Озу что это такое в лесном хозяйстве
Статья 119. Особо защитные участки лесов
Статья 119. Особо защитные участки лесов
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 119 ЛК РФ
1. Особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах.
2. К особо защитным участкам лесов относятся:
1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;
2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;
3) лесосеменные плантации, постоянные лесосеменные участки и другие объекты лесного семеноводства;
4) заповедные лесные участки;
5) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;
6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;
7) объекты природного наследия;
8) другие особо защитные участки лесов, предусмотренные лесоустроительной инструкцией.
3. На заповедных лесных участках запрещаются:
1) проведение рубок лесных насаждений;
2) использование токсичных химических препаратов;
3) ведение сельского хозяйства;
4) разведка и добыча полезных ископаемых;
5) строительство и эксплуатация объектов капитального строительства.
4. На особо защитных участках лесов, за исключением указанных в части 3 настоящей статьи, запрещаются:
Информация об изменениях:
1) проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и случаев, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций;
Информация об изменениях:
2) ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства;
3) строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.
5. На особо защитных участках лесов проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений.
6. На особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
7. Выделение и упразднение особо защитных участков лесов, установление и изменение границ земель, на которых располагаются особо защитные участки лесов, осуществляются решениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией, утвержденной в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Кодекса.
Информация об изменениях:
8. Обязательным приложением к решению о выделении особо защитных участков лесов является текстовое и графическое описание местоположения границ таких земель, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ таких земель или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Озу что это такое в лесном хозяйстве
ЛК РФ Статья 119. Особо защитные участки лесов
(введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 538-ФЗ)
1. Особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах.
2. К особо защитным участкам лесов относятся:
1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;
2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;
3) лесосеменные плантации, постоянные лесосеменные участки и другие объекты лесного семеноводства;
4) заповедные лесные участки;
5) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;
6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;
7) объекты природного наследия;
8) другие особо защитные участки лесов, предусмотренные лесоустроительной инструкцией.
3. На заповедных лесных участках запрещаются:
1) проведение рубок лесных насаждений;
2) использование токсичных химических препаратов;
3) ведение сельского хозяйства;
4) разведка и добыча полезных ископаемых;
5) строительство и эксплуатация объектов капитального строительства.
4. На особо защитных участках лесов, за исключением указанных в части 3 настоящей статьи, запрещаются:
С 01.03.2022 в п. 1 ч. 4 ст. 119 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 301-ФЗ). См. будущую редакцию.
1) проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и случаев, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций;
С 01.03.2022 в п. 2 ч. 4 ст. 119 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 301-ФЗ). См. будущую редакцию.
2) ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства;
3) строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.
5. На особо защитных участках лесов проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений.
6. На особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
7. Выделение и упразднение особо защитных участков лесов, установление и изменение границ земель, на которых располагаются особо защитные участки лесов, осуществляются решениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией, утвержденной в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Кодекса.
С 01.01.2022 в ч. 8 ст. 119 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 304-ФЗ). См. будущую редакцию.
8. Обязательным приложением к решению о выделении особо защитных участков лесов является текстовое и графическое описание местоположения границ таких земель, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ таких земель или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Глава 17. Защитные леса, эксплуатационные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов
ФЗ о страховых пенсиях
ФЗ о пожарной безопасности
ФЗ о государственной гражданской службе
ФЗ о государственном оборонном заказе
О защите прав потребителей
ФЗ о противодействии коррупции
ФЗ об охране окружающей среды
ФЗ о бухгалтерском учете
ФЗ о защите конкуренции
ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности
ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
ФЗ о персональных данных
ФЗ об исполнительном производстве
ФЗ о воинской службе
ФЗ о банках и банковской деятельности
Проценты по денежному обязательству
Ответственность за неисполнение денежного обязательства
Уклонение от исполнения административного наказания
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
Особенности правового положения казенных учреждений
Общие основания прекращения трудового договора
Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Судебный порядок рассмотрения жалоб
Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела
Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Форма и содержание искового заявления
(c) 2015-2021 Законы, кодексы, нормативные и судебные акты
Статья 107 ЛК РФ. Правовой режим особо защитных участков лесов
1. Особо защитные участки лесов выделяются в защитных лесах, эксплуатационных лесах, резервных лесах.
2. На заповедных лесных участках запрещается:
1) проведение рубок лесных насаждений;
2) использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;
3) ведение сельского хозяйства;
4) разработка месторождений полезных ископаемых;
5) размещение объектов капитального строительства.
2.1. На особо защитных участках лесов, за исключением указанных в части 2 настоящей статьи, запрещаются:
1) проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17, частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса;
2) ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства;
3) размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.
3. На особо защитных участках лесов проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений.
4. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Комментарии к ст. 107 ЛК РФ
Комментируемая статья устанавливает правовой режим особо защитных участков лесов. К особо защитным участкам лесов относятся:
1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенные вдоль водных объектов, склонов оврагов;
2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;
3) постоянные лесосеменные участки;
4) заповедные лесные участки;
5) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;
6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;
7) другие особо защитные участки лесов.
Статья устанавливает, что особо защитные участки (ОЗУ) лесов могут выделяться на всех существующих видах лесов, подразделяемых по целевому назначению: в защитных лесах, эксплуатационных лесах, резервных лесах.
Сплошные рубки лесных насаждений на ОЗУ запрещены, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 17 ЛК РФ. В защитных лесах сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций (ч. 4 ст. 17 ЛК РФ).
Выборочные рубки лесных насаждений на ОЗУ допускаются только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений, т.е. в рамках ухода за лесом (ст. 64 ЛК РФ).
В такой разновидности ОЗУ, как заповедные лесные участки, запрещается проведение рубок лесных насаждений. Не совсем ясен смысл п. 3 ст. 107 относительно заповедных лесных участков. Понятно, что на заповедных лесных участках запрещается проведение сплошных рубок, но относительно выборочных рубок в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений не ясно, относится ли запрет (п. 2 комментируемой статьи) рубок лесных насаждений на заповедных лесных участках, в том числе на все виды выборочных рубок.
Лесной кодекс РФ 1997 г. прямо не перечислял перечень ОЗУ. Тем не менее данный институт лесного законодательства существовал. Выделение ОЗУ производилось исходя из народно-хозяйственного значения лесов, их местоположения, выполняемых функций и технико-экономического обоснования по соответствующим признакам и нормативам в соответствии с Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 30 декабря 1993 г. N 348 (с изм. и доп. от 27 мая 1997 г.), которым утверждены Основные положения по выделению особо защитных участков леса; Приказом Рослесхоза от 29 марта 1994 г. N 68 (с посл. изм.), которым утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств об отнесении лесного фонда к группам лесов и категориям защитности. В законодательстве отсутствовали ограничения по группам лесов, в которых возможно было выделять ОЗУ. ОЗУ не выделялись в лесах, отнесенных к категориям защитности, в которых установлен аналогичный или более строгий режим ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, чем в ОЗУ.
В соответствии с действующим законодательством ОЗУ могут быть расположены:
на землях лесного фонда (в защитных лесах и эксплуатационных леса);
на землях иных категорий земель, если леса, расположенные на данных категориях земель, отнесены к защитным лесам (ст. 10, 102 настоящего Кодекса).
ЛВПЦ и законодательство
Будучи относительно новым, на самом деле понятие ЛВПЦ не содержит в себе ничего принципиально нового, по крайней мере, для России. Необходимость сохранения части лесов от интенсивной промышленной эксплуатации осознана уже очень давно, причем далеко не только в среде защитников природы. Для этих целей предусмотрено, например, создание особо охраняемых природных территорий (ООПТ), формы которых закреплены в федеральном законодательстве. Лесные заповедники и заказники, защитные леса, особо защитные участки леса и др. – все это по сути своей ЛВПЦ, или близкие к ним понятия. Но в рамках концепции ЛВПЦ все эти леса объединены одним общим термином, общей идеологией и общей практической методологией их выделения, что, несомненно, большой шаг вперед.
Целью применения концепции ЛВПЦ не является увеличение количества охраняемых территорий. Однако выявление ЛВПЦ может помочь оценить существующую региональную сеть охраняемых территорий, чтобы понять, включает ли она все ключевые ценные природные объекты региона. Следовательно, применение концепции ЛВПЦ содействует выявлению пробелов в сети охраняемых территорий и может помочь сформулировать предложения по ее оптимизации.
Многие природоохранные разработки, в том числе российские, легко «переводятся на язык» концепции ЛВПЦ. Таковы, например, многочисленные региональные ООПТ и их региональные сети, включающие как существующие ООПТ, так и планируемые. Принципы проектирования ООПТ и формирования их сетей во многом сходны с идеями концепции ЛВПЦ или, по крайней мере, ей не противоречат. В некоторых регионах этих сетей и систем (при условии своей полной реализации) достаточно для сохранения биологического разнообразия, что и является одной из основных задач концепции ЛВПЦ.
В российском лесном законодательстве также предусмотрено очень многое для охраны лесов, но чтобы сохранить все биоразнообразие лесных экосистем этого мало. Примерное соответствие между типами ЛВПЦ и государственными формами охраны лесов (защитные леса, ОЗУ) можно прочитать в разделе «ЛВПЦ и государственные меры по охране лесов» (вставить гиперссылку)
ЛВПЦ и государственные меры по охране лесов
В российском лесном законодательстве предусмотрено очень многое для охраны лесов, но чтобы сохранить все биоразнообразие лесных экосистем этого мало. В те времена, когда создавалась российская система нормативных актов в сфере лесопользования, ценность биоразнообразия и необходимость принятия специальных мер для его сохранения была еще не до конца осознана. К тому же развитие рынка лесной продукции вносит свои коррективы – потребители из развитых стран все настойчивее требуют сохранения биоразнообразия, в том числе старовозрастных (девственных, малонарушенных) лесов. Такую задачу наше лесное хозяйство перед собой никогда не ставило – наоборот, малоосвоенные леса до сих пор рассматриваются как основной резерв расширения лесозаготовок.
Так, согласно Лесному кодексу в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием подлежат освоению только так называемые защитные леса (ст.12 п.4), при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. Кроме того, могут выделяться особо защитные участки леса (ОЗУ) в целях сохранения защитных и иных экологических функций лесов, расположенных на таких участках, с установлением в них соответствующего режима ведения лесного хозяйства и использования лесов (п. 36 Лесоустроительной инструкции, утвержденной 12.12.2011 г.). В рамках концепции ЛВПЦ защитные леса и ОЗУ могут быть отнесены к различным типам и подтипам ЛВПЦ (см. ниже).
Соотношение между государственными мерами по охране лесов в виде создания особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и сохранения местообитаний редких и находящихся под угрозой исчезновения видов см. в разделе «ЛВПЦ и законодательство».