знаменитый крейсер варяг в каком сражении

знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Смотреть фото знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Смотреть картинку знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Картинка про знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Фото знаменитый крейсер варяг в каком сраженииmasterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Крейсер «Варяг» 1901 г.

Сегодня в России вряд ли найдешь человека, который не знал бы о героическом подвиге экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Об этом написаны сотни книг и статей, сняты кинофильмы. До мельчайших подробностей описаны бой, судьба крейсера и его команды. Однако выводы и оценки уж очень тенденциозны! Почему командир «Варяга» капитан 1 ранга В. Ф. Руднев, получивший за бой орден Святого Георгия 4-й степени и звание флигель-адъютанта, вскоре оказался в отставке и доживал свой век в родовом имении в Тульской губернии? Казалось бы, народный герой, да еще с аксельбантом и Георгием на груди должен был буквально «взлететь» по служебной лестнице, но этого не произошло.

Процитируем первый документ как более эмоциональный, поскольку он написан сразу после боя:

«26 января 1904 года мореходная канонерская лодка «Кореец» отправилась с бумагами от нашего посланника в Порт-Артур, но встреченная японская эскадра тремя выпущенными минами с миноносцев заставила лодку вернуться обратно. Лодка стала на якорь около крейсера, а часть японской эскадры с транспортами вошли на рейд для своза войск на берег. Не зная, начались ли военные действия, я отправился на английский крейсер «Тэлбот» условиться с командиром относительно дальнейших распоряжений.
.

продолжение официального документа и официальной версии вы можете прочитать тут.

Канонерская лодка «Кореец» в Чемульпо. Февраль 1904 г.

Таким образом, начавшийся в 11 часов 45 минут бой закончился в 12 часов 45 минут. С «Варяга» было выпущено 425 снарядов 6-дюймового калибра, 470 75-мм и 210 47-мм калибров, а всего выпущено 1105 снарядов. В 13 часов 15 минут «Варяг» отдал якорь на том месте, откуда снялся 2 часа назад. На канонерской лодке «Кореец» повреждений не было, как не было убитых и раненых.

В 1907 г. в брошюре «Бой «Варяга» у Чемульпо» В. Ф. Руднев слово в слово повторил рассказ о бое с японским отрядом. Ничего нового отставной командир «Варяга» не сказал, а сказать было надо.Учитывая сложившееся положение, на совете офицеров «Варяга» и «Корейца» решили крейсер и канонерскую лодку уничтожить, а команды свезти на иностранные корабли. Канонерскую лодку «Кореец» взорвали, а крейсер «Варяг» потопили, открыв все клапаны и кингстоны. В 18 часов 20 минут он лег на борт. В период отлива крейсер обнажился более чем на 4 метра. Несколько позднее японцы подняли крейсер, который совершил переход из Чемульпо в Сасебо, где был введен в строй и более 10 лет плавал в японском флоте под названием «Сойя», пока его не купили русские.

Крейсер «Варяг» после боя на рейде Чемульпо, 27 января 1904 года

Реакция по поводу гибели «Варяга» была не однозначной. Часть флотских офицеров не одобряли действий командира «Варяга», считая их безграмотными как с тактической точки зрения, так и с технической. Но чиновники вышестоящих инстанций считали иначе: зачем начинать войну с неудач (тем более что полнейший провал был и под Порт-Артуром), не лучше ли использовать бой при Чемульпо для подъема национальных чувств россиян и попытаться превратить войну с Японией в народную. Разработали сценарий встречи героев Чемульпо. О просчетах все молчали.

Старший штурманский офицер крейсера Е. А. Беренс, ставший после Октябрьской революции 1917 г. первым советским начальником Морского генерального штаба, впоследствии вспоминал, что ожидал на родном берегу ареста и морского суда. В первый день войны флот Тихого океана уменьшился на одну боевую единицу, настолько же увеличились силы противника. Весть о том, что японцы приступили к подъему «Варяга», распространилась быстро.

К лету 1904 г. скульптор К. Казбек изготовил макет памятника, посвященного бою при Чемульпо, и назвал его «Прощание Руднева с «Варягом»». На макете скульптор изобразил стоявшего у лееров В. Ф. Руднева, справа от которого находился матрос с перевязанной рукой, а за спиной сидел офицер с опущенной головой. Затем макет изготовил и автор памятника «Стерегущему» К. В. Изенберг. Появилась песня о «Варяге», ставшая народной. Вскоре была написана картина «Смерть «Варяга». Вид с французского крейсера «Паскаль»». Были выпущены фотоокрытки с портретами командиров и изображениями «Варяга» и «Корейца». Но особенно тщательно разрабатывалась церемония встречи героев Чемульпо. О ней, видимо, следовало бы сказать подробнее, тем более что в советской литературе об этом почти не писали.

Затопленный крейсер «Варяг» в Чемульпо, 10 февраля 1904 года

На одном из судов находились начальник Одесского порта и несколько георгиевских кавалеров. Поднявшись на борт «Малайи», начальник порта вручил варяжцам георгиевские награды. В первую группу входили капитан 2 ранга В. В. Степанов, мичман В. А. Балк, инженеры Н. В. Зорин и С. С. Спиридонов, врач М. Н. Храбростин и 268 нижних чинов. Около 2 часов дня «Малайа» стала входить в гавань. На берегу играли несколько полковых оркестров, а многотысячная толпа встречала пароход криками «ура».

На бульваре моряков встретили представители городского управления. Городской голова преподнес Степанову хлеб-соль на серебряном блюде с гербом города и с надписью: «Привет Одессы удивившим мир героям «Варяга»».На площади перед зданием думы был отслужен молебен. Затем матросы отправились в Сабанские казармы, где для них был накрыт праздничный стол. Офицеров пригласили в юнкерское училище на банкет, устроенный военным ведомством. Вечером варяжцам в городском театре показали спектакль. В 15 часов 20 марта на пароходе «Святой Николай» варяжцы отправились из Одессы в Севастополь. На набережные вновь вышла многотысячная толпа.

На подходах к Севастополю пароход встречал миноносец с поднятым сигналом «Привет храбрецам». Пароход «Святой Николай», украшенный флагами расцвечивания, вошел на Севастопольский рейд. На броненосце «Ростислав» его приход приветствовали салютом из 7 выстрелов. Первым на борт парохода поднялся главный командир Черноморского флота вице-адмирал Н. И. Скрыдлов.

Обойдя строй, он обратился к варяжцам с речью: «Здорово, родные, поздравляю с блестящим подвигом, в котором доказали, что русские умеют умирать; вы, как истинно русские моряки, удивили весь свет своею беззаветною храбростью, защищая честь России и Андреевского флага, готовые скорее умереть, чем отдать врагу судно. Я счастлив приветствовать вас от Черноморского флота и особенно здесь в многострадальном Севастополе, свидетеле и хранителе славных боевых традиций нашего родного флота. Здесь каждый клочок земли обагрен русской кровью. Здесь памятники русским героям: у них я вам низко кланяюсь от всех черноморцев. При этом не могу удержаться, чтобы не сказать вам сердечное спасибо как бывший ваш адмирал за то, что все мои указания на производившихся у вас учениях вы так славно применили в бою! Будьте нашими желанными гостями! «Варяг» погиб, но память о ваших подвигах жива и будет жить многие годы. Ура!»

У памятника адмиралу П. С. Нахимову был отслужен торжественный молебен. Затем главный командир Черноморского флота передал офицерам высочайшие грамоты на пожалованные Георгиевские кресты. Примечательно, что впервые Георгиевскими крестами были награждены доктора и механики наравне со строевыми офицерами. Сняв с себя Георгиевский крест, адмирал приколол его к мундиру капитана 2 ранга В. В. Степанова. Варяжцев разместили в казармах 36-го флотского экипажа.

Таврический губернатор просил главного командира порта, чтобы команды «Варяга» и «Корейца» при следовании в Петербург остановились на время в Симферополе для чествования героев Чемульпо. Губернатор мотивировал свою просьбу еще и тем, что в бою погиб его племянник граф А. М. Нирод.

В это время в Петербурге готовились к встрече. Дума приняла следующий порядок чествования варяжцев:

1) на Николаевском вокзале представителями городского общественного управления во главе с городским головой и председателем думы встреча героев, поднесение командирам «Варяга» и «Корейца» хлеба-соли на художественных блюдах, приглашение командиров, офицеров и классных чиновников в заседание думы для объявления приветствия от города;

2) поднесение адреса, художественно исполненного в экспедиции заготовления государственных бумаг, с изложением в нем постановления городской думы о чествовании; поднесение всем офицерам подарков на общую сумму 5 тысяч рублей;

4) устройство в Народном доме представления для нижних чинов;

16 апреля в десятом часу утра они прибыли в Петербург. Платформу заполнили встречающие родственники, военные, представители администрации, дворянства, земства и горожане. Среди встречающих были управляющий Морским министерством вице-адмирал Ф. К. Авелан, начальник Главного морского штаба контр-адмирал 3. П. Рожественский, его помощник А. Г. Нидермиллер, главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал А. А. Бирилев, главный медицинский инспектор флота лейб-хирург В. С. Кудрин, петербургский губернатор шталмейстер О. Д. Зиновьев, губернский предводитель дворянства граф В. Б. Гудович и многие другие. Встречать героев Чемульпо прибыл великий князь генерал-адмирал Алексей Александрович.

Он принял рапорт, обошел строй и поздоровался с моряками «Варяга» и «Корейца». После этого они прошли торжественным маршем и проследовали в Георгиевский зал, где состоялось богослужение. Для нижних чинов в Николаевском зале накрыли столы. Вся посуда была с изображением Георгиевских крестов. В концертном зале накрыли стол с золотым сервизом для высочайших особ.

Николай II обратился к героям Чемульпо с речью: «Я счастлив, братцы, видеть вас всех здоровыми и благополучно вернувшимися. Многие из вас своей кровью занесли в летопись нашего флота дело, достойное подвигов ваших предков, дедов и отцов, которые совершили их на «Азове» и «Меркурии»; теперь и вы прибавили своим подвигом новую страницу в историю нашего флота, присоединили к ним имена «Варяга» и «Корейца». Они также станут бессмертными. Уверен, что каждый из вас до конца своей службы останется достойным той награды, которую я вам дал. Вся Россия и я с любовью и трепетным волнением читали о тех подвигах, которые вы явили под Чемульпо. От души спасибо вам, что поддержали честь Андреевского флага и достоинство Великой Святой Руси. Я пью за дальнейшие победы нашего славного флота. За ваше здоровье, братцы!»

За офицерским столом император объявил об учреждении медали в память о бое при Чемульпо для ношения офицерами и нижними чинами. Затем состоялся прием в Александровском зале городской думы. Вечером все собрались в Народном доме императора Николая II, где был дан праздничный концерт. Нижним чинам вручили золотые и серебряные часы, роздали ложки с серебряными черенками. Моряки получили по брошюре «Петр Великий» и по экземпляру адреса от петербургского дворянства. На следующий день команды отправились по своим экипажам. О столь пышном чествовании героев Чемульпо, а значит, и о бое «Варяга» и «Корейца» узнала вся страна. У народа не могло появиться и тени сомнения в правдоподобности совершенного подвига. Правда, некоторые флотские офицеры сомневались в достоверности описания боя.

Выполняя последнюю волю героев Чемульпо, русское правительство в 1911 г. обратилось к корейским властям с просьбой разрешить перенести прах погибших русских моряков в Россию. 9 декабря 1911 г. траурный кортеж направился из Чемульпо в Сеул, а затем по железной дороге к русской границе. На протяжении всего пути следования корейцы осыпали платформу с останками моряков живыми цветами. 17 декабря траурный кортеж прибыл во Владивосток. Погребение останков состоялось на Морском кладбище города. Летом 1912 г. над братской могилой появился обелиск из серого гранита с Георгиевским крестом. На четырех его гранях были выбиты имена погибших. Как и полагалось, памятник строили на народные деньги.

Затем о «Варяге» и варяжцах надолго забыли. Вспомнили только через 50 лет. 8 февраля 1954 г. вышел указ Президиума Верховного совета СССР «О награждении медалью «За отвагу» моряков крейсера «Варяг»». Сначала удалось разыскать только 15 человек. Вот их имена: В. Ф. Бакалов, А. Д. Войцеховский, Д. С. Залидеев, С. Д. Крылов, П. М. Кузнецов, В. И. Крутяков, И. Е. Капленков, М. Е. Ка-линкин, А. И. Кузнецов, Л. Г. Мазурец, П. Е. Поли-ков, Ф. Ф. Семенов, Т. П. Чибисов, А. И. Шкетнек и И. Ф. Ярославцев. Самому старшему из варяжцев Федору Федоровичу Семенову исполнилось 80 лет. Затем нашли остальных. Всего в 1954-1955 гг. медали получили 50 моряков с «Варяга» и «Корейца». В сентябре 1956 г. в Туле был открыт памятник В. Ф. Рудневу. В газете «Правда» адмирал флота Н. Г. Кузнецов в эти дни писал: «Подвиг «Варяга» и «Корейца» вошел в героическую историю нашего народа, в золотой фонд боевых традиций советского флота».

По вине Алексеева и Старка в Чемульпо были брошены на произвол судьбы «Варяг» и «Кореец». Любопытная деталь. При проведении стратегической игры в 1902/03 учебном году в Николаевской морской академии проигрывалась именно такая ситуация: при внезапном нападении Японии на Россию в Чемульпо остаются неотозванными крейсер и канонерская лодка. В игре посланные в Чемульпо миноносцы сообщат о начале войны. Крейсер и канонерская лодка успевают соединиться с Порт-Артурской эскадрой. Однако в действительности этого не произошло.

Возвратившись, он только 26 января в 15 часов 40 минут послал с донесением в Порт-Артур канонерскую лодку «Кореец». Опять вопрос: почему лодка так поздно была отправлена в Порт-Артур? Это так и осталось невыясненным. Канонерскую лодку из Чемульпо японцы не выпустили. Это уже началась война! В запасе Руднев имел еще одну ночь, но и ее не использовал. Впоследствии отказ от самостоятельного прорыва из Чемульпо Руднев объяснял сложностями навигационного характера: фарватер в порту Чемульпо был очень узким, извилистым, а внешний рейд изобиловал опасностями. Это все знают. И действительно, заход в Чемульпо в малую воду, то есть в период отлива, очень сложен.

Теперь о самом бое. Есть основания считать, что на крейсере «Варяг» артиллерия применялась не совсем грамотно. Японцы имели огромное превосходство в силах, которое они с успехом реализовали. Это видно из тех повреждений, которые получил «Варяг».

Как утверждают сами японцы, в бою при Чемульпо их корабли остались невредимыми. В официальном издании японского Морского генерального штаба «Описание военных действий на море в 37-38 гг. Мейдзи (в 1904-1905 гг.)» (т. I, 1909 г.) читаем: «В этом бою неприятельские снаряды ни разу не попали в наши суда и мы не понесли ни малейших потерь».

Источник

Час славы: как не сдался врагу гордый «Варяг»

знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Смотреть фото знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Смотреть картинку знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Картинка про знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Фото знаменитый крейсер варяг в каком сражении

Крейсер «Варяг» поучаствовал в единственном бою, который продолжался менее часа, но навечно вписал свое имя в историю русского флота. Победить в том сражении было невозможно, но моряков встречали как героев, о них слагали песни. «Известия» о событиях 9 февраля 1904 года и о том, почему сражение у Чемульпо остается одним из символов воинской славы России.

Дипломатическая западня

Подвиг солдат на войне почти всегда является результатом ошибок их военачальников. И самый главный вопрос о событиях 9 февраля 1904 года очевиден: «Как получилось, что два наших корабля оказались заперты в нейтральном порту превосходящими силами врага?». Знаменитый бой состоялся возле корейского порта Чемульпо (ныне Инчхон) в самом начале русско-японской войны. Эту войну ждали, к ней готовились, русская военная разведка смогла загодя и достаточно точно указать сроки ее начала.

4 февраля японское правительство приняло окончательное решение о немедленном начале боевых действий, пятого последовало распоряжение о высадке десанта в Корее и об атаке русской эскадры в Порт-Артуре, 6-го Япония официально объявила о разрыве дипломатических отношений с Россией. Но до боя в Чемульпо было еще целых три дня — почему же наши корабли не смогли покинуть нейтральный порт и уйти в Порт-Артур?

знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Смотреть фото знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Смотреть картинку знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Картинка про знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Фото знаменитый крейсер варяг в каком сражении

Высадка японских моряков в Чемульпо

знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Смотреть фото знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Смотреть картинку знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Картинка про знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Фото знаменитый крейсер варяг в каком сражении

К этому времени «Варяг» уже почти месяц стоял в Чемульпо. Он оказался там по приказу наместника императора на Дальнем Востоке генерал-адъютанта и адмирала Евгения Алексеева и старшего флагмана Тихоокеанской эскадры вице-адмирала Оскара Старка для обеспечения безопасности русского посольства в Сеуле, а при необходимости — эвакуации дипломатов вместе с охранявшим их отрядом. Рядом с «Варягом» стояли боевые корабли английского, французского, американского, итальянского и даже японского флотов, которые исполняли те же функции. В середине января Корея заявила о нейтралитете в случае войны.

Япония планировала установление контроля над территорией Кореи, поэтому высадка десанта в одном из континентальных портов была легко прогнозируема. Чемульпо виделся самым удобным пунктом, разведка доносила о значительной активности японцев в этом районе, что, вероятно, было связано с подготовкой операции. Тем не менее русское командование ничего не предпринимало, «Варяг» и присоединившаяся к нему в январе канонерская лодка «Кореец» оставались в нейтральном порту.

знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Смотреть фото знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Смотреть картинку знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Картинка про знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Фото знаменитый крейсер варяг в каком сражении

знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Смотреть фото знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Смотреть картинку знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Картинка про знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Фото знаменитый крейсер варяг в каком сражении

Интересно, что в 1903 учебном году в Николаевской морской академии проводилась тактическая игра, моделировавшая именно такую ситуацию. И тогда отряд скоростных миноносцев из Порт-Артура успевал предупредить оставшиеся в нейтральных портах корабли об объявлении войны до подхода японцев. В реальности никто даже не попытался спасать «Варяг» и «Кореец» — о них словно забыли.

В ночь на 7 февраля (все даты по новому стилю) стоявший рядом с «Варягом» японский крейсер «Чиода», не поднимая сигналов и не зажигая огней, покинул порт. Утром командир «Варяга» капитан 1-го ранга Всеволод Федорович Руднев от нейтральных американцев услышал об одностороннем разрыве дипломатических отношений Японии с Россией, но официальных подтверждений он не имел. Капитан немедленно отправил телеграммы командованию в Порт-Артур и посланнику Павлову в Сеул, но ответа не получил. Тогда Руднев в сопровождении двух офицеров сам на поезде отправился в Сеул, благо между городами было около 30 км. Оказалось, что дипломаты уже несколько недель не имеют известий от своего руководства, посему официальных подтверждений о начале войны и приказа об эвакуации тоже не получали. Решено было немедленно отправить «Корейца» в Порт-Артур для прояснения ситуации — не теряя ни минуты, Руднев поспешил обратно в Чемульпо. К ночи он добрался до судна и приказал «Корейцу» с рассветом выйти в море.

знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Смотреть фото знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Смотреть картинку знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Картинка про знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Фото знаменитый крейсер варяг в каком сражении

Канонерская лодка «Кореец» в Чемульпо, февраль 1904 года

знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Смотреть фото знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Смотреть картинку знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Картинка про знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Фото знаменитый крейсер варяг в каком сражении

Однако было уже поздно. На выходе с рейда командир «Корейца» капитан 2-го ранга Григорий Павлович Беляев встретил эскадру адмирала Сотокичи Уриу, которая, как выяснилось позже, прикрывала высадку десанта. Японские крейсеры и миноносцы в узком фарватере преградили путь нашему судну и демонстративной торпедной атакой заставили его вернуться в порт. Наша лодка ответила несколькими выстрелами, но вынуждена была уступить многократному преимуществу врага.

Четыре японских миноносца блокировали выход из порта, пока транспорты высаживали десант. Они стояли парами рядом с русскими кораблями, направив на них подготовленные к стрельбе торпедные аппараты. Понятно, что уклониться от возможной атаки у наших моряков возможности не было. К вечеру 8 февраля японские корабли покинули рейд, передав капитану Рудневу ультиматум следующего содержания:

«Командиру крейсера «Варяг» Императорского Российского флота. Сэр! Ввиду начала военных действий между Японией и Россией я имею честь почтительнейше просить Вас покинуть со всеми судами, находящимися под Вашей командой, порт Чемульпо до полудня 27 января* 1904 года. В противном случае я атакую Вас в порту.

Имею честь быть Вашим почтительнейшим слугой.

С. УРИУ, контр-адмирал Императорского Японского Флота и командующий Японской эскадрой на рейде в Чемульпо»

* 9 февраля по новому стилю.

Руднев и его офицеры еще не знали, что в эту ночь японские миноносцы торпедами атаковали нашу эскадру на рейде Порт-Артура. Безалаберность командования стоила русскому флоту потери двух сильнейших броненосцев «Цесаревич» и «Ретвизан», а также бронепалубного крейсера «Паллада». Но оказалось, что это были еще не все жертвы первого дня войны — «Варяг» и «Кореец» оставались в западне.

«Подобен кромешному аду!»

знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Смотреть фото знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Смотреть картинку знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Картинка про знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Фото знаменитый крейсер варяг в каком сражении

На тот момент Руднев уже приблизительно знал силы врага — то, что укрылось от взора капитана Беляева и офицеров «Корейца», ему рассказали капитаны иностранных кораблей, с которыми он встретился вечером. Ситуация для русских складывалась почти безнадежная, но Руднев однозначно объявил коллегам-капитанам, что никаких вариантов почетной сдачи своих кораблей он рассматривать не собирается. Хотя предложения, в том числе об «условной» смене флага, от иностранцев поступали.

У адмирала Уриу было шесть крейсеров и шесть миноносцев. Превосходство японцев было подавляющим. Броненосный крейсер «Асама» в 1,5 раза превосходил «Варяг» в тоннаже и в 2,5 раза в мощи бортового залпа. Остальные крейсеры были меньше, и каждый из них в отдельности уступал «Варягу», но суммарно японские корабли имели четырехкратное преимущество в силе артиллерии. Единственное, в чем «Варяг» превосходил все крейсеры противника, была скорость, но это преимущество нивелировалось тем, что старенький «Кореец» оказался самым тихоходным кораблем из всех участников сражения.

знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Смотреть фото знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Смотреть картинку знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Картинка про знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Фото знаменитый крейсер варяг в каком сражении

«Варяг» в Кронштадте после прихода из США, 3 мая 1901 года

знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Смотреть фото знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Смотреть картинку знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Картинка про знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Фото знаменитый крейсер варяг в каком сражении

«Варяг» был новейшим бронепалубным крейсером — он вступил в строй в 1901 году. Строили его в Филадельфии на верфи «Чарльз Уильям Крамп и сыновья», поскольку все российские верфи были заняты другими военными заказами. «Варяг» был современным кораблем: почти все его приборы и большинство механизмов имели электропривод — шлюпочные лебедки, брашпили, элеваторы для подачи снарядов и даже тестомешалки в корабельной пекарне. Впервые в истории кораблестроения вся мебель крейсера была сделана из металла, что повышало выживаемость корабля в бою и во время пожара. «Варяг» стал и первым русским кораблем, на котором телефонные аппараты были установлены практически во всех служебных помещениях, включая посты у орудий.

знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Смотреть фото знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Смотреть картинку знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Картинка про знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Фото знаменитый крейсер варяг в каком сражении

Утром 9 февраля капитан Руднев приказал раньше обычного накормить команду, после чего обратился к морякам с речью.

знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Смотреть фото знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Смотреть картинку знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Картинка про знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Фото знаменитый крейсер варяг в каком сражении

Экипаж ответил громовым троекратным «Ура!». Находившимся в лазарете матросам, а также музыкантам, поварам, буфетчикам и прочим «нестроевым» было предложено сойти на берег и присоединиться к охране посольства, но никто из них не захотел покинуть товарищей. В 11 часов 20 минут суда снялись с якорей.

Выходя в море, русские корабли прошли мимо иностранных судов, стоявших на рейде. «Мы салютовали этим героям, шедшим так гордо на верную смерть», — писал потом в донесении командир французского крейсера «Паскаль» капитан 2-го ранга Виктор Сенэ.

Первым шел «Варяг», следом, в одном кабельтове, «Кореец». В 11.45 они сблизились со стоявшими полукругом японцами на расстояние выстрела и увидели сигнал с предложением сдачи. Руднев вместо ответа приказал поднять стеньговые боевые Андреевские флаги, которые согласно Морскому уставу, использовали «в виду неприятеля». Когда между противниками было 7,5 км, «Асама» сделал первые выстрелы из дальнобойных 203-миллиметровых орудий. Вскоре его поддержали остальные японские крейсеры. Открыли огонь и наши канониры.

знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Смотреть фото знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Смотреть картинку знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Картинка про знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Фото знаменитый крейсер варяг в каком сражении

знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Смотреть фото знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Смотреть картинку знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Картинка про знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Фото знаменитый крейсер варяг в каком сражении

Крейсер «Варяг» после подъема, 8 августа 1905 года

Через 40 минут адского боя на «Варяге» было выведено из строя более половины орудий, отказало рулевое управление, через пробоины ниже ватерлинии внутрь хлынула вода. Крейсер сильно накренился на левый борт, что мешало вести огонь исправным орудиям. Поскольку возможности прорвать строй и, главное, оторваться от японцев уже не оставалось, Руднев приказал возвращаться в порт. В 13.15 «Варяг» и «Кореец» встали на якорь. Японцы за ними не пошли. Почти сразу на борт прибыли шлюпки с иностранных военных кораблей, которые привезли врачей и помогли с эвакуацией на берег тяжелораненых.

Из донесения командира французского крейсера «Паскаль» капитана 2-го ранга Виктора Сенэ

«Я никогда не забуду это потрясающее зрелище, представившееся мне. Палуба залита кровью, всюду валяются трупы и части тел. Ничто не избегло разрушения: в местах, где разрывались снаряды, краска обуглилась, все железные части пробиты, вентиляторы сбиты, борта и койки обгорели. Там, где было проявлено столько геройства, всё было приведено в полную негодность, разбито на куски, изрешечено, плачевно висели остатки мостика. Все 47-миллиметровые орудия были выведены из строя, восемь из двенадцати 152-миллиметровых орудий — сбиты, так же как и семь из двенадцати 75-миллиметровых. Стальные шлюпки совершенно прострелены, палуба пробита во многих местах, кают-компания и командирское помещение разрушены. Дым шел из всех отверстий на корме, и крен на левый борт всё увеличивался»

Руднев и офицеры приступили к осмотру повреждений, надеясь после короткого ремонта продолжить бой, однако это оказалось невозможным. После короткого совещания было решено уничтожить корабли, чтобы они не достались врагу. «Кореец» и находившийся в порту транспорт «Сунгари» были взорваны, «Варяг» — затоплен (чтобы избежать детонации боезапаса). Капитан Руднев, как положено, покинул борт последним.

знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Смотреть фото знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Смотреть картинку знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Картинка про знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Фото знаменитый крейсер варяг в каком сражении

Капитаны французского крейсера «Паскаль», английского крейсера «Талбот» и итальянского крейсера «Эльба» согласились принять русских моряков. Отказал только капитан американской канонерки, хотя шлюпку с судовым доктором прислал. Нетранспортабельные раненые остались в Чемульпо под надзором врачей Красного Креста. По дипломатическим каналам начались переговоры, и японское командование согласилось пропустить суда с русскими моряками под честное слово до окончания войны не участвовать в боевых действиях.

Короткая слава и долгая память

знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Смотреть фото знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Смотреть картинку знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Картинка про знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Фото знаменитый крейсер варяг в каком сражении

О событиях в Чемульпо говорила вся Европа. Вскоре австрийский поэт и публицист Рудольф Грейнц опубликовал в мюнхенском журнале Jugend стихотворение «Der Warjag». Петербуржская поэтесса и переводчица Евгения Студенская (Шершевская) переложила их на русский, а капельмейстер 12-го гренадерского Астраханского полка Алексей Турищев написал к ним музыку. Так родилась знаменитая песня, которая была впервые исполнена на приеме в честь моряков «Варяга», устроенном императором Николаем II.

Моряков приветствовали Одесса, Севастополь и Симферополь, Москва и, наконец, столица. Поезд на Николаевском вокзале встречали высшие военно-морские чины, была установлена триумфальная арка. Процессия пешком шла от вокзала до Зимнего дворца, весь Невский проспект был заполнен толпами горожан, осыпавших героев цветами. Впереди шли офицеры, следом нижние чины. На Дворцовой площади их лично встречал император.

знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Смотреть фото знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Смотреть картинку знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Картинка про знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Фото знаменитый крейсер варяг в каком сражении

Император России Николай II приветствует экипажи крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» на Дворцовой площади во время русско-японской войны 1904–1905 годов

На общем банкете Николай произнес тост за героев. Все участники сражения были награждены орденами и выпущенными специально памятными медалями, а также подарками от императора (серебряными часами) и денежными премиями от городских муниципальных органов.

Руднева назначили командиром строящегося броненосца «Андрей Первозванный». Однако уже в следующем году 50-летний моряк попросил об отставке. Она была принята, причем с присвоением чина контр-адмирала и правом ношения мундира. После окончания войны, в 1907 году, император Японии наградил Руднева орденом Восходящего солнца, в знак признания его героизма. Русский моряк принял награду, но никогда ее не надевал. До конца жизни Всеволод Федорович жил в своем имении в Тульской области, практически не появляясь в обществе. Он умер в 1913-м и похоронен в сельском храме села Савино.

знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Смотреть фото знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Смотреть картинку знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Картинка про знаменитый крейсер варяг в каком сражении. Фото знаменитый крейсер варяг в каком сражении

Матросы крейсера «Варяг»

О моряках тоже быстро забыли. Некоторым казалось несправедливым, что за короткий бой они были так щедро награждены, хотя экипаж «Корейца», например, не потерял ни одного человека, да и само судно не получило ни одного попадания. На «Варяге» погиб всего один офицер (граф Нирод) и 38 нижних чинов, еще 70 матросов и три офицера из почти 600 человек команды были ранены. После трагедии и ужасов Порт-Артура и Цусимы бой у Чемульпо воспринимался уже не таким страшным и героическим. С другой стороны, полученные награды никак не принижают мужество моряков «Варяга» и «Корейца» и их решимость умереть за Родину. Сами они орденов не просили.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *