золотой век русской культуры это какой век
Золотой век русской культуры
Всего получено оценок: 908.
Всего получено оценок: 908.
Какой период русской культуры называют “Золотым веком”? Ответом на этот вопрос служат небывалые вершины в архитектуре, музыке, живописи, театре, достигнутые Россией в XIX веке. Наиболее крупный вклад в мировую культуру в этот век внесла русская литература.
Архитектура “Золотого века русской культуры”
После победы в Отечественной войне 1812 г. ведущим в России становится стиль, названный русским ампиром.
Ампир (от франц. – “империя”) – стиль позднего классицизма, для которого характерна предельная монументальность и использование военной эмблематики.
Самые известные архитектурные сооружения Золотого века русской культуры XIX века:
В 30-50-е гг. XIX века на смену классицизму приходит “историзм” или “эклектика”.
которые читают вместе с этой
Эклектика – направление в архитектуре, использующее сочетание различных исторических архитектурных стилей.
В России эклектика ярче всего представлена русско-византийским архитектурных стилем:
Музыка “Золотого века русской культуры”
Становление русской классической музыки и национальной музыкальной школы связано с именем М. И. Глинки. Он стал автором первых русских опер: “Жизнь за царя” и “Руслан и Людмила”.
В XIX веке русская музыка прославилась и другими великими композиторами:
Живопись “Золотого века русской культуры”
В начале XIX века изобразительное искусство в России было представлено двумя основными направлениями: классицизм и романтизм.
На классических полотнах использовались библейские и мифологические сюжеты:
Романтизм представлен работами О. А. Кипренского и С. Ф. Щедрина.
Сплав классицизма и романтизма представляет собой творчество знаменитого русского художника – К. П. Брюллова.
На картине “Последний день Помпеи” изображен и сам К. П. Брюллов (с ящиком красок).
Во второй половине XIX века ведущим направление в живописи становится реализм.
Самые известные работы этого периода:
Театр в эпоху Золотого века
В 1824 г. была образована труппа Малого театра в Москве. В 1832 г. начал действовать Александринский театр в Петербурге.
Романтизм и сентиментализм постепенно уступают ведущую роль реализму. Основоположником реализма на русской театральной сцене является знаменитый актер – М. С. Щепкин.
Театр являлся одним из самых доступных видов искусства и пользовался большой популярностью в русском обществе. Реалистические традиции в актерском искусстве развивали следующие выдающиеся актеры:
Литература “Золотого века русской культуры”
В XIX веке появилась и поднялась на недосягаемую высоту классическая русская литература. Сентиментализм (Н. М. Карамзин) и романтизм (В. А. Жуковский) в 30-е гг. сменяется реализмом. У истоков русского реализма стоят А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь.
Рис. 3. Портрет А. С. Пушкина, худ. О. А. Кипренский.
Парадоксальным образом начало “Золотого века” в литературе приходится на годы реакции и жестокой цензуры Николая I.
Вторая половина XIX века – расцвет русской литературы с ее горячей проповедью христианской нравственности, справедливости и правды. Кратко о Золотом веке русской культуры XIX века в литературе говорят знаменитые имена русских писателей:
Что мы узнали?
XIX век стал Золотым веком русской культуры, были созданы настоящие шедевры в живописи, скульптуре, архитектуре и музыке. Русские поэты и писатели, архитекторы, композиторы и художники внесли огромный вклад в развитие мировой культуры. Важная особенность русской культуры Золотого века – тревога за судьбы родины и всего человечества.
Золотой век русской культуры
Первая треть XIX века в истории России названа Золотым веком, разумеется, неслучайно. Именно в этот период наблюдается стремительный рост искусства и науки.
Главные события, определившие развитие русской культуры XIX в.
Одним из главных событий, повлиявших на развитие России, стала Отечественная война 1812 года. Во-первых, война объединила людей против внешнего врага, что поспособствовало росту патриотизма и национального самосознания. Во-вторых, множество русских людей побывало за границей, увидели демократическое общество, либеральную власть. Вернувшись в Россию, наиболее развитые умы, преимущественно дворяне, начали бороться с консерватизмом русской власти. В 1826 году вышел цензурный устав, который значительно уступал в либерализме прежнему уставу. Согласно этому уставу, цензор имел право вымарывать любые куски текста, которые, на его взгляд, оскорбляли церковь и действующую власть.
Золотой век в искусстве
Русская культура в первой трети XIX века достигла своего небывалого расцвета, сумев синтезировать опыт прошлого века, а также опыт европейских деятелей искусства.
Литература
К Золотому веку русской литературы относят прозу всего XIX века, а Золотой век русской поэзии просуществовал лишь первую треть столетия. Именно в это время сформировался русский литературный язык, а также поэтический и жанровый каноны в литературе. Среди наиболее выдающихся деятелей этого периода выделяют А. С. Пушкина, Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, К.Н. Батюшкова. Кроме того, в русскую литературу хлынул мощный поток новых жанров. В поэзии популярными становятся жанры элегии, романса и баллады, а в прозе – повести, исповеди, дневники, а также, исторический роман.
Литература популяризируется, благодаря изданию так называемых «толстых» журналов, самым читаемым из которых был «Современник», издававшийся под началом А. С. Пушкина. Важно отметить деятельность Н. М. Карамзина, который вводит в литературу понятие исторического романа и исторической повести. Карамзин создаёт объёмный трактат «История государства Российского», в котором повествует о прошлом Отечества, почерпнутого из летописей. Кроме того, Карамзин пишет художественные исторические повести, например, «Марфа Посадница» и «Наталья – боярская дочь».
Золотой век русской литературы ознаменовался также и стремительной сменой направлений. В первой трети века господствовал сентиментализм, его основоположником стал Н.М. Карамзин, а ведущим произведением его повесть «Бедная Лиза». Очень скоро сентиментализм вытесняется романтизмом, мэтром которого по праву считается В. А. Жуковский. Романтизм же сменяется реализмом, а самым известным писателем этого направления был А.С. Пушкин, раннее творчество которого, однако, относится к романтизму.
Архитектура и скульптура
В архитектуре и скульптуре того времени господствовал классцизм, который отличался чёткостью форм и возвышенностью, а также подражанием античной архитектуре. В Санкт-Петербурге именно в этот период времени были построены:
В это время преображается также и Москва. Благодаря отечественным и приглашённым архитекторам, в некогда провинциальном городе были возведены:
Живопись
В первой половине XIX века, художники отдавали предпочтение романтизму, черты которого можно проследить в творчестве О.А. Кипренского и С.Ф. Щедрина. Кипренский состоялся как блестящий портретист. Его кисти принадлежит лучший портрет А. С. Пушкина, а также Е. П. Ростопчиной. Щедрин же знаменит благодаря серии картин «Гавани в Сорренто». В своём творчестве Щедрин поэтизировал мир Италии. Уникально творчество К.П. Брюллова, который удачно соединяет романтизм с классицизмом. Среди известнейших картин Брюллова можно выделить «Последний день Помпеи», «Вирсавия».
В 1870 году возникло так называемое Товарищество передвижников, с которого началось распространения другого направления – реализма. Наиболее полно реалистические тенденции отражались в творчестве В.И. Сурикова, который написал знаменитые «Утро стрелецкой казни» и «Боярыню Морозову», а также в работах И. Е. Репина. Именно Репину принадлежит знаменитая картина «Бурлаки на Волге».
Театр
Золотой век русской культуры – век расцвета театрального искусства. Попытки создать театр в России были в прошлом столетии, но эти попытки не двинулись дальше крепостного театра, в который набирали в качестве актёров крепостных крестьян. Наконец, XIX век породил таких высококлассных драматургов, как А. Н. Островский, Н. В. Гоголь. Перу Островского принадлежат пьесы «Гроза», «Бесприданница» и многие, многие другие. Мощный толчок развитию театра в России дала комедия «Ревизор» Н. В. Гоголя. Цензура отказывалась давать разрешение на постановку пьесы, и только личное вмешательство императора Николая I разрешило эту ситуацию. Несмотря на консервативную политику, Николай I оказался благосклонен к комедии Гоголя.
Музыка
Золотой век искусства подарил России великолепных музыкантов, творчество которых прославило страну за рубежом. Среди таких выдающихся гениев были М. И. Глинка и А.С. Даргомыжский. Творчество Глинки публика восприняла неоднозначно: опера «Жизнь за царя» была встречена восторженными овациями, а «Руслан и Людмила» не впечатлила зрителя. Непризнанным гением был А.С. Даргомыжский, музыка которого была не столь привычна слуху современника, как мелодичные мотивы Глинки. Музыка Даргомыжского отличалась экспрессией, поскольку композитор ставил перед собой цель отражать внутреннее состояние героев произведений при помощи музыки. Особенно холодно отнеслась публика к опере Даргомыжского «Русалка».
Достижения науки
Благодаря становлению единой системы образования, по указу Александра I, представители среднего класса получили возможность получить образование. Этот успех в области просвещения послужил мощным толчком к развитию науки. В области математики отличился Н.И. Лобачевский – создатель неевклидовой геометрии. Открытия в области физики изменили быт того времени: Б.С. Якоби изобрёл электродвигатель, П. И. Шиллинг – электротелеграф. Э. Х. Ленцем было установлено направление индукционного тока.
В области химии широко известна деятельность Д. М. Менделеева, благодаря которому был открыт Периодический закон химических элементов.
XIX век стал также и веком географических открытий российскими путешественниками. Именно в это время была открыта Антарктида экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева.
Благодаря открытиям Н. И. Пирогова и Н. Ф. Склифосовского в медицинской практике начал применяться наркоз, а хирургические операции проводились антисептическим методом.
Возникновение декабризма
Причинами возникновения декабризма стала экономическая и социально-политическая ситуация в стране. Лучшие дворянские умы того времени понимали, что крепостничество и консерватизм – это не лучший выбор для России, если она претендует роль развитого государства. Особенно это убеждение укрепилось после Отечественной войны 1812 года, когда многие дворяне побывали в заграничном военном походе и смогли сравнить жизнь в России и в других странах. Молодые люди, преимущественно дворянского сословия, которые были заинтересованы в будущем России, стали объединяться в кружки, которые впоследствии составили реальную оппозицию монархии.
Союз спасения (1816 г.) Это первое объединение декабристов, основателями которого стали П. И. Пестель, А. Н. Муравьёв, С. П. Трубецкой.
Союз благоденствия (1818 г.) Довольно многочисленный кружок со своими филиалами в провинциальных городах. Его основали П. И. Пестель, А. Н. Муравьёв, С.И. Муравьев-Апостол, И. Д. Якушкин, М. С. Лунин. В 1821 году члены общества приняли решение о роспуске кружка из-за тактических разногласий.
Южное общество (1821 г.) Общество, образованное П.И. Пестелем на Украине.
Западники и славянофилы
В 1828–1830-гг. увидели свет «Философические письма» П. Я. Чаадаева, которые раскололи русские просвещённые умы на два враждующих движения, перед которыми стоял единый вопрос: как должна развиваться Россия. Представители одного движения, так называемого западничества, предлагали ориентироваться на европейский путь развития, а именно: заменить крепостничество наёмным трудом, установить конституционную монархию, отстранение церкви от государства.
Западникам противостояли славянофилы, которые ратовали за сохранение крестьянской общины, сохранении абсолютной монархии и за приоритет церкви при решении государственных вопросов. Славянофилы верили, что Россия должна пойти по своему собственному пути, который выражался формулой: «Православие, самодержавие, народность».
Среди известных западников можно назвать В. Г. Белинского, И. С. Тургенева, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв.
К славянофилам причисляют: Н. М. Карамзина, А. С. Хомякова, К. С. Аксаков, В. И. Даль.
Особенности развития
В эпоху Золотого века, Россия шла по пути просвещения, но просвещения противоречивого. С одной стороны, было открыто множество школ, изучались гуманитарные науки, делались открытия, поспособствовавшие прогрессу не только России, но и всего мира.
С другой стороны, консервативная политика государства сдерживала развитие общества, поскольку ещё не была решена проблема крепостного права и жёсткой цензуры.
Таким образом, эпоху Золотого века в истории России можно назвать весьма противоречивой. Да, делались грандиозные успехи в области искусства и науки, начался культурный диалог с Европой, но в то же время государство было не согласно с развитием России по пути демократии, что доказала казнь декабристов, а также высокий градус ксенофобии, царивший в славянофильских кружках.
Балетное искусство в России достигло расцвета в «золотой век» русского искусства, и это единственное, чем мы можем похвастать на весь мир в наше время.
Самый что ни на есть золотой век! Расцвет, подъем культуры. Мы можем гордиться такими известными личностями, как Грибоедов, Фет, Пушкин, Матрос, Брюлов, Венецианов и многими другими. Они оставили огромное наследие для потомков. Отдельно можно развить тему про Пушкина, как он писал о простом народе русском, с любовью, с гордостью!
Не будем забывать и о роли «Могучей кучки»….
Всё происходило в Питере, а затем в Москве…
Какой хороший был век!
Интересно, что Пушкина решили «сделать» гением эпохи еще до того, как он создал что-то по-настоящему гениальное. Юным Пушкиным демонстративно восхищались все писатели и поэты поколением старше. Хотя в детстве и отрочестве, до окончания Лицея, он был просто талантливым юношей. Удивительно, что он оправдал все ожидания и действительно прославил Россию своим творчеством в дальнейшем.
Русская культура в 19 веке: даты, представители «Золотого века»
Золотой век русской литературы — описание
«Золотым веком» русской литературы принято называть XIX столетие. Это особенный период в истории России — время небывалого взлета культуры, когда Россия смогла дать миру гениев во всех сферах искусства: в литературе, в музыке, в науке, в живописи, в философии, в архитектуре и т.д.
Наша страна сделала огромный вклад в общечеловеческую культуру. Это стало возможным по двум причинам. Во-первых, в XIX веке завершилось формирование русского литературного языка. Во-вторых, достигло апогея национальное самосознание общества. Именно в XIX веке художественная российская культура стала классической, бессмертным образцом для последующих поколений.
Это феноменальный момент в истории нашей страны, так как экономическое и социально-политическое развитие России сильно отставало от большинства европейских стран, тем не менее в культурных достижениях наша страна смогла их опередить. В мировой фонд вошли многие произведения литературы, музыки и живописи, авторами которых стали русские гении. Русские ученые того времени оказались актуальными и сегодня, поэтому находятся в центре политических, философских и социальных размышлений современности.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Расцвету культурной жизни в стране способствовал ряд политических и социально-экономических событий:
Почему называют золотым веком, автор
Словосочетание «золотой век» стало крылатым. Его появление связывают с именами разных людей:
Это выражение первоначально относилось к русской литературе, в частности, к поэзии. Позже это выражение стали относить ко всей культуре России в XIX веке.
Годы периода
Точной периодизации «Золотого века» русской культуры нет. Но существует несколько предложенных разными литературоведами вариантов:
Принято считать, что даты «Золотого века» приблизительно совпадают хронологически с XIX веком.
Первая четверть 19 века
Этот период тесно связан с приходом к власти Александра I, который, приблизив к себе Н.М. Карамзина, ускорил реформу русского языка.
Особенности периода
Это время расцвета журналистики. Существовало большое количество журналов, самыми известными из которых считались «Русский вестник», «Вестник Европы», «Московский Меркурий», «Московский зритель», «Журнал российской словесности», «Цветник».
В литературе появляется новый тип героев. Яркими представителями можно считать Татьяну Ларину и Александра Чацкого, которые, каждый по своему, противостояли общепринятым устоям дворянской жизни.
Авторы и произведения
В этот период в литературе на равных сосуществовали несколько направлений:
Вторая четверть 19 века
Литература этого периода характеризуется гуманизмом, историзмом и психологизмом. Появляются два новых типа героев, которые надолго останутся в русской литературе:
В 1840-е формируется натуральная школа, которая окончательно закрепила позиции реализма в русской литературе. Представителями направления стали Н.А. Некрасов, В.И. Даль, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин и другие.
Введение цензуры
Условия для развития русской литературы и искусства существенно изменились. Николай I, испугавшись восстания декабристов, был против проявления любого свободомыслия. В 1826 году был создан жесткий цензурный устав. Официальной идеологией признана формула — «православие, самодержавие, народность». Несогласные с существующим порядком подвергались гонению, были закрыты многие литературные журналы.
Западники и славянофилы
В 40-х происходит раскол в общественной жизни России. Общество делится на западников (Н.В. Станкевич, А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, Н.П. Огарев) и славянофилов (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, М.П. Погодин).
Западники ратовали за отмену крепостного права и видели дальнейшее развитие России аналогично западноевропейским странам. Большинство западников были дворянами-помещиками, меньше было разночинцев и выходцев из купеческого сословия.
Славянофилы видели развитие России по-другому. Они считали, что у нашей страны свой особенный культурный путь, основанный на православии, и своя религиозная миссия. Они отрицали западноевропейский путь развития, обвиняли в ереси и атеизме европейские народы.
Вторая половина 19 века
Во второй половине XIX века литература приобретает первостепенное значение. Особой популярностью пользуются романы Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева.
Революционно-демократическое движение получило проявление в литературных работах Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Н.Ф. Бажина и других.
Драматургия
Этот период необычайно важен в становлении русской драматургии, основанной на реалистическом репертуаре. Ее основными характеристиками стали простота и естественность, далекие от сценической условности.
Самыми популярными направлениями стали:
Отличительной чертой стали пьесы трилогии, объединенные одними героями и жизненными противоречиями, которые не получали разрешение в рамках одного произведения. Например, трилогия А.Н. Островского «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай», «За чем пойдешь, то и найдешь».
Поэзия
Подъем поэзии происходит в 50-е годы XIX века. Его связывают с Н.А. Некрасовым, А.А. Фетом и Ф.И. Тютчевым. В поэзии выделяются два направления:
Литературные произведения и герои
В литературе появляется новый тип героя — человек, склонный к изменениям, но верный внутреннему «Я» (Базаров). Как правило, главный герой тесно связан с жизнью общества, готов пожертвовать собой ради блага других. Все герои — максималисты, личности высоко развитые, но таящие в себе типичную для России хандру и скептицизм.
Конец 19 века
«Золотой век» русской литературы подошел к своему завершению в конце XIX века.
Завершение «золотого периода»
Эпоха характеризуется отсутствием единой общественно-культурной мысли, разрозненностью писателей. Связано это с развитием буржуазии, изменением общественного порядка, искоренением крестьянской общины и общинного уклада.
В 80-е годы продолжают творить Л.Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.С. Лесков, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, В.М. Гаршин, Д.Н. Мамин-Сибиряк и другие. В творчестве многих из них ощущаются пессимистические настроения.
Типичные произведения этого времени
Проза 80-х годов отошла от крупных романов. Писатели тяготеют к небольшим по объему произведениям, рассказам. Господствующим направлением по-прежнему остается реализм. Однако это уже не тот исторический реализм, цель которого — познание бытия в целом. Писатели освещают текущую действительность, не имея глобальных целей. А.П. Чехов создает рассказы с героями из окружающей его действительности. Но все это «частные люди», хоть и яркие индивидуальности. В произведениях авторов четче выражено субъективное начало. Л.Н. Толстой занимается публицистикой, несущей моралистические и проповеднические функции. В творчестве В.М. Гаршина ощущается трагическое мироощущение.
Поэзия находится на более скромных позициях, нежели проза. На первую роль выходит творчество А.А. Фета с субъективно-психологическими мотивами. В лирике чувствуется разочарование поколения, душевная надломленность. Это особенно ярко проявилось в революционной поэзии С.Я. Надсона и поэта-народника П.Ф. Якубовича. Вторым направлением в лирике остается культ прекрасного, философское созерцание (поэзия А.Н. Майкова, Н.М. Минского, Я П. Полонского и др.).
Главными писателями-драматургами 80-90-х годов выступали А.Н. Островский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов. Пьесы Островского были направлены на раскрытие женских образов («Невольницы», «Без вины виноватые»). В произведениях Толстого патриархальные устои противопоставляются буржуазному негативному влиянию на общество («Плоды просвещения», «Власть тьмы»). Особое место занимают произведения Чехова. Тем не менее драматургия переживает упадок, так как социально-бытовая драма изжила себя, а новая драматургия модернизма еще не сформировалась.
Представители золотого века русской литературы
XIX век подарил нашей стране целую плеяду талантливых людей в различных областях искусства. Но самые яркие звезды сияли на литературном небосклоне:
Ни одна эпоха в нашей стране не была такой щедрой на литературных гениев.
Характеристика золотого века русской культуры
Особенности эпохи «золотого века» русской культуры
«Золотой век» русской культуры в России наступил в XIX веке. Именно тогда в стране собралось такое количество гениев и творцов различных областей человеческих знаний и умений, сколько никогда не было и пока не повторилось.
Интересно отметить, что общественно-политические условия XIX века были очень тяжелыми – этот период истории называют мрачной эпохой николаевской реакции, что, собственно, повлияло на высокую адаптивность русской культуры
Исследователи считают, что высокий расцвет в истории, как правило, сопровождается глобальными изменениями. В России «золотой век» завершился стачками, народными волнениями, последующим отречением царя от престола и революцией.
Многие исторические события оказали огромное влияние на русскую культуру и формирование менталитета российских граждан. В частности можно выделить:
Развитие культуры России в XIX веке
Прежде всего, необходимо отметить небывалый подъем российского просвещения. Дворянская интеллигенция России того периода серьезно увлеклась идеями французской революции о свободе, равенстве и братстве. Рост городов и развитие промышленности, обусловившие появление новых капиталистических предприятий, безусловно, также повлияли на культуру России.
Еще до начала XIX века – на рубеже XVIII и XIX веков – началось формирование русской классической культуры. Благодаря первым русским классикам – Н.М. Карамзину и А.С. Пушкину – в культуре России сложились две тенденции:
В результате русская интеллигенция разделилась на две основные группы: западники и славянофилы. Основой славянофильства стала «русская идея» (Н. Бердяев, В. Соловьев), имевшая особое значение для характеристики менталитета русского народа XIX века.
Славянофилы осознавали особенность исторического развития России, расположенной между Западом и Востоком, что повлияло на формирование определенной консервативности приверженцев этого направления.
Подобная славянофильская идея в отношении политики была особенно консервативной, поскольку не предоставляла человеку должной свободы
Основой западничества стала радикально-модернистская идея, сформированная на мысли, что Россия органически входит в европейскую цивилизацию. Этой идеи придерживались П.В. Анненков, П.Я. Чаадаев, К.Д. Кавелин, В.П. Боткин, И.С. Тургенев, М.Н. Катков, В.Г. Белинский, Б.Н. Чичерин, А. И. Герцен и др.
Таким образом, сложившаяся бинарность затрагивала все аспекты культуры и была ведущей в культуре России XIX века.
Достижения русской культуры XIX века
Литературе принадлежит значимая роль в рассматриваемый исторический период. Именно она являлась универсальной формой общественного самосознания. Это заключалось в том, что представители русского просвещенного общества ориентировали свои жизненные позиции на высокие литературные образы.
«Золотой век» в литературе начался с творчества А.С. Пушкина, который заложил основы для такого направления, как русский реализм
Произведения других великих русских писателей, среди которых А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.А. Крылов, И.А. Гончаров, А.С. Грибоедов, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, А.А. Фет, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, Н.С. Лесков, А.П. Чехов, В.Г. Короленко и др., входят в сокровищницу мировой литературы.
В музыкальном искусстве М.И. Глинка стал основоположником русской классической музыки. Вторая половина XIX века для музыкальной культуры была связана с коллективом русских композиторов под названием «Могучая кучка». В ее составе были М.А. Балакирев – создатель коллектива – А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Ц.А. Кюи, Н.А. Римский-Корсаков.
Эти композиторы создавали шедевры музыкального искусства, следуя традициям классической музыки М. Глинки, но при этом их развивая. Они расширили границы музыкальных жанров и обогатили музыку новыми формами: оперной, симфонической, инструментальной.
Расцвет русской живописи XIX века начался с К.П. Брюллова и его картины «Последний день Помпеи», которая стала примером академической школы.
Свое развитие в живописи получил и реализм. Он связан с именами так называемых художников-передвижников: И.Е. Репин, В.И. Суриков, А.М. Васнецов, И.И. Левитан, В.Г. Перов, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, К.Е. Маковский, А.И. Куинджи, К.А. Савицкий.
Художники-передвижники так назывались, потому что организовывали передвижные выставки картин для просвещения народа
Русские ученые в течение «золотого века» сделали множество научных открытий мирового масштаба. В частности можно выделить: