Озон логистика что это
Ozon преобразуют в логистическую платформу
Игорь Бахарев
Компания Ozon приняла решение поменять модель работы со своими партнёрами. В 2020 году компания начнет функционировать по принципу логистической платформы. Основную часть заказов будут доставлять логистические партнеры Ozon. При этом число штатных агентов доставки Ozon и объем доставляемых ими заказов резко сократятся.
Подобный подход много лет успешно используют гиганты мирового eCommerce, напоминают в Ozon: сейчас свыше 80% заказов Amazon доставляется с участием партнеров, Alibaba на 100% использует партнерскую доставку.
Что изменится в самой компании
В связи с переходом на платформенную модель будет проведены сокращения: оптимизируют сеть агентов по доставке по всей стране.
Cейчас в штате Ozon около тысячи курьеров. Большинство из них работает в крупных городах — Москве и Петербурге. В остальных городах заказы привозят нанятые службы доставки. Сколько именно курьеров останется в штате после оптимизации, в компании не сообщают. Напомним, что не так давно курьеры Ozon устроили массовую забастовку и организовали профсоюз.
В рамках трансформации службы доставки Ozon стандартизирует свой автопарк и перейдет на фургоны единой модели. Унификация парка повысит точность планирования нагрузки и качество сервиса и позволит еще вырастить показатель своевременной доставки, обещают в компании.
Что изменится для селлеров Ozon
С «технической» точки зрения для селлера ничего не изменится, потому что свои товары он передает Ozon, а компания, будучи платформой, уже консолидирует товары в заказы, распределяет потоки доставки и несет ответственность перед клиентом и селлером за товары и заказы. Напомним, что в последнее время в Ozon делают всё возможное, чтобы простимулировать селлеров отказаться от отгрузок со своих складов.
В компании напоминают, что для селлеров в регионах очень важно наличие «точек сброса», куда они могут доставлять свои товары. Это может быть фулфилмент-центр, сортировочный центр или пункты выдачи заказов. В связи с этим, в 2020 году маркетплейс будет активно расширять фулфилмент-инфраструктуру в регионах. В частности, компания планирует открывать новые логистические хабы и сортировочные центры.
Кроме того, будет развиваться инфраструктура последней мили, пункты выдачи. Для этого Ozon в декабре 2019 объявил о запуске «логистического маркетплейса» и специальной программе по открытию партнерских пунктов выдачи, брендированных Ozon.
Развитие инфраструктуры последней мили продолжается ежедневно. Например, 17 января появилась информация о том, что компания разместит сеть собственных постаматов в переходах метро Новосибирска.
Андрей Павлович, директор цепи поставок Ozon:
Небольшой мануал о том, как настроить на Ozon’e (RFBS) метод доставки через интегрированные туда, транспортные компании
Доброго времени суток, информацию, которая будет ниже можно найти в свободном доступе на самом маркетплейсе и прочих ресурсах.
Но вчера звонит мне мой менеджер из ТК, через которую я доставляю товар. К слову у меня два метода доставки одна служба-партнёр и собственно сама Озон.Логистика. Говорит мол у его коллег менеджеров из их ТК есть клиенты которые работают с Ozon, но не знают как настроить метод доставки так чтобы поставлять через их cлужбу. Конечно меня это немного удивило, спросил что от меня то нужно, говорит: «Помоги…-те»).
Помощь заключается в пошаговых действиях, подкрепленных скринами с отметками куда тыкать.
Думаю раз уж селлеры которые уже залезли в удивительный мир Маркетплейсов, не знают как что сделать, то надо помочь и начинающим продавцам которые здесь ищут какую нибудь полезную инфу для себя.
По итогу за это в награду дали бесплатных доставок на 500 Р-. Правда пока не увидел их в личном кабинете: ) Может потом вычтут из общей суммы отправлений.
Собственно порядок действий
1. На главном экране выбираем пункт «Логистика»
2. В открывшемся окне нажимаем «Добавить склад»
3. Выбираем как это теперь называется RFBS.
4. Заполняем все пункты в выпавшем окне.
5. Тут то и выбираем с какой службой будем работать, так же можно выбрать сторонние службы, или самодоставку (актуально для крупногабаритки по городу, если можно доставить своими силами).
Ниже скрин следующего экрана после выбора нужной ТК.
7. Далее придумываем название складу и максимально время отгрузки для него, у меня время стоит по максимуму (17:00)
После всего этого, вопрос к разработчикам Озона: «Почему нельзя удалить склад после его создания, если туда даже не добавлялся товар?» Портят они картину в меню)
Спасибо. Пожалуйста если кому было полезно.
Подскажите, выбрал я интегрированную в озон службу доставки ДПД, пришел заказ, перевел из сборки в отгрузку и дальше не понимаю что делать, нет кнопки распечатать штрихкод как было раньше, появилось добавить трек номер. Служба озон говорит везите в ДПД так без штрихкода-чувствую у нас так не примут.
Спасибо за ответ. Ни где нет информации по этой интеграции.
Вот на оф.сайте ozon вроде та же инфо размещена, но у Вас это всё описано человеческим языком!))) Спасибо! Очень чётко и информативно. И главное, в тему. Как раз изучаю этот вопрос.
Вам спасибо за обратную связь, значит не зря писал. Если есть вопросы по данной теме, всегда помогу чем смогу, не гуру, но что-то знаю.)
Александр, вопросы есть. Ozon пишет:
«Для покупателей стоимость доставки определяем по правилам платформы и по ним же компенсируем продавцам часть затрат. Это значит, что самостоятельно брать с покупателя плату за логистику у вас не получится.»
Не могу найти размеры этой компенсации. Точнее, формулу для ее расчета. Можете ли Вы поделиться цифрами или подсказать, где смотреть?
Denis, если вы выбрали одну из служб доставки предоставленных Ozon: Boxberry, Dpd и т.д., то доставку до покупателя оплачиваете Вы, её никто не компенсирует, поэтому маленький совет чтобы понимать какую цену выставлять на свой товар, закладывая туда доставку берите сумму из Пункта «Комиссии и услуги FBS» отметил ее на картинке чёрным цветом (это способ доставки через сам Ozon), эта сумма примерно равна сумме Комиссии и Доставки через вашу выбранную ТК.
Зелёным отметил доставку через выбранные нами ТК, как видите там написано Комиссия + доставка, подразумевается что она (доставка) как раз и будет вычтена с нашей продажи.
P.S. несколько раз когда мне компенсировали доставку это тот случай когда я доставлял товар сам по городу. Компенсация составляла 50 р.
Александр, спасибо за ответ! Все сомнения развеяны 🙂
Подскажите, возникло несколько вопросов:
1. на сайте ДПД мы заполняем заказ в графе «оформить заказ»?
1.1 заполнять все в ручную? в чем интеграция то?
2. ни где не указано что это заказ с озона?
3. выбирать опцию «от дери к двери»?
4. тариф такой же как на озоне «PCL OPTIMUM»?
5. получается мы заплатим комиссию на сайте озон за доставку 400 рублей и на сайте ДПД в зависимости от массы и расстояния?
Здравствуйте! Возможно вы поможете мне, у нас методы доставки попали в архив, не знаете ли вы как достать их от туда?
Здравствуйте, этим вопросом не задавался, полагаю можно просто в этом же складе тогда добавить новый метод доставки и скопировать настройки со старого, дел 1 минута.
Если вы хотите увидеть архивные методы которые были то нажмите на 3 точки справа от названия склада и выберите » Показать архивные методы».
Можно так же попросить службу поддержки достать его и архива, может они смогут.
К сожалению, они нас неделю игнорируют по этому поводу
Как перейти в IT из другой сферы? Как разработать курс, которому нет аналогов? Как студенту получить максимум пользы от занятий? Рассказывает преподаватель OTUS Сергей Окатов, руководитель курсов «Kotlin Backend Developer» и «Kotlin Developer. Basic».
Ozon трансформируется в логистическую платформу
Компания Ozon заявила о планах трансформировать службу доставки.
В течение 2020 года компания перейдет на работу по модели логистической платформы. Это означает, что бОльшую часть заказов будут доставлять партнеры — предприятия малого и среднего бизнеса, которые благодаря этому смогут создать тысячи рабочих мест по всей стране. Число штатных агентов доставки Ozon и объем доставляемых ими заказов в общем объеме будет незначительным.
Подобный подход много лет успешно используют гиганты мирового e-commerce: сейчас свыше 80% заказов Amazon доставляется с участием партнеров, Alibaba на 100% использует партнерскую доставку.
Такая модель позволит быстро масштабировать доставку в условиях экспоненциального роста — Ozon в последние 1,5 года растет более чем на 80% — и гибко управлять мощностями в пиковые моменты спроса, которые сегодня происходят почти каждый месяц. Она даст возможность запускать курьерскую доставку в населенных пунктах любого размера, а также простимулирует развитие небольших логистических бизнесов в стране, которые в свою очередь позволят рынку e-commerce расти еще быстрее. К 2025 году российский e-commerce вырастет в 3 раза, при этом основным барьером роста является недостаток инфраструктуры — страна сегодня находится только на 75 месте в мировом рейтинге развития логистической инфраструктуры Наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, хранением и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до про производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, и материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.
Переход на платформенную модель приведет к оптимизации штата — она будет постепенно затрагивать агентов по доставке по всей стране. Компания предусмотрела для таких сотрудников максимально комфортные условия при расторжении трудовых договоров. В то же время развитие платформенной модели создаст тысячи рабочих мест на предприятиях малого и среднего бизнеса в десятках городов — они смогут работать не только для Ozon, но и для всего рынка электронной коммерции.
Как Ozon развивает логистику
Как Ozon развивает логистику
Степан Гусамов, директор по инвестициям и развитию инфраструктуры компании Ozon, о том, что могут и чего не могут роботы, работающие на складах, и о других трендах в логистике для e-commerce.
Сегодня доля электронной торговли в общем обороте отечественного ретейла пока не превышает 5,5%, а в регионах на онлайн-торговлю и вовсе приходится порядка 1,5-2%. При этом e-commerce — самый быстрорастущий сегмент ретейла в России, ежегодно он растет на 20-30%, потенциал его развития в нашей стране очень большой.
Интернет-площадка Ozon растет в 3 раза быстрее рынка — в последние 1,5 года более чем на 80%. Сейчас мы ежедневно доставляем более 130 тыс. посылок, а в декабре (в высокий сезон) — более 280 тыс. заказов в сутки. Около 94% всех заказов клиенты получают вовремя — для рынка онлайн-торговли это достаточно высокий показатель, но не идеальный. Например, у Amazon, на который мы ориентируемся, он составляет 96% и в некоторые месяцы доходит до 98%. Это значит — нам есть куда расти.
Новый центр был спроектирован на основе анализа товарной матрицы: ассортимент там сортируется в зависимости от размера, веса и химических свойств. В декабре 2019 года Хоругвино уже обрабатывало порядка 70 тыс. заказов в сутки, а в течение 2020 года фабрика начнет работать в полную силу. Таким образом Ozon закроет порядка 10% от общей потребности российского рынка e-commerce в инфраструктурелогистики.
Также в связи с бурным развитием формата маркетплейсов сейчас происходит перестройка инфраструктуры для обслуживания продавцов. И регионы в этом смысле имеют наибольший потенциал. Поэтому крупные игроки e-commerce и логистические компании будут создавать там крупные центры. Мы, в частности, в ближайшие 1,5-2 года планируем открыть не менее пяти фулфилмент-фабрик в регионах, из которых самая удаленная будет расположена в Новосибирске.
Развитие нашей логистики идет в русле рыночных трендов. Я бы выделил три основных.
Роботы и люди
Сейчас много говорится о роботизации складов. Это, безусловно, актуальная тема, но у того же Amazon роботизировано только порядка 30% складов, хотя работу по автоматизации интернет-площадка начала еще в 2012 году. По факту многие роботы не в состоянии эффективно работать с предметами определенных форм и габаритов — робот не умеет собирать заказ, который состоит, например, из удочки и небольшой коробки печенья, а значит, мультикатегорийным игрокам пока сложно применять их на 100%. У Ozon, например, уже более 5 млн SKU — очевидно, что все эти товарные наименования разных размеров, цветов и фасонов, и, чтобы обучить машины качественно распознавать и обрабатывать такое количество заказов, потребуется немало времени и денег. Для примера, тот же Amazon не собирается роботизировать 100% своих складов, тем более что в ряде случаев человек работает качественнее машины. Сейчас на своих фулфилмент-фабриках Ozon использует автоматическую сортировку и автоматическую упаковку для части заказов. При этом мы смотрим на успешный опыт зарубежных игроков и сейчас, к примеру, прорабатываем ряд технологий, которые значительно повышают скорость и эффективность работы комплектовщиков, консолидаторов и сортировщиков.
Склады под заказчика
Ozon быстро развивается, поэтому при выборе партнеров на складском рынке для нас важны скорость и возможность build-to-suit (строительство склада под конкретные задачи и заказчика), когда подрядчик оборудует помещение, подстраиваясь под специфику рынка e-commerce и нашу мультикатегорийность. Вместе с быстрым ростом самой площадки растут и наши требования к складским мощностям — это касается и энергетической эффективности, и стандартов пожарной безопасности, и возможности более эффективно использовать объемы складских помещений. Также очевидно, что важный фактор для бизнеса — скорость доставки. Российский клиент, особенно в мегаполисах, хочет получить товар на следующий день, максимум через день. Поэтому сейчас при поиске мощностей под новые распределительные комплексы для нас очень важна физическая близость склада к городу — для нас это расстояние до 30 км. Наша задача на ближайшую перспективу — присутствовать в классических транзитных точках: Екатеринбурге, Казани, Петербурге, Краснодаре, Новосибирске, Ростове-на-Дону.
Партнеры большие и маленькие
Очевидно, что своими силами обеспечить инфраструктуру логистики по всей России сложно, поскольку это займет много времени и потребует огромных инвестиций. Быстрый рост инфраструктуры возможен только совместными усилиями e-commerce-игроков, логистических компаний, омниканальных ретейлеров, а также малого и среднего бизнеса в регионах.
Один из примеров — наше сотрудничество с Х5 Retail Group. В прошлом году мы заключили с ними соглашение о стратегическом партнерстве. Оно предполагает установку 4 тыс. постаматов и открытие 2 тыс. пунктов выдачи заказов (ПВЗ) в ближайшие 2 года в магазинах «Пятерочка». Соглашение также предусматривает выдачу посылок Ozon на кассах магазинов «Пятерочка», через постаматы и ПВЗ партнеров дочерней структуры Х5 «ОМНИ» и использование логистического решения Х5 для доставки заказов Ozon до магазинов.
Мы также сотрудничаем с компанией «Обувь России» и используем магазины сети как пункты выдачи заказов — сейчас точки выдачи есть в 117 локациях сети. В 2020 году мы планируем увеличить количество таких точек в регионах.
Для того чтобы обеспечить доступность миллионов товаров для населения, в конце 2019 года мы запустили логистический маркетплейс. Он позволяет небольшим компаниям и предпринимателям в регионах открывать пункты выдачи заказов, развивать сеть постаматов, а также оказывать курьерские услуги для Ozon.
В течение 2020 года мы планируем целиком перейти на работу по модели логистической платформы. Это означает, что большую часть заказов будут доставлять партнеры — предприятия малого и среднего бизнеса, которые благодаря этому смогут создать тысячи рабочих мест по всей стране. Подобный подход много лет успешно используют гиганты мирового e-commerce: сейчас свыше 80% заказов Amazon доставляется с участием партнеров, Alibaba на 100% использует партнерскую доставку.
Такая модель позволит нам быстро масштабировать доставку в условиях активного роста нашей площадки и гибко управлять мощностями в пиковые моменты спроса, которые сегодня возникают почти каждый месяц. Она даст возможность запускать курьерскую доставку в населенных пунктах любого размера, а также простимулирует развитие небольших бизнесов логистики в стране, которые в свою очередь позволят рынку e-commerce расти еще быстрее.
В январе у Ozon (без учета отделений «Почты России») было порядка 16,5 тыс. точек выдачи заказов по всей стране. Собственных — примерно половина. За 2019 год сеть доставки выросла в 3 раза.
Способы доставки Ozon
Способы доставки Озон предлагает достаточно разные, в зависимости от того, какой системой удобно пользоваться клиенту. Все указанные далее варианты актуальны для любых населенных пунктов на территории РФ. Для того, чтобы выбрать наиболее подходящий способ доставки по стоимость и сроку хранения, рекомендуем ознакомится с данной статьей.
Способы доставки Озон
Доставка через Озон может осуществляться следующими способами:
Сроки хранения товара
Товар хранится на точке получения от 2 до 5 дней. Есть возможность продлить срок хранения заказа, если написать в чат Ozon.
При выборе точки получения будут показаны только те пункты, которые способны выдать посылку. Если нет нужного пункта, то он не способен работать с такими заказами из-за их размера, веса и так далее.
Минимальный срок хранения: 2 дня. Максимальный не указан.
Вес заказа не может быть больше 15 килограмм вместе с его упаковкой. Ограничения по габаритам: 34*38*58 см. Стоимость заказа не должна превышать сумму в 40 тысяч рублей. Кроме того, такой метод не дает возможность примерить товар или оформить частичный отказ.
Доставляется сразу по указанному клиентом адресу.
Курьер дает 15 минут на примерку товара. Допускается частичный отказ. Следует учитывать, что сотрудник Ozon потребует от получателя документы, удостоверяющие личность.
Нельзя поставить товар в Бурятию и Магаданскую область. Забрать заказ можно в определенных точках. Не допускается примерка и частичный отказ.
Общий вес товара: до 20 кг.
Доставляется сразу по указанному клиентом адресу.
Нельзя примерить и частично отказаться.
Стоимость Озон доставки
На стоимость доставки влияет множество разных факторов, начиная от суммы доставки и заканчивая текущим статусом пользователя в Ozon. Но больше всего на цену влияет то, где находится получатель.
Курьерская доставка: 249 рублей.
Доставка в пункты выдачи и постаматы: 99 рублей.
Курьерская доставка: 349 рублей.
Доставка в пункты выдачи и постаматы: 149 рублей.
Курьерская доставка: 799 рублей.
Доставка в пункты выдачи и постаматы: 524 рубля.
К каждой территории-зоне относятся разные населенные пункты. Стоимость доставки может варьироваться в широких пределах в зависимости также от цены заказанных товаров, их веса и так далее. Конкретную сумму платежа можно посмотреть непосредственно при оформлении заказа.
Как выбрать способ доставки
Выбрать способ доставки товара можно при оформлении заказа. Одним из последних пунктов как раз и будет вариант доставки товара клиенту. Выглядит он так:
Следует учитывать тот факт, что далеко не все способы доставки актуальны для всех регионов. Если какой-то из вариантов недоступен, значит он не поддерживается Озоном в данной части России. Удобно то, что сразу же можно посмотреть стоимости доставки, в зависимости от выбранного варианта доставки товаров.
Как отследить заказ
Отслеживать заказ и сроки доставки товара можно разными способами, в зависимости от выбранного варианта:
Если появилась информация, что товар уже доехал до города, в котором он должен быть получен, то с клиентом свяжутся примерно в течение 1-2 дней. В редких случаях заказ доставляется дольше заранее определенного срока (проблемы с логистикой, плохие дороги, поломки техники и так далее, причин может быть очень много). Если сроки вышли, есть смысл связаться со службой поддержки Ozon и уточнить ситуацию.
Как изменить доставку
Интернет-магазин Ozon не дает возможности изменять способ доставки, дату и время. Если возникли проблемы и клиент не в состоянии получить товар в указанном месте и в заявленный срок, рекомендуется отменить уже отправленный заказ и оформить новый, уже на новую дату и время.
Зато есть возможность продлить срок хранения в пунктах выдачи компании Ozon. Это можно сделать в личном кабинете. Следует учитывать тот факт, что это актуально только для фирменных пунктов выдачи. Если забирать товар планируется у компаний-партнеров (например, в Связном или МТС), то тут продлевать сроки хранения нельзя. Придется отменять заказ и оформлять новый.
Как оформить бесплатную доставку
У интернет-магазина Ozon есть услуга бесплатной доставки. Доступна она тем пользователям, у которых есть Premium статус. Кроме того, нередко стоимость доставки прямо связана с ценой товаров, входящих в заказ. Подробнее об этом можно прочитать тут.