что делать если сомневаешься в боге

Помыслы неверия, сомнения, хулы

Из наследия Оптинских старцев

В наше время люди приходят к Богу после десятилетий атеизма, насаждавшегося пропагандой, пройдя через увлечения оккультизмом, обращения к целителям и экстрасенсам, зачастую духовно поврежденные. И, войдя в Церковь, начав духовную жизнь, сталкиваются с тяжелыми искушениями.

что делать если сомневаешься в боге. Смотреть фото что делать если сомневаешься в боге. Смотреть картинку что делать если сомневаешься в боге. Картинка про что делать если сомневаешься в боге. Фото что делать если сомневаешься в боге
Спасение утопающего апостола Петра

Одно из таких искушений – нападение помыслов неверия, сомнения, хулы. Первой реакцией на них бывает испуг, затем люди начинают мучиться угрызениями совести, не понимая, как могут возникать у них подобные мысли.

Оптинские старцы хорошо различали помыслы, знали, откуда и по каким причинам хульные помыслы появляются и как с ними бороться.

Жаловавшемуся на душевные страдания, приносимые хульными помыслами, преподобный Макарий пояснял, что, по святоотеческому учению, хульные мысли считаются вражьими прилогами. И доказательство этому то, что мы с ними не соглашаемся, а, наоборот, скорбим, что такие помыслы нас мучают:

Преподобный Варсонофий утешал и успокаивал людей, которых враг мучает дурными, скверными мыслями:

«Разве может тот, кто верует в Бога, любит Его, надеется на Него, – мыслить хулу на Него? Очевидно, не его это мысли, а нашептываются они врагом нашего спасения, которому выгоднее всего, чтобы человек впал в отчаяние, счел себя отпавшим от Бога, – тогда весь он в руках диавола».

Помыслы неверия, сомнения в вере

что делать если сомневаешься в боге. Смотреть фото что делать если сомневаешься в боге. Смотреть картинку что делать если сомневаешься в боге. Картинка про что делать если сомневаешься в боге. Фото что делать если сомневаешься в боге
Уверование св. апостола Фомы

К хульным помыслам относятся и помыслы сомнения в вере, неверия. Преподобный Макарий советовал:

«Пишешь, что, как легкое облако, находит неверие о Боге и о будущем. Этот помысл причисляется святым Димитрием к хульным помыслам. Ибо в них наша воля не соглашается, а только враг наводит на помысл неверия. Человек этого не хочет и не виноват, а думает, что виноват, смущается и сим больше веселит врага и дает ему повод к приступу. А когда будешь презирать это и не считать за грех, то и он постыдится и отыдет. В этом подает ему повод и осуждение других».

Преподобный Амвросий объяснял:

«Брань неверия и сомнения относится к хульным помыслам и считается наравне с оными. Поэтому не огорчайся очень этою бранью, хотя она не легка, а тяжела. А лучше в благодушии старайся презирать вражеские помыслы сомнения и неверия, имея в виду одно: никого не судить и не осуждать».

Помыслы против духовного наставника

Часто враг всевает помыслы против духовного отца, наставника, священника, принимающего исповедь. Когда чадо старца Антония пожаловался о мучающих его помыслах, направленных против самого старца, преподобный Антоний отвечал:

«Сердечно соболезную я о всех болезнях Ваших и усердно молю Бога о исцелении Вашем. О помышлениях же Ваших святой Давид в книге псаломстей пишет так: “Весть Господь помышления человеческая, яко суть суетна”. А посему и за грех не ставьте их, о чем я и лично Вам говаривал, но Вы привыкли беспокоиться по пустому. Также и противо меня, чтобы ни нанеслось, за грех не ставьте, поелику помышления не наши, а посему и в вину от Бога не поставляются. Верьте сему без сомнения и будьте мирны в духе и веселы».

«Подобно ругательствам пьяного прохожего»

Преподобный Варсонофий сравнивал вражье нападение хульных помыслов с ругательствами пьяного человека, который встречается по дороге:

«Еще так спрошу. Идете Вы по дороге. Навстречу попадается пьяный мужик, который извергает страшнейшие ругательства. Что Вам сделать нужно? Поскорее пробежать мимо, стараясь не слышать того, что он говорит. Если что-нибудь у Вас, помимо Вашей воли, осталось в памяти, будет ли Вас за это судить Бог как за Вашу хулу? Нет, не будет.

Иное было бы дело, если бы Вы подошли к этому пьяному и стали бы ему говорить: “Вот хорошо; ну, скажи еще что-нибудь, а теперь вот это…» – обнялись бы и пошли с ним вместе, наслаждаясь тем, что он говорит. В этом случае Вы были бы осуждены вместе с ним.

Так и с помыслами: если Вы стараетесь гнать их от себя, знайте, что Вы не отвечаете за то, что они появились у Вас, Вы ошибочно приписываете их себе, но они не Ваши, а внушаются Вам врагом. Только когда Вы добровольно останавливаетесь на дурной мысли и Вам она доставляет удовольствие, тогда Вы виноваты и должны каяться в грехе этом».

В чем причина появления хульных помыслов

Оптинские старцы подробно объясняли, в чем причина появления хульных помыслов и как с ними бороться.

Преподобный Макарий пояснял, что эти помыслы попускаются за наше превозношение, гордость, высокое мнение о себе:

«Но помыслы сии, хотя не суть грех, но, попущением Божиим, находят от врага за возношение наше, за мнение о себе или о своих исправлениях и за осуждение ближних».

О превозношении и осуждении как причине хульных помыслов пишет и преподобный Амвросий:

«Хульные помыслы известно за что борют: за возношение и за осуждение. Смирись, не думай о себе, что ты лучше других, не зазирай никого, а себя за согрешения и поползновения укоряй, то и хульные помыслы утихнут. Впрочем, во всяком случае не смущайся; невольные хульные помыслы святые отцы не считают грехом, а их причины – грех».

«Ты не можешь сознавать себя грешнее и хуже других. Чувство это явно горделивое, от которого и рождаются и укрепляются хульные помыслы и хульные глаголы, как свидетельствует святой Лествичник, говоря: “Корень хулы есть гордость”».

Старец Анатолий (Зерцалов) подчеркивал:

«Хульные помыслы умножаются и укрепляются от гордости и осуждения других».

Как получить освобождение от хульных помыслов

Преподобный Макарий учил, что освобождение от таких помыслов человек получит, если смирится, покается и удержится от осуждения:

«Когда человек, познав в этом свои грехи, смирится и не станет осуждать других, а принесет о сем покаяние, то получает от них освобождение».

Старец Амвросий советовал:

«Если придут хульные помыслы и осуждающие других, то укоряй себя в гордости и не обращай на них никакого внимания».

«Помыслами хульными не смущайтесь, а только укоряйте себя в это время за горделивое расположение души и за осуждение других».

«Знай, что, кроме смирения и слез, невозможно избавиться от хулы».

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!

Источник

Что делать, если сомнения мешают верить в Бога?

что делать если сомневаешься в боге. Смотреть фото что делать если сомневаешься в боге. Смотреть картинку что делать если сомневаешься в боге. Картинка про что делать если сомневаешься в боге. Фото что делать если сомневаешься в боге

что делать если сомневаешься в боге. Смотреть фото что делать если сомневаешься в боге. Смотреть картинку что делать если сомневаешься в боге. Картинка про что делать если сомневаешься в боге. Фото что делать если сомневаешься в богеЧто делать, если сомнения мешают верить в Бога?

Добрый день, дорогие наши посетители!

Одна женщина задала следующий вопрос:

Отвечает протоиерей Александр Лебедев:

“Всему есть предел (для человека). Нельзя научиться петь, если тебе медведь на ухо наступил. Точнее, петь-то можно, и громко, и с большим удовольствием, но отвратительно. И ведь никак не докажешь, что это звучит не серенада, а козлогласование: мне-то ведь нравится. И точка. Или, допустим, как объяснить слепому человеку, что такое свет? Никак. Слова бессильны. Нужно его лечить, и если вдруг зрение каким-то чудом появится — он без всяких слов все поймет. Так и с этим вопросом. Ну что я могу сказать?

То, что Бог дает и жизнь, и здоровье, что каждый глоток воздуха — подарок от Него, что именно тогда, когда было очень тяжело, Бог был ближе всего, и без Него беды были бы просто невыносимы, — это, что ли, говорить? Так ведь, чтобы это услышать, человек должен хоть немного углубиться в себя и к тому же быть способным посмотреть на свою жизнь со стороны. Но неужели нуждается в критической самооценке человек, страдающий комплексом собственной полноценности?

что делать если сомневаешься в боге. Смотреть фото что делать если сомневаешься в боге. Смотреть картинку что делать если сомневаешься в боге. Картинка про что делать если сомневаешься в боге. Фото что делать если сомневаешься в богеА уж самое гиблое дело из всех гиблых дел — убеждать человека в том, что он грешник и что ему есть в чем каяться. Уж если человек ощущает себя безгрешным, то какая непритязательная должна быть у него совесть! Мой горький опыт говорит, что в этом случае даже если найти и указать какой-то грех, даже если человек согласится, что это грех, то знаете, что произойдет? Почти цитирую: «Да, это грех, да, согрешил, но я не виноват!» А молиться за таких людей надо, поскольку помочь им могут не слова, а исцеление, а оно от Бога.

– Как бороться с сомнениями? Откуда они берутся? Почему, хотя веришь в Бога, пытаешься найти то, что заставляет сомневаться?

– Сомнения бывают разные. Одно дело— сомнение ума. Оно рождается от поверхностных знаний. Очень многое еще неведомо, но ощущение знания уже есть, отсюда недоумения, а затем и сомнения. Такого рода сомнения преодолеваются со временем. Позже, когда человек узнает больше о вере, они сами собой отпадут. Так что нужно учиться, читать умные книги.

Другое, дело — сомнения сердца. Умом человек принимает все положения веры, но смущает именно умозрительность, человек не чувствует реальности Бога и духовного мира. А вдруг это просто человеческое воображение? Это уже более тяжелый случай сомнения. Умными книжками он не лечится, потому что сердце питается не информацией (как ум), а чувствами. Поможет молитва. Бог отвечает на каждую искреннюю молитву, пусть чуть-чуть, но открывает Себя молящемуся человеку, и тот успокаивается.

Еще один вид сомнений возникает, когда ум и сердце вступают в противоречие. Сердце чувствует, что Бог есть, а ум возражает: «А почему тогда в мире несправедливость и проч., проч.”, — начинает диктовать Богу, каким Он должен быть и как поступать. Здесь пригодятся и молитва и серьезные размышления. А еще нужно установить границу для ума: «Ты, конечно, умный, но всего знать невозможно, тем более Бога познать нельзя, так что не зарывайся, знай свое место».

И еще есть сомнение жизни. «Да-да, Бог есть, все верно. Заповеди — все правильно, прекрасно. Но это как-то нежизненно, ведь сейчас жить по заповедям невозможно». Это от неверия. Тут только одно средство — решительный шаг в невозможное. Надо заставить себя исполнять заповеди. Главное, сделать это искренно, без оглядки и без запасных путей отхода. И когда человек видит, что, оказывается, исполнение заповедей возможно, что можно жить по-божески, то сам бывает просто поражен. Этот способ еще ни разу никого не подводил.

В чистом виде и по отдельности все перечисленные мною виды сомнений проявляются очень редко. Чаще всего мы имеем их вместе целым букетом. Так что и борьба с ними должна идти по всем фронтам.

Возникновение сомнений неизбежно. Иногда их подбрасывает лукавый, иногда их ищет сам человек. И то, и другое естественно. С лукавым просто: он хочет нас сбить с толку. А что заставляет самого человека искать поводы для сомнений? Растущая вера. Сомнения нужны нам для развития нашей веры. Посмотрите на ребенка: вся жизнь его состоит из сплошного испытания своих сил. Он сам ищет трудностей и преград и, преодолевая их, становится взрослее. Есть риск не справиться, но иначе никак. Растущая вера тоже ищет испытаний (сомнения — одно из них), проходя через которые становится все сильнее. Здесь тоже есть риск не справиться, но это единственный путь, иначе нельзя».

Источник

Как преодолеть сомнения о Христе?

Незарегистрированный

Guest

Здравствуйте отец Сергий

что делать если сомневаешься в боге. Смотреть фото что делать если сомневаешься в боге. Смотреть картинку что делать если сомневаешься в боге. Картинка про что делать если сомневаешься в боге. Фото что делать если сомневаешься в боге

протодиакон Сергий Шалберов

Незарегистрированный

Guest

Пролжение вопроса о сомнениях

Здравствуйте отец Сергий

С уважениям Екатерина

что делать если сомневаешься в боге. Смотреть фото что делать если сомневаешься в боге. Смотреть картинку что делать если сомневаешься в боге. Картинка про что делать если сомневаешься в боге. Фото что делать если сомневаешься в боге

протодиакон Сергий Шалберов

К сожалению по-итальянски я знаю только несколько арий, но уверен, что есть множество хороших католических изданий, которые помогут вашему мужу. Попробуйте выбрать ему что-то на иностранных языках из обширной библиографии к книге протоиерея Александра Меня к книге «Сын Человеческий». Только подходите к выбору критически разумно, основываясь на крепком фундаменте православной веры. И поскольку вы просили рационального обоснования божественности Христа, то я не думал, что моя ссылка на евангелистов смутит ваш разум, так как там приводятся именно НАУЧНЫЕ свидетельства вне какой-либо протестантской догматики. Впрочем, учитывая историческую неприязнь католиков к протестантизму, лучше вашего мужа не искушать.

Все же старайтесь, чтобы Христос вошел не в разум, но в сердце. В одном из своих творений святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос должен быть для верующего всем — «и трапезой, и одеждой, и домом, и главою, и корнем, и братом, и другом, и женихом». В другом месте он утверждает, что «мы так мало любим Христа, что сокровище своей любви расточаем на другие жизненные привязанности и встречи».
К сему стремитесь.

Источник

Сомнения

Сомне́ния — 1) рас­су­ди­тель­ная осто­рож­ность в отно­ше­нии пред­ме­тов веры;

2) состо­я­ние оза­бо­чен­но­сти, свя­зан­ное с труд­но­стью нрав­ствен­ного выбора;

3) (аскет.) состо­я­ние сму­ще­ния, утраты стой­ко­сти в подвиж­ни­че­ской дея­тель­но­сти, вызван­ное дей­ствием демо­ни­че­ских сил;

4) неуве­рен­ность, коле­ба­ния отно­си­тельно того или иного вопроса;

5) обос­но­ван­ная или необос­но­ван­ная подо­зри­тель­ность, недо­ве­рие кому-либо.

Хри­сти­а­нин и сомне­ния

Я хотел бы начать с раз­об­ла­че­ния одного мифа. Это миф о том, что верный хри­сти­а­нин не может испы­ты­вать сомне­ний. Сомне­ния якобы несов­ме­стимы с верой. Под вли­я­нием этого мифа хри­сти­ане часто ста­ра­ются подав­лять или пря­тать свои сомне­ния – как будто речь идет о чем-то настолько постыд­ном, что это надо спря­тать и от себя самого. На самом деле сомне­ния не сле­дует ни отри­цать, ни тем более пря­тать. Сле­дует посту­пать ровно наобо­рот. Их надо вытас­ки­вать на поверх­ность, четко про­го­ва­ри­вать, ясно осо­зна­вать. То, что Вы столк­ну­лись с сомне­нием – часть Божи­его замысла о Вас, и Он хочет сде­лать это частью Вашего духов­ного роста. Мы воз­рас­таем в вере в том числе и через сомне­ния.

Первое, что сле­дует сде­лать с сомне­нием – это четко его сфор­му­ли­ро­вать

В этой цитате нет каких-либо аргу­мен­тов, а есть реши­тель­ное заяв­ле­ние, что для интел­ли­гент­ного, обра­зо­ван­ного чело­века скоро будет невоз­можно верить в Бога – под стра­хом зачис­ле­ния в «туго­думы и несчаст­ные и неве­же­ствен­ные души». Она апел­ли­рует к тому же чув­ству «все вокруг знают».

В этом случае мы должны поста­вить вопрос «откуда знают»? Идет ли речь просто о пред­рас­суд­ках эпохи или о чем-то дей­стви­тельно обос­но­ван­ном? Почему, соб­ственно?

Рудольф Бульт­ман, напри­мер, пишет: «Нельзя поль­зо­ваться элек­три­че­ством и радио и в случае болезни при­бе­гать к помощи совре­мен­ных меди­цин­ских и кли­ни­че­ских откры­тий, и в то же время верить в ново­за­вет­ный мир духов и чудес».

Это не аргу­мен­та­ция – в самом деле, каким обра­зом элек­три­фи­ка­ция всей страны опро­вер­гает ново­за­вет­ные рас­сказы об изгна­нии бесов? Это апел­ля­ция к тому, во что при­нято верить или не верить в нашей куль­туре, или, вернее, в том куль­тур­ном слое, к кото­рому при­над­ле­жал Бульт­ман. За пре­де­лами этого слоя мил­ли­оны «совре­мен­ных людей» верили в пре­вос­ход­ство арий­ской расы, а другие мил­ли­оны – в тор­же­ство ком­му­низма во все­мир­ном мас­штабе. Мифы ХХ века ока­за­лись гораздо страш­нее, чем мифы пер­вого, а раз­но­об­раз­ных бес­но­ва­тых раз­ве­лось гораздо больше, чем во вре­мена Нового Завета.

Нередко сомне­ния апел­ли­руют не к аргу­мен­там, а именно к взгля­дам на мир, харак­тер­ным для нашей куль­туры. Взгля­дам, в кото­рые впи­сы­ва­ется диа­гно­стика кармы, но никак не впи­сы­ва­ется Непо­роч­ное Зача­тие.

Очень часто сомне­ния уми­рают просто при попытке выта­щить их из обла­сти смут­ных ощу­ще­ний в область четко сфор­му­ли­ро­ван­ных аргу­мен­тов. Поэтому первое, что нужно сде­лать – это четко сфор­му­ли­ро­вать, в чем именно Вы сомне­ва­е­тесь.

Сомне­ния и духов­ный рост

Однако иногда хри­сти­а­нину при­хо­дится иметь дело и с вполне внят­ными аргу­мен­тами против того, во что он верит. Иногда в такой ситу­а­ции воз­ни­кает почти обида на Бога – почему бы Ему сразу не устра­нить все сомне­ния каким-нибудь сверхъ­есте­ствен­ным обра­зом? Я уверен, Он не делает это с опре­де­лен­ной целью. Я бы срав­нил это с про­цес­сом ковки – надо очень долго сту­чать по железу, чтобы выбить из него все при­меси.

Сомне­ния играют роль ударов куз­неца, они раз­би­вают шлак, чтобы осво­бо­дить сталь. Они помо­гают опре­де­литься с тем, во что Вы верите – и почему.

А может, в это дей­стви­тельно не стоит верить?

В то время как Еван­ге­лие – истина, неко­то­рые пред­став­ле­ния хри­сти­а­нина вполне могут быть оши­боч­ными; про­цесс духовно роста вклю­чает в себя также избав­ле­ние от каких-то оши­боч­ных взгля­дов. Эти пред­став­ле­ния могут быть нам дороги, они могут свя­зы­вать нас с нашей общи­ной, их пере­смотр может быть болез­нен­ным делом – но нам сле­дует отда­вать себе отчет, что речь в данном случае идет не о сомне­ниях в вере как тако­вой.

Хри­сти­ан­ская вера – это опре­де­лен­ное отно­ше­ние к Лич­но­сти и дея­ниям Иисуса Христа, о чем было ска­зано несколько раньше. Для многих людей, однако, на это отно­ше­ние накла­ды­ва­ется еще что-то – опре­де­лен­ные пред­став­ле­ния, кото­рые не коре­нятся в самом Еван­ге­лии, но в созна­нии «срос­лись» с ним. Напри­мер, во время рево­лю­ции боль­ше­вики пуб­лично вскры­вали раки с мощами святых и иногда обна­ру­жи­вали там истлев­шие кости. Это было страш­ным ударом для неко­то­рых людей и побу­дило их отойти от Церкви. Однако вера в нетлен­ность мощей никак не явля­ется необ­хо­ди­мым эле­мен­том Еван­ге­лия; Писа­ние нигде не обе­щает, что тела всех бла­го­че­сти­вых хри­стиан после смерти не будут истле­вать. То, что тела неко­то­рых святых истлели, никак не под­ры­вает ни Еван­ге­лия, ни даже веры в их личную свя­тость. Другой пример – случай, о кото­ром я прочел в одной кре­а­ци­о­нист­ской книге. Автор гово­рил о неком бла­го­че­сти­вом юноше из аме­ри­кан­ских южных бап­ти­стов, кото­рый попал в уни­вер­си­тет и был там научен теории эво­лю­ции. Поскольку его новые взгляды резко рас­хо­ди­лись с тем, что ему вну­шали раньше как бого­от­кро­вен­ную истину, он отошел от веры. Однако делать это было вовсе не обя­за­тельно. Есть хри­сти­ане, счи­та­ю­щие, что Бог творил, направ­ляя про­цесс эво­лю­ции – отец Алек­сандр Мень, напри­мер; и отказ от тол­ко­ва­ния Шестод­нева именно как кален­дар­ной недели совер­шенно не тре­бует отказа от веры во Христа. Беда в том, что для того моло­дого чело­века – как и для автора книги – вера во Христа жестко увя­зы­ва­лась с опре­де­лен­ным истол­ко­ва­нием книги Бытия, при­ня­тым в его общине. Можно при­ве­сти пример, сму­ща­ю­щий многих пра­во­слав­ных хри­стиан. Собы­тие, кото­рое мы отме­чаем в празд­ник вве­де­ния Бого­ро­дицы во Храм, исто­ри­че­ски никак не засви­де­тель­ство­вано, однако это отнюдь не под­ры­вает веру в то, что Сын Девы – вопло­щен­ный Бог.

Во всех этих слу­чаях нам надо просто отде­лять Еван­ге­лие как тако­вое от наших личных взгля­дов (или взгля­дов, рас­про­стра­нен­ных в наших общи­нах). Наши взгляды вполне могут ока­заться оши­боч­ными, и это не ставит под вопрос Еван­ге­лие.

Сомне­ния, порож­ден­ные непо­ни­ма­нием

Другой тип сомне­ний может быть связан с недо­по­ни­ма­нием того, чему же в данном вопросе учит хри­сти­ан­ство. Этот тип сомне­ний осо­бенно пло­до­тво­рен, поскольку побуж­дает нас разо­браться с содер­жа­нием нашей веры – во что мы верим и почему. Можем ли мы дока­зать нашу веру? Оста­ется ли она обос­но­ван­ной? Что озна­чает и чего не озна­чает вера во все­мо­гу­ще­ство Бога? Как соот­но­сятся Боже­ствен­ная и чело­ве­че­ская при­рода Христа? Можно, кон­чено, ска­зать «а я заткну уши, подавлю сомне­ния и буду просто верить», но тогда мы упу­стим воз­мож­ность тща­тельно разо­браться и усво­ить, в чем состоит (и в чем не состоит) наша вера. Живая вера всегда растет, а отказ отве­чать на труд­ные вопросы – это отказ от роста.

Сомне­ния, свя­зан­ные с лож­ными ожи­да­ни­ями

Оче­видно, что вера при­но­сит многие блага уже в земной жизни, а послу­ша­ние запо­ве­дям избав­ляет нас от скор­бей, вызы­ва­е­мых нашим соб­ствен­ным без­рас­суд­ным пове­де­нием. Многие хри­сти­ане могут засви­де­тель­ство­вать – и с радо­стью делают это – как они осво­бо­ди­лись от хими­че­ской зави­си­мо­сти или вос­ста­но­вили отно­ше­ния с близ­кими, или порвали с пре­ступ­ным миром и вер­ну­лись к чест­ной жизни. Мы должны сви­де­тель­ство­вать об этих пре­крас­ных про­яв­ле­ниях мило­сти Божией. Но мы не должны созда­вать впе­чат­ле­ние, что земная жизнь хри­стиан вообще будет без­об­лач­ной. Ни Гос­подь, ни Апо­столы этого не обе­щали. Напро­тив, как гово­рит Спа­си­тель, в мире будете иметь скорбь; но мужай­тесь: Я побе­дил мир ( Ин. 16:33 ), а Апо­столы учили, что мно­гими скор­бями над­ле­жит нам войти в Цар­ствие Божие ( Деян. 14:22 ).

Можно быть верным, угод­ным Богу хри­сти­а­ни­ном и тер­петь скорби. Апо­стол Павел – избран­ный сосуд Хри­стов, чтобы воз­ве­щать имя Его перед наро­дами и царями и сынами Изра­и­ле­выми (см. Деян. 9:15 ) – стра­дал от тяжкой болезни ( 2Кор. 12:7 ), небла­го­дар­но­сти уче­ни­ков, жесто­ких пре­сле­до­ва­ний со сто­роны неве­ру­ю­щих иудеев и языч­ни­ков ( 2Кор. 11 ), многих других труд­но­стей и опас­но­стей – в том числе опас­но­сти от «лже­бра­тий».

Такая ересь как «тео­ло­гия про­цве­та­ния» (про­по­ве­ду­е­мая неко­то­рыми из хариз­ма­ти­ков; ее также оши­бочно при­пи­сы­вают каль­ви­ни­стам) обе­щает здо­ро­вье и про­цве­та­ние всем, кто уве­рует. Уве­руйте, и Вы будете все в шоко­ладе… Что потом вызы­вает горь­кий вопрос – я уже месяц как уве­ро­вал, почему я до сих пор не в шоко­ладе? (Другой вари­ант «я про­бо­вал это, и это не рабо­тает»).

Сама по себе эта ересь не очень рас­про­стра­нена, но само «ожи­да­ние шоко­лада» от обра­ще­ния встре­ча­ется нередко. Однако жизнь хри­сти­а­нина может оста­ваться труд­ной и тре­бу­ю­щей усилий; хри­сти­а­нин может столк­нуться с бед­но­стью, болез­нью, пре­да­тель­ством и неспра­вед­ли­во­стью.

Люди, кото­рые верят в то, что Бог не допу­стит им ника­ких непри­ят­но­стей в жизни, верят на самом деле в то, чего Бог нико­гда не обещал. Бог обещал другое – что любя­щим Бога, при­зван­ным по Его изво­ле­нию, все содей­ствует ко благу ( Рим. 8:28 ).

На небе­сах мы будем совер­шенно счаст­ливы и избав­лены от всякой скорби; однако Писа­ние никоим обра­зом не обе­щает, что наш путь туда будет ком­форт­ным.

Сомне­ния, свя­зан­ные с разо­ча­ро­ва­нием в людях

Этот тип сомне­ний, кажется, легче всего опро­верг­нуть, но именно им чаще всего объ­яс­няют свое реше­ние люди, поки­нув­шие Цер­ковь. Это сомне­ния в людях. Я‑то верил, что отец Онуф­рий ходя­чий пате­рик и собе­сед­ник анге­лов, а вот увидел как он, уронив себе на ногу под­свеч­ник, про­из­нес небла­го­че­сти­вое слово. Все, конец, вера раз­ру­шена. Но была ли это вера в Бога? Нет, это были некие ложные ожи­да­ния, свя­зан­ные с людьми. Даже верные хри­сти­ане могут про­яв­лять сму­ща­ю­щие сла­бо­сти. Цер­ковь состоит из греш­ни­ков, между кото­рыми, в силу обо­юд­ной гре­хов­но­сти, воз­ни­кают непо­ни­ма­ние и кон­фликты.

Гос­подь вовсе не обе­щает, что в Церкви мы будем насла­ждаться несму­ща­е­мым миром с людьми. В Мф. 18:5 Он гово­рит о том, как мы должны раз­ре­шать кон­фликты между бра­тьями – то есть Он исхо­дит из того, что такие кон­фликты будут про­ис­хо­дить. Более того, в Церкви могут быть и «дела­ю­щие без­за­ко­ние», кото­рые могут про­по­ве­до­вать от Его имени, хотя Он нико­гда не знал их ( Мф 7:22 ).

Итак, что же делать, если вы стал­ки­ва­е­тесь с сомне­ни­ями? Попро­буйте поста­вить вопрос «для чего мне это попу­щено? Чему Бог хочет научить меня через эти сомне­ния?».

«…вера, про­шед­шая через рели­ги­оз­ное сомне­ние, при­об­ре­тает кре­пость несо­мнен­но­сти после сомне­ния: она ста­но­вится насы­щен­ной удо­сто­ве­ре­нием и при­об­ща­ется к рели­ги­оз­ному покою и рели­ги­оз­ному рав­но­ве­сию достиг­шего духа. Такая вера не стра­шится ни слова, ни спора, ни кри­тики, ни упрека в «субъ­ек­ти­визме», ибо она, пройдя путь пред­мет­ного иска­ния и нахож­де­ния, иску­си­лась и в опыте и «методе». И потому она встре­чает кри­тику спо­кой­ным и бла­го­же­ла­тель­ным пред­ло­же­нием: «Испы­туем же Пред­мет еще раз сов­местно!».
Ильин И.А. Акси­омы рели­ги­оз­ного опыта

Сомне­ние есть земной дух от диа­вола и силы не имеет.
пас­тырь Ерма

Кто уве­ро­вал в Бога, тот должен не коле­баться сомне­нием, что потер­пит лише­ние во время своего слу­же­ния. Мало­вер­ный же, не имея твер­дого упо­ва­ния на Бога, осуж­да­ется как невер­ный.
прп. Ефрем Сирин

Сердце, сомне­ва­ю­ще­еся в том, что Бог может даро­вать про­си­мое, нака­зы­ва­ется за сомне­ние: оно болез­ненно томится и стес­ня­ется от сомне­ния. Не про­гнев­ляй же Все­дер­жав­ного Бога ни тению сомне­ния, осо­бенно ты, испы­тав­ший на себе Божие все­мо­гу­ще­ство многое мно­же­ство раз. Сомне­ние – хула на Бога, дерз­кая ложь сердца, или гнез­дя­ще­гося в сердце духа лжи на Духа истины. Бойся его, как ядо­ви­той змеи, или нет, – что я говорю, пре­не­бре­гай им, не обра­щай на него ни малей­шего вни­ма­ния. Помни, что Бог во время про­ше­ния твоего ожи­дает утвер­ди­тель­ного ответа на вопрос, внут­ренне Им тебе пред­ла­га­е­мый: веру­еши ли, яко могу сие сотво­рити? Да, ты должен из глу­бины сердца отве­тить: верую, Гос­поди! [cр. Мф. 9, 28 ] И тогда будет по вере твоей.
св. пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский

Во время скорб­ных обсто­я­тельств, когда обсту­пят, окру­жат сердце помыслы сомне­ния, мало­ду­шия, неудо­воль­ствия, ропота, должно при­ну­дить себя к частому, неспеш­ному, вни­ма­тель­ному повто­ре­нию слов: слава Богу!
свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов)

Други разума, не охотно пока­ря­ю­ща­гося вере! Не пре­граж­дайте вере пути к бла­го­дати Божией муд­ро­ва­ни­ями чело­ве­че­скими. Не уби­вайте в себе истины веры сомне­нием; не рас­се­кайте ее изыс­кан­ными и истя­за­тель­ными вопро­ше­ни­ями, холод­ным раз­дроб­ле­нием мерт­вых поня­тий.
свя­ти­тель Фила­рет Мос­ков­ский

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *