знаково символическая функция сознания формируется в каком возрасте

Знаково символическая функция сознания формируется в каком возрасте

Таким образом, развитие первых мыслительных операций неразрывно связано с освоением речи. К концу раннего детства возникает знаково-символическая функция сознания. Ребенок начинает осваивать операцию замещения, состоящую в том, что один предмет может быть использован как заместитель другого. Предпосылкой возникновения знаковой функции является овладение предметными действиями и последующее отделение действия от предмета. Если ребенок «ест» с помощью палочки, это уже не процесс приема пищи, а его обозначение. Когда действие начинает выполняться с предметом, который ему не соответствует, или без предмета, оно теряет свое практическое значение и превращается в обозначение реального действия. Особенности развития мышления в раннем детстве:

— мышление возникает и функционирует в предметной деятельности;

— освоение предметных действий подводит ребенка к самостоятельному становлению некоторых связей между целым и частью или двумя предметами;

— ребенок решает практические задачи с помощью орудийных и соотносящих действий, то есть с помощью наглядно-действенного мышления;

— включение речи в процесс решения малышом мыслительной задачи организует его, придавая целенаправленность;

— у ребенка появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение, формируемые при освоении предметных, главным образом орудийных, действий;

— представление о результате и условиях действий говорит о зарождении наглядно-образного мышления у дошкольника.

Источник

Центральным новообразованием возраста является возникновение у ребенка сознания, выступающего для других в виде собственного «Я».

знаково символическая функция сознания формируется в каком возрасте. Смотреть фото знаково символическая функция сознания формируется в каком возрасте. Смотреть картинку знаково символическая функция сознания формируется в каком возрасте. Картинка про знаково символическая функция сознания формируется в каком возрасте. Фото знаково символическая функция сознания формируется в каком возрасте знаково символическая функция сознания формируется в каком возрасте. Смотреть фото знаково символическая функция сознания формируется в каком возрасте. Смотреть картинку знаково символическая функция сознания формируется в каком возрасте. Картинка про знаково символическая функция сознания формируется в каком возрасте. Фото знаково символическая функция сознания формируется в каком возрасте знаково символическая функция сознания формируется в каком возрасте. Смотреть фото знаково символическая функция сознания формируется в каком возрасте. Смотреть картинку знаково символическая функция сознания формируется в каком возрасте. Картинка про знаково символическая функция сознания формируется в каком возрасте. Фото знаково символическая функция сознания формируется в каком возрасте знаково символическая функция сознания формируется в каком возрасте. Смотреть фото знаково символическая функция сознания формируется в каком возрасте. Смотреть картинку знаково символическая функция сознания формируется в каком возрасте. Картинка про знаково символическая функция сознания формируется в каком возрасте. Фото знаково символическая функция сознания формируется в каком возрасте

знаково символическая функция сознания формируется в каком возрасте. Смотреть фото знаково символическая функция сознания формируется в каком возрасте. Смотреть картинку знаково символическая функция сознания формируется в каком возрасте. Картинка про знаково символическая функция сознания формируется в каком возрасте. Фото знаково символическая функция сознания формируется в каком возрасте

знаково символическая функция сознания формируется в каком возрасте. Смотреть фото знаково символическая функция сознания формируется в каком возрасте. Смотреть картинку знаково символическая функция сознания формируется в каком возрасте. Картинка про знаково символическая функция сознания формируется в каком возрасте. Фото знаково символическая функция сознания формируется в каком возрасте

Оно появляется примерно к 3 годам. К 3 годам ребенок впервые начинает противопоставлять свои самостоятельные действия совместным действиям со взрослым: например, берет ложку и хочет есть сам, протестуя против того, чтобы его кормили. Из единства ребенок—взрослый ребенок начинает выделять собственное «Я».

Остановимся подробнее на «трех китах» раннего детства — прямохождении, предметной деятельности и развитии речи.

Прямохождение. Уже в конце младенческого периода ребенок начинает делать свои первые шаги, сначала держась двумя ручками, потом без опоры. В раннем детстве его активность в освоении про­странства еще более нарастает и расширяется: к 3 годам он научается не только ходить, но и бегать, взбираться по лестнице, залезать на стулья, перелезать через препятствия и т.д.

Предметная деятельность. Манипулятивная деятельность, свойственная раннему младенческому возрасту, начинает сменяться в раннем детстве предметной деятельностью. Тем самым развитие на­чинает как бы новый виток: это переход от неспецифических действий с предметами к действию, основанному на овладении общественно выра­ботанного способа употребления предметов.

В усвоении предметных действий важнейшая роль принадлежит речи, как основному средству общения взрослых с ребенком. В связи со значительным развитием понимания речи слова взрослого теперь не просто привлекают внимание ребенка к показываемому предмету, не только направляют и организуют его действия, но и определяют их содержание. Эту функцию речь взрослых выполняет потому, что, в ней для ребенка формулируется задача («принеси», «дай», «держи», «нарисуй»), указывается способ выполнения действия («возьми этой ручкой», «держи карандаш вот так», «положи сюда и вот так закрой» и т.п.). Речь вплетается взрослым в действие и выступает в качестве носителя опыта действий — в ней этот опыт закреплен и через нее передается.

Одним из самых существенных приобретений ребенка становится знаково-символическая функция сознания. В раннем детстве ребенок впервые начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заместителями.

Символическая (знаковая) функция — это обобщенная способность к осуществлению различения обозначения и обозначаемого и, следовательно, к выполнению действий замещения реального предмета знаком. Это новообразование проходит длительный путь в своем развитии, начинающемся в раннем детстве и завершающемся во взрослости. Оно во многом определяет интеллектуально-социальное развитие ребенка, позволяя осуществлять многие виды деятельности, общаться с помощью речи, учиться и т.д.

В раннем детстве общее правило состоит и том, что сначала ребенок начинает пользоваться заместителями предметов и действий практически и только на этой основе постепенно улавливает связь между обозначением и тем, что оно обозначает.

По мере развития ребенка происходит постепенное изменение той социальной ситуации развития, которая была в начале возраста. И раз ребенок становится иным, старая социальная ситуация уничтожается и должен начаться новый возрастной период, к которому ребенок переходит через кризис 3 лет.

К трем годам обнаруживается осознание себя как отдельного активного субъекта, самоуправляющегося, имеющего свои чувства, желания и возможности. Все это проявляется в знаменитом кризисе 3 лет.

Основные симптомы кризиса 3 лет: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие (своенравие), протестное поведение, обесценивание требований взрослых, ревность, деспотизм. Конструктивное содержание кризиса связано с нарастающей эмансипацией ребенка от взрослого. Кризис 3 лет — это перестройка социальных отношений ребенка, смена его позиции по отношению к окружающим взрослым и прежде всего к авторитету родителей — он пытается установить новые, более высо­кие формы отношения с окружающими.

5 Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте.

1. Дошкольный возраст – это возраст от 3х до 7ми лет.

2. (место возраста в системе периодизаций – выбирайте несколько авторов)
У Фрейда это на этот возраст приходится фаллическая стадия развития (от 2-3 до 5 лет), когда начинает дифференцироваться мужское и женское развитие, это возраст, когда разворачивается механизм Эдипова комплекса.
Эрик Эриксон считает, что в этот период происходит самоутверждение ребенка – он учится что-нибудь делать сам. В случае позитивного результата формируется инициативность, в случае негативного – покорность и чувство вины.
Жан Пиаже называет период от 2 до 5 лет дооперациональной стадией, а в период от 5 до 7 лет возникают известные феномены Пиаже.
Выготский: дошкольный возраст, кризис 7ми лет.
Эльконин: Это эпоха детства, период дошкольного детства, во время которой формируется основное новообразование – стремление к общественно-значимой деятельности
Петровский: возраст относится к этапу Детства, в этот период адаптация преобладает над индивидуализацией, то есть ребенок усваивает нормы, ценности общества, адаптируется в социум.
Слободчиков: этот возраст затрагивает две стадии – одушевление (11 мес – 6.5 лет) и персонализацию (5.5 – 18 лет).

Источник

Знаково символическая функция сознания формируется в каком возрасте

1. Физическое и психическое развитие в раннем возрасте.

2. Развитие личности ребенка. Новообразования раннего возраста.

4. Формирование деятельности в раннем возрасте.

1. Физическое и психическое развитие в раннем возрасте

Хронологические рамки (возрастные границы). От 1 года до 3 лет.

Социальная ситуация. Стремление самостоятельному выполнению действий с предметами. Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. Способ действия с предметом, образец принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие.

Социальная ситуация развития в раннем возрасте характеризуется наличием системы «ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом. К. Лоренц даже говорил о фетишизации предмета в раннем детстве.

Социальное развитие ребенка идет по двум направлениям: через усвоение правил взаимодействия людей друг с другом и через взаимодействие ребенка с предметом в мире постоянных вещей. Осуществляется через посредника (старшего) и соучастника усвоения социальной роли (ровесника).

Физическое развитие. Главное достижение – овладение прямохождением. Развивается весь двигательный аппарат. Для детей 2 года жизни ходьба становиться потребностью. К 9-10 годам хождение по ровной поверхности автоматизируется. В середине 2 года жизни осваиваются разнообразные движения, носят и перемещают предметы. Мышечное чувство становится основой в восприятии расстояния и пространственного положения предмета.

Ведущая деятельность. Предметно-манипулятивная деятельность. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Внутри предметной деятельности зарождаются новые виды – игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование). Важная роль в овладении предметной деятельностью, принадлежит деловому общению. Являясь ведущей деятельностью предметная деятельность в наибольшей степени способствует развитию познавательных процессов.

Психическое развитие. Ощущение, восприятие. Между 14 и 16 месяцами и 2 годами происходит резкое повышение цветоощущения, а после 20-24 мес. цветоощущение нарастает медленнее. Восприятие является доминирующим в развитии других психических функций. Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. Развитие происходит в предметной деятельности. Формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция. Наблюдается выделение пространственных отношений между предметами. При восприятии ребенок фиксируется на одном качестве, и впоследствии ориентируется на него при узнавании. Восприятие аффективно окрашено и тесно связано с практическим действием. Восприятие – ведущая функция в развитии познавательной сфере ребенка. Восприятие тесно связано с выполняемыми предметными действиями. Восприятие развивается на основе внешнего ориентировочного действия (подбор предметов по форме, величине, цвету).

Внимание. Развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Внимание непроизвольное, слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик объем. Сознательный контроль за выполнением действия отсутствует. Под влиянием речи складываются предпосылки для развития произвольного внимания. Расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ним, на которых ребенок сосредотачивается.

Память. Память включается в процесс активного восприятия ‑ узнавания. В основном преобладает узнавание, хотя ребенок может непроизвольно припоминать увиденное или услышанное раньше. Память является продолжением и развитием восприятия. Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная. Возрастают объем и прочность сохранения материала. Доминирует непроизвольная память. Начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память. Появляется новый процесс памяти – воспроизведение.

Мышление. Развитие мышления зависит от деятельности самого ребенка (приобретение чувственного опыта) и от влияния взрослого, который учит способам действий и дает обобщенные названия предметов. Основная форма мышления – наглядно-действенное. Начинают формироваться элементы наглядно-образного мышления. Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности. Большое значение в решении интеллектуальных задач имеет речь, которая в ходе развития делает меньшей зависимость мышления от непосредственного восприятия. Мышление активно развивается благодаря овладению ребенком значений предметов. Начинает формироваться знаково-символическая функция сознания, т.е. усвоение того, что один предмет можно использовать в качестве заместителя другого, а также замещение реального предмета знаком. Появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение. На 3 году жизни формируется знаковая (символическая) функция сознания, которая имеет большое значение при овладении более сложными формами мышления и новыми видами деятельности.

Воображение. Предпосылками воображения выступают представления. Воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов. Воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними. К концу раннего детства появляются первые собственные сочинения ребенка – сказки, рассказы.

Речь. Бурное развитие речи в преддошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка. У ребенка возрастает интерес к окружающему, но имеющихся средств общения (жесты, мимика) не хватает, чтобы удовлетворить свои возросшие потребности в общении. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения активной самостоятельной речи. (от 1,5 лет до 2 лет ). Пассивная речь опережает активную. Запас пассивной речи влияет на обогащение активного словаря. Ребенок открывает, что каждый предмет имеет свое название (первое языковое «открытие»). В начале возраста в речи наблюдается феномен однословного предложения Л.С. Выготский: «Фазически ‑ это слово, семически – предложение. На границе 2-3 года жизни ребенок начинает понимать, что слова в предложении связаны между собой (второе языковое «открытие»). Ребенок вначале учится правильно слушать, а затем правильно говорить. На 3 году жизни понимание речи возрастает и по объему, и по качеству. Дети понимают не только речь-инструкцию, но и речь-рассказ.

Происходит переход от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей) функции речи. Появляется ситуативная речь. Развиваются не только коммуникативная, но и обобщающая и регулирующая функции речи. Дети начинают распространять правило словоизменения (флексии) на слова, которые им уже знакомы.

2. Развитие личности ребенка. Новообразования раннего возраста

Индивидуально-психологические свойства личности. Происходит формирование черт характера в ходе предметно-манипулятивной деятельности и в процессе общения с близкими родственниками. Отсутствует соподчинение мотивов (все мотивы имеют одинаковую побудительную силу) желания неустойчивы, неконтролируемы и несдерживаемы. Появляются потребности в самостоятельности и в достижении успехов. Поведение начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, но и отношениями с другими людьми. Наблюдая за поведением, можно увидеть первые признаки темперамента.

Ребенок начинает овладевать правилами поведения, учиться подчинять свои желания необходимости, контролировать свои и чужие поступки. Происходит переход от «полевого» к волевому поведению (По К. Левину).

Формируются важные предпосылки для формирования личности. К 3 годам малыш начинает относиться к себе как к самостоятельному «Я», т.е. у него начинают возникать начальные формы самосознания. Возникает личное действие и личное желание, сознание «Я сам». Развитие самосознания связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление целеполагания и целеустремленности.Формируется ситуативно-деловое и внеситуативно-познавательное общение. Изменяется отношение ребенка ко взрослому выражается в стремлении к автономии и противопоставление своих желаний желаниям, требованиям взрослых.

Эмоциональное развитие. Эмоциональное состояние на протяжении первых 3 лет жизни очень неустойчиво. Поведение сопровождается яркими эмоциональными реакциями. Вследствие эгоцентризма – слабое развитие эмпатии. Фаза эмоциональной свободы, свободы развития чувств, а следовательно и воображения (фаза наивного субъективизма или наивного эгоцентризма). Ребенок всецело погружен в мир своих переживаний. Субъективизм, погруженность в свои переживания, натуральный эгоцентризм ‑ все это имеет наивный, непосредственный характер. Возникает эмоциональная завышенная самооценка. В этот период развития у ребенка имеется очень сильная потребность в положительном образе «Я». Очень рано проявляется способность к сопереживанию.

Новообразования, которые возникают к концу первого года жизни, с необходимостью вызывают построение новой социальной ситуации развития. Это ситуация совместной деятельности со взрослым человеком. Содержание этой совместной деятельности ‑ усвоение общественно выработанных способов. Развитие самостоятельной ходьбы, овладение прямой походкой. Овладение предметной деятельностью, что связано с формированием нового отношения к миру предметов. Личное новообразование – возникает гордость за собственные достижения. Символическое, замещающее действие. Предметная игра. Активная речь.

3. Кризис з-х лет

Кризис 3 лет связан с развитием самооценки, стремлении все делать самому. Причина кризиса в столкновении потребностей «хочу» и «могу». (Л.И. Божович). Пересмотр старой системы отношений, кризис выделения своего «Я». Психологическое отделение от близкого взрослого. Появляется «гордость за достижение». Л.С. Выготский, вслед за Келлер, выделяет 7 характеристик кризиса:

— негативизм – негативная реакция не на само действие, которое ребенок отказывается выполнить, а на требование или просьбу взрослого (реакция не на содержание действия, а на само предложение, исходящее от взрослого);

— упрямство –реакция ребенка, который настаивает на чем–то не потому что хочется, а потому, что он требует, чтобы с его мнением считались;

— строптивость –направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве отношений, против принятых в семье норм воспитания, против навязывания образа жизни;

— своеволие –связано с тенденцией к самостоятельности, часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми;

— протест-бунт – частые конфликты с родителями;

— деспотизм – ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя свои требования;

— обесценивание требований взрослых ‑ обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше;

Разрешение кризиса происходит путем перехода к игровой деятельности.

4. Формирование деятельности в раннем возрасте

В раннем возрасте большое значение на развитие психики ребенка оказывает формирование деятельности в раннем детстве.

Исследования

Этапы формирования деятельности

К числу важных новообразований раннего детства относят овладение ребенком предметной деятельностью.

Формирование предметной деятельности тесно связано с изменением характера ориентировочной деятельности ребенка.

На первых ступенях развития предметной деятельности предмет и действие тесно связаны между собой: ребенок выполняет усвоенное действие только с тем предметом, который для этого предназначен.

Постепенно происходит отделение действия от предмета. По мере овладения предметом меняется ориентировка ребенка. Ориентировка типа «Что такое?» сменяется ориентировкой типа «Что с этим можно делать?»

Ручные действия с одним и тем же предметом становятся орудийными.

При переходе от ручных операций к орудийным в процессе освоения общественных способов действия с предметами происходит зарождение интеллектуальной деятельности – наглядно-действенного мышления в простейших формах.

Предметная деятельность способствует развитию познавательных процессов.

В действиях с предметами формируются способы восприятия, сенсомоторные эталоны.

В процессе предметной деятельности активно развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Н.Х Швачкин, Д.Б. Эльконин, М.М. Кольцова.

Выделили 3 основные ступени в развитии обобщений в возрасте от 1 до 2,5 лет:

Сущность игры

Это варьирование места, объекта, условий или способов действий, изменение функций предмета, одушевление его.

Причины возникновения

В процессе активного овладения предметной деятельностью у ребенка возникает противоречие между бурным развитием потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций – с другой.

Пути формирования

Игровые действия возникают путем наблюдения деятельности взрослых и переноса.

Два типа переносов:

— освоенное действие переносится в другие условия (научившись причесывать себя, ребенок начинает причесывать куклу);

— действие переносится на какие-то предметы – заместители реальных предметов (ребенок причесывает куклу не расческой, а деревянной палочкой).

Структура игры

В самом начале игра представляет собой элементарное действие с одним предметом. Действие может повторяться много раз, может производиться с различными игрушками, но действие не усложняется, строение его не меняется.

Следующая ступень – игры, состоящие из ряда различных элементарных действий, еще не связанных между собой, но которые когда-то раньше производились.

К концу раннего возраста можно наблюдать отдельные игры, отражающие цепочку действий.

В результате игровой деятельности формируется: инициативность, самостоятельность, общительность, эмоциональность, творчество,ориентировочно-исследовательское поведение

Варианты обыгрывания предметов

— Перенос предметов и любование ими (укладывает куклу на ковер, приносит зайчика, проговаривая: так, так.)

— Соединение предметов друг с другом (предмет помещает в коробочку, завязывает ленточку).

— Придание предмету необычного функционального значения (Это сумочка у тебя? …Ах, какая шляпа!)

— Придание предмету ролевых значений (пуговицу везет на машине в гости).

— Одушевление предмета, словесное обращение к нему (куда ты покатился? Иди, иди, топ-топ…).

— С помощью предмета развитие кожно-мышечных ощущений (предметом гладит по плечу, устанавливает на ноге…).

Особенности игры

Многофункциональное использование предмета ‑ подготовка к функции замещения.

Речевые моменты придают игре сюжетные моменты

Внутри предметной игры зарождается сюжетно-отобразительная.

Игровое отношение к предмету

Включение предмета в другой предмет.

Использование предмета с разной целью.

Задания для самостоятельной работы

1. Познакомьтесь с современными исследованиями по теме. Перечислите основные вопросы, рассматриваемые автором понравившейся вам статьи.

1. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса 3 лет // Вопросы психологии. – 1987. ‑ №5. ‑ С. 78

2. Слободская Е.Р., Плюснин Ю.М. Внутригрупповые механизмы социализации детей раннего возраста // Вопросы психологии. – 1987. ‑ №3. –С. 50

3. Палагина Н.Н. Предметная игровая активность в раннем детстве // Вопросы психологии. – 1992. ‑ №5-6. ‑ С. 31

5. Авдеева Н.И. Становление образа себя у детей первых 3 лет жизни // Вопросы психологии. ‑ 1996. ‑ №4. ‑ С. 5

6. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте. // Вопросы психологии. ‑ 1992. ‑ №1-2. ‑ С. 22.

7. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: ребенок среди взрослых и сверстников в онто- и социогенезе // Мир психологии. ‑ 1996. ‑ №3. ‑ С. 129 – 156.

8. Виленская Г.А, Сергиенко Г.А. Роль темперамента в развитии регуляции поведения в раннем возрасте // Психологический журнал. ‑ 2001. ‑ № 2-3. ‑ С. 68.

11. Белановская О.В. Восприятие ребенка раннего возраста самого себя во времени // Адукацыя i выхаванне. – 2000. ‑ №1,2,3. ‑ С. 11- 16.

2. Дайте ответ на вопрос по теме «Раннее детство»: В кризисные периоды очень ярко проявляется двойственность отношений к ребенку. С одной стороны: раздражает упрямство 3-х летнего малыша, а с другой: пугает(«Какой вредный»). Какова должна быть тактика поведения взрослого?

3. Дайте характеристику развития ребенка в условиях раннего возраста, воспитывающегося в условиях дефицита общения.

4. Проведите наблюдения и опишите особенности появления кризисов одного года и трех лет.

Список рекомендуемой литературы

2. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., 2003.

3. Шапаваленко И. В. Возрастная психология. ‑ М., 2004.

4. Мухина В.С. «Возрастная психология». – М., 2000.

5. Кулагина И.Ю., В.Н. Колюцкий «Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития». – М., 2001.

7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. – М., 2000.

8. КоломинскийЯ.Л. Детская психология. ‑ Минск, 1988. – С. 92-94.

9. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. ‑ М., 2000. – С. 21.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *