что делать если тебя бесит начальник
4 способа, как справиться с плохим начальником или коллегой, когда уход не является вариантом
Первый ужасный начальник, с которым я когда-либо сталкивалась на работе, накричал на меня за то, что я смеялась. Это было поздно вечером в пятницу, и мы с коллегой разговаривали, и я рассмеялась над его шуткой. Через несколько секунд моя начальница подошла к моей кабинке, хлопнула ладонью по столу и крикнула: «В этом помещении смеяться нельзя!».
Итак, что же делать, когда вам приходиться мириться с плохим начальником или коллегой? Вот четыре стратегии, которые стоит добавить к вашему плану на игру.
1. Документируйте все, что вы можете
Когда вы оказываетесь лицом к лицу с плохим начальником, вам необходимо иметь как можно больше доказательств ужасающих комментариев или несправедливых ситуаций. Использование собственной памяти не будет сильной защитой, поэтому лучший способ собрать все, что происходит с вашим начальником – это документировать все это организованным образом.
Пола Брантнер, основатель PB Works Solutions, консалтинговой фирмы, которая строит системы предупреждения токсичных рабочих мест, рекомендовала приложить все усилия, чтобы все разговоры были документируемыми, особенно в том, что касается вашей работы.
Таким образом, когда вы будете готовы донести до чьего-либо внимания это поведение, у вас будет вся необходимая доказательная база, готовая к отправке.
2. Проконсультируйтесь с HR
В зависимости от размера вашей компании и отдела, у вас может быть представитель отдела персонала, с которым вы можете поговорить о том, что происходит, и получить его помощь в том, что можно сделать, чтобы исправить вашу текущую ситуацию.
Если у вас есть такая возможность, Хизер Хаббард, бывший адвкаот и основательница All Rise, порекомендовала поговорить об этом с кем-то из отдела персонала и быть максимально прозрачным в течение всего процесса.
3. Научитесь искусству не реагировать
Когда вы имеете дело с трудным боссом, вы также имеете дело с обменом эмоциями. Хотя вы хотите просто рассказать человеку длинный монолог о том, как ужасно вы себя чувствовали, порой вы понимаете, что у вас нет такой возможности. Однако вы можете научиться управлять своими реакциями, чтобы не отражать агрессивное поведение обратно в сторону своего начальника.
Хотя это кажется не самым простым вариантом, Хаббард предложила начать с практики осознанности.
4. Разоружите их, подтвердив их разочарования
Используйте мощные методы ведения переговоров, которые могут помочь направить вашего начальника в сторону понимания того, как они к вам относятся и каким запредельным является их стиль общения. Первое, что вы можете попробовать – это искусство активного слушания.
Джеймс Киллиан, лицензированный профессиональный консультант, рассказал, что использование навыков активного слушания при общении с ужасными начальниками играет решающую роль в минимизации недопонимания.
Затем попробуйте разоружить их, подтвердив их разочарование. Киллиан сказал, что может быть очень трудно продолжать сердиться или расстраиваться из-за кого-то, когда человек полностью соглашается с вашими чувствами.
Например, вы можете сказать: «Я полностью понимаю ваше разочарование. Я нисколько не виню вас за то, что вы так расстроились. Я был бы так же расстроен, если не больше». Такая валидация чувств позволяет дать человеку понять, что вы его услышали, в этом способе нет оборонительных моментов и он способен по-настоящему успокоить эмоциональный порыв, рассказал Киллиан.
Приходить каждый день на работу с чувством головной боли от ужасного начальника – это изматывающий и изнурительный опыт с эмоциональной точки зрения. Но стоит подумать о своем плане игры, будь то документирование общения и доведение его до отдела кадров, или трата времени на изучение того, как изменить положение своим поведением, чтобы человек мог сам увидеть, как он к вам относится.
Что делать, если бесит начальник
Многим людям не раз приходилось сталкиваться с работой под руководством начальника, который постоянно бесит своей критикой и предвзятым отношением. Более того, случается и так, что подчинённых может раздражать, казалось бы, образцово-показательный босс. Разберёмся, как справляться с моральным прессингом руководителя и что на на самом деле кроется за вашей раздражительностью на работе.
Спросите у себя — для чего вы работаете?
Придя на новое место работы, вы должны чётко понимать, для чего вы трудоустроились. Если это желание быть материально обеспеченным, то в целом вас не должно волновать отношение вашего начальника к вам как к сотруднику. Ведь любая компания — это система, в который вы взаимозаменяемый винт. Другими словами: не нравится — можете гулять на все четыре стороны. Другое дело, если вы держитесь за карьерный рост и хотите проявить себя как ценный сотрудник, который знает себе и своим знаниям цену. В этом случае не нужно бить в грудь, пытаясь кому-то что-то доказать. Обычно, если начальник ведёт себя неадекватно по отношению к всему коллективу, бунтом одного из подчинённых не обойтись. Поэтому переходим к следующему совету.
Знайте себе цену
Главное — быть уверенным в том, что ты делаешь. Если вы объективно понимаете, что все придирки со стороны вашего начальника необоснованны, то постарайтесь минимизировать контакты с ним. Для этого вам необходимо чётко знать пул своих обязанностей. Не старайтесь удивить босса, который не ценит сотрудников. Направьте все усилия на себя и качественно выполняйте свою работу.
Разберитесь в причинах негативного отношения
Постарайтесь разобраться, к кому ваш начальник настроен негативно: только к вам или к всему коллективу? Бывают ли у него моменты моральной амнистии? Есть ли то, что может его задобрить? И наоборот, что делает его чересчур злым? После того, как проанализируете все эти аспекты, подумайте, можете ли вы как-то на это повлиять? Возможно, вы сами того не осознавая, становитесь тем самым раздражающим фактором, например, из-за вечных опозданий или срывов сроков. Если это так, то прежде чем беситься на своего начальника, постарайтесь изменить свои привычки. Если же вы понимаете, что причина не в вас и не в ваших коллегах, то не принимайте близко к сердцу все замечания вашего босса, а также старайтесь разумно анализировать критику в свой адрес.
Не концентрируйтесь на раздражении
История про идеального босса — скорее утопия, чем реальность. Руководитель редко нравится абсолютно всем. Поэтому не концентрируйтесь на раздражающем вас человеке, но обратите внимание на то, зачем вы пришли работать в ту или иную компанию, какие люди вас окружают и что положительного вам приносит это место и это дело. Нередко под маской ненависти к начальнику кроется нелюбовь к должности или самой фирме. Поэтому разберитесь сначала с внутренними претензиями. И если вы уверенно отвечаете, что единственным фактором, который уничтожает ваши нервные клетки, является отношение вашего босса, то вернитесь к предыдущим советам. Может, вы и не решите эту проблему на глобальном уровне, но хотя бы оградите себя от передряг, которые вам, как сотруднику, который просто хочет заниматься делом, абсолютно не нужны.
Неадекватные люди: конфликты и абьюз на работе
⏱ Время прочтения — 8 минут
Исследование показало, что жесткое отношение на работе, к сожалению, нередкий случай:
При этом 11% сталкивались с абьюзом только со стороны коллег, 44% — только со стороны начальства, и 13% — и со стороны коллег, и со стороны начальства.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Анализ по отраслям показал, что исключением стали лишь госслужба, НКО и начало карьеры: там процент тех, кто не испытывал на себе абьюз на работе, выше тех, кого это коснулось. Правда, разница не велика — всего 2−3%.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Тройкой «лидеров» среди проявлений жесткого отношения стали обесценивание труда, пренебрежение и высокомерие, разговоры на повышенных тонах, хамство и грубость:
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Решать конфликтные ситуации большинство опрошенных предпочитало самостоятельно, но значительный процент респондентов не находили выхода из ситуации и просто увольнялись.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Рабочие конфликты и абьюз со стороны коллег и руководителя — эмоционально заряженные, непростые ситуации, на которые сложно реагировать с «холодной головой». Мы попросили Анастасию Желудкову, психолога, автора проекта prosto_psy, прокомментировать типичные проблемные сценарии и дать рекомендации, как выходить из них без ущерба для себя и карьеры. И по возможности больше с ними не сталкиваться.
Ситуация: конфликт с начальником
Алена живет в небольшом городе и работает бухгалтером в известной и стабильной компании. Но примерно полгода назад главный бухгалтер, в команде которого работала Алена, ушла. На ее место пришел новый человек — со своими правилами и подходами к процессам. Алена жалуется, что нередко получает распоряжения устно или по телефону, а когда задача сделана, вдруг узнает, что руководитель имела в виду совсем другое.
«Если руководитель в деловой коммуникации выбирает неэкологичную манипуляцию — переходы на личность, импульсивные выпады, — это говорит о его слаборазвитых эмоциональном интеллекте и гибких навыках. Для сотрудников в подчинении такая ситуация будет некомфортной, так как руководитель будет регулярно пользоваться своим вышестоящим положением и не сдерживать свои проявления. Это в конечном итоге может привести не только к ухудшению атмосферы в коллективе — пострадает самооценка и эффективность работы подчиненных, — но и к выгоранию сотрудников из-за постоянного эмоционального напряжения и стресса, или даже к публичным конфликтам и скандальным увольнениям.
Что я бы порекомендовала Алене: развивать собственный эмоциональный интеллект, учиться работать с манипуляцией и выстраивать профессиональные границы, выходя из-под влияния “неадекватного стиля управления”. Попробовать вывести отношения с руководителем в четкую деловую коммуникацию. В случае неудачи всё же лучше сменить компанию».
Ситуация: недружелюбный коллектив
Светлана недавно вышла из декрета и узнала, что отдел, в котором она работала, сильно поменялся. Кто-то ушел сам, кого-то «ушли». Но она вернулась с мыслями о том, что надо работать, подстраиваться. И сначала все шло неплохо.
«Данная ситуация похожа на скрытую конкурентную борьбу между коллегами с теневым лидером. В женских коллективах это распространенная история. Но для подтверждения данной гипотезы нужно деликатно выяснить информацию у коллег и руководителя. И в случае, если она подтвердится, идти в открытый диалог с коллегой при начальнице.
Я бы рекомендовала Светлане поработать над самооценкой, здоровым эго, навыками открытой конфронтации и конкуренции. Учиться видеть пассивную агрессию в коммуникации и уметь на нее реагировать, экологично конфликтовать и защищать свой профессиональный имидж.
Неразрешенная подобная ситуация может ударить по самооценке Светланы, обесцениваю своих профессиональных навыков, ухудшению отношений с коллегами и уходу по собственному вынужденному желанию».
Ситуация: под давлением клиента
Сергей около года вел проект. За это время со стороны заказчика поменялся руководитель этого проекта. Пришел человек с опытом работы на госслужбе с явной целью — выслужиться и зарекомендовать себя. В общении с Сергеем стал вести себя сразу надменно, «по-барски», не давал спокойно работать. Наступил момент, когда нужно было подписать акт выполненных работ на несколько миллионов рублей. Представитель клиента заявил: «Вы еще два месяца на меня поработаете, а потом я вам акты подпишу». Хотя все работы в рамках проекта выполнены, у проектной команды завершены командировки — никаких объективных причин не подписывать документы не было.
Сергей в растерянности: ругаться и конфликтовать не хочется, но без этого, кажется, ситуацию не решить. А еще страшно потерять клиента, ведь с этой компанией они работают уже не первый год.
«Сергей хорошо проследил психологические аспекты и мотивацию в поведении клиента, который за счет своего положения пытается повысить значимость, используя манипуляцию и давление для демонстрации власти. Но в данном случае эмоциональный конфликт только обострит ситуацию и клиент усилит напор, чтобы указать, “кто тут главный”.
Рекомендовала бы Сергею поработать над уверенностью и саморегуляцией в переговорах, учиться выключать эмоции, не давая втянуть себя в манипуляции. Вести открытый дипломатический хладнокровный диалог с клиентом. С обоснованием и подкреплением всех изначальных договоренностей, фактов и привлечением всей команды клиента».
Как разрешать конфликты на работе
👉 И последняя рекомендация: если на работе складывается непростая ситуация и все ваши попытки ее решить рушатся, подумайте, кого вы можете привлечь в качестве посредника.
«Одна из моих клиенток, — рассказывает Анастасия Желудкова, психолог, автор проекта prosto_psy, — несколько месяцев страдала от нападок нового руководителя. Тот увидел в ней конкурента и прилагал все усилия, чтобы “выдавить” из компании. Она общалась с ним подчеркнуто вежливо. По десять раз проверяла отчеты, прежде чем их отправить. Предлагала идеи, помощь, но получала лишь саркастические замечания. Просто уйти она не могла — и из финансовых соображений (у нее внушительная ипотека), и из-за привязанности к компании. В какой-то момент она поделилась своими неприятностями с руководителем соседнего департамента — они много работали вместе, и по каким-то вопросам он даже стал ее ментором. И тот неожиданно предложил ей перейти к нему. Весь вопрос с организацией перевода он взял на себя».
ЖизньБоссинг: Что делать, если вас травит начальник
Как выстроить свои границы и отстоять правду
В среднем, каждый четвёртый американец сталкивается с эмоциональным абьюзом начальника. В России, по разным данным, это число колеблется от 5 до 20%. Под абьюзом на работе понимают разное — от словесных оскорблений до организации настоящей травли, но каждый раз исход таких конфликтов один и тот же — даже самый талантливый и продуктивный подчинённый увольняется. Кроме того, систематическая травля может привести к реальным проблемам со здоровьем как физическим, так и ментальным.
Виды и причины боссинга
Клинический психолог, основатель «Психологического центра Григория Мисютина» и врач клиники доказательной медицины «Рассвет» Григорий Мисютин отмечает, что у психологического насилия на работе все те же признаки, что и у домашнего — от изоляции и угроз до психологического и экономического контроля. Мисютин говорит, что боссинг редко существует без моббинга, а травлю на работе легко сравнить с буллингом в школе. «В офисе есть некоторые касты, фракции и группы, каждая из которых имеет свои собственные границы лояльности. Моббинг, по словам доктора Хайнца Леймана, является поведением, в котором один человек, то есть жертва, становится получателем жестокого обращения со стороны многих злоумышленников. Начальник может видеть силу в цифрах и прибегнуть к помощи других людей, чтобы терроризировать жертву».
Главный и несомненный признак психологического насилия со стороны начальника — это постоянная и неконструктивная критика, которую выдерживать круглосуточно не сможет никто. Мы уже рассказывали, как критиковать конструктивно и зачем вообще нужно это делать, тем более что работа без обратной связи встречается не так уж и редко. Конечно, босс имеет право оценивать вашу работу и высказывать свои пожелания относительного того, как и в какой срок она должна быть сделана. Нездоровой эта ситуация становится тогда, когда вместо оценки вашей работы начальник переходит на обсуждение ваших личностных особенностей или мнимых недостатков. Ещё хуже, если это происходит в присутствии коллег, которые не должны вовлекаться в этот процесс. Такого рода «критика» сильно подрывает авторитет у других сотрудников, которые впоследствии и сами могут присоединиться к позиции босса и отпускать непрошеные советы, касающиеся вашей работы, или вовсе учинить травлю.
Понятно, что каждого сотрудника могут потревожить в нерабочее время, но когда звонки и письма в выходные дни превращаются в правило, то, скорее всего, вы имеете дело с эмоциональным насилием
С такой ситуацией столкнулся житель Москвы Максим (имя изменено по просьбе героя. — Прим. ред.). Несколько лет подряд он работал с одним и тем же человеком на разных проектах в качестве компаньона или, как он сам говорит, даже «правой руки». Последние годы они вместе работали над развитием одного серьезного проекта. «Как это часто бывает, пришлось выполнять большую часть работы, — говорит Максим. — Но мне она нравилась, пока я не начал сталкиваться с угрозами в стиле „заявление на стол“. Причем звучали они с завидной периодичностью, примерно раз в год, и в основном после того, как мы либо сближались вне работы — в командировках или на неформальных встречах, — либо начинали какой-нибудь новый серьёзный проект, который требовал особенных сил и выдержки всей команды. Сначала мне сложно было понять, чем продиктованы эти угрозы. Никаких формальных признаков не было, отдельных или систематических претензий к моей работе не предъявлялось. Более того, наш проект был успешным, и все инициативы, как правило, реализовывались на ура, даже если в процессе приходилось пройти огонь и воду».
Несомненный признак абьюзивного поведения начальника — это переход на личности в обсуждении рабочей проблемы. Максим рассказывает, что его босс был очень эмоциональным человеком и требовал к себе повышенного внимания. Начальник постоянно забывал о границах допустимого в рабочей коммуникации, потому что полагал, что ему так можно. Максим отмечает, что его босс считал себя «селебрити». «Разумеется, он всегда действовал принцип „что дозволено Юпитеру, не дозволено быку“ — скабрезные шутки, мат, а иногда и откровенные оскорбления или унижения, когда кто-то пытался отстаивать свою правоту. Со временем я понял, что таким образом он выстраивал собственный авторитет и при любом удобном случае подчёркивал и собственную значимость, и полную беспомощность оппонента. Особенно, если официальный статус последнего был ниже».
Говоря о психологическом насилии со стороны начальника, стоит отметить сам факт нарушения рабочих границ как один из самых очевидных признаков. Понятно, что каждого сотрудника могут потревожить в нерабочее время, но когда звонки и письма в выходные дни из неприятного исключения превращаются в правило, то, скорее всего, вы имеете дело с одним из проявлений эмоционального насилия. С ним столкнулся тележурналист Иван. Он почти без опыта устроился на работу редактором одной из самых известных телепередач на федеральном канале и поначалу рассматривал не самое лояльное отношение начальницы как возможность для профессионального роста.
Как и в случае с любыми другими видами абьюзивных отношений, рабочий абьюз иногда принимает странную форму,
и вычислить его сразу не получается
«Мы работали по обычной пятидневной схеме, с 10 до 19 часов, — рассказывает он. — Наша редакция делилась на бригады, и у каждой из них работа была более–менее выстроена. Авральные ситуации почему-то происходили только у нас. Сначала на энтузиазме я бросался на амбразуру и выручал коллег, хотя уже тогда предложение поработать в выходные казалось сильным перегибом. Потом это просто вошло в правило — начальница могла позвонить мне в два часа ночи и попросить написать текст для сюжета, который нужно было бы снимать на следующий день, скажем, в восемь утра. Постепенно ком рос, работа усложнялась, а конфликты становились всё более громкими. Проработав почти полгода, я ушёл буквально швырнув заявление на стол и хлопнув дверью. Я понял, что ещё год в таком режиме, и меня будут откачивать в реанимации. При этом я уверен, что босс так и не заметила никакой проблемы. Мы до сих пор дружим в фейсбуке, я вижу, как она лайкает мои посты».
Впрочем, нарушить границы можно не только звонком во внерабочее время — нередко босс может залезать в те сферы жизни, которые не имеют никакого отношения к работе. PR-менеджер Ира (имя изменено по просьбе героини. — Прим. ред.) познакомилась со своей будущей начальницей на курсах повышения квалификации, и первое впечатление о ней у Иры сложилось положительным. После знакомства босс позвала Иру в свою команду, и ей показалось, что на новой работе её ждёт понимающий начальник, готовый мотивировать и поддерживать все инициативы. «Начальница набирала команду с нуля, и было ощущение, что все мы будем частью чего-то очень амбициозного. Что вместе с новой командой сможем реализовать много хороших проектов. Первое время всё было хорошо, но потом меня начало напрягать, что, по словам босса, „вокруг все враги, а мы розы среди навоза“. Она начала очень навязчиво лезть во все сферы моей жизни, комментировать личную жизнь других коллег, лицемерить. Сначала я думала, что нагнетаю, но потом картина начала складываться. Кульминацией стало ключевое для нашего отдела мероприятие. Мы с командой действительно отлично отработали, а от начальницы получили волну критики и негатива. Тогда я открыто начала возмущаться, а она начала выкручиваться и говорить, что мы её не так поняли».
Важно ещё и понять, с чем конкретно вы имеете дело, — с травлей, направленной против лично вас, или с человеком, чей стиль руководства несовместим с коллективной работой. Это хорошо заметно по отношениям начальника с коллегами: если с остальными членами команды ваш босс ладит хорошо, а с вами — нет, значит, речь может идти именно о травле. Психологи говорят, что у травли начальника могут быть причины, которые связаны только с ним самим. «Настоящая причина буллинга одна — психологические проблемы того, кто является источником травли, — цитирует Forbes психолога и психотерапевта Веру Янышеву. — Мнимые причины, которыми агрессор оправдывает свое поведение, могут быть самыми разными, начиная от обвинений в непрофессионализме объекта травли и заканчивая придиркам к внешнему виду».
Как защититься психологически
Впрочем, объекта травли не должно волновать то, почему его начальник не может выстроить с ним нормальные рабочие отношения. Если вы стали жертвой эмоционального абьюза на работе, то главная задача — понять, что вы можете сделать прямо сейчас: обозначить границы или, возможно, предпринять какие-то другие меры. Психолог и психотерапевт клиники «Рассвет» Григорий Мисютин предлагает начать разговор. «Будьте прямолинейны, — советует доктор. — Спросите о причинах действий вашего начальника или попросите, чтобы он остановился. По сути, вы будете использовать оборонительные действия, которые являются полной противоположностью наступательных, которые использует ваш босс. Непосредственность и решимость может застать его врасплох и лишит его лучшего плана, чтобы вы почувствовали себя отчужденными. Этот жёсткий подход к разговору тоже даст вам некоторые ответы, которые вы можете использовать в будущем для улучшения ваших отношений с коллегами».
Что думает закон
Моббинг и боссинг в юридическом поле могут быть сопряжены с легальными последствиями: в странах Западной Европы — например, в Италии — за травлю сотрудника могут наложить штрафы. Довольно широко распространена практика обращения за помощью к адвокатам в странах Северной Америки. В России эта практика пока не так распространена, рассказывает юрист Сергей Солнцев, который работает с корпоративным правом. Солнцев считает, что реальных механизмов у пострадавшего в этой ситуации будет не очень много, но всё же они есть. «Сперва стоит довести до сведения вышестоящих руководителей, собственников или ответственных за трудовую дисциплину информацию о том, что происходит в коллективе. Бывает, что запрет на буллинг прописан в нормативных локальных актах, и их соблюдение — задача вышестоящего руководства. Доказанный факт буллинга — это основание для вынесения официального замечания или выговора. Если выше уже некуда, то нужно направлять жалобы в ГИТ (Государственная инспекция труда. — Прим. ред.), прокуратуру, суд».
Важный аспект в легальном процессе — это доказательства. Солнцев рассказывает, что подойдут и записи на диктофон, и переписки, и слова свидетелей, но с последними может быть трудно, потому что не все коллеги будут готовы вступиться. «Они могут бояться за своё место, за своё психологическое спокойствие. Но при наличии других доказательств справедливости можно добиться. Суд при внятной позиции и фактах встанет на сторону потерпевшего».
Также Солнцев отмечает, что любому заявителю важно понимать, на что именно стоит жаловаться. «Обвинения в опоздании, когда опаздывают все, или доводы о невыполнении трудовых обязанностей при их выполнении — это всё трудовые споры, которые описывает 60 глава ТК РФ. Если же речь идёт о клевете, то это статья 128.1 УК РФ, по которой суд может привлечь начальника и заставить его выплатить моральную компенсацию. То же самое можно сказать и о более серьёзных нарушениях, например, о самоуправстве или побоях. Это уже серьёзное преступление, и если оно происходит, то тут стоит привлекать полицию. В теории здесь может сработать и 136 статья УК РФ, которая говорит о нарушении равенства, прав и свобод граждан — наказание по ней предусматривает уже не только штраф, но и лишение права занимать определённые должности», — говорит он.