что делать если совсем не хочется учиться
Как заставить себя учиться, когда совсем не хочется
Особенно, когда за окном осень…
У тебя бывало такое, что ты просыпалась утром и просто умирала от мысли, как много заданий тебе необходимо сделать? Сколько страниц необходимо прочитать? Скорее всего, да.
Ты садилась за рабочий стол и не хотела делать буквально ничего. Поверь, это знакомо всем. Но существуют небольшие хитрости в подходе к учебному процессу, применяя которые можно увеличить свою продуктивность и повысить мотивацию.
1. Работай ради будущего
Подумай, для чего ты сейчас учишься? Может, у тебя есть учебное заведение мечты — колледж или университет. Выполняя обычные домашние задания, ты на шаг приближаешься к своей цели.
Банально, но факт: путь в тысячу ли начинается с первого шага 🙂
Знания — школьные или университетские — тебе пригодятся в дальнейшей жизни. Не все, конечно, но без профильных умений ты не попадешь в крупные или зарубежные университеты. И кто знает — каких высот ты можешь добиться, усердно трудясь?
2. Ищи вдохновение
Существуют тысячи аккаунтов, основной контент которых — учебный. Если в Инстаграме пройти по хэштегу #studyblr (study + tumblr), то открывается мир книг, вдохновения и эстетичных конспектов. Здесь люди делятся своей любовью к процессу обучения. Полистав пару таких публикаций, можно отлично настроиться на работу.
3. Подходи к учебному процессу творчески
Время серых, тусклых записей в тетради ушло в прошлое. Настало время текстовыделителей, стикеров, разноцветных ручек и леттеринга.
К слову, информация запоминается лучше, когда оформляешь конспекты.
Да и для фоточки в Инстаграм красивые записи пойдут куда лучше 😉
4. Слушай аудио и смотри видео
Иногда нет сил писать и читать. В такие моменты на помощь приходят аудиокниги, подкасты и видео-лекции. Просто вбивай в поисковике тему, которую тебе необходимо освоить и переходи во вкладку «видео». Вот несколько каналов на YouTube, где ты можешь найти увлекательные лекции для подготовки к экзаменам и развития кругозора:
ПостНаука — небольшие размышления о культуре, науке и технике. Подойдет скорее студентам;
ЯндексПросвещение — вебинары для подготовки к экзаменам.
Если же тебе необходимо прочитать книгу, то существует множество сайтов с аудио-версиями произведений. Во многих есть бесплатный пробный период: например, в Storytel это время составляет две недели.
5. Заботься о себе и не зацикливайся
Твое домашнее задание от тебя никуда не убежит (к сожалению), а вот ментальное здоровье вполне. Если ты чувствуешь, что тебе совсем не хочется заниматься делами, то отвлекись на время и побалуй себя.
Еда. Может твой организм нуждается в подпитке? Перекуси чем-нибудь вкусным и сытным, но не очень тяжелым. Идеально подойдет овощной салат с семечками, авокадо, любая рыба, горький шоколад.
Кофе. Без комментариев. Но не заиграйся, иначе вместо бодрости получишь трясущиеся руки и спутанные мысли. Трех чашек в день будет более чем достаточно. Или пей без кофеина 🙂
Друзья. Позвони им. Поговори по душам. Можете даже собраться и учиться вместе. Ты спросишь: «А если у меня нет друзей?» У тебя есть ты! Это самое главное. Включай любимый мюзикл, запускай супер-интересную игру или же просто наслаждайся любимой книгой и музыкой.
Соцсети. Обычно мы не советуем тратить на них время, но для опухшей от знаний головы подойдет что-то легкомысленное: вайны, листание ленты или сториз, чтение комментариев.
Сон. Даже 20 минут дремы введут тебя вновь в рабочее состояние. Не зацикливайся на одной учебе, позволь себе передохнуть. После отдыха браться за дела будет намного легче.
Учебу стоит воспринимать не как скучный и унылый процесс, а как процесс получения знаний, которые в будущем могут привести тебя к успеху.
И помни, что даже осенние будни можно сделать теплыми, уютными и продуктивными 😉
Что делать, когда нет сил идти на учёбу
Почему иногда стоит устроить себе выходной посреди недели
Если школьник испытывает высокую учебную нагрузку, отдыха на выходных часто не хватает. Когда силы на исходе, стоит взять дополнительный день отдыха. Рассказываем, как сделать это с умом.
Разобраться в причинах
Недосып
Большинство старшеклассников с трудом просыпаетcя по утрам. Даже те, кто был жаворонком в детском саду и начальной школе, нередко с годами превращаются в сов. Профессор Оксфордского университета Пол Келли выяснил, что биологические ритмы школьников не совпадают с режимом учёбы в первую смену. По мнению исследователя, старшеклассникам следует приступать к урокам не раньше 10:00, когда их организм готов к продуктивной умственной работе. Успеваемость школьников, которые в рамках эксперимента начали учиться с 10:00, выросла на 19%. Вполне возможно, что и вы испытываете хронический недосып.
Если старшеклассник учится на отлично в первую смену — это не всегда означает, что ему комфортно рано вставать. Возможно, пятёрки такой ученик зарабатывает ценой своего здоровья. Даже если школьник не признаётся, что устал или настолько привык к жёсткому режиму, что не замечает утомления, перерыв пойдёт на пользу.
Полноценно отдохнуть от учёбы и выспаться не всегда удаётся в выходные, особенно выпускникам. Курсы, репетиторы и олимпиадная подготовка часто проходят с утра в субботу и воскресенье. Единственный способ восстановить силы и прийти в себя — пропустить школу. И лучше это сделать добровольно в виде небольшого отгула, пока организм не решил взять полноценный «отпуск» с температурой.
Переизбыток общения
Посещать большой разношёрстный коллектив каждый день — уже стресс для психики. Даже самому коммуникабельному человеку рано или поздно надоедает шум, необходимость общаться, быть вежливым и терпеливым. Провести день в уединении — возможность немножко соскучиться по обществу и перезарядиться.
Конфликты
Не всегда удаётся наладить приятельские или нейтральные отношения со сверстниками и учителями. Школьник может стать жертвой травли: постоянных придирок, насмешек или даже угроз со стороны других учеников и педагогов. В какой-то момент становится невыносимо даже думать о школе — это серьёзная причина не пойти на учёбу, а поговорить с родителями или другим близким взрослым.
Отличить невинное подтрунивание от жестокого обращения бывает нелегко, особенно если школьник не уверен в себе. Главный признак ненормальности ситуации — субъективное ощущение «мне не по себе», «мне некомфортно», «мне плохо, но я не могу объяснить, что не так». Чувство дискомфорта сигнализирует, что пора обратиться за помощью.
Информационная перегрузка
В течение дня школьник воспринимает не только факты и мнения, но и эмоциональные оценки. Мозг перерабатывает информацию от всех органов чувств и ещё дополнительно расшифровывает значение взглядов, улыбок, шуток, намёков. Школа — это пространство общения, в котором нужно учиться и успевать выстраивать отношения с окружающими.
Воспринимать лекции преподавателей, разговоры с учениками, чаты и переписки весьма энергозатратно. Поэтому от учёбы и контактов с окружающими тоже нужен отдых.
Стресс от оценивания
Подвергаться оцениванию в течение дня — серьёзное испытание. Администрация проверяет соответствие внешнего вида ученика принятому стандарту, учителя-предметники оценивают качество устных и письменных ответов, сверстники наблюдают за поступками друг друга. Полезно хотя бы изредка дать себе право не соответствовать ничьим нормам и ожиданиям, а побыть собой: надеть любимую одежду, ничего не отвечать и никуда не спешить.
Усталость от однообразия
День сурка может быть занятным в кино, а в жизни навевает скуку. Если каждый день приходится куда-то идти или ехать, хочется побыть дома. Если вокруг постоянно много людей, иногда хочется уединиться. Если в школе нужно сидеть за партой, а дома за столом делать уроки, возникает желание подвигаться. После череды шумных будней появляется тяга к тишине.
Выйти из привычного жизненного цикла полезно для мозга — новые впечатления стимулируют активность нейронов. Внезапный выходной лучше всего провести на свежем воздухе, например, отправиться на длительную прогулку.
Заручиться поддержкой родителей
Намеренно не пойти в школу может любой ученик, если об этом знают родители. Бывает, силы покидают внезапно с самого утра. В этом случае нужно честно рассказать о своей состоянии родителям и вместе принять решение.
Хорошо ещё в начале учебного года договориться о праве несколько раз пропустить школу по собственному желанию.
Что делать вместо уроков
Пассивный отдых
Чтобы восстановить силы, в первую очередь, следует выспаться и позавтракать без спешки. Можно полдня читать книги или наводить порядок в вещах и бумагах, которые давно требуют внимания. Бывает, что выходить на улицу совсем не хочется, но если сделать над собой небольшое усилие, вы будете благодарны себе за прогулку. Перед сном стоит принять ванну, особенно, если обычно на это не хватает времени.
Творчество
Выплеснуть накопившееся напряжение помогает рисование, музыка, танцы и другие виды творчества. Любимое рукоделие и кулинария позволят настроиться на спокойный лад и зарядиться энергией. Неожиданный выходной стоит посвятить занятиям, которые приносят удовольствие.
Спорт
Когда основная нагрузка — интеллектуальная, тело недополучает стимулов. Качественный отдых в таком случае — это активное движение. Степень нагрузки и новизны выбирайте сами: плавание и бег или прыжки на батуте и горные лыжи. Как вариант, можно снять одежду с велотренажёра родителей или достать коврик для йоги из шкафа, чтобы позаниматься по видеоурокам.
Образование
Отдыхать от школьных уроков можно даже учась. Увлекательные олимпиадные задачи, на которые часто не хватает времени, интересные и понятные онлайн-уроки по школьной программе — этому тоже можно посвятить выходной.
Что запомнить
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Что делать, если не хочешь учиться? Советы психолога
Знакомо чувство, когда понимаешь, что делать уроки надо, но не можешь себя заставить? Как быть? И значит ли это, что школьник глупый? На эти и другие вопросы ответила психолог-профориентолог образовательного центра Адукар Анна Исаенко.
Анна Исаенко — психолог-профориентолог с 25-тилетним стажем работы с подростками в Беларуси и России. Ответственный секретарь Белорусского психоаналитического общества с 1991 года. Соавтор книги «Одарённость: способности, мотивации и творчество»
Что вообще значит учиться?
Человечество знает только три вида деятельности: игру, учение и труд. Когда вы играете, когда вы учитесь и когда вы трудитесь? Давайте разберемся.
Учёба — деятельность по развитию себя, самосовершенствованию. И вы занимаетесь учёбой тогда, когда преодолеваете своё несовершенство, неспособность, пытаетесь реализовать своё стремление к лучшему.
Как мы учимся?
Структура учебной деятельности состоит из ряда действий. У каждого взрослого человека есть осознаваемые трудности, проблемы, и это нормально. В отличие от ребёнка, взрослый решает свои материальные и эмоциональные проблемы не за счёт других, а самостоятельно.
Бывает такое, что взрослые люди ведут себя по-детски и ходят на работу, чтобы отбыть какую-то процедуру. Считается, что взрослому человеку присущ высший уровень деятельности — труд. Когда вы ходите на работу, чтобы создать крутой проект, и продвинуть его, тогда вы заняты трудом. А когда ходите в офис, чтобы выполнять рутинную, скучную, неинтересную процедуру и получать зарплату, то это та же самая игра. Просто по тем правилам, которые вам не нравятся.
А почему так случается? Потому что люди не научились учиться в школе. Уметь учиться — это:
Осознавать, что вы столкнулись с проблемой, и это нормально. Психически здорового человека от невротика отличает способность не зацикливаться на проблеме, а сразу же переформулировать термины в задачи — как сделать так, чтобы решить её.
Формулировать проблему в форме задачи. Поставить вопрос: «Что мне нужно сделать, чтобы решить её?»
Проводить самоанализ, рефлексию: «У меня есть способы решения этой задачи?» Найти правила, ключевые ресурсы, знания, которые пригодятся для того, чтобы справиться с задачей.
Моделировать решение задачи при помощи найденного средства. Если способа нет — это тоже нормально. Мы идём искать этот способ в окружающем социуме: у новых знакомых, в интернете и так далее.
«Играть» с моделью, чтобы увидеть всё многообразие вариантов решения. А если я буду действовать так или другим способом? Вы увидите, что вариантов решения много.
Выбирать самое адекватное и подходящее решение проблемы.
И проверять, соотнеся найденное решение с условиями задачи.
Эти действия нужно повторять столько раз, пока не найдёшь подходящее решение. Я очень люблю встречаться с будущими предпринимателями, которые уже в 9 классе создают свой бизнес, а родители говорят: «Он не хочет учиться, занимается какой-то несерьёзной деятельностью». Родители просто не осознают эту учебно-предпринимательскую деятельность как учебную. Кто-то учится игре на гитаре, кто-то осваивает искусство отношений или выступает перед публикой. Другой вопрос: вы не рассматриваете это как учебную деятельность. Игра от учёбы отличается тем, что у вас появился мотив самосовершенствования, саморазвития. И поверьте, это самый увлекательный мотив, который есть в этой жизни, надёжное лекарство от скуки.
И когда человек говорит «Я не знаю, кем быть. Я не хочу учиться», это означает, что он пока не понимает, кто он и ради чего живет, каковы те ценности, ради которых он готов экспериментировать. Хорошо, когда у человека есть вера в себя и какой-то смысл жизни.
Зачем стоит учиться?
В любой профессии, какую не освоите, новичок начинает с низшей ступеньки развития и маленькой зарплатой (будь-то программист или учитель). И то, как вытащить себя из этого уровня, зависит от вас. Вам придется самостоятельно вытаскивать себя, осваивать различные траектории с помощью учебной деятельности.
Человека мотивируют к развитию кризисные ситуации: в экономике, в политике и так далее. Помните значение китайского иероглифа, обозначающего кризис? Это одновременно и угроза, и возможность. Человеку стоит делать так, чтобы не терять себя в этой жизни и вытаскивать из различных проблем со здоровой психикой при помощи навыка учиться. Важно строить отношения с любимыми людьми, с детьми, со взрослыми, с руководством. Очень много поводов для учебной деятельности. Поэтому я вас призываю пружинить в силу собственной личности, харизмы и укреплять самооценку, бороться за себя.
Больше ответов на вопросы ты узнаешь из трансляции с Анной ИсаенкоСпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Как заставить себя учиться
Что делать, если нет вдохновения
Когда учебный предмет в меру сложен и интересен, учиться легко. Когда слишком трудно, нужна помощь преподавателя. Если же задания посильны, но выполнять их не хочется, приходится заставлять себя. Рассказываем о способах побудить себя сделать скучную работу.
Оценить упущенную выгоду
К большой цели трудно подступиться из-за страха провала. Воображение рисует высоты, к которым нужно стремиться, и школьнику становится страшно не достичь их. Если готовиться к ОГЭ, то сдать на «отлично», пробовать силы в олимпиаде — чтобы непременно стать призёром или победителем. Чтобы начать подготовку и не откладывать всё на последний момент, полезно реально оценивать, что вы теряете.
Для этого нужно сразу ставить чёткую цель, например, «прочитаю один учебник, чтобы написать тест по географии на четвёрку» или «прорешаю десять вариантов задания № 13 профильного ЕГЭ по математике, чтобы на экзамене справиться с такими уравнениями». Важно понять, что ученик теряет, откладывая занятия на потом. Что будет, если вообще не приступить к учёбе? — Тройка по предмету. А что будет, если отложить ещё на месяц или не начать сегодня же? — Либо тройка, либо четвёрка, но ценой бессонных ночей и сильного стресса. Когда ясно, чем плоха отсрочка, легче начать работу не ради выдающихся результатов, а чтобы решить свою конкретную задачу.
Усилить самоконтроль
«Прокачать» внимание
Чтобы не отвлекаться и начать решать варианты экзамена или читать учебник, нужно направить на это занятие своё внимание. Внимание бывает неустойчивым от природы или по физиологическим причинам. С природными данными — особенностями нервных процессов — ничего не поделаешь, но стимулировать внимание можно.
Исследования показывают, что сразу после физической нагрузки концентрация внимания повышается. Чтобы существенно повысить внимательность, тренироваться нужно каждый день. Ученику легче сосредоточиться на задании сразу после прогулки или гимнастики.
Избавиться от информационного шума
Соцсети, уведомления о новых публикациях, сообщения в мессенджерах приходят постоянно. Рука непроизвольно тянется к телефону, и минута за минутой несколько часов в день тратится на развлечения в интернете. На время работы телефон нужно поставить на беззвучный режим, а ещё лучше использовать на всех устройствах блокировщик сайтов и приложений. Пусть программа не даёт отвлекаться на общение и юмор в течение хотя бы нескольких минут, отведённых на работу.
Интернет не единственный источник развлекательного контента. Когда занятие скучное, приятно отвлечься на собственные мысли и фантазии. В голову блокировщик не поставишь, так что придётся осознанно возвращать себя к работе.
Не ждать вдохновения
Часто не хочется браться за неинтересное дело без вдохновения, но нужно честно ответить на вопрос «А придёт ли вообще вдохновение разгрести ящик со старыми тетрадками, черновиками и непонятными блокнотами или решить КИМ ЕГЭ по русскому?». Нет. Вдохновение сделать скучное или нужное дело не придёт никогда. Есть только один способ покончить с подобной задачей: начать и довести до конца. Необязательно делать всё сразу, но в один день нужно начать.
Следовать плану
Следовать намеченному плану проще, чем решиться на неинтересное дело внезапно. Стоит заранее решить, в какой день выполнять свою часть домашних обязанностей, а когда учить неправильные глаголы по английскому. Полезно вести ежедневник, чтобы с вечера просматривать список дел на завтра и быть морально готовым.
Когда «завтра» наступает, проще взяться за работу, насчёт которой всё уже решено и определено. Остаётся только начать делать.
Дать себе 2 минуты
Мы уже писали о философии кайдзен, согласно которой сегодня достаточно делать чуть больше, чем вчера. Если в понедельник школьник вообще не брался за сочинение, то открыть и пролистать темы во вторник — уже шаг вперёд.
Договоритесь с собой начать неприятное дело и выполнять его хотя бы 2 минуты. Важно пообещать себе прекратить работу по истечении этого времени, если будет совсем невыносимо. Скорее всего, вы успеете втянуться и не захотите бросить начатое.
Что запомнить
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Надоело все! Что делать, если не хочешь учиться
Анастасия Глухих
Нормально, когда сил и желания учиться совсем не остается, а мотивации, чтобы продолжать старания, недостаточно. Все мы иногда устаем и нуждаемся в перезарядке. Но выходить из этого состояния надо. Что же делать, если не хочешь учиться? Собрали несколько простых советов, которые помогут вам справиться с неконтролируемыми приступами лени.
Что делать, если не хочешь учиться?
Отвлекитесь на любимое хобби
Речь не идет о том, чтобы полностью прекратить заниматься учебой и с головой погрузиться в свои увлечения. Однако краткая смена рода деятельности точно поможет вам отдохнуть и набраться новых сил, чтобы еще усерднее продолжить учебу. Пару часов можно уделить любимому занятию:
Совершенно не важно, что именно вам нравится, главное — это приносит удовольствие и заряжает позитивной энергией.
Устройте «разгрузочный» день
Немаловажно уметь отдыхать. Ведь невозможно 24 часа в сутки 7 дней в неделю сидеть за учебниками! С таким режимом материал будет хуже усваиваться, а желание учиться — исчезать. Если вы чувствуете, что голова перегружена, а в мыслях уже вовсе не уроки, стоит сделать «разгрузочный день». В этот день вы можете:
Важно, чтобы вы провели время так, как давно хотели, получили массу приятных эмоций и потом с новыми силами приступили к учебе.
Определитесь с целями
Возьмите лист и разделите его на две половины:
Маленькие подцели, включающие усердную учебу, обязательно подтолкнут вас к продолжению изучения предметов. Ведь перед глазами будет заветная мечта, которая вполне реальна, если приложить должное количество усилий.
Визуализируйте мечты
Посмотрите видео от студентов того вуза или колледжа, в который вы мечтаете поступить. В интернете всегда можно найти ролики студентов, которые рассказывают о своих учебных заведениях, а иногда даже гуляют внутри и демонстрируют интерьер. Визуальное восприятие очень важно для полного понимания того, к чему вы стремитесь.
Увидев аудитории и коридоры, почувствовав ту самую студенческую атмосферу, вы однозначно зарядитесь энергией для учебы и почувствуете прилив сил, чтобы продолжать трудиться и идти за мечтой.
Отлично помогают видео, в которых рассказывается о конкретном вузе, правилах и лайфхаках для поступления. Посмотреть их можно на YouTube-канале нашего партнера Навигатор поступления.
Найдите мотивацию
Я поговорила с кандидатом физико-математических наук и преподавателем МФТИ Александром Лившицем, которому всегда удается здорово мотивировать своих учеников. Он рассказал, как лучше относиться к учебе, чтобы мотивация не пропадала:
Учиться — это всегда нелегко, зато насколько приятно видеть прогресс и положительный результат. Я всегда говорю своим ученикам: «Не бойтесь трудностей, старайтесь, работайте, и в один прекрасный момент поймете, что все это было не зря». Очень важно, чтобы вы понимали для чего учитесь и чего хотите добиться. Если есть это понимание, значит вы точно идете по верному пути и ничего не сможет вас с него сбить.
Посмотрите на привычные вещи свежим взглядом
В каждом школьном предмете, помимо правил, формул и определений, есть невероятное множество интересных фактов, стоит лишь захотеть их найти. Свежий и необычный взгляд на предмет отлично поможет встряхнуться, узнать много нового, а также влюбиться в предмет во второй раз.
Например, знали ли вы, что в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» есть несколько прямых отсылок к произведению Грибоедова «Горе от ума»? Так, герой Булгакова Иван Бездомный сходит с ума и уезжает на «карете» скорой помощи, в то время как Чацкого также обвиняют в сумасшествии, и в своей последней речи он просит подать ему карету, только на этот раз настоящую.
И такие необычные и интересные факты можно найти в любом предмете.
Опыт автора
Когда я училась в школе и сильно уставала от подготовки, мне отлично помогал последний способ. Это убеждало меня в том, что каждый предмет по-своему интересен, уникален и невероятно удивителен. Каждый раз, когда я узнавала что-то новое и необычное, мне хотелось продолжать изучение предмета, погружаться в него глубже и разбираться детальнее.
Я также часто смотрела видео от студентов и влюблялась в университет, который выбрала. Я очень мечтала поступить в МГУ на факультет журналистики, это была моя главная цель с 8 класса. Чем больше видео от студентов журфака я смотрела, тем больше мне хотелось туда попасть и самой записать ролик для будущих абитуриентов. Я знала каждый уголок факультета еще до того, как попала туда, представляла, как буду ходить по коридорам из одной аудитории в другую, читать книги и учиться с видом на Кремль.
Все это невероятно мотивировало меня и придавало уверенности в правильности своего выбора.
Что делать, если все равно сложно и скучно и не хочешь учиться?
Всегда есть возможность заняться самообразованием, подобрать интересующие книги и учебники или найти информацию в интернете через проверенные источники. Вы можете обратиться к репетитору и выбрать того человека, с которым вам будет интересно и комфортно учиться. А также можно найти подходящий курс, который поможет познакомиться с предметом ближе и покажет, что учеба бывает увлекательной и веселой.
Кстати, именно такой курс сейчас проходит в MAXIMUM Education: мы объясним вам самые сложные темы по основным предметам — русскому языку и математике — всего за 4 занятия. А еще вас ждут лайфхаки ОГЭ или ЕГЭ, а также 2 личные беседы с наставником. Он расскажет, как сохранить мотивацию в течение учебного года и не забросить учебу прямо перед экзаменами. Сейчас стартовый курс стоит всего 1 рубль — успейте записаться!