что делать если хочется тратить
14 советов о том, как перестать тратить деньги на ненужное
Как перестать тратить деньги
Чтобы начать копить, нужно не только больше зарабатывать, но и больше экономить. Следуйте советам, указанным в этой статье. Они помогут перестать тратить деньги на второстепенные вещи, и обуздать расходы.
1. Установите цель для сбережений
Вне зависимости от того на что вы копите деньги, обозначайте это как чёткую и измеримую цель. Например, покупка квартиры, машины или поездка в отпуск. Имея твёрдое представление о том, на что экономятся средства, каждый человек работает над задачей собраннее и эффективнее.
После того как вы определите цель, составьте план (личную карту), которая поможет прийти к финишу. Такой «маршрут» определяет сколько денег вы должны откладывать ежемесячно с учётом ваших доходов и базовых расходов. Планирование будет защищать от чрезмерных трат.
2. Определите свой бюджет
Бюджет поможет анализировать личное финансовое положение и точно находить дыры, в которые утекают деньги.
Сохраняйте дисциплину. Перед каждой покупкой думайте, насколько она необходима сейчас и будет ли актуальна через неделю. Этот приём уберёт самые очевидные финансовые «промахи».
3. Сначала баланс – потом расходы
Говоря проще, оплатите свои базовые счета, прежде чем пойти на вечеринку. Не зная личной или семейной финансовой ситуации, человек не в состоянии тратить деньги ответственно.
Чтобы перестать тратить деньги впустую не забывайте о счетах и обязательствах.
4. Возьмите паузу в три дня
Всякий раз, когда возникает соблазн совершить большую покупку, отложите намерение на три дня. Время позволит здраво оценить необходимость вещи.
Это достаточный срок, чтобы отказаться от импульсивных решений и оставить в планах только по-настоящему нужное.
5. Ешьте дома
В холодильнике и в ближайшем супермаркете есть еда, которая полезна, сытна и в несколько раз дешевле, чем блюда из ресторанов и кафе. Более того, перед отправкой в магазин за продуктами, проверьте холодильник и кухонные полки ещё раз – вероятно, там всё ещё достаточно припасов. Ешьте перед походом в магазин. Будучи голодными, мы покупаем много лишнего.
Ориентируйтесь на простое правило: за продуктами нужно идти тогда, когда в доме нет еды. Это помогает сократить количество трат на пищу.
6. Берите свою еду на работу
Многие ежедневно тратят деньги на бизнес-ланчи, столовые и службы доставки, чтобы пообедать на работе. Это удобно и вкусно, но это совсем неэкономично. Упаковывая домашнюю еду с собой, вы сохраните деньги и будете питаться полезнее.
7. Ходите в магазин со списком
Составляйте список того, что нужно купить, прежде чем поехать в магазин. Этот инструмент хорошо работает против спонтанных покупок и поможет перестать тратить деньги на ненужные продукты.
8. Откажитесь от каталогов и электронных рассылок
Розничные сети пытаются привлечь внимание с помощью рекламных каталогов и рассылок. Они хотят, чтобы вы открыли буклет, а какая-нибудь очередная акция убедила вас в покупке. Просто не берите эту корреспонденцию.
Если вы получаете электронную рассылку на почту, то отпишитесь от неё. Ссылка для этого указана мелким шрифтом внизу письма.
9. Спрячьте кредитные карты
Кредитные карты могу быть злейшим врагом человека, который пытается экономить. Постарайтесь убрать их в недоступное место. Например, сейф. Конечно, нет никаких препятствий чтобы достать оттуда карту обратно. Но суть этого приёма в том, чтобы замедлить промежуток между тем моментом, когда в голову пришла идея потратиться, и тем, когда вы уже держите карту в руках для оплаты. Условное препятствие напоминает о том, зачем вы спрятали карту, и подсознательно подсказывает, что брать её сейчас и раздувать расходы – плохая идея.
10. Арендуйте
Когда вы сильно ограничены в деньгах, подумайте о том, чтобы заимствовать нужные вещи у друзей и знакомых. Садовый инструмент соседа, галстук для встречи, чемодан, фототехника – такие вещи нужны краткосрочно, поэтому платить за них полную стоимость не всегда разумно.
11. Создавайте накопительные привычки
Заведите себе отдельную банку для остатков карманных денег и наклейте на сосуд стикер с подписью «Диснейленд», «Море» или «Поездка в горы». Каждый раз, откладывая даже незначительную сумму в банку, вы будете чувствовать себя лучше, ведь это приближает к приятной цели.
12. Делайте своими руками
Вместо того, чтобы платить специалисту за ремонт квартиры, поломку техники или водопровода решите проблему своими руками. Сервис – это удобно и выгодно, когда он помогает с тем, что вам не по плечу. В иных случаях вы фактически меняете своё свободное время на деньги, которые сэкономили. В будущем будет приятно сказать себе «спасибо» за это.
13. Меняйтесь вещами
Многие вещи, которые у вас есть сейчас, имеют ценность. Помните об этом, когда нужно что-то купить. Попробуйте использовать сервисы для обмена. Там вы сможете найти нужный товар и предложить взамен свой.
14. Узнавайте настоящую стоимость
Когда вы хотите совершить покупку, уточняйте её «истинную стоимость» лично для себя. Посчитайте, сколько времени необходимо, чтобы заработать деньги, которые нужны для этого приобретения.
Например, если вы зарабатываете 300 рублей в час, а для покупки надо 1500 рублей, вы тратите на неё пять часов своей работы. Такая конвертация денежной цены в почасовую помогает защититься от трат, о которых вы можете пожалеть в будущем.
Как перестать спускать деньги на ненужное
Конкретная стратегия из 5 пунктов
Недавно он присмотрел себе новый смартфон Самсунг: он на 25 граммов легче и держит батарею на 10 часов дольше, чем нынешняя модель. Надо брать!
Из магазина Сергей выходит с целым пакетом. Кроме телефона в нем еще смарт-часы и два запасных ремешка. Хотя без всего этого можно было обойтись: верхний ящик его стола забит смартфонами двухлетней давности, наушниками, фитнес-трекерами, внешними аккумуляторами и чехлами. Но они не радуют так, как новые. Сергею постоянно хочется еще.
Привычку лечить свои несчастья покупками можно переломить. Вот как это сделать.
Техника на витрине вызывает у Сергея желание ею обладать. Это естественно. Как выяснили нейробиологи из Университетского колледжа Лондона и Университета Отто фон Герике, при встрече с чем-то незнакомым в средней части мозга активируются специальные области, в которых начинается мезолимбический путь. В нем выделяется дофамин — нейромедиатор, заставляющий нас стремиться к награде.
Дофамин вырабатывается, когда мы едим, занимаемся сексом и сталкиваемся с чем-то новым. А еще его уровень повышается, когда мы всего этого только ждем. Это показывают исследования Вольфрама Шульца из Кембриджского университета.
Дофамин выделяется от ожидания, а не от обладания
Вот почему от одной мысли о покупках Сергей начинает приятно волноваться, а в магазине испытывает чуть ли не эротическое возбуждение.
Задача дофамина — заставить нас добиваться цели любой ценой. Дофамину неважно, насколько это оправдано и что будет потом. Дофамин заставляет Серегу покупать со скидкой блютус-гарнитуру, но, как только кассир проводит карту через терминал, почти перестает выделяться. Через несколько дней гарнитура станет чем-то привычным и больше не будет провоцировать дофаминовую реакцию.
Как связана реакция мозга на новизну и его стремление получить награду, статья в «Сайенс-дэйли»
Из-за выработки дофамина вы можете хотеть даже то, что вам на самом деле не нужно. Отличайте импульсивное желание от реальной потребности.
Пока Сергей ставит задачу программисту или скрам-мастерит эджайл-спринт, он не думает о новой линейке смартфонов. Но вот начальник раскритиковал его последний релиз, и тут же возникает желание себя утешить. Сергей уже сам не замечает, как открывает «Алиэкспресс».
Привычка — это проторенная дорожка, по которой мозг ходит за удовольствием. Когда мы что-то делаем или проигрываем действие в голове, связи между нейронами становятся крепче. Сильные связи означают, что сигнал проходит быстрее, реакция острее. Некоторые люди уже даже не замечают, как открывают Инстаграм или Фейсбук в телефоне, когда им становится скучно, — это тоже сила привычки.
У любой реакции есть триггер — то, что ее запускает. Чарльз Дахигг в книге «Сила привычки» называет его знаком. «Знаки» Сергея — неудачи на работе. Именно во время неудач он острее всего хочет посмотреть обзоры новой техники.
Неудачи на работе никуда не денутся, но о них нужно знать. Когда в следующий раз Сереге придет в голову мысль «Не пора ли обновить смартфон?», он должен спросить себя: «А с чего я вообще об этом подумал? Моему телефону нет и года, он в хорошем состоянии. Понятно: это не мое желание. Это я так реагирую на критику шефа».
Привычку запускает конкретный триггер. Выясните, что вызывает у вас острое желание потратить деньги.
Сергей понял, что мысли о походе в магазин появляются после критики со стороны босса. Но еще он заметил, что поддается им, только когда не выспался, не успел пообедать или переживает. Контекст вредной привычки может быть и другим, но чаще всего мы теряем контроль над собой именно в такие моменты.
Вот как объясняет это Рой Баумейстер, профессор психологии из Университета штата Флориды и создатель теории об истощении эго. За самодисциплину отвечает префронтальная кора мозга, сравнительно новая в масштабах эволюции надстройка. Она требует много энергии и не влияет на выживание, поэтому в экстренных случаях организм на ней экономит. Экстренный случай — это когда мы устали, голодны, пьяны, болеем или в стрессе.
«Истощение эго», статья Роя БаумейстераPDF, 1,9 МБ
По мнению Роя Баумейстера мы хуже держим себя в руках, если силу воли только что пришлось «потратить» на что-то другое. Например, если утром вы были на тренировке, днем вам трудно выдержать долгое совещание. Или после похода в «Мегу» поссорились с женой из-за ерунды, потому что ресурс самоконтроля иссяк после пяти часов мучительного подбора модели стеллажа.
Чтобы вернуть власть над животным началом, скормите мозгу дозу глюкозы. Самый быстрый способ — съесть что-нибудь с сахаром, он быстро переработается в энергию. И хотя в последнее время часто появляются опровержения теории «истощения эго», кому-то этот метод помогает. Например, наш главред читает отзывы и ест пирожное, когда чувствует соблазн купить что-нибудь дорогое и ненужное.
Мы поддаемся вредной привычке не всегда, а только в определенном контексте. Узнайте свою зону риска и помогите мозгу сохранять контроль, напитав его энергией.
Когда Сергей покупает ненужную вещь, он всё-таки думает, что она нужна. Телефон больше не сядет во время разговора с клиентом, смарт-часы помогут вернуться в форму. В конечном счете Сергей хочет получать больше удовольствия от жизни. Это — награда, ради которой он заходит в торговый центр или на сайт, а всплеск дофамина идет бонусом.
Психотерапевт Ричард О’Коннор в книге «Психология вредных привычек» пишет, что за любым саморазрушающим поведением стоит стремление к нужному и желаемому.
Сергею он бы посоветовал не отказываться от своих потребностей, а признать, что ему вредит сам способ их удовлетворения.
Изменить средства несложно. Например, можно позвонить девушке, сходить в кино, заняться сексом или медитацией. Эндорфин работает как природное обезболивающее и отвечает за чувство счастья. Организму всё равно, получили вы его от «Самсунга», «Каро-фильма», «Дюрекса» или Центрального парка культуры и отдыха.
О роли эндорфина во всём, что доставляет нам удовольствие. Научная статья профессора неврологии К. Хоукса
Сергей решил откладывать деньги на мечту — курсы пилотов. Теперь, когда на работе случается провал, а руки чешутся зайти в онлайн-магазин, он открывает интернет-банк и переводит три тысячи рублей на накопительный счет.
Привычку нельзя побороть. Но можно заменить вредное действие на полезное. Разберитесь, ради чего вы поддаетесь соблазну, и придумайте другой путь к этой цели.
Держаться курса нам мешает развитый интеллект, объясняет психолог и профессор Стэнфорда Келли Макгонигал в книге «Сила воли». По ее словам, в экспериментах, которые проверяют способность принимать решения, обезьяны ведут себя дальновиднее, чем люди. Во-первых, мы переоцениваем силу самоконтроля. Ходим на тусовки с алкоголем, хотя пообещали себе не пить больше одного бокала за раз.
Во-вторых, мы часто попадаем в ловушки мышления: «Потерплю в другой раз», «Я сегодня сделал кое-что полезное, поэтому сейчас могу расслабиться» или «Да уже сорвался недавно, чего уж теперь». Профессор Макгонигал советует иметь на такие случаи четкий план действий «Если… то…».
Например, вот какой диалог должен разыграться в голове у Сергея:
— В прошлом месяце я решил не обновлять планшет, поэтому сейчас можно потратить те же деньги на смартфон.
— Вообще-то, ты тогда устоял потому, что копишь на курсы пилотов, а не потому, что тебе нужен смартфон на 25 граммов легче. Хочешь — сорвись, но тогда всё отменяется. Делай как раньше, и пусть опять 370 тысяч уйдут в никуда.
Не верьте доводам, которые приходят на ум. Скорее всего, это ментальные ловушки. Помните, чего ради вы себя ограничиваете.
Психологические причины, из-за которых люди постоянно тратят деньги
Не секрет, что деньги (а точнее, их отсутствие) являются основной причиной стресса у многих людей. Финансовые решения – когда совершать покупки, выплачивать долги или копить – требуют силы воли, разумного суждения и дисциплинированности. Но почему для людей, который не оказались жертвами экономического кризиса и не застряли в долговых обязательствах, задача свести концы с концами является подчас такой непосильной?
Одна из причин в том, что люди склонны тратить деньги, которых у них нет. Согласно недавним исследованиям, около трети людей в возрасте 30-49 лет имеют больше долгов на дебетовых картах, чем накоплений.
Почему же они тратят слишком много и почему эти импульсы так сложно подавить? Простой, казалось бы, вопрос, но ответ на него требует аналитических размышлений. Многие исследователи рассматривают эту проблему, и ниже можно узнать ряд причин, заставляющих много тратить.
Эмоциональный порыв
Будучи социальными существами, люди нуждаются во многих вещах: быть здоровыми, счастливыми, любимыми и признанными – иногда больше, чем все остальные. Рекламодатели пользуются этим последним стремлением людей – желанием вызывать восхищение в других, например обустроив самый красивый дом.
Иногда они взывают и к чувству страха, поставляя товары и услуги, которые могут обезопасить жилище или автомобиль от неприятного происшествия. Маркетологи исследуют образ жизни покупателей и общественное мнение, чтобы нажимать на психологические рычаги. Устоять перед таким тонким давлением бывает крайне сложно.
Людям нравится выгода
Найдя в магазине товар со скидкой, человек может почувствовать себя бережливым покупателем. Однако возможно и то, что эта покупка вовсе не была запланирована и заложена заранее в бюджет. В результате человек тратит на нее деньги, которые мог бы сэкономить, не подвернись ему этот уцененный продукт.
Слишком большой выбор
Чем больше решений вам приходится принимать, тем меньше шансов устоять перед искушением. Исследования показывают, что, когда сила воли людей ослабевает, они тратят больше денег и покупают больше товаров, чем те, кому не приходилось до этого бороться с искушением.
Социальный психолог Рой Баумейстер ссылается в качестве примера на одно исследование. Дилеры Audi обнаружили, что, приобретая машину, покупатели поначалу бывали очень придирчивы и взыскательны. Но чем больше решений им приходилось принимать по ходу выбора товара, тем менее требовательными и разборчивыми они становились. В результате, когда дело дошло до выбора обивки салона, покупатели уже израсходовали всю энергию и брали даже те вещи, которые им не нужны, тратя лишние деньги.
Сила воли, объясняют психологи, подобна мышце в теле: чем больше ее напрягать в течение одной тренировки, тем сильнее она устанет. Не слишком обеспеченные финансово люди постоянно принимают сложные денежные решения. Они рискуют тем, что их сила воли попросту истощится в определенный момент.
Еще одно исследование показало, что небогатые люди чаще покупают еду и напитки во время шопинга, чем финансово обеспеченные. Кроме того, покупатели в торговых центрах чаще совершают приобретения в третий час своего нахождения в них, потому что за это время успевают подвергнуться большому количеству соблазнов. В результате их сила воли приходит в упадок, и они уже не могут устоять. Но нередко о таких покупках они впоследствии жалеют.
Потребности VS желания
Одним из результатов глобализации торговли является то, что люди могут приобретать вещи, считавшиеся когда-то предметами роскоши: дорогие игрушки, электронику. Но главное, эти продукты стали производиться массово. Разрастание числа товаров для потребителей делает их более доступными, чем когда-либо.
Изобилие доступных вещей – это не так уж плохо. Но из-за этого очень сложно бывает решить, какие из них по-настоящему нам необходимы, а какие являются лишь прихотью, навязанной со стороны.
Покупка любви
Праздники, дни рождения и другие радостные события – это повод дарить подарки. Однако они неожиданно могут стать слишком внушительной статьей расходов. Достаточно подумать о Дне Святого Валентина, Дне матери, Дне отца, профессиональных праздниках, не говоря уж о государственных… Сколько же люди в сумме тратят в год по этим поводам? Кроме того, они склонны в этих случаях переплачивать: им кажется, что только так они в полной мере выразят свою любовь к близким.
Но даже в нашем материальном мире следует помнить, что лучше, чем подарки, люди запоминают впечатления, счастливые события. Так что есть смысл дарить близким эмоции, а не вещи.
Заполнение пустоты
В 2014 году американские исследователи опубликовали результаты своих наблюдений. Оказалось, что покупки поднимают людям настроение. Если человек чувствует себя грустным или сталкивается с проблемами, то такая шопинг-терапия помогает им воспрянуть духом.
Однако исследователи предупреждают: это ощущение контроля ситуации может быстро обернуться противоположным чувством: беспомощностью, когда человек оказывается в долгах. Поэтому преимущества такой «терапии» явно находятся под вопросом.
12 способов, как избавиться от привычки впустую транжирить деньги
Ситуацию, когда до зарплаты еще далеко, а наши «финансы поют романсы», и мы «в долгах, как в шелках», многие переживали на практике.
Транжирство, шопоголизм и ониомания
Впрочем, сейчас деньги можно потратить и не выходя из дома: стоит лишь включить компьютер и зайти на любой сайт, как на нас обрушивается реклама, где нас призывают купить товар, без которого никак нельзя прожить. Да и купить его можно, не почувствовав, как похудел кошелек, – стоит лишь перекинуть деньги с карточки на счет магазина. Можно и не за свои, а в кредит – что совсем печально, ведь платим мы чужие, банковские, а отдаем свои.
Большинство покупок, которые делают люди, – необдуманные, ненужные и нерациональные. Они сделаны под влиянием момента, бездумно. Причем очень часто люди в дальнейшем жалеют о покупке и выброшенных на ветер деньгах, но вскоре опять принимаются за свое. Людей, которые имеют склонность сорить деньгами, совершая импульсивные покупки, называют транжирами, а подобное качество личности – транжирством.
Не так давно появился термин «шопоголизм», обозначающий зависимость человека-шопоголика (англ. shopaholic) от покупок. Это более узкое понятие, чем транжирство, потому что транжирить можно не только деньги, но и время, ресурсы и пр. Шопоголизм же предполагает наличие непреодолимой тяги к хождению по магазинам и совершению покупок, которые для шопоголика становятся и развлечением, и отдыхом, и смыслом жизни.
Есть еще один термин, менее известный, которым обозначают неуемную страсть к покупкам – ониомания (в переводе с греческого – «для продажи» и «безумие»).
Любопытно, что термин «ониомания», служащий синонимом «шопоголизму», впервые применил немецкий психиатр в конце 19 века. Он считал, что ониомания имеет все признаки психологического заболевания и в той или иной степени характеризуется маниакальным поведением.
Кто может назвать себя шопоголиком
Значит, мы попали в психологическую зависимость и нас можно назвать шопоголиками со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Чтобы навести порядок в своих финансовых делах и избавиться от привычки много тратить, нужно разобраться в причинах.
Почему мы это делаем
Выделяют внутренние и внешние причины шопоголизма.
Внутренние причины шопоголизма
Внутренние связаны с психологическими проблемами. Психологи считают, что шопоголизму больше подвержены женщины, нежели мужчины. Она развивается у них на почве одиночества, при недостатке внимания, заботы и любви, в период депрессии. Шоппинг же можно назвать хорошим антидепрессантом, поскольку во время покупки происходит выброс «гормона счастья» серотонина и адреналина, который вырабатывается при стрессе. А ведь принятие решения о покупке и дальнейшее возможное разочарование в ней и является микрострессом. Таким образом, поход в магазин – это один из способов поднять себе настроение.
Кроме того, покупки повышают самооценку, дают ощущение свободы и собственной значимости: раз мы можем позволить себе купить ту или иную вещь, значит обладаем властью. Это ощущение усиливается вниманием и уважительным отношением со стороны продавцов, особенно если к обслуживанию добавляются сервисные услуги: кофе, красивые фирменные пакеты и т. п.
Внешние причины шопоголизма
Внешние причины подкрепляют внутренние. Человеку, который склонен к излишним тратам, трудно устоять перед рекламными хитростями и ловушками вроде: «только сегодня на весь наш товар скидка 70%», или «две вещи по цене одной» и пр.
Как перестать тратить деньги впустую The Village выясняет, как избавиться от привычки тратить деньги впустую, когда вы покупаете вещи импульсивно, на распродажах или подписываетесь на сервисы
Время от времени бесполезные покупки совершают все, и не каждый раз это зря: исследования говорят, что нельзя слишком часто отказывать себе в небольших удовольствиях. Но помните о том, что маркетологи вынуждают нас тратить больше, чем нужно: привлекают внимание к скидкам красным цветом, выставляют самые важные товары как можно дальше от входа, чтобы вы всегда проходили мимо менее полезных вещей, а также влияют на ваши чувства осязания (если вы потрогали вещь, то с большей вероятностью её купите), обоняния (запахи стимулируют продажи) и слуха (медленная музыка задерживает вас в магазине) и, конечно, учитывают ловушки, в которые попадает сознание — вроде склонности к подтверждению своей точки зрения. Все эти уловки хорошо известны, но от бессмысленных покупок как в рознице, так и в интернете всё равно может спасти только финансовая дисциплина.
Откажитесь от витринного шопинга и составляйте список покупок заранее. Это касается в том числе шопинга в интернете: хотя маркетологи в меньшей степени влияют на окружение, в котором вы находитесь, они используют в интернет-магазинах свои уловки. При этом желательно, чтобы вы заранее ограничили себя по бюджету.
Пользуйтесь вишлистом вместо корзины. Когда вы добавляете вещь в корзину, вы формализуете желание её купить. Если же вы добавляете её в вишлист, то можете легко о ней забыть, если на деле она не нужна. Вы испытаете приятное ощущение, когда позже будете очищать вишлист от хлама и осознаете, сколько денег сэкономили, не став покупать барахло.
Пользуйтесь подарочными картами с установленным номиналом: их можно купить во многих магазинах. Искусственно ограничив себя, вы не будете распыляться на бесполезные вещи и купите только то, что действительно нужно.
Установите приемлемый размер скидки — желательно не менее 30–50 %. Во время распродаж интернет-магазины незначительно снижают цены на некоторые вещи, надеясь, что покупатели не обратят внимания на размер скидки, поэтому проверяйте, сколько товар стоил раньше, и выбирайте только те, что существенно потеряли в цене.
Не покупайте вещи в первом попавшемся месте. Для начала сходите в Google или на «Яндекс. Маркет» и убедитесь, что изначальная цена на товар не завышена. Если же вы покупаете импортный товар, посмотрите, сколько он стоит в зарубежных интернет-магазинах: не исключено, что даже сейчас выгоднее будет заказать из-за границы.
По возможности платите наличными, а если вы покупаете в интернет-магазине, то каждый раз вводите данные карты вручную. Хранение платёжных данных увеличивает вероятность импульсивных покупок. Возможно, за минуту, которую займёт ввод данных, вы успеете отговорить себя — или, как вариант, вам просто станет лень доставать карту и вбивать данные с неё. По этой же причине оплачивайте покупки с настольных компьютеров, а не смартфонов и планшетов — перед новыми технологиями, вроде фотографирования банковской карты для считывания данных с неё, сложно устоять.
Не покупайте лишние вещи ради скидок и бесплатной доставки. Вам может чуть-чуть не хватать до заветной суммы, с которой начинается бесплатная доставка. Но за первой бесполезной вещью может легко последовать вторая, а потом и третья. Себе вы объясните это тем, что раз доставка бесплатная, то надо взять больше, и в итоге потеряете, а не сэкономите деньги.
Время от времени проверяйте, не подписаны ли вы на ненужные вещи. Среди них могут быть:
— кабельное телевидение. Провайдеры обычно предлагают подписку на него в одном комплекте с домашним интернетом, но если вы предпочитаете телевизору социальные сети и YouTube, то это бессмысленная трата;
— журналы и газеты. Все ли из них вы успеваете читать? Надеяться, что со временем вы успеете прочитать всё, по меньшей мере наивно;
— подписки, которые не вошли в привычку. Это может быть платный аккаунт на сайте, который вы только недавно нашли, или книжный сервис — хотя вы успеваете читать не больше 1–2 книг в месяц. Также есть опасность купить во время праздничной распродажи годовую подписку по выгодной цене и потом ею вообще не пользоваться;
— подписки, которые перестали быть выгодными. Прежде всего это тарифы на мобильную связь и интернет, которые постоянно обновляются. Выберите себе день в году, в который вы будете проверять эти и другие траты — и либо обновлять подписки, либо отписываться от них;
— подписки, которым есть бесплатные аналоги. Допустим, вы можете быть не таким большим поклонником музыки, чтобы ежемесячно отдавать деньги за Apple Music, и вам хватит бесплатного прослушивания в «Яндекс. Музыке» или аналогичном сервисе.
Последний способ избежать бесполезной траты — это так называемый тест незнакомца. Спросите себя: если бы незнакомый человек предложил вам столько же денег, сколько стоит эта вещь, что бы вы выбрали — деньги или эту вещь? Возможно, вы поймёте, что эти деньги разумнее направить на что-нибудь ещё, и в последний момент передумаете.