знаки препинания какой класс
Ознакомление младших школьников с пунктуацией
I — II классы — начальный этап обучения пунктуации, которая, как известно, представляет собой совокупность правил употребления знаков
препинания. В начальных классах предметом
изучения являются четыре знака препинания:
точка, вопросительный знак, восклицательный
знак, запятая. Употребление последней ограничено простым предложением с однородными членами. Несмотря на то, что количество
пунктуационных правил, изучаемых в начальных классах, незначительно, учителю необходимо в каждом классе систематически работать над пунктуацией, исходя из ее функции в речи и основ, на которых базируется постановка знаков препинания
Основное назначение пунктуации, как это отмечается в лингвистической литературе,— «указывать на смысловое членение речи». Кроме того, знаки препинания, наряду с другими языковыми средствами, передают смысловые оттенки, свойственные отдельным частям высказывания, раскрывают «взаимоотношение тех частей предложения, между которыми они стоят» (Абакумов С.)
Тем самым пунктуация способствует точной передаче и правильному восприятию мыслей. Например, точка в конце предложения указывает на законченность предложения и его повествовательный тип по цели высказывания. Восклицательный знак в конце предложения также указывает на завершенность предложения и на отношение говорящего или пишущего к своему высказыванию.
При знакомстве младших школьников со знаками препинания учитель, прежде всего, обращает внимание на важность правильной постановки знаков препинания в целях общения, т. е. как для того, кто пишет, так и для того, кто читает написанное другим. (Элементарный прием ознакомления с ролью точки — чтение текста, не поделенного на предложения. Чтение и понимание такого текста затруднено.)
В русском языке пунктуация строится на смысловой, синтаксической и интонационной основах. Все три основы между собой взаимодействуют. Смысловая сторона речи обусловливает и структуру предложения. Поэтому при обучении школьников пунктуации нужно ориентировать их на единую семантико-синтаксическую основу, определяющую постановку знаков препинания в том или ином предложении.
Практическое ознакомление первоклассников с употреблением точки, вопросительного и восклицательного знаков начинается в период обучения грамоте. Учитель обращает внимание учащихся на то, что при произношении (в устной речи) одно предложение отделяется от другого паузой, голос в конце предложения понижается. Дети по заданию учителя делят небольшие тексты (в 3—4 предложения) на предложения и убеждаются, что пауза между ними помогает лучше понять содержание рассказа, так как отделяет одну мысль от другой. Учащиеся упражняются в правильном произношении предложений. Так создается смысловая и интонационная основа для ознакомления с постановкой в конце предложения точки. Это можно сделать еще до чтения, используя графическую схему предложения. Например, дети устно составили предложение (Мы любим петь), подсчитали в нем слова и каждое слово обозначили черточкой (— — —). Учитель говорит: «В устной речи одно предложение от другого мы отделяем паузой. (Произносит предложение.) А в книгах, в газетах используется особый знак — точка, которая показывает, что предложение закончилось, нужно голос понизить и сделать паузу». Через несколько уроков первоклассники начинают читать предложения. Они воспринимают точку как знак конца предложения и сигнал для понижения голоса и паузы. При составлении предложений из разрезной азбуки обязательно используется карточка с точкой. При записи предложений на уроках письма учащиеся объясняют, почему нужно ставить точку. Отсутствие точки в конце предложения считается ошибкой и подлежит исправлению.
Более углубленная работа по употреблению точки, вопросительного и восклицательного знаков проводится в процессе изучения раздела «Предложение» во II классе. Именно в этот период происходит осознание синтаксической основы постановки знаков препинания в конце предложения. Изучение членов предложения, связи слов в предложении делает осознанным вычленение предложения из потока речи, а следовательно, и постановку знаков препинания в конце предложения.
По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные. Например, предложение Летом мы отдыхали в Крыму по цели высказывания является повествовательным, а по интонации может быть восклицательным и невосклицательным в зависимости от чувства говорящего. Спокойный тон передачи мысли диктует поставить точку. Стремление подчеркнуть радость обусловит постановку в конце предложения восклицательного знака. Особенно наглядно для учащихся своеобразие типа предложения проявляется в тексте с повторяющимся предложением, например: Дети ждали приезда отца. Маленькая Ира каждое утро спрашивала у брата: «Папа приехал?» Увидев отца, она радостно закричала: «Папа приехал! Папа приехал!» Вечером девочка сообщила своим подружкам: «Папа приехал». Повторяющееся в тексте предложение Папа приехал является разным по цели высказывания: во втором предложении оно вопросительное, а в третьем и четвертом — повествовательное. Однако в третьем предложении оно произносится с особым чувством радости, поэтому по интонации является восклицательным.
Следует постоянно обращать внимание учащихся на произносительную сторону предложения, учить соблюдать логическое ударение, повышать или понижать голос в определенной части предложения, делать паузу между предложениями и т. д.
При изучении в IV классе предложений с однородными членами учащиеся знакомятся с интонацией перечисления и с функцией запятой при перечислении.
Постановка запятой в отличие от точки не свидетельствует о конце предложения, а, наоборот, указывает на его незавершенность. Учитель путем сравнения двух предложений показывает разницу в интонации точки, т. е. произношения конца предложения, и интонации запятой. Например: Льдины плыли по реке. (Голос понижается. Делается пауза.) Льдины плыли по реке, сталкивались, натыкались на берега. (После слов по реке, сталкивались голос понижается незначительно, чувствуется, что сообщение будет продолжено.)
В начальных классах при выполнении разного вида заданий учащиеся практически знакомятся и с постановкой двоеточия, тире, точки с запятой, многоточия. Пропедевтическая работа над постановкой указанных знаков препинания чрезвычайно важна.
На уроках русского языка при выполнении упражнений, связанных с классификацией слов, учитель знакомит второклассников с использованием двоеточия или тире при перечислении, а также с употреблением запятой. При этом сообщается название указанных знаков препинания, и дети постоянно начинают пользоваться ими без напоминания учителя (безусловно, если на начальном этапе работы по учебнику «Русский язык» учитель неоднократно на конкретных примерах показывал, что перед перечислением ставится двоеточие, каждое слово отделяется запятой). Перед записью текста предупреждаются ошибки не только орфографические, но и пунктуационные. Это необходимо помнить учителю, и развивать у учащихся пунктуационную зоркость.
Учитель должен обращать внимание на сложные предложения, употребляемые учащимися в устной и особенно в письменной речи. Практически он знакомит младших школьников с некоторыми особенностями сложных предложений, в частности наличием в таких предложениях двух частей: 1) две самостоятельные части объединены в одно предложение, например: Наступил сентябрь, а дни стояли по-летнему жаркие; 2) в предложении одна часть зависит от другой, например: В поле мы видели, как комбайн убирает подсолнечник. Учащиеся находят в каждой части подлежащее и сказуемое и убеждаются в том, что два предложения объединены в одно. Элементарные наблюдения над сложными предложениями позволяют сообщить детям об употреблении запятой в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях. Так, например, в процессе анализа изложений и сочинений, а также при подготовке к написанию разного вида творческих работ нужно сказать о запятой в сложном предложении перед словами который, если, потому, что, так как.
Для формирования пунктуационных умений в методике выделяют разнообразные упражнения: 1) членение текст на предложения и наблюдения над интонацией при членении текста; 2) расстановка знаков препинания в предложения, напечатанных без них; 3) объяснение имеющихся в тексте (расставляемых или расставленных самими учащимися) знаков препинания; 4) объяснение знаков препинания в тексте, написанном под диктовку учителя (воспринятом на слух); 5) составление графических схем пунктуационных правил.
Одним из важных условий, обеспечивающих эффективность работы над элементами синтаксиса и пунктуации, является связь уроков чтения и русского языка. Школьники учатся выразительно читать, точно употреблять слова, грамматически правильно оформлять свои мысли, опираясь на знания из области синтаксиса, как на уроках чтения, так и на уроках русского языка. И как бы ни были элементарны знания младших школьников о предложении, именно эти знания обеспечивают осознанное владение предложением в устной и письменной речи.
Формирование у школьников пунктуационных умений
Обучение школьников основам пунктуации начинается в первых классах. Дети получают знания о правилах расстановки знаков препинания.
В начальной школе дети получают знания о таких знаках, как точка, запятая, вопросительный и восклицательный знаки. При этом запятую используют только в простых предложениях, состоящих из однородных членов.
Несмотря на то, что существует достаточно много правил пунктуации, педагог должен проводить занятия систематически. Многие знаки препинания служат для того, чтобы обслужить конец предложения. Дети должны разобраться в первую очередь в том, каковы функции речи и ее основы, что позволит им лучше усвоить принципы расстановки знаков препинания.
Главное назначение пунктуации – это указать на смысл разделения членов предложения.
Более того, пунктуационные знаки позволяют передавать оттенки смыслов, которые свойственны отдельной части речевого высказывания. Знаки также демонстрируют связь, существующие между отдельными частями внутри предложения.
Более того, пунктуационные знаки, помимо других языковых средств, дают возможность передать смысловой оттенок, который характерен для отдельной части высказывания.
В результате мысли передаются точно и воспринимаются другими людьми правильно. К примеру, точка в конце предложения указывает на то, что предложение закончилось, а также на то, что оно носило повествовательный характер.
Восклицательный знак нужен для обозначения завершенности предложения, а также на эмоциональном отношении произносящему высказывание к его содержанию.
Когда младшие школьники знакомятся с пунктуационными знаками, педагог старается показать их роль и назначение. При этом нужно обратить внимание детей на то, как важно правильно расставить знаки препинания внутри предложения, когда пишешь. Также важно и правильно их выделять интонацией и другими средствами выразительности, когда зачитываешь текст вслух.
Правила русской пунктуации очень важны. Детям это нужно усвоить, чтобы они могли в будущем грамотно писать.
Необходимо добиться следующего:
Большое значение для младших школьников играет то, какой курс пунктуации выбрал учитель. Ведь эта программа заложит основу для формирования пунктуационных навыков в будущем.
Ученики должны как можно раньше ознакомиться с правилами пунктуации, ведь это создаст прочную основу для развития у детей способности замечать за знаком смысл высказывания. Также нужно правильно воспроизводить его с помощью интонации, учить детей использовать знаки препинания, когда они создают письменные работы, чтобы точно выражать свои чувства и мысли.
В начальной школе дети знакомятся с точкой, запятой, восклицательным и вопросительным знаками. Они изучают их смысл, интонационный способ их передачи, структуру предложений с этими знаками. Но на практике дети нуждаются в использовании и других пунктуационных знаков для правильного оформления собственной речи. Например, им нужно владеть многоточием, кавычками, скобками и тире.
Все чаще они замечают эти знаки в книгах. Поэтому они осознают, что есть потребность в их использовании. Дети замечают и другие способы выделения смысла в предложении: это выделение ключевых слов с помощью шрифта, подчеркивания и с помощью разнообразного расположения текста на странице.
Лишь некоторые ученики самостоятельно приобретают так называемое пунктуационное чутье, подобно тому, как у многих ес
ть орфографическое чутье. Но большинство людей нуждаются в том, чтобы изучать правила пунктуации. Самый простой для восприятия детьми способ изучения пунктуационных правил – это интонационный.
Опыт показывает, что нужно много времени посвятить драматизации, декламации и постановкам сценок. Интонацию проще всего усвоить во время чтения вслух со страниц книги. К сожалению, школьная практика очень редко использует моделирование, чтобы обучать детей пунктуации.
Редко используются и другие приемы. Например, не принято организовывать дидактически игры, редко применяются графические диктанты, не проводится анализ ошибок пунктуации, которые ребята допускают, когда выполняют те или иные виды заданий на письме.
Поэтому лучше был бы организовать изучение пунктуации в начальных классах, чтобы более эффективно организовать процесс формирования пунктуационной грамотности у детей в последующем.
Развитие пунктуационного навыка – это очень долгий процесс, который начинается во время обучения грамоте. У него есть свои особенности, которые зависят от того, какая используется образовательная программа.
Развитие пунктуационного навыка у детей, которые учатся в начальных классах, имеет свои особенности.
Школьники знакомятся с тем, как и где правильно ставят запятые и точки. Изучаются ими также и многоточия и вопросительный и восклицательный знаки. Дети уже в начальной школе получают навыки работы с двоеточием, тире, кавычками и т.п.
Большое внимание уделяется тому, чтобы научить школьников выразительно читать текст, соблюдая правильную интонацию и делая паузы в нужных местах согласно расставленным пунктуационным знакам.
Младшие школьники получают знания о восклицательных, вопросительных и повествовательных высказываниях. Они учатся ставить точку в конце предложения, а начинать его с большой буквы. Также они учатся читать текст, правильно подбирая интонацию в зависимости от расставленных знаков препинания.
Большое внимание уделяется обучению восклицательных и побудительных предложений, их правильному использованию в разных ситуациях общения. Приобретаются знания о том, что такое однородные члены предложений, обучение предполагает использование интонации при перечислениях. Также младшие школьники изучают, как главные и второстепенные члены предложения объединяются в однородные, учатся работать с союзами.
Уже появляются первые навыки расстановки запятых в предложениях, имеющих в своем составе однородные члены. Дети знакомятся со смысловой ролью пунктуационных знаков. Они учатся правильно понимать то, что написано, более грамотно пишут сами.
Все эти знания дают возможность детям продолжить изучение сложных предложений, имеющих пока бессоюзную конструкцию, состоящую из двух частей. Также начинает развиваться способность правильно ставить запятую между разными частями внутри сложного предложения.
Дети знакомятся также с многоточием. И это правильно, ведь в текстах, предназначенных для чтения в этом возрасте, многоточие время от времени тоже встречается.
Младшие школьники получают базовые знания о знаках препинания. Так как система обучения предполагает более высокий теоретический уровень, дети не просто знакомятся с классификацией разных видов предложений, но и усваивают, как они обозначаются с помощью пунктуации.
Нетрадиционные программы содержат в своей структуре еще больше пункторамм. Дети дополнительно осваивают работу с запятыми, входящими в состав сложных предложений, учатся оформлять прямую речь.
Сочинение зачем нужны знаки препинания рассуждение 4 класс
В настоящее время представить письменную речь без знаков пунктуации не возможно. Если при устном разговоре по интонации собеседника можно понять, какой эмоциональный посыл несет его речь, то в письменном виде это сложно представить.
Если взять знаменитую фразу «казнить нельзя помиловать», то от того где поставить запятую, может решиться жизнь человека. Либо человека казнят, и жизнь будет прервана, либо помилуют, и он будет жить. Вот так одна маленькая запятая способна решить многое. Так же запятые выполняют обособляющую, выделяющую и разделительную роль. Запятая как передышка перед дальнейшим повествованием.
Без знаков препинания очень сложно обойтись. Например, если человек задает нам вопрос в устной форме, мы сразу поймем что это вопрос по вопросительной интонации. А если человек написал нам письмо, то, как понять где он задает вопрос, а где восклицает? В этом помогают вопросительный и восклицательный знаки. Они являются главными интонационными знаками, которые задают эмоцию тексту или высказыванию.
Описывая знаки препинания нельзя пройти мимо точки и многоточия. Точка – это знак завершенности, знак спокойный и однозначный. Если не знаешь, какой знак препинания ставить – ставь точку! У многоточия же другая функция, оно не дает завершенности, а наоборот заставляет думать о том, что будет дальше. Это как фильм, у которого двоякая концовка. Многоточие – это знак задумчивости и мечтания.
Знаки препинания, безусловно, очень важны и нужны. Не зря им посвящён целый раздел при изучении русского языка. Если бы писатели при написании книг опирались только на свое умение складывать слова во фразы и пренебрегали знаками препинания, то не было бы замечательных произведений, которые любит весь мир. Читатель не смог бы понять и оценить то, что хотел показать автор и возможно вообще не стал бы читать.
Конечно, изучение раздела “пунктуация” не всегда дается легко. Бывает сложно запомнить все правила и определения, но используя их на практике можно легко заметить то, как стала красивее, выразительней письменная речь, а вместе с ней и устная. Как говорил Пушкин «Знаки препинания существуют, чтобы выделять мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и звучание».
Зачем нужны знаки препинания: их роль в русском языке
Наверное, все знают, зачем нужны знаки препинания – они разделяют текст на смысловые части, дают ему эмоциональную окраску, с их помощью становится понятно, данное предложение вопросительное, утвердительное или восклицательное. Чтобы заинтересовать школьника в изучении синтаксиса, в школьной программе есть сочинение на тему, зачем нужны знаки препинания, 4 класс пишет свое понимание этого.
Знаки препинания нужны, чтобы не получилась бессвязная словесная каша. Какие есть знаки препинания? А вы знаете, зачем нужны знаки препинания в письменной речи в русском языке? Рассмотрим отдельно каждый из них.
Какие знаки самые распространенные
Точка
Она завершает предложения и используется в сокращениях слов.
Запятая
Используется при перечислении и для соединения частей сложного предложения. Также, если вы в предложении к кому-то обращаетесь, вам нужно выделить запятыми такое обращение с двух сторон.
Многоточие
Ставится, если мысль не завершена.
Двоеточие
Двоеточие разделяет слова автора и прямую речь. Cтавится при однородных членах предложения.
Точка с запятой
Используют ее для разделения частей сложного предложения, где уже есть много запятых.
Вопросительный знак
Его мы ставим в конце предложения с вопросом.
Иногда авторы ставят знаки не по правилам, чтобы обратить внимание на какой-то особый отрывок в тексте. Такая пунктуация называется авторской.
Если вы учитель и хотите помочь детям делать первые шаги в грамотности, дайте им на уроке интересную тему для размышлений – сочинение на тему, зачем нужны знаки препинания и предложите порассуждать, что было бы, если бы их не было в речи, если бы тексты были сплошным потоком? Ребята будут с интересом высказываться. Можно также придумать игру, чтобы заинтересовать школьников. В 4 классе игровой элемент на уроках еще не теряет своей актуальности. Это заложит фундамент для легкого изучения в будущем правил расстановки знаков. Ну, а грамотность всегда была в цене.
Мультимедийные технологии при освоении пунктуации
Интересное сочинение, зачем нужны знаки препинания можно найти в Интернете. Также на эту тему интересно создать познавательную наглядную презентацию. Ее можно сделать с большим количеством слайдов и указкой показывать и одновременно рассказывать о каждом знаке.
Используйте наглядные списки, примеры предложений, где тот или иной знак применяется в разных ситуациях. Ваша задача, как учителя — вырастить грамотных учеников. Этому, конечно же, в большой степени способствует чтение. Написание сочинений – также интересный способ.
Он помогает научиться структурированию и свободному выражению мыслей.
Быть грамотным – показатель культурного человека, уважающего себя.
Помимо того, что нужно научить школьников правильно писать слова, очень важно также сформировать у них навык правильно расставлять знаки препинания. Именно они делают текст «живым».
Особую сложность представляют авторские знаки – при написании диктантов нужно обращать внимание на то, что в данном случае расставляются они не по правилам.
Расстановка запятых
Самые большие трудности возникают во время расстановки в предложениях запятых. Ими выделяют обособленные части, прилагательные вместе с зависимыми конструкциями, обращения, вводные слова. Запятые необходимы во фразах с такими членами:
Существует множество видов определений, которые нужно обосабливать запятыми. К таким относят причастия, прилагательные с зависимыми словами, одиночные слова после имен существительных, члены предложения с добавочными обстоятельственными значениями. А также оторванные от определяемой конструкции части и те, что относятся к собственным именам и личным местоимениям. Еще сюда относят сравнительные степени прилагательных вместе с зависимыми словами.
Часто школьники не понимают, для чего нужна пунктуация в предложениях с союзом «как». Запятую необходимо ставить при сравнительных оборотах. Простой пример: он, как лев, выступал сильно и бодро. А также ею выделяют придаточные предложения и обороты «не кто иной, как» и «не что иное, как».
Но в некоторых случаях ставить запятую не нужно:
При приравнивании слов знак препинания не нужен: осмотрите меня как пациента. Его не ставят и в предложениях, где оборот означает образ действия. А также это относится к фразам, где конструкция — это часть сказуемого: родители ей как чужие.
Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны знаки препинания?»
Написала : Яна Николайчук
Предлагаем несколько образцов сочинения
Антон с Кириллом спорят о том, нужны ли знаки препинания. Я, как и Антон, считаю, что без знаков препинания обойтись невозможно.
Во-первых, знаки препинания помогают определить границы синтаксических единиц. Так, в первом абзаце стоит пять знаков завершения (точек), которые отмечают такие синтаксические единицы, как предложения.
В предложении 6 четыре раза встречаются запятые в простом предложении.
Две из них отмечают обособленное обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом (как у мальчишки), две другие стоят между однородными составными именными сказуемыми (была тоненькая, курносая, с короткими и растрепанными волосами).
Во-вторых, знаки препинания передают интонацию. Так, в предложении 19 точка выражает интонацию законченного утвердительного высказывания (Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек); а в предложении 25 многоточие указывает на интонацию незавершенности.
В-третьих, знаки препинания помогают точно выразить мысли. Так, самая короткая и лаконичная переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги. После того как были отпечатаны «Отверженные», Гюго послал издателю письмо, где стоял только «?», и получил ответ: «!». Так он узнал, что его книга вызвала большой интерес у читателей.
Вот и в тексте В. Крапивина знаки препинания помогают передать смысл. В предложении 22 (Хотя… посмел бы он?) многоточие передает неуверенность, а вопросительный знак требует немедленного ответа. И в следующем предложении (23) герой начинает сам себе отвечать, разбираться в своих чувствах и мыслях.
Да, без знаков препинания обойтись нельзя. Надеюсь, что теперь и Кирилл так думает.
Человеческая речь возникла из необходимости обмениваться информацией, общаться друг с другом, понимать друг друга. Она существует в устной и письменной форме.
Говоря с собеседником, человек делает паузы, повышает или понижает голос, меняет интонацию в зависимости от цели высказывания или от степени эмоциональности, с которой говорит.
Как же ему передать содержание речи на письме, чтобы, читая, другой человек не только правильно понял смысл, но и проникся теми же чувствами, эмоциями? Думаю, что именно для этого люди создали систему знаков препинания. С тех пор они и выполняют свои функции в тексте.
Во-первых, они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены в простом предложении, отделяют прямую речь от слов автора, обобщающее слово от однородных членов, помогают мыслям соблюдать строй и порядок.
Здесь верно служат точка и многоточие, вопросительный и восклицательный знаки, двоеточие и тире и, конечно же, запятая. Обратим внимание на предложение 22. В конце предложения поставлен вопросительный знак.
Не будь его, разве прочитали бы мы предложение с вопросительной интонацией? Конечно, нет, ведь никаких вопросительных слов автор не употребил. А другая интонация привела бы к искажению смысла, переданного автором.
Во-вторых, знаки препинания выделяют определённые члены предложения, на месте этих знаков мы делаем особые паузы, повышаем или понижаем голос. Здесь трудятся запятые и кавычки.
Посмотрим на предложение 9-10, в котором кавычки выделяют прямую речь, слова, крупно написанные маленькой скрипачкой на белом листе.
Благодаря расставленным в предложении знакам мы понимаем, на какие именно детали обратил внимание Кинтель, как настойчиво талантливая девочка добивается цели, насколько она талантлива.
Значит, не только слова, вошедшие в текст, помогают автору изобразить события, выразить мысли и чувства, но и расставленные им знаки препинания. Они помогают нам двигаться по тексту, замедлять или убыстрять ход, делать короткие или длительные остановки-паузы.
Стоит только на минуту представить, что все эти умные указатели исчезли из текста, и сразу поймёшь: недопонимание между автором и читателем неизбежно. А значит, и основная функция речи не выполнена.
Скобки и кавычки
Кавычки нужно ставить в предложениях, где слова не принадлежат автору. Обычно они ограничивают цитаты или прямую речь героев. Порой писатели заключают в этот знак слова, которые хотят выделить как общепринятые или неудачные. Такой подход позволяет подчеркнуть непрямое значение фраз. Иногда кавычки используют для выражения иронии или презрительного выражения.
Очень важно упомянуть в сочинении-рассуждении на тему роли знаков препинания функции скобок. Их используют, чтобы вставить в текст фразу, несущую дополнительную информацию. Не стоит злоупотреблять такой пунктуацией, так как перегруженные скобками предложения кажутся неважными. Читатель не воспринимает их как серьезные. Иногда этот знак используют для того, чтобы оторвать содержание одной части фразы от другой. Так точнее передается смысл конструкции.
Зачем нужны знаки препинания?
Знаки препинания — символы, используемые для оформления текста. Зачем нужны знаки препинания? Они выполняют в письменном тексте функции разделения и выделения смысловых частей, предложений, словосочетаний и слов, а также указывают на отношения между элементами текста, их завершенность, эмоциональную окраску и интонации. Знаки препинания делают текст более четким и понятным при чтении.
Без правильного понимания того, зачем нужны знаки препинания, сочинение не напишешь, все мысли в нем перепутаются, и получится настоящая бессвязная словесная каша. Поговорим о каждом знаке в отдельности. Итак, зачем нужны знаки препинания?
Исторические сведения
Само слово interpunctio появилось в Древнем Риме, но его понятие отличалось от современного лингвистического значения. Еще в александрийской грамматике первого-второго веков до нашей эры была сформирована система пунктуации. Ее разработкой занимались Аристарх, Аристофан Византийский, Дионисий Фракийский. Сначала они использовали только точку, затем появились другие знаки.
В конце 15 века она приобрела окончательный вид, когда братья Мануции ввели определенные правила. Тогда пунктуация легла в основу всех европейских языков. Но в других культурах системы отличаются. Для эфиопского письма характерны словоразделительные знаки — пробелы и двойное двоеточие (: :). В индийском есть вертикальные линии, как и в тибетском.
Только в 20 столетии европейская система попала в другие страны. Практически полностью ее заимствовали Япония, Китай и Корея. Частично знаки препинания переняли Эфиопия, Лаос, Таиланд. Самая сложная система в немецком языке.
“Зачем нужна пунктуация” сочинение
Пунктуация – это система знаков и символов, используемых в письменной речи, выработанная в рамках языка. Пунктуация в русском и в английском языках может иметь общие знаки, но правила их постановки будут сильно отличаться.
Понимание того, зачем нужна пунктуация, помогает писать грамотно и легче выражать свои мысли. Пунктуация нужна для того, чтобы облегчить чтение текста, она отделяет предложения и их части друг от друга, тем самым позволяя выразить определенную мысль.
Функции знаков препинания в русском языке
Начиная рассуждение о том, зачем нужна пунктуация, следует обратить внимание на то, какие бывают знаки препинания, ведь их много, и каждый выполняет свою роль. Пунктуация может использоваться в тексте как внутри одного предложения, так и для разделения нескольких разных предложений.
Точкаотделяет одно предложение от другого и обозначает нейтральную интонацию. “Сегодня я буду ночевать один”. Также используется для сокращений: и т. д. – и так далее. Восклицательный знак отделяет предложения друг от друга, выражает эмоции удивления, страха, восхищения и многие другие.
Например: “Скорей, ты должен спешить!”. Восклицательным знаком могут выделяться обращения внутри предложения, так подчеркивается интонация: “Ребята! Пожалуйста, не опаздывайте на собрание”.
Вопросительный знак отделяет одно предложение от другого, выражает сомнение или вопрос: “А ты уверен, что все сделал правильно?”.
Зачем нужна пунктуация внутри предложения
Зачем нужна пунктуация? Сочинение выйдет нечетким, все мысли собьются в кучу, а смысл их может перепутаться без правильного выделения частей, то есть, без знаний правил пунктуации.
Запятая разделяет части предложения, помогает выделить отдельные мысли или обращения, отделить друг от друга простые предложения в составе сложного. “Мне неважно, что ты думаешь об этом” – сложноподчиненное предложение, “На обед были предложены борщ, пюре с котлетой. салат и компот из кураги” – однородные члены предложения.
Двоеточие акцентирует внимание на чем-либо, что следует за ним, разграничивает части предложения, связанные между собой, поясняющие друг друга, разграничивает слова автора и прямую речь либо обозначает начало перечисления (в этом случае двоеточие ставится после обобщающего слова).
“На прилавке лежали всевозможные пирожки с различными начинками: с капустой, с картошкой, с сыром, с яблоками, с повидлом и вареной сгущенкой” – перечисление. “Подумав и выдержав долгую паузу, он ответил: “Нет, мы никогда не сможем быть вместе”, и быстро вышел из комнаты” – прямая речь. Тире используется для обозначения паузы, заменяет пропущенные слова, обозначает прямую речь.
“Правильное питание – залог здоровья и долголетия” – тире можно читать как слово “это”. “- Во сколько вы завтра сможете подойти? – спросила кассирша. – В три часа, – ответила покупательница.” – прямая речь. Точка с запятой используется в предложениях со сложным составом, там, где для отделения частей запятой уже недостаточно.
“Это был сильный теплый ветер, уносивший все беды и горести за собой, делавший мир лучше с каждым вдохом, наполнявший легкие радостью; я впервые почувствовал его на море, и с тех пор стремился ощутить его вновь и вновь, год за годом возвращаясь в знакомую гавань”.
Зная, зачем нужна пунктуация, сочинение-рассуждение Вы напишите понятно и грамотно, сможете выразить свою мысль. С помощью пунктуации Вы обратите внимание именно на те моменты, которые Вам необходимо заострить.
Двоеточие и тире
Сложнее всего школьникам писать диктанты и сочинения. Функции знаков препинания не знают даже некоторые взрослые. Чаще всего проблемы возникают с запятыми, но и расстановка двоеточия и тире может вызывать затруднения.
Варианты для первого знака:
Двоеточие необходимо в предложениях, где вторая часть означает причину действия, которое совершает субъект из главной фразы (в дороге молчали: болтать мешала тряска). А также знак необходим в конструкциях, где одна составляющая дополняет или объясняет другую. После глаголов-предупреждений тоже нужно ставит двоеточие, а еще перед прямыми вопросами. Это правило касается и пояснения тем (сообщение: зачем нужно знать правила пунктуации).
Тире ставится в нескольких случаях:
При быстрой смене происходящего нужно поставить тире: загремели ворота — раздался собачий лай. Необходим знак и в конструкциях с резким противопоставлением: я рад служить — прислуживаться тошно. Когда во второй части предложения есть вывод из первой, то также нужно ставить тире. Пример: она умирает — ей ни к чему лгать.
Это требуется и в предложениях, где опущены союзы: ехала туда — пшеница уже желтела, он знал — начнется гроза. Подобным образом нужно писать конструкции со сравнениями. Пример: она слово молвит — соловей поет. Между основной частью и присоединительной конструкцией также нужно ставить тире: на стене нет образа — плохой знак.
Сочинение на тему «Зачем нужны знаки препинания?» – RuMozg
На протяжение всей жизни человек пользуется своим речевым аппаратом практический каждый день для обмена информацией с окружающими.
Во время разговора мы с помощью интонации разделяем поток слов на смысловые элементы, чтобы собеседнику было легче воспринимать нашу речь.
Но как обозначать это разделение в письменном виде? Для придания тексту осмысленности и ясности, с древних времен люди используют знаки препинания.
Знаки препинания – некие символы, которые мы используем в письменной речи, чтобы иметь возможность обогатить ее, сделать ярче. Без этих символов текст превратится в бессмысленный набор слов, который будет очень сложен для восприятия.
Например, точка, обычный значок, выглядящий так, будто был поставлен здесь совершенно случайно. Но именно точка обозначает границы предложения, логически завершая содержащуюся в нем мысль.
А восклицательный и вопросительный знаки, помимо завершенности сказанного, указывают, с какой интонацией должно быть воспринята и прочитана эта часть текста.
Запятая очень похожа на точку с хвостиком, но играет совершенно другую роль. Ее мы используем для перечисления, выделения междометий или обращений, разделения в одном предложении разных смысловых частей.
В произведении Лии Гераскиной “В стране невыученных уроков” один из описанных моментов очень ярко и поучительно демонстрирует большую важность этого знака препинания. Виктор Перестукин – главный герой книги, лодырь и неуч, умудрившийся за один учебный день получить сразу пять “двоек”.
Он отправляется в Страну невыученных уроков, чтобы исправить плохие оценки, в том числе по правописанию. Чтобы пройти одно из представленных испытаний, Вите предстоит правильно поставить запятую во фразе “казнить нельзя помиловать”, где место ее постановки значительно меняет смысл написанного.
Если поставить ее после первого слова, гибель будет неминуема, если же после второго – мальчика ждет помилование. Казалось бы, такая маленькая ошибка, а смысловая нагрузка меняется полностью!
Русский язык – могущественное орудие в руках говорящего. И лишь те, кто владеет им, как в устной, так и в письменной форме, может похвастаться тем, что он является полноправным наследником и носителем культуры великого народа.
Ведь на нем говорили такие поэты как Пушкин, Лермонтов, Есенин, представители современности тоже должны знать и любить свой язык, не допускать ошибок в речи, развивать свое наследие и совершенствовать, тогда русская культура сможет стать поводом для гордости и для наших потомков.
Окончание предложения
Обычно фразу заканчивают точкой. Но есть некоторые предложения, эмоциональная окраска которых требует другой пунктуации. Возможные варианты:
Первый знак нужно ставить, когда приходится говорить в сильном волнении. Он позволяет выразить гнев, радость, удивление, раздражение. Вопросительный знак требует от собеседника немедленного ответа. Это значит, что в устной речи ему соответствует определенная интонация. В таких фразах используются и специальные вопросительные слова, наталкивающие собеседника на продолжение диалога.
Многоточие имеет несколько различных значений: незаконченность и неуверенность. Знак заставляет читателя додумывать окончание фразы самостоятельно. Писатели используют его, чтобы показать — они не выразили свою мысль до конца. Автор пытается создать образ таинственности, скрытности — вот почему он ставит многоточие в предложениях.
Сочинение на тему «Зачем нужны знаки препинания» – новый вариант
Когда я учился в младших классах, я не обращал особого внимания на знаки препинания в своей тетрадке. Конечно, я знал, что для меня важно хорошо учиться и грамотно писать. Мне об этом не раз говорила мама, не раз мне это повторяли учителя.
За ошибки мне часто снижали оценки. Но я думал: «Ведь главное, чтобы меня поняли! Зачем мне засорять свои мысли запятыми и двоеточиями!» И брал пример со старшего брата, который совсем разучился грамотно писать, общаясь в Интернете. От него я взял привычку писать «электронным сленгом», использовать аббревиатуры: где надо, где не надо…
Я впервые понял ценность знаков препинания, когда меня перестали понимать друзья в переписке. Ведь знаки препинания передают смысл сказанного, чувства, эмоции. После двоеточия, например, в некоторых случаях следует перечисление объектов. Поди догадайся, что человек хотел что-то перечислить, если он двоеточие не поставил!
Я подумал о том, для чего знание правил пунктуации может пригодиться мне в жизни. Я, например, в будущем хочу стать начальником, руководителем. Как говорится, менеджером. Возможно, я буду издавать документы, подписывать распоряжения.
Наверное, сколько бы я не мечтал, у меня не сразу получится быть таким начальником, за которого все делает секретарь: что-то же мне придется делать и самому. А потом я представил себе инструкцию без запятых и тире.
И как мои сотрудники мучительно стараются понять: что же он имел в виду?…. Как же поступить?…
Хорошая учеба дает человеку массу ценных знаний, умений. Даже уважения к самому себе прибавляется. К тому же, хорошая или отличная учеба – залог успешного будущего, удачной карьеры, верного выбора профессии. С тех пор, как я стал обращать внимание на знаки препинания в своих сочинениях и классных работах, я действительно лучше учусь. И рад уже этому!
Сочинение на тему «Зачем нужны знаки препинания»
Да кому они нужны – эти точки, тире, кавычки, запятые и прочая дребедень?! Умение читать и писать в нашем мире, безусловно, необходимо, но обладать идеальной грамотностью и правописанием необязательно всем, рассуждал я. Но недавно произошел случай, который заставил меня поменять свое отношение к предметам гуманитарного цикла и к языку.
Дело в том, что полгода назад, по интернету, я познакомился с девушкой из Германии. По национальности она украинка, но живет и учится за границей потому, что туда переехала ее семья.
Наше знакомство началось с общего интереса к компьютерным технологиям и программированию. Молодежный сленг не обязывал задумываться над грамотностью речи.
Но после двух месяцев общения я понял, что эта девушка интересна мне не только как программист, но и как человек.
Кроме русского, она знает также немецкий и английский языки, а кроме программирования, занимается фотографией и пишет стихи. Вскоре она прислала мне письмо, в котором приглашала погостить у нее на летних каникулах.
А так же прислала в письме два красивых, ею написанных стихотворения, одно из которых было к тому же на английском языке. В тексте письма я сразу отметил наличие знаков препинания и идеальную каллиграфию почерка. Мне стало стыдно.
Девушка, живущая за границей, знала язык лучше, чем я, живущий на родине этого языка.
Не без посторонней помощи я все же написал ответ без единой ошибки. В ответе я обещал обязательно приехать в гости. А для себя решил, что обязательно выучу не только свой, но и немецкий язык.
Ведь намного интереснее изучать незнакомую страну, понимая ее язык.
И еще я подумал о том, что в глазах иностранцев, а главное, в глазах своей подруги, хочу выглядеть достойным представителем своей страны.
Точка
Термин интерпункция произошел от слова punctum, в переводе с латинского — точка. Именно с точки все и началось. Первыми, кто использовал точку в конце предложения были древние греки.
Как древнейший знак, точка также встречается в древнерусской письменности. Она ставилась между словами посередине, а не в конце предложения внизу, как это принято сейчас. Тогда точка имела значение нынешнего пробела.
Согласно словарю В. И. Даля: “точка” (ткнуть), значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина».
Точка — родоначальница русской интерпункции. От точки пошли такие названия знаков препинания, как:
В настоящее время точка может выполнять не только конечную роль в предложении, но и служить в качестве запятой, тире или точки с запятой. Таким образом, точка определяет предложение внутри текста. Деленные точками части сохраняют словосочетания с членами ключевого предложения, но при этом являются самостоятельными. В этом случае, точка оживляет предложение, обозначает длительные паузы создает прерывистость интонации и имитацию живой речи. Кроме того, основная функция точки — это законченность мысли.
Краткая история
Знаки пунктуации появились давно. Но те правила их употребления, которыми пользовались монахи и переписчики книг Древней Руси, существенно отличаются от современных. Самым древним из знаков является точка, но и она использовалась непривычным для нас образом. Знак располагался в центральной части строки между словами, написанными слитно. Принято выделять несколько периодов в развитии русской пунктуации:
На данный момент система знаков является полностью сформированной и никаких изменений не требует.