что делать если тебя не простили
Не могу простить обидчика. Что делать?
Ответы пастырей
Прощёное воскресенье прошло, а необходимость и дальше прощать обидчиков осталась. Как сделать это в случае большой обиды, когда умом мы понимаем необходимость прощения, но сердце этому всячески противится?
Наши обиды – от самости и гордыни
Начинайте молиться об их здравии и благополучии. После этого обиды растают, как прошлогодний снег
– Замечаю, бывает так, что человек обижается на самого себя. И не может себе простить ту или иную оплошность. Или вспоминает, как обижал родного человека, недодавал ему любви. Это распространённое явление, особенно после смерти кого-то из близких.
Бывает, обижаются на тех, кого на земле уже нет, и не могут простить давно умерших. Чаще всего таят обиду на родителей, особенно на маму. Помню, как одна женщина сказала, что не может простить своего рано умершего супруга. Он умер, а я осталась одна. Как он мог оставить меня одну?! Трагедия одиночества.
Священник Александр Дьяченко И, конечно же, обижаемся на тех, кто ныне пока ещё здравствует. Обижаемся – и не понимаем, что внутренний негатив от всех этих наших обид разрушает не тех, на кого держим обиду, а в первую очередь нас самих. Что толку обижаться на того, кто давно истлел в могиле? Или я затаил зло на какого-то своего знакомого, а тот и знать об этом не знает. Живёт в другом городе, про меня забыл и не вспоминает, а я всё никак не успокоюсь. Отсюда и болезни: от депрессии, сердечно-сосудистых – до онкологии.
Наши обиды – от самости и гордыни. Что делать, как себе помочь? Просить о помощи Господа и молиться о тех, на кого держишь обиду. Злишься на усопшего – молись о его упокоении, подавай в храм записочки и ставь на канун свечи. То же самое и о живых. Начинайте молиться об их здравии и благополучии. После этого все обиды растают, как прошлогодний снег. Сомневаетесь? Сами проверьте.
Мы начинаем прощать, лишь когда взрослеем духовно
– Прощение дается непросто. Иногда нужны годы, чтобы кого-то простить. И трудно подобрать нужные слова для тех, кто не может простить.
Моя мама потеряла первую дочь, Галю, когда той был всего год и два месяца. Они находились в деревне, где девочка заболела ангиной. Врач не разобралась с ситуацией, сделала укол, после которого по телу ребенка пошли крупные пятна. Придя в следующий раз и не обратив внимания на аллергическую реакцию, врач уверенно сделала новый укол. Ребенок перестал дышать. Медикаментов, способных предотвратить реакцию препарата, у врача с собой не оказалось. Искусственное дыхание не помогло. Ребенок умер.
Сколько всего пришлось пережить родным в то время, описывать бессмысленно. Врач по понятным причинам старалась вину с себя снять, потом она с мужем уехала из деревни, но если вникнуть в ситуацию, то и она, конечно же, внутренне мучилась. Для моих родных она была из жизни вычеркнута. Мама обратилась к Богу спустя много лет, крестилась, стала исповедоваться, причащаться. Но долго оставалось томное чувство о пережитом. И вот однажды мама специально собралась и поехала в храм. Зайдя под своды церкви, она встала перед иконами, как пред всевидящим взором Божиим, и тихо произнесла слова прощения той, которую долго не могла простить. От сердца что-то отлегло, и мама вышла из храма новым человеком.
Она встала перед иконами, как пред всевидящим взором Божиим, и тихо произнесла слова прощения
Прощать мы начинаем, лишь когда взрослеем духовно, когда по-новому смотрим на прожитое. Да, с нами поступили в каких-то ситуациях несправедливо, подло, гадко, но рядом с нами всегда находится Господь. Он ведет нас за руку сквозь эти терния, чтобы душа стала мудрее, чтобы мы не питали иллюзии этого превратного мира, а созидали то подлинное, что не отнимет никто никогда.
Всякая тяжкая для нас ситуация попущена нам Господом Богом. Она дается, чтобы мы извлекли урок. Многие уроки тяжело даются. Но нас по жизни ведет за руку Господь, Он находится рядом, и Он проводит через эти неприятные ситуации, спасая душу и очищая ее посредством скорбей.
Священник Валерий Духанин Вот что всегда стоит помнить: обида – это то, что уничтожает нас изнутри. Непрощение – это наше мучение, то же самое, как положить за пазуху раскаленные угли. Так страдает тот, кто не может простить. И не прощаем мы по своей слабости. Прощать начинаем, когда душа становится духовно сильнее.
Еще прощать мы начинаем, когда перестаем смотреть на всё вокруг с позиций своей ранимости: «мне не помогли», «обещали, но не исполнили», «обманули, предали». Это позиция эгоиста, который, как некий царь, хочет судить и взыскивать со своих подданных. Но мы не цари, мы – эгоисты, и не прощаем потому, что смотрим на всех лишь с позиции своей выгоды.
Еще мы начинаем прощать, когда вдруг прозреваем, что вокруг нас такие же немощные люди, как и мы сами. Они допускают такие же ошибки, как и мы. Но мы почему-то болезненно взыскиваем с них и не видим своих грехов. Это страшно. И только когда открываются глаза на собственные жуткие немощи, когда мы вдруг видим, что и в нашей душе копошатся подлость, предательство, обман, что и мы крайне быстро искушаемся и грешим, – тогда мы уже понимаем, почему другой человек оступился. Потому что он такой же немощный, как и мы, и допускает он те же самые ошибки.
Не прощать – значит судорожно сжиматься от негодования, то есть быть побежденным и мучиться. Прощение – победа в твоем сердце любви над ненавистью, милосердия над злопамятством. Это – свобода, потому что свободен тот, кто не скован никаким злым пожеланием. Прощение несет радость. Простивший освободился от груза, ибо ему самому грехи прощаются, по слову Христа: «Прощайте и прощены будете» (Лк. 6, 37).
Между грехом по немощи и грехом сознательным – пропасть
Священник Димитрий Выдумкин – В этом случае самый важный момент в том, чтобы это «хочу простить» действительно у нас было, ибо Господь, как известно, целует и наше намерение.
Дело в том, что здесь действителен тот закон, о котором святые отцы Церкви рассуждают, когда говорят о грехе по немощи и грехе сознательном. Между тем и другим – великая пропасть. Если грех сознательный, бесспорно, ведет человека к гибели, то грех по немощи, осознаваемый человеком и встречающий в нем определенную борьбу, имеет совсем иное значение. Значение подобного греха – в постепенном смирении человека и в укреплении его воли в добре. Когда человек осознает свою немощь и устремляется к борьбе с ней, то, если иногда и случаются с ним падения, то и они будут служить его спасению, если, конечно, он не ослабеет в борьбе и покаянии. И на этом пути ему постоянно будет сопутствовать помощь Божия.
Эти рассуждения справедливы и по отношению к греху злопамятства. Нет ничего страшного, что сердце человека по немощи не может быстро отпустить обиду. Не только с таким грехом нам приходится бороться, порой годами и даже десятилетиями. Самое главное, чтобы у человека было искреннее желание простить, борьба с любыми проявлениями злопамятства в сердце и постоянная молитва ко Господу о помощи в преодолении греха. Если эти три основных момента в отношении к этому, да и ко всякому иному, греху у человека присутствуют, это говорит о том, что он на верном пути и, когда Богу будет угодно, непременно одержит победу.
Помыслы об обиде – это когда бесы накручивают человека
Священник Сергий Бегиян – Иногда, чтобы простить, нужно совершить над собой немалый труд, практически подвиг. Чтобы изжить обиду из сердца, нужно молиться за обидчика, причем не просто «помянуть» его на утренней молитве. Бывает так, что помыслы об обиде не дают ни спать, ни есть, что постоянно в уме ведется словесная перепалка с обидчиком, – это бесы накручивают человека, не дают утихнуть озлоблению и раздражению. В это случае только молитва, непрестанная молитва Иисусова за человека поможет прийти в себя: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй раба Твоего имярек!» Только так я многократно спасался от мысленной бури. Также нужно вымаливать себе и способность простить человека, который согрешил против тебя. Молишься, вспоминаешь свои собственные грехи, и тогда потихоньку приходит не просто умственное осознание, а сердечное принятие того, что каждая обида и искушение – это наказание и вразумление за наши собственные грехи. Тогда сердце умягчается и открывается – и злопамятство исчезает.
Как быть, если нас не прощают?
Художник: Michael Silver
– Люсь, прости меня, а? Прости за вчерашнее… – муж переминается с ноги на ногу в дверях кухни.
Жена, орудуя сковородками, не отвечает: «вчерашнее» слишком сильно досадило.
– Отстань от меня. – жена взрывается и начинает высказывать свои обиды.
Как быть человеку, который искренне просит прощения за свою провинность, а его не прощают?
Для начала надо бы понять: а искренне ли мы просим прощения? а раскаянием ли наши просьбы вдохновляемы? Потому что мы нередко принимаем за раскаяние свое сожаление об испорченных отношениях.
Чем они отличаются?
Сожаление подобного рода – чувство довольно шкурное. Оно продиктовано неприятными ощущениями, потерей комфорта и выгоды. А раскаяние самоотверженно, оно переживает не за себя, а за другого – за того, кого мы расстроили. И думает не о себе, а о том, как загладить последствия своих поступков для другого.
Могут ли они сочетаться? Парадоксальным образом – вполне. В любой пропорции. Как в любом человеке есть и образ Божий с его способностью на святое самоотвержение, но есть и греховное повреждение, увлекающее нас к самолюбию. Редко кто восходит к высоте преподобия, вовсе уже не способного на грех, и редко кто приходит в состояние бесоподобного эгоизма.
Как определить в самом себе, чем по преимуществу мы движимы и что, соответственно, нам говорить на исповеди?
Раскаяние выражается в готовности смирно терпеть неприязнь и претензии обиженных нами
Покаяние отличается готовностью потерпеть за свой грех. Раскаяние в причиненной другим людям неприятности выражается в готовности смирно терпеть их неприязнь, их претензии и недостатки (см. статью «Как отличить самоедство от покаяния»). Говорят же, что самая полезная вещь в хозяйстве – это виноватый муж. И жена, побив машину, на редкость снисходительно начинает смотреть на слабости супруга.
А как быть, если мы понимаем, что движимы по преимуществу эгоизмом, но скорбим об этом и желаем исправления?
Есть святоотеческое понятие любомудрия. Оно означает, что в человеке хоть и нет еще добродетели любви, но он понуждает себя поступать так, как она диктует. Собственно, это относится и к любой другой добродетели, и к покаянию тоже.
Поэтому в приведенном выше примере супругу надо с сокрушенным видом выслушать все неудовольствия жены, а потом начать делать что-то полезное для семьи и просто терпеть то, что жена долго еще будет фырчать и дуться. Это своего рода епитимья за провинность. Если он не захочет ее понести, значит, в нем вообще нет раскаяния за содеянное.
Конечно, провинность провинности рознь, и виновный виновному рознь, оттого и епитимьи бывают разными. Иному человеку они вовсе не нужны. Но именно ситуация, когда человек вовсе ничего не хочет потерпеть за грех, сигнализируют о том, что тут без епитимьи – никуда.
Наказание нужно в том числе там, где быстрое прощение не идет на пользу. Где человек уже не в первый раз закатил скандал, наговорил гадостей, подвел, испортил, навредил… а потом требует себе прощения. Раньше просил, а теперь требует! Привык.
– Ну прости меня, зая/котик. Прости. Ну что ты дуешься, дорогая/дорогой? Прости… Мне, что, теперь неделю перед тобой на коленях ползать.
Поползай. Раз урок прежде не усваивался за час, то, может быть, на усвоение нужна именно неделя? Или месяц? Может быть, твои колени связаны с головой гораздо теснее, чем тебе казалось? Связана же с ней та часть тела, по которой вразумляют детей…
– Что мне делать? Настоятель на меня рассердился – даже не здоровается…
Он не здоровается, а ты здоровайся. И наиболее тщательно выполняй свои обязанности. Царь Соломон сказал: «Если гнев начальника вспыхнет на тебя, не оставляй места твоего, потому что кротость покрывает и большие проступки» (Еккл. 10: 4). Что удивительного в том, что человек рассердился, когда его рассердили. И если ты – причина, то надо просто кротко потерпеть последствия.
Покаяние не говорит: «Я болею, потому что доктора наделали ошибок; я нуждаюсь, потому что власти плохо управляют страной; мой ребенок плохо учится, потому что учителя не стараются…» Покаяние мужественно терпит неприятности, ибо рассуждает: «С моим грехолюбием мне неполезно благополучие… но помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!» Авва Дорофей сказал: «Если кто поистине достоин покоя, то и сарацинскому сердцу Бог возвестит сотворить с ним милость, смотря по его надобности. Если же кто недостоин успокоения или оно неполезно ему, то хотя бы он и новое небо, и новую землю сотворил, не найдет покоя».
Благоразумный разбойник на кресте не требовал преференций – не рассуждал о том, что могло его оправдать. Он не говорил, что стал бандитом, потому что вырос в неблагополучной семье, или что его избаловала мама, или что у него в отрочестве развилось гебоидное расстройство… хотя всё это могло иметь место! Но он сказал, что терпит поделом, что люди, которые предали его мучительной казни, поступили справедливо. И это рассуждение открыло ему Боговедение, и он исповедал, что Бог Свят. Оттого он получил и силы терпеть мучительную казнь, и дерзновение просить у Господа милости. И был услышан.
Что делать, если человек не прощает вас?
Тему обид и вины можно назвать бесконечной. Люди, не простившие обиды, понимающие, что другие не простили их, всегда чувствуют какой-то внутренний дискомфорт, поэтому проявляют желание от него избавиться. Непрощенные обиды являются своего рода болевыми точками, о чем активно говорят психологи.
Особенно болезненной является эта тема для православных христиан, поскольку они в полной мерой понимают, насколько прощение является важным фактором и, почему так важно его получить. Люди часто задаются вопросом, что делать, если они не получили прощения, а как именно решить его, толком не понимают, поэтому и стоит разобрать данную тему детальнее.
Почему тема непрощения является такой актуальной?
Практически все современные люди переводят процедуру прощения в раздел формальностей, значит, сказав, что прощают, не делают этого на самом деле. Формальное прощение не улучшает ситуацию, а только усугубляет ее, делая проблему намного глубже и серьезнее. Приходит время, когда эта проблема начинает серьезно давить на человека и, он не имеет понятия, что с этим делать. Современные люди привыкли подавлять обиды в себе, но это не является способом решения ситуации, что понимают далеко не все, вот почему проблема непрощения и становится такой актуальной.
Непрощенные обиды живут практически в каждом человеке, часто они связаны с проблемами в семейных отношениях, а люди попросту отказываются признавать их существование. Чтобы справиться с обидой, вначале нужно ее признать, перестав копить этот негатив, а потом, превратить формальное прощение в настоящее, приложив определенные усилия. Чтобы справиться с обидой, придется приложить немало усилий и потратить достаточно времени, но только сбросив этот груз с себя, можно почувствовать желанную свободу.
Что делать, если человек не прощает обидчика?
Если человек не прощает, он носит постоянно при себе большую тяжесть, избавиться от которой несложно, но возможно. Чтобы простить обидчика, избавившись от ненужной тяжести, рекомендовано выполнять следующие действия:
Нужно четко понимать, что момент прощения является для кого-то тяжелым трудом и даже подвигом, совершать который придется не пару недель или месяцев, а даже несколько лет. Насколько бы тяжело не было избавиться от обид, сделать это крайне необходимо, поскольку такой шаг позволит не только укрепить духовную жизнь, но и спасти физическое здоровье.
Если человек не прощает, то это делает ему только хуже, поэтому стоит поддержать такого человека молитвенно, не забывая и о своей не совершенности, пытаясь быстро отпускать обиды, понимая, что они тянут на дно и мешают счастливо жить.