что делать если чужой взрослый отчитывает вашего ребенка
Что делать, если твоего ребёнка ругают другие родители?
Детская площадка — целый мир со своими нормами и правилами. Здесь можно стать лучшими друзьями на 1,5 часа прогулки, можно найти новую игрушку взамен своей старой, а можно разругаться до слез. В последние истории, правда, обычно вмешиваются родители. Детский психолог и арт-терапевт Елена Бурьевая рассказывает, как реагировать, если вашего ребенка начинают ругать другие взрослые.
Вопрос. Здравствуйте. Что делать, когда моего ребёнка на детской площадке начинают ругать чужие мамы?
Ответ. По различным причинам иногда некоторые взрослые могут позволить себе делать чужим детям некорректные замечания, связанные с их поведением.
Причин может быть много. Например:
Но как бы там ни было, когда посторонний взрослый ругает ребёнка, у родителя появляется инстинктивное желание не присоединиться к замечаниям, а защитить от них. И это правильно. Защитить в такой ситуации — это гораздо лучше, чем устроить показательную порку перед посторонними людьми.
Позволяя себе ругать и отчитывать ребёнка громко в людных местах, мы стыдим его, заставляем испытывать чувство вины, ребёнку в итоге становится неловко, а мы таким своим поведением как бы позволяем всем присутствующим вести себя так же с нашим ребёнком. Поэтому очень важно помнить, что не надо быть хорошей мамой для других детей и в глазах чужих мам, нужно быть хорошей мамой для своего ребёнка.
Чего точно не нужно делать, если вашему ребёнку делают замечания:
Я думаю, каждый слышал какую-нибудь историю, как родители после детского конфликта на площадке начинают разбираться сами «по-взрослому». Как вы думаете, это хороший пример детям? Это и стресс для ребёнка, и негативный шаблон действий («Если мама обзывает тётю, то и мне так можно»).
А что делать в таких ситуациях? Я предлагаю несколько вариантов:
Самое главное — объяснить своему ребенку: дети разговаривают с детьми, а взрослые — со взрослыми. Скажите, что слушаться нужно только маму и папу (бабушку, дядю, тётю, няню). А если ребёнка будет отчитывать чужой взрослый, научите его следующей фразе: «Сейчас я маму позову, и вы с ней поговорите».
Почему мамы презирают других мам и высмеивают их стиль воспитания
Пока ребёнок маленький, его интересы должны отстаивать родители, но как только ребёнку предстоит войти в общество сверстников, он должен знать, как реагировать на действия обидчиков. Для этого дайте ребёнку возможные шаблоны действий — например, расскажите сказку с похожим сюжетом и поведением героев.
А можно ли вообще делать замечания чужим детям?
Допустимо. Но важно помнить, что мы имеем право защищать границы своего ребёнка, но не имеем права нарушать границы чужого. Поэтому делать замечания нужно очень вежливо и корректно. Например:
Конечно, серьёзно ругать, отчитывать, приказывать, указывать, учить чужого ребенка непозволительно.
Уважайте других родителей, их стиль и методы воспитания. Не нужно унижать, оскорблять или навешивать ярлыки — как своим детям, так и чужим. Если вас категорически что-то не устраивает в поведении чужого ребенка, то подходите к его родителям с просьбой о помощи. Помните, что нужно быть корректным, говорить в спокойном тоне, без упреков.
А если хотят отчитать вашего ребёнка, то важно быть на его стороне. Можно взять ответственность на себя и показать ребёнку пример разрешения конфликтных ситуаций.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
Иллюстрация: GoodStudio / Shutterstock
Памятка родителю: как себя вести, если вашему ребенку делает замечания посторонний
Читайте на Еве
Похожие материалы
Почти любая мама малыша (да и детей постарше) попадала в неприятную ситуацию, когда посторонние пытаются воспитывать не только ее ребенка, но и ее саму.
Бестактности многих людей поистине иногда можно поразиться. Это ж надо быть настолько уверенным в собственной правоте, чтобы приставать с нравоучениями к незнакомцам. Признаюсь, я первое время терялась, когда чужие женщины делали замечания моему ребенку, но вскоре сумела научиться правильно давать отпор в такой ситуации. Итак, пять банальных сценариев, на развитие которых вы в силах повлиять.
Представьте, что на улице прошел сильный дождь, и ваш малыш теперь с наслаждением не только скачет по лужам, но и бегает по мокрой траве, получая удовольствие от периодического скольжения и ковыряния палкой в мокрой земле.
В момент, когда детское счастье и восторг переполняют и чадо и вас, неожиданно раздается неприятный и раздраженный голос какой-то мимо проходящей бабушки, решившей вразумить вас, просветив на тему грязи. Мало того, что замечания удостоились вы, так эта мадам еще и нагло кричит на вашего малыша, требуя вылезти из лужи, чтобы не промочить ноги и не заболеть.
После того как она уйдет, объясните своему отпрыску, наблюдавшему эту сцену, что если кто-то решит сделать ему подобное замечание без вашего ведома, то надлежит ответить вежливо. Пусть ребенок поблагодарит чужого человека за заботу, но напомнит, что у него есть родители, которые следят за его воспитанием и отлично с этим справляются.
Мама пострадавшего тут же накидывается на вашего хулигана с криками (ее можно понять). Вам в данном случае надо извиниться перед ней и сделать своему ребенку замечание, перехватив инициативу у чужой тети. Пусть ваш отпрыск научится признавать свои ошибки и извиняться. Это пойдет ему на пользу и сейчас, и в будущем.
Я не раз попадала в крайне неприятные обстоятельства, когда чужие люди считали себя вправе критиковать внешность моего ребенка. Банальная ситуация, когда девочку называют мальчиком, а мальчика девочкой. И все это чаще всего происходит по нелепому ранжированию одежды по цвету.
Моя дочка обожает юбки и платья. Да что там, я не могу заставить ее надеть брюки, поэтому в какой-то момент просто перестала их покупать. Толку-то?! Но вот зимой она ходит в теплом комбинезоне темно-синего цвета. Это практичнее, чем розовый или белый. На мой взгляд, хватает и того, что у нее на голове красуется красная шапка.
Однако для чужих людей синий комбинезон и имя Саша являются стопроцентной гарантией, что перед ними — мальчик. И когда ребенок говорит, что она девочка, эти бестактные тёти начинают возмущаться, что ее и зовут как мальчика, и одевается она как мальчик, и вообще выглядит как мальчик.
Такие же ситуации случаются, но с иного бока, когда кто-то позволяет себе критику подростков-неформалов или чьей-то национальности, физического здоровья и прочего. Взрослые люди бывают очень невоспитанными и вам придется научить ребенка противостоять им.
Когда вы рядом, то в состоянии ответить спокойно и уверенно, что вы можете одевать вашего ребенка так, как вам хочется, или же он сам имеет полное право делать это, и вы со своей стороны одобряете его стиль и манеру поведения, в которой он самовыражается.
А ребенку объясните, что никто не имеет права диктовать ему свои взгляды и надо уметь отстаивать свое право быть тем, кто ты есть. Но только в вежливой форме.
И снова позитивный момент. Иногда мать не сразу замечает опасность, которая грозит ее ребенку. Например, вы расплачиваетесь на кассе, а малыш уже занес ногу над эскалатором. Спасет его от страшного падения чужой человек, который, конечно, тут же начинает отчитывать нерадивое чадо.
Во-первых, подойдя к участникам действа, поблагодарите спасителя за помощь и попросите ребенка сделать то же самое, а после объясните, что если бы этот дядя или тетя его не поймали, то все могло бы обернуться трагедией. Дети должны понимать, что не все взрослые, которые читают им нотации – потенциальные враги. Многие могут быть и правы.
Есть такая категория людей, которые общественные места принимают за личные. Как, например, карусель на детской площадке, горка или даже песочница. Не замечали, когда некоторые мамы просят чужих детей уйти, пока их чадо лепит куличики или катается на горке, руководствуясь аргументом, что они пришли раньше?
В этом случае стоит не конфликтовать, а ровным голосом поставить даму на место, напомнив, что общественные места на то и общественные, что предназначены для всех без исключения. Однако если ей тесно, то она может уйти сама и увести своего ребенка.
Спокойствием и уверенностью вы покажете пример своему чаду, блестяще продемонстрировав, как надо вести себя с неадекватными людьми. Спокойствие, вежливость, твердость.
Что делать, если чужой взрослый отчитывает вашего ребёнка?
Ольга Петрова
Что делать, если чужой взрослый отчитывает вашего ребёнка?
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ЧУЖОЙ ВЗРОСЛЫЙ ОТЧИТЫВАЕТ ВАШЕГО РЕБЕНКА Проблема:
Такое нередко встречается в песочнице, в детском саду, школе. В нашем обществе пока, к сожалению, не принято с уважением относиться к детям, не важно, свои это или чужие. От такого агрессивного напора чужого взрослого теряется не только ребенок, но, порой и родители, не зная, что делать. Давайте посмотрим, как можно повести себя в подобной ситуации, потому что для ребенка крайне важно, как прореагирует его родитель.
1. Ребенок перед взрослым беззащитен. Но когда это близкий взрослый, то у ребенка есть опора в виде хороших отношений с ним. Поэтому замечания и наставления со стороны близкого воспринимаются ребенком по большей части нормально, поскольку это безопасно для него. Но когда на ребенка ругается чужой взрослый – это его пугает, потому что силы очевидно не равны, власть у взрослого, безопасности нет.
2. Для того, чтобы сын почувствовал себя в безопасности, мама в первую очередь физически загораживает своего ребенка от женщины, которая воспринимается им как угроза. Так ребенок будет чувствовать себя под защитой. Затем мама выравнивает ситуацию, инициируя разговор «по горизонтали» взрослый-взрослый. Мама помнит, что дети находятся рядом и сейчас они увидят модель поведения в конфликтной ситуации. Поэтому, мама демонстрирует уважение к оппоненту и сначала здоровается, затем представляется и спрашивает имя. Благодаря знакомству разговор будет более персональным.
3. Мама уважительно относится к сыну, поэтому присаживается, чтобы быть с ним на одном уровне. Мама понимает, что ее ребенку пришлось не сладко, что он хороший мальчик и у него не было злого умысла. Поэтому она жестом, выражением лица, своим обращением показывает сыну свое понимание его, расположение к нему и поддержку. При этом мама однозначно проводит границу «свое-чужое».
4. Саша, пусть и не специально, но все таки нарушил границы Леши и Светланы, взяв Лешину игрушку. Поэтому, мама приносит свои извинения. Мама также понимает, что дети ходят в одну группу в детском саду и недоразумения могут повторяться. Поэтому мама договаривается со Светланой о том, как действовать в будущем. Важно, что Саша это слышит. Так он будет ощущать себя более защищенным. Опыт защищенности способствует укреплению чувства собственной ценности и значимости. Мамина защита как бы сообщает ребенку «ты важный и ценный, поэтому я не разрешаю обращаться с тобой плохо».
5. У ребенка не было злого умысла, когда он брал чужую машинку. Скорее это можно расценить как ошибку. Поэтому здесь не идет речь о каком-либо порицании. Кроме того, Саше пришлось выдержать испытание, когда его отчитывала чужая женщина. Сашиной маме хочется сына как-то особенно поддержать и она находит такой способ – подарить такую же машинку на праздник.
6. Мы не анализируем ситуацию, когда ребенок еще переживает случившееся. Потому что так он может почувствовать себя одиноким, не понятым и замкнуться, отвечая формально. Когда же все неурядицы позади и душевное равновесие восстановлено, тогда появляется возможность проанализировать, что случилось и что к этому привело. Так, ребенок сможет извлечь полезный опыт из сложившейся ситуации и научиться, чтобы в дальнейшем не попадать в подобное положение. При этом мама не рассказывает сыну как надо, а интересуется, какой логикой руководствовался ребенок. Это даст ей информацию о «белых пятнах» малыша. В дальнейшем мама может уделить этому особое внимание, чтобы сын лучше ориентировался. Наводящие мамины вопросы помогают ребенку самому найти верное решение в проблемной ситуации. Такой подход помогает ребенку почувствовать себя более компетентным и в сложной ситуации опираться на себя, особенно, когда он не может у кого-то спросить, чтобы в дальнейшем не попадать в подобное положение.
Консультация «Кризис 3 лет у детей. Что делать родителям?» Три года – возраст, когда ребенку так хочется ощутить себя взрослым и самостоятельным, в этом возрасте дети уже имеют собственное «хочу».
Консультация «Что следует делать, чтобы ребенок не был эгоистом» 1. Учите малыша быть заботливыми и внимательными к окружающим. Помогать маме, бабушке, воспитателю, соседке. Говори о том, что они нуждаются.
Кейс «Гиперактивный ребёнок. Что делать?» Содержание работы 1. Актуальность проблемы 2. Признаки гиперактивного ребёнка, причины возникновения проблемы 3. Как помочь гиперактивному.
Консультация для родителей. «Что делать, если ребёнок кусается?» Что делать, если ребенок кусается? Здравствуйте, уважаемые коллеги! У нас в ранней группе не завершен ещё полностью процесс адаптации.
Консультация для родителей детей первой младшей группы «Если ребенок кусается, что делать?» Поход в детский сад – это первый рубеж взрослости, который перешагивает малыш. Родители испытывают заслуженную гордость за свое чадо. Но.
Консультация для воспитателей ДОУ «Что делать если ребенок перебивает» Педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, часто приходится сталкиваться с подобной ситуацией. Особенно, когда малышу очень хочется.
Памятка «Что делать родителям, когда подростку важны сверстники?» ПАМЯТКА. ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, КОГДА ПОДРОСТКУ ВАЖНЫ СВЕРСТНИКИ? Не переставать контролировать ситуацию, не отчаиваться и знать, что подростковый.
Консультация для родителей и воспитателей «Первая помощь, или Что делать до прихода врача» Первая помощь или что делать до прихода врача! Здоровый ребенок отличается правильным физическим и психическим развитием, у него обычно.
Статья «Как привить любовь к чтению вашего ребёнка» Статья «Как привить любовь к чтению вашего ребёнка» Хотите, чтобы ваш ребенок вырос умным и стал успешным, и готовы приложить для этого.
Что делать, если вашего ребенка отчитывает чужой взрослый?
Наверняка вам знакома такая ситуация: в детском саду, на игровой площадке или в гостях – вдруг вашего ребенка решает отчитать чужой человек. Кстати, зачастую на это отваживаются именно женщины. Кто прав в такой ситуации, довольно спорный вопрос. Можно ли ругать чужих детей или это могут делать только родители? Так ли важно ли то, действительно ли виноват ребенок или его ругают на «пустом месте»? Можно ли промолчать или необходимо вмешаться? На эти важные вопросы вы найдете ответы в нашей статье.
В поисках истины.
У каждого родителя свои методы воспитания, поэтому для начала мы провели мини-опрос и узнали, как реагируют казахстанские мамочки, когда их ребенка ругают чужие люди.
— Однажды была такая ситуация, когда мы с сыном (первоклассником) шли в школу, и у входа встретили маму нашего одноклассника, которая сходу начала кричать на моего ребенка. «Зачем ты его задираешь? Хватит обижать моего сынульку, во всех ссорах всегда ты виноват, сам его подначиваешь! Как тебе не стыдно!». Если честно, сначала я растерялась, потому что ребята и правда часто спорят, сидят рядышком, и то дружат, то ругаются, как, впрочем и многие другие мальчишки. Но потом я все же не выдержала и прервала критику женщины, со словами, что своего ребенка я буду воспитывать сама, и отчитывать его – это моя прерогатива, причем только в том случае, когда он действительно неправ. Мамочка замолчала, фыркнула и ушла, бурча что-то себе под нос. С тех пор отношения с ней испорчены, однако я убеждена в своей правоте – никому не позволю обижать моего ребенка. Сейчас понимаю, что, возможно, надо было быть мягче, и попросить ее в следующий раз обращаться напрямую ко мне или мужу, но тогда меня сбил с толку ее повышенный тон…
— Недавно играли с сыночком на детской площадке. Он не выспался, с утра вредничал и спорил со мной во всем. Это коснулось и игр с другими детками – он забрал у одной девочки формочку и разрушил ее строение. Она – сразу в слезы, а ее мама тут же оказалась рядом, и вместо того, чтобы для начала успокоить малышку, начала отчитывать ребенка. Мои предостережения и наказы сына весь день игнорировал из вредности, поэтому я позволила себе промолчать и дать отругать его этой женщине. Но в конце своей тирады она злостно добавила: «Еще раз обидишь мою малышку, придет ее отец и даст тебе ремня!». Мой кроха замолчал, грустно посидел минут 5 и попросился домой. Я пожалела, что позволила этой женщине такой «наезд», однако капризов в тот день как ни бывало, а расстройство малыша прошло по дороге домой. Поэтому я иногда задумываюсь о том, чтобы позволить другим родителям высказать свое мнение, если ребенок уже окончательно перестает слушаться меня.
Как поступать правильно?
Рассмотрим самый простой пример – детская площадка, игры в песочнице. Малыш случайно или специально забирает чужое ведерко и отказывается отдавать. Мама второго крохи тут же подрывается «восстанавливать справедливость», подходит к малышу и зычным голосом отчитывает вашего сынишку: «А ну, немедленно отдай ведерко, как ты плохой, непослушный мальчик! Никто не захочет играть с таким хулиганом!». Как должны поступить родители?
Ознакомившись с подробностями ситуации, будьте справедливы – если ваш ребенок действительно неправ, признайте это и принесите извинения. Если вины крохи нет, выскажите свою точку зрения, но не доводите до конфликта. В конце добавьте, что обсудите эту проблему с малышом дома, а второго родителя попросите в следующий раз обращаться непосредственно к вам.
Стоит ли отчитывать чужих детей?
Конечно, если вы видите, что незнакомый ребенок делает что-то плохое, например, специально портит стену дома плохими надписями, пачкает чужую машину или обижает уличного котенка – объясните, что так делать нельзя. Но при этом не переходите на личности и избегайте давать оценку поведению ребенка. Также обратите внимание, есть ли рядом с хулиганом родители – если да, то ваша первоочередная задача обратить их внимание на проблему, а не обращаться напрямую к ребенку.
Что делать, если чужой взрослый отчитывает вашего ребенка
Давайте посмотрим, как можно повести себя в подобной ситуации, потому что для ребенка крайне важно, как прореагирует его родитель.
Проблема:
Такое нередко встречается в песочнице, в детском саду, школе. В нашем обществе пока, к сожалению, не принято с уважением относиться к детям, не важно, свои это или чужие. От такого агрессивного напора чужого взрослого теряется не только ребенок, но, порой и родители, не зная, что делать. Давайте посмотрим, как можно повести себя в подобной ситуации, потому что для ребенка крайне важно, как прореагирует его родитель.
Объяснение:
1. Ребенок перед взрослым беззащитен.
Но когда это близкий взрослый, то у ребенка есть опора в виде хороших отношений с ним. Поэтому замечания и наставления со стороны близкого воспринимаются ребенком по большей части нормально, поскольку это безопасно для него. Но когда на ребенка ругается чужой взрослый – это его пугает, потому что силы очевидно не равны, власть у взрослого, безопасности нет.
2. Для того, чтобы сын почувствовал себя в безопасности, мама в первую очередь физически загораживает своего ребенка от женщины, которая воспринимается им как угроза.
Так ребенок будет чувствовать себя под защитой. Затем мама выравнивает ситуацию, инициируя разговор «по горизонтали» взрослый-взрослый. Мама помнит, что дети находятся рядом и сейчас они увидят модель поведения в конфликтной ситуации. Поэтому, мама демонстрирует уважение к оппоненту и сначала здоровается, затем представляется и спрашивает имя. Благодаря знакомству разговор будет более персональным.
3. Мама уважительно относится к сыну, поэтому присаживается, чтобы быть с ним на одном уровне.
Мама понимает, что ее ребенку пришлось не сладко, что он хороший мальчик и у него не было злого умысла. Поэтому она жестом, выражением лица, своим обращением показывает сыну свое понимание его, расположение к нему и поддержку. При этом мама однозначно проводит границу «свое-чужое».
4. Саша, пусть и не специально, но все таки нарушил границы Леши и Светланы, взяв Лешину игрушку.
Поэтому, мама приносит свои извинения. Мама также понимает, что дети ходят в одну группу в детском саду и недоразумения могут повторяться. Поэтому мама договаривается со Светланой о том, как действовать в будущем. Важно, что Саша это слышит. Так он будет ощущать себя более защищенным. Опыт защищенности способствует укреплению чувства собственной ценности и значимости. Мамина защита как бы сообщает ребенку «ты важный и ценный, поэтому я не разрешаю обращаться с тобой плохо».
5. У ребенка не было злого умысла, когда он брал чужую машинку.
Скорее это можно расценить как ошибку. Поэтому здесь не идет речь о каком-либо порицании. Кроме того, Саше пришлось выдержать испытание, когда его отчитывала чужая женщина. Сашиной маме хочется сына как-то особенно поддержать и она находит такой способ – подарить такую же машинку на праздник.
6. Мы не анализируем ситуацию, когда ребенок еще переживает случившееся.
Потому что так он может почувствовать себя одиноким, не понятым и замкнуться, отвечая формально. Когда же все неурядицы позади и душевное равновесие восстановлено, тогда появляется возможность проанализировать, что случилось и что к этому привело. Так, ребенок сможет извлечь полезный опыт из сложившейся ситуации и научиться, чтобы в дальнейшем не попадать в подобное положение. При этом мама не рассказывает сыну как надо, а интересуется, какой логикой руководствовался ребенок. Это даст ей информацию о «белых пятнах» малыша. В дальнейшем мама может уделить этому особое внимание, чтобы сын лучше ориентировался. Наводящие мамины вопросы помогают ребенку самому найти верное решение в проблемной ситуации. Такой подход помогает ребенку почувствовать себя более компетентным и в сложной ситуации опираться на себя, особенно, когда он не может у кого-то спросить, чтобы в дальнейшем не попадать в подобное положение.