знать какая проблема достойна наступления гораздо важнее просто добросовестной работы над проблемой
Знать какая проблема достойна наступления гораздо важнее просто добросовестной работы над проблемой
ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Для прочтения книги предварительные специальные сведения не нужны. Школьника старших классов и студента она заставит задуматься над проблемой выбора Достойной Цели, которой можно посвятить жизнь, начинающий исследователь получит в свои руки мощное орудие для ее осуществления, зрелый ученый заново переживет перипетии своей борьбы и пожалеет, что эта книга не попала к нему много лет тому назад.
Итак, эта книга для тех, кто хотел бы посвятить свою жизнь творчеству, независимо от того, к какой области человеческой деятельности оно относится.
В середине 40-х годов молодой советский инженер Г.Альт-шуллер задумался над проблемой поиска методов активизации мышления изобретателя. Анализируя сотни тысяч патентов и авторских свидетельств, исследователь смог не только найти удобные приемы решения изобретательских задач, но и выявить законы и принципы, по которым развивается техника. Постепенно появилась новая наука, которая стала называться теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Все понятия ТРИЗ очень просты, носят сугубо прикладной характер и, как показывает опыт, понятны даже школьникам.
ТРИЗ оказалась настолько удачно разработанной, что на ее основе удалось создать интеллектуальную компьютерную систему «Изобретающая машина», которая вызвала интерес у различных фирм и университетов Западной Европы и США. Успешными оказались и попытки применения ТРИЗ в других науках: биологии, психологии, экономике.
Таким образом, процесс изобретательства для знакомого с ТРИЗ человека перестал быть загадочным и превратился в обычную работу. На первое место стал вопрос не «как делать?», а «что делать?». Какие цели может ставить перед собой человек, владеющий столь мощными средствами для их достижения? Что мешает большинству людей быть счастливыми и заниматься тем делом, которое соответствует их душевным наклонностям? Как преодолеть противодействие жизненных обстоятельств и осуществить задуманное?
Жизнь Генриха Сауловича является отличной иллюстрацией жизни Творческой личности с большой буквы.
Он как бы проверил на себе всю ЖСТЛ и теперь с позиций большей части прожитой жизни может вносить коррективы в эту стратегию. В работе Игоря Верткина приводятся 6 качеств, необходимых для становления творческой личности (ТЛ). Мне хочется проанализировать, насколько эти качества присущи Генриху Сауловичу.
Надо учесть, в какое время все это происходило. С позиций сегодняшнего дня он выглядит совершеннейшим Дон Кихотом. Только борьба ему предстояла не с лопастями ветряных мельниц, а с жерновами, которые перемалывали безжалостно в то время всех, чьи мысли не совпадали с высказываниями «гения всех времен и народов».
Конечно, ставя перед собой цель, он не мог предположить всех тех трудностей, которые будут ставить на его пути именно те, кто вроде бы больше всех заинтересован в ее осуществлении: Центральный совет ВОИР и Комитет по делам изобретений и открытий. Тем яснее видно его умение добиваться цели: в течение десяти (!) лет он вел переписку с ЦС ВОИР о необходимости хотя бы ознакомиться с его теорией. Причем предлагал бесплатно, за свой счет приехать в любое удобное для бюрократов от творчества время на любой срок с одной только целью: объяснить суть своей теории (которая уже вовсю работала в это время, и результаты периодически попадали на страницы прессы) и вооружить ею всех «думающих» инженеров и рабочих.
Г. Альтшуллер: КАК СТАТЬ ГЕНИЕМ
Здесь есть возможность читать онлайн «Г. Альтшуллер: КАК СТАТЬ ГЕНИЕМ» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. категория: Технические науки / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:
Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:
КАК СТАТЬ ГЕНИЕМ: краткое содержание, описание и аннотация
Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «КАК СТАТЬ ГЕНИЕМ»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.
Г. Альтшуллер: другие книги автора
Кто написал КАК СТАТЬ ГЕНИЕМ? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.
Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.
В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.
КАК СТАТЬ ГЕНИЕМ — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «КАК СТАТЬ ГЕНИЕМ», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.
Поль де Крюи. Охотники за микробами. М.: Детиздат, 1936. С.38-39.
Пример к 54-а и 54-в
«Если Вы как-нибудь сумеете справиться со всеми делами, связанными с диссертациями, то я не стану больше отвлекаться и терять свое время. Всякий раз, когда я отдаю аспирантам какую-нибудь проблему, они либо все портят, потому что не могут работать так, как мне хотелось 6bj, а прогнать их и делать все самому нельзя; либо, наоборот, добиваются неплохих результатов и тут же начинают считать проблему своей, в то время как она моя. А ведь дело-то в том, что знать, какая проблема достойна наступления, гораздо важнее просто добросовестной работы над любой проблемой. Так что я предпочитаю больше не иметь дела с диссертациями. Я найму себе ассистента, буду ему платить помесячно. Этот человек не станет думать, что я ему должен нечто большее, чем ежемесячный чек. Если вы займетесь аспирантами и поступите с ними, как сочтете нужным, я буду вашим должником навеки».
С тех пор Майкельсон отдавал все свое время только исследовательской работе и лишь иногда читал лекции студентам. Он не участвовал в руководстве факультетом, не ходил на собрания преподавателей и работал в лаборатории со своими личными помощниками, выполняя ежедневно очень насыщенную программу».
Уилсон М. Американские изобретатели. М.: Знание, 1975. С.77-78.
РАЗМЫШЛЕНИЕ НАД ИНФОРМАЦИЕЙ
Отъем времени при возникновении школы очень велик. Пока известны лишь отдельные приемы, позволяющие частично сократить расходы времени. Например, использование в переписке общих информационных справок, помощи родственников и т.п. Но единого сильного ответа нет.
Причина сложности ответного хода в том, что для обеспечения нормального (без сбоев) функционирования школы необходимо систематически выполнять значительный объем работ. Этот объем находится в прямой зависимости от количества членов школы. В формальной организации штатным расписанием предусмотрены «черновые» должности (например, машинистки, копировщицы, чертежники и т.п.). В «незримой организации» ТЛ должна сама выполнять эту работу, балансируя между оргделами и научными исследованиями. Здесь можно сформулировать несколько правил:
1. И к черновой работе надо относиться творчески (это экономит много времени).
2. Для размножения информационных и специальных материалов надо пользоваться услугами членов школы.
3. Постепенно вводить членов школы в курс не только научной, но и оргработы.
ПОЛУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ЦЕЛИ-2
ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
55-а. Основной. Сопротивление части коллег из-за возросшей сложности работы и неожиданности результатов. Боязнь личной перестройки, например в связи с резким увеличением расхода времени на исследования.? 55-е. Основной. Стремительное движение вперед в разработке цели-2. Начало получения результатов. Наращивание этих результатов.
55-г. Упреждающий. Постепенное свертывание личного участия в работе по целн-1 во имя сосредоточения усилий по цели-2.
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Альтов Генрих Саулович
Книга «Как стать гением»
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
54-в. Основной. Перерастание коллектива в школу. Развитие творческих качеств у людей, входящих в школу.Созна-тельный бег от формальной структуры для сохранения темпов продвижения в надсистему целей. Подготовка коллег-преподавателей и коллег-разработчиков, т.е. создание на общественных или личных началах своей школы по целн-2.
Как создается школа?
1. Основатель школы обязан щедро делиться с будущими коллегами наиболее перспективными темами конкретных разработок, зачастую передавать свои материалы.
3. Основатель школы обязан непрерывно и быстрыми темпами «расти над собой».
Наверное, есть и другие требования. Но и этих трех достаточно, чтобы объяснить, насколько велик объем работы при создании школы (в том числе и объем работы ученика) и почему в девяти случаях из десяти творческая личность остается одиночкой, хотя, казалось бы, могла и должна была создать школу. Объем работы резко возрастает, если школа формируется в основном по переписке из людей, живущих в разных городах. Объем писем на каждого ученика (именно писем, а не материалов) не менее ста страниц в период формирования и 200 страниц в дальнейшем. Если школа включает хотя бы десять человек, суммарный объем переписки составляет 3000 страниц. Из десяти потенциальных учеников реально коллегами становятся не более двух, и то порой лишь на время…
Поль де Крюи. Охотники за микробами. М.: Детиздат, 1936. С.38-39.
Пример к 54-а и 54-в
«Если Вы как-нибудь сумеете справиться со всеми делами, связанными с диссертациями, то я не стану больше отвлекаться и терять свое время. Всякий раз, когда я отдаю аспирантам какую-нибудь проблему, они либо все портят, потому что не могут работать так, как мне хотелось 6bj, а прогнать их и делать все самому нельзя; либо, наоборот, добиваются неплохих результатов и тут же начинают считать проблему своей, в то время как она моя. А ведь дело-то в том, что знать, какая проблема достойна наступления, гораздо важнее просто добросовестной работы над любой проблемой. Так что я предпочитаю больше не иметь дела с диссертациями. Я найму себе ассистента, буду ему платить помесячно. Этот человек не станет думать, что я ему должен нечто большее, чем ежемесячный чек. Если вы займетесь аспирантами и поступите с ними, как сочтете нужным, я буду вашим должником навеки».
С тех пор Майкельсон отдавал все свое время только исследовательской работе и лишь иногда читал лекции студентам. Он не участвовал в руководстве факультетом, не ходил на собрания преподавателей и работал в лаборатории со своими личными помощниками, выполняя ежедневно очень насыщенную программу».
Уилсон М. Американские изобретатели. М.: Знание, 1975. С.77-78.
РАЗМЫШЛЕНИЕ НАД ИНФОРМАЦИЕЙ
Отъем времени при возникновении школы очень велик. Пока известны лишь отдельные приемы, позволяющие частично сократить расходы времени. Например, использование в переписке общих информационных справок, помощи родственников и т.п. Но единого сильного ответа нет.
Причина сложности ответного хода в том, что для обеспечения нормального (без сбоев) функционирования школы необходимо систематически выполнять значительный объем работ. Этот объем находится в прямой зависимости от количества членов школы. В формальной организации штатным расписанием предусмотрены «черновые» должности (например, машинистки, копировщицы, чертежники и т.п.). В «незримой организации» ТЛ должна сама выполнять эту работу, балансируя между оргделами и научными исследованиями. Здесь можно сформулировать несколько правил:
1. И к черновой работе надо относиться творчески (это экономит много времени).
2. Для размножения информационных и специальных материалов надо пользоваться услугами членов школы.
3. Постепенно вводить членов школы в курс не только научной, но и оргработы.
ПОЛУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ЦЕЛИ-2
ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
55-а. Основной. Сопротивление части коллег из-за возросшей сложности работы и неожиданности результатов. Боязнь личной перестройки, например в связи с резким увеличением расхода времени на исследования.? 55-е. Основной. Стремительное движение вперед в разработке цели-2. Начало получения результатов. Наращивание этих результатов.
55-г. Упреждающий. Постепенное свертывание личного участия в работе по целн-1 во имя сосредоточения усилий по цели-2.
ОТКАЗ, ОБВИНЕНИЕ В «ЛИЧНОЙ ГЕНИАЛЬНОСТИ»
ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
КАК СТАТЬ ГЕНИЕМ (53 стр.)
53-в. Основной. Первый переход в иадсистему целей. Главной становится цель-2 (переход от конкретной технической или научной цели-1 к общетехнической или общенаучной цели-2).
53-г. Упреждающий. «Прощупывание» подходов к цели-3. Сбор новой информации.
При переходе к цели-2 фронт борьбы расширяется. Кроме борьбы с Внешними Обстоятельствами за разработку цели-2, надо бороться: а) за дальнейшее нормальное развитие цели-1 и б) против недостойного применения результатов, полученных при достижении цели-1.
Уже в солидном возрасте уехал Михаил Федорович Шостаковский из Москвы в Сибирь, возглавил Иркутский институт органической химии Сибирского отделения АН СССР. С ним поехало только трое из учеников… Вспомнил ли он в то время переживания Фаворского? Шостаковский тоже ожидал большего. Будет и хуже: через 10 лет он решит, что наука много теряет из-за отсутствия надежной теории происхождения нефти, из-за отсутствия уверенной классификации отечественных нефтей и что для улучшения дела надо создать институт химии нефти, причем поближе к тюменским месторождениям, например в Томске. Госплан СССР поддерживает предложение ученого и открывает институт. В Иркутске он за десятилетие воспитал 57 кандидатов и 7 докторов наук. Сколько человек поехало с ним осваивать научную целину? Ни одного…
Воздвиженский М. 203 изобретения Шостаковского // Изобретатель и рационализатор. 1977. N6. С.42-46.
КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ-3 (окончание)
1. ТЛ меняет цель-1 на более общую, надсистемную цель-2; не-ТЛ меняет цель-1 на новую цель-1 того же ранга, или на подцель-1, или даже на нетворческую цель.
2. ТЛ, в отличие от не-ТЛ, редко доходит до стадии получения «навара»; иногда не доходит и до стадии внедрения: начинается переход к цели-2.
УРВ НА ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РАБОТЫ
ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
54-а. Основной. Значительный отъем времени на органи-зационно-обучаюшую работу в связи с созданием и ростом школы.
54-6. Усиливающий. Предлагается формальная организация со спущенными сверху штатами и рекомендуемыми людьми, с жесткой, неразвивающейся структурой, не допускающей перехода в систему надцелей. Формальная структура привлекает официализированностью н кажущейся поэтому защищенностью и предполагаемыми большими возможностями.
54-в. Основной. Перерастание коллектива в школу. Развитие творческих качеств у людей, входящих в школу.Созна-тельный бег от формальной структуры для сохранения темпов продвижения в надсистему целей. Подготовка коллег-преподавателей и коллег-разработчиков, т.е. создание на общественных или личных началах своей школы по целн-2.
Как создается школа?
1. Основатель школы обязан щедро делиться с будущими коллегами наиболее перспективными темами конкретных разработок, зачастую передавать свои материалы.
3. Основатель школы обязан непрерывно и быстрыми темпами «расти над собой».
Наверное, есть и другие требования. Но и этих трех достаточно, чтобы объяснить, насколько велик объем работы при создании школы (в том числе и объем работы ученика) и почему в девяти случаях из десяти творческая личность остается одиночкой, хотя, казалось бы, могла и должна была создать школу. Объем работы резко возрастает, если школа формируется в основном по переписке из людей, живущих в разных городах. Объем писем на каждого ученика (именно писем, а не материалов) не менее ста страниц в период формирования и 200 страниц в дальнейшем. Если школа включает хотя бы десять человек, суммарный объем переписки составляет 3000 страниц. Из десяти потенциальных учеников реально коллегами становятся не более двух, и то порой лишь на время…
Поль де Крюи. Охотники за микробами. М.: Детиздат, 1936. С.38-39.
Пример к 54-а и 54-в
«Если Вы как-нибудь сумеете справиться со всеми делами, связанными с диссертациями, то я не стану больше отвлекаться и терять свое время. Всякий раз, когда я отдаю аспирантам какую-нибудь проблему, они либо все портят, потому что не могут работать так, как мне хотелось 6bj, а прогнать их и делать все самому нельзя; либо, наоборот, добиваются неплохих результатов и тут же начинают считать проблему своей, в то время как она моя. А ведь дело-то в том, что знать, какая проблема достойна наступления, гораздо важнее просто добросовестной работы над любой проблемой. Так что я предпочитаю больше не иметь дела с диссертациями. Я найму себе ассистента, буду ему платить помесячно. Этот человек не станет думать, что я ему должен нечто большее, чем ежемесячный чек. Если вы займетесь аспирантами и поступите с ними, как сочтете нужным, я буду вашим должником навеки».
С тех пор Майкельсон отдавал все свое время только исследовательской работе и лишь иногда читал лекции студентам. Он не участвовал в руководстве факультетом, не ходил на собрания преподавателей и работал в лаборатории со своими личными помощниками, выполняя ежедневно очень насыщенную программу».
Уилсон М. Американские изобретатели. М.: Знание, 1975. С.77-78.
РАЗМЫШЛЕНИЕ НАД ИНФОРМАЦИЕЙ
Отъем времени при возникновении школы очень велик. Пока известны лишь отдельные приемы, позволяющие частично сократить расходы времени. Например, использование в переписке общих информационных справок, помощи родственников и т.п. Но единого сильного ответа нет.
Причина сложности ответного хода в том, что для обеспечения нормального (без сбоев) функционирования школы необходимо систематически выполнять значительный объем работ. Этот объем находится в прямой зависимости от количества членов школы. В формальной организации штатным расписанием предусмотрены «черновые» должности (например, машинистки, копировщицы, чертежники и т.п.). В «незримой организации» ТЛ должна сама выполнять эту работу, балансируя между оргделами и научными исследованиями. Здесь можно сформулировать несколько правил:
1. И к черновой работе надо относиться творчески (это экономит много времени).
2. Для размножения информационных и специальных материалов надо пользоваться услугами членов школы.
3. Постепенно вводить членов школы в курс не только научной, но и оргработы.
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: КАК СТАТЬ ГЕНИЕМ
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Для прочтения книги предварительные специальные сведения не нужны. Школьника старших классов и студента она заставит задуматься над проблемой выбора Достойной Цели, которой можно посвятить жизнь, начинающий исследователь получит в свои руки мощное орудие для ее осуществления, зрелый ученый заново переживет перипетии своей борьбы и пожалеет, что эта книга не попала к нему много лет тому назад.
Итак, эта книга для тех, кто хотел бы посвятить свою жизнь творчеству, независимо от того, к какой области человеческой деятельности оно относится.
В середине 40-х годов молодой советский инженер Г.Альт-шуллер задумался над проблемой поиска методов активизации мышления изобретателя. Анализируя сотни тысяч патентов и авторских свидетельств, исследователь смог не только найти удобные приемы решения изобретательских задач, но и выявить законы и принципы, по которым развивается техника. Постепенно появилась новая наука, которая стала называться теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Все понятия ТРИЗ очень просты, носят сугубо прикладной характер и, как показывает опыт, понятны даже школьникам.
ТРИЗ оказалась настолько удачно разработанной, что на ее основе удалось создать интеллектуальную компьютерную систему ‘Изобретающая машина’, которая вызвала интерес у различных фирм и университетов Западной Европы и США. Успешными оказались и попытки применения ТРИЗ в других науках: биологии, психологии, экономике.
Таким образом, процесс изобретательства для знакомого с ТРИЗ человека перестал быть загадочным и превратился в обычную работу. На первое место стал вопрос не ‘как делать?’, а ‘что делать?’. Какие цели может ставить перед собой человек, владеющий столь мощными средствами для их достижения? Что мешает большинству людей быть счастливыми и заниматься тем делом, которое соответствует их душевным наклонностям? Как преодолеть противодействие жизненных обстоятельств и осуществить задуманное?
Жизнь Генриха Сауловича является отличной иллюстрацией жизни Творческой личности с большой буквы.
Он как бы проверил на себе всю ЖСТЛ и теперь с позиций большей части прожитой жизни может вносить коррективы в эту стратегию. В работе Игоря Верткина приводятся 6 качеств, необходимых для становления творческой личности (ТЛ). Мне хочется проанализировать, насколько эти качества присущи Генриху Сауловичу.
Надо учесть, в какое время все это происходило. С позиций сегодняшнего дня он выглядит совершеннейшим Дон Кихотом. Только борьба ему предстояла не с лопастями ветряных мельниц, а с жерновами, которые перемалывали безжалостно в то время всех, чьи мысли не совпадали с высказываниями ‘гения всех времен и народов’.