что делать если хочется спать в автобусе
Из-за чего в едущем транспорте часто хочется спать?
Во время поездок на автобусе или поезде многих людей начинает клонить в сон. Это очень распространенное явление, поэтому логично предполагать, что укачивание во время езды каким-то образом влияет на организм. Причем не только на человеческий, но и на организмы мышей. Изучением этого явления ученые занимаются уже много лет подряд и недавно американские исследователи сделали заметный прорыв в этом деле. Они провели эксперимент и выяснили, что помимо людей и мышей укачивание усыпляет даже некоторых видов мух. Так как мозги насекомых очень маленькие, ученым гораздо легче определить, на какие именно нейронные связи воздействуют плавные движения. Еще немного и нас станет известно, почему именно укачивание заставляет людей и животных спать. А пока давайте рассмотрим несколько интересных фактов об этом явлении и узнаем, какой именно эксперимент провели ученые.
Из-за плавных движений люди хотят спать и это очень странное явление
Почему укачивание усыпляет?
О проведенном эксперименте и его результатах было рассказано в научном журнале Cell Reports. Люди уже с давних времен заметили, что если младенцев качать на руках, они быстрее засыпают. Но при этом никому до сих пор неизвестно, почему плавные движения настолько сильно расслабляют человеческий организм. И ведь этот трюк работает с людьми всех возрастов. Ведь со всеми бывало, что во время долгой поездки в автобусе или поезде, начинало сильно клонить в сон? Из-за возникающих вибраций в человеческом организме явно возникают какие-то изменения и это явление важно изучить как можно более подробнее.
Ученые до сих пор не знают, как «убаюкивание» влияет на мозг
Изучать влияние плавных движений на организм на примере человеческого мозга сложно из-за его больших размеров. В ходе некоторых исследований ученые выяснили, что «убаюкивание» таким же успокаивающим образом влияет и на организмы мышей. Но и их мозги не настолько маленькие, чтобы быстро изучить загадочное явление. Ученым стало интересно, как на укачивание реагируют дрозофилы — плодовые мухи, на которых часто ставятся научные эксперименты.
Между сном людей и мышей есть много общего
Как спят мухи?
По словам автора проведенного исследования Кюнхи Коха (Kyunghee Koh), они поместили одну муху на вибрирующую поверхность и наблюдали за ее реакцией. Сначала в ответ на вибрацию муха активничала и явно не понимала, что происходит. Но потом она начала успокаиваться и, в конце концов, уснула. По мнению авторов научной работы, насекомое просто привыкло к новым условиям и поняло, что вибрация никак ей не навредит. При этом, по каким-то причинам, она настолько утратила бдительность, что уснула.
Иллюстрация, сделанная авторами научной работы
Исследователи пришли к выводу, что мухи спят почти так же, как и люди. Более того, после «убаюкивания» муха вела себя гораздо бодрее, как будто спала лучше, чем обычно. При этом внезапно включившийся свет и громкие звуки будят муж так же быстро, как и людей. Эти особенности делают дрозофилов еще более полезными для науки созданиями. Ученые часто используют их в экспериментах, потому что они обладают небольшими размерами и коротким жизненным циклом. А это значит, что на их примере можно проверять влияние различных раздражителей. Есть также учесть, что их легко культивировать, они как будто вообще созданы для науки.
Так как сон этих мух оказался очень похож на человеческий, ученые собираются провести еще несколько экспериментов. В их рамках они хотят выяснить, на какие именно участки мозга влияют легкие покачивания. Выяснив это, ученые смогут догадаться, как именно такие движения влияют на человеческий организм. Когда эта тайна будет разгадана, исследователи смогут использовать полученные знания для лечения бессонницы и других проблем со сном. Вдобавок ко всему этому, авторы научной работы планируют выяснить, как на качество сна влияют свет, звуки и запахи.
Если вам интересны новости науки и технологий, подпишитесь на наш Telegram-канал. Там вы найдете анонсы свежих новостей нашего сайта!
Ученые постоянно изучают влияние сна на организм человека. Поэтому не удивительно, что на нашем сайте полно статей на эту тему. Недавно моя коллега Любовь Соковикова рассказала, как ночь в одной постели с любимым человеком влияет на качество сна. Как и предполагалось, сон с близким человеком сказывается на организме очень хорошо. Но в чем именно заключается польза? Узнать ответ можно прочитав эту статью.
. Как не уснуть в автобусе?:)
Всем здравствуйте.
(длиннопост)
Работаю, учусь на заочном.
Сессия в самом разгаре, и тут история с автобуса.
Сегодня после работы, забежав домой за тетрадкой(общая на 96 листов с разделителями на несколько предметов, удобная вещь однако), пошёл на остановку, предварительно вставив наушники в уши, ибо слушать гул машин, разговоры людей, шум от колес по заснеженному асфальту;
одним словом лучше музыку, чем шум города, это вам не природа:)
Да и погрузиться в музыку, уйти в себя, и идти(ехать) до места не замечая суеты намного приятнее)
Да, остановки посчитаны, ибо не во всех автобусах объявляют остановку, а в заполненном автобусе до кондуктора не добраться. А запомнил сколько остановок, т.к. когда впервые еду в незнакомую часть города, то по «БубльГису»(не реклама) смотрю на чём и как ехать, при этом просто подсчитываю остановки, так знаешь на какой выйти и не паришься пропустишь ли. Пару раз проехать так, и потом уже просто по ориентирам смотрю приехал ли.
А вы как делаете?
Так вот, пока шёл на свое «любимое» место заметил по пути, как школьник с портфелем, лет 10-12 кивает(кемарит) на месте перед моим.
Я спокойно усевшись на свое, заплатив за проезд; посчитав циферки на билете, вдруг счастливый, и не говорите что так не делаете:), продолжил слушать музыку и смотреть в окно.
Да да, взрослый парень, считаю циферки на билете, а вы разве нет? Но я не ем, если счастливый билет, просто в карман)
Смотрю парнишка прям проваливается в сон, при изредка резких движениях автобуса резко поднимает голову, мол проснулся, и потом почти сразу снова голова «медлеееннноо» опускается и он в дрёме.
Проехали первую остановку, смотрю он не просыпается. Наушники лень снимать, говорить что-то тоже не хочется, люди всякие бывают. Рядом с ним никто не сидел, потом уже на 1ой остановке подсели, значит один едет понял я.
Ну думаю пускай спит, ехать ещё 5 остановок. Таким образом я его ещё 3 остановки будил, только толчки с каждым разом были сильнее:) Та же история, он просыпался, смотрел в окно, и дальше проваливался в сон.
Ну я уже привык, самому смешно, люди слева от меня тоже улыбку тянут, но остаётся ещё 2 остановки и мне выходить. Я уже задумался снять таки наушники и нормально парнишке сказать «не спать, проспишь до конечной».
Но смотрю 6-ая остановка уже, ну я как пнул уже ещё сильнее, чем раньше, школьник вздрогнул, то ли он опять не понял, то ли подумал, что автобус так дребезжит.
Короче он всмотрелся в окно, задвигался, протёр глаза, одел шапку, закинул портфель на 1 плечо и наконец-таки вышел на остановке(как раз возле школы). На следующей вышел я и с улыбкой пошёл в универ, мелочь, а приятно:) А то парнишка проехал бы дальше, но зато выспался бы наверное))))
У меня всё.
Спасибо, что прочитали до конца;)
Извините за «много букафф», первый длиннопост.
Буду стараться:)
Коммент для минусов внутри:)
С уважением, timepoka.
Удачи всем в учёбе и в дороге)
Ребёнок
Сегодня целый день льёт дождь.
Я промерзла до глубины костей, как только вышла из метро на улицу.
Даже сигаретный дым получалось втягивать как-то судорожно.
Заскочила за стеклянную остановку- будто там может быть тепло. Не было. Но я отчаянно придумывала себе тёплые ощущения. Замерзая мне виделось, как я простыну, после такого ожидания трамвая и заблаговременно проклинала небеса.
Рядом со мной, в том же самом холоде, резвилась девочка лет 5. Смешно, но ей было совершенно пофиг на холод.
Она приплясывала и сосала разноцветный леденец. Ей было комфортно и видимо тепло.
Как стало ясно из подслушенного разговора, она абсолютно счастлива каждому дню и событию, ежедневно случающимся. И искорки безоблачно счастья долетали до моих ушей и грели их.)
На одной и той же остановке.
В одном и том же мире.
Осознанные сноведения
Однажды произошло со мной чудо. Ну если, кончено, можно так сказать. Пару раз в жизни я чувствовал осознанные сновидения, но было это в разряде именно «чувствовал»: «ого на меня напал зверь» (почему-то это всегда была критическая ситуация), и перепугвшись я начинал осознавать что сплю, глаза открывались, видел все вокруг и осознавая реальность. Уже потом понимал что спал, но двигаться не могу и это был сонный паралич. Страшная ситуевина: вроде в сознании, но тело спит, хотя мозг нет, и он (мозг) тот самый проказник продолжает путать сон с реальностью. Так вот, это вступление тем, кто подобного не испытывал, а теперь к самому сну:
Приехал на дачу, лёг спать днем уложив дочь. И тут началось: проспав примерно часа два я проснулся, встал и оделся. Все хорошо. Однако выходя их комнаты обратил внимание на дверь: она же была коричневой? Теперь она полностью бордово-красная. Почему?
— привет, ты тут откуда?
— а я пельмени готовлю, все ок.
(приходит осознание что он часть сна)
— ок ну и что хочешь?
(от ответа я ошарашен был:он признал, а я понял что точно сплю)
— скажи как проснуться и будешь здоров.
— все просто: сосредоточиться и резко открой глаза. Резко. Сильно.
Тут я последовал совету и сделал как сказал мне мой новый знакомый (вероятнее моё неосознанно подсознание)
Живу я Петербурге, красногвардейский район. И некоторые, с индивидуальной идеей личности, пишут балончиком на стенах простое слово «проснись». Читая это меня до сих пор охватывает дрожь. А вы все тут настоящие? Или это все ещё сон?
Ответ на пост «Родина-матрица зовёт!»
Лет в 20 очень много и часто «Общался» с военкоматом, постоянные походы по врачам, справки и повестки.
Приснился мне тогда сон что мне приходит повестка, я достаю ее из почтового ящика, открываю, а из конверта вылазит маленький такой фотоаппарат с фосфорно вспышкой и фотографирует меня в момент вскрытия как доказательство того что я ее получил. о_О
Как меня мозг обманул
Сплю. Будильник на утро поставил. Снится сон : я попал на соревнования, где главная задача спать и не реагировать на музыку, которую включит ведущий. Все участники легли и уснули, спустя 5 минут включили песню. Во сне я очень крепко спал, музыку слышал, но безумно хотел выиграть. Старался максимально игнорировать посторонние звуки.
Тем временем в реале играла мелодия будильника. Целых две минуты. В общем конкурс не выиграл 🙁
Мозг хитро придумал.
Ночной автобус в Японии
Как спали в Средние века
Безмятежный сон по 8-10 часов – недостижимая мечта для человека Средних веков.
Безмятежный сон по 8-10 часов – недостижимая мечта для человека Средних веков. Трудно представить, но люди прошлого не высыпались в привычном нам понимании. Причин было много: и нехватка личного пространства, и скученность жизни, и традиции.
В замке знатного господина хватало помещений, но спален могло оказаться меньше, чем домочадцев. Дело в том, что большие крепости строились с оборонительной целью, а вот про комфорт стали думать много позже. Зимой в каменных стенах мёрзли даже богатые, а потому часто бывало, что укладывались на ночлег всем семейством. Если в одной комнате располагались родители и дети, плюс няни и горничные (такое бывало весьма часто), о покое говорить не приходилось. Кто-то мог захрапеть, младенцы – заплакать, а у кого-то не было желания спать, и он тихонько переговаривался с «соседом». Идеальная тишина наступала ближе к середине ночи.
Люди рангом попроще тоже нередко жили все вместе. Лавочники держали на первом этаже своё «предприятие», а на верхних – жилые комнаты. Семья часто состояла не только из родителей и детей, но и незамужних родственниц, осиротевших младших братьев, или подмастерьев, которых отдали из деревни в город обучаться ремеслу. От этой разношёрстной компании тоже было трудно добиться соблюдения полного молчания с условных десяти вечера до самого утра.
А еще ведь были школяры, сущее наказание для европейских городов! Вот уж кто не задумывался о покое ближнего своего. Наоборот, они были не прочь прогуляться по тёмным улицам с громкими песнями: авось кто-то сбросит из окошка монету, чтобы они перестали? (я писала об этом в статье «Экю за тишину»).
А в книге 1561 года «Остерегайтесь, кошка» есть занятный момент. Едва оказавшись в опочивальне, один человек затевает ссору с двумя другими. При этом дается уточнение: остальные были погружены в «первый сон». Дело в том, что в Англии шестнадцатого века совершенно обычным явлением было делить сон на два отрезка.
С осени по середину весны большая часть дня была тёмной. Просыпались с рассветом (а то и раньше), занимались делами, а когда вечерело отправлялись на покой. Но это не означало, что англичане спали по 12-14 часов. Они пробуждались около полуночи, какое-то время бодрствовали, и затем снова засыпали.
Об английской традиции разделять время сна историк Роджер Экерч написал целую книгу. Это он проанализировал письма и литературные произведения времён Средневековья и Ренессанса, чтобы сделать такой вывод. Например, заметки французского врача XVI века, Лорана Луи Жубера, которые дают указание супругам, когда им лучше приступать к продолжению рода: непременно после первого сна. То есть, в середине ночи, предварительно отдохнув.
Просыпались около полуночи и по вполне естественным причинам, для которых требовался ночной горшок. Женщины поднимались, чтобы замочить бельё. Прислуга проверяла, не погас ли камин у хозяев. На кухне замешивали тесто, чтобы к утру оно «поднялось». Если в 2-3 часа ночи половина дома была на ногах, это никого не удивляло. Завершив всё, что хотели, домочадцы снова укладывались. Теперь уже до окончательного пробуждения.
Даже в семнадцатом веке мемуарист Сэмюэл Пипс отмечал, что ему приходится частенько просыпаться. Будил стук дождя, возня прислуги, а еще разнообразные звуки за окнами:
«Многие ещё не легли спать, а молочники, водоносы и рыбные торговки уже встали».
Скрип колёс, стук лошадиных копыт, неожиданно возникшая ссора на улице — всё это составляло обычный городской шум, который не способствовал глубокому сну.
Те же, кто спозоранку поднимался на работу, и не успевали отдохнуть ночью, спокойно добирали в дневные часы. В 1563 году в Англии был принят особый закон о ремесленниках. Он устанавливал, что с середины мая по середину августа, каждый работник имеет право прикорнуть на полчаса днём. В теплое время года солнце вставало раньше, будило всех и режим «двух снов» прекращался до осени. Чтобы люди не слишком уставали, о них решили позаботиться таким вот образом.
Знатные люди тоже были не прочь перехватить час-другой сна среди дня. Генрих VII, а потом и его сын, время от времени удалялись в дальние покои дворца Хэмптон-Корт, чтобы побыть в одиночестве. Еще раньше вздремнуть днём любил король Эдуард IV.
Обычай рано ложиться, вставать среди ночи и потом снова засыпать начал сходить на нет в семнадцатом веке. Постепенно улицы европейских городов стали освещаться, свечи стали доступнее, и уже не было необходимости рано ложиться. Можно было спокойно выполнить все, что запланировано на день, и затем отправиться к себе. Ирландский писатель и журналист сэр Ричард Стил (1672-1729) относился к этому неодобрительно. Он считал, что утренние часы, чем раньше, тем лучше, отлично подходят для работы. И считал людей, поздно ложившихся и поздно встающих не очень трудолюбивыми.
Так что в Средние века и в эпоху Ренессанса люди спaли по 2-3 раза за день. Правда, в книге 1739 года — «Женские заботы» — Мэри Кольер тоже сообщает: «Мы часто среди ночи встаем». Да и на картинах XVIII века можно увидеть популярный сюжет: утомившись от полевых работ, крестьяне безмятежно отдыхают.
Маршрут
Москва. Сижу в автобусе. На остановке открываются двери и женщина (Ж) не заходя в автобус обращается к водителю (В):
— (Ж) Это 244-й маршрут?
— (В) Пять. Четыре. Четыре!
— (Ж) Т.е. он идёт по 244-му маршруту?
— (В) Он идёт по 544-му маршруту!
Тёплый уютный обрыган
Когда организм сопротивляется всеми силами
Мне приснился фильм
Вчера ночью мне приснился фильм, который я когда-то давно видел. Поняв, что я сплю, в голову пришла мысль пересмотреть данный шедевр, как только проснусь.
Проснувшись, я долго лежал в ступоре, по чуть-чуть осознавая, что данной картины не существует в природе. Тщетные попытки гуглить, так-же не завершились успехом.
Пол утра ходил с мыслью, что идея мне на столько понравилась, что я прям обязан сесть за написание сценария и поделиться им с миром, хоть и к литературному делу никогда не имел отношения, кроме наличия небольшой домашней библиотеки классики. Не долго думая, сварил кофе и за час набросал черновик.
Прошу оценить небольшой набросок и высказать ваше мнение.
Не спать! 7 способов побороть сонливость за рулем
Около четверти всех аварий на дороге происходит по вине заснувшего водителя. Даже у хорошо отдохнувшего человека скорость реакции снижается в два раза через 4 часа непрерывной езды. 103.by расскажет, как понять, что появился риск засыпания за рулем, и какие меры предпринять, чтобы это не привело к трагедии.
Человек в процессе езды часто не замечает, что у него снизился уровень концентрации. Многие предупреждающие звоночки игнорируются, и тогда как следствие — «внезапное» отключение водителя за рулем.
Появление следующих признаков понижения концентрации внимания должны вас насторожить:
Также необходимо учитывать, что у уставшего водителя может наблюдаться так называемый микросон (отключение внимания на 10-20 секунд при открытых глазах). Поэтому бороться с сонливостью нужно уже при ее первых признаках.
Дальнобойщики делятся секретом, что не заснуть за рулем им помогают перекусы. Именно перекусы, а не плотные ужины, после которых еще больше клонит в сон. Для этого в дороге подойдет пища, которую можно достаточно долго жевать или рассасывать, при этом еда должна обладать выраженным вкусом (цитрусовые, кислое яблоко, орехи, сухофрукты, горький шоколад). Как показывает практика, эффективнее всего с сонливостью борется долька лимона, подложенная под язык.
Многие водители совершают распространенную ошибку — берут с собой в дорогу различные напитки на основе кофеина, чтобы суметь вовремя взбодриться. Но действие такого питья весьма краткосрочное (всего 1 час), а негативные последствия в виде учащенного сердцебиения и расфокусировки внимания длительные. Более того, на сильно уставшего человека ни один кофеинсодержащий напиток в должной мере подействовать не сможет.
Так что пить за рулем кофе, чай и энергетики абсолютно бессмысленно. В отличие от минеральной воды, воды со льдом и лимоном, цитрусовых соков, неспиртовых настоек женьшеня, эхинацеи и элеутерококка.
Один из способов, которые часто рекомендуют дальнобойщики, — использовать против сна резкие запахи. Конечно, можно просто купить ароматизатор, но, как показывает практика, к их запаху водитель быстро привыкает и уже максимум через 2 часа практически на него не реагирует.
Хорошей альтернативой могут стать натуральные эфирные масла. Пары капель на бумажной салфетке вполне хватит, чтобы эффективно отогнать сон на 1-1,5 часа. После этого можно использовать другое масло. К тонизирующим ароматам относятся все цитрусовые, эвкалипт, сосна, ель, корица, кардамон, гвоздика и тимьян.
Пассажир — пожалуй, лучший способ не дать водителю заснуть за рулем. Общение идеально помогает избавляться от сонливости, к тому же попутчик сможет контролировать состояние автомобилиста, следить за глазами и реакциями и вовремя растормошить его. Если за рулем придется провести четыре и более часов, лучше не только разговаривать, но и играть в логические игры. Даже простая игра в слова поможет мозгу работать в нужном режиме.
При этом пассажиры могут представлять и опасность для водителя. Происходит это в том случае, если они засыпают в машине. Поэтому сонных попутчиков лучше пересаживать на заднее сидение.
Совет №5: Двигайтесь
Заставить мозг проснуться помогает физическая активность. Поэтому если водитель чувствует, что постепенно проваливается в дрему, можно интенсивно подвигать плечами, сделать несколько наклонов головы. А лучше всего остановиться, выйти из машины и пару раз интенсивно присесть, наклониться, произвести несколько резких вдохов-выдохов. Такая зарядка займет всего 2-5 минут, а бодрости хватит еще на несколько часов дороги.
Кроме этого, во время остановки можно выполнить зарядку для глаз, даже не выходя из машины: последовательно переводить и фиксировать взгляд на руле, дальней точке дороги, в зеркале заднего вида, в боковом зеркале, на встречной полосе и так далее. И после того как глаза отдохнули, продолжать движение.
Очень хорошо для длительных поездок составлять свой плейлист, в котором не будет медленных и расслабляющих песен. Важно подбирать композиции со знакомыми текстами, ведь многим водителям помогает избавиться от сна пение.
Во время пения легкие начинают работать интенсивнее, а значит, кровь лучше насыщается кислородом, и это тоже оказывает бодрящее действие на организм. Если есть возможность, нужно на короткое время открывать в машине окно: свежий воздух усилит эффект.
Вдобавок вспоминать текст песни — работа для мозга, а пока он занят, засыпания не произойдет.
Если все средства борьбы со сном не помогают дольше, чем на 30 минут, это значит, что организм уже предельно изможден. Продолжать езду в таком состоянии крайне опасно: что бы ни делал водитель, его мозг в ближайшее время все равно отключится. Даже если микросон займет 5-10 секунд, этого хватит для трагических последствий.
Лучшее, что можно сделать в такой ситуации, — остановиться у обочины и дать себе поспать хотя бы 15 минут.
В пути захотелось спать – гоним сон с помощью правильной остановки. Как это – «правильной»?
Повод для написания этого материала довольно грустный: с начала сезона отпусков уже второй мой товарищ попал с трассы прямиком в больницу с компрессионным переломом позвоночника. Оба оказались там по простой причине – перевернулись на крышу после того, как уснули за рулём. Однако никаких советов о борьбе со сном сегодня не будет: у меня по этому поводу есть определённое мнение, которое изложу чуть ниже. А поговорим о совсем другой вещи: как правильно останавливаться на трассе.
Один из этих двух товарищей как-то спрашивал меня: как ты можешь проезжать по полторы-две тысячи километров за один присест и не засыпать? Мол, поделись секретом. Я ответил, что никакого секрета тут нет, есть одна только дурь. Иногда, правда, есть крайняя необходимость, но чаще – просто дурь. И никаких советов на тему «Как не уснуть за рулём» я никогда давать не буду. Я не знаю ни одного человека, который смог бы победить сон. Можно грызть семечки, пить лимонный сок с кофе или орать во всё горло песни, но сон в итоге всё равно победит. Поэтому если тянет в сон, нужно останавливаться у ближайшего мотеля и спать. В крайнем случае можно поспать и в машине – это всё равно лучше, чем ехать с закрывающимися глазами. И ни в коем случае нельзя доверять своему организму, который вроде бы сам по себе не отключается, и «я всегда пойму, что сейчас усну, поэтому за рулём не усну никогда». Все, кто засыпал за рулём, думал точно так же. Борьба со сном – самое бесполезное занятие на свете. Каким бы сильным борец не был, сон всё равно победит. Так что сутки за рулём без сна – это очень опасно и довольно глупо.
Другое дело, что иногда путь не слишком далёк, но в сон всё равно потянуло. Такое часто происходит при двух обстоятельствах: если долго ехать за другой машиной или лететь по платной трассе с минимальным трафиком и крайне унылой однообразной картиной за стеклом. Вот такое сонливое состояние прогнать не только можно, но и нужно. И сделать это несложно – достаточно сделать правильную остановку. Именно правильную! Начать нужно с поиска места.
Место встречи
Ясно, что останавливаться можно только в разрешённых ПДД местах, поэтому ни о какой остановке на автомагистрали речи быть не может. Но даже среди тех мест, где теоретически остановиться можно, всегда есть выбор удачных и неудачных позиций. Поэтому как только начинает тянуть в сон, начинаем выбирать место для остановки.
На хороших трассах нет ничего лучше организованного места отдыха. Это, конечно, вариант идеальный, но не всегда достижимый. Поэтому постараемся найти ещё какое-то приемлемое место.
Вставать на обочине – это не лучшая идея. Гораздо безопаснее будет искать какую-то второстепенную дорогу, на которую можно свернуть со своей полосы. И уже на этом этапе начинается первая попытка победить сонливость: концентрация внимания при поиске поворота на второстепенную дорогу (или «отворотку», как говорят некоторые водители) требуется заметно выше, чем при движении по своей дороге. Поэтому волей-неволей уже начинаешь просыпаться.
После того, как дорога найдена, сворачиваем на неё и встаём на обочине. Чем дальше от проезжей части – тем лучше. Выходим из машины и приступаем к решительным действиям, которые помогут одолеть не только сон, но и предстоящий путь до финиша.
Сели-встали
Начнём с того, что отойдём от него немного в сторону, присядем и посмотрим под машину. Ничего нигде не капает? Прекрасно. Но лучше присесть ещё пару раз: приседание полезно само по себе, а внимательность при осмотре на предмет каких-нибудь подтеканий ещё полезнее. Кстати, не удивляйтесь, если что-то всё же будет капать: обычно на летней трассе с дренажа кондиционера подтекает водичка – обычный конденсат. Это нормально.
Второе упражнение – ходьба с наклонами. Настоящие водители помнят, как это делать: надо ходить вокруг машины и трогать диски колёс. Можно, конечно, не наклоняться, а ещё раз поприседать, не суть важно. Важно щупать диски. Тут проверяем несколько вещей – тормозные механизмы и ступичные подшипники. Если что-то неисправно, диск будет горячим. Небольшое замечание: тёплым он имеет право быть, горячим – нет. Если все диски одинаково тёплые, то всё хорошо. Если один из них горячее, нужно будет разбираться, что идёт не так. Скорее всего, подклинивает суппорт, а на трассе по нагреву эту неисправность обнаружить проще всего.
Заодно можно попинать колёса. Говорят, это нужно делать, чтобы отлепить… ой, чтобы проверить давление в шинах. Ну, давление так проверить, конечно, не получится, но если какая-то шина спустила уже сильно, заметить можно. Но главное, опять же, это физическая активность. Заодно можно посмотреть, на месте ли все шпильки или гайки колёс.
На этом внешний осмотр можно закончить. Открываем капот и смотрим, как дела под ним.
Чисто, сухо и не пахнет
Сразу после открытия капота нужно принюхаться к воздуху: нет ли запаха гари или масла? Если нет, можно приступать к осмотру.
Долго тут разглядывать нечего, но кое-что проверить нужно обязательно. Во-первых, уровень охлаждающей жидкости (антифриза). Конечно, открывать бачок не надо (можно здорово обжечься), и нет необходимости проверять уровень антифриза по меткам. Его нужно проверять на холодном моторе, поэтому достаточно убедиться, что антифриз в бачке есть. Если даже он ниже минимального уровня, паниковать не надо. Скорее всего, после остывания мотора антифриз вернётся на своё место. Насторожить должен только пустой бачок.
А вот уровень масла нужно проверить тщательно. Даже исправные моторы во время «прохвата» по трассе могут немного подъедать масло. Криминального в этом ничего нет (хотя, конечно, намного спокойнее, если мотор не ест масло совсем), но допускать падение уровня масла ниже отметки min на щупе ни в коем случае нельзя. Особенно если есть плохая привычка ездить по трассе на высшей передаче и на минимальных оборотах мотора для экономии топлива. В таком режиме маслонасос сам по себе может работать не в полную силу, и если уровень масла низкий, можно запороть вкладыши коленвала. Так что уровень должен быть в норме.
Как его проверять, рассказывать не буду, но две вещи напомню. Первое – это необходимость дать маслу время, чтобы стечь в картер. Поэтому проверку уровня масла можно начинать только минут хотя бы через десять после остановки (после осмотра колёс и всего остального, о чём говорили выше). Второе – это горизонтальность площадки, на которой стоит машина. По-хорошему, уровень масла всегда надо проверять именно на строго горизонтальной площадке, поэтому нужно убедиться, что машина стоит ровно. Некоторые моторы очень критически относятся даже к небольшим наклонам, и это надо учитывать.
Пока капот открыт, можно долить «омывайку». После чего его можно закрыть и завершить осмотр проверкой ближнего света или дневных ходовых огней.
Понятно, что ничего крайне важного (кроме, пожалуй, уровня масла) в этой проверке на остановке нет. Но если закинуть в бардачок небольшой чек-лист (подтёки снизу, диски колёс, гайки/шпильки колёс, посторонние запахи под капотом, антифриз, масло, «омывайка») и методично на остановке пробежаться по списку, сонливость уйдёт точно. Ну и за машину будет спокойнее, что тоже приятно и полезно.
И ещё немного
Во время всех этих проверок нужно попытаться сосредоточиться именно на них, а не на чём-то, о чём думали за рулём. Смена объекта внимания на остановке важна не менее, чем физическая активность. Желательно подходить к этому вопросу тщательно. Я, например, растягиваю удовольствие, натягивая перчатки, в которых удобнее хвататься за колёсные диски или масляный щуп. А после проведения осмотра будет нелишним помыть руки и умыться. После этого практически всегда приходит состояние приятной бодрости.
Однако надо заметить, что если приступы сонливости повторяются часто, всё-таки придётся остановиться на сон. Даже двадцать минут сна непосредственно на водительском кресле значительно снизят шансы вырубиться прямо на дороге – они перебьют такой затягивающий сон.
К сожалению, остановки бывают и вынужденным. Это тема для другого разговора, но если мы уж говорим про остановки, на всякий случай напомню: вынужденная остановка на дороге – это очень и очень опасно. Если во время движения почувствовали, что с машиной происходит что-то не то (появился непонятный звук, изменилась тяга мотора, изменилась управляемость, загорелся «чек»), нужно сразу же перестроиться правее, ближе к обочине. В этом случае, даже если машина заглохнет, всегда можно успеть перестроиться на обочину. И даже на обочине лучше будет высадить из машины пассажиров и отвести их подальше от дороги. Ну а саму машину нужно обозначить аварийкой и знаком аварийной остановки. В тёмное время суток – и габаритными огнями. Если нужна помощь, смело вешайте на боковое зеркало светоотражающий жилет: последнее время эта просьба о помощи часто не остаётся незамеченной. Кто-нибудь обязательно поможет.
А закончу повторением сказанного: хочется спать – спите. Остановка с осмотром машины поможет один-два раза, и если за это время доехать до финиша не получилось, лучше не рисковать ни своей жизнью, ни жизнями пассажиров и соседей по потоку.