что делать если счетчик электроэнергии завышает показания
Часто задаваемые вопросы: Что делать, если переданы неверные показания счётчика?
Если клиент «ТНС энерго НН», передавая показания электросчётчика, допустил и заметил ошибку до 25 числа месяца, необходимо оставить заявку с корректировкой на сайте nn.tns-e.ru в разделе «Написать обращение как частный клиент» (тема обращения «Неверно переданные показания»).
В дни приема показаний — с 23 по 25 число каждого месяца такие обращения обрабатываются в первую очередь. В итоге квитанция будет сформирована с корректными данными.
Если потребитель не сразу заметил ошибку при передаче данных прибора учёта, и ему пришел счёт на оплату за электроэнергию с неверными показаниями, необходимо написать заявление на перерасчет по фактическим показаниям и направить его через сайт nn.tns-e.ru. К заявлению нужно приложить:
Заявление также можно составить при личном посещении клиентского офиса «ТНС энерго Нижний Новгород».
Справка о компании:
ПАО «ТНС энерго НН» — гарантирующий поставщик электроэнергии на территории Нижегородской области, обслуживает более 39,3 тыс. юридических лиц и более 1,25 млн. лицевых счетов физических лиц. По итогам 2020 года компанией было реализовано 10,5 млрд. кВт*ч. электрической энергии.
ПАО ГК «ТНС энерго» является субъектом оптового рынка электроэнергии, а также управляет 10 гарантирующими поставщиками, обслуживающими около 21 млн потребителей в 11 регионах Российской Федерации. Совокупный объем полезного отпуска электроэнергии Группы компаний «ТНС энерго» по итогам 2020 года составил 64,52 млрд кВт*ч.
Что делать если электросчетчик мотает много электроэнергии
С проблемой, когда счетчик электроэнергии много мотает, приходится сталкиваться, жителям городских квартир и владельцам частной недвижимости. При этом количество потребителей не увеличилось, а интенсивность их эксплуатации осталась на прежнем уровне. Случайность в таких совпадениях исключена, все события имеют причины и технические основания. Чтобы разобраться, почему электросчетчик много мотает, нужно изучить причины этого явления и способы их устранения. Это позволит избежать больших счетов за энергию, которой люди не пользовались.
Причины искажения реальных показаний электросчетчика
При замене старого счетчика на новый электронный разница в показаниях может превышать до 20-30%
Рост потребления электричества может иметь под собой объективные и субъективные предпосылки.
Условно причины перерасхода можно разбить на следующие группы:
Изменения показаний при попытках воздействия на прибор учета
Установка магнита на счетчик негативно сказывается на работе устройства
Когда счетчик электроэнергии много наматывает, причиной этого может быть его неправильная калибровка. Производится она на базе энергетической компании после получения партии продукции или перед ее установкой у потребителей. Неверные значения могут выставляться, случайно по ошибке персонала либо умышленно с целью получения дополнительной прибыли. Это незаконно, но и недоказуемо, так как провести проверку прибора можно только у специалистов поставщика. Самостоятельно срывать пломбу и сдавать прибор учета в независимую лабораторию запрещено.
В свою очередь частное лицо пытается повернуть ситуацию в свою пользу путем различных вариантов воздействия на счетчик:
Все попытки воздействия на прибор учета являются нарушением заключенного сторонами договора и действующего законодательства. При их выявлении на владельца недвижимости налагается крупный штраф.
В каких случаях счетчик электроэнергии завышает показания
Примерная схема мощности различных электроприборов
Главной особенностью электронных приборов учета является их чувствительность. В отличие от индукционных аналогов они фиксируют работу всех индикаторов, установленных в бытовой технике. Поскольку она не отключается от сети, в месяц может набежать до 50 кВт, даже если в квартире никто не живет.
Другим фактором, влияющим на рост показаний, являются параметры поставляемой энергии. Калибровка устройств проводится по уровню электричества, которое указано в паспорте изделия.
Электросчетчик мотает больше, когда меняется один из следующих показателей:
Современный антимагнитный счетчик — это точный прибор, запрограммированный на определенные показатели. Любые отклонения приводят к сбоям в его работе.
Особенности счетчиков электроэнергии
Электронные счетчики электроэнергии
По принципу работы изделия подразделяются на следующие категории:
Чтобы избежать потерь, энергетические компании проводят масштабные закупки и замену механических устройств на электронные.
Наиболее частые причины сбоев
Одна из причин сбоя показаний электросчетчика — износ оборудования
Наиболее распространенные причины сбоев в показаниях счетчиков следующие:
Если ни одно из этих событий не происходило, источник проблемы может крыться в производственном браке или воздействии извне.
Что делать при завышенных показаниях
При повышении показаний счетчика необходимо проверить электрощиток на предмет незаконных подключений
Если наблюдается повышение обычных показаний расхода электричества, следует выполнить следующие действия:
Придется ли платить больше за коммунальные услуги, если счетчик в квартире вышел из строя?
Сохранение счетчиков – обязанность собственника квартиры. Что делать, чтобы поломку не посчитали вмешательством в работу прибора учета и не доначислили плату за коммунальные услуги?
В квартире Сергея Демченко в 2015 г. была произведена опломбировка прибора учета воды. В 2017 г. во время проверки были установлены повреждения контрольной пломбы и индикатора антимагнитной пломбы. Проверяющие составили акт о выявлении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета. В связи с этим ТСЖ произвело доначисление платы за коммунальные услуги.
Что важно знать об установке в квартире прибора учета?
Согласно п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг 2 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод их в эксплуатацию и их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником.
По заявлению собственника квартиры лицо, предоставляющее коммунальные услуги (это может быть управляющая организация, ТСЖ или ресурсоснабжающая организация), осуществляет ввод прибора учета в эксплуатацию без взимания платы. Ввод в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца с момента установки прибора учета и оформлен соответствующим актом. При этом прибор должен быть утвержденного типа и должен пройти проверку согласно требованиям законодательства об обеспечении единства измерений.
Управляющая организация вправе при очередной проверке без взимания платы установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, которые собственник обязан сохранять.
Кто и как часто проверяет состояние приборов учета?
Управляющая организация обязана проверять состояние приборов учета и достоверность сведений об их показаниях не реже одного раза в год. Приборы учета, установленные внутри квартиры, управляющая организация вправе проверять не чаще одного раза в три месяца, а если прибор установлен вне квартиры – не чаще одного раза в месяц.
Представитель управляющей организации проверяет:
Как проводится проверка, если прибор учета расположен в квартире?
1. Управляющая организация направляет собственнику не позднее 14 дней до проверки письменное извещение о дате и времени ее проведения, о необходимости допуска представителя с разъяснением последствий бездействия собственника или его отказа в допуске к приборам учета.
2. Собственник обязан обеспечить допуск в квартиру представителя для проведения проверки в указанное в извещении время.
Если собственник не может обеспечить допуск в квартиру, он обязан сообщить об этом управляющей организации не позднее двух дней до даты, указанной в извещении, и обозначить иные возможные даты и время. При этом предложенная дата не может быть ранее двух дней с даты, когда поступило предложение от собственника, и позднее трех дней с даты, указанной в извещении о проведении проверки.
3. Управляющая организация обязана провести проверку в согласованные сроки. По ее итогам составляется акт проверки.
Если собственник не обеспечил допуск представителя управляющей организации, составляется акт об отказе в допуске к прибору учета. В этом случае управляющая организация обязана провести проверку и составить акт проверки в течение 10 дней после получения от собственника, отказавшего в допуске к прибору учета, заявления о готовности обеспечить такой допуск.
Как фиксируется нарушение состояния прибора учета?
В соответствии с п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг при обнаружении в ходе проверки нарушений состояния прибора учета управляющая организация составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается представителем управляющей организации, проводившим проверку, и собственником или его представителем.
Он включает следующие сведения:
В каком случае и как доначисляется плата за коммунальные услуги?
Если прибор учета установлен в квартире, куда не может быть осуществлен доступ без присутствия собственника, управляющая организация производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной суммы.
Перерасчет производится за период, начиная с даты установления пломб, но не ранее чем с даты проведения предыдущей проверки и не более чем за три месяца, предшествующих дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство, и до даты устранения такого вмешательства. Перерасчет производится исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления коммунальных услуг, с применением повышающего коэффициента 10.
Согласно п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг перерасчет платы за услугу может быть произведен не только в случае нарушения целостности прибора учета, но и из-за необеспечения сохранности контрольных пломб и индикатора антимагнитной пломбы.
Показательным примером является случай Сергея Демченко, о котором упоминалось выше. Так, суд указал, что сохранность прибора учета является обязанностью собственника жилого помещения. Поскольку в ходе проверки было выявлено повреждение пломб и антимагнитной пломбы, был составлен акт о несанкционированном вмешательстве в работу индивидуального прибора учета. Суд пришел к выводу, что управляющая компания правомерно произвела доначисление платы за коммунальные услуги.
Что делать, если прибор учета вышел из строя?
Прибор учета считается вышедшим из строя в случае:
При выявлении неисправности прибора собственник обязан незамедлительно известить об этом управляющую организацию. Он должен сообщить показания прибора учета на момент возникновения неисправности и обеспечить его ремонт или замену в течение 30 дней.
Если требуется демонтаж прибора, необходимо известить управляющую организацию об этом не менее чем за два рабочих дня. Демонтаж и последующий монтаж выполняются в присутствии представителя управляющей организации, за исключением случаев, когда он не явился к сроку демонтажа, указанному в извещении. После установки прибор учета вводится в эксплуатацию и опломбируется. За повторное опломбирование при нарушении пломбы собственником управляющая организация может потребовать плату.
Должен ли собственник платить больше за коммунальные услуги, если он не виноват в повреждении контрольной пломбы?
Суды отмечают, что перерасчет возможен только при наличии вины (умысла или неосторожности) собственника. Встречаются случаи, когда нарушение целостности пломбы возникло в результате устранения утечек или протечек. В качестве примера рассмотрим ситуацию, в которой оказался житель Омска.
В ходе проведения технического обслуживания газового оборудования была выявлена утечка газа. Специалист предпринял попытку ее устранить. В результате была нарушена целостность пломбы, о чем собственник сразу сообщил в ресурсоснабжающую организацию. После организация провела проверку, составила акт несанкционированного вмешательства и произвела доначисление платы, а затем обратилась в суд с иском о взыскании задолженности с собственника.
Таким образом, управляющая организация должна доказать факт несанкционированного вмешательства, а собственник вправе представить доказательства отсутствия такого вмешательства. Однако во избежание подобных ситуаций важно извещать управляющую организацию о нарушении целостности пломбы или выходе прибора из строя, а в акте несанкционированного вмешательства отражать свою позицию в связи с выявленным нарушением.
1 Решение Советского районного суда г. Брянска от 24 мая 2018 г. по делу № 2-1698/2018. Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 28 августа 2018 г. по делу № 33-2926/2018.
2 Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).
3 Апелляционное определение Омского областного суда от 19 декабря 2018 г. по делу № 33-8307/2018.
Как проверить и что делать если электросчётчик наматывает больше использованного
Конструкция современных приборов учёта потреблённой электроэнергии достаточно надёжна и обеспечивает их многолетнюю бесперебойную эксплуатацию. Но даже самые надёжные аппараты могут выходить из строя, в результате чего величина показаний начинает значительно искажаться в большую сторону. Рассмотрим способы проверки достоверности отображения показаний электросчётчиками и пути решения указанной проблемы, в случае её возникновения.
Как проверить, что счётчик мотает больше
Согласно государственным нормам и требованиям изготовителя, электросчётчики обязаны проходить регулярную поверку специализированной организацией на исправность и правильность учёта данных. Периодичность поверки определяется требованиями изготовителя, отображёнными в паспорте прибора.
При просроченной поверке показания счётчика признаются недействительными, а счёт за электроэнергию потребителю назначается, исходя из действующих нормативов. Указанная ситуация характерна также для приборов в случае:
Но иногда возникает необходимость проведения внеочередной поверки, вызванной следующими обстоятельствами:
Чтобы проверить в домашних условиях правильность учёта показаний электросчётчика, не требуется обладать знаниями в области электротехники. Методика достаточно проста. Владельцу необходимо выполнить следующие действия:
Если полученный расчётным путём результат будет значительно расходиться с фактическим, подсчитанным по показаниям электросчётчика, значит прибор неисправен и требуется принятие мер.
Причины и решение завышения показаний
Завышение показаний электросчётчика может быть вызвано следующими причинами:
Рассмотрим детальнее способы проверки каждой из перечисленных причин.
Неверное подключение
Важно убедиться, что счётчик подключён правильно. Для этого требуется отыскать схему подключения. Обычно она отображается на крышке клеммного отсека прибора. Также схема приводится в паспорте. Если на самом изделии изображение не удаётся прочитать, а паспортная документация утеряна, схему можно найти в интернете, введя в поисковике марку прибора.
После того, как схема найдена, необходимо сверить её с фактическим подключением. Фазные и нулевые провода идентифицируются с помощью индикатора в виде отвёртки или более сложного прибора.
Если выявлено неправильное подключение, необходимо исправить ошибку. Учитывая, что для этого потребуется снятие пломбы контролирующей организации, необходимо подать соответствующую заявку, указав наличие проблемы.
Самоход
Чтобы исключить самоход, необходимо:
По действующим нормам, в данной ситуации допускается:
Если диск продолжает вращаться, а сигнальная лампа – мигать, необходимо принимать меры.
Превышение погрешности
Прибор учёта должен точно подсчитывать фактический расход, в рамках установленной нормативами и паспортом погрешности. Чтобы проверить правильность учёта, необходимо:
Не забывая о необходимости соблюдения мер безопасности, направленных на недопущение поражения электрическим током, следует приступить к проверке:
Для расчёта используется следующая формула:
Δ = (Р×t×N/3600 – 1)×100, в которой:
Если полученное значение погрешности не превышает 10%, прибор работает с нормальной точностью.
Чтобы обеспечить объективность проведённой проверки, её необходимо повторить, изменяя величину нагрузки и временной интервал испытания. Если используется трёхфазный электросчётчик, процедура проводится трижды, отдельно для каждой фазы.
Возникновение погрешности может вызываться следующими обстоятельствами:
Если выяснилось, что погрешность превышает допустимую, необходимо обращаться в управляющую компанию или к поставщику ресурсов.
Намагниченность
Неправильные показания могут объясняться постоянным применением магнита с целью намеренного искажения результатов прибора. Если владелец не прибегал к такому незаконному методу, не исключено, что таким способом не пользовался предыдущий владелец, в случае приобретения жилья у другого собственника.
Чтобы исключить подобное, поставщик устанавливает специальные антимагнитные пломбы, реагирующие на применение магнита следующим образом:
Также о подобном нарушении может свидетельствовать то, что панель притягивает мелкие металлические предметы – иглы, кнопки и пр.
Незаконное подключение соседей
Данная ситуация особенно вероятна при расположении счётчика на лестничной площадке, со свободным доступом посторонних.
Чтобы исключить такую ситуацию, необходимо изучить подключение электросчётчика, убедившись в отсутствии посторонних проводов. Также можно проверить, как отреагирует прибор на полное отключение всех электрических приборов в квартире.
Проверку лучше проводить с привлечением инспектора или грамотного электромонтёра. Скрытая под штукатурным слоем проводка может быть выявлена специальным детектором.
Что делать при искажении показаний
Если владелец не может определить причину завышения показаний самостоятельно, можно обратиться в специализированную экспертную организацию, заказав проведение независимой экспертизы.
Эксперты выполнят следующие работы:
Результаты работ будут оформлены соответствующим экспертным заключением.
После точного выявления причины искажения результатов измерений (самостоятельно или с привлечением экспертов), необходимо обратиться к поставщику ресурсов, указав на неправильное отображение показаний электросчётчика.
После визита представителей Энергосбыта, счётчик снимается и отправляется на внеочередную поверку, с составлением соответствующего акта. Дальнейшие действия зависит от результатов поверки. Если имеется такая возможность, неисправность исправляется. В противном случае потребуется приобретать и устанавливать новый электросчётчик.
Своевременно принятые меры помогут потребителю сэкономить свои деньги и обеспечить точный учёт потреблённых ресурсов.
Хочу скрутить электросчетчики. Что мне за это будет?
Мне надоело платить за электричество: слишком дорого. А еще я считаю, что эти монополисты грабят простых людей.
Я знаю, как скрутить счетчики, и хочу это сделать. Но боюсь, что придут с проверкой, и мне придется за все отвечать. Расскажите, велики ли штрафы и какие вообще будут последствия, если я реализую свою идею.
Илья, ничего хорошего из этой затеи не выйдет. Если выяснится, что вы вмешались в работу счетчика, придется заплатить в разы больше, чем если бы вы по-честному снимали реальные показания. А в худшем случае можно и вовсе остаться без электричества.
Как проверяют приборы учета
Сетевые и энергосбытовые организации регулярно ходят по домам и проверяют счетчики. Закон обязывает проводить такие проверки не реже одного раз в год.
Потребитель обязан пустить проверяющих в согласованное с ним время, чтобы те сняли показания приборов учета, проверили их состояние и провели ревизию правильности подключения.
Если не открыть проверяющим, двери ломать не будут. Специалисты составят акт об отказе в допуске к прибору учета и назначат дату повторной проверки. Если не пустить проверяющих и во второй раз, они снова составят акт. Через три месяца после этого начислять плату за свет будут по нормативу с повышающим коэффициентом 1,5 с первого числа месяца, в котором такой акт составлен. Неважно, передаете вы показания или нет.
Проверки могут быть и внеплановыми. Новые счетчики часто оснащаются датчиками магнитного поля и датчиками вскрытия корпуса. При попытке воздействовать на такой счетчик магнитом в диспетчерский пункт поступит сообщение. Это еще не означает, что привлекут за воровство электроэнергии, но станет одним из оснований для внеплановой проверки. Электрики придут без предупреждения и будут проверять, как работает счетчик.
На старые счетчики при проверке могут поставить индикаторы магнитного поля или антимагнитные пломбы. Это лента, которая реагирует на прикрепление магнита: две полоски на ней превращаются в одну сплошную или появляется цветная точка. Срабатывание индикатора приравнивается к срыву обычной свинцовой пломбы. Такие индикаторы ставят в основном там, где подозревают воровство, но доказать это не могут.
Во время проверки специалисты ведут фотосъемку или видеозапись. Если они обнаружат факт вмешательства в работу счетчика, фото и видео как доказательство передадут собственнику квартиры вместе с актом безучетного потребления электроэнергии.
Как оформляется нарушение
Энергетики различают безучетное и бездоговорное потребление. В первом случае кто-то меняет показания прибора учета или иначе вмешивается в его работу. Сломанная или поврежденная пломба, магнит, умышленное изменение схемы подключения — это безучетное потребление.
Бездоговорное потребление — это когда не вмешиваются в работу счетчика, а подключаются мимо него. Так, в деревнях набрасывают кабель на уличные провода и подключают сварочный аппарат напрямую к линии электропередачи — до счетчиков.
Также бездоговорным считается любое подключение, когда нет договора с энергокомпанией. Например, строят частный дом. Линия уже подведена, счетчик на столбе стоит, но договор на поставку электричества не оформлен — пользоваться электричеством нельзя.
Безучетное и бездоговорное потребление оформляют одинаково. Составляют акт о неучтенном потреблении. Акт предоставляют собственнику жилья. Он может подписать документ или отказаться от подписи. Можно сделать короткое пояснение. Например, как в протоколе ГИБДД: «С актом не согласен».
Причины несогласия и в целом свою позицию можно детально высказать потом, скорее всего в суде.
Как считают штраф
Юридически называть доначисления за воровство электричества штрафом нельзя, но я буду употреблять этот термин для удобства. Кроме того, суды подтверждают, что расчет объема электроэнергии по акту о неучтенном потреблении «носит характер санкции».
Для расчета штрафа берется дата последней проверки счетчика. Если счетчик вовремя не проверяли, отсчитываются три месяца от факта выявления воровства.
Есть два способа расчета штрафа: исходя из норматива и исходя из мощности незаконно подключенных электроприборов.
По нормативу. Берется норматив потребления, умножается на число месяцев, а затем результат умножается на 10.