зуммеры это поколение каких годов
З — зумеры: кто это такие и как они живут
Чтобы не отставать от современности и не упустить новые слова, подписывайтесь на подкаст в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке» и на Castbox. Ставьте оценки и делитесь в комментариях словами, без которых, как вам кажется, невозможно представить коммуникацию в XXI веке.
Теория поколений: когда появились зумеры?
В 1991 году Нил Хау и Уильям Штраус выпустили книгу «Поколения: история будущего Америки от 1584 до 2060 года», в которой, основываясь на исследованиях американской истории, описали разные поколения людей, выявив четыре устойчивые поколенческие группы. Для каждой из них характерны свои установки и ценности, обусловленные, по мнению авторов, политическими и экономическими процессами той или иной эпохи.
Как живут зумеры и чем они занимаются
Пока что это не до конца исследование поколение, тем не менее, зумеров считают «цифровыми людьми», так как многие из них не застали времен без высокотехнологичных инноваций, смартфонов, планшетов, а VR/AR-очки, 3D-реальность и быстрый доступ во Всемирную сеть откуда угодно постепенно становятся неотъемлемой частью их повседневной жизни. Зумерам приписывают такие характеристики, как заинтересованность искусством, экономией, устойчивым развитием. Их считают очень чувствительными и трудолюбивыми. Согласно теории Нила Хау и Уильяма Штрауса, такие люди преимущественно домоседы.
Несмотря на то, что все давно привыкли делить общества на «бэби-бумеров», «поколение Х», «миллениалов» и «зумеров», критики теории уверены, что современные технологии сокращают дистанцию между поколениями, поэтому здесь невозможно определить четкую границу.
Теория поколений: кто такие бумеры, иксеры, миллениалы и зумеры
Теория поколений Уильяма Штрауса и Нила Хау гласит, что различные возрастные группы в США отличаются убеждениями, ценностями и поведением из-за того, что росли в различных исторических условиях.
На основе этой теории современных людей делят на четыре группы: бэби-бумеры — поколение X — поколение Y — поколение Z.
В чем суть теории поколений
Впервые эту идею Штраус и Хау озвучили в книге «Поколения» в 1991 году и развили в работах «Тринадцатое поколение», «Четвертое превращение» и «Восхождение миллениалов». Штраус и Хау начали со сравнения так называемого «великого поколения» 1930–1940-х и поколения их детей — послевоенных «бэби-бумеров». Различия между этими группами американцев они объяснили разным жизненным опытом, например, влиянием Великой депрессии и Второй мировой войны.
Затем они описали поколение X, следующее за бумерами, и поколение Y — молодежь рубежа XX–XXI веков. Сегодня к ним добавилось еще и поколение Z — дети 2000-х годов.
Теория поколений не считается подлинно научной, но ее любят маркетологи, агенты по персоналу и интернет-шутники. К концу 2010-х бумер, зумер и миллениал стали постоянными героями мемов.
Обувные отличия бумеров, миллениалов и зумеров
Поколения X, Y, Z и A: отличия бумеров, иксеров, миллениалов и зумеров
Иксеры (поколение X) — рожденные в 1965–1980 годах. Считаются индивидуалистами и прагматиками. На их плечи легла забота и о детях, и о пожилых родителях. Их называют «потерянным поколением»: про иксеров даже мемов не делают. А если делают, то путают с бумерами.
Миллениалы (поколение Y) — рожденные в 1980–1996 годах, быстро освоили интернет, смартфоны и соцсети. Позже вступают в брак и заводят детей. По версии Штрауса и Хау, миллениалы активны и исполнены оптимизма, в отличие от своих родителей. В книге «Восхождение миллениалов» авторы предрекали им судьбу нового «великого поколения».
Зумеры (поколение Z) — это юноши и девушки, рожденные после 1997 года. С детства окружены компьютерами, гаджетами и не представляют себе жизнь без интернета. В них внутренняя свобода и индивидуализм достигают высшей точки.
Особый путь. Теория поколений в России
История СССР и России в XX веке была полна драматических событий: коллективизация и репрессии, Великая Отечественная война, перестройка и распад СССР. В связи с этим на постсоветском пространстве свои водоразделы и свои поколения, полагает ряд социологов:
Бэби-бумеры в СССР — это «последнее советское поколение», как называл их российско-американский ученый Алексей Юрчак. Эти люди, по версии Юрчака, не ждали распада СССР, но оказались к нему на удивление хорошо подготовлены и выдержали выпавшие на их долю испытания.
Поколение X — это «поколение «Пепси»», чья молодость пришлась на эпоху перестройки, краха СССР и советской власти.
Поколение Y — «дети 90-х», выросшие уже в новой России.
Поколение Z — «путинское поколение», которое росло в 2000-е и 2010-е годы.
Это лишь одна из возможных классификаций. Общепринятого деления на поколения в странах бывшего СССР нет.
В России о теории поколений говорят чаще не ученые, а рекламщики, маркетологи, специалисты в области персонала и прочие люди, далекие от науки. В связи с этим концепция еще более упрощается и часто сводится к идеям вроде «все зумеры любят тикток, а миллениалы — фейсбук».
Что не так с теорией поколений
Авторы теории поколений не являются учеными: Уильям Штраус — писатель, Нил Хау — популяризатор науки. Их самих уважают за умение широко смотреть на вещи, а концепцию хвалят за смелость и во многих отзывах называют «провокационной» в хорошем смысле.
При этом критики указывают, что эту теорию никак нельзя считать строго научной, потому что:
Она не основана на твердых эмпирических данных, наблюдениях и статистике.
Эта теория не может быть подтверждена или опровергнута. Авторы не делают никаких проверяемых предсказаний.
Нет общепринятых границ между поколениями.
При разделении на поколения не учитываются классовые и национальные различия, пол, психологические особенности и темперамент людей.
С точки зрения критиков, Хау и Штраус лишь культивируют стереотипы и эксплуатируют успех своей примитивной модели.
Шутки про бумеров и зумеров
Конфликт и различия поколений — идеальная почва для шуток. Старшие называют младших изнеженными и неприспособленными к «настоящей» жизни. Младшие высмеивают старших, считая их отставшими от жизни тугодумами, зацикленными на совершенно не важных вещах.
А иногда дедушки и бабушки объединяются с внуками против мам и пап, атакуя их уже с двух сторон.
Когда в интернете шутят про «бумеров и зумеров», нередко смешивают разные поколения. Например, 35-летнего миллениала могут дразнить старичком-бумером, а 25-летнего — обзывать зумером.
Думеры и блумеры – это не поколения
Эти два похожих слова не стоит смешивать с теорией поколений.
Думер — это унылый и безрадостный молодой человек. Это слово не стало особо популярным, хотя мемы с думером в черной шапочке нередко встречаются в интернете, а на YouTube можно найти подборки грустной «думерской музыки».
Блумер — веселый и жизнерадостный человек, противоположность думеру. Встречается в мемах намного реже, слово в русском языке, по-видимому, не прижилось.
Шаблоны мемов с думером и блумером. Автор неизвестен
Загадочная точка Z
Знакомо? Да, это они. Поколение Z, Gen Z, зумеры – те, кто родились после 1996 г. Они пока еще очень молоды. Иногда они с интересом продолжают то, что начали миллениалы и поколение X. С некоторым трудом прислушиваются к более старшим. Но вокруг них уже много смелых предположений, утверждений и гипотез о том, как они живут и кем станут в будущем.
В последние полгода в их жизни многое изменилось. Они стали меньше видеться лично с одноклассниками и друзьями, реже ходить в школу. Значительную часть времени они проводят дома с одним из своих родителей и пытаются продолжить обучение, хотя многие школы не имеют полноценных программ дистанционного образования. Поколение Z видит, как их родители испытывают финансовые трудности, включая потерю работы, неспособность платить за квартиру, и напряженность между взрослыми в семье, поскольку весь мир столкнулся с пандемией и ограничениями карантина.
Растущая сила
Мир становится все более динамичным. Аналитики E&Y говорят про поколение Z, что оно с самого рождения знало про турбулентность и нестабильность. Одновременно с этим зумеры росли на фоне беспрецедентной толерантности и безграничного доступа в сеть – «с цифрой в своих ДНК». Поколение Z больше предпочитает общение в интернете, чем в реальной жизни. Более 50% зумеров выбирают диалоги в чатах и мессенджерах, ссылаясь на то, что это проще или удобнее (данные J. Walter Thompson Intelligence).
Зумеры продолжат те изменения, которые начали миллениалы. Каждое поколение совершает шаг в революцию, развивая привычные продукты, услуги или, например, общественные институты. Поколение X оказало влияние на музыкальную индустрию и интернет-экономику. Миллениалы меняют индустрию развлечений – от видео до телевидения. А поколение Z трансформирует образование, технологии и финансы.
Взрослые дети
Откуда такая уверенность в себе? Все просто: у зумеров с самого рождения отсутствуют информационные барьеры. В то время, когда миллениалы получали водительские удостоверения и право заказать первый коктейль в баре, поколение Z уже вовсю наслаждалось неограниченным доступом в интернет и возможностями цифрового общества.
Зумеры видят аналоговый мир и цифровое общество как единое целое, поощряют присутствие «алгоритма» во всех продуктах, услугах и сферах своей жизни и убеждены в своей осведомленности относительно технологий. Их представители прекрасно владеют hard skills, но готовы прокачивать и мягкие навыки – креативность, навыки комфортного общения, рассудительность, критическое мышление, ответственность, способности слушать и слышать своего собеседника.
Джефф Фромм и Энджи Рид в своей книге «Маркетинг для поколения Z» описывают это поколение как чрезвычайно конкурентоспособное, решительное и трудолюбивое. Они полны соревновательного духа и желания расти профессионально. В школьные годы многие не имеют опыта какой-либо работы – времена, когда подростки активно искали сезонную работу в каникулы, чтобы заработать деньги на карманные расходы, уходят в прошлое. Pew Research Center, сравнивая тренды двух десятилетий, указывает: сейчас только 19% детей и подростков имеют опыт работы, в то время как в 2002 г. таким опытом обладали 30% миллениалов такого же возраста. Вместе с тем некоторые представители поколения Z становятся успешными предпринимателями и получают реальный опыт управления бизнесом еще до поступления в университет.
При этом поколение Z не торопится взрослеть, хотя его представители имеют безграничный доступ к любой информации и более активны в интеллектуальном плане. Им требуется больше времени, чтобы принять на себя ответственность взрослой жизни, – ученые даже размышляют над целесообразностью расширить подростковый возрастной диапазон с 19 до 24 лет. И это логично: зумеры в меньшей степени увлечены «взрослой» жизнью (сексом, алкоголем, автомобилями, работой), чем представители любого другого поколения.
Поколение Z ощущает, что такое дефицит общения, и ищет способы его восполнить. Аналитики DELL выделяют личное общение как предпочтительный способ коммуникаций Gen Z на рабочем месте: 75% молодых сотрудников ожидают, что их многому смогут научить коллеги, а не корпоративные онлайн-программы; 82% убеждены, что социальные сети могут быть ценным инструментом на рабочем месте, но общаться с начальниками они хотят лично; больше половины предпочитают ходить в офис (47% готовы работать из дома); 58% настроены работать в команде. Эти цифры говорят о том, что использование технологий в офисе поможет создавать гибкую рабочую среду и объединять команды из разных поколений для сотрудничества и обмена знаниями, считают в DELL.
Дух соперничества
Но заметен и другой тренд: слово «конкуренция», возможно, станет как раз главным ориентиром для Gen Z – в отличие от миллениалов и привыкших к эффективной командной работе бэби-бумеров и поколения Х.
Зумеры оказались в центре самой конкурентной среды в истории, когда чужой успех рассматривается как собственная неудача, а собственный успех – как чужой промах. Они видели и слышали, как их родители борются, теряют работу и стремятся поддержать семью. Зумеры склонны к финансовой консервативности и, как правило, более скептически относятся к кредитам и долгам, ищут работу с предсказуемым и стабильным доходом и с гораздо большей вероятностью будут использовать fintech-приложения, которые поощряют экономию или улучшение кредитных рейтингов.
Не менее интересно обстоят дела и с самоопределением. Учитывая растущие объемы информации, которая хранится и загружается на их мобильные устройства, и воспитание, которое они получили, поколение Z в ближайшие годы максимально проявит свою потребительскую смекалку, выделяя для себя лучшие предложения и находя преимущества в современной экономике.
Через свои телефоны, планшеты и ноутбуки они учатся, получают доступ ко всей накопленной человечеством информации, дружат, совершают покупки, делают тысячи фотографий и записей в социальных сетях, чтобы навсегда оставить цифровой след. И знакомятся со взрослой жизнью тоже преимущественно в виртуальных средах – переживая крутые повороты судьбы и сокрушая ветряные мельницы, сопротивляясь давлению, издевательствам и мошенничествам. Они предпочитают убегать от шума, избегая прямого противостояния, выражения своих чувств и словесных объяснений.
Зумеры прилагают гораздо больше усилий, чем другие поколения, чтобы управлять своей онлайн-личностью в дополнение к своей физической сущности. Они создают свой бренд в социальных сетях и стараются отразить те черты, которые важны для них в реальной жизни. В отличие от миллениалов они делятся только конкретными историями с ограниченным кругом людей по определенным каналам. И сами для себя становятся маркетинг-агентами, отслеживают комментарии, лайки и просмотры для измерения ценности и успеха личного бренда. На самом деле от этих показателей зависит их самооценка. Кейтлин Мюллер из Time говорит, что они верят, что нет ничего, чему они не могли бы научиться в социальных сетях.
Несемейные ценности
Иногда про зумеров говорят, что они не понимают шуток, хотя целый день могут смеяться над мемами, которые находят и пересылают друг другу. Ничего удивительного: ценности поколения Z мало схожи со взглядами других поколений. Их отличает серьезное отношение к символам статуса и власти, стремление к индивидуализации и высокая степень внутренней удовлетворенности. Порой непривычными кажутся и их форматы общения – дружелюбность по отношению к окружающим и стремление избежать «скучной» работы.
Или, например, брачные установки. «Ядерная», или традиционная, семья, когда двое родителей живут в браке и имеют детей, утрачивает популярность. Все чаще встречается пересечение гендерных ролей, мужчины-отцы вовлекаются в процессы, которые в предыдущих поколениях возглавляли женщины-матери. Зумеры – первое поколение, состоящее из детей трех поколений родителей (бэби-бумеров, поколения Х и миллениалов).
Но в отличие от бэби-бумеров и поколения Х зумеры (вслед за миллениалами) полагают, что сначала важнее создать благосостояние, а потом задумываться о рождении детей. На первый план у них выходит статус. Семья не является главным приоритетом для поколения Z. Для 43% это могут быть личные достижения – образование или профессиональные успехи. 42% осознают себя через хобби или развлечения. Только для 34% зумеров семья имеет более важное значение, тогда как бэби-бумеры, поколение Х и даже миллениалы ставят семью на первое место.
Глобальный сдвиг
Дэвид и Иона Стиллманы, консультанты по социологии поколений, говорят, что 62% представителей поколения Z, отправляя сообщение или имейл, надеются получить обратную связь в течение пяти минут. А работающая точка доступа WiFi для них важнее функционирующей ванны.
92% зумеров видят в технологиях причину растущей пропасти между поколениями. У поколения Z могут быть десятки, сотни и даже тысячи друзей, с которыми они дружат и общаются через Snapchat или Instagram, но пока нет значимых научных исследований, показывающих, смогут ли зумеры развить те же социальные навыки, что и другие поколения, взаимодействуя с людьми с помощью технологий. Другими словами, поколение Z может проявлять признаки более высокого интеллекта в раннем возрасте, но при этом не загораться любопытством или, скажем, интересом к свиданиям. Они с трудом запоминают рутинную информацию, и им нелегко дается решение простых задач, связанных с социальными навыками. С другой стороны, YouTube уравнял все подростковые аудитории в мире, они смотрят одни и те же видеоклипы и смеются над одними и теми же шутками. Они стали частью действительно глобального цифрового сообщества.
Достижение совершеннолетия в эпоху перемен означает, что зумеры попробуют найти собственный путь, а не следовать известной модели. Для них, как никогда раньше, важны лидерские качества. Именно это поколение будет в значительной степени противостоять климатическим изменениям, противодействовать последствиям финансового кризиса и росту безработицы среди молодежи, решать энергетические и возможные демографические проблемы, которые могут оказать влияние на целые отрасли и спровоцировать значительные сдвиги в развитии человеческого капитала.
Ху из ху: бумеры, миллениалы и зумеры. Гайд для тех, кто не в теме и не следит за мемами
Вы точно слышали все эти замысловатые названия, которыми описывают поколения. Но они появились не из стремления социологов запутать нас непонятными терминами. Просто мир меняется быстрее, чем раньше, а значит, и мы сильно отличаемся от тех, кто родился на десять лет позже. Разбираемся в поколениях современных людей и в том, почему мем «Окей, бумер» не просто юмор.
В 80-х годах в Вашингтоне встретились писатели Уильям Штраус и Нил Хау. Оба увлеченно обсуждали людей и задавались вопросом: доколе? Почему поколения друг друга стабильно не понимают? Через десять лет Штраус и Хау выпустили книгу с результатами «разговоров» и исследований, а за ней последовала и вторая. Теория Штрауса-Хау известна как «теория поколений» — циклическая смена четырех групп (поколений) людей. У каждого поколения есть ряд повторяющихся черт: живут в одно историческое время и в одинаковых условиях, разделяют одни и те же взгляды. Цикл длится 80-90 лет. Каждый этап цикла — 20-25 лет, и в нем рождаются архетипичные представители поколения.
Цикл 1. Подъем. Институты сильны, индивидуализм на нуле. Появляются «пророки» — в молодости они избалованы и пресыщены. Тем не менее, открывают новые ценности и мораль для поколения, проповедуя их всему обществу.
Цикл 2. Пробуждение. Институты слабеют, индивидуальность требует выхода и свободы. В этом цикле рождаются странники — вырастают одинокими и отчужденными. Ищут себя, а в эпоху кризиса становятся лидерами, которые ценят пользу и конкретные достижения.
Цикл 3. Спад. Никакого доверия к институтам, индивидуализм отвоевывает свое. Здесь появляются герои, которые ведут к следующему циклу.
Цикл 4. Кризис. Институты разрушаются и создаются заново для выживания нации. В этом цикле рождаются художники. Они социализированы, готовы к кропотливому труду, творчеству и искусству. Они воспевают героев и закрепляют их ценности в истории.
Теория создавалась на основе англо-американской истории, но применима к человечеству в принципе. Часть ученых встретила теорию поколений с радостью, а часть посчитала, что доказательств мало, иными словами — ересь несусветная.
Если вам не очень хочется разбираться в поколениях и вы уже немного заскучали, пройдите наш тест, который сразу даст понять, кто вы — бумер, миллениал или зумер. А еще расскажет, какие современные технологии могли пройти мимо вас.
Годы рождения: 1940-1964
Поколение подъемного цикла появилось во многих странах после Второй мировой войны. Люди были воодушевлены после жестокого прошлого. Они наконец оказались не просто в безопасном пространстве, но на пороге нового мира. К ним относятся большинство современных «взрослых», рожденных после 50-х. Начальная точка нашего цикла.
Странники: поколение Х
Годы рождения: 1965-1981
Поколение детей, рожденных после войны. Они росли в сытости и безопасности. Но не видели войны и не понимали, почему их личное «я» надо подстраивать под общие нормы. Кто-то ощущал тиски сильнее, кто-то слабее. Но винтики для пробуждения индивидуальности и самосознания уже стали работать. Они многим недовольны, но политически индифферентны. Они уже гораздо меньше верят власти и социальным институтам, но еще не готовы что-то менять. А потом появился интернет. Мир изменился навсегда, но далеко не все были готовы это принять.
Да, это они все еще снимают наличку вместо того, чтобы оплачивать проезд картой, и покупают картонные подарочные конверты для денег, вместо того, чтобы отправить открытку в Диалогах мобильного приложения Сбербанк Онлайн и скинуть сумму на счет имениннику. А еще они до сих пор не знают, что сменить ПИН-код можно в приложении, не вставая с дивана и продолжают задаваться вопросом, останутся ли реквизиты карты такими же, когда банк планово перевыпустит карту. Останутся. Можно не переживать.
Герои: Поколение Y — миллениалы, эхо-бумеры, некст, сетевое
Принципиальное отличие — этому поколению надоела аморфность и упадок вокруг. Это поколение росло вместе с цифровым миром, застало его развитие на всех этапах. Этому поколению есть с чем сравнивать.
На их становление приходится смена культурных парадигм и норм. Миллениалы пересматривают сами основы понятия взрослости, семьи и брака. Ведь они видят, что прошлые нормы совсем не делают людей по умолчанию счастливыми. Миллениалы возвращаются к осознанности и наследию, которое оставляют. Они ценят время и ищут, как использовать его эффективнее. И все переносят в интернет.
Поэтому миллениалам кажется странным, когда люди носятся по всему городу, в поисках банкоматов, чтобы снять деньги с зарплатной карты и положить их на основную от Сбербанка. Это ведь проще сделать в приложении. Нажал «Пополнить» и ввел данные карты, с которой нужно списать деньги. И никаких гонок и запары с наличкой. И да, миллениалы — те самые люди, из-за которых в приложении Сбербанк Онлайн разработали безопасный канал для пуш-уведомлений. Он устроен так, что перехватить и прочитать уведомления не может никто. Хорошо ложится на тотальную заботу о безопасности миллениалов.
Художники: поколение Z — зумеры
Годы рождения: после 1996 / 2004 (хотя уже есть теория, что те, кто рожден после 2010 — это поколение А)
Родились в цифровое время. Все новое и фантастическое — реальность для этих ребят. Чаще это дети Игриков, нередко тех самых, кто работает на фрилансе или удаленке и исповедует измененные ценности и нормы. Большинство зумеров не представляет проблем с питанием и дефицитом продуктов. Они не смотрят ТВ и не читают газет, но верят блоггерам и телеграм-каналам. Часто — безоговорочно. Они не знают жизнь до интернета, не особо ладят с наличкой и пользуются банковской картой, нередко через приложение и не забирая ее из офиса. Но о чертах этого поколения говорить рано — они в большинстве своем еще подростки, и детали могут меняться со временем.
Зумеры схватывают все, что связано с технологиями, на лету. Они раньше разработчиков знали, что в приложении Сбербанк Онлайн появится возможность быстро блокировать карту, если она потерялась или ее украли. А потом, когда она найдется, без лишний проволочек (потому что все сейчас онлайн и оперативно) разблокировать и продолжать пользоваться. Только если нашли карту, убедитесь, что ее данные не попали в руки мошенников.
Типичная проблема понимания между поколениями сейчас решается не с помощью манифестов в духе Чацкого, а посредством типичного творчества миллениалов и зумеров — мемов. Бумеры не желают меняться, боятся технологий и изо всех сил стараются удержать уплывающие из их рук вожжи. Это никак не соотносится с пробудившимся сознанием миллениалов и зумеров.
Конечно, на волне популярности темы, зачастую она гипертрофируется, а извечное непонимание между поколениями превращается в поле боя. Но стоит помнить, что бумеры и Иксы не хотят быть не задворках. Они хотят вписаться, но иногда просто не знают, как это сделать. Да и в каждом поколении есть исключения. Так что не удивляйтесь, если ваша племянница-школьница ведет себя как бумер, а дед неожиданно миллениал. Сила в единстве.
Узнавайте, к какому поколению относитесь вы, и не по году рождения, а по характеру, в нашем тесте вот здесь.
Узнать больше о сервисах мобильного приложения Сбербанк Онлайн можно тут