детей с обструктивным бронхитом проводят педиатр, детский пульмонолог и детский отоларинголог. Диагноз устанавливается на основании истории болезни (анамнеза), объективного осмотра, физикального, лабораторного и инструментального обследования.
Правильный сбор анамнеза имеет большое, иногда решающее значение в диагностике. Он направлен на поиск факторов, которые могли поспособствовать развитию обструктивного бронхита. При опросе врач обращает внимание на следующие детали:
Во время осмотра и физикального исследования наблюдаются:
Лабораторные и инструментальные методы исследования включают в себя:
Дифференциальная диагностика
В отдельных случаях обструктивный бронхит у детей может быть проявлением следующих заболеваний:
В связи с этим могут потребоваться дополнительные исследования:
Также бронхоскопия может потребоваться для исследования слизистой бронхов, взятия промывных вод на цитологический и бактериологический анализ.
Лечение обструктивного бронхита у детей
Лечение бронхиолита, острого или повторного эпизода рецидивирующего обструктивного бронхита — одна из серьёзных неотложных ситуаций. Поэтому прежде всего доктор должен решить, где будет лечиться ребёнок: в стационаре или в амбулаторных условиях, т. е. на дому.
Показаниями для госпитализации являются:
Во всех остальных случаях ребёнок может лечиться амбулаторно.
Основные принципы терапии :
Показан полупостельный режи, обильное питье (отвары, морсы, травяные чаи) и гипоаллергенная диета (в основном молочная и растительная пища). Комнату больного нужно регулярно проветривать, ежедневно проводить в ней влажную уборку и увлажнять воздух, чтобы облегчить дыхание и отхождение мокроты.
Если уровень кислорода в крови меньше 90 %, требуется кислородотерапия. Кислород подаётся через носовые катетеры или в кислородной палатке.
Отсасывание слизи из бронхов показано при густой, вязкой мокроте, слабом откашливании и утомлении грудных мышц. Проводится в условиях стационара с помощью электроотсосов и откашливателей.
Среди возможных осложнений, связанных с лечением, наиболее частыми являются:
Прогноз. Профилактика
При своевременно начатом лечении, чётком соблюдении кратности приёма препаратов и ингаляций, регулярном смотре ребёнка лечащим врачом и коррекции лечения прогноз исхода обструктивного бронхита чаще благоприятный. В противном случае острое течение обструктивного бронхита нередко может переходить в рецидивирующее, а в редких ситуациях — и в непрерывно рецидивирующее.
Чтобы избежать повторных эпизодов заболевания, ребёнок должен оставаться на диспансерном учёте у педиатра, детского пульмонолога или аллерголога в течение года. Детям с рецидивом обструктивного бронхита после трёх лет следует сделать кожные пробы с наиболее распространёнными аллергенами. Положительные результаты проб, повторные приступы обструкции, особенно после ОРВИ, говорят о развитии бронхиальной астмы.
Основные меры профилактики направлены на избегание факторов риска и укрепление иммунитета ребёнка. Для этого необходимо: