что делать если тебе звонит незнакомый номер
Три способа борьбы с телефонным спамом
Разбираем виды телефонных спамеров и способы защиты от них.
Почти две трети входящих вызовов, поступивших абонентам российских операторов в 2020 году с неизвестных номеров, — это спам. Такие звонки раздражают всех без исключения, а для человека не слишком сведущего или неосторожного могут быть просто опасны, ведь значительную их долю составляют попытки откровенного мошенничества. Самый надежный способ избежать неприятных контактов — блокировка спам-звонков. Мы собрали самые популярные способы защиты от голосового спама.
Категории телефонных спамеров
Кто же чаще всего беспокоит абонентов спам-звонками? Перечислим три основные категории спамеров.
Мошенники. Выдают себя за других людей (представителей банков, правоохранительных органов или лечебных учреждений) со злым умыслом, — как правило, пытаясь получить ваши секретные банковские данные или заставить совершить определенные действия. Часто неплохо знакомы с методами социальной инженерии и звучат достаточно убедительно, а потому представляют реальную опасность для людей старшего возраста или просто доверчивых.
Вне зависимости от конкретной разновидности в лучшем случае спам-звонки отнимают время, а в худшем могут стоить неосторожному абоненту финансовых потерь.
Рекламные роботы. Программы обзвона с предварительно записанными сообщениями: когда вы снимете трубку, вам проиграют рекламное объявление. Встречаются довольно креативные экземпляры: например, робот одной из сетей, торгующих ювелиркой, говорит голосами поп-звезд и приглашает на распродажи от их имени.
В последнее время многие компании стали использовать чат-ботов с искусственным интеллектом. Такие боты умеют имитировать манеру общения живого человека, распознавать стандартные реакции собеседника и даже переспрашивать, если вы ответите неразборчиво. Впрочем, если вы нажмете на отбой, повторного звонка, скорее всего, не последует.
Операторы кол-центров. Живые люди, обзванивающие базу контактов с целью продать какие-либо услуги или товары. В отличие от роботов, довольно навязчивы и, если абоненту неудобно разговаривать, попытаются связаться с ним в другой день. Многие компании, особенно предлагающие услуги сомнительного качества или по завышенным ценам, покупают базы нелегально. Но в числе спамеров могут оказаться и те, кому вы давали согласие на использование персональных данных: например, ваш провайдер может настойчиво предлагать перейти на новый тариф или подключить дополнительные услуги.
Как же избавиться от спам-звонков? Есть несколько вариантов:
Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из этих способов.
Как бороться со спамом, используя возможности смартфона
Вы можете создать прямо в вашем смартфоне собственный список запрещенных номеров и добавлять туда одного за другим всех спамеров, которые вас когда-либо беспокоили. И в iOS, и в Android есть возможность блокировать звонки от определенных абонентов.
Однако ручная блокировка — дело достаточно трудоемкое и, увы, не слишком надежное. Профессиональные спамеры и телефонные мошенники постоянно меняют номера, с которых совершают прозвоны, и вам придется каждый раз увеличивать свой список запрещенных, добавляя новых абонентов. А номер вашего банка, с которого поступило очередное предложение взять ненужный вам кредит, блокировать будет просто неосмотрительно.
Операционные системы смартфонов позволяют и действовать от обратного, формируя списки абонентов, которым разрешено вас беспокоить, и блокируя звонки со всех остальных номеров.
Например, при включении функции «Заглушение неизвестных» в iOS вам смогут дозвониться только те абоненты, номера которых есть в вашей телефонной книжке, предложениях Siri (анализирующей вашу переписку и историю поиска), а также те, кому недавно звонили вы. Остальные звонки будут сразу же переправляться на автоответчик и отражаться в списке «Недавние». В некоторых версиях и надстройках Android такая возможность тоже есть.
Тотальная блокировка наверняка отсечет нежелательные звонки, но, увы, с ней вы сильно рискуете пропустить полезные вызовы. Например, до вас не смогут дозвониться курьер или настоящая служба безопасности банка.
Как блокируют спам-звонки операторы
Осенью 2020 года Министерство цифрового развития России рассказало о разработке проекта изменений в закон «О связи», связанного с телефонным спамом. Минцифры предлагает обязать операторов сотовой связи передавать полученные от абонентов жалобы на спам в систему блокировки спам-звонков, которую будет поддерживать Роскомнадзор.
Пока закон не принят, придется довольствоваться теми услугами защиты от спам-звонков и рассылок, которые предоставляет ваш оператор. Причем ситуация довольно сильно разнится от одного к другому. Например, в МТС действует платная услуга блокировки телефонного спама — подключившим ее абонентам не смогут дозвониться спамеры, чьи номера включены в базу компании.
У «Мегафона» похожая услуга блокировки нежелательных и подозрительных звонков входит в состав бесплатного определителя номера. «Билайн», в свою очередь, предлагает своим абонентам платную услугу определения неизвестных номеров, в том числе спама и мошенничества, но без возможности автоматически блокировать нежелательные звонки.
Наконец, Tele2 предлагает абонентам два варианта борьбы со спам-звонками. Можно настроить фильтрацию звонков самостоятельно, с помощью заданного пользователем списка блокировки входящих вызовов. Как и списки блокировки в операционной системе смартфона, это не очень удобно — каждого нового спамера придется добавлять в список вручную.
Кроме того, Tele2 рекомендует абонентам использовать приложение Kaspersky Who Calls, а МТС — разработанное совместно с «Лабораторией Касперского» приложение «МТС Кто звонит». И это подводит нас к третьему варианту борьбы с телефонным спамом.
Как бороться с телефонным спамом с помощью специальных приложений
Пожалуй, самый удобный способ избавиться от телефонного спама — установить на смартфон специальное приложение для блокировки нежелательных звонков.
Подобных приложений существует немало, но не все они одинаково полезны. Дело в том, что самая важная часть такого приложения — это база нежелательных номеров. Поэтому важно, чтобы эта база была актуальна для России и постоянно обновлялась. Одно из лучших приложений для борьбы с телефонным спамом на российском рынке — это Kaspersky Who Calls.
Что умеет делать Kaspersky Who Calls
Главная «фишка» сервиса — это оперативно обновляемая база номеров. Система анализирует отзывы и анонимную статистику о подозрительных номерах, например, продолжительность и частоту звонков, наличие номера на официальном сайте компании и массу других факторов. В итоге система классифицирует телефонный номер, когда набирается достаточное количество признаков.
Таким образом, как только спамеры или мошенники задействуют новый номер для массового обзвона, он очень быстро окажется в базе Kaspersky Who Calls — и все пользователи сервиса, которым с этого номера будут звонить, увидят его на экране своих смартфонов с пометкой «Спам» или «Подозрение на мошенничество».
При этом с Kaspersky Who Calls можно не переживать о конфиденциальности: приложение не использует личные данные своих пользователей и их телефонные книжки. Узнать, кто скрывается за незнакомыми номерами, можно, не передавая сведения о себе и своем списке контактов.
Три причины выбрать премиум-версию Kaspersky Who Calls
Приложение Kaspersky Who Calls доступно в двух версиях — обычной и премиум. Обычная бесплатна, а премиум-версия доступна по подписке, которую можно оформить на месяц или на год прямо в приложении. Подписчики получают несколько довольно важных преимуществ.
Во-первых, в платной версии Kaspersky Who Calls нет рекламы.
Во-вторых, премиум-подписчикам Who Calls для Android доступна офлайн-база номеров. Получая звонок, бесплатная версия приложения каждый раз связывается с облачной базой данных для идентификации звонящего. В платной версии база хранится прямо в памяти смартфона.
Соответственно, определение незнакомых номеров в премиум-версии Who Calls для Android будет работать всегда, даже если вы находитесь в роуминге с отключенным интернетом или, например, в месте с плохим покрытием сотовой сети, где звонки еще худо-бедно работают, а передача данных уже нет.
В Who Calls для iOS база номеров всегда хранится в памяти смартфона. Но если пользователям бесплатной версии необходимо обновлять базу вручную, то в премиум-версии она обновляется автоматически. Кроме того, платная версия Who Calls для iOS показывает название организации во время звонка (в Android версии эта функция доступна и бесплатно).
В-третьих, в премиум-версии Kaspersky Who Calls для обеих мобильных платформ есть возможность блокировки отдельных категорий спамеров. В бесплатной версии можно либо полностью включить блокировку всех нежелательных категорий сразу, либо полностью выключить. В платной можно настроить блокировку категорий по отдельности.
Например, вы сможете сразу отсекать возможных мошенников, но оставить рекламу услуг связи, самостоятельно решая, интересны сейчас вам новые предложения операторов или нет.
Избавляемся от спам-звонков в Android и iOS
Так или иначе, с основной функцией — предупреждением о телефонном спаме и мошеннических звонках — и платная, и бесплатная версии Who Calls справляются одинаково хорошо, спасибо оперативно обновляемой базе подозрительных номеров. Приложение доступно на обеих популярных мобильных платформах, скачать его можно здесь:
Спамеры звонят мне с разных телефонов и днем, и ночью. Как это прекратить?
Занесение номеров в черный список вручную уже давно не помогает – спамеры звонят с разных телефонов, так что процесс блокировки может быть бесконечным. Варианты с «поставить беззвучный режим на ночь» тоже опустим: позволить себе такое могут не все. Поэтому ловите несколько проверенных способов – бесплатных и не очень.
Приложения
Для смартфонов с операционной системой IOS или Android существуют специальные приложения для автоопределения номеров. Они содержат базы спам-номеров, при этом они часто и регулярно пополняются как пользователями, так и разработчиками. Работают эти предложения так: когда вам звонят с неизвестного номера, приложение пробивает его по базе и, если оно нашло спамера, блокирует звонок.
Однако, пользуясь ненадежными антиспам-приложениями, вы рискуете отдать свои личные данные (свой номер телефона и номера всех тех, кто у вас есть в телефонной книге) в руки злоумышленникам, которые могут оказаться в лучшем случае такими же спамерами. Поэтому есть тройка проверенных приложений, которыми рекомендуют пользоваться большинство людей, сталкивавшихся с проблемой спам-звонков.
1. Яндекс — с Алисой
Бесплатное приложение, которое среди прочих функций имеет возможность блокировать вызовы спамеров с помощью «Яндекс.Справочника». Схема у приложения такая же, как и у других: оно проверяет номер по базе и, если нашло, блокирует. Определитель номера можно включить в настройках приложения. Скачать на Android и на IOS.
2. Who Calls
Платное приложение от Kaspersky Lab. Определяет и блокирует спам-звонки. Подписка на приложение стоит 129 руб. в месяц или 1190 руб. в год. Скачать можно на IOS и Android.
3. Кто звонит
Также платное приложение с функцией определения номера, многомиллионная база номеров с комментариями пользователей. В отличие от других антиспам-приложений, работает только как определитель номера — при входящем звонке на экране телефона высвечивается статус номера (спам, кол-центр, банк и т. д.), но при этом не блокирует его. Покупка приложения разовая, составит 379 рублей. Можно скачать только на IOS.
4. «2ГИС»
Да, определитель номеров есть даже в приложении-навигаторе. Подключить функцию можно в настройках приложения. Если у вас iPhone, то:
Если у вас смартфон с ОС Android, то:
У данной функции есть одно но: «2ГИС» определяет номера только легальных организаций, поэтому от мошенников и спамеров из нелегальных фирм приложение не спасет.
Услуги сотовых операторов
Ведущие российские операторы связи предоставляют платные услуги по определению и блокировке спам-звонков и SMS-сообщений. Большинство из них платные, например блокировка обычных спам-звонков, а также вызовов от скрытых номеров. Стоимость услуг у разных операторов варьируется в пределах 1–7 рублей в день. У некоторых компаний есть бесплатные сервисы для блокировки рекламы и спама по SMS, а также бесплатные приложения для определения номеров.
Как предотвратить навязчивые спам-звонки
Несмотря на то, что все наши телефонные номера уже давно забиты в базы, которые можно купить в даркнете, есть несколько рекомендаций, способных понизить вероятность того, что вам будут досаждать спам-звонками.
Если вы хотите пойти до конца и наказать спамеров, то ранее 66.RU публиковал материал о том, как можно навсегда отвадить досаждающую организацию, которая неизвестно откуда взяла ваш номер телефона. Важно знать, что своими навязчивыми предложениями она нарушает российское законодательство и вы можете пожаловаться на нее в Роскомнадзор. Подробнее читайте здесь.
Что делать, если звонят с незнакомого номера?
Звонки с незнакомых номеров
Наверное у каждого возникала такая ситуация, когда в течение дня на телефон поступают звонки с незнакомых номеров, от незнакомых абонентов?
Конечно, такие звонки могут быть от кого угодно. К примеру, родственники сменили номер телефона, или друзья, сотрудники по работе, курьерская служба доставки, знакомые, да мало ли кто? Может это важный для вас звонок на который нужно ответить. Но бывают звонки, на которые совсем не хочется отвечать, например с банков, интернет-магазинов и прочих организаций, которые нагло и настойчиво «втюхивают» вам свои услуги или продукцию.
Звонят, и милым голосом спрашивают- «Удобно ли Вам сейчас разговаривать?» Скажешь, что удобно, так будут очередные услуги расписывать. Скажешь, что не удобно, так потом опять перезвонят. Сбросишь входящий, так целыми днями доставать будут.
Но это еще не самые плохие новости! Такие звонки хоть и раздражают, но они можно сказать безобидные, по сравнению с другими. Какими? Читаем далее.
Что значит, если звонят с неизвестного номера и сразу сбрасывают?
В течение дня на Ваш телефон могут поступать звонки с незнакомых номеров, но при этом, звонивший сразу сбрасывает соединение. Многие начинают из любопытства или наивности, перезванивать.
Почему не стоит перезванивать?
Не спешите перезванивать! Чаще всего, это мошенники. И ответный вызов спишет средства с вашего счета на счет этого афериста.
Злоумышленникам важно, чтобы человек не ответил на их звонок, а перезвонил им сам. Они заключают договор с оператором сотовой связи, согласно которому входящий вызов является платным для звонившего. Причем оплата проходит не по тарифу оператора, а гораздо выше. И эти деньги поступают на счет абонента.
Если вы все-таки решили перезвонить, будьте готовы, что в трубке после соединения будет тишина. И в это время с вашего баланса спишутся денежные средства. Некоторые мошенники пошли еще дальше. Деньги снимаются сразу после набора, во время гудков ожидания. В этом случае махинаторы будут затягивать время вызова.
По закону все чисто. Человек сам перезванивает, без принуждения. Поэтому рекомендуется быть осторожными и не перезванивать на незнакомые номера.
Как избавиться от назойливых звонков?
Имеется несколько способов ограничить раздражающие или опасные звонки:
Как не пропустить важный звонок?
Способов мошенничества много. И хотя не стоит подозрительно относиться к каждому неизвестному входящему звонку, все же меры предосторожности не будут лишними, но главное, не перезванивать на номера, владельцы которых сбрасывают звонок.
Напишите в комментариях, с какими случаями мошенничества вы сталкивались, и просим также оставлять номера телефонов таких мошенников, чтобы другие могли видеть, и уже точно знали про них!
Если вам звонят с незнакомого номера, то стоит ли брать или перезванивать? Как работают телефонные мошенники
Владельцы сотовых телефонов всегда находятся в опасности, так как смартфон — это еще и кошелек, на котором хранятся деньги для расчета за связь. Большинство сотовых компаний работает по системе предоплаты — сначала вносишь деньги, потом — тратишь их на звонки. Вот эти деньги и хотят заполучить мошенники.
Самый простой и легальный способ заставить человека заплатить со своего счета мобильного телефона – это разжечь в нем желание позвонить. Такой способ заработка, как «аудитекс» (плата за прослушивание) процветает уже очень давно. Так что перезванивать на незнакомый номер зачастую выходит «себе дороже» во всех смыслах.
Как это работает?
Организация заключает с оператором связи соглашение о выделении абонентской линии с услугой «вызовы с дополнительной оплатой» и устанавливает свой тариф за входящие звонки.За каждый вызов, поступивший на такую линию, с звонившего списывается установленная плата, которая зачисляется на счет владельца линии. При этом сам оператор связи получает в таком случае вознаграждение либо в виде фиксированной абонентской платы, либо в виде определенного процента со звонка. Никто, конечно, сам звонить на платную линию не будут, поэтому они поступают следующим образом.
Является ли это преступлением?
Все эти случаи нельзя квалифицировать как мошенничество, так как в них нет признаков состава преступления. Ведь человека никто не принуждает звонит на платный номер — он делает это добровольно. Единственная лазейка — это Закон о защите прав потребителей. Платная телефонная линия под этот закон попадает. Главное требование этого закона – предоставить потребителю полную информацию об услуге до того, как будет заключен договор. Поэтому до того, как состоится разговор по платной линии, абонента обязаны предупредить о том, что звонок платный и обозначить его стоимость. Доказав отсутствие надлежащей информации, вы имеете право потребовать вернуть все списанные за звонок деньги.
О спам-звонках, или Замучили звонками с незнакомых номеров
Звонок с незнакомого номера и… реклама центра здоровья, новое кредитное предложение или же «предупреждение» о мошенниках, о якобы атаке на ваш банковский счет — эти ситуации знакомы каждому россиянину.
Причём за последнее время количество спам-звонков на мобильные телефоны заметно увеличилось, а совет не брать трубку с незнакомых номеров чреват пропуском важного звонка. Каждый борется с назойливыми звонками по-своему. Кто- блокирует номера, кто-то устанавливает приложения, расшифровывающие звонящего, а кто-то устраивает увлекательный аттракцион, пытаясь разыграть тех, кто находится на другом конце трубки.
Зачем вообще нам звонят и сбрасывают или банально молчат в трубку?
«Таким образом, происходит прозвон активности номеров. Это автоматизированная система с набором алгоритмов, когда робот создаёт набор цифр и набирает номер. Если вы подняли трубку и что-то сказали, ваш номер будет внесен в базу как «живой» номер с живым человеком. И после этого вам будут звонить с большей силой и уже не молчать на том конце трубки, а предлагать товары, услуги и прочее. Если номер «слили» в базу, вам звонит не робот, а живой человек», — говорит руководитель аналитического агентства Content Review Сергей Половников.
Многие опасаются перезванивать, думая, что за это снимут деньги со счёта. Безусловно, перезванивать на подозрительные номера не стоит, но и денег с вас снять вряд ли получится. Платные номера либо начинаются с «8-800-», либо же это короткие номера. Если же обыкновенный номер подключён к платным услугам, человека перед началом разговора всегда предупреждают об этом: «Данная линия платная, стоит столько-то. ».
Самая верная тактика при поступлении звонка с незнакомого номера не начинать разговор первым. Поднять трубку и молчать. Если вы ничего не скажете, номер не будет идентифицирован как «живой». Это избавит вас от части звонков.
Почему при звонке на другом конце провода можно услышать музыку?
Таким образом, обзвон производит робот. После того как вы взяли трубку, то есть идентифицировали себя как «доступный абонент», идёт переключение, и говорить с вами будет оператор. Если вы не ждёте звонка, например, из банка на одобрение кредита, нет смысла ждать соединения, это спам-звонок.
Куда можно жаловаться на такие звонки?
«По закону о рекламе такой голосовой спам запрещён, если вы не давали на него разрешения. А вы не давали разрешение. Значит, это нежелательная реклама. Соответственно да, на неё можно жаловаться. Но этого почти никто не делает. Нужно обратиться к оператору, и он заблокирует такие номера. Зачастую операторы сами блокируют спам-звонки, но только для абонентов, которые подписались на соответствующую услугу», — говорит ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
Как правило, данная услуга платная, стоимость в среднем три рубля в день. За эти деньги звонки либо автоматически блокируются, либо на экране телефона появляется надпись, что это спам.
Конечно, полностью обезопасить себя от спам-звонков невозможно. Если назойливые звонки вам изрядно надоели, на время подключите специальную программу «блокировки» спама. А через месяц отключите услугу и посмотрите, сколько спам-звонков вы пропустили и стоит ли платить за эту блокировку дальше.
И ещё при любом звонке с подозрительного номера — не паникуйте и не верьте сразу информации, которую вам преподносят на другом конце трубки. Если у вас просят помощи от лица близкого или знакомого — перезвоните ему и уточните это. Если звонят от «службы безопасности банка» — положите трубку и перезвоните по телефону горячей линии вашего банка, чтобы уточнить детали. Главное не перезванивайте в ответ по номеру телефона, с которого поступил звонок!
Материал подготовлен в рамках программы Министерства финансов «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области». Дополнительная информация — по телефону «горячей линии» по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru.