значение какого слова определено неправильно ренегат экспорт
Дидактический материал «Разминки»на уроках русского языка в 11 классе»
«Разминки» по русскому языку в 11 классе
Вставьте пропущенные буквы.
Расставьте недостающие знаки препинания.
1. Оно конечно Александр Македонский герой но зачем же стулья ломать?
2. Гостиные сплетни балы вот заколдованный круг из которого я не могу выйти.
3. Влияние в свете есть капитал который надо беречь.
4. Ленский был рассеян то молчалив то весел вновь.
5. Княжна Марья благодарила его если не словами то всем выражением своего лица.
6.Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и карточным гаданьям и предсказаниям луны.
Вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания.
Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравстве…а. Это хорошо показал Достоевский в «Преступлени… и наказани…». Главное действующее лицо этого произведения Родион Раскольников думал что убив отвратительную старуш…нку-ростовщицу он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и обл…г…детельствовать человечество но терпит внутре…ее крушение. Цель далека и не…быточна а преступление реально; оно ужасно и ни?чем не может быть оправда…о. Стремит…ся к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом так и в малом.
/Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»/
Поставьте ударение в словах:
Правы — права; серо — сера; стройны — стройна, длинны, свежи, жило — жила, выжила, лили –лила, вылила, красивее, стлала, крала, клала, начаться – началась, приняться – принялась.
В каком предложении вместо слова СЫТЫЙ нужно употребить слово СЫТНЫЙ?
1) СЫТЫЙ волк смирнее завистливого человека.
2) Сено в стогу – СЫТЫЙ корм скоту.
3) СЫТЫЙ голодного не разумеет.
4) СЫТОЕ брюхо к ученью глухо.
3. В каком предложении вместо слова ОТБОРНЫЙ нужно употребить слово ОТБОРОЧНЫЙ?
1) Первое ружьё у него было фитильное, за которое он заплатил тридцать ОТБОРНЫХ соболей.
2) Всего три месяца назад этот спортсмен дебютировал как солист на ОТБОРНОМ региональном этапе.
3) Петра сопровождала сотня ОТБОРНЫХ солдат.
4) Для выпечки этого сорта хлеба бралась только ОТБОРНАЯ пшеница.
4. Значение какого слова определено неправильно?
1) ФАСАД – тыльная сторона здания.
2) ИНЦИДЕНТ – случай, происшествие.
3) ПРЕЦЕДЕНТ – случай, имевший ранее место и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода.
4) ИНЕРТНОСТЬ – бездеятельность, неподвижность.
5. Значение какого слова определено неправильно?
1) РЕНЕГАТ – человек, изменивший своим убеждениям и перешедший в лагерь противников; отступник, изменник, предатель.
2) ЭКСПОРТ – ввоз в страну иностранных товаров.
3) ПАРИТЕТ – равенство, равное отношение, одинаковое положение.
4) РАРИТЕТ – редкость.
6. Значение какого слова определено неправильно?
1) КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ – осуществляемый группой лиц.
2) ПРЕСЛОВУТЫЙ – широко известный, заслуживающий положительной оценки.
3) РЕЗЮМИРОВАТЬ – кратко обобщить.
4) КОМФОРТ – бытовые удобства; то, что создает удобства.
7. Из приведенных ниже в скобках слов выберите нужные.
1. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.
2. (Абонемент, абонент) не отвечает.
3. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.
4. (Лесные, лесистые) озера очень красивы.
5. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.
6. В библиотеке есть список (рекомендательной, рекомендованной) литературы.
7. (Жилой, жилищный) фонд города не растет.
8. В нашей школе больше нет (непоправимых, неисправимых) двоечников.
9. На первое – (черепаший, черепаховый) суп.
8. Расставьте недостающие знаки препинания:
Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.
Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.
Герой все время находится в подвесном состоянии.
В этот день я услышала много обидчивых слов.
Любой поступок заслуживает осуждения.
Все вокруг привлекательно: и близкие, и далекие холмы.
Студент быстро освоил материал.
Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом.
В новых кварталах города находятся самые высотные дома.
Она приготовила сытый завтрак.
Болотистый ил является отличным удобрением.
Она пришла в цветистом платье.
Соседний кот важно прошел на кухню.
В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусное вскармливание.
Мы живем в одном доме, но на различных этажах.
В жаркий день приятно походить по теневым аллеям.
На поляне мы увидели высокий земельный холм.
Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережная.
Давайте найдем в себе скрытные резервы и доберемся до вершины.
С особенным удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.
Ему была представлена возможность поехать на юг.
Были проведены отборные соревнования по гимнастике.
На радио пришло письмо, адресат которого характеризует себя так: «Я одинок».
Учиться он не хотел, вот и вырос невежей.
Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование.
Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.
Маяковский стоял у источников нашей поэзии.
Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.
В конце книги был приведен список рекомендательной литературы.
Ключ к поэтическим строкам:
1.В трёх из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
КровоточАщий, дОнельзя, срЕдства, взялАсь, бАлуясь, красивЕйший, вероисповЕдание.
2.1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
выр..стающий
предст..вительный
к..саться
к..мпаньон
м…ндаль
2.2. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
оп…здание
выр…щенный
сат…рический
мот…вировать
2.3. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
обн…влённый
3. Определите 2 предложения, в которых оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
В)ТЕЧЕНИЕ (ПОЛУ)ЧАСА «Меркурий» маневрировал, уклоняясь от губительного огня мощной вражеской артиллерии.
Плот был засыпан (С)ВЕРХУ толстым слоем листьев и опавших метёлок камыша, (ОТ)ЧЕГО по цвету почти ничем не отличался от мутной болотной жижи, расстилающейся вокруг.
(В)НАЧАЛЕ романа герой совершает серьёзные ошибки, ПОТОМУ(ЧТО) ему не хватает жизненного опыта и мудрости.
(ОТ)ТУДА-ТО и доносился лай, (ПО)ПРЕЖНЕМУ злобный и напряжённый.
У Вангура был отличный аппетит. Он БУД(ТО) знал, что ему нужно догнать других лосят, и он старался. Но в росте ВСЁ(РАВНО) отставал.
Песчаники (ПО)НАЧАЛУ имеют цвет охры, по их виду можно догадываться о происходивших здесь (НЕ)КОГДА процессах.
4. Расставьте все недостающие знаки препинания.
5. А определите-ка главные проблемы представленных текстов.
5.1. Артиллеристы отвечали расчетливо и точно. Много искромсанных, обгорелых железных коробок, похожих на вылущенные панцири вареных раков, виднелось во ржи то там, то тут. Теперь уже тихие и не страшные, эти машины с крестами, с драконами, с рысьими мордами, с пиковыми тузами, намалеванными на броне, громоздились по бровке извилистого оврага, темнели в кустарнике лесной опушки, теснились по дороге, наседая одна на другую, точно играли в какую-то жуткую чехарду. К сытному запаху разогретых солнцем хлебов, к терпкому аромату сосновой смолы ощутительно примешивались душная бензиновая вонь, тяжелый смрад горелой краски и пережженного машинного масла.
И все это сделала горстка советских солдат, окопавшихся со своими пушками в тени лесистого холма. Но дорогой ценой расплатились артиллеристы за то, что дали своим частям возможность оторваться от врага.
Среди поверженных сосен, у разбитых, изувеченных пушек лежали защитники высотки.
Околдованный тишиной ночи, тишиной, подобной которой никогда не бывает на земле, я отдавался в ее полную власть. Если бы в этот час выплыла на месяц наяда, — я не удивился бы.
И невыразимое спокойствие великой и безнадежной печали овладело мною. Думал я о том, что всегда влекло меня к себе, — о всех живших на этой земле, о людях древности, которых всех видел этот месяц и которые, верно, казались ему всегда настолько маленькими и похожими друг на друга, что он даже не замечал их исчезновения с земли. Но теперь и они были чужды мне: я не испытывал моего постоянного и страстного стремления пережить все их жизни, — слиться со всеми, которые когда-то жили, любили, страдали, радовались и прошли и бесследно скрылись во тьме времен и веков. Одно я знал без всяких колебаний и сомнений, — это то, что есть что-то высшее даже по сравнению с глубочайшею земною древностью. может быть, та тайна, которая молчаливо хранилась в этой ночи. Утром, когда я открыл глаза и почувствовал, что пароход идет полным ходом и что в открытый люк тянет теплый, легкий ветерок с прибрежий, я вскочил с койки, снова полный бессознательной радости жизни. Я быстро умылся и оделся и, так как по коридорам парохода громко звонили, сзывая к завтраку, распахнул дверь каюты и, весело стуча ярко вычищенными сапогами по трапу, побежал наверх. Улыбаясь, я сидел потом на верхней палубе и чувствовал к кому-то детскую благодарность за все, что должны переживать мы. И ночь и туман, казалось мне, были только затем, чтобы я еще более любил и ценил утро. А утро было ласковое и солнечное, — ясное бирюзовое небо весны сияло над пароходом, и вода легко бежала и плескалась вдоль его бортов.
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. задание №5 Паронимы (теория+тест)
ЕГЭ. РУССКИЙ ЯЗЫК, ЗАДАНИЕ №5
СПЕЦКУРС 10 класс. Лексические нормы (употребляемые слова).
1. Определи, какой частью речи являются слова-паронимы.
2. Внимательно прочитай предложения. Может быть, ты найдешь что-нибудь общее в словах,
которые сочетаются с паронимами.
3. Подумай, от какого слова они могут быть образованы. Возможно, различие содержится именно в основах!
4. Посмотри, какой частью слова отличаются слова: приставкой, суффиксом и т.д.
5. Если возможно, вспомни отличия в значении.
Примеры неправильного употребления паронимов
Доверчивый тон разговора, мягкие манеры подкупали.
(Правильно: Доверительный тон разговора, мягкие манеры подкупали.)
Вдох облегчения.
(Правильно: Вздох облегчения.)
У нас уже годовалый опыт работы.
(Правильно: У нас уже годовой опыт работы.)
Упражнение 1. Выберите нужное слово или словосочетание.
1. В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.
2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.
3. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце.
4. (Экономичный, экономический) эффект превзошел наши ожидания.
5. Этот дом (представляет, предоставляет) нечто похожее на замок.
6. По дороге двигался (конный, конский) отряд.
Упражнение 2. Подберите к словам паронимы.
Глубинный, геройство, гуманный, лакировочный, признание.
Упражнение 3. Из приведенных ниже в скобках слов выберите нужные.
1. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.
2. (Абонемент, абонент) не отвечает.
3. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.
4. (Лесные, лесистые) озера очень красивы.
5. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.
6. В библиотеке есть список (рекомендательной, рекомендованной) литературы.
7. (Жилой, жилищный) фонд города не растет.
8. В нашей школе больше нет (непоправимых, неисправимых) двоечников.
9. На первое – (черепаший, черепаховый) суп.
Упражнение 4. Составьте словосочетания или предложения со словами-паронимами представить и предоставить .
Упражнение 5. Из приведенных паронимов выберите нужное слово.
1. В полку царило воинствующее – воинственное настроение.
2. Все реже встречаются грибные – грибковые заболевания высеянных семян и молодых растений.
3. На этом предприятии не создано никакого запаса овощей для переработки. Консервация – консервирование их ведется из подвозимого сырья, что называется, с колес.
4. Многие наши фильмы получили признание – признательность и наших зрителей, и за рубежом.
5. Город встряхнул – стряхнул оцепенение будней.
Упражнение 6. Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со смешением паронимов.
1. На солнце блестят иголочные кристаллы снежинок.
2. Мы вышли к лесистому озеру.
3. В моей жизни это было самое памятливое событие.
4. Рассвет прояснил гористые берега, открыл море по всему горизонту.
5.Этот человек любит испытывать судьбу, участник всех опасных переходов, одним словом очень рискованный.
6. Стрекочут кузнечики, нестерпимый зной стоит над лугом.
7. На сборочном пункте было много народу, но работы еще не начинались.
Ответ:
Допущены ошибки в предложениях:
1. (Вместо слова иголочные следовало употребить игольчатые ).
2. (Вместо слова лесистому следовало употребить лесному ).
3. (Вместо слова памятливое следовало употребить памятное ).
5. (Вместо слова рискованный следовало употребить рисковый ).
7. (Вместо слова сборочном следовало употребить сборном ).
Упражнение 7. В каком примере лексическое значение слова определено верно ?
1. Дендрарий – сад или парк в котором с научно-опытными целями выращиваются различные виды деревьев, кустарников.
2. Вексель – долгосрочное вложение капитала в какое-либо предприятие, дело.
3. Дебаты – точка зрения, с которой рассматриваются факты, явления, вопросы.
4. Геральдика – раздел науки, изучающий историю монет, медалей.
Ответ: 1
Упражнение 8. Какое из перечисленных ниже слов имеет значение «словесный, устный»?
1. Эпистолярный.
2. Вербальный.
3. Эпический.
4. Прикладной.
Ответ: 2
III. Тренировочный тест.
1. В каком предложении вместо слова ЭФФЕКТИВНОСТЬ нужно употребить слово ЭФФЕКТНОСТЬ?
1) ЭФФЕКТИВНОСТЬ российских методов подготовки космонавтов признана во всем мире.
2) Жюри единогласно отметило ЭФФЕКТИВНОСТЬ выступления хореографического коллектива.
3) Каждое изобретение молодого ученого удивляло своей простотой и ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ.
4) ЭФФЕКТИВНОСТЬ капитальных вложений в сельскохозяйственное производство стала видна очень скоро.
2. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить слово ГУМАНИТАРНЫЙ?
1) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.
2) ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.
3) Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАННОЙ сфере.
4) ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.
3. В каком предложении вместо слова СПАСАТЕЛЬНЫЙ нужно употребить слово СПАСИТЕЛЬНЫЙ?
1) Для него, видимо, это был единственный СПАСАТЕЛЬНЫЙ аргумент.
2) В это время пришел СПАСАТЕЛЬНЫЙ катер и стал спускать под воду водолазов.
3) В разгар пляжного сезона работа СПАСАТЕЛЬНЫХ бригад является особенно напряженной.
4) Прошло несколько секунд, и с теплохода один за другим полетели в море СПАСАТЕЛЬНЫЕ круги.
4. В каком предложении вместо слова СЫТЫЙ нужно употребить слово СЫТНЫЙ?
1) СЫТЫЙ волк смирнее завистливого человека.
2) Сено в стогу – СЫТЫЙ корм скоту.
3) СЫТЫЙ голодного не разумеет.
4) СЫТОЕ брюхо к ученью глухо.
5. В каком предложении вместо слова ОТБОРНЫЙ нужно употребить слово ОТБОРОЧНЫЙ?
1) Первое ружьё у него было фитильное, за которое он заплатил тридцать ОТБОРНЫХ соболей.
2) Всего три месяца назад этот спортсмен дебютировал как солист на ОТБОРНОМ региональном этапе.
3) Петра сопровождала сотня ОТБОРНЫХ солдат.
4) Для выпечки этого сорта хлеба бралась только ОТБОРНАЯ пшеница.
6. Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, равнодушный, находящийся в состоянии глубокого безразличия»?
1) аскетичный
2) скептический
3) хладнокровный
4) апатичный
7. Значение какого слова определено неправильно?
1) ФАСАД – тыловая сторона здания.
2) ИНЦИДЕНТ – случай, происшествие.
3) ПРЕЦЕДЕНТ – случай, имевший ранее место и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода.
4) ИНЕРТНОСТЬ – бездеятельность, неподвижность.
8. Значение какого слова определено неправильно?
1) РЕНЕГАТ – человек, изменивший своим убеждениям и перешедший в лагерь противников; отступник, изменник, предатель.
2) ЭКСПОРТ – ввоз в страну иностранных товаров.
3) ПАРИТЕТ – равенство, равное отношение, одинаковое положение.
4) РАРИТЕТ – редкость.
9. Значение какого слова определено неправильно?
1) КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ – осуществляемый группой лиц.
2) ПРЕСЛОВУТЫЙ – широко известный, заслуживающий положительной оценки.
3) РЕЗЮМИРОВАТЬ – кратко обобщить.
4) КОМФОРТ – бытовые удобства; то, что создает удобства.
10. В каком предложении уместно использовать глагол ОПЛАТИТЬ?
1) … расходы по командировке взялось издательство.
2) За работу директор обещал … товарами, производимыми на заводе.
3) Родина должна … бессмертьем тем, кто отдал ей жизнь на поле боя.
4) За полученный товар следовало … как можно быстрее.
Тренировочный тест.
1. В каком предложении вместо слова ЭФФЕКТИВНОСТЬ нужно употребить слово ЭФФЕКТНОСТЬ?
1) ЭФФЕКТИВНОСТЬ российских методов подготовки космонавтов признана во всем мире.
2) Жюри единогласно отметило ЭФФЕКТИВНОСТЬ выступления хореографического коллектива.
3) Каждое изобретение молодого ученого удивляло своей простотой и ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ.
4) ЭФФЕКТИВНОСТЬ капитальных вложений в сельскохозяйственное производство стала видна очень скоро.
2. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить слово ГУМАНИТАРНЫЙ?
1) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.
2) ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.
3) Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАННОЙ сфере.
4) ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.
3. В каком предложении вместо слова СПАСАТЕЛЬНЫЙ нужно употребить слово СПАСИТЕЛЬНЫЙ?
1) Для него, видимо, это был единственный СПАСАТЕЛЬНЫЙ аргумент.
2) В это время пришел СПАСАТЕЛЬНЫЙ катер и стал спускать под воду водолазов.
3) В разгар пляжного сезона работа СПАСАТЕЛЬНЫХ бригад является особенно напряженной.
4) Прошло несколько секунд, и с теплохода один за другим полетели в море СПАСАТЕЛЬНЫЕ круги.
4. В каком предложении вместо слова СЫТЫЙ нужно употребить слово СЫТНЫЙ?
1) СЫТЫЙ волк смирнее завистливого человека.
2) Сено в стогу – СЫТЫЙ корм скоту.
3) СЫТЫЙ голодного не разумеет.
4) СЫТОЕ брюхо к ученью глухо.
5. В каком предложении вместо слова ОТБОРНЫЙ нужно употребить слово ОТБОРОЧНЫЙ?
1) Первое ружьё у него было фитильное, за которое он заплатил тридцать ОТБОРНЫХ соболей.
2) Всего три месяца назад этот спортсмен дебютировал как солист на ОТБОРНОМ региональном этапе.
3) Петра сопровождала сотня ОТБОРНЫХ солдат.
4) Для выпечки этого сорта хлеба бралась только ОТБОРНАЯ пшеница.
6. Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, равнодушный, находящийся в состоянии глубокого безразличия»?
1) аскетичный
2) скептический
3) хладнокровный
4) апатичный
7. Значение какого слова определено неправильно?
1) ФАСАД – тыловая сторона здания.
2) ИНЦИДЕНТ – случай, происшествие.
3) ПРЕЦЕДЕНТ – случай, имевший ранее место и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода.
4) ИНЕРТНОСТЬ – бездеятельность, неподвижность.
8. Значение какого слова определено неправильно?
1) РЕНЕГАТ – человек, изменивший своим убеждениям и перешедший в лагерь противников; отступник, изменник, предатель.
2) ЭКСПОРТ – ввоз в страну иностранных товаров.
3) ПАРИТЕТ – равенство, равное отношение, одинаковое положение.
4) РАРИТЕТ – редкость.
9. Значение какого слова определено неправильно?
1) КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ – осуществляемый группой лиц.
2) ПРЕСЛОВУТЫЙ – широко известный, заслуживающий положительной оценки.
3) РЕЗЮМИРОВАТЬ – кратко обобщить.
4) КОМФОРТ – бытовые удобства; то, что создает удобства.
10. В каком предложении уместно использовать глагол ОПЛАТИТЬ?
1) … расходы по командировке взялось издательство.
2) За работу директор обещал … товарами, производимыми на заводе.
3) Родина должна … бессмертьем тем, кто отдал ей жизнь на поле боя.
4) За полученный товар следовало … как можно быстрее.
Урок по теме «Паронимы (учимся выполнять задание А2 ЕГЭ по русскому языку)»
Цели:
Ход урока
Меня тревожит встреч напрасность,
Что и ни сердцу, ни уму,
И та не праздничность, а праздность,
В моем гостящая дому.
В повести «Дни и ночи» К. Симонов сопоставляет глаголы вспомнить и помнить, чтобы для читателя стало яснее душевное состояние Сабурова: Вспомнил ли он об Анне в эти дни? Нет, не вспомнил – он помнил о ней, и боль не проходила. Ср. в «Тихом Доне» М. Шолохова: Из дверей сарая, стоявшего в конце двора, вышла сгорбленная, согнутая прожитым и пережитым старуха.
Паронимы широко используются в различных жанрах публицистики, в газетных заголовках, например: Служение, а не служба; Долг и должность и др.
От собственно паронимов принято отличать парономазы (от греч. para «возле» + onomazo «называю» – близкие по звучанию слова, имеющие разные корни: инъекция – инфекции, кларнет – корнет и др.
Паронимы принципиально отличаются от синонимов. При рассмотрении синонимов основное внимание обычно уделяется их смысловому сходству, а при сопоставлении паронимов акцент делается на их смысловом различии.
Задание А2 проверяет умение правильно употреблять слова с учетом их лексического значения и норм лексической сочетаемости.
Образцы тестовых заданий ЕГЭ
В каком предложении вместо слова БОЛОТНЫЙ нужно употребить слово БОЛОТИСТЫЙ?
1) С равнины тянуло горьким миндальным запахом БОЛОТНЫХ цветов.
2) Спасаясь от преследования, полдня ползли на животе по БОЛОТНОЙ низине.
3) Он зажег над столом бра с БОЛОТНОГО цвета шелковым колпачком и стал писать в толстой тетради.
4) Черная БОЛОТНАЯ грязь полетела из-под колес.
Ответ: 2
Упражнение 3. Выберите нужное слово или словосочетание.
1. В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.
2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.
3. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце.
4. (Экономичный, экономический) эффект превзошел наши ожидания.
5. Этот дом (представляет, предоставляет) нечто похожее на замок.
6. По дороге двигался (конный, конский) отряд.
Упражнение 4. Подберите к словам паронимы.
Глубинный, геройство, гуманный, лакировочный, признание.
Упражнение 5. Из приведенных ниже в скобках слов выберите нужные.
1. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.
2. (Абонемент, абонент) не отвечает.
3. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.
4. (Лесные, лесистые) озера очень красивы.
5. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.
6. В библиотеке есть список (рекомендательной, рекомендованной) литературы.
7. (Жилой, жилищный) фонд города не растет.
8. В нашей школе больше нет (непоправимых, неисправимых) двоечников.
9. На первое – (черепаший, черепаховый) суп.
Упражнение 6. Составьте словосочетания или предложения со словами-паронимами представить и предоставить.
Упражнение 7. Из приведенных паронимов выберите нужное слово.
1. В полку царило воинствующее – воинственное настроение.
2. Все реже встречаются грибные – грибковые заболевания высеянных семян и молодых растений.
3. На этом предприятии не создано никакого запаса овощей для переработки. Консервация – консервирование их ведется из подвозимого сырья, что называется, с колес.
4. Многие наши фильмы получили признание – признательность и наших зрителей, и за рубежом.
5. Город встряхнул – стряхнул оцепенение будней.
Упражнение 8. Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со смешением паронимов.
1. На солнце блестят иголочные кристаллы снежинок.
2. Мы вышли к лесистому озеру.
3. В моей жизни это было самое памятливое событие.
4. Рассвет прояснил гористые берега, открыл море по всему горизонту.
5.Этот человек любит испытывать судьбу, участник всех опасных переходов, одним словом очень рискованный.
6. Стрекочут кузнечики, нестерпимый зной стоит над лугом.
7. На сборочном пункте было много народу, но работы еще не начинались.
Ответ:
Допущены ошибки в предложениях:
1. (Вместо слова иголочные следовало употребить игольчатые).
2. (Вместо слова лесистому следовало употребить лесному).
3. (Вместо слова памятливое следовало употребить памятное).
5. (Вместо слова рискованный следовало употребить рисковый).
7. (Вместо слова сборочном следовало употребить сборном).
Упражнение 9. В каком примере лексическое значение слова определено верно?
1. Дендрарий – сад или парк в котором с научно-опытными целями выращиваются различные виды деревьев, кустарников.
2. Вексель – долгосрочное вложение капитала в какое-либо предприятие, дело.
3. Дебаты – точка зрения, с которой рассматриваются факты, явления, вопросы.
4. Геральдика – раздел науки, изучающий историю монет, медалей.
Ответ: 1
Упражнение 10. Какое из перечисленных ниже слов имеет значение «словесный, устный»?
1. Эпистолярный.
2. Вербальный.
3. Эпический.
4. Прикладной.
Ответ: 2
III. Тренировочный тест.
1. В каком предложении вместо слова ЭФФЕКТИВНОСТЬ нужно употребить слово ЭФФЕКТНОСТЬ?
1) ЭФФЕКТИВНОСТЬ российских методов подготовки космонавтов признана во всем мире.
2) Жюри единогласно отметило ЭФФЕКТИВНОСТЬ выступления хореографического коллектива.
3) Каждое изобретение молодого ученого удивляло своей простотой и ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ.
4) ЭФФЕКТИВНОСТЬ капитальных вложений в сельскохозяйственное производство стала видна очень скоро.
2. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить слово ГУМАНИТАРНЫЙ?
1) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.
2) ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.
3) Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАННОЙ сфере.
4) ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.
3. В каком предложении вместо слова СПАСАТЕЛЬНЫЙ нужно употребить слово СПАСИТЕЛЬНЫЙ?
1) Для него, видимо, это был единственный СПАСАТЕЛЬНЫЙ аргумент.
2) В это время пришел СПАСАТЕЛЬНЫЙ катер и стал спускать под воду водолазов.
3) В разгар пляжного сезона работа СПАСАТЕЛЬНЫХ бригад является особенно напряженной.
4) Прошло несколько секунд, и с теплохода один за другим полетели в море СПАСАТЕЛЬНЫЕ круги.
4. В каком предложении вместо слова СЫТЫЙ нужно употребить слово СЫТНЫЙ?
1) СЫТЫЙ волк смирнее завистливого человека.
2) Сено в стогу – СЫТЫЙ корм скоту.
3) СЫТЫЙ голодного не разумеет.
4) СЫТОЕ брюхо к ученью глухо.
5. В каком предложении вместо слова ОТБОРНЫЙ нужно употребить слово ОТБОРОЧНЫЙ?
1) Первое ружьё у него было фитильное, за которое он заплатил тридцать ОТБОРНЫХ соболей.
2) Всего три месяца назад этот спортсмен дебютировал как солист на ОТБОРНОМ региональном этапе.
3) Петра сопровождала сотня ОТБОРНЫХ солдат.
4) Для выпечки этого сорта хлеба бралась только ОТБОРНАЯ пшеница.
6. Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, равнодушный, находящийся в состоянии глубокого безразличия»?
1) аскетичный
2) скептический
3) хладнокровный
4) апатичный
7. Значение какого слова определено неправильно?
1) ФАСАД – тыловая сторона здания.
2) ИНЦИДЕНТ – случай, происшествие.
3) ПРЕЦЕДЕНТ – случай, имевший ранее место и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода.
4) ИНЕРТНОСТЬ – бездеятельность, неподвижность.
8. Значение какого слова определено неправильно?
1) РЕНЕГАТ – человек, изменивший своим убеждениям и перешедший в лагерь противников; отступник, изменник, предатель.
2) ЭКСПОРТ – ввоз в страну иностранных товаров.
3) ПАРИТЕТ – равенство, равное отношение, одинаковое положение.
4) РАРИТЕТ – редкость.
9. Значение какого слова определено неправильно?
1) КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ – осуществляемый группой лиц.
2) ПРЕСЛОВУТЫЙ – широко известный, заслуживающий положительной оценки.
3) РЕЗЮМИРОВАТЬ – кратко обобщить.
4) КОМФОРТ – бытовые удобства; то, что создает удобства.
10. В каком предложении уместно использовать глагол ОПЛАТИТЬ?
1) … расходы по командировке взялось издательство.
2) За работу директор обещал … товарами, производимыми на заводе.
3) Родина должна … бессмертьем тем, кто отдал ей жизнь на поле боя.
4) За полученный товар следовало … как можно быстрее.
Тренировочный тест.
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 4 | 1 | 2 | 2 | 1 |
IV. Задание на дом.Составьте предложения со словами-паронимами далекий-дальний, желанный-желательный, ледовый-ледяной, царский-царственный, явный-явственный.
V. Подведение итогов урока.