Оксо что это в профстандарте
Оксо что это в профстандарте
Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2003
Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2003 утрачивает силу с 1 июля 2017 года, в связи с изданием Приказа Росстандарта от 08.12.2016 N 2007-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора специальностей по образованию (ОКСО) ОК 009-2016».
Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2003
утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.09.2003 N 276-ст
дата введения 01.01.2004
Структура кодового обозначения включает шесть цифровых десятичных знаков и имеет вид:
1, 2-й знаки соответствуют укрупненным группам специальностей и направлений подготовки;
3, 4-й знаки соответствуют направлениям подготовки;
5, 6-й знаки соответствуют специальностям.
Блок наименования ОКСО содержит наименования укрупненных групп специальностей и направлений подготовки; направлений подготовки; специальностей.
Блок дополнительных классификационных признаков содержит информацию о квалификации, присваиваемой по направлению подготовки и/или по специальности.
Квалификация по направлению подготовки и/или специальности высшего и среднего профессионального образования определяет уровень обученности, подготовленности к выполнению определенных профессиональных задач.
Для 1-го разряда кода квалификации, характеризующего уровень образования с учетом принятых в Российской Федерации уровней образования, используются следующие значения:
Для 2-го разряда кода квалификации, характеризующего уровень квалификации, используются следующие значения:
— для среднего профессионального образования:
— для высшего профессионального образования:
Как понять, соответствует ли образование работника профстандарту?
Важным вопросом, который волнует сегодня тех, кто переходит на профстандарты является то, как сопоставить образование работника и требуемое образование в профессиональном стандарте.
Почти в каждом профессиональном стандарте указано наименование направления (специальности), требуемое для выполнения данного вида работ.
Напомним, что направление указывается в дипломах бакалавра или магистра, специальность в дипломах специалистов.
Для удобства обозначения направлений (специальностей) образования используется Общероссийский классификатор специальностей образования (ОКСО).
Например, профессиональный стандарт «Бухгалтер», 5-й уровень квалификации, обобщенной трудовой функции 3.1 ссылается на ОКСО 38.00.00 укрупненной группы «Экономика и управление»:
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
Служащие по бухгалтерским операциям и учету
Бухгалтер (средней квалификации)
Экономика и управление
Ищем в ОКСО соответствующую позицию в разделе II«Специальности среднего профессионального образования» под кодом 38.
Экономика и управление
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Страховое дело (по отраслям)
Операционная деятельность в логистике
Коммерция (по отраслям)
Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Соответственно к работе бухгалтера по Обобщенной трудовой функции 3.1 допускается работник, имеющий образование по направлениям из вышеприведенной таблицы.
Тогда мы сравниваем направление (специальность) в дипломе у нашего бухгалтера с требуемым по профстандарту, и делаем выводы о его соответствии требованиям профессионального стандарта.
И подобным образом можно сопоставить наименование направления или специальности по диплому об образовании с требованиями профессионального стандарта для любого сотрудника.
Рассмотрим еще пример.
Профессиональный стандарт «Специалист по организации капитального ремонта многоквартирного дома».
Для выполнения Обобщенной трудовой функции 3.1 предусматриваются следующие виды образования по ОКСО:
Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Сервис домашнего и коммунального хозяйства
В данном случае нам даны прямо сразу названия направлений, которые должны быть прописаны в дипломе у соискателя, что упрощает задачу.
Именно такие разделы присутствуют в разделе II«Специальности среднего профессионального образования».
Но не все профстандарты такие. Часто кадровику или самому соискателю должности необходимо сверять код профессионального стандарта с кодом ОКСО, так как расшифровки направлений в профстандарте не прописаны.
Как расшифровать коды ОКСО и понять, соответствует ли образование работника требованиям профессионального стандарта
Если вы задались целью понять, соответствует ли ваш образовательный ценз профессиональным стандартам (а это необходимо в некоторых случаях, например в рамках Постановления Правительства
№ 584), то нужно выполнить следующие шаги.
1. Определяемся с профессиональным стандартом. Профстандарт пишется на вид деятельности, поэтому мы отталкиваемся от того, что делает работник, когда выбираем профстандарт (а не от должности, как думают многие).
Может возникнуть ситуация, когда работник выполняет функции, подходящие под два (или более) профстандарта, и тогда он должен соответствовать по образовательному цензу всем этим профстандартам.
2. Профстандарт, как известно, состоит из обобщенных трудовых функций. Выбираем внутри нужного нам профстандарта (или профстандартов) соответствующие деятельности работника обобщенные трудовые функции.
3. Внутри обобщенной трудовой функции (ОТФ) есть код ОКСО (Общероссийский классификатор специальностей образования), который показывает точное наименование специальности (направления), по которой работник должен пройти обучение. Специальность присваивалась на специалитете, направления соответствуют бакалавриату и магистратуре. В учебных заведениях наименование специальности или направления всегда присваивается в соответствии с кодами действующего на данный момент ОКСО.
Например, в профстандарте «Специалист по управлению рисками» ОТФ 3.2 соответствует вот такое ОКСО:
Это означает, что у бухгалтера образование может быть любым из укрупненной группы 5.38.00.00. Расшифровку укрупненной группы можно посмотреть в ОКСО. Этот документ есть в свободной версии Консультанта.
1. Необходимо обратить внимание на уровни образования. Они указаны справа напротив каждой ОТФ.
С 1-го по 4-й включительно – рабочие профессии, с 5-го – профессии служащих.
Теперь о трудностях, с которыми сталкиваются работники при приведении образовательного ценза в соответствие профстандартам, и путях их решения.
Первая проблема или вопрос. Что делать, если по рассматриваемому виду деятельности профстандарт относит профессию к служащим, а единый квалификационный справочник – к рабочим (или наоборот)?
Если речь идет о государственном учреждении или любой организации, на которую распространяется профстандарт, то мы учитываем информацию профстандарта. Если речь идет о коммерческой организации, то, если она добровольно перешла на профстандарты, учитываем информацию из них. Если не перешла, то берем информацию об уровне квалификации из любого документа (ЕКС или профстандарт). Главное, чтобы ссылка на него было в должностной инструкции.
При этом необходимо помнить, что в российской правовой традиции, если есть два одинаковых документа одного статуса, но разного срока издания, то наиболее сильным документом является последний.
Так что лучше при наличии профстандарта в любом случае ориентироваться на него.
Вторая проблема, с которой сталкиваются работники. Что делать, если профстандарт старый и шифр ОКСО в нем не соответствует современному ОКСО?
Для этого используем так называемый переходник старого ОКСО в новый.
Третья проблема. Что делать, если образование не соответствует по названию коду ОКСО?
В этом случае можно для простоты обучиться на программе профессиональной переподготовки (минимум 250 часов) и получить диплом установленного образца.
Если речь о рабочей специальности, то можно пройти профессиональное обучение с выдачей свидетельства.
Профпереподготовка или профобучение дадут возможность работать по нужному направлению.
Но тут надо помнить об исключении: для юристов и медиков такой путь переквалификации невозможен. Им необходимо иметь только базовое образование по нужному направлению.
При этом, если направление образования совершенно не соответствует, то учиться надо немедленно. Если же не соответствует формулировка из-за того, что постоянно менялись коды ОКСО, но по сути образование соответствует направлению, то переобучаться желательно, но жестких требований к этому нет. Например, специальность «Экономика и управление на предприятии в машиностроении» напрямую отсутствует. Сегодня есть направление «Экономика» и укрупненная группа «Экономика и управление». Соответственно, желательно работнику, претендующему на выполнение видов деятельности из укрупненной группы по экономике и управлению, переобучиться.
При анализе кадрового состава целесообразно разделить работников на тех, для кого обучение крайне необходимо в силу того, что направление по диплому совершенно не совпадает с ОКСО, и тех, переобучение которых может подождать, и их отправлять учиться по мере возможности.
Четвертая проблема. Если направление обучения не совпадает с шифром ОКСО, а профиль (или специализация) совпадают, можно ли считать образовательный ценз соответствующим требованиям ОКСО?
С юридической точки зрения профиль или специализация ни на что не влияют. Образовательный ценз оценивается только по уровню и наименованию. Например, автору статьи довелось разбирать ситуацию, когда работница одного учреждения образования, имея базовое образование педагогическое, поступила на второе высшее образование в магистратуру по направлению по шифру ОКСО
При этом программа назвалась: Экономика и управление образовательным учреждением.
Какое образование на выходе – экономическое или педагогическое? В соответствии с шифром ОКСО образование педагогическое, наименование программы магистратуры не влияет на квалификационные характеристики с точки зрения законодательства.
Профессиональные стандарты под микроскопом: часть 2
Покой нам только снится: структура профстандартов
Здравствуйте, дорогие читатели сайта 2kk.info!
В прошлый раз, я писала про обязанность ведения профессиональных стандартов, кто еще не читал, вот ссылка на статью
Профессиональные стандарты под микроскопом: часть 1
сегодня продолжаем тему.
В соответствии с реестром на сайте Минтруда РФ, на конец декабря 2015 года утверждено ровно 804 профессиональных стандартов (из первоначальных 800 запланированных), хотя 213 из них еще не прошли государственную регистрацию Минюстом РФ.
На примере четырех профессиональных стандартов (выбирала по принципу, на кого взгляд упадет):
можно подробнее рассмотреть, что же собой представляют профессиональные стандарты.
Итак, каждый профессиональный стандарт состоит из следующих разделов:
1 Раздел: Общие сведения
Наименование вида профессиональной деятельности, определяемого разработчиком стандарта с учетом ОКВЭД и ОКЗ, код заполняемый Минтрудом РФ:
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Группа занятий по ОКЗ (общероссийский классификатор занятий):
Обратите внимание! С 01 июля 2015 года действует новый ОКЗ (утв. Приказом Росстандарта от 12.12.2014 г. № 2020-ст.), соответственно в профстандартах до этой даты коды и группировка по занятиям могли быть изменены.
Отнесение к видам экономической деятельности по ОКВЭД:
2 Раздел: Описание трудовых функций
(функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Этот раздел интересен тем, что вся работа по определенной должности, профессии разделена как на обобщённую трудовую функцию, так и на конкретные трудовые функции в рамках обобщенной, с указанием уровня квалификации. Это как бы общий раздел, который дает представление о ПС по какой-либо должности (профессии), потом уже каждая трудовая функция (далее т/ф) рассматривается отдельно и более подробно. Уровни квалификации, как я писала ранее, указываются в соответствии с приказом Минтруда РФ от 12.04.2013 г. № 148н, и идут в профстандартах от низкого (1) к высшему (9).
Профессиональный стандарт секретаря
(всего 4 обобщенные трудовые функции (на изображении показаны 2)
Третий уровень квалификации предполагает планирование и выполнение работы под руководством, а также проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач, пятый уровень квалификации предполагает деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуаций и ее изменений.
Профессиональный стандарт бухгалтера
(всего 2 обобщенные трудовые функции)
Пятый уровень квалификации бухгалтера предполагает выполнение работы, требующей самостоятельного анализа ситуации и ее изменений, шестой уровень квалификации главного бухгалтера – работа, предполагающая определение задач не только собственной работы, но и подчиненных для достижения цели.
Профессиональный стандарт повара
(всего 4 обобщенные трудовые функции (на изображении показаны 2)
Профессиональный стандарт фотографа:
(всего 4 обобщенные трудовые функции (на изображении показано 2)
Обобщенные трудовые функции расположены в профессиональных стандартах снизу вверх, сначала идет работа, предполагающая более низкую квалификацию, потом — нарастающе, более высокую.
Обобщенных т/ф может быть любое количество не только две, четыре, как в рассматриваемых мною профстандартах, например, в профессиональном стандарте социального работника всего одна обобщенная трудовая функция, в ПС педагога целых десять.
Трудовых функций в рамках обобщенных тоже может быть разное количество, в зависимости от конкретной должности (специальности, профессии), например, в том же профессиональном стандарте бухгалтера – три трудовых функций в рамках первой обобщенной, во второй же обобщенной уже пять.
Т.е. обобщенная трудовая функция, это совокупность связанных между собой трудовых функций помельче, которые в свою очередь подразделяются на конкретные трудовые действия работника (указываются в третьем разделе ПС).
3 Раздел: Характеристика обобщенных трудовых функций
Раздел составляет основную часть любого профессионального стандарта, т.к. в нем каждая обобщенная трудовая функция делится на трудовые функции в рамках обобщенной (первоначально указаны в разделе 2), которые в свою очередь подразделяются на конкретные трудовые действия. Также в этом разделе указываются необходимые знания и умения для работника и некоторые другие дополнительные характеристики.
Наименование и код обобщенной трудовой функции, уровень квалификации (идентичны графам в разделе 2);
Происхождение обобщенной т/ф (оригинал, заимствована из оригинала), реквизиты первоисточника в случае заимствования;
Если в ПС обобщенная трудовая функция указана впервые — ставится отметка «оригинал». Если же в ПС обобщенная трудовая функция взята из другого профстандарта (первоисточника), то ставится отметка «заимствована из оригинала».
Возможные наименования должностей по каждой обобщенной трудовой функции (т.е. взяты из всего третьего раздела ПС):
Профессиональный стандарт «секретаря»
Профессиональный стандарт бухгалтера
Профессиональный стандарт повара
Профессиональный стандарт фотографа
В своих неопубликованных рекомендациях, Минтруд РФ рекомендует называть должность в соответствии с одной обобщенной трудовой функцией (в рамках одного профстандарта) с учетом специфики работы у конкретного работодателя и ч. 2 ст. 57 ТК РФ («льготные» должности, ограничения).
Если же работник выполняет работу по разным должностям (профессиям), т.е. разным обобщенным т/ф, то наименование должности (профессии, специальности) устанавливается по выполняемой работе более высокого уровня квалификации.
Требования к образованию и обучению.
Требования к опыту практической работы.
Особые условия допуска к работе.
Другие характеристики.
Дополнительные характеристики (ОКЗ, ОКСО, ОКПДТР, ЕКС).
Все эти требования прописываются по каждой обобщенной трудовой функции, давайте рассмотрим их на примере профессионального стандарта «секретаря» (специалиста по организационному и документационному обеспечению управления организацией) и бухгалтера.
Еще раз напоминаю, требования к квалификации обязательны, только если эти требования содержатся в федеральных законах, нормативно-правовых актах, в других случаях, их нужно использовать в качестве основы для своих дальнейших действий и решений.
Требования к образованию и обучению, опыту практической работы
Профессиональный стандарт секретаря
Особых условий, допуска по этой должности (профессии) не имеется, соответствующие коды и группировки по ОКЗ, ОКПДТР, ЕКС также указаны в дополнительных характеристиках этого раздела, нас же интересуют коды по ОКСО (классификатор специальностей по образованию), т.е. эти те специальности (направления), по которым можно получить высшее или среднее профессиональное образование, а соответственно и диплом.
Так, исходя из ПС «секретаря», помощник руководителя должен иметь:
При отсутствии профильного образования по указанным направлениям, необходимо иметь дополнительное профессиональное образование. Согласно закону «Об образовании» под ним понимается, повышение квалификации (не менее 16 часов), профессиональная переподготовка (не менее 250 часов).
Здесь стоит отметить, что пока остаются неясности, в правильном чтении требований к квалификации в профессиональных стандартах (их одновременное наличие или же выбор, исходя из ситуации). Такую неясность можно рассмотреть на примере профессионального стандарта бухгалтера, с учетом слов представителя Минтруда РФ Масловой М.С., кому как не этому министерству знать всю правду о профессиональных стандартах.
Так к должности бухгалтера профстандарт предъявляет следующие требования:
Указанные требования многие прочитали так:
(1 вариант): Бухгалтер должен иметь среднее профессиональное образование по направлению «Экономика и управление» или дополнительное профессиональное образование по специальным программам и опыт работы не менее трех лет.
(2 вариант): Бухгалтер должен иметь среднее профессиональное образование по направлению «Экономика и управление» и дополнительное профессиональное образование по специальным программам и опыт работы не менее трех лет.
Заметьте, опыт работы есть в обоих вариантах.
Представитель Минтруда говорит так:
Бухгалтер должен иметь среднее профессиональное образование по специальности «Экономика и управление», все! Опыт работы, дополнительное образование – не обязательно.
Если же образование бухгалтера не соответствует направлению «Экономика и управление», то обязательно требуется наличие дополнительного профессионального образования по специальным программам и опыт работы не менее трех лет в области учета и контроля.
Если же образования по данному направлению нет вообще, то обязательно требуется опыт работы не менее трех лет в области учета и контроля.
Все потому, что с внедрением профессиональных стандартов, стали забываться квалификационные справочники, которые продолжают действовать и по сей день. Конечно, и отсутствие понятного, исключающего всякую двусмысленность, документа по конкретному применению ПС, их правильному чтению, также сыграло роль и до сих пор играет.
Так Единый квалификационный справочник к должности бухгалтера (без категорий) предъявляет следующие требования:
Вывод: каждый профессиональный стандарт нужно рассматривать в первую очередь с точки зрения обязательных требований к квалификации, прописанных в федеральных законах и нормативно-правовых актах. При отсутствии таких требований, работодатель может взять требования из профессиональных стандартах за основу, с учетом квалификационных справочников, особенностей конкретной трудовой функции, задач, деятельности.
Особые условия допуска к работе:
В рассматриваемых профессиональных стандартах (секретаря, бухгалтера, повара, фотографа) особые условия допуска к работе имеются только в двух: бухгалтера и повара.
Так по должности главного бухгалтера указывается, что в отдельных экономических субъектах к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться дополнительные требования.
По всем должностям ПС повара требуется наличие медицинской книжки; прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством РФ порядке. Возраст от 18 лет (при производстве блюд, напитков и кулинарных изделий с использованием алкоголя).
Помимо указанных, особыми условиями также могут быть:
Трудовые действия, необходимые знания и умения, другие характеристики
Указываются по каждой конкретной трудовой функции в рамках обобщенной. Если обобщенная т/ф раскрывается тремя конкретными трудовыми функциями, значит, все эти разделы указываются по три раза.
Для упрощения информации и отсутствия «простыней», возьмем первую обобщенную трудовую функцию (А) из профстандарта бухгалтера.
Эта обобщенная т/ф включает в себя ТРИ конкретные трудовые функции, каждая из которых раскрывается определенными трудовыми действиями, знаниями, умениями.
1. Принятие к учету первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта:
2. Денежное измерение объектов бухгалтерского учета и текущая группировка фактов хозяйственной жизни:
3. Итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни:
Как вы видите, основную часть любого профессионального стандарта составляет расширенное описание трудовых функций, знаний, умений.
В своих проектах документов по применению профессиональных стандартов Минтруд РФ рекомендует в обязанностях работника (прим. 2kk.info: в самом трудовом договоре или в должностной инструкции) указывать именно трудовые действия из профстандартов, т.к. они в полной мере раскрывают работу по определенной трудовой функции (в рамках обобщенной т/ф).
NEW : В проекте разъяснений 2016 года Минтруд РФ уже добавляет, что в должностных обязанностях можно указывать не только трудовые действия, но трудовые функции, содержащиеся как в одном, так и в нескольких профстандартах.
Кроме, случаев, предусмотренных федеральными законами, с учетом Трудового кодекса РФ, специфики деятельности, работодатель может также:
Стоит еще раз акцентировать внимание, что в соответствии с трудовым законодательством менять трудовую функцию работника без его согласия нельзя.
Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе изменение трудовой функции работника, возможно по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ).
За исключением трудовой функции работника, условия трудового договора также могут быть изменены по инициативе работодателя (с уведомлением работника за 2 месяца), по причинам, связанным с изменением организационных и технологических условий труда, и когда невозможно сохранить прежние условия трудового договора.
Исходя из судебной практики, не является изменением трудовой функции работника — конкретизация его обязанностей в должностной инструкции в пределах обязанностей, указанных в квалификационных справочниках, причем суды не обращают внимания, что указанные справочники являются рекомендуемыми. Какая будет судебная практика в связи с вступлением в силу профессиональных стандартов, при условии их необязательности, покажет время.
Суммируем сказанное:
С первого взгляда кажется все сложным, но если внимательно прочитать профессиональный стандарт по нужной должности (профессии, специальности), то все разложится по полочкам, как надо. Бездумно переписывать из профессионального стандарта все трудовые функции, действия не требуется, во-первых, в большинстве своем профессиональные стандарты — обобщенные по нескольким должностям и профессиям, т.е. комплексные документы, во-вторых, необходимо ориентироваться на специфику конкретной организации и требуемой работы по должности, в-третьих, ориентироваться на федеральные законы, нормативно-правовые акты, закрепляющие обязанность применения ПС.