что делать если человек зазнался
Зазнайство Зазнайка
Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчет своих сомнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнается и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе.
Никогда, ни при каких обстоятельствах не разрешай себе ни зазнайства, ни чванства.
Зазнайство смотрит на всех свысока, а Зависть — из под каблука.
Один тип работников — это люди с известными заслугами в прошлом, люди, ставшие вельможами, … Эти зазнавшиеся вельможи думают, что они незаменимы и что они могут безнаказанно нарушать решения руководящих органов. Как быть с такими работниками? Их надо без колебаний снимать с руководящих постов, невзирая на их заслуги в прошлом. Их надо смещать с понижением по должности и опубликовывать об этом в печати. Это необходимо для того, чтобы сбить спесь с этих зазнавшихся вельмож-бюрократов и поставить их на место. А теперь о втором типе работников. Я имею в виду тип болтунов, я сказал бы, честных болтунов, людей честных, преданных Советской власти, но не способных руководить, не способных что-либо организовать. … Болтунам не место на оперативной работе.
Зазнайство как качество личности – склонность возгордиться, возомнить о себе, утратить строгое, критическое отношение к себе, переоценить свои способности, достоинства и, в тоже время, пренебрежительно, с насмешливым превосходством относиться к другим.
Расхвастался Попугай: — Я умею говорить по-человечьи! Больше вы не услышите от меня ни одного слова на птичьем языке! — Ах, ах! — разахались трясогузки. — Какая умница! Он будет говорить только по-человечьи! Он презирает птичий язык! — Он умеет говорить по-человечьи? — переспросил старый Ворон. — Ну что ж! Это неплохо! Но это ещё не значит, что он умнее всех! Я тоже знаю несколько человечьих слов, но я не считаю себя мудрецом! — А вы поговорите, поговорите с ним по-человечьи! — заверещали трясогузки. — На птичьем языке он и разговаривать с вами не станет. Сами увидите! — Попробуем! — сказал Ворон и перелетел туда, где сидел важный попугай. — Здравствуйте! — представился Ворон на чистом человечьем языке. — Здрррравствуйте! Я — Ворон! — Попка-дурак! Попка-дурак! — важно ответил ему Попугай тоже по-человечьи. — Попка-дурак! — Вы слышите? — восхитились трясогузки. — Он вас убедил? — Да! — сказал Ворон. — Я с ним согласен!
Зазнайство – это выход за границы знания о себе правды. Зазнайство – это за-знайство, то есть выход «за себя», за пределы знаний разума о собственных возможностях. Оно, как производное гордыни, проявляется в завышенной самооценке «не по званию, не по должности», в насмешливом превосходстве над окружающими, пренебрежении к мнению других и их заслугам, тщеславии, самолюбии, самолюбовании и жажде лести.
Человек зазнается, когда ему многое даром дается. Как правило, зазнайство возникает как реакция на свои внешние успехи – действительные или мнимые. В народе говорят: «Из грязи — да в князи». Успех может быть не экологичным, но это зазнайство не тревожит. Оно озабочено «медными трубами», возможностью потщеславиться. Преувеличенно самолюбивое и самонадеянное, оно, став известным и публичным, неизбежно подхватывает вирус «звездной болезни». С высокого полета у него начинает кружиться голова.
Зазнайство «важничает, как петух на навозной куче», гордится, как «пузырь на болоте», а, вместе с тем, оно может возникать из закомплексованности и прошлого негативного опыта. Ребенку родители говорили: «Целый день на улице дурака валяешь, вместо того, чтобы книжку почитать. Вырастишь и будешь дурачок – чок – чок. Не будет из тебя толка». Выйдя во взрослый мир, этот человек посредством зазнайства постарается отомстить внешнему миру за душевную травму. Его унижали, теперь он пренебрежительно, с насмешливым превосходством относится к людям.
Кто мог предположить в комбайнере Коле Горбачеве такой могучий потенциал зазнайства? Рассказывая о своём детстве, он заявляет, что родился, как Христос, в хлеву на соломе. Само сравнение уже многое говорит о человеке, об уровне его притязаний и самомнения. Свой политический дефолт он списывает на собственное зазнайство: «Меня зазнайство погубило, когда уверенность перешла в самоуверенность. Зачем мне надо было ехать в Форос на отдых? Нужно было быть скромнее, не недооценивать тех, кто хотел избавиться от Горбачева”. Выкинутый из политики, он лицемерно заявляет: «Сахаров — это человек совести, потрясающий моральный авторитет для всех нас». А посмотрите на самодовольное, полное зазнайства лицо Горбачева на Первом съезде народных депутатов СССР, когда вся страна видела, как он под гогот, топот и захлопывание ошалелого зала сгоняет академика Сахарова с трибуны, как затыкает ему рот под засвистывание злобных ничтожеств. Лицо расплылось в мерзкой, зазнайской улыбке — мол, старый маразматик выжил из ума, будем снисходительны к старческой немощи.
Зазнайство разрушает личность, делает ее недальновидной и глупой. В 1788 году Наполеон, будучи поручиком, пытался поступить на русскую службу, но получил отказ руководившего набором волонтёров для участия в войне с Турцией генерал-поручика Заборовского. В ответ на его прошение генерал ответил, что иностранец может начать службу в России только с чина ниже своего. Впоследствии Заборовский горько сожалел об этом, даже хотел застрелиться, считая себя прямым виновником нападения Наполеона на Россию. Зазнайство недальновидного генерала лишило Россию выдающегося полководца и привел к далеко идущим последствиям, сложной конфигурации исторических событий.
Зазнайством Александра I можно объяснить и его отказ от предложения Наполеона I на переговорах в Эрфурте и Тильзите, как свидетельствует генерал Михаил Скобелев, передать России Европейскую Турцию, Молдавию, Валахию и весь славянский юг, чтобы ему не мешали воевать с Германией и Великобританией. Принятие этого предложения избавило бы Россию от множества больших кровопролитий и территориальных потерь. Более того, Александр отказался выдать замуж за Наполеона любую из двух княжон дома Романовых. Историки указывают, что если бы Александр I был дальновиднее, и русская принцесса родила бы от Наполеона сына, то прочный союз России и Франции изменил бы всю историю Европы, и не было бы двух страшных мировых войн.
Зазнайство русской правящей элиты было одной из причин поражения России в войне с Японией в 1905 году. Тогда никто не мог предсказать победу этой маленькой страны, поскольку русская армия превосходила японскую в 6 раз. Но расслабленность и зазнайство российского общества на Дальнем Востоке были такими, что прозвучавшие в ночь на 27 января 1904 года выстрелы японской эскадры по русским кораблям на рейде Порт–Артура были приняты за приветственный салют. Поражение в войне с Японией привело к большим социальным потрясениям в России».
Что делать с «зазвездившимся» сотрудником?
Рано или поздно каждый руководитель сталкивается с проблемой «звездности» подчиненного. Сотрудник с опытом может начать обрастать «нимбом» по причине наличия большой базы клиентов, высоких показателей эффективности своей работы, впечатляющего стажа и тому подобных естественных вещей. Это приводит к выходу из роли, которую организация отвела этому сотруднику.
Последствия «звездности»
Описанный процесс происходит тогда, когда человек ощущает, что он нужен компании больше, чем она ему. Ресурсная зависимость опасна и вдвойне опасна, если руководитель неправильно оценивает ситуацию и позволяет ей бесконтрольно развиваться.
Звездность сотрудника часто приводит к ситуации, когда, нарушая регламент по мелочам, «венценосная особа» заражает весь коллектив своим примером. Тогда управленец рискует полностью потерять власть и рычаги воздействия. У руководителя складывается мнение, будто, если уйдет этот опытный и успешный в целом сотрудник, рухнет вся работа. «Звезда» закрывает прорехи в производственном процессе и мешает системно оценить существующие проблемы. Вместо работы над стратегией фокус внимания смещается на удержание члена команды, ставшего проблемным.
Ситуация может осложниться попытками шантажа, и «зазвездившийся» человек все равно напишет заявление об увольнении, а проблемы к его уходу только накопятся.
Как грамотно работать со «звездами»?
Это можно сделать несколькими разными способами.
1. Предложить неспецифическую наставническую деятельность. Метод даст хороший результат, если наставник лояльно относится к компании. В противном случае велика опасность заражения его подопечных негативным отношением к работе в организации.
Предлагать наставничество следует при первых проявлениях «отрастающей короны». Это дает человеку ощущение ответственности за работу других, позволяет направить в нужное русло его накопленную энергию.
Наставнику неудобно опаздывать или небрежно носить фирменную спецодежду, ведь теперь ему приходится быть образцом и примером для подражания. Он дорожит каждой минутой рабочего времени, так как должен успевать выполнять обычные функции и в дополнение к ним курировать младший персонал. Места для опозданий и халатности не остается.
2. Если «звезда» успела заматереть и достаточно грубо нарушает групповые нормы, то требуются другие меры. Так, возможно, потребуется вывести его из группы путем создания новой должности. Например, назначить менеджером по работе с ключевыми клиентами. С одной стороны, это в некоторой степени изолирует от его влияния остальных продавцов. С другой стороны, позволит нагрузить его новыми обязанностями.
Таким образом, управление говорит всему коллективу, что если вы тоже хотите приходить на работу в свободной одежде на 10 минут позже начальника отдела, то вам придется взять на себя дополнительную ответственность и функции.
3. Настоящий самурай живет так, как будто он уже умер. В переводе на язык управления это значит, что настоящий руководитель выстраивает работу так, как будто от него уже ушли все самые главные сотрудники. Если человек конфликтует, настраивает коллектив против вас, то ничего другого не остается, как вызвать его на откровенный разговор и дать ему обратную связь.
Рассказать, что происходит, какая история его пребывания в коллективе, по какому сценарию может пойти ситуация и каковы ваши ожидания от проведенной беседы. При необходимости, которая часто выражается в рецидивах звездной болезни, следует уволить «венценосца».
В идеале, следует отслеживать маркеры звездности и прорабатывать проблему в самый момент ее возникновения. Затягивание ситуации только усугубляет кризис. В качестве инструмента оценки «звездности» в первую очередь рекомендуем личное общение не реже, чем раз в квартал или в полугодие. Это позволяет снять корону с сотрудника, пока она не начала мешать общей работе.
Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.
Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.
Заносчивый человек и общение с ним – что делать, если ты излишне высокомерна
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Есть такое саркастическое выражение: «Вы меня или принимайте такой какая я есть или принимайте таблетки, чтобы принимать меня такой какая я есть». Подобное выражение может сработать в кругу очень близких людей, тех, кто нас очень любит и ценит.
А вот в социуме, который напоминает океан, с разными жителями, подобный подход уже не пройдет. Чтобы быть гибкими, нам важно развивать навык адаптации. А это невозможно сделать без проработки своих черт характера со знаком «-».
Данная статья поведает тебе о том, кто такой заносчивый человек, и чем может обернуться для него заносчивость. Также ты узнаешь, что нужно предпринять дабы не быть заносчивой, и как вести себя с заносчивыми людьми.
Отличительные признаки заносчивого человека
Начнем с главного! Обозначим, кто же такой заносчивый человек. Первое, что его выдает — это высокомерие. Он ставит себя выше других. Он с пренебрежением относится к чужим успехам и достоинствам. Старается их нивелировать, то есть, обезличить за счет собственного хвастовства.
Никогда не признает свою неправоту и соответственно не попросит прощение. Для заносчивости характерна завершённость собственных достоинств, и заниженная оценка недостатков. Их, заносчивый человек, старается и вовсе не замечать.
Заносчивость, еще сравнивают со звёздной болезнью, и, увы, многие талантливые, способные и весьма достойные люди могут страдать заносчивостью.
А она, одним махом, в глазах окружающих, перечеркивает все их реальные достоинства, оставляя о человеке самое неприятное впечатление и желание от него дистанцироваться.
Заносчивость можно прировнять к:
Этот список можно продолжать еще долго. Но, уже даже на данном этапе, ты понимаешь, кто-то такой заносчивый человек, и какое мнение о нем складывается у других людей.
Если так разобрать, каждая из нас имеет право быть такой, какой ей быть удобно. Уж извини за сложный оборот. Да, мы можем быть любыми: хорошими и плохими, добрыми и злыми, верными и ветреными…
Соль в другом. Как нас будут принимать люди, с которыми мы коммуницируем. Если бы мы жили одни на необитаемом острове, вопрос бы отпал сам собой. Но жизнь в социуме диктует свои правила.
Заносчивость на примерах
Создает негативную рабочую атмосферу. Из-за допущенных ошибок падает качество работы. Как думаешь, с таким «набором» долго он продержится на занимаемой должности?
Высокомерие: что за этим стоит?
Но, если он будет проявлять заносчивость, которая проявит себя путем нескромного поведения, и демонстрацией излишней самоуверенности; он будет перебивать учителей, и доказывать им свою правоту, всего его заслуги, в глазах учителей, будут аннулированы. Потому что, о себе, как о человеке, он оставит не самое лучшее впечатление.
Если ты в заносчивом человеке узнала себя, подумай, и по возможности ответь себе честно: как твоя заносчивость влияет на качество коммуникации с другими людьми?
Считаешь, что все в норме, тогда эта статья явно не для тебя. А вот если ты сейчас испытала инсайт, и поняла причинно-следственную связь, между плохой коммуникацией с другими и своей заносчивостью — спешу тебя поздравить, ведь ты на верном пути. Ты готова к проработке своей заносчивости, а мы тебе в этом поможем.
Заносчивость, как подмена понятий
По сути, заносчивость появляется тогда, когда теряется грань между самоуважением и надменностью, когда вместо гордости, появляется гордыня, когда на смену похвале за объективные достижения, появляется восхваление себя и хвастовство.
Заносчивость, как синонимичная черта высокомерия, может проявить себя, когда человек запутался в собственных комплексах. Эта «маска» скрывает его комплексы, прежде всего, от него самого.
Как перестать быть заносчивой
Когда мы с тобой «от» и «до» разложили, что представляет собой заносчивость, возникают закономерные вопросы: «Как её ликвидировать? Что нужно сделать для того, чтобы она больше не мешала налаживать контакты, и выстраивать хорошие отношения с другими людьми?»
Ниже тебе будут представлены эффективные ориентиры, направленные на проработку заносчивости.
Имеется ввиду, когда ты достигла каких-то высот, это не означает, что ты сразу стала небожителем, и посматриваешь теперь на всех с высока с горы Олимп.
Конечно, ты можешь парировать, и сказать, что в твоем окружении, возможно больше нет людей, которые сейчас достигли твоего уровня. Поэтому ты, вполне закономерно можешь прировнять себя к небожителям.
Не забывай, что, стирая грань между похвалой за объективные достижения, и хвалебными одами себе, ты утрачиваешь ощущение реальности. На одном достижении долго не продержишься, всегда нужно двигаться дальше. И на твоем пути, могут встречаться люди, которые более талантливы и успешны.
Заносчивость — это некий тормоз. Она притупляется объективную оценку и движение вперед. Важно снять с себя корону. Посмотреть правде в глаза.
Сказать себе: «Да, я достигла определенных результатов. В моем окружении нет никого, кто добился чего-то аналогичного. Но это не дает мне права унижать и занижать достоинства других людей! Моя заносчивость может сыграть со мной злую шутку. Я и не замечу, как реальные достоинства, потом станут воображаемыми, так как приравнивание себя к небожителям, притупляет мое желание двигаться дальше. Я говорю — стоп своей заносчивости!».
Не забывай об их вкладе в твое развитие. Это могут быть родители, которые, в свое время, дали хорошее образование. Может быть, это был педагог, который в тебя верил, и поддерживал «боевой дух» в те минуты, когда ты уже была готова сдаться.
Это могут быть примеры твоих друзей. Когда их достижения, тебя замотивировали, и ты начала действовать.
Казалось бы, всего один процент вклада другого человека. Но он поможет тебе спуститься с небес на землю, так как откроет всю «картину» уже с новой стороны. Таким образом ты отдаешь должное другим людям, и уже автоматически «ликвидируешь» желание поставить себя выше других.
Вместо того чтобы хвастаться какая ты всезнайка, помоги другому человеку, поделись своими знаниями с ним. Таким образом, ты как бы негласно подтвердишь свои достижения в их глазах, и более того, помогая, расположишь человека к себе.
По типу: «В этом я лучше, а он хуже. Это я лучше знаю, а они вообще профаны». Тем самым ты надеваешь на себя корону. Забывая о том, что ты — это ты, а другой человек — это другой человек, со своим уникальным «набором» достоинств и промахов.
Известная цитата Сократа гласит: «Я знаю, что ничего не знаю». По сути, каждый из нас не может знать и уметь абсолютно всё. У одних гуманитарный склад ума, у других — математический. Каждый человек, в течении жизни, учится чему-то новому. Отталкивайся от этого. Подобный подход, поможет избежать уверенности в собственном всезнайстве.
Как общаться с заносчивым человеком
Есть выражение: «Никогда не спорьте с дураками. Иначе они опустят вас до своего уровня и задавят опытом!» Тоже самое будет и в общении с заносчивым человеком.
Но делать это нужно очень деликатно. Можно попробовать переключить тему, и планомерно свести диалог на нет.
Иначе рискуешь ввязаться с ним в диалог. А это, как мы уже выяснили, может обернуться для тебя определенными последствиями.
Звёздная болезнь: как вылечить зазнавшегося сотрудника и сохранить работу
Доброе утро, друзья! На связи Ирина. С наступлением утра физические звёзды на небосклоне исчезают, но, на смену им, просыпаются другие «звёзды» и спешат на свои работы, чтобы там активно и презентабельно «звездить». И спасу нет от этой звёздности. Настоящие звёзды – далеко на небе, а эти – тут, рядом, в наших коллективах. Так что будем сегодня лечить звёздную болезнь. Вы спросите, чью конкретно? Ну, давайте не будем так прямо, пальцем в людей показывать нетактично. 🙂
В любом коллективе найдётся один-два работника, которые:
Последствия звёздности для компании
Нужно признать, что сотрудники со звёздной болезнью могут хорошо разбираться в рабочем процессе, иметь большой опыт работы, быть эффективными и талантливыми, из-за чего расставаться с ними не очень легко (иногда их, на самом деле, некем заменить).
А не расставаться – себе же дороже, ибо вред от чьей-то звёздности просто колоссален: от простых каприз, жутко отвлекающих, вышибающих из колеи, будоражащих коллектив, до полного саботажа рабочего процесса. Это замедляет развитие компании. Но, самое главное, к «звезде» тянутся другие подобные «звёзды», образовывая некое болотце с нулевой эффективностью.
С чего начинается звёздная болезнь?
Как и разные физические диагнозы, звёздная болезнь развивается достаточно постепенно. Ей могут предшествовать разные факторы:
Ох, что же делать с этими «звёздами»? Дилемма из разряда «казнить нельзя помиловать»
С почестями уволить? Или помочь спуститься с небес на землю? Отправить освещать другой небосклон? Или попытаться вылечить эту звёздность? М-да, а это вообще лечится? Есть ли гарантия полного выздоровления? Не будет ли коллектив изнемогать в будущем от рецидивов чье-то не долеченной звёздной болезни? Ладно, давайте разбираться.
Если вопрос решать кардинально (это я об увольнении звёздного сотрудника), то нужно понимать, что такую «звезду» может взять на работу Ваш конкурент. А если решать вопрос не кардинально (это я о том, чтобы оставить звёдного сотрудника в коллективе), то нужно понимать, что он может демотивировать команду или вообще её развалить.
Но другие руководители считают, что увольнение – это крайняя мера, что отправить звёздного сотрудника восвояси – это не выход. Они относятся к «звёздникам», как к хорошему психологическому тренажёру, который абсолютно бесплатно (!) помогает остальным членам команды оттачивать уровень своей стрессоустойчивости.
Но практически все руководители сходятся в одном: со звёздным сотрудником нужно быть начеку (наблюдать за его поведением, вовремя корректировать, словом, бдить).
Если Вы всё же решите лечить звёздного сотрудника, прислушайтесь к нескольким советам:
Психологи считают звёздную болезнь нарциссическим расстройством, которое стабилизировать можно и нужно, но лишь путём психотерапии. Другими словами, если компания столкнулась с такой проблемой, нужно просто нанять психологов для помощи. Такой практики на предприятиях, увы, мало, приглашать на помощь психологов или психотерапевтов как-то не принято, но, поверьте, попробовать стоит. Ведь Вы не застрахованы от того, что в Вашем коллективе не появится когда-нибудь ещё один «звездун».
Лечить звёздную болезнь всегда лучше на ранней стадии. Вылечить маленькую капризную «звёздочку» легче, чем давно работающее в компании «созвездие».
Лекарством для поймавших вирус звёздности может стать перевод сотрудника на один или несколько постов ниже: человек ещё раз проходит тот же карьерный путь, но уже крепко задумавшись над своим поведением.
Поможет перевод на принципиально новую работу внутри компании: профессия новая, знакомых нет, «звездить» не получится.
Полезна система «кнутов»: например, санкции за нарушение строго очерченной HR–специалистом допустимой поведенческой модели.
Поможет, как ни странно, и новая мотивация. Возможно, человек уже достиг поставленной цели, а другой, более высокой, перед ним ещё не поставлено, вот он и пытается «самоутверждаться на пустом месте». Таким «звёздам» можно дать должность с особым названием типа «специалист высшей категории», «эксперт по работе с ключевыми клиентами», «ведущий менеджер». При таком раскладе «звездность» как-то сама собой нейтрализуется, идёт на спад, и даёт «звезде» возможность продолжать приносить высокий результат.
Поможет и включить звёздного сотрудника в какую-нибудь проектную группу для решения особо сложной задачи, чтобы он пережил ощущение, что он разбирается далеко не во всех сферах. Талантливой «звезде» нужно ставить задачу несколько сложнее, чем другим. Тогда ей будет некогда «звездить».
Заключение
Задача каждого руководителя не дать своим сотрудникам «поймать звезду». Самое эффективное и действенное лекарство от «звёздной» болезни – это… профилактика! Пусть Вашу жизнь и деятельность освещают только небесные звёзды! Успехов!
Прочитайте несколько дополнительных статей на похожую тему: