что делать если человек подавился слюной и задыхается
Человек подавился. Что делать?
Порядок оказания первой помощи при частичном и полном нарушении проходимости верхних дыхательных путей, вызванном инородным телом у пострадавших в сознании, без сознания
Типичным признаком нарушения проходимости дыхательных путей является поза, при которой человек держится рукой за горло и одновременно пытается кашлять, чтобы удалить инородное тело.
В соответствии с рекомендациями Российского Национального Совета по реанимации и Европейского Совета по реанимации выделяют частичное или полное нарушение проходимости верхних дыхательных путей, вызванное инородным телом. Для того, чтобы определить степень нарушения, можно спросить пострадавшего, подавился ли он.
При частичном нарушении проходимости верхних дыхательных путей
Пострадавший отвечает на вопрос, может кашлять.
При полном нарушении проходимости верхних дыхательных путей
Пострадавший не может говорить, не может дышать или дыхание явно затруднено (шумное, хриплое), может хватать себя за горло, может кивать.
Если удалить инородное тело не удалось
Необходимо продолжать попытки его удаления, перемежая пять ударов по спине с пятью надавливаниями на живот.
Если пострадавший потерял сознание
Необходимо начать сердечно-лёгочную реанимацию в объеме давления руками на грудину и искусственного дыхания. При этом следует следить за возможным появлением инородного тела во рту для того, чтобы своевременно удалить его.
Если инородное тело нарушило проходимость дыхательных путей у тучного человека или беременной женщины
Оказание первой помощи начинается также, как описано выше, с 5 ударов между лопатками. У тучных людей или беременных женщин не осуществляется давление на живот. Вместо него проводятся надавливания на нижнюю часть груди.
Если инородное тело перекрыло дыхательные пути ребенку, то помощь оказывается похожим образом
Однако следует помнить о необходимости дозирования усилий (удары и надавливания наносятся с меньшей силой). Кроме того, детям до 1 года нельзя выполнять надавливания на живот. Вместо них производятся толчки в нижнюю часть грудной клетки двумя пальцами. При выполнении ударов и толчков грудным детям следует располагать их на предплечье человека, оказывающего помощь, головой вниз; при этом необходимо придерживать голову ребенка. Детям старше 1 года можно выполнять надавливания на живот над пупком, дозируя усилие соответственно возрасту. При отсутствии эффекта от этих действий необходимо приступить к сердечно-легочной реанимации.
Что делать если человек подавился слюной и задыхается
Правила поведения
Порядок оказания первой помощи при частичном и полном нарушении проходимости верхних дыхательных путей, вызванном инородным телом у пострадавших в сознании, без сознания. Особенности оказания первой помощи тучному пострадавшему, беременной женщине, ребёнку
Типичным признаком нарушения проходимости дыхательных путей является поза, при которой человек держится рукой за горло и одновременно пытается кашлять, чтобы удалить инородное тело.
В соответствии с рекомендациями Российского Национального Совета по реанимации и Европейского Совета по реанимации выделяют частичное или полное нарушение проходимости верхних дыхательных путей, вызванное инородным телом. Для того, чтобы определить степень нарушения, можно спросить пострадавшего, подавился ли он.
При частичном нарушении проходимости верхних дыхательных путей пострадавший отвечает на вопрос, может кашлять.
При полном нарушении проходимости верхних дыхательных путей пострадавший не может говорить, не может дышать или дыхание явно затруднено (шумное, хриплое), может хватать себя за горло, может кивать.
При частичном нарушении проходимости следует предложить пострадавшему покашлять.
При полном нарушении проходимости верхних дыхательных путей необходимо предпринять меры по удалению инородного тела:
1. Встать сбоку и немного сзади пострадавшего.
2. Придерживая пострадавшего одной рукой, другой наклонить его вперёд, чтобы в случае смещения инородного тела оно попало в рот пострадавшего, а не опустилось ниже в дыхательные пути.
3. Нанести 5 резких ударов основанием своей ладони между лопатками пострадавшего.
4. Проверять после каждого удара, не удалось ли устранить нарушение проходимости.
5. Если после 5 ударов инородное тело не удалено, то следует:
— встать позади пострадавшего и обхватить его обеими руками на уровне верхней части живота;
— сжать кулак одной из рук и поместить его над пупком большим пальцем к себе;
— обхватить кулак другой рукой и, слегка наклонив пострадавшего вперед, резко надавить на его живот в направлении внутрь и кверху;
— при необходимости надавливания повторить до 5 раз.
Если удалить инородное тело не удалось, необходимо продолжать попытки его удаления, перемежая пять ударов по спине с пятью надавливаниями на живот.
Если пострадавший потерял сознание – необходимо начать сердечно-лёгочную реанимацию в объеме давления руками на грудину и искусственного дыхания. При этом следует следить за возможным появлением инородного тела во рту для того, чтобы своевременно удалить его.
В случае, если инородное тело нарушило проходимость дыхательных путей у тучного человека или беременной женщины, оказание первой помощи начинается также, как описано выше, с 5 ударов между лопатками.
У тучных людей или беременных женщин не осуществляется давление на живот. Вместо него проводятся надавливания на нижнюю часть груди.
Если инородное тело перекрыло дыхательные пути ребенку, то помощь оказывается похожим образом. Однако следует помнить о необходимости дозирования усилий (удары и надавливания наносятся с меньшей силой). Кроме того, детям до 1 года нельзя выполнять надавливания на живот. Вместо них производятся толчки в нижнюю часть грудной клетки двумя пальцами. При выполнении ударов и толчков грудным детям следует располагать их на предплечье человека, оказывающего помощь, головой вниз; при этом необходимо придерживать голову ребенка.
Детям старше 1 года можно выполнять надавливания на живот над пупком, дозируя усилие соответственно возрасту.
При отсутствии эффекта от этих действий необходимо приступить к сердечно-легочной реанимации.
Дисфагия: симптомы, причины и лечение заболевания
Что такое дисфагия
Дисфагия – это нарушение сложного рефлекторного глотательного акта. Код по МКБ-10 – R13. Это вторичный патологический процесс, который развивается на фоне других заболеваний. Такое состояние проявляется невозможностью или затруднением глотания, болевыми ощущениями при глотании, попаданием жидкости или пищи в трахею, гортань и нос.
Дисфагию нужно отличать от одинофагии, которая определяется как ощущение боли при прохождении пищи по пищеводу. Также это состояния необходимо отличать от ощущения комка в горле, когда человек чувствует, что что-то застряло в задней части горла. В данном случае, дисфагия является симптомом, который появляется только при попытке проглатывания.
Основные причины
Проблемы с прохождением пищи через глотку и проксимальный отдел пищевода вызваны следующими причинами:
Дисфагия является одним из наиболее частых последствий инсульта и черепно-мозговых травм.
Общие симптомы дисфагии
На начальной стадии патологии пациенты жалуются на проблемы при глотании твердой пищи, которые сопровождаются дискомфортом в области гортани. Характерная симптоматика при этом расстройстве следующая:
По мере прогрессирования патологии у человека появляются проблемы с глотанием жидкостей. Возникает тревожность по поводу приема пищи, попадание еды в дыхательные органы. Если не предпринимать никаких способов коррекции, то у человека ухудшается общее состояние организма, а также значительно уменьшается масса тела.
Классификация и симптоматика
Патология различается в зависимости от места образования очагов поражения, причин и степени тяжести.
По месту образования | |
---|---|
Ротоглоточная (орофарингеальная) | Местом поражения становится зона ротоглотки. Пищевой ком с трудом двигается из глотки в пищевод. Во время сглатывания ребенок начинает давиться, вследствие чего пища попадает в трахею или носовую полость. Ротоглоточная дисфагия возникает в результате нарушения работы нервно-мышечной связи. Характерен сильный кашель, повышенное слюноотделение. Чтобы пища прошла по пищеводу, малышу приходится делать усилия. |
Пищеводная | Поражение приходится на нижнюю область пищевода, а сложности глотания появляются в зоне шейного отдела. Симптоматика пищеводной дисфагии схожа с ротоглоточной, поэтому точный диагноз может поставить врач в ходе обследования. Характерна частая отрыжка с кислым привкусом, сильная изжога, болевые ощущения грудной полости. |
Крикофарингеальная | Расстройство сокращений некоторых волокон, что является причиной расслабления перстневидно-глоточной мышцы. Это способствует выпиранию стенок пищевода и формированию патологий легких. |
По виду | |
---|---|
Парадоксальная | Ребенок с трудом глотает, но твердая пища проходит лучше, чем жидкая. Зачастую возникает на фоне заболеваний пищевода. При наличии опухолевых новообразований малыш может начать отказываться от твердой пищи, затем от полужидкой и от напитков. Бывают случаи, когда дисфагия пропадает. Но это мнимая ремиссия и нарушение в скором времени даст о себе знать. |
Нейрогенная | Поражена нервная система. Затруднено формирование пищевого комка в полости рта или комок просто не проходит по пищеводу. Причиной нейрогенной дисфагии может стать серьезная черепно-мозговая травма, а также инсульт. |
Сидеропеническая | Дистрофические изменения слизистых оболочек пищевода. Об этом может говорить дефицит железа и питательных элементов в организме, что приводит к патологическим изменениям глотательных мышц. Может быть как генетическим, так и приобретенным нарушением. |
Психогенная | Возникает из-за частых стрессов и нервных напряжений. Во время приема пищи малыш ощущает «ком» в горле и боль в зоне груди. Может возникать сильная изжога. |
По причине возникновения | |
---|---|
Функциональная (нервная) | Нарушение работы пищевода, возникшее вследствие нарушения нервной системы. Ребенок с трудом глотает пищу, может отказываться от еды, рвотные рефлексы, возникают нарушения дыхательного процесса и сна. |
Органическая | Как результат заболеваний, которые привели к нарушениям ротоглотки и пищевода. |
Диагностика
После поступления больного в отделение, проводится оценка качества глотания по специальной шкале оценки дисфагии.
По выраженности этой патологии выделяют 4 степени. При первой есть проблемы с проглатыванием твердых продуктов, при второй человек может проглатывать только жидкую пищу. При третьей степени есть сложности с проглатыванием и твердой, и жидкой пищи, а при четвертой человек не может глотать даже собственную слюну.
При сборе анамнеза необходимо уточнить:
Выявление проблем при глотании, как правило, не представляет особых трудностей по причине типичной клинической картины этого состояния. Но основным моментом является диагностика заболеваний, которые могли стать причиной этого нарушения.
Используются следующие способы диагностики:
Лечение дисфагии
Как будет проходить исправление дисфагии, зависит от разновидности нарушения:
Особенности логопедической работы
Выделим основные методы логопедической работы:
Упражнения для восстановления глотания
Для примера приведем ряд упражнений, которые помогают восстановить нормальный процесс глотания:
Упражнения для восстановления дыхания
Также нужно выполнять упражнения, которые направлены на отработку ритмизированного дыхания с чередованием вдоха и выдоха через нос и рот (корпус прямой, положение – либо на стуле, либо стоя). Через неделю после начала терапии добавляются упражнения для укрепления мышц шеи и гортани. Это поднимание, опускание плеч, повороты головы в разные стороны.
Помощь, которую оказывает логопед на ранних этапах заболевания, является основой успешной терапии на дальнейших этапах реабилитации.
Лечить дисфагию необходимо комплексно, т.е. важна совместная работа и поддержание контакта логопеда с другими специалистами для построения и согласования лечебного процесса. Важно налаживать контакт с пациентом, проводя восстановительные занятия, а также консультируя и поддерживая самого больного и его окружение.
Ребенок подавился: как помочь?
Как оказать помощь, если ребёнок подавился.
Ранее мы опубликовали цикл статей о прикорме, в которых каждый раз напоминали о навыках оказания первой помощи, если малыш поперхнулся. Но эти навыки пригодятся не только в детском возрасте. Каким образом нужно оказать помощь в данной ситуации?
Автор статьи: педиатр DocDeti Ольга Луговская.
Подавиться ребёнок может чем угодно: водой, кусочками еды, деталями от игрушек и любыми мелкими предметами, которые попали ему в поле зрения, а потом и в рот.
Если такие предметы попадут в горло и перекроют дыхательные пути ребёнок начнёт часто кашлять, хрипеть, может посинеть и даже потерять сознание. Сохранять спокойствие при виде испуганного малыша, который хватается за горло и не может говорить, крайне сложно.
Но можно. Ведь от уверенных действий взрослого во многом зависит благополучный исход.
Для детей до 1 года
Для детей старше 1 года
1. Встаньте на колени за спиной ребёнка, обхватите руками за его талию и немного наклоните вперёд.
2. Кулак одной руки расположите немного выше пупка, обхватите ладонью второй руки.
3. С помощью сильных толчков надавливайте на живот направляя к себе-вверх (словно стараетесь поднять ребёнка).
4. Действуйте аккуратно, чтобы избежать повреждение рёбер/внутренних органов.
1. Продолжайте чередовать 5 ударов и 5 толчков в течении нескольких минут.
Инородное тело в дыхательных путях. Пути к спасению
Поделиться:
Смерть от асфиксии. Никто не застрахован
У подавляющего числа больничных пациентов процесс умирания от асфиксии длится в несколько этапов и чаще всегощ, перед последним сердечным толчком (не дыханием, поскольку они на ИВЛ) они находятся в бессознательном состоянии.
Погибающие от удушья во внебольничных условиях до последнего момента в сознании, они чувствуют, как их дыхательные мышцы «разрываются», пытаясь сделать вдох. Чувствуют, как в голове молотом бьет пульсовая волна, сосуды в глазах лопаются от напряжения. Человек недавно полностью здоровый, понимает, что сейчас умрет, и это его ужасает. И лишь в самый последний момент он проваливается в черную пустоту…
К сожалению, одной из причин, приводящих к несчастью, является причина совершенно бытовая – человек подавился едой.
Наверное, Создатель не очень удачно спроектировал наше тело, соединив в одну трубку дыхательные и пищеварительные тракты. Лишь тоненький лепесток-надгортанник защищает органы дыхания от беды. С другой стороны, неизвестно, как трансформировался бы процесс нашего развития и передачи информации, будь у нас лицевой скелет с жестко разделенными трактами? Возможно, кто-нибудь с фантазией и художественным талантом изобразит жизнеспособное существо с подобным лицевым скелетом, а мы пока продолжим наш рассказ.
Читайте также:
Ребенок вдохнул инородное тело
На сегодняшний день мы таковы, какими созданы, неважно – в ходе эволюции или в конструкторском бюро божественной академии, и с этим придется смириться. Но любопытно, что у животных состояния “попало не в то горлышко” крайне редки. Нет, моя собака давится, когда глотает невероятного размера кусок мяса, но самостоятельно отхаркивает его и спокойно кушает дальше. Львы в прайде при дележе добычи рвут килограммовые куски мяса и глотают не давясь. Как? Ведь в целом строение нашего скелета схоже?
Прихожу к мнению, что предки наши были весьма и весьма правы, говоря: «Когда я ем, я глух и нем». Ведь во время разговора, надгортанник на мгновение открывает вход в трахею, и этого будет достаточно, чтобы во время вдоха вы поперхнулись.
Впрочем, в медицинской практике встречаются случаи поэкзотичнее: например, женщина кушала шашлык, и кусок мяса застрял у нее в верхних отделах пищевода. Она не страдала от асфиксии и могла бы спокойно обратиться в стационар. Но наши люди не ищут простых решений. Женщина схватила кий от бильярда и протолкнула кусок ниже. Вы уже представили этот процесс? Жутко эротичное зрелище. Проблема только в том, что она порвала пищевод, устроив себе медиастинит. До сих пор мало кто выживает в этом состоянии, но ей повезло.
Детям – особое внимание!
Маленькие дети. Ох уж эти создания, которые всегда в тонусе. Вечно куда-то стремятся, лезут в такие щели, куда взрослый и заглянуть боится. У них нет страха, у них напрочь отсутствует чувство самосохранения! Они постоянно что-то познают, всё тащат в рот попробовать, спрятать.
Нам еще в студенческие годы преподаватель по ЛОР-болезням говорил: «ребята, покупайте своим детям рубашки и кофточки с кармашком на груди. Им обязательно надо спрятать свою находку, и если нет кармашка, то в рот». У всех детских эндоскопистов собрана коллекция находок из дыхательных путей, в том числе из трахеи, гортани, из носа. А ЛОР-врачи дополняют эти коллекции предметами, извлеченными из внешнего уха.
Как быть с детьми? Не оставлять их в одиночестве, отбирать мелкие вещи – только так! И не давать им кушать то, что не предназначено для их возраста, поймите – пищеварительная система, готовая принять жидкое молоко, еще не готова принять колбасу.
Иногда взрослые удивляют своей беспечностью. Несколько лет назад я, будучи в командировке в маленькой больнице, куда далеко не всегда можно добраться на машине, а самолеты ограничены метеорологическими условиями, принимал двухлетнего малыша. Он был беспокоен, постоянно кашлял. Оказалось – бабушка с полутора лет давала ему лузгать неочищенные семечки! Она еще сильно удивилась, когда мы ей сказали, всё, что об этом думаем.
Так простая безалаберность, чуть не привела к трагедии. Малыша мы тогда наблюдали, ждали приезда эндоскопистов, подготовили реанимационное оборудование, поскольку реакцию бронхов предсказать невозможно. Только через двенадцать часов областным специалистам удалось добраться до поселка. Под общим обезболиванием удалили большую семечку из правого бронха, она флотировала в такт дыханию.
Повезло мальчишке, часто бывает так, что не удается удалить инородное тело, и оно остается в легком. В последующем у таких пациентов часты пневмонии, бронхиты, развивается астма.
Порядок оказания первой помощи
Итак, что делать, если вы поперхнулись, кусок пищи попал в гортань и перекрыл дыхательные пути?
Кашляйте, если это ваше дитя старше одного года, просите, чтобы ребенок кашлял. При этом не трясите и не хлопайте по спине, не делайте так, чтобы кусок провалился дальше.
Если не помогло, попросите чтобы страдалец открыл рот, отожмите пальцем язык, если вы уверены, что можете достать – доставайте! Если уверенности нет и дыхание относительно не страдает – пусть пострадавшим займутся специалисты – не рискуйте!
Если больной слабеет, синеет, кашель сокращается, а скорая пока в пути, значит надо действовать самому!
Встаньте сзади, обхватите больного на уровне пояса, при этом одну руку сожмите в кулак, так, чтобы кулак оказался чуть выше пупка, но по центру (иначе, при резком движении вы рискуете порвать печень!). Другой рукой возьмитесь крепко за кулак своей руки и резко надавите на себя и вверх, при этом возникнет высокое давление в дыхательных путях, которое должно выдавить инородное тело как из пушки. Проделайте это несколько раз, пока кусок не выйдет, пока не приедет доктор или в худшем случае до потери сознания реанимируемого.
Если ничего не помогло, человек потерял сознание и на встряску не реагирует – не паникуйте, шансы на спасение еще есть! Положите больного на жесткую поверхность, расстегните рубашку, откройте рот, отожмите язык, посмотрите, возможно, инородное тело теперь можно извлечь. Если вы видите его, обязательно пробуйте извлечь, поскольку время в такой ситуации не на вашей стороне.
Запрокиньте голову, вытяните челюсть вверх, послушайте, не появилось ли дыхание. Нет дыхания? Поверните голову пострадавшего в одну, другую сторону. Дыхание не появилось? Положите ему салфетку на рот, зажмите нос, вдохните медленно в больного порцию своего воздуха. Если грудная клетка поднялась, аккуратно продолжайте дышать и ждать приезда скорой.
Если в ответ на ваш вдох грудная клетка не поднимается, встаньте у коленей больного, ладонями упритесь в середину живота чуть выше пупка и резко надавите вниз и одновременно в сторону головы, как бы выталкивая инородное тело, и так раз десять подряд. Потом посмотрите во рту, не вышло ли инородное тело? Если нет, то попытайтесь еще раз сделать искусственное дыхание. Потом снова давите на живот.
Даже если вам удалось удалить инородное тело, в любом случае везите больного в больницу, ибо гипоксия могла повредить внутренние органы, вы могли повредить внутренние органы, либо кусок инородного тела мог остаться в дыхательных путях. Везите обязательно!