знак разворота по какой траектории
Знаки 6.3.1 «Место для разворота» и 6.3.2 «Зона для разворота»
Сегодня разговор наш пойдет о двух информационных знаках, которые вызывают много споров:
6.3.1 «Место для разворота»
6.3.2 «Зона для разворота»
Попробуем вместе разобраться, чем эти знаки похожи и в чем их различие. И наверное, самое важное разобраться, как мы можем выполнить маневр разворота, вернее по какой траектории.
Сначала посмотрим, какая информация о знаках 6.3.1 «Место для разворота» и 6.3.2 «Зона для разворота» присутствует в Правилах дорожного движения.
6.3.1 «Место для разворота». Поворот налево запрещается.
6.3.2 «Зона для разворота». Протяженность зоны для разворота. Поворот налево запрещается.
Как видим, ничего определенного и явно указывающего, как выполнять маневр разворота, мы не видим. Далее обратимся к ГОСТ.
ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.
5.7.4 Знаки 6.3.1 «Место для разворота» и 6.3.2 «Зона для разворота» применяют для указания мест разворота.
Знаки устанавливают на дорогах с разделительной полосой перед местом разворота на разделительной полосе, на дорогах без разделительной полосы — над крайней левой полосой движения в данном направлении.
Знаки допускается устанавливать справа на дорогах с числом полос для движения в данном направлении не более трех. В этом случае применяют предварительный знак с табличкой 8.1.1 на расстоянии 100-150 м до основного знака.
Пункт правил, который мы используем, перед выполнением разворота.
8.5 Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.
В настоящее время, много идет споров, о том, по какой траектории выполнять разворот, при наличии знака 6.3.1 «Место для разворота», тогда как при наличии знака 6.3.2 «Зона для разворота», более все понятно. Одни считают, что должны разворачиваться по кратчайшей траектории, друг за другом, по причине, что знак, так и называется «Место для разворота» (считают, что это одно место для автомобиля). Хотя очень спорное утверждение, не забываем, что оба дорожных знака применяют для указания мест разворота. Другое мнение, что в Российской федерации, движение правостороннее и должны разъезжаться левыми бортами, а как быть, тогда на перекрестке, когда мы очень часто одновременно поворачивая со встречным автомобилем, разъезжаемся правыми бортами.
В 2009 году, заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин, официально разъяснил «Российской Газете», как должен выполняться маневр разворота. В статье речь правда шла о развороте на перекрестке, но в данном случае уверен, сути не меняет:
— В Правилах дорожного движения не прописано, как совершать данный маневр, по какой траектории, — заявил «РГ» Владимир Кузин. — Следовательно, нарушение Правил дорожного движения отсутствует.
Известный принцип «что не запрещено, то разрешено» применим и в этом случае: выбирать траекторию выполнения маневра водитель должен самостоятельно.
Знак 6.3.1 «Место для разворота», указывает водителю участок, где разрешено выполнить данный маневр. И разворот можно выполнить по любой траектории ограниченной разметкой или разделительной полосой. Еще одним подтверждением того, что при установленном знаке 6.3.1 «Место для разворота», мы можем использовать для разворота все пространство, ограниченное разделительной полосой или разметкой, которое тоже является зоной для разворота, следует из документа — Указания по применению дорожных знаков.
8.24. Если на проезжую часть перенесена сплошная линия разметки 1.1 и 1.3, то в зоне разворота должны быть сделаны разрывы. Их следует обозначить изогнутыми и наклонными линиями разметки и прерывистой линией (рис.Рисунок 8.9″)
Знак 6.3.2 «Зона для разворота», который указывает точное расстояние и протяженность участка, на котором разрешено совершать данный маневр, применяют в тех случаях (Указания по применению дорожных знаков. МВД СССР. Минавтодор РСФСР.), когда необходимо указать протяженность зоны разворота, для сокращения задержек транспортных средств.
При выполнении разворота не забываем про пункт 1.5, правил дорожного движения:
Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Нужно помнить, что правее может оказаться транспортное средство, которое станет для нас помехой справа, а пункт правил 8.9 говорит нам:
В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.
Конечно, если мы выполняем разворот в разрыве разделительной полосы как на примере ниже, когда разворот разрешен с обоих направлений, то его безопаснее выполнять по кратчайшей траектории, чтобы не мешать встречным транспортным средствам.
Иногда, нам встречаются такие участки дороги, где тоже разрешен разворот, но только с одного направления движения и места для маневра достаточно много. В данном случае, как на фото, траекторию движения стоит выбирать исходя из дальнейшего направления движения, после завершения маневра.
Уважаемые читатели, если у Вас другое мнение, как выполняется разворот при наличии знаков 6.3.1 «Место для разворота» и 6.3.2 «Зона для разворота», буду рад любому обоснованному мнению.
Если у Вас остались вопросы по знаку приоритета 2.1 «Главная дорога», пишите в комментариях или в группе ВКонтакте — ШКОЛА-ПДД.
Возможно, Вам также будет интересно почитать: Разворот вне перекрестка.
Опубликовано 16 июня 2016 года, обновлено 02 октября 2020 года.
6.3.1 «Место для разворота»
Современные дороги обладают достаточно широкой проезжей частью с весьма интенсивным движением транспортных средств.
Очень часто попутное и встречное направления движения разделены сплошной (одинарной 1.1 или двойной 1.3) линией разметки или разделительной полосой, которые категорически запрещают выполнять разворот.
И в этих условиях водитель, крайне нуждающийся в развороте, будет вынужден двигаться в неактуальном для него направлении, не имея возможности выполнить интересующий его маневр.
А если это автомагистраль, а до ближайшего путепровода несколько десятков километров? Какова Вам такая «перспектива»?
Именно поэтому в арсенале средств регулирование дорожного движения есть спасительный механизм. Дорожный знак «Место для разворота» как раз и применяется для указания места на проезжей части, где водителю разрешается выполнить разворот.
Согласитесь, очень удобный знак. Он означает, что организатор дорожного движения на этом участке позаботился либо об обустройстве разрыва разделительной полосы, либо о нанесении прерывистой линии разметки и пр. Мечтаете развернуться? Пожалуйста!
Теперь скажем несколько слов о способах установки знака.
Важно отметить, что знак «Место для разворота» не выставляется на перекрестке, где разворот по Правилам разрешен. Место его установки — это участок дороги между перекрестками.
Знак может устанавливаться:
Правила предусматривают так же и установку предварительного знака «Место для разворота» в его сочетании с табличкой «Расстояние до объекта» (8.1.1).
Понять эту комбинацию знаков несложно: через указанное на табличке расстояние по пути следования будет располагаться и место для разворота. В данном случае водители будут вовремя проинформированы о представившейся возможности для того, чтобы развернуться.
А теперь — САМОЕ ГЛАВНОЕ!
Знак «Место для разворота», несмотря на принадлежность к информационным (ничего не запрещающим) знакам — ОЧЕНЬ КОВАРНЫЙ!
И коварство его состоит в том, что ОН КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТ ЛЕВЫЙ ПОВОРОТ! Например, во двор, жилую зону, на АЗС и иную прилегающую слева территорию.
Знак «Место для разворота» как бы говорит водителю: «Здесь есть МЕСТО ТОЛЬКО ДЛЯ РАЗВОРОТА, но не для поворота налево». Согласитесь, в противном случае, это участок дороги можно будет ошибочно принять за перекресток.
Таким образом, дорожный знак «Место для разворота» позволяет водителю выполнить маневр разворота (или продолжить движение в прежнем направлении), но он КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТ ЛЕВЫЙ ПОВОРОТ. Запомните это требование, пожалуйста, и не совершайте досадной ошибки.
Если данная информация была для вас полезна, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях. Если возникнут вопросы, пишите, обязательно постараюсь вам помочь.
Пдд онлайн от команды autoass!
Содержание статьи:
Очень занимательная статья. Однако очень бы хотелось её дополнить ссылками на пункты ПДД РФ и ГОСТ Р 52289-2004 для большей ясности. Заранее спасибо.
Отвечаю на Ваше замечание.
В нашем комментарии мы исходили из:
1) раздела 6 («Информационные знаки») Приложения 1 к ПДД;
2) пункта 5.7.4 ГОСТ Р 52289-2004.
Правда, мы не видим необходимости делать специальные ссылки к каждому высказываемому положению. Согласитесь, что наши комментарии — это же не курсовая или дипломная работа (или, тем более, диссертация). Мы просто комментируем указанные источники и стараемся сделать их максимально доступными рядовой аудитории.
Место разворота! Как правильно это сделать? Я задаю этот вопрос, потому что многие водители при развороте придерживаются не левой части проема разворота, а дальней. Иными словами при встречном развороте встречный автомобиль у них с левой стороны. Я считаю, что при встречном развороте встречный автомобиль должен быть с правой стороны, потому что это место разворота, а не перекресток. Ответьте, пожалуйста. С уважением Виктор.
Хороший Вы задали вопрос! Жизненный!
Судя по требованиям раздела 8 ПДД (касающегося, в том числе, и правил разворота), при развороте, в принципе, не регламентируется траектория движения.
Поэтому при развороте (невстречном) траектория Правилами не определена.
Однако при встречном развороте (описанном Вами) водитель должен руководствоваться разметкой. Она должна быть обязательно. В противном случае — патовая ситуация. И просто не знаю, что и ответить.
68. Если для разворота вне перекрестка ширина проезжей части дороги недостаточна для его выполнения из крайнего левого положения, разворот допускается производить от правого края проезжей части дороги или с правой по ходу движения обочины. При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.
а админу совет — не знаешь ответ? закрывай страницу, балабол.
Очень часто попутное и встречное направления движения разделены сплошной (одинарной 1.1 или двойной 1.4)
Aidar, ну конечно 1.3! Большое спасибо за поправку!
Большое спасибо за разъяснения. Но хотелось бы уточнить: всегда ли разворот осуществляется по малому кругу? Сегодня попала в удивительную ситуацию, когда авто ДПС выехало мне навстречу по большому кругу и инспектор на всю улицу объяснял мне, что это правильно.
Для своей же безопасности держитесь малого круга. А на остальных не обращайте внимание.
Я считаю, что разворот делается ТОЛЬКО по малому радиусу. Именно поэтому знак 6.1.3 — место разворота запрещает поворот на лево, который вы должны бы были выполнить по большому радиусу, чтобы при выезде с места разворота не оказаться на встречной полосе движения. Еще один аргумент в пользу МАЛОГО радиуса — знак 6.1.4 — зона разворота. Именно этот знак указывает — насколько далеко от края зоны разворота вы можите удалиться. Так что анализ всех положений ПДД по этой части позволяет сделать вывод — разворот только по малому радиусу.
PS: Что касается сотрудников ДПС — у них один аргумент — правостороннее движение, в правилах нет четкого требования на эту тему.Есть только указание, что при выезде с перекрестка нельзя оказываться на встречке. Но место разворота — это не перекресток. Проще всего было бы нанести разметку или дать официальное разъяснение в ПДД
Разворот не всегда делается по малому радиусу. (Хотя тоже считаю более рациональным сделать всегда). Если на перекрестке две и более проезжих частей, то с точки зрения правил ПДД вы делаете не один манёвр: разворот, несколько: поворот налево, движение прямо 1-2 метра, снова поворот налево. Из-за такой трактовки получается, вы едите по встречке 1-2 метра, это нарушение. Поэтому если проезжих частей две, делаем разворот по дальнему радиусу. Даже если вас будут подрезать поворачивающие налево за вами.
Бывают «исключения», например если при развороте, где имеется две проезжие части, вы можете развернуться до пересечения с потоком едущем слева. То есть вы даже не выезжаете на полосы движение всех других участников движения.
Если можно, исправьте пожалуйста (*пересечений* и *а*):
«. Если на перекрестке две и более *пересечений* проезжих частей, то с точки зрения правил ПДД вы делаете не один манёвр: разворот, *а* несколько: поворот налево, движение прямо. «
Помогло забыл уже что он запрещает левый поворот
информационно-указательный знак не может ничего запрещать.
запрещен поворот (в красном круге) — разворот разрешен.
есть предписывающие, есть запрещающие.
а этот, квадратный, информационно-указательный.
В ПДД, приложение 1, раздел 6. «Информационные знаки», пункт 6.3.1 «Место для разворота» сказано, цитирую: «Поворот налево запрещается».
Спасибо за подробное разъяснение, у меня 9 апреля экзамен в Гаи, первый раз я провалил из-за не правильного разворота, почитав эту статью, я многое понял, Спасибо))
Заур, желаю вам удачи, вы обязательно сдадите!
Я вас поздравляю, Заур!
Здравствуйте! а подскажите пожалуйста, по какому радиусу нужно разворачиваться в «местах для разворота». Заранее спасибо))
Радиус может быть любой (зависит от ситуации). Главное, чтобы маневр был безопасным.
Здравствуйте! Место для разворота запрещает ЛЕВЫЙ поворот. Ситуация следующая- включил левый поворот, разворачиваемся и сразу после завершения маневра «разворот» через 1 метр вкл правый поворот и уходим направо. Есть ли нарушение пдд?
Здравствуйте! Ну разворот запрещен здесь изначально, так что нарушение будет.
02.07.2014 Сдавал экзамен по городу.
И не сдал только из-за того что развернулся по малому радиусу при наличии знака место для разворота 6.3.1. Хотя во время занятий по вождению инструктор обращал моё внимание и говорил что МОЖНО производить разворот по малому радиусу. Я начал спорить с гаишником что я прав, это ведь не перекрёсток.
В итоге я не сдал именно по этой причине.
ТАК КАК ВСЁ ТАКИ ПРАВИЛЬНО ВЫПОЛНЯТЬ РАЗВОРОТ, ПО МАЛОМУ ИЛИ ПО БОЛЬШОМУ КРУГУ.
Во время экзамена с инспектором лучше не спорить. Последствия могут быть плохие. А радиус может быть любой. Главное не мешать остальным транспортным средствам.
Евгений пишет:Во время экзамена с инспектором лучше не спорить. Последствия могут быть плохие. А радиус может быть любой. Главное не мешать остальным транспортным средствам.
У меня та же ситуация на разделительной полосе (не перекресток) стоит знак 6.3.1 в разрыве, зима снег и видно по колее что все водители разворачиваются именно по малому радиусу, причем с встречной стороны никакого знака вообще нет.
Так вот разворачиваюсь по малому радиусу именно за знаком а разрыве(знак ко мне лицом), инструктор сразу же ставит 5ть баллов, и говорит что нужно только по большому радиусу — спорить бесполезно, хотя сколько искал и советовался с инструкторами — правила эту ситуацию в случае с большим или малым радиусом не регламентируют, главное не создать аварийную ситуацию.
Разворачиваюсь как хочу.лиш бы никому не мешать.
Как хочу так и верчу лиш бы никому не мешать
Правильно делать разворот по большому радиусу. По малому водители сами научились делать неправильно, так как порой так намного удобнее. Но по правилам по большому кругу: На нерегулируемом перекрестке вы разворачиваетесь, слева стоят и пропускают вас машины (так как вы помеха справа), вы выезжаете «чуть дальше середины»(то есть в пределах своей полосы движения, чтобы по левую сторону от вас была правая часть дороги тех, кто слева на перекрёстке) перекрестка, пропускаете встречный поток, а потом пропускаете и тех, кто находился слева на перекрестке, когда вы начинали разворот. Теперь они вам помеха справа. Так вот, по малому радиусу вы создаёте им помеху, не пропускаете их, а должны, это нарушение.
На регулируемом перекрестке может показаться, что можно по малому кругу. Ведь те кто слева всё равно стоят и ждут зелёного. Но, тогда может возникнуть такая ситуация: вам зелёный, вы поехали на разворот по малому радиусу, стоите пропускаете встречный поток, а он долго едет, и на встречном потоке один «нигодяй» еще и решил прошмыгнуть на жёлтый/красный. Вы этого «нигодяя» тоже пропускаете, а куда деваться. В итоге, светофор уже поменял цвет, поток слева начал движение и упёрся носом к вашему капоту. Вам деваться некуда, назад сдать нельзя, образовался затор по вашей вине. А если поедите по большому кругу, и пропустив последнего «нигодяя», то вы просто проедите чуть вперёд, намереваясь завершить разворот, и встанете так, как встали бы машины, собирающиеся сделать левый поворот, со стороны, которая первоначально (от вас) находилась справа.
Ситуация при развороте на перекрестке, где два пересечения проезжих частей описана выше.
P.S. Встречные трамвайные пути, это тоже «встречка». Следовательно при развороте или повороте её тоже нельзя пересекать.
Статья полезная — экзамен предстоит 14 августа! Но про радиусы окончательно запутали. Спрошу у инструктора, а то до этого даже не слышала, что можно по разным радиусам выполнять маневр.
Знак место для разворота установили на перекрестке, одновременно со знаком примыкание второстепенной дороги справа. Где найти информацию о том, что знак место для разворота не может устанавливаться на перкрестке?
Спасибо помогли разобраться, что место на поворот, это не перекресток «»»!
Спасибо за разъяснения, но хочется уточнить следующее: при знаке 6.3.1. на прерывистой линии, в каком именно её месте, начинать разворот?? В начале, середине или конце.
попал при развороте пошёл на лева и тут дпс хотя знал забыл но ни кому не мешал
А есть какое то правило разворота при этом знаке, разрыв в разделительной полосе позволяет встать на него двум ТС одновременно? Тут есть очередность движения? Или надо разворачиваться колонной?
http://savepic.ru/6556583.jpg — тут траектории разворачивающихся пересеклись.
Вот Вот я первое время на сомнительных перекрестках только в колонах ездила вставала где побольше машин, и ехала со всеми за одно. Подряд же всех тормозить не будут))) но со временем фобия гаи прошла, после того как за мной погоняй с сиреной и рупором догоняли.
Добрый день. Вопрос такой. Имеется дорога три полосы в одну сторону, три полосы в противоположную, между полосами разделительная полоса в виде газона примерно 2-3 м. шириной. Имеется «место для разворота» с сопутствующим знаком 6.3.1. Со встречной стороны разворот на этом «месте для разворота» запрещен со знаком 3.19. На месте для разворота плотно, но разместятся 2 автомобиля. Этим автомобилям необходимо в крайнюю правую полосу, самую дальнюю от места разворота. Т.к. метров через 10-15 имеется поворот на право, в который им необходимо заехать. Кто кого из них должен пропустить? Т.к. Обычно на этом месте разворачиваются в один поток, но находятся такие которые объезжают и стартуют с большого радиуса, думая что маневр безопасный, но тот кто двигается по малому диаметру в напряжении должен стоять на проезжей части и пропускать того кто справа. Кто прав? Кто первый выполняет маневр?
Думаю в этом случае лучше вспомнить про «помеху справа»
Тогда такой вопрос: в месте разворота на левой полосе стоит несколько а/м, а в месте разворота 1 или 2 ждут момента, когда их пропустит встречный поток. При этом у правого края разрыва в разделительной полосе в месте разворота есть место. И тут кто-то полагает, что он может все это объехать по большому радиусу и становится справа. Когда появляется возможность выполнить разворот этот авто справа получается может ехать в любую полосу и все должны его пропустить так он для все помеха справа. Прекрасно. Давайте все будем держаться правого края при развороте и можно даже не смотреть налево, так как они итак должны все должны уступать.
Если есть дополнительные полосы (2 или больше) в проёме для разворота, то занимайте крайнюю правую, чтоб вы стояли в приоритете и свободно выехали с последующим поворотом направо.
Если одна полоса, но широкая, вставайте чуть правее, чтоб за вами не было желания вставать.
Если там конкретно обочина, то они нарушители. Но как вы поступите — решать вам.