что делать если хорошо поешь
Научитесь петь за 10 простых шагов
Поэтому, если вы не можете позволить себе частные уроки прямо сейчас, научитесь петь онлайн – один из лучших способов начать.
Итак, можно ли научиться петь? Абсолютно!
Сложно научиться петь самому? Может быть, но, как и все хорошее, чем больше вы это делаете, тем легче становится!
Могу ли я научиться петь, если у меня нет таланта? Во-первых, прекратите это. Конечно, у тебя есть талант!
Сегодня мы поговорим о том, как получить доступ к этому таланту, как начать петь для начинающих.
Как учитель вокала, дающий уроки пения для начинающих, я работал со многими учениками, которые сначала учились сами.
Но я обещаю, что если вы освоите основы, изложенные в этой статье, вы не поверите, как далеко вы можете продвинуться в одиночку!
Итак, сегодня давайте рассмотрим несколько отличных советов по пению для начинающих:
10 простых шагов, которым вы можете следовать, чтобы научиться петь
Готовы научиться хорошо петь? Читать дальше…
Кстати, если вы хотите посмотреть отличное видео, которое шаг за шагом проведет вас по этим упражнениям, посмотрите это:
Шаг 1: правильная поза для пения
Как петь для начинающих проще всего?
Что ж, вот и хорошие новости:
У меня было много учеников, чей голос сразу улучшался, просто исправляя осанку.
Поэтому, если у вас возникли проблемы с получением нужного тембра голоса и мощности, начните с позы.
Вот что вам нужно знать:
Правильная поза для пения называется высокой позой.
Высокая осанка просто означает, что вы держите свое тело в правильном положении, чтобы звучать наилучшим образом.
Найдите правильную осанку за 3 простых шага:
1. Встаньте и расставьте ноги так, чтобы они были примерно на ширине плеч.
2. Затем, поставив ступни на ширине плеч, следите за тем, где находятся ваши бедра, и совместите плечи с бедрами и ступнями.
Вы должны увидеть, что ваши ступни, бедра и плечи находятся на одной линии и вы не сутулитесь.
3. Наконец, держите грудь удобно приподнятой и убедитесь, что шея и подбородок прямые.
Важно проверить себя перед большим зеркалом.
Теперь, перед зеркалом, повернитесь на бок и убедитесь, что ваша спина тоже прямая.
Я обещаю, что эта простая коррекция осанки может существенно повлиять на звучание вашего голоса!
Шаг # 2: поддержка дыхания
Вот ужасная правда:
Большинство учителей голоса тратят слишком много времени на обучение поддержке дыхания.
Поэтому, если вы хотите улучшить поддержку дыхания, усилить голос и научиться петь мелодично, научитесь поддерживать хорошее дыхание.
В конце концов, для пения необходимо дыхание.
Сможете ли вы научиться петь, если не можете нормально дышать?
В отличие от большинства риторических вопросов в этой статье, этот вопрос является решительным «нет».
Итак, вот что вам нужно знать о дыхании для пения :
Правильное дыхание для пения называется диафрагмальным дыханием.
Пение через диафрагму означает дыхание животом, а не грудью или плечами.
А когда вы дышите животом и диафрагмой, вы можете дышать намного полнее и эффективнее, чем когда вы дышите грудью или плечами.
Дышите через диафрагму за 3 простых шага:
1. Встаньте перед зеркалом и повернитесь в сторону, чтобы видеть грудь и живот.
2. Затем обхватите руками нижнюю часть живота и сделайте вдох так, чтобы живот выходил наружу при вдохе.
3. Наконец, выдохните так, чтобы живот возвращался на выдохе.
Убедитесь, что вы не двигаете грудью или плечами при вдохе.
Если вы будете держать все движения изолированными от живота во время дыхания, вы заметите, что ваш живот должен выпячиваться при вдохе.
Прежде чем петь, убедитесь, что ваш живот выходит наружу, когда вы дышите.
Тогда ваш живот снова вернется, когда вы поете.
Вы будете поражены тем, как этот простой переключатель в способе дыхания может сделать ваш звук намного более мощным.
Шаг # 3: пойте на высоте
Вот ужасная правда:
Большинство людей могут услышать, на поле вы или нет, за считанные секунды.
По этой причине многие из моих студентов спрашивали меня: «Как я могу научиться лучше петь на поле?
К сожалению, научить себя петь на поле может быть довольно сложно.
Это потому, что для того, чтобы научиться петь мелодично, вы должны знать, на ноте вы или нет.
Но вот и хорошие новости:
То, что вы находитесь вне поля, не означает, что вы глухой.
Идея о том, что если вы не умеете петь гармонично, значит, вы глухой, не соответствует действительности!
Обучив более 500 студентов, я могу сказать вам, что независимо от того, кто вы, вы можете научиться петь на поле.
Я все время работаю с певцами, которым говорят, что они безнадежны.
Затем за один час урока они поют на высоте и отлично звучат.
Пение в гармонии требует правильной обратной связи и вокальных техник.
Пойте на высоте за 3 простых шага:
1. Сосчитайте от 1 до 5 и громким голосом отступите, например: «1, 2, 3, 4, 5, 4, 3, 2, 1.»
2. Затем найдите удобную ноту внизу вашего диапазона (попробуйте C3 для парней и G3 для девушек) и спойте эту первую ноту на слове «one».
3. Теперь начните отсчитывать каждую ноту по 5-тональной шкале от первой до пятой и обратно (не волнуйтесь, ниже есть видео).
Вот видео, в котором я покажу вам это упражнение:
Не бойтесь повышать или понижать голос, когда пытаетесь найти первую ноту.
Многим студентам достаточно одной правильной ноты, чтобы настроить остальные высоты звука в гамме.
Выполняя это упражнение, помните, что ноты гаммы очень близки друг к другу.
Так что, если вы чувствуете, что теряете тональность, постарайтесь держать ноты немного ближе друг к другу.
Начав с небольших простых гамм, вы сможете создавать более сложные мелодии.
Шаг 4: научитесь проектировать
Давайте смотреть правде в глаза:
Какая разница, хорошо ли ты поешь, если тебя никто не слышит?
Правда в том, что демонстрация своего пения – одна из самых важных вещей, которую нужно освоить, когда вы учитесь петь.
К счастью, научиться проектировать очень легко.
Достаточно пары простых вокальных приемов.
Итак, неважно, поете ли вы немного легкомысленно или ищете большей вокальной мощности, вот что вам нужно знать:
Лучший способ научиться проецировать – использовать силу своего говорящего голоса во время пения.
Вот что я имею в виду:
Когда вы говорите, ваш голос звучит естественно и проецируется. Это потому, что вы пытаетесь четко выразить себя.
Итак, давайте применим к вашему пению то же ощущение вашего говорящего голоса.
Научитесь проектировать за 3 простых шага:
1. Возьмите фразу из песни, которую вы хотите спеть сильнее.
2. Затем произнесите слова фразы вслух, как будто вы находитесь на сцене и вам нужно дойти до заднего ряда аудитории. Найдите этот мощный звук, не шепча и не крича.
3. Наконец, вернитесь к тексту и «говорите, пой» слова на поле с тем же чувством, с которым вы их только что произнесли.
Вы должны заметить, что ваш голос стал намного сильнее и у вас четкий и четко выраженный тон.
Удивительно то, что просто более сильное пение даст вам гораздо лучшую основу для пения во всем диапазоне.
Шаг # 5: пойте грудным голосом
Такие термины, как грудной голос и головной голос, действительно сбивают с толку, когда вы только начинаете.
Это потому, что самостоятельно сложно определить, правильно ли вы поете грудным или головным голосом.
Но грудной и головной голос очень важны, чтобы помочь вам лучше петь. Итак, давайте начнем с того, что научим вас правильно петь грудным голосом.
Вот что вам нужно знать о грудном голосе:
Грудной голос – это термин, придуманный итальянскими учителями старой школы для описания нот в нижней части вокального диапазона.
Чтобы почувствовать свой грудной голос, попробуйте следующее:
Положите руку на грудь и произнесите свое имя вслух на сильной проекционной громкости.
Чувствуете эту вибрацию? Это грудной голос.
Так почему же так важен грудной голос?
К сожалению, многие начинающие певцы слишком слабо поют грудным голосом.
А если вы поете легким грудным голосом, вам будет сложно контролировать дыхание, тон голоса и даже высоту звука.
Так что, если у вас возникли проблемы с этим, начните с пения сильным грудным голосом.
А как научить себя петь сильным грудным голосом?
Вот одно из моих любимых упражнений для этого!
Пойте грудным голосом за 3 простых шага:
1. Положите руку на грудь и начните громко произносить слово «Gug» (как в «Gutter») на большой громкости. Вы должны почувствовать сильную вибрацию на своей руке, когда говорите это.
2. Затем найдите удобную ноту внизу своего голоса (попробуйте C3 для парней и G3 для девочек) и пропойте на этой ноте слово «Gug» с той же силой, с которой вы его произносили.
3. Наконец, спойте «Гуг» по простой пятитональной шкале, как в этом видео:
Когда вы поете упражнение «Гуг», сохраняйте сильную согласную букву «G».
Это поможет вам найти сильный грудной голос, который вам нужен.
Вы не поверите, насколько сильнее ваш голос, когда начнете учиться петь грудным голосом!
Шаг # 6: пойте в голове голосом
Как начинающие тренируются в пении головным голосом? И если на то пошло, что такое головной голос?
Вот что вам нужно знать:
Главный голос – это термин, изобретенный итальянскими учителями старой школы для описания нот в верхней части вокального диапазона.
Чтобы почувствовать свой головной голос, попробуйте следующее:
Положите руку на затылок и пропойте очень высокую ноту на гласной «ох», как в «ой».
Чувствуете эту вибрацию на тыльной стороне ладони? Это главный голос.
Так зачем же петь головным голосом?
Главный голос отвечает за все высокие ноты в вашем голосе.
К сожалению, слишком многие певцы пытаются петь верхние ноты своего голоса слишком громко грудным голосом.
Но подтягивание грудного голоса к высоким нотам сделает ваш голос напряженным, и ваши ноты будут ровными.
Так что, если вы мечтаете о великолепных высоких нотах, вам просто необходимо научиться использовать свой головной голос.
Пойте своим голосом за 3 простых шага
1. Положите руку на затылок и произнесите вслух гласную «ой», как «ой», на комфортной громкости.
2. Затем спойте «ох» на удобной ноте в самом низу голоса.
3. Наконец, положив руку на шею, спойте вокальную сирену, переходя от низкой ноты к самой верхней части голоса и обратно.
Чем выше голос вы поете, тем больше вибрации на вашей руке.
Не волнуйтесь, если ваш голос срывается, когда вы поете через свой диапазон.
Голосовой перерыв – это просто знак того, что вы «переключаетесь» на свой главный голос сверху.
Вы будете поражены тем, насколько легче становятся высокие ноты, когда вам станет удобнее находить свой главный голос.
Шаг # 7: пойте, сочетая грудь и голову
Теперь, когда вы спели грудным и головным голосом, пришло время смешать их вместе.
Что ж, до сих пор мы рассматривали грудной голос и головной голос как две совершенно разные области вашего голоса. И, вероятно, между ними есть разрыв или «переворот».
К сожалению, многие люди во время перерыва будут петь слишком громко грудным или головным голосом и будут напрягаться.
Если вы будете петь в середине с слишком большой грудью, вы просто напрягетесь и упадете.
Если вы поете через середину с слишком сильным пением, вы будете слишком легкими и хриплыми.
Итак, что нам нужно сделать, так это найти смесь этих двух голосов.
Одно из моих любимых упражнений для соединения этих двух регистров – это упражнение «Ну и дела».
Вот как ты это делаешь.
Пойте смешанным голосом за 3 простых шага:
1. Произнесите слово «Джи», как в «Гуси», вслух на удобной громкости.
2. Найдите удобную ноту в нижней части своего голоса (попробуйте C3 для мужчин и G3 для женщин) и спойте на ноте слово «Gee» с той же силой, с которой вы произносили его.
3. Спойте слово «Джи» на шкале с полторы октавы, заменив каждую ноту шкалы словом «Джи».
Вот видео, где я покажу вам, как это сделать:
Как сделать голос красивее. 9 советов специалиста
Здоровье голоса зависит от многих факторов. Прежде всего, это состояние организма. Людям, у которых наблюдаются проблемы с щитовидной железой и желудком, аллергикам и астматикам, тем, кто часто болеет тонзиллитом и ангиной, следует с особым вниманием следить за состоянием своего голоса.
Впрочем, и для здорового человека существует ряд полезных рекомендаций.
Текст проверила и прокомментировала Ольга Половинкина, диктор, ведущая, преподаватель техники речи
Вот базовые советы, которые помогут вашему голосу.
Следите за дыханием
Поверхностное дыхание приводит к зажатому и завышенному голосу, делая его слабым. Дышите глубоко и размеренно. Важно уметь распределять дыхание во время речи, включая все мышцы, которые работают на голосовой аппарат.
Соблюдайте голосовой покой
Людям разговорных профессий, учителям, работникам колл-центров, лекторам, блогерам, необходимы перерывы. Врачи советуют 10 минут молчания каждый час. Синхронных переводчиков правило тишины касается особенно, так как при смене языков задействуются непривычные, а следовательно менее натренированные горловые мышцы.
Не кричите
Крик — это колоссальное напряжение мышц гортани, которое может вызвать кровоизлияние в голосовые складки, эти травмы могут напоминать синяки. Если же человек кричит постоянно, то рискует заработать своего рода «мозоли» — узелки голосовой складки, также может сформироваться полип или развиться хронический ларингит. В громкой обстановке, чтобы не напрягать голос, можно вставить в одно ухо беруши или закрыть его пальцем. Это поможет лучше услышать себя и отрегулировать высоту тембра.
Пейте больше воды
Для хорошей работы голосовым связкам необходима своевременная гидратация. За несколько часов вода достигает клеточного уровня, соответственно утолять жажду нужно заранее. Желательно, чтобы вода была ни холодная, ни горячая, а комнатной температуры. А вот перед самим выступлением пить не рекомендуется. Жидкость стимулирует излишнее образование слюны, которая может дать вязкость и создаст ненужный эффект чавканья. Можно прополоскать горло. Чтобы не пересушить горло, лучше избегать помещений с сухим воздухом, в которых работает обогреватель или кондиционер или где только что провели уборку с использованием химических средств.
Кашляйте аккуратно
Рефлекторный способ очистить гортань — прокашляться, однако для связок это вредно, из-за кашля они будут воспаляться еще больше. Прочистить горло можно при помощи легкого покашливания, но лучше не увлекаться. Раньше считалось, что нужно пить горячее. Но, во-первых, так можно обжечь горло. Во-вторых, ни еда, ни напитки никак не задевают гортань. Самый простой и эффективный способ очистить горло — прополоскать его обычной теплой водой или продуть с помощью дыхания и звучания гортанью.
Откажитесь от табака
Совет касается как активного, так и пассивного курения. В обоих случаях оно приводит к рефлюксу (выбросу содержимого желудка вверх по пищеводу). Во время затяжки слизистая оболочка носа, носоглотки, гортани, трахеи получает небольшой термический ожог и раздражается. Первым препятствием для дыма становятся голосовые складки, они становятся грубыми, толстыми. Развиваются полипы. Для женщин характерна потеря первоначального тембра, который из-за табака снижается, становится мужским. От высокой температуры кровь приливает к горлу, слизистая краснеет, сосуды начинают впитывать канцерогенные вещества, смолы. Если это случается ежедневно, то слизистые оболочки, бронхи подвергаются серьезным изменениям, голос становится ниже. Со временем голосовые складки становятся утолщенными и рыхлыми, похожими на губку с большими дырками. Развивается хронический гипертрофический ларингит, из-за которого голос начинает звучать хрипло. Даже редкое курение кальяна дает понижение тембра и осиплость на один-два дня. Есть люди, которые хотят снизить голос специально. Это можно сделать без вреда здоровью при помощи занятий с педагогом.
Выбирайте продукты с витамином А
Продукты с высоким содержанием этого вещества помогают сохранять слизистые оболочки здоровыми, а также восстанавливают голос после перенапряжения. Именно поэтому рацион рекомендуется разнообразить желтыми овощами и фруктами, например кабачками, сладким картофелем, дынями, манго и персиками, а также шпинатом и капустой кейл.
Позаботьтесь о психологическом состоянии
Стресс напрягает организм, в том числе и голосовые складки. Звучать гармонично становится тяжелее. Мозгу в такой ситуации требуется больше воздуха. Нередко в моменты тревоги человек начинает тяжело дышать. Снять напряжение помогут дыхательные и медитативные практики, позволяющие выровнять настроение и убрать одышку. Еще одна проблема волнения — пересохшее горло. В этом случае можно чуть-чуть прикусывать кончик языка. Это простимулирует слюноотделение [1].
Обращайте внимание на привычки
Утром перед важной презентацией лучше отказаться от использования ополаскивателя для рта. В нем содержится алкоголь, фтор и другие вещества, которые будут сушить горло и раздражать слизистую. При разговоре по телефону лучше не зажимать аппарат между плечом и ухом. Это дает лишнее напряжение мышцам шеи и сдавливает голосовые связки.
Ольга Половинкина, диктор, преподаватель техники речи
Работа с дикцией лечит звуки, а правильное питание влияет на голос. Важно, что и как мы едим. Несбалансированное и нерациональное питание, голодные диеты, отказ от жиров — все это может ослабить силу голоса, сделать его тусклым и невыразительным.
От чего стоит отказаться, чтобы голос звучал красивее:
Перед самим выступлением важно выспаться. Тут главное — не переборщить, иначе голос будет звучать вяло, а при недосыпе, наоборот, будет чересчур напрягаться. Сон имеет важное значение для голоса и звучания. Также необходимо поесть за два-три часа до выступления. Если это сделать позже, пища будет давить на диафрагму.
Белок в диете необходим, ведь именно мышцы принимают самое активное участие в работе при извлечении звуков. Благотворно влияют на складки изюм и курага. Нужно только тщательно их пережевывать.
Важно соблюдать здоровую диету, которая позволит находиться в тонусе. Подойдут вареное мясо, рыба, яйца (в меру), гречка и рис; овощи и фрукты будут важный частью здорового образа жизни и уберегут связки от раздражения.
Первые шаги начинающего вокалиста в вопросах и ответах. Часть 1
Но сначала небольшое лирическое отступление.
В этот раз я решил построить повествование в форме вопросов и ответов. К сожалению, начав писать, я понял, что вопросов может быть достаточно много и коротко ответить не получается, поэтому пост будет разбит на несколько (как минимум – две) частей.
Естественно, если будут какие-то еще вопросы – задавайте в коментах, постараюсь ответить сразу или, если вопросов наберется много, включу в очередной пост.
Вопрос: Ну хорошо, допустим, действительно, петь можно научиться. Что делать дальше?
Ответ: Ответ, как водится, поражает своей глубиной – нужно начать учиться. И, в первую очередь, решить для себя – готовы ли вы тратить на это определенное количество времени, усилий и, к сожалению, денег в течение достаточно длинного срока. Потому что, к несчастью, человек пока не умеет, как Нео в Матрице, загрузить в себя программу кунг-фу за 20 секунд и немедленно побежать спасть мир. А если вы внимательно читали предыдущий пост, то должны были понять, что пение в значительной своей части – это вопрос правильной техники, наличие определенного психическо-мышечного навыка (весьма непростого, к тому же, это вам не тройной тулуп крутить) и обучение этому навыку придется вести по старинке – путём многократных тренировок и повторений. И наиболее эффективно процесс обучения будет идти, если «тренировка» будет проводиться под руководством и присмотром вменяемого педагога.
Хотя, конечно, бывают и исключения. Многие научились петь сами, но это, как правило, не благодаря, а вопреки.
Вопрос: Я правда хочу научиться петь, но мне все-таки кажется, что слуха у меня нет совсем, и обучение будет пустой (и демотивирующей) тратой времени и сил
Возможно, неразвитый, возможно, кривой, скорее всего – несинхронизированный с голосом, но, определенно, есть.
Вопрос: Кустарщина какая-то. Вот в музыкальной школе меня проверяли – играли две ноты и спрашивали, какая выше – какая ниже, а еще играли ноту и просили её спеть, а еще хлопали в ладоши и просили повторить в ритм. Вердикт: слуха нет.
Ответ: Сначала мини-флэшбек – в пять лет меня так «зарезал» папа. Но я точно помню, что я просто не понимал, что такое «выше», а то такое «ниже». К счастью, он ошибся.
Теперь, собственно, ответ. В музыкальной школе задача преподавателей на вступительном экзамене не стоит в том, чтобы определить, есть ли у вас слух или нет. Их задача – набрать группу из определенного количества детей с примерно одинаковым начальным уровнем подготовки. Как и в обычной, не музыкальной, школе, преподавателям нужно, чтобы ребенок уже что-то умел на базовом уровне. Вы знаете хотя бы одного психически здорового ребенка, который, не умея читать до школы, не научился хоть как-то читать к третьем классу? Я таких не знаю. Когда говорят, «у ребенка нет слуха» или «у ребенка нет чувства ритма» это в большинстве случаев означает «у ребенка недостаточный для нашего класса уровень начального развития слуха/ритма», а вовсе не «у ребенка отсутствует музыкальный слух и путь в музыку ему закрыт».
Вопрос: А что, без преподавателя совсем никак нельзя? Я стесняюсь/сильно занят/финансово ограничен/хочу сначала попробовать свои силы.
Ответ: Ну, вообще говоря, начать можно и без преподавателя. Просто занятия с преподавателем гораздо более эффективны («ученик поёт ушами своего учителя»), но даже занимаясь с педагогом, вам придется достаточно много практиковаться самостоятельно, поэтому, почему бы не начать с простого самостоятельного занятия по интонированию?
Хорошая новость состоит в том, что задача анализа высоты издаваемого вами звука уже давно алгоритмизирована, и сегодня существует огромное количество программ, которые покажут вам, какую ноту вы поёте на самом деле. Другими словами, «ушами учителя» в данном случае будет микрофон вашего смартфона/компьютера + программа.
Какими конкретно программами пользоваться – без разницы, по большому счету. Я пользовался – для компьютера – SingingTutorApp (поищите в гугле), для андроида – Voice Training Learn to Sing. Обе программы очень простые, но на английском языке, если с этим проблемы – поищите аналоги, ну или спросите у пикабу.
Как заниматься (на примере SingingTutorApp):
Сначала определите комфортный для вас вокальный диапазон. Для этого запускаем программу и поём слог «ма» сначала низко, т.е. толсто, а потом высоко, т.е. тонко. Не нужно надрываться – ширина диапазона, в данном случае, роли не играет, петь нужно комфортно и избегать напряжения и в низах, и в верхах. Запомните буковки и циферки, которые программа показывает – это названия нот (в английской нотации ноты пишутся латинскими буквам – A, B, C, D, E, F, G – для ли, си, до, ре, ми, фа, соль соответственно) и их октава.
Теперь выставляете ползунки так, чтобы программа выдавала только звуки из вашего диапазона – и вперед. На начальном уровне лучше настроить программу так, чтобы она играла звук все время, пока вы нажимаете на кнопку (галка Play while button pressed).
В процессе пения программа будет показывать ту ноту, которую вы поёте на самом деле и, соответственно, нужно корректировать голосом и петь выше или ниже, пока нота не позеленеет.
Это самокопание крайне важно! Пока у вас не развилось чувство интонации, ваш мозг должен искать, за что же ему зацепиться при анализе. Ведь он слышит, что звук, который играет в ушах и звук, который издаете вы – вообще говоря, разные. Но при этом, в зависимости от каких-то ваших действий связками и мышцами гортани, они становятся очень похожими, практически одинаковыми. Значит, у них есть что-то, что их объединяет (ответ – основная несущая частота) и ваш мозг учится идентифицировать, выделять это самое общее. А еще он запоминает, какие действия приводят к тому, чтобы это общее появилось (т.е. вы спели «в ноту»).
Занимайтесь ежедневно, по 10-20 минут или пока не устанете. Не мешайте мозгу и имейте терпение – через какое-то время (может пройти до нескольких месяцев – не пугайтесь!) вы вдруг начнете «узнавать» ноты, у нот появится, грубо говоря, окраска, или форма, или шершавость, и ваш голос начнет выдавать ноты все ближе и ближе к эталону. Сначала это произойдет для каких-то отдельных нот, потом количество «успехов» будет расти и расти и, наконец, вы начнёте практически сразу попадать в нужную ноту.
В процессе занятий не стесняйтесь экспериментировать. Что, если диапазон расширить? Или, наоборот, сузить? А что, если петь не «ма», а, например, «лё»? Или «йэ»? Может, для каких-то гласных ваш процент «попаданий» больше, чем для других? Или для каких-то нот? А почему? А если петь сначала один слог, а потом – другой? Что меняется?
Главное при этом фокусироваться не на интонации, а на своих ощущениях, эмоциях, и пытаться их запомнить и воспроизвести при пении очередной ноты – и интонация придёт сама собой.
Вопрос (последний на сегодня по очереди, но не по значению): Я начал заниматься и у меня болит в горле. Это нормально?
Это НЕ НОРМАЛЬНО и довольно даже плохо, но случается часто, особенно с начинающими певцами. В процессе всех ваших вокальных упражнений вы должны понять и уяснить одну критическую вещь – связки нам даются один раз и на всю жизнь! И орган этот – достаточно нежный, поэтому берегите их.
Конечно, как и любая другая мышца, нераспетые (т.е. не разогретые предварительными упражнениями) связки могут устать с непривычки и ныть, но любые болевые ощущения – однозначный сигнал немедленно прекратить занятие и сделать перерыв, пока болевые ощущения не исчезнут. Нельзя заниматься на травмированных мышцах!
Более того, если в процессе занятий это ощущение возвращается, значит вы делаете что-то неправильно – скорее всего, слишком сильно напрягаетесь когда поёте верхние ноты.
Помните – упражнение на интонацию не требует громкого звука, можно петь даже вполголоса!