знакомство с государственными символами начинается в какой группе детского сада
Конспект занятия в средней группе «Знакомство с государственными символами России»
Светлана Черепанова
Конспект занятия в средней группе «Знакомство с государственными символами России»
Знакомство с государственной символикой
1. Дать детям представление о флаге, гербе как о государственных символах России, истории их происхождения.
2. Познакомить с нашими предками – славянами.
3. Воспитывать интерес к истории страны, чувство любви и гордости за свою страну.
4. Познакомить с символическим значеним флага и герба.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть свое имя, фамилия и отчество. Каждый человек им гордится. Есть свое имя и у нашей с вами Родины. А что такое Родина?
Дети: место, где мы родились и живем.
Воспитатель: А как называется наша Родина, наша страна?
Дети: Россия
Воспитатель: Россия…Какое красивое слово!
И роса, и сила синее что-то!
Россия-это наша великая Родина!
Дети (называют пословицы):
1. Родина любимая, что матушка родимая.
2. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
3. Коли дружба велика, будет Родина крепка.
Воспитатель: Ребята, нашу страну можно узнать не только по названию. Как вы думаете, как еще можно определить название страны? Вы еще не знаете, а название страны можно определить по символам. Символами России являются флаг, герб. И сегодня на занятии мы с вами с ними познакомимся.
Жизнь славян была неспокойной, им часть приходилось объединяться друг с другом, чтобы защищаться от врагов. Когда приближалась опастность, воин брал палку, а на конец палки привязывал пучок сухой травы и поднимал палку высоко вверх. Увидев этот знак, со всех сторон к воину сбегался народ и защищал свою землю.
Но позже кто-то придумал вместо травы прикрепить к палке кусок ткани. Ткань развевалась, трепетала на ветру, и такой знак был виден издалека. Так и появились флаги.
Государственный флаг России является официальным государственным символом. Он представляет собой полотнище ткани прямоугольной формы, разделенное на три равные части разно цвета. Ребята посмотрите на наш флаг, какие цвета вы видите?
Дети: Белый, синий, красный.
Воспитатель: А знаете ли вы, что обозначает каждый цвет флага?
Белый цвет означает мир и чистоту совести (страна ни на кого не нападает)
Синий – вера, верность. Народ любит свою страну, верен ей.
Красный – цвет силы, отваги, это кровь, пролитая за Родину.
Флаги есть не только у нашей страны, но и у других стран. Флаги разных стран отличаются друг от друга. У каждой страны свой флаг. Вы никогда не сможете найти двух одинаковых флагов (показывает флаги других стран- например, Ливии, Украины, Германии).
Физкультминутка: (дети весело шагают друг за другом по кругу 2 раза)
Я патриот! Я патриот!
В дни испытаний и невзгод
Я жизнь отдам свою.
Перед Российским флагом
Пройду я гордым шагом.
Дети садятся на стульчики и проводится зарядка для глаз.
Воспитатель: Ребята, а для чего нужен флаг? Да правильно, флаг нужен для того, чтобы определить страну. Например, по флагу можно узнать из какой страны прилетел самолет, или какой стране принадлежит корабль в море. Ребята, а вы видели где-нибудь еще флаг России? (ответы детей)
А сейчас мы познакомимся со вторым символом России – с гербом, откуда он появился и для чего он нужен.
Дети: Стрелы, меч, копье, лук, автомат.
Воспитатель: А что защищало раньше воина?
Воспитатель: Флаг помогал воинам определить, где свои войска, а где чужие. Но флаг был один. Во время сражений воины были все похожи друг на друга, и чтобы не ошибиться, где свой воин, а где чужой, придумали поместить на щит знак. Это изображение стали называть гербом. Давайте мы с вами ейчас его рассмотрим. Что вы видите в центре? (Ответы детей).
Воспитатель: Да в центре изображен орел. А что можно про него рассказать, какой он?
Дети: у него две головы, крылья подняты.
Воспитатель: Орел на гербе означает силу, значит наше государство сильное и непобедимое. А почему у орла две головы? (Предположения детей).
Россия – государство очень большое и головы смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое. В России живут люди разных национальностей.
А что вы еще видите? (Корону). А что она означает? (В России главный царь, сейчас он называется президентом). А как зовут президента нашей страны? Дмитрий Анатольевич Медведев).
Ребята, а кто знает, что будет происходить в эти выходные? (Выборы президента России)
А что еще держит орел в своих лапах? (ответы детей). Ребята, орел держит в левой руке скипетр- это символ власти, а в правой у него шар, его называют держава). В центре герба России изображен герб Москвы, потому что Москва является столицей нашей Родины – России. Российскому гербу много-много лет, потому что наша Родина возникла очень давно.
Как называется наша Родина?
С какими символами России вы сегодня познакомились?
Для чего нужен флаг, герб?
Как звали наших предков?
Что нужно сделать, когда исполняется гимн?
Дидактическая игра «Флаг России» для детей 6–7 лет Игра для детей дошкольного возраста 6-7 лет, направлена на формирование знаний детей о флаге России. Цель: формирование знаний о флаге и.
Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Знакомство детей с государственной символикой России
Людмила Cолодовник
Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Знакомство детей с государственной символикой России
— принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
Ознакомление с государственной символикой России, по моему мнению, можно начинать со средней группы, а в старшей группе расширять представление об их значении. Неоспоримо значение правильно организованной предметно-развивающей среды. В группах нужно организовать зоны гражданско-патриотического воспитания с соответствующим оформлением и с обязательным наличием образца российского герба и флага, аудиозаписи гимна РФ. Форма работы с детьми были организованны как на специальных занятиях, так в совместной и самостоятельной деятельности.
Формируя представления о государственном флаге и гербе, воспитывая уважительное отношение к государственным символам,я использовала следующие методические приемы:
— использование художественного слова,
— демонстрация (показ) изображения флага и герба (макетов, а также монеты, ксерокопии документов с изображением герба, оттески печатей, картинок, на которых изображен государственный флаг России: на здании правительства, на военном корабле, самолете и др., флаги и гербы других государств,
— наблюдение в ходе прогулок на каких зданиях можно увидеть государственную символику.
«Посмотрите внимательно на наш флаг и скажите, какого цвета полоски на флаге. Правильно белого, синего и красного. Белая полоса напоминает нам о белоствольных березках, о русской зиме с бескрайними снежными просторами, о легких летних облачках, о белых ромашках на лугу. Синяя полоса похожа на синее небо, синие реки и моря России. А красный цвет всегда на Руси считался самым красивым. Это цвет цветущих цветов, тепла и радости. Посмотрите внимательно, как располагаются полоски на нашем флаге. Сверху белая, посередине синяя, потом красная» (для среднего дошкольного возраста)
«Государственные символы – это официальные знаки отличия страны от других стран. Это символы, которые объединяют граждан одной страны, нас с вами
«У каждой страны есть еще один государственный символ – герб. На гербе мы видим изображение какого-то важного символа страны, животного или предмета. Рисунок герба подчеркивает самое главное в этой стране, то, чем она отличается от других стран. В старину гербы были даже у небольших городов…Дети, это герб нашей страны – России. Герб представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит. На нем изображен двуглавый орел. Неслучайно, орел – это смелая, гордая птица, которая летает высоко-высоко, видит все вокруг. У нашего орла две головы, значит, он не пропустит ни одного врага. Над орлом – золотая корона, значит, этот орел – самый главный! В лапах орла символы власти – скипетр и держава, такие в старину были у русских царей. Давайте вспомним, где можно увидеть герб. Например, на монетах, на документах, на печатях. Даже у нашего детского сада есть герб – это солнышко на фоне голубого неба и взявшиеся за руки дружные ребята. Орел золотого цвета, потому что на Руси золотого орла народ сравнивал с солнцем, которому поклонялся. На груди орла – изображение всадника на белом коне, который поражает черного змея. Это добро побеждает зло».
— прослушивание фонограммы гимна РФ,
«Дети, у каждого народа, каждой страны есть своя самая главная песня! Песня, которая рассказывает об истории этой страны, ее людях, их мечтах, ее богатстве и красоте! Это самая главная песня называется – гимн страны. У нашей страны, России, тоже есть гимн. Он звучит очень торжественно, величественно. Когда звучит гимн страны, все перестают разговаривать, встают, мужчины снимают головные уборы и слушают гимн. Вот какая важная песня! Многие из вас уже слышали гимн по телевизору. Гимн звучит только в особых, очень торжественных случаях. Под звуки гимна спортсмены, ученые, писатели, артисты – получают награды, а молодые воины принимают присягу, то есть дают Родине клятву в верности, обещание защищать ее от врагов. Граждане каждой страны гордятся своим гимном».
— вопросы, пояснения, беседы, изготовление макета флага и т. д.
-личный пример, пример родителей.
Благодаря этим приемам мне удается сформировать и совершенствовать представления о государственной геральдике (символике) России, Ставропольского края, родного города, расширить и обогатить представления о России как о родной стране, воспитать уважение и гордость к культурному прошлому, интерес к русскому менталитету, показать детям, что ничто не уходит в небытие, что окружающий мир хранит память о людях, их делах и творениях, обогатить речь детей жанрами устного народного творчества, воспитать патриотов своего Отечества.
Консультация для воспитателей на тему «Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю» Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?».
Ознакомление дошкольников с символикой России с учетом возрастных особенностей
Мениря Хайрова
Ознакомление дошкольников с символикой России с учетом возрастных особенностей
Консультация для воспитателей на тему:
«Ознакомление дошкольников с символикой России, с учетом возрастных особенностей».
Патриотизм в переводе с греческого языка означает соотечественник, родина, отечество, а по отношению к человеку – чувство принадлежности к родине, отечеству, стране, где он родился, и к ее гражданам; любовь к отечеству, преданность, стремление служить ее интересам. Он проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Родина! Россия! Какое большое значение имеют эти слова для каждого взрослого человека. А как научить ребенка любить свою Родину, быть её патриотом? Сегодняшние дети – это будущие руководители, депутаты, ученые, рабочие. От нас зависит, какими они вырастут, будут ли гордиться своей страной, в которой родились, заботиться о её процветании.
Современные стандарты дошкольного образования содержат задачи ознакомления детей с государственными символами: флагом, гербом страны, мелодией гимна.
Во-первых, ребенок на пороге школы должен узнавать герб, флаг и мелодию гимна России. (Конечно, в детском саду дети только знакомятся с мелодией и текстом гимна нашей страны, наизусть они учат его уже в школе.)
Во-вторых, у детей старшего дошкольного возраста можно сформировать представления об основных функциях государственной символики страны, о том, для чего стране нужны флаг, герб и гимн. Старшим дошкольникам доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, граждан России, служат нашей стране, её гражданам отличительными знаками.
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о назначении государственных символов тесно связано с такой важной задачей, как воспитание любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России.
В-третьих, ребят нужно познакомить с символическим значением цветов герба и флага нашей страны, изображений на гербе России. Символика несёт в себе огромный потенциал нравственного воспитания детей, поскольку в ней заключены наиболее устойчивые нравственные качества народа. Важно не столько узнать и запомнить, что изображено на гербе, какого цвета полосы на флаге нашей Родины, сколько понять, что они означают добро и красоту, подумать о том, какие мы сами, какими должны быть, являясь гражданами России. Беседуя о флаге нашей страны, детям необходимо объяснить, что они должны соответствовать этим символам, стараться быть дружными, честными и отважными, любить своих близких и свою Родину.
Таким образом, всё вышеизложенное подводит нас к осознанию того, что патриотическое воспитание подрастающего поколения на сегодняшний день является актуальным.
Старший дошкольный возраст имеет особое значение для приобщения ребёнка к прошлому и настоящему культуры нашего Отечества, частью которого является государственная символика, что, в свою очередь, содействует воспитанию любви к Родине. Дети старшего дошкольного возраста начинают проявлять интерес к историческим событиям, к выдающимся историческим личностям, а также, к таким объектам материальной культуры, как марки, значки, монеты, флаги, гербы, имеющим знаково-символическое содержание. Необходимо учитывать, что ребёнок, даже старшего дошкольного возраста не воспринимает глубины времён. Его жизненный опыт ограничен 5-7 годами, которые представляются ему целой «исторической эпохой», отрезок в 20-30 лет уже имеет огромную, почти невероятную временную глубину, а «сто лет» являются синонимом понятия «давным-давно», относящим воображение в незапамятные, сказочные, былинные времена.
У детей старшего дошкольного возраста можно сформировать представление о том, что государственная символика изменяется, как и всё, что нас окружает. Такой подход отвечает современным требованиям, предъявляемым к методике ознакомления детей с окружающим миром. Также у ребят можно сформировать некоторые элементарные представления об истории российского флага, о происхождении гербов, эмблем, знамён и флагов.
Старшие дошкольники с огромным интересом воспринимают исторические сведения о государственных символах нашей страны. Ребёнок 5-7 лет уже способен устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между явлениями и предметами, систематизировать и группировать предметы. Эти возрастные особенности позволяют познакомить детей с различными видами гербов и эмблем, их основным назначением. Детям старшего дошкольного возраста можно объяснить, что герб, флаг и гимн нашей страны объединяют граждан России и всех её жителей. Праздничное оформление улиц в дни государственных праздников призвано создать атмосферу единения народа, вызвать у каждого чувство сопричастности событию. Тот же смысл имеет исполнение Государственного гимна страны на торжественных мероприятиях, во время встречи Нового года.
Объединительная функция наиболее понятная и доступная для дошкольников. Ребята хорошо усваивают представления о том, что символика города объединяет горожан, эмблема детского сада – детей, их родителей, а также его сотрудников. Старшим дошкольникам доступно понимание отличительной функции государственных символов, функции принадлежности. Герб изображают на монетах, он служит отличительным символом, помогающим нам отличить денежные знаки нашей страны от зарубежных. В качестве отличительного знака на автомобилях, самолётах помещают изображение государственного флага. Очень важно, чтобы ребята поняли, хотя бы на элементарном уровне, зачем нужна стране государственная символика.
В подготовительной к школе группе можно объяснить детям, что символика государства отражает лучшие нравственные качества его граждан. Например, изображение всадника, поражающего копьём дракона на гербе России символизирует победу добра над злом, готовность народа защищать свою Родину, его цвета – чистоту души, верность, правду, любовь, мужество. Соответственно мы можем сделать вывод о том, что граждане России должны быть добрыми, отстаивать справедливость, быть честными и правдивыми, любить свою Родину, мужественно защищать её.
Интегрированное занятие с детьми подготовительной группы.
Тема: «Государственные символы России».
— развивать интерес к истории и культуре родной страны;
— развивать познавательный интерес, расширять кругозор в области государственной символики;
— развивать мелкую моторику;
— воспитывать любовь к Родине, чувства патриотизма, уважительного отношения к символам (флаг, герб, гимн).
Рассматривание иллюстраций, картинок. Разгадывание загадок, прослушивание магнитофонных записей, изготовление декоративной пластины «Российский флаг», чтение стихов.
Оборудование и материалы:
Словарь: символы, герб, флаг, гимн, Родина, столица, шест.
Разучивание стихов, рассматривание герба, флага России, беседы о государственных символах.
— Сейчас вас ждёт секретное задание. Нужно разгадать загадки и из первых букв отгадок мы узнаем, о какой стране мы будем говорить.
2.Про какое дерево говорят: мёрзнет, дрожит на ветру. (Осина)
3. Вежливое слово, выражает благодарность. (Спасибо)
4. Белое покрывало всю землю одело. (Снег)
5. Дружит с ниткою она, называется. (Игла)
6. Любим все её мы есть и варить варенье. (Ягода)
Получилось слово РОССИЯ
Стихотворение «На карте» (рассказывают дети)
На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь.
И даже улицы родной,
Ты не найдёшь на карте той.
Но мы всегда на ней найдём
Свою страну – наш общий дом.
Воспитатель предлагает детям посмотреть на карту России.Рассказывает:
— Это Россия – страна, где мы родились и живём. Как можно сказать про нашу страну, какая она? Дети подбирают признаки к слову «страна». (Любимая, родная, прекрасная, огромная, бескрайняя, богатая, красивая, могучая, весёлая, грустная и т. д.)
— В мире очень много разных стран. У каждой есть свой флаг, определённого цвета (рассматривают флаги разных стран).
— Давайте рассмотрим флаг России. Сколько цветов он имеет? (Дети рассматривают изображение флага и называют его цвета).
Стихотворение «Флаг России» (рассказывают дети)
Три полоски флага –это неспроста:
Белая полоска – мир и чистота,
Синяя полоска – это цвет небес,
Куполов нарядных, радости, чудес,
Красная полоска – подвиги солдат,
Что свою Отчизну от врагов хранят.
Он страны великой самый главный знак –
Доблестный трехцветный наш российский флаг!
Современный флаг утвердил великий русский царь Петр I. Российский флаг – символ доблести и чести российского народа. Во все времена отношения граждан к своему флагу было очень уважительным. Воины, давая клятву верности Родине, целовали кончик флага, рискуя своей жизнью, выносили флаг с поля боя, чтобы он не достался врагу.
— Ребята, а где и когда можно увидеть российский флаг?
Если флаг на самолёте или корабле, он поможет узнать из какой они страны. Во время больших спортивных соревнований, например, во время Олимпийских игр, можно узнать спортсмены из каких стран будут участвовать в этих соревнованиях. Во время награждения флаг страны победителя поднимается высоко-высоко над стадионом. В это время мы испытываем гордость за наших спортсменов, за нашу Родину.
— Верно, он развивается на государственных зданиях, вывешивается на домах в дни государственных праздников, его можно увидеть на военном параде.
— А сейчас,я предлагаю вам выполнить задание: выложить из полос Государственный флаг России. Но следует быть очень внимательным и помнить о точном расположении цветных полос на флаге.
Выкладывание из полос Государственного флага.
— Молодцы, с заданием справились. Никто не ошибся.
А почему полосы расположены так, а не иначе?
— Красная полоса – наша прекрасная, красивая земля, на которой иногда, к сожалению, случаются войны, проливается кровь. Над землей – синее небо. Это синяя полоса. А над землей с небом находится все самое чистое, светлое, красивое, некая Божественная сила.
— Ребята, а какой еще очень важный государственный символ России вы знаете?
— Верно, это герб России?
Слайд «Герб России».
Кроме флага отличительным знаком страны является герб. Давайте рассмотрим герб России.
— А что вы можете рассказать о гербе России?
Ребенок: У России величавой
На груди орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу смог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный.
В центре большого герба находится ещё один, это герб главного города нашей страны – Москвы. Потому что Москва – столица России.
— Где можно увидеть герб?
— Его помещают на специальных пограничных столбах. Гости, которые приезжают из других стран, увидев герб и флаг, смогут определить, что приехали в Россию.
— Герб нужен не только для денег, он необходим для печатей, для важных документов (рассматривают).
— Герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел с расправленными крыльями. Это не обычный, а волшебный орел – царь, повелитель всех птиц. У него две головы, потому что он должен смотреть во все стороны огромной страны и видеть все, что происходит вокруг. На груди орла помещен герб Москвы. Ведь Москва – столица России. Это тоже темно-красный щит с изображением на нем всадника – Георгия Победоносца в серебряных доспехах. Он поражает копьем черного змея.
— Ребята, где можно увидеть изображение герба России?
— Правильно, на флагах, монетах, печатях, паспорте гражданина России, на пограничных столбах.
— А теперь давайте поиграем и проверим, как вы запомнили изображение герба.
Дидактическое упражнение «Сложи герб России».
(Выполняется методом наложения).
— Молодцы, вы с заданием справились.
На сегодняшнем занятии мы говорили с вами о нашей Родине – России. И я очень надеюсь, что когда вы вырастите, то сможете сделать для России много полезного, доброго, чтобы наша страна стала еще красивее и лучше.
А для этого надо очень сильно любить свою страну.
— Кроме флага и герба у каждой страны есть свой гимн. Гимн – это тоже символ, это торжественная песня, славящая нашу Родину – Россию. Гимн исполняют во время самых торжественных случаев, например при награждении победителей международных спортивных соревнований. Каждый день ровно в шесть часов утра гимн можно услышать по главному российскому радио.
— А кто знает, как надо слушать гимн?
— Да, государственный гимн принято слушать стоя. При его исполнении мужчины и мальчики должны снять головные уборы. Тем самым граждане страны проявляют уважение к своей стране.
— Гимн нашей страны очень торжественный.
Посвящен он нашей стране, ее бескрайним просторам, прекрасным, отважным людям, великой истории. В гимне поется о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Гимн был написан композитором А. В. Александровым и поэтом С. В. Михалковым.
— А теперь давайте послушаем гимн.
— 4 ноября в нашей стране объявлен Днём народного единства. Он является выходным днём. Предлагаю вам решить, какой бы вы хотели изобразить символ России в честь праздника и подарить своим близким, поздравляя с праздником.
Построение предметно-развивающей среды с учетом индивидуальных особенностей контингента воспитанников группы Развитие дошкольников зависит от организации пространства, от размещения игрового, дидактического оборудования в развивающей среде. Построение.
«Содержание эколого — природоведческого центра с учетом возрастных и программных требований» Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. В группе необходимо создать благоприятную.
Анкета для родителей «Воспитание детей с учетом их полоролевых особенностей в процессе взаимодействия ДОО и семьи» Анкета для родителей на тему «Воспитание детей с учетом их полоролевых особенностей в процессе взаимодействия ДОО и семьи»Уважаемые родители.
Формирование основных движений у дошкольников с учетом возрастных особенностей Нельзя недооценивать значение основных движений. Ребенок, не владеющий в достаточной степени своими движениями, часто испытывает неуверенность.
Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников с учетом требований ФГОС ДО Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников с учетом требований ФГОС ДО Согласно Федеральному государственному образовательному.
Ознакомление дошкольников с символикой города Краснодара (подготовительная к школе группа) Ознакомление дошкольников с символикой города Краснодара (подготовительная к школе группа) Цель: закрепить знания о флаге города Краснодара,.
Ознакомление с социальным миром «Флаг России» Цель: Формирование представлений о Родине, знакомство с государственным флагом России. Задачи: • Познакомить детей с государственным флагом.
Взаимодействие дошкольников разных возрастных групп — наша добрая традиция Настольные игры-театрализации – один из самых простых и эффективных способов общения дошкольников. Дети из группы раннего возраста встретили.