золотой сад в куско какая культура

Пролог: …Снова в золотом саду

Древнее Перу – это страна легенд. Одна из них – самая невероятная и вместе с тем удивительно правдивая – повествует о саде, украшавшем некогда столицу империи город Куско. Империя эта была самой могущественной, самой большой и к тому же самой многонаселенной из всех когда‑либо существовавших у индейцев.

Различные испанские источники единодушно утверждают, что сад, о котором мы говорим, по праву назывался золотым, так как все, что в нем росло, цвело, все, что его «населяло», было сделано из чистого золота, являвшегося для инков символом небесного Отца, символом великого Солнца.

Все, что жители империи Солнца наблюдали вокруг себя, было воспроизведено в этом саду из золота: клочки перуанских полей, маис, несозревшие початки которого были сплетены из серебряной проволоки, стада лам с их детенышами, далее две дюжины индейских пастухов, а также статные индейские девушки, срывавшие, так же как некогда Ева в раю, золотые плоды с золотых яблонь. Здесь же находились сделанные из золота другие деревья и кустарники, на ветках которых сидели золотые птицы Перу. По земле ползали золотые змеи со вставными глазами из темных драгоценных камней, на которых сидели золотые бабочки или же сновали золотые жуки.

Золотой сад в Куско был самым фантастическим произведением, какое когда‑либо создавалось человеческой культурой. Это уникальное творение инков вызывает восторг не только неслыханной стоимостью обработанного золота, а что гораздо важнее – выдающимся художественным мастерством своих творцов.

Золотой сад является самым замечательным отображением жизни, созданным в империи инков, однако золотых дел мастера, работавшие здесь, по всей вероятности, происходили не из этой империи. Скорее всего, они были родом из покоренной инками прибрежной империи Чиму. Народ этой страны дольше и ожесточеннее других сопротивлялся более могущественным «сыновьям Солнца». В жилах творцов этого великолепного памятника инков, очевидно, текла кровь чиму, поэтому в их произведении и нашли отражение собственные традиции и культура чиму. В известной степени золотой сад в Куско можно рассматривать как завещание чиму. Именно поэтому и империя инков представляет собой вместе с тем и проявление культуры чиму. Как однажды сказал поэт Пабло Неруда, сад в Куско, как и все огромное царство, или империя, инков, является «чудом американского Юга».

Империя инков, разумеется, возникла не на пустом месте, так сказать, в результате самовдохновения. Вместе с инками (хотя до недавнего времени некоторые их приверженцы и не хотели этого признать) древнеперуанская культура, прошедшая путь чрезвычайно сложного развития, достигла своей блестящей вершины всего лишь за одно столетие.

С падением империи Чиму инки наконец устранили своих самых последних соперников. Единственными актерами на сцене доколумбова Перу остались, таким образом, только они – «сыновья Солнца».

Источник

Сокровища храма Солнца и золотой сад Куско

золотой сад в куско какая культура. Смотреть фото золотой сад в куско какая культура. Смотреть картинку золотой сад в куско какая культура. Картинка про золотой сад в куско какая культура. Фото золотой сад в куско какая культура

золотой сад в куско какая культура. Смотреть фото золотой сад в куско какая культура. Смотреть картинку золотой сад в куско какая культура. Картинка про золотой сад в куско какая культура. Фото золотой сад в куско какая культура

золотой сад в куско какая культура. Смотреть фото золотой сад в куско какая культура. Смотреть картинку золотой сад в куско какая культура. Картинка про золотой сад в куско какая культура. Фото золотой сад в куско какая культура

Там видели мы поля, усеянные кукурузой. Стебли ее были из серебра, а початки из золота, и было это все изображено так правдиво, что можно было разглядеть листья, зерна и даже волосочки на них. В добавление к этим чудесам в саду инки находились всякого рода животные и звери, отлитые из золота и серебра, такие, как кролики, мыши, змеи, ящерицы, бабочки и дикие кошки. Нашли мы там и птиц, и сидели они на деревьях так, словно вот-вот собирались запеть, другие же будто покачивались на цветах и пили цветочный нектар. И были еще там золотые косули и олени, пумы и ягуары, все животные и в малом, и в зрелом возрасте, и каждое из них занимало соответствующее место, как это и подобает природе».

золотой сад в куско какая культура. Смотреть фото золотой сад в куско какая культура. Смотреть картинку золотой сад в куско какая культура. Картинка про золотой сад в куско какая культура. Фото золотой сад в куско какая культура

А на главной площади города потрясенные конкистадоры увидели огромную цепь из чистого золота. Длина ее составляла около 250 метров. Она обрамляла площадь, и во время праздников индейцы танцевали, держа ее в руках. Все это великолепие было расплавлено, разграблено и вывезено из Куско. Об этом можно подробнее прочесть в моей статье «Золото инков и поиски Эльдорадо».

Напомню, что в Перу находится множество других удивительных следов працивилизаций, о которых можно прочесть на нашем сайте.

Источник

Золото инков и поиски Эльдорадо

Про Эльдорадо (в переводе с испанского el dorado — золоченый, золотой) написано множество книг, сняты фильмы, сложены песни и даже придуманы компьютерные игры. Но много ли людей в наше время помнит, с чего началась история поисков этой загадочной страны? После открытия Южной Америки все авантюристы Старого Света валом хлынули на этот континент, почуяв запах легкой добычи. Слухи о несметном богатстве индейцев будоражили завоевателей.

Путями конквистадоров

золотой сад в куско какая культура. Смотреть фото золотой сад в куско какая культура. Смотреть картинку золотой сад в куско какая культура. Картинка про золотой сад в куско какая культура. Фото золотой сад в куско какая культураУ перуанских инков золото считалось священным металлом бога Солнца. Оно было предназначено для жертвоприношений, из него изготовлялись различные украшения, фигурки, троны Великих Инков, предметы обихода.

В 1531 году до берегов Южной Америки доплыл корабль авантюриста и завоевателя Франциско Писарро. Незадолго до этого в империи инков произошел раскол. Великий инка Уайна Капак перед смертью разделил империю на две части. Южную половину он отдал своему законному сыну Уаскару, а северную – внебрачному сыну Атауальпе. Братья посчитали раздел несправедливым и начали враждовать между собой. И именно в это непростое время в Америку прибыл Писарро.

У индейцев издавна существовала легенда, что всемогущие белые боги оставили их землю и пообещали когда-нибудь вернуться.

Доверчивые инки приняли Писарро и его отряд за вернувшихся великих богов. Уаскар и Атауальпа восприняли прибытие богов на свой счет – не иначе они вернулись для того, чтобы помочь им в борьбе. Каждый надеялся, что всемогущие белые станут на его сторону и разгромят врага. Но вышло все совсем по-другому…

Так инка оказался в плену. Правда, он все же сохранил некоторые привилегии – ему привезли его жен, кормили с золотых и серебряных подносов, разрешали пользоваться великолепной одеждой.

Но Атауальпа рвался на свободу. Однажды он посулил Писарро за свое освобождение золото, которое заполнит целый зал, и испанец немедленно согласился.

Золотой сад Куско

золотой сад в куско какая культура. Смотреть фото золотой сад в куско какая культура. Смотреть картинку золотой сад в куско какая культура. Картинка про золотой сад в куско какая культура. Фото золотой сад в куско какая культураИспанцы, став обладателем огромных богатств, вошли во вкус и отправились покорять всю империю, начав со столицы империи инков – города Куско.

Вот как очевидиц описывает эти походы: «Теперь я поведаю о том, что мы увидели, когда вошли в Куско. В изумлении созерцали мы сосуды из дерева, золота и серебра, хотя лучшие из них были унесены индейцами. Среди прочих вещей мы обнаружили золотое украшение, и индейцы сказали нам не без горечи, что это изображение основателя династии инков. Мы нашли также золотых крабов и сосуды, разрисованные орнаментами из птиц, змей, пауков, ящериц и различных насекомых».

Испанцы были потрясены великолепием главного города империи инков. Здание храма Солнца просто сверкало от золота. Статуи богов были выполнены из драгоценных металлов, при виде которых у жадных конкистадоров разгорелись глаза…

А рядом с храмом находилось неслыханное чудо – «Золотой сад Куско». Вот как описали его испанцы: «В саду этом были высажены самые красивые деревья и самые замечательные цветы и благоухающие травы, которые только произрастали в этом королевстве. Многие из них были отлиты из золота и серебра, причем каждое растение изображено не единожды, а от маленького, едва видного над землей побега до целого куста в полный его рост и совершенную зрелость.

Там видели мы поля, усеянные кукурузой. Стебли ее были из серебра, а початки из золота, и было это все изображено так правдиво, что можно было разглядеть листья, зерна и даже волосочки на них. В добавление к этим чудесам в саду инки находились всякого рода животные и звери, отлитые из золота и серебра, такие, как кролики, мыши, змеи, ящерицы, бабочки и дикие кошки. Нашли мы там и птиц, и сидели они на деревьях так, словно вот-вот собирались запеть, другие же будто покачивались на цветах и пили цветочный нектар. И были еще там золотые косули и олени, пумы и ягуары, все животные и в малом, и в зрелом возрасте, и каждое из них занимало соответствующее место, как это и подобает природе».

На главной площади города потрясенные конкистадоры увидели огромную цепь из чистого золота. Длина ее составляла около 250 метров. Она обрамляла площадь, и во время праздников индейцы танцевали, держа ее в руках…

В поисках сказочных богатств

золотой сад в куско какая культура. Смотреть фото золотой сад в куско какая культура. Смотреть картинку золотой сад в куско какая культура. Картинка про золотой сад в куско какая культура. Фото золотой сад в куско какая культураНо конквистадорам было ясно, что это лишь часть сокровищ индейцев. Ходит легенда о том, что инка Манко II однажды встретился с испанским послом и высыпал перед ним на стол множество кукурузных зернышек. Затем Манко взял одно из зернышек в руки и сказал: «Это все, что вы смогли украсть из золота инков». А потом показал на все оставшиеся и сказал: «А это то золото, которое осталось у нас».

А древние легенды утверждали, что в тропическом лесу существует таинственная страна Эльдорадо, богатая золотом и драгоценными камнями, где даже обычная кухонная посуда изготавливается из благородных металлов. Но найти ее никому не удалось…

Этот миф несколько веков не давал покоя золотоискателям. Диего Ордас в 1531 году отправился с большим отрядом эту сказочную страну, но не нашел ее, зато выяснил немало нового о бассейне реки Ориноко.

В 1536 году отряд в 1200 человек под руководством Гонсало Хименес де Кесады отправился на поиски Эльдорадо. Перетерпев множество лишений, потеряв большое количество людей, Кесада в январе 1537 года вышел на обширное плоскогорье. Так была открыта страна муисков, которую испанцы поначалу и приняли за Эльдорадо.

Старожилы-муиски рассказывали о своих церемониях, которые очень походили на слышанные ранее завоевателями легенды об Эльдорадо. Когда муиски избирали нового правителя, то исполняли определенный ритуал вхождения его во власть. Этот ритуал совершался на берегах священного озера Гуатавита.

Ритуал проходил на рассвете. Раздетого вождя обмазывали глиной и покрывали мельчайшим золотым песком. Затем вождь всходил на плот из толстого тростника, и приближенные укладывали у его ног золото и изумруды — приношение богу солнца. После этого к властелину присоединялись четверо приближенных, не имевших никаких одеяний, кроме золотых корон, браслетов и других украшений. Все они также несли с собой богатые приношения. Плот отталкивали от берега, а когда он достигал середины озера, поднимали флаг, призывая всех к молчанию. В торжественной тишине вождь и его спутники бросали драгоценности в воду. Затем он сам нырял в волны озера. Глина на его теле в воде растворялась, и золотой песок вместе с ней тоже уходил на дно: вождь выныривал как бы обновленным.

Плот на дне озера

золотой сад в куско какая культура. Смотреть фото золотой сад в куско какая культура. Смотреть картинку золотой сад в куско какая культура. Картинка про золотой сад в куско какая культура. Фото золотой сад в куско какая культураРаспаленные рассказами о золоте, испанцы предприняли попытки найти его на дне Гуатавиты, но особого успеха не добились. В 1580 году купец Антонио де Сепульведа попытался осушить озеро и нанял 8000 индейцев — выкопать глубокий канал. Когда по каналу хлынула вода, уровень озера понизился примерно на 18 метров.

Однако мощный поток подмыл берега канала, и они обрушились, похоронив под собой многих рабочих. Но жертвы не остановили искателей — тем более, что поиски на дне озера дали некоторые успехи — были обнаружены золотые нагрудник и посоха, а также огромный изумруд.

Озеро Сиеча, находящееся неподалеку, золотоискатели попытались осушить в 1856 году. После того, как была вырыта канава, уровень озера снизился на 3 метра. Было найдено несколько изумрудов и золотых изделий. Но самой феноменальной находкой стал золотой плот, на котором изображен правитель в окружении 9 служителей. Легенда о священном озере получила вполне материальное подтверждение, вызвав новый шквал интереса к сокровищам индейцев.

В 1912 году в Англии организовали акционерное общество для извлечения сокровищ муисков из озера Гуатавиты. На берег озера были доставлены мощные насосы, вскоре превратившие его в зловонную лужу, из жижи которой удалось извлечь некоторую часть золотых предметов. Вскоре жаркое солнце высушило жижу, сделав ее крепче бетона. Работы пришлось прекратить. Продажа находок дала всего 10 тысяч долларов при затратах 100 тысяч…

Пропавшие экспедиции

золотой сад в куско какая культура. Смотреть фото золотой сад в куско какая культура. Смотреть картинку золотой сад в куско какая культура. Картинка про золотой сад в куско какая культура. Фото золотой сад в куско какая культураМножество искателей приключений старались избежать неудачи предшественников и достичь Эльдорадо. Экспедиции или возвращались с поражением или погибали…

Их как будто преследовал злой рок — проводники-индейцы уводили людей в иную сторону, а порой вовсе отказывались идти дальше: они боялись гнева злых духов, запрещающих заходить в эти края. Как тут было не вспомнить легенду о том, что индейские вожди предали проклятию всех, кто когда-нибудь посягнет на их богатства!

И в наши дни Эльдорадо не дает покоя искателем приключений. Известный путешественник Яцек Палкевич предпринял одну из самых серьезных попыток добраться до заветной цели. Началось все со старинной рукописи, обнаруженной в римском архиве ордена иезуитов. В рукописи испанского священника рассказывается о правителе инков, обращенном в христианскую религию миссионерами. Новообращенный предложил внести свою лепту в христианство — построить церковь во славу Христа — из массивных блоков чистого золота.

Христианские священники отвергли это предложение и решили сохранить в тайне слова правителя, чтобы не вызвать «золотую лихорадку» в Европе. В руках монахов оказалось даже «вещественное доказательство» — в свое время некий индеец из племени пиура подарил им золотой топорик, утверждая, что он принес его прямиком из золотой страны. Палкевич после тщательных исследований и подготовительных работ отправился в путь с достаточно большой командой, в которой были итальянцы, поляки, аргентинцы, русские. Цель — таинственные постройки, скрывающиеся в глубине девственного тропического леса на восточном предгорье перуанских Анд, в долине реки Рио-Альто-Мадре-де-Диос.

золотой сад в куско какая культура. Смотреть фото золотой сад в куско какая культура. Смотреть картинку золотой сад в куско какая культура. Картинка про золотой сад в куско какая культура. Фото золотой сад в куско какая культураПо заказу с американского спутника был сделан специальный снимок этой территории. Благодаря большому разрешению полученного изображения можно сделать однозначный вывод, что там, на плоскогорье, сохранились древние сооружения. Искатели были уверены, что это остатки города инков Паитити, где и скрыты сокровища.

Экспедиция оказалась очень тяжелой — ядовитые и хищные животные, опасность встречи с дикими племенами, непроходимая сельва. За последнюю неделю путешествия удалось продвинуться вперед только на 6 километров. Группа достигла плоскогорья, на котором были обнаружены следы древних каменных построек и сильно заросшее озеро правильной квадратной формы.

Однако добраться до таинственного города экспедиция так и не смогла. Палкевич говорил в интервью, что связано это было с усталостью людей, конфликтами в группе. Немножко странное объяснение для человека, почти достигшего цели. Так или иначе, но, возможно, до открытия загадочного Эльдорадо осталось совсем немного…

Источник

Науки и ремесла инков

Инки довели до высокого искусства технику обработки драгоценных металлов. «Восьмым чудом Света» назвали конкистадоры «Золотой Сад» в Куско; в нем из золота и серебра были выполнены деревья, кусты, цветники; маисовые початки были сплетены из серебряной проволоки; на лугу паслось стадо лам с детенышами, сделанными из драгоценных металлов; две дюжины таких же искусственных пастухов «срывали» золотые яблоки с райских деревьев; по земле «ползали» золотые змеи со вставными глазами из драгоценных камней, «порхали» золотые бабочки, «сидели» золотые жуки.

Изумление вызывает строительная техника инков. Столица их царства, Куско, защищалась мощной крепостью из трех рядов стен – Саксауман. Первый ряд стен был выложен из блоков весом 350 т; был возведен 21 бастион. Шедевром архитектуры является Мачу-Пикчу, открытый в 1911 году Х. Бингемом. Этот священный город находился на высоте 3000 метров над уровнем моря, в Старом Свете на такой высоте не строились даже деревни. В нем не было улиц, передвижение осуществлялось по лестницам, которых насчитывалось несколько сотен. Там были инкауаси – Дворец правителя, Дворец принцессы, Тореон – Круглая башня; в центре находился «Храм трех окон», солнечная обсерватория инков: «место, где привязано Солнце». Кроме этого, в Мачу-Пикчу был обнаружен подземный город, где хранились мумии нескольких поколений сапа инков.

У инков были два типа письма: кипу, предназначенное для передачи административно-экономической информации, и килька – для передачи традиций и ритуала; первый тип письма был «узелковым», использовались шнуры разной длины и разного цвета, на которых завязывались десятки видов узлов; второй тип письма – «рисунчатый». Известно, что один из самых прославленных правителей инков, Пачакути, реформатор, философ и поэт, повелел создать рисованную историю своего народа; полотна были вставлены в золоченые рамы и помещены в специально построенном дворце – Пукинканча, который являлся уникальным архивом и библиотекой. Сегодня известны более 400 знаков инкского письма. Т. Бартель предложил расшифровку части пиктограмм инков, он прочел надпись на «плаще» Виракочи, нового для инков божества, культ которого ввел Пачакути.

Большое внимание у инков уделялось образованию и наукам. В Куско в середине XV веке была открыта высшая школа – ячауаси, первый университет Древней Америки. Там преподавали самые выдающиеся ученые, амаута. Преподавали ораторское искусство, ритуалы, право, астрономию, музыку. Существовали особые школы для девушек – аклья-уаси («дом невест Солнца»). В них отбирали со всего царства самых красивых и обучали женским искусствам. Некоторые становились фаворитками сапы инки, а многие отдавались в дар сановникам и чиновникам за заслуги.

Инкская цивилизация просуществовала до первой половины XVI века, до завоевания испанским конкистадором Франсиско Писарро (около 1541 года). Он захватил и разграбил Куско в 1533 году, пленил последнего сапа инку Атауальпу, потом освободил его за фантастический выкуп: в течение 60 дней камера, в которой находился пленный сапа инка, наполнялась его подданными золотом и серебром до потолка; было доставлено более пяти тонн золота и двенадцать тонн серебра. Несмотря на это, в дальнейшем Атауальпа вновь был схвачен и сожжен.

После захвата государства Инка конкистадорами Писарро в горной местности Вилькабамба часть инков вместе с другими племенами образовала так называемое Новоинкское государство во главе с Инкой Манко, после смерти которого правили сыновья. Оно существовало в 1535-1572 годах и пало, так как большая часть окрестных индейцев его не поддержала. Последний правитель, Тупак Амару, был казнен, но его имя носили несколько вождей индейских восстаний, а в конце XX века в Перу его имя носит радикальная террористическая организация, состоящая в основном из индейцев. Этнические инки растворились среди кечуа.

Источник

Немного о космосе и золотом саде

Из чимуского золота, захваченного во время похода Тупака Юпанки на побережье Перу, был создан огромный золотой клад бога Солнца— отлита статуя легендарной основательницы правящего рода Мамы Окльо и большая статуя бога Творца — Кон-Тики Виракочи, почитавшегося еще в Тиауанако. Из переплавленного чимуского золота была также выкована большая золотая цепь, хранившаяся в святилище инков — храме Солнца.

Инки привели в свою столицу не только плененного владыку государства Чиму, но — как это ни удивительно — множество его подданных, и прежде всего чимуских золотых дел мастеров, ювелиров и чеканщиков. Ведь именно этот вид искусства достиг в стране Чиму исключительно высокого уровня. Инки поселили этих замечательных мастеров в Куско и заставили работать на себя, дабы их талант служил украшением столицы «империи». Одним из замечательных произведений чимуских золотых дел мастеров (или хотя бы частично их произведением) было тончайшее чудо инкской метрополии, фантастический золотой сад, о котором рассказывают хронисты Гарсиласо де ла Вега и Сьеса де Леон.

золотой сад в куско какая культура. Смотреть фото золотой сад в куско какая культура. Смотреть картинку золотой сад в куско какая культура. Картинка про золотой сад в куско какая культура. Фото золотой сад в куско какая культураЗолотой сад относился к комплексу Кориканчи, общенародного храма инков, посвященного, естественно, богу Солнца. Сад занимал площадь 200 X 100 метров и с южной стороны— на террасах, спускающихся к реке Уатанайе, — прилегал к главному святилищу, украшенному золотыми статуями и мумиями умерших Инков, покоившимися здесь на золотых скамеечках. В саду было все сделано из чистого золота. Перуанские мастера словно с помощью волшебства создали золотые цветы, здесь на ветру колыхались целые поля золотых кукурузных початков, «росли» золотые травы и кусты. По саду «разгуливали» золотые животные, «ползали» золотые жуки и ящерицы. Не были забыты и жители Перу — выплавленные из золота пастухи, пасущие золотых лам, золотые индейские девушки, собирающие с золотых деревьев золотые яблоки. Короче говоря, в этом чудесном творении была запечатлена в золоте вся повседневная жизнь инков. И это чудо, равного которому, пожалуй, не было на свете, скорее всего, создали в Куско чимуские ремесленники, приведенные в столицу инков после падения государства Чиму.

Сразу после захвата Куско испанцы, разумеется, разграбили это тончайшее филигранное великолепие, так же как за семьдесят лет до этого инки разграбили золото Чан-Чана. Однако в своих хрониках они сохранили для потомков воспоминания о золотом саде. В их рассказах перуанский золотой сад выдавался за творение инков, чью столицу он украшал. Точно так же драгоценности, награбленные испанцами во дворце ацтекского правителя Монте-сумы, приписывались ацтекским, а не миштекским мастерам.

золотой сад в куско какая культура. Смотреть фото золотой сад в куско какая культура. Смотреть картинку золотой сад в куско какая культура. Картинка про золотой сад в куско какая культура. Фото золотой сад в куско какая культура
Сказочный золотой сад Куско — доказательство того, как много у инков было доинкского, как много в их культуре, искусстве и государственном устройстве было перенято от более древних перуанских культур и государств. Знаток истории Перу американский археолог Джон Хоуленд Роу в качестве примера того, как инки перенимали наследие чиму, приводит не только искусство золотых дел мастеров, но и организацию государства, плановую застройку городов, массовое производство некоторых товаров, а также методы ткачества и изготовления нарядов из птичьих перьев. Так всегда бывает в истории культуры: те, кто живет сегодня, многое воспринимают от тех, кто жил вчера. Естественно, тут мы не делаем никакого сенсационного открытия. Однако подлинную историю перуанских культур до сих пор скрывала тяжелая завеса— традиционное стремление видеть во всем лишь черты инков. Но эта страна не всегда была «империей» инков, не всегда была «империей Солнца». Об этом-то мне и хотелось рассказать в своей книге.

Поведать вторую половину правды о доколумбовом Перу, бросить взгляд на забытые культуры, предшествовавшие всеми признанной культуре инков, на историю исчезнувших перуанских государств, существовавших ранее восхищавшей всех «империи Солнца».

Интерес инков к Солнцу, а чиму к Луне, всеобъемлющий культ небесных светил, столь характерный для государств древнего Перу, отнюдь еще не означают, что поклоняющиеся звездам индейцы и их культуры были наследием космических цивилизаций, творением, занесенным в Перу из Вселенной. Хотя древнеперуанские индейцы истово почитали звезды, а также с увлечением наблюдали за темными глубинами космоса, они произрастали на нашей планете. И их художественные произведения, храмы и дворцы, золотые украшения и сказочный золотой сад мы должны (пока не получим совершенно достоверных доказательств обратного) считать творением человека, сына земной цивилизации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *