что делать если человек раздражает а общаться с ним нужно
«Не ждите прямых угроз — блокируйте агрессора сразу»: как жить, если вас преследуют
Если вы не хотите общаться с человеком, а он настаивает — это давление. Тот, кто это делает, — не ранимый влюбленный зайчик, а насильник. Его цель — не ваше счастье, а давление и контроль над вами. Это значит, что нужны конкретные действия по самозащите.
Как и избежать (или хотя бы попытаться избежать) эмоционального насилия и давления в отношениях или самих нежелательных отношений? После резонансной истории о новосибирском преследователе, облившего свою жертву мочой за отказ принимать знаки внимания и разговаривать, Тайга.инфо попросила психолога Евгению Дашкову рассказать, что делать, если жизнь сталкивает с агрессором, и как поступить, если «сталкером» стал ваш знакомый.
Что нужно знать об эмоциональном насилии и давлении в отношениях?
1. Помните о главном
Нормальные отношения между людьми строятся на двух основах. Добровольность — все участники общения хотят его и добровольно согласны находиться в этих отношениях. И прозрачность — все участники отношений открыто озвучивают свои намерения и не вводят другого в заблуждение. Если любое из этих правил нарушено — вы не хотите общаться с этим человеком или вы общались с ним потому, что были введены в заблуждение, — это нездоровые отношения. Вы имеете право выйти из них в любой момент.
2. Называйте вещи своими именами
3. Доверяйте своим эмоциям
В ситуации давления и эмоционального насилия адекватная реакция — это страх, тревога, чувство вины, стыд, подавленность, гнев, возмущение. Если вы все это чувствуете, это нормально. Это не значит, что вы что-то делаете неправильно, это знак того, что в отношении вас делают что-то плохое. Найдите кого-то, с кем можно поговорить, или обратитесь к психологу.
4. Обычные правила общения не работают
Если вы даете понять, что не хотите общаться, а человек продолжает настаивать — у него есть психологические проблемы. Это не обязательно проблемы из области большой психиатрии (он не обязательно невменяемый), но вполне вероятно, у него какое-то расстройство личности (раньше это называли «психопатия», сейчас так не принято говорить). В таком случае бессмысленны переговоры, увещевания и попытки договориться — нужны решительные действия по самозащите.
5. Вы не виноваты
Не важно, какой длины на вас юбка и насколько вы обаятельны — если человек давит на вас, проблема в нем. Наиболее уязвимы публичные личности (они просто больше на виду), общительные и улыбчивые люди (они больше привлекают к себе внимание) и «хорошие» девушки (им просто неловко сразу же послать подальше). В остальном попадется вам на пути агрессор или нет — это лотерея, в ней нет никакой логики. Просто однажды вы попались ему на глаза, так сложились звезды, и завертелось.
Вам встретился агрессор. Что делать?
1. Вы имеете право прекратить все в любой момент
Даже если вы и правда общались с агрессором, даже если вы отвечали ему на сообщения и ходили с ним в кино, вы ничем ему не обязаны. Как только что-то в отношениях вас настораживает или не нравится, вы можете увеличивать дистанцию сразу же. Адекватный человек постарается понять, что случилось. Неадекват — увеличит силу давления. «Она мне улыбалась, я влюбился, а она меня кинула, шлюха» — это попытка внедрить чувство вины и прямое давление. Бегите.
2. Никаких вежливостей
Самый полезный и короткий совет по общению с навязчивыми неприятными людьми дал мне один знакомый. Совет состоял из пяти слов: «Пошёл на***! — и в бан!»
128508
3. Если вы не сделали этого «вовремя» — никогда не поздно. Делайте это сразу, как только поймете, что это общение вас ранит и вредит вам. В любой момент.
4. Документируйте
Делайте скриншоты всех сообщений и звонков. Хорошо бы, чтобы они не понадобились, но чем больше у вас будет доказательств, тем спокойнее вам же.
5. Рассказывайте об этом!
Однажды меня серьезно испугал мужчина, который писал мне во «Вконтакте» под разными аккаунтами, это продолжалось довольно долго. Я написала про это пост во все социальные сети, попросила совет, что делать. И знаете что? Все прекратилось! Возможно, не всегда это сработает настолько хорошо, но молчать нельзя точно. Кроме того, если ситуация зайдет далеко, у вас будут доказательства: свидетельства других людей.
6. Просите защиты
В другой раз мне начал писать какой-то парень с настойчивыми предложениями сводить меня в кино и фразами «о, люблю несговорчивых деток, они погорячее». Я его заблокировала, но на всякий случай рассказала об этом своему мужчине. Тот позвонил недоманьяку, и знаете, что тот сказал? «Простите, этого больше не повторится, я думал, я ей нравлюсь и она со мной так флиртует. » Правда, через месяц он опять пытался позвонить, но не встретил ответа и сломался.
7. Обращайтесь за поддержкой
8. Соблюдайте безопасность
Не публикуйте нигде ваш адрес, место работы, место отдыха. Встречайтесь с незнакомыми людьми на нейтральной территории и не позволяйте провожать себя до дома. Излишняя паранойя ни к чему, но вы просто должны знать: такие люди встречаются. Стать жертвой может каждый, и хорошо бы не давать лишней информации.
9. Ищите литературу и статьи по проблеме. Почитайте «Зачем он это делает?» Ланди Банкрофта. Погуглите, что такое газлайтинг. Читайте статьи по теме. Это важно, чтобы понимать: вы не виноваты.
Советы близким агрессора
1. Если вы заметили, что ваш друг или близкий человек одержим кем-то, вам стоит насторожиться. Это серьезный признак психологических проблем.
2. Узнайте, является ли его одержимость скрытой (он тайно по ночам смотрит фотографии своей любви и напивается под грустные песни, но дальше дело не идет) или дело дошло до открытых действий.
4. Если речь идет о реальных действиях, прямо выскажите свою оценку его поступков. Прямо скажите, что вам не нравится то, что он делает, что это может навредить ему самому. Часто в таких ситуациях эмоциональные доводы бессильны, помогает только угроза реальных последствий («она напишет заявление, и тебя просто уволят отсюда») Но, к сожалению, и это не всегда помогает.
5. Если ситуация зашла далеко, это почти всегда означает психическое нездоровье. Помочь в таком случаем может только специалист, но люди с подобными проблемами редко к нему идут (хотя такое бывает). Постарайтесь поговорить с другом, скажите ему что беспокоитесь за него и его безопасность. Найдите психолога или врача-психотерапевта и предложите другу сходить к нему. Может быть, ваша роль будет заключаться в том, чтобы помочь деньгами и оплатить лечение. Но это единственное, что вы можете сделать.
6. Берегите себя. Больно видеть, как близкий человек делает ужасные вещи. Делайте то, что можете, чтобы поддержать себя. Говорите себе, что не в ваших силах помочь ему, вы не психотерапевт и не можете исцелять и менять другого человека. Чувство вины почти наверняка будет сопровождать вас, но вы почти ничего не можете сделать.
Как общаться с тем, кто тебя раздражает
Первое, что можно предложить — просто не общаться. До боли просто и банально. Но не всегда такое возможно. Например, если тебе приходится вступать в диалог с работником почты, который разговаривал по телефону, пока ты нервничал в очереди на протяжении 4 часов? Или с токсичным коллегой, с которым ты работаешь на одном проекте? А может это твоя свекровь? Но детей то надо оставлять с бабушкой иногда. В общем, у нас есть пара лайфхаков, как безболезненно пережить общение с тем, кто тебя раздражает.
Прими то, что мы не должны всем нравиться
Если бы не люди, которые нас раздражают, то кто бы держал нас в тонусе? А вообще, психологи утверждают, что если тебя кто-то раздражает, нужно проанализировать ситуацию и найти то, что именно тебя выводит из себя. Возможно, причина в тебе. В общем, выдыхай и ищи дзен. Если с тобой все в порядке, то тебя ничего не должно раздражать.
Попытайся понять человека
Соседка говорит, что ты легкомысленная особа? Просто она не покупает себе красивую одежду каждый день… ну и мужчины у нее нет. Свекровь кричит, что ты совсем не умеешь готовить? Просто она ничего не понимает в паназиатской кухне. Коллега говорит, что с тобой невозможно работать? Да, ты все делаешь вовремя и качественно, подставляя его перед начальством (он то становится слабым звеном).
Но не всегда все карты на твоей стороне. Возможно, ты действительно не замечаешь, что что-то делаешь не так и не пытаешься это исправить? Когда понимаешь причины, раздражение уходит.
Контролируй свои эмоции
Не повышай тон, не уходи, хлопнув дверью, говори спокойно и размеренно. Если человек постоянно демонстрирует свою власть или пытается манипулировать, лучшее, что ты можешь сделать — контролировать свои эмоции и держать нейтральную позицию. Возможно, тогда он поймет, что зря старается вывести тебя из себя, и даже перестанет тебя раздражать.
А если негативная позиция человека находится в перманентном состоянии, то самый правильный вариант — спросить, почему он так себя ведет, и что его не устраивает. Честный разговор также поможет расставить все точки над i.
Что еще можем добавить? Не трать свои нервы, не принимай все близко к сердцу, будь самим собой и не заостряй внимание на неприятных мелочах. А как себя не накручивать и жить без стресса, читай в нашей предыдущей статье.
6 секретов общения с тем, кто раздражает
— Миссис Адамс, не могли бы вы выйти на минуту?
— Зачем?
— За тем, что вы меня раздражаете.
Даже твое ангельское терпение иногда дает сбои. Но это не всегда кстати. Например, когда предстоят важные переговоры не с самым приятным человеком или встреча с дальними родственниками (особенно если они не твои). Как побороть себя и не взорваться посреди разговора? Читай главные заповеди общения с людьми, которые раздражают.
Ты не можешь находить общий язык со всеми
С этим нужно просто смириться. Это норма. Ведь характеры и предпочтения у всех разные. И если кого-то смешат твои шутки, а кого-то нет, то это надо принять как должное. Конечно, тебе проще общаться с людьми, которые как раз таки считают, что ты звезда стендап, но и избегать общения с другой частью, особенно, если это твои коллеги или деловые партнеры, не стоит.
Тебе нужно постараться понять человека
Мотивы могут быть разными. Не воспринимай критику негативно, если на то есть веские причины. Не ищи скрытых смыслов в словах, сказанных человеком, с которым ты не на короткой ноге. Постарайся не принимать все близко к сердцу и понять, почему твой оппонент делает так, а не иначе. Иногда все дело в неудачном утре, пробках и закончившемся кофе. Дай время себе и своему собеседнику, если разговор не получается, лучше выбрать другое время.
Держи свои эмоции под контролем
Зачем злиться и нервничать попусту? Выслушай собеседника и сделай так, как тебе кажется нужным без лишних эмоций. Иногда проще улыбаться и усваивать информацию, чем бросаться в длительные дебаты, теряя по пути силы и терпение.
Говори спокойно
Если разговор давно должен был состояться, а ты все откладывал(-а) на потом, то, когда ситуация «накалилась» окончательно, не стоит начинать диалог на высоких нотах. Никакой агрессии и скандалов. Стоит решать проблемы спокойно и последовательно. Обязательно скажи, что тебя не устраивает. В ответ ты услышишь противоположную позицию. Если точки соприкосновения не удается найти, то лучше попросить помощи у третьего лица. В любом случае вы найдете решение, которое устроит всех.
Расставляй приоритеты
Если общение не клеится, подумай, насколько оно необходимо. Если оно не сильно повлияет на ход твоей жизни, то сократить общение до минимума — это, пожалуй, лучшее решение.
7 вариантов, что делать, если окружающие люди начали тебя раздражать
«Вокруг нас столько глупых и безграмотных людей!» — такие мысли нередко приходят в наши головы. И нам сразу хочется каким-то образом изменить ситуацию — указать на их ошибки, перевоспитать, попробовать проучить их или наставить на путь истинный. Но это не приведет ровным счетом ни к какому положительному результату. Мир так и останется несовершенным, а ты — до глубины души раздраженным.
Что делать в ситуации, когда окружающие люди начали раздражать тебя больше обычного? Пробовать один или несколько из предложенных ниже вариантов.
1. Постарайся найти причину в себе
Почему тебя раздражают окружающие люди? Быть может, тебе не нравится, что у вас расхожие мнения по одному и тому же вопросу, или ты считаешь, что их действия неприемлемы. В любом случае причина твоего раздражения кроется в тебе, а не в других.
Мы имеем право выбирать, как нам реагировать на внешние раздражители, и, следовательно, ты выбираешь чувствовать себя таким образом. Не стоит винить окружающих в своем недовольстве — попробуй изменить свое отношение к тому, что кажется тебе неправильным/глупым/непонятным. Иногда не стоит пытаться изменить мир вокруг себя — лучше направить усилия на изменение своих взглядов.
2. Попробуй снизить частоту общения
Не получается держать себя в руках? Что ж, тогда попробуй хотя бы минимизировать общение с теми личностями, которые вызывают у тебя раздражение. Так ты сможешь сохранить ваши отношения — по крайней мере, до тех пор, пока ты не научишься контролировать свои эмоции.
К слову, вполне возможно, что причиной твоей чрезмерной раздражительности стало как раз постоянное взаимодействие с окружающими. Если ты понимаешь, что тебя раздражают практически все, — возьми выходной и проведи его в полном одиночестве. Иногда нам не хватает именно этого.
3. Стань открытым к новой информации
То, что тебя раздражают окружающие, не значит, что ты должен пытаться поучать их, менять их мнение, указывать им на их ошибки. Чувствовать себя выше других любят многие. А ты попробуй сначала пораскинуть мозгами, какие события могли привести человека к его жизненной позиции, которая так сильно отличается от твоей. Почему он мыслит в этом направлении? Как могло развиться его негативное/позитивное отношение к чему-либо?
Ты не должен во всём соглашаться с окружающими, и воспринимать их действия как что-то враждебное тоже не стоит. Самое мудрое, что ты можешь сделать, — это стать открытым к новой информации, которая сможет расширить твой кругозор и позволит тебе изменить свое отношение к людям, мыслящим или действующим иначе.
4. Изучи свои убеждения и предубеждения
Каковы твои мотивы? Их понимание поможет тебе выбирать, каким образом стоит реагировать на тот или иной поступок/событие/высказывание. Но у каждого из нас есть не только убеждения, но и предубеждения, которые могут быть видны только в случае нашего взаимодействия с определенными триггерами.
К примеру, ты можешь быть абсолютно спокоен в том случае, когда твой собеседник имеет отличное от твоего мнение в исторической теме, но при обсуждении политики ты всякий раз будешь буквально взрываться от несогласия окружающих.
5. Тщательно взвешивай свои поступки
Сверяйся со своими желаниями. Что для тебя важнее — остаться другом близкому человеку или почувствовать свое превосходство, сохранить любовь или быть правым? Часто при принятии решения ты забываешь о том, что для тебя действительно важно.
Желание всегда быть правым и оставлять за собой последнее слово порой сигнализирует о том, что у тебя раздутое эго, которое мешает уважительно относиться к чужому мнению.
Даже если ты действительно прав, спроси себя, прежде чем говорить о чём-либо: «Какую цель я преследую — утвердиться или поделиться информацией?»
6. Пойми, что ты не сможешь изменить человека против его воли
Это очень полезное знание. Если ты понимаешь, что изменить человека, которого всё в нём устраивает, невозможно, то твое раздражение постепенно стихает. Ты осознаешь, что смысла сосредотачиваться на негативе попросту нет, ведь от этого будет хуже только тебе.
7. Делай паузу, прежде чем высказать раздражение
Искусная манипуляция: как общаться с невыносимыми людьми
Со всеми иногда бывает сложно, но есть люди, общаться с которыми практически невозможно или даже опасно. Они могут быть агрессивными, стремиться все контролировать или быть негативно настроенными. Сложные люди все равно останутся сложными, но если понимать их секреты, стратегии и хитрости и адаптировать свое поведение, то ужиться с ними можно. Forbes публикует главу из книги Ричарда Темплара «Правила управления людьми. Как раскрыть потенциал каждого сотрудника» — о том, как обращаться с сверхчувствительными людьми, пассивно-агрессивными и манипулирующими персонажами.
Чувствительные люди не могут стать жесткими
Однажды я работал с парнем, которого могло вывести из душевного равновесия буквально все. Малейший намек на критику, грустная история из новостей, любого рода негативные эмоции, которые проявлял кто-то в его присутствии. Иметь с ним дело иногда становилось сложно — если требовалось как-то конструктивно оценить его работу, это было все равно что ходить по яичной скорлупе.
Если вы сами не являетесь таким гиперчувствительным человеком, общение с подобными людьми наверняка представляет для вас проблему. Поэтому я включил гиперчувствительных персон в раздел, посвященный сложным людям, — так как общаться с ними порой действительно очень сложно. Однако, в отличие от большинства прочих типов, описанных здесь, чувствительные люди ни в чем не виноваты. Скорее всего, они родились такими, и нам нужно учиться подстраиваться под них. При этом именно они нередко первыми определяют потенциальные проблемы и опасности, а также могут быть прекрасными дипломатами, потому что знают, как не расстраивать людей. Обычно они относятся к другим так, как хотели бы, чтобы относились к ним, поэтому редко обходятся с кем-то грубо или невнимательно. Бессмысленно советовать им «быть жестче». Они не могут, да и, в общем-то, не должны.
Проблема — особенно если у вас чуть более толстая кожа, чем у них, — в том, чтобы не расстраивать лишний раз их. Поэтому рядом с ними нужно быть очень внимательными. Гиперчувствительные натуры прекрасно улавливают любой намек или недосказанность, поэтому просто проявляйте доброту и вдумчивость.
Конечно, иногда бывает необходимо сказать такому человеку, что его работа не соответствует стандартам или что в ваших отношениях что-то разладилось. Если исходить из того, что он одновременно не является эмоциональным шантажистом, то, даже если он расплачется, он сделает это не ради того, чтобы вызвать у вас чувство вины. Это будет просто неконтролируемая эмоциональная реакция. Постарайтесь сделать так, чтобы он распознал проблемы самостоятельно: «Здесь еще есть возможности для улучшения. Как ты считаешь, что помогло бы в следующий раз ускорить процесс?» При таком подходе он сам внесет конструктивные предложения, а вам останется лишь согласиться.
Обратите внимание на то, что фразы в этом примере построены безлично. Не «что ты можешь сделать, чтобы ускорить процесс?», а «что помогло бы его ускорить?». Так легче избежать персонально направленной критики. Если ваш партнер отличается гиперчувствительностью, вы можете сказать: «Я ужасно расстроился, когда попытался завести машину и обнаружил, что в ней нет бензина», — вместо «из-за того, что ты потратила весь бензин».
Общаясь с гиперчувствительным человеком, концентрируйтесь на позитивном и используйте пряник вместо кнута. Объясняйте ему, чего вы хотите, а не чего вы не хотите. Вы хотите, чтобы в машине всегда оставалось какое-то количество бензина. О том, что в противном случае вы злитесь, говорить не нужно.
Учитель начальной школы однажды сказал мне, что у него есть «список учеников, на которых нельзя кричать», потому что они не в состоянии этого вынести. Так и гиперчувствительные люди должны попасть в ваш список тех, кого лучше избегать, если у вас плохое настроение и вас легко вывести из себя.
Пассивно-агрессивные люди боятся конфликтов
Я помню, как, будучи подростком, однажды пришел домой очень поздно. У нас гостила одна пожилая родственница, и на следующее утро за завтраком она сказала мне: «Я надеюсь, ты хорошо провел время? Да уж наверное, раз ты пришел домой только в двадцать минут третьего!» Это было сказано с энтузиазмом, и я вроде бы должен был улыбнуться в ответ, но я-то прекрасно понял подтекст. На самом деле она хотела сказать — в присутствии моей матери: «Ты разбудил меня, когда пришел домой!» Поэтому она и знала, сколько точно было времени.
Цель пассивно-агрессивного поведения — покритиковать или пожаловаться, не идя на открытый конфликт. Все мы иногда так поступаем, но для некоторых людей это норма поведения в тех случаях, когда они расстроены или злятся. Обычно такие люди боятся конфликта, как правило, потому, что у них связаны с этим какие-то неприятные воспоминания, но они не хотят, чтобы их разочарование осталось незамеченным. На самом деле пассивно-агрессивное поведение совершенно бессмысленно, потому что оно не решает никаких проблем. Оно просто заставляет всех почувствовать себя неудобно.
Когда-то у меня был коллега, который всегда сдавал любую работу в последний момент, чтобы все остальные трудились усерднее. Технически он успевал в срок, но все остальные члены команды всегда старались помогать друг другу, чтобы закончить все пораньше. Этот человек злился на нас и таким образом пытался наказать. Он не мог сказать, что у него есть какая-то проблема, потому что боялся спровоцировать нашу агрессию. Я до сих пор понятия не имею, на что именно он злился, но, чем бы это ни было, оно так и не разрешилось. Я подозреваю, что он до сих пор злится на тех, с кем работает сегодня.
Одна из самых больших проблем, связанных с таким поведением, состоит в том, что, если вы прямо предъявите человеку претензию, он обязательно будет все отрицать. «Я не специально сделал все в последний момент. Это просто заняло больше времени, чем я думал». И получается, что вы несправедливо обвиняете человека. И он вроде бы имеет право чувствовать себя обиженным.
Что же делать, если вам достался такой пассивно-агрессивный босс, партнер, мать, коллега, ребенок? Для начала признайте, что это агрессивное поведение, как бы хорошо завуалировано оно ни было. В противном случае вы будете чувствовать себя виноватым в том, что вы «несправедливо» его обвиняете. Если вы позволите ему продолжать в том же духе, плохо придется обоим.
Иногда срабатывает юмор. В нашей семье любое поведение такого рода, как правило, встречается шуткой: «Не нужно вести себя со мной так пассивно-агрессивно!» Даже если этот человек все отрицает, после таких слов он уже не может продолжать вести себя так. Более упорных нарушителей стоит припереть к стенке. Но вместе с тем нужно показать им, что выражение своего разочарования или обиды необязательно приведет к конфликту. Этого они боятся и не изменят своего поведения, если не поймут, что для их страха нет оснований. Просто скажите все как есть и продемонстрируйте им, что вы хотите выработать такое решение их проблемы, которое пойдет на пользу всем.
Кроме того, стоит быть конкретным. Не нужно говорить: «Ты всегда сдаешь работу в последний момент». Приведите конкретные примеры и дайте человеку понять, что это неприемлемо. Ни в коем случае не пытайтесь отвечать агрессору тем же, например делать для него все в последний момент. Это сделает вас еще более пассивно- агрессивным, чем он. А как же тогда ваше моральное превосходство?
Манипулирование — это не просто убеждение
Извращенный соревновательный дух, о котором мы говорили в предыдущем правиле, может быть одной из причин, заставляющих людей манипулировать другими, чтобы получить желаемое. Конечно, все мы время от времени пытаемся кем-то манипулировать, но для некоторых людей манера скрыто и коварно использовать других становится нормой.
Я прекрасно помню, как много говорил о способах привлечь людей на свою сторону, и вы вправе заметить, что это тоже форма манипулирования. В свою защиту могу сказать, что я призываю вас использовать мои советы так, чтобы не вредить, а во многих случаях, наоборот, помогать, другим людям. Вот почему я использую слово «влияние», а не «манипулирование». Как вы знаете, я просто делюсь своими наблюдениями о том, что работает. Конечно, я должен честно признать, что коварные и нечистоплотные подходы порой тоже срабатывают. Но, когда я говорю о манипуляторах, я говорю о людях, которые строят замыслы и козни, совершенно не учитывая, как это скажется на других людях, и часто тем самым вредят им.
Ладно, теперь давайте поговорим о том, что же не так с манипуляторами. Перечислить все возможные — зачастую сложные — причины такого поведения я не в силах. Но суть сводится к одному: жизненный опыт каким-то образом убедил этих людей в том, что манипуляция — лучший способ получить то, что хочешь. Опытные и успешные манипуляторы, вероятно, получают желаемое в большинстве случаев. Проблема в том, что, как правило, это не то, чего вы хотите.
Такие люди — на работе или в семье — все время находят какие-то новые возможности для того, чтобы контролировать вас. Вы знаете, что они это делают, но не сумеете доказать. Они все отрицают — и так убедительно, что ваш босс или коллеги вряд ли поверят вам, если вы решите пожаловаться. Они задают наводящие вопросы, они шантажируют вас эмоционально, они никогда не признают свою вину, они пытаются убедить вас в том, что проблемы есть только у вас, они лгут, они распространяют ложные слухи, они преднамеренно срывают ваши планы, они инстинктивно чувствуют ваши уязвимые места. С манипулятором-любителем уже трудно иметь дело. А если вам попался игрок высшей лиги — это настоящий кошмар.
Что же с ними делать? Для начала — не давайте им убедить себя, что вы во всем виноваты. Вы знаете, что данный человек — манипулятор, поэтому любые его высказывания о вашей сверхчувствительности, забывчивости или нелогичности ничего не стоят. Учитесь верить только собственному восприятию ситуации. У каждого манипулятора есть свои любимые стратегии — попробуйте научиться распознавать их и заранее планировать ваши ответные реакции. Если на работе манипулятор пытается присвоить себе ваши заслуги, начните пересылать боссу копии писем, которые свидетельствуют об обратном (можете сказать, что просто хотели держать его в курсе того, как идет работа). Если он стремится вложить в ваши уста какие-то слова («Тебе не кажется, что детям лучше ложиться спать пораньше?», «Разве ты не этого хотел?»), не поддавайтесь. Четко объясните ему, что это его мнение, а не ваше.
Учитесь говорить «нет» людям, которые пытаются к вам подольститься или играют на ваших чувствах. Не оправдывайтесь — вы не обязаны этого делать. И вообще по возможности бегите от манипуляторов как от чумы.