Окр религиозное что делать
Страх, сомнения и ритуалы: что такое обсессивно-компульсивное расстройство и как оно лечится
Обсессивно-компульсивное расстройство или невроз навязчивых состояний — самое сложное для лечения тревожное расстройство. По статистике, оно диагностируется лишь у 2-3% людей в мире, так как люди стесняются признаваться в проблеме даже близким. Однако ОКР сильно влияет на качество жизни и может незаметно привести к тяжелой депрессии.
Почему возникает, как протекает и лечится обсессивно-компульсивное расстройство, Profilaktika Media рассказала клинический психолог Светлана Малышева.
ЧТО ТАКОЕ ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНОЕ РАССТРОЙСТВО И КАК ЧАСТО ОНО ВСТРЕЧАЕТСЯ?
Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) или невроз навязчивых состояний — самое сложное для лечения из всех известных тревожных расстройств. Однако диагностируется оно лишь у 2-3% людей в мире. Почему? Человек стесняется говорить о проблеме даже с близкими, а тем более — обращаться за помощью к психологу и психотерапевту. Хотя вокруг нас много людей с разными психическими заболеваниями, с которыми можно качественно жить в обществе.
Обсессивно-компульсивное расстройство обычно проявляется в 20-25 лет. У мужчин — до полового созревания, у женщин — ближе к 20-ти годам. Также ОКР иногда наблюдается у детей и подростков.
КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНОЕ РАССТРОЙСТВО?
При ОКР человека мучают навязчивые мысли (обсессии) и действия (компульсии), которые он не может остановить. Например, мысли об угрозе загрязнения собственного тела: человек помыл руки, вышел из ванной, и ему кажется, что он уже грязный. Идея чистоты становится очень важной, и всё время крутится в голове, как заезженная пластинка, которая не выключается и мучает человека. Ему приходится придумывать всевозможные ритуалы, чтобы себя успокоить: «Если я помою руки пять раз перед выходом на улицу, значит, они точно будут чистые». Как говорит психотерапевт Мехмет Сунгур: «Человек с ОКР моет не руки, он моет мысли».
Чем больше человек с ОКР следует ритуалам, тем больше он подтверждает фобию, которая лежит в основе расстройства. Постоянно моя руки, человек подтверждает мысль о том, что микробы его убьют, если. он прямо сейчас не вымоет руки. Порочный круг закрепляется, цикл замыкается.
Человек с ОКР не может остановиться — он постоянно миксует мысли в голове, старается держать под контролем внешний мир. Если что-то идет не так — может испытывать эмоции, с которыми не справляется и снова начинает придумывать какие-то ритуалы.
В основе ОКР также лежит ощущение некой угрозы и постоянные сомнения в том, всё ли человек сделал для того, чтобы что-то случилось или, наоборот, не произошло. Человек все время сомневается, берет на себя сверхответственность за всё, что может с ним произойти, проявляет чрезмерную настороженность. Например, бесконечно проверяет, выключены ли розетки дома, чтобы предотвратить замыкание и пожар, которые он представляет как угрозу.
Человек с ОКР считает себя ключевым звеном в цепи любых, даже внешних, не зависящих от него событий. Ему кажется — если он может представить худший исход в голове, значит, должен сделать что-то, чтобы его избежать.
ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ОКР?
Последователи Фрейда считали, что задержка ребенка на анальной стадии развития (сложности с приучением к туалету и фиксация на анальной стадии) может свидетельствовать о том, что у человека разовьется ОКР, но современные исследования не проверяли этот тезис.
Неофрейдисты говорили, что возникновение ОКР связано с самооценкой — чем ниже самооценка у человека, тем больше вероятность развития у него того или иного расстройства, в том числе, ОКР.
Бихевиористы отмечали, что поведение человека и расстройства — это выученный шаблон.
ОКР — это совокупность факторов, совпавших в определенный период жизни человека. Эти факторы может спровоцировать любая ретравматизация, повторное травмирование.
КОГДА И КАК ДИАГНОСТИРУЕТСЯ ОКР?
Прежде всего — не надо ставить себе диагноз, это делает только специалист!
Нам очень часто приходится не подтверждать диагноз, а поддерживать человека словами: «Подождите, у Вас сложный период в жизни, страдать — это нормально! Это не про диагноз, это объективно сложно!». И человек удивляется: «Надо же! Я думал, я больной!».
Важна точечная диагностика!
Мы можем назвать человека склонным к навязчивости, но не поставить ему диагноз «обсессивно-компульсивное расстройство». И уже следующий вопрос — станет ли такое состояние патологическим, приобретет ли клинические проявления.
Согласно руководству по диагностике и статистике психических заболеваний (DSM), мы ставим ОКР в случае, если навязчивое поведение занимает у человека больше часа в день. Если меньше часа, то нужно понять, склонен ли человек по своему характеру к навязчивостям или это конкретное расстройство.
К сожалению, в лечении обсессивно-компульсивного расстройства люди часто пользуются не научными методами (эзотерика, энергокоучинг), хотя здесь должна работать медицина.
С расстройствами и подозрениями на расстройства очень важно обращаться именно к врачу — к психиатру или психотерапевту. Только он может поставить диагноз. Например, я, как клинический психолог, диагноз поставить не могу. Я могу только заметить, что что-то не в порядке, и тут же направить своего пациента на консультацию к доктору.
Любое тревожное расстройство способно настолько вымотать человека, что у него могут появиться суицидальные мысли. Если человек не справляется с эмоциями, не видит перспективы, к ОКР может присоединиться депрессия, когда человек не выходит из дома или моет руки до крови. Это очень выраженная степень патологии, когда человеку нужна помощь, и чем раньше она придет, тем меньше будет риск суицида.
МОЖНО ЛИ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ОКР?
ОКР — это хронический вид заболевания. Однако навыки, приобретенные во время психотерапии, остаются с человеком навсегда. Задача пациента — не избежать «откатов», а научиться использовать эти навыки и быстрее возвращаться в норму.
Когнитивно-поведенческая терапия показывает 50-80% эффективности в лечении ОКР, и это очень хороший, признанный во всем мире результат. В сложных ситуациях психотерапия объединяется с медикаментозной поддержкой, и это тоже очень важный момент, так как тревожные расстройства имеют под собой и нейробиологическую базу, а значит, важно учитывать нюансы работы нейромедиаторов головного мозга. Лечение ОКР — это ювелирная работа!
Нет универсального пути, как помочь разным людям с ОКР. То, что может работать с позиции психологического инструментария с одним пациентом, может не работать с другим. Это совместная работа со специалистом через выстраивание доверительного контакта.
Мы часто предлагаем всевозможные поведенческие эксперименты, чтобы доказать человеку, что его мысли дисфункциональны, нереалистичны, что такое «магическое» мышление, забирает у него энергию и силы, мешает ему жить.
Как может быть устроен такой эксперимент?
К моменту его проведения у нас с пациентом уже выстроен психотерапевтический контакт. Человек доверяет специалисту, он знает, что не одинок. В таких условиях сначала мы можем просить пациента только представить в голове, как он, например, трогает грязную купюру и прикладывает её к лицу — такое действие может вызывать у человека жуткую тревогу и реальный страх.
Иногда специалисты пишут документ (обязательство), что они берут на себя всю ответственность, например, за выключенный утюг в доме пациента.
Человеку кажется: если он может представить себе худший возможный вариант развития событий (не выключенный утюг, пожар), то он должен что-то сделать, чтобы его предотвратить. Он словно становится ответственным за то, что только представляет себе в голове. «Если я могу себе это представить, значит я несу ответственность за последствия». Заключая такой контракт, специалист будто «берет» эту ответственность на себя и снимает ее с пациента.
Можно придумать много поведенческих экспериментов, и они будут показывать человеку, что действие, которое его пугает, на самом деле не так страшно, как кажется.
Это поэтапная работа с четким прослеживанием переживаний, это научение, в процессе которого у человека выстраивается новый стиль реагирования и новые нейронные связи, которые мы закрепляем с помощью поведенческих экспериментов, когнитивного подхода, работы с мыслями.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РАССТРОЙСТВО ВЕРНУЛОСЬ?
Когда мы работаем с каким-то расстройством в парадигме когнитивно-поведенческой терапии, обычно это краткосрочная терапия. У нас нет задачи «подсадить» пациента на себя – мы верим, что человек способен справляться сам и быть ответственным за свое здоровье, психическое в том числе. Поэтому сначала проводятся регулярные встречи, а потом мы увеличиваем временной интервал между ними, можем перейти на поддерживающую терапию, например, раз в месяц или в три месяца.
Задача специалиста — обучить пациента определенным навыкам, потренировать их и отпустить жить свою уже изменившуюся в лучшую сторону жизнь.
ЕСЛИ ВЫ ЗАМЕТИЛИ СИМПТОМЫ ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНОГО РАССТРОЙСТВА У СЕБЯ ИЛИ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА.
Если человек замечает, что его поведение выходит за рамки нормального, мысли или ритуалы становятся навязчивыми и влияют на качество жизни, то стоит обратиться к специалисту. Это может быть врач-психиатр или психотерапевт.
Статьи на Profilaktika Media — это экспертные материалы о доказательной медицине и онкологии. Каждый из них полезен и важен множеству людей и может пригодиться вам или вашим близким. Пожалуйста, поддержите нас и нашу работу — оформите регулярное или разовое пожертвование.
Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)
Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) – это разновидность невротического заболевания, при котором у человека появляются навязчивые мысли (обсессии) помимо его воли.
Навязчивые мысли тягостны для человека, так как в большинстве случаев противоречат его жизненным правилам и убеждениям. Пытаясь справиться с беспокойством, люди с обсессивно-компульсивным расстройством начинают регулярно предпринимать различные, часто нелогичные действия (компульсии), которые называются ритуалами.
В зависимости от частоты возникновения обсессий и компульсий, различают три условных типа ОКР. При первом виде расстройства у человека преобладают навязчивые мысли, при втором – ритуалы. Также существует форма обсессивно-компульсивного расстройства, при котором обсессии и компульсии проявляются в равной степени.
Симптомы ОКР
ОКР проявляется триадой симптомов, которые проявляются в определенной последовательности и взаимосвязаны между собой. Первым признаком расстройства являются мысли негативного содержания, вторым – различные ритуальные действия. К третьему, более позднему проявлению этого расстройства относится избегающее поведение, которое является методом приспособления к первым двум симптомам.
Характер навязчивых мыслей при ОКР
Обсессии при ОКР могут принимать различную форму (отдельных слов, фраз или предложений), но при этом всегда отличаются негативным содержанием, что провоцирует у человека тревогу.
В зависимости от содержания, различают следующие типы навязчивых идей при обсессивно-компульсивном расстройстве:
Как проявляются навязчивые действия при ОКР
Для того чтобы справиться с беспокойством, человек начинает предпринимать те или иные действия. Некоторые поступки логически связаны с навязчивыми мыслями, которые им предшествовали. Например, если человек боится микробов, он начинает часто мыть руки (в некоторых случаях, по 20 – 30 раз в день). Но существуют и ритуалы, которые не имеют никакой связи с обсессиями. Так, распространенной формой компульсии является раскладывание вещей по замысловатой схеме, у которой нет очевидного объяснения. Некоторые люди при возникновении навязчивых мыслей считают, что для того, чтобы с ними справиться, им следует 25 раз щелкнуть пальцами. Также компульсии могут включать и какую-нибудь умственную деятельность, например, счет до 10 или повторение определенных слов. При этом человек всегда осознает, что проводимые ритуалы нелогичны, поэтому старается скрывать их от окружающих.
Наиболее распространенные ритуальные действия при ОКР:
Избегающее поведение при ОКР
Одной из важных характеристик обсессивно-компульсивного расстройства является цикличность проявления, и усиление тяжести симптомов. Навязчивые мысли с каждым разом становятся все негативнее, а ритуалы перестают приносить облегчение, несмотря на то, что усложняются.
Чтобы избавиться от страхов, человек начинает избегать ситуаций, которые с его точки зрения, их провоцируют. Так, при боязни загрязнения, люди начинают реже выходить на улицу, а на поздних этапах заболевания перестают покидать пределы своей комнаты. Опасаясь навязчивых импульсов или других видов обсессий, человек перестает общаться с друзьями и коллегами. Может доходить до того, что люди с ОКР запрещают даже самым близким родственникам подходить к ним.
При отсутствии компетентной и своевременной помощи, обсессивно-компульсивное расстройство снижает качество жизни человека и ведет к развитию различных психологических и физиологических проблем. В залоге успешной борьбы с ОКР лежит установление истинных причин появления навязчивых мыслей и их коррекция.
Причины обсессивно-компульсивного расстройства
Специалисты выделяют три категории причин, которые могут спровоцировать развитие обсессивно-компульсивного расстройства. В первую группу входят физиологические факторы, во вторую – внешние обстоятельства, в третью – особенности характера.
Самым весомым физиологическим фактором в развитии ОКР является наследственность. Согласно медицинской статистике, предрасположенность к данному расстройству значительно увеличивается, если кто-либо из родственников человека уже сталкивался с навязчивыми мыслями и ритуальным поведением.
Тут нужно уточнить, что сама по себе наследственность редко выступает в роли основной причины ОКР. В большинстве случаев расстройство проявляется тогда, когда этот фактор дополняется стрессами и особенностями характера.
Речь идет о событиях в жизни человека, которые повлекли за собой отрицательные эмоциональные переживания, то есть стресс.
Стресс может быть как кратковременного воздействия (смерть близкого человека, авария), так и продолжительного влияния (регулярные конфликты дома, на работе).
Наиболее распространенные факторы, которые приводят к ОКР:
Следует отметить, что самостоятельно тот или иной стрессовый фактор не может стать причиной развития симптомов этого расстройства. Психотравмирующее событие является пусковым механизмом, под влиянием которого обостряются «дремлющие» проблемы, часто полученные человеком еще в детстве.
У многих людей отрицательные мысли возникают по несколько раз на день, но только у некоторых они превращаются в навязчивые идеи, которые становятся серьезной проблемой и мешают жить полной жизнью. Например, многих женщин, которые занимаются воспитанием детей, время от времени посещают мысли о том, что они не справятся с воспитанием или по незнанию причинят вред своему ребенку. Если такие предположения развиваются на фоне других, «спрятанных» в подсознании проблем, женщина начинает преувеличивать значение собственных мыслей и думать, что действительно является угрозой для своего малыша. Навязчивые идеи начинают возникать все чаще и чаще, и под их влиянием она может начать совершать определенные действия (те самые ритуалы) для того, чтобы избавиться от навязчивых идей и как-то защитить ребенка.
В большей степени обсессивно-компульсивному расстройству подвержены люди с некоторыми особенностями характера, база для которых закладывается еще в детском возрасте.
Особенности характера, которые увеличивают вероятность развития ОКР:
Как очевидно из вышесказанного, ОКР развивается под влиянием не одного, а группы различных факторов. Поэтому в залоге успешной борьбы лежит комплексный подход, который затрагивает как текущие ситуации, так и обстоятельства, которые человек пережил в детстве.
Последствия ОКР
Последствия обсессивно-компульсивного расстройства проявляются как на эмоциональном, так и на физическом уровне, затрагивая все значимые аспекты жизни человека. Навязчивые размышления (умственная жвачка) приводит к снижению интеллектуальных способностей. Человек становится менее внимательным, утрачивает способность концентрироваться и принимать правильные решения. Все это приводит к проблемам на работе, в личных отношениях и других сферах жизни.
Часто обсессии сопровождаются чувством вины, стыда, тревоги, и нередко приводят к депрессиям. Так как в организме все процессы взаимосвязаны, эмоциональные нарушения влекут за собой ухудшение физического состояния.
Помощь при обсессивно-компульсивном расстройстве
Залогом успешной борьбы с этим расстройством является комплексный подход, который требует проработки многих аспектов жизни человека. Ведущим методом терапии при ОКР является работа с психотерапевтом. В отдельных случаях – требуется консультация психиатра и назначение медикаментов.
Работа психотерапевта состоит из нескольких этапов и начинается с установления контакта с человеком, который обратился за помощью. Затем специалист определяет истинные причины появления навязчивых мыслей и проводит работу по их коррекции. Также психотерапевт обучает человека, страдающего ОКР, различным методикам, которые увеличивают устойчивость к стрессу.
В Центр психологической помощи обратился подросток с ОКР. В ходе работы было выяснено, что причиной, запустившей заболевание, была психологическая травма, травля мальчика одноклассниками. Не имея возможности найти поддержку в семье поскольку, по словам отца «настоящие мужики не ноют и сами решают свои проблемы», 16летний Алеша (пусть так зовут нашего героя) остался один на один со своей тревогой и напряжением, мысли о школе буквально преследовали его, вскоре и появились странные ритуалы. Мама испугалась изменений в поведении и эмоциональном состоянии сына, поэтому привела его к психотерапевту.
Работа велась и над отношениями в семье, и над способами и методами снятия напряжения и над установками, которые не позволили молодому человеку обратится за помощью к взрослым. Через несколько месяцев работы удалось справится с ОКР, значительную роль в этом сыграло и то, что с помощью консультаций психотерапевта отец пересмотрел свою позицию и выразил готовность оказывать поддержку сыну в сложных для него ситуациях.
Также в фокусе работы психотерапевта с клиентом, страдающим ОКР могут быть:
Только такой многоуровневый подход к работе с обсессивно-компульсивным расстройством приносит положительные и устойчивые результаты. Также необходимо отметить, что на успешность терапии большое влияние оказывает своевременность обращения к психотерапевту.
Наша группа ВКонтакте
Наша группа в Facebook
Fidem в Instagram
Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда
Религиозный ОКР
Религиозный ОКР
Религиозное ОКР
В прямом смысле религиозное обсессивно-компульсивное расстройство не существует. Правильнее было бы его называть греховным, исходящим из наущения. Что это такое и чем является. В определённый момент к человеку в голову приходят мысли о том, что он должен что-то совершить, что связано с религией. К примеру, прочитать молитву определённое количество раз или перевесить иконы, или молиться именно перед определённой иконой, определённым образом. Можно подумать, что ничего плохого в этом нет.. Почему бы не молиться перед определённой иконой определённым образом? Дело в том, что такие навязчивые идеи обычно выглядят так: «Если я не помолюсь именно так, то заболею страшной болезнью и умру».
Религиозное ОКР характеризуется развитием навязчивых мыслей, воспоминаний, связанных с религией
Особенности расстройства
Человек, который относится к какой-то религиозной культуре, сразу поймёт, что это наваждение или наущение, плод действия бесов или собственного сознания, не важно даже чего или кого, но уж точно не от Бога идущее. Не может Бог насылать болезней по той причине, что кто-то не выполнил какого-то ритуала.
Лама может предложить читать молитву 108 раз, но не в форме «Или 108 раз или нет тебе места в Дхарме и вообще на Земле, гори в аду!». Православный священник может рекомендовать молитву какому-то святому, но не в виде «Молись, или бери верёвку и вешайся!». Если же такое случится, то это будет означать, что что-то недоброе случилось с ними самими.
Ничего религиозного в этом нет
Итак, религиозное ОКР — это невроз, расстройство, которое не имеет отношения к вере или убеждениям духовно зрелого человека. Сам факт того, что в голову пришли какие-то мысли ни о чём не говорит. На них можно попросту не обращать внимание. Как пришли, так и уйдут. Человек с расстройством психики отличается как раз тем, что он не может не обращать внимание, попадает в зависимость от них и начинает им подчиняться.
Сама по себе потенциальная возможность впасть в зависимость от каких-то идей в истории время от времени эксплуатировалась в каких-то корыстных целях. К примеру, в период так называемого раскола в православной церкви, который был искусственно инспирирован в политических целях. Простые же прихожане не вдавались в тонкости геополитических процессов, которые происходили на Руси. Для них всё свелось к внешней, чисто обрядовой стороне. В результате количество перстов и поза во время церковного богослужения превратились в автономный внутренний культ. Вместо того, чтобы думать про Бога люди думали про пальцы, а правильное и неправильное поведение в момент молитвы стало превращаться в своеобразный синдром.
Люди с ОКР не осознают у себя наличие расстройства. Это и является одним из самых важных критериев при диагностировании и выявлении степени тяжести.
Если кто-то искренне считает, что ему весь день будет везение, если он с утра три раза постучит костяшками пальцев по стене и страдает, мучается, боится чего-то в те дни, когда с утра забыл это сделать, то прогноз при обсессивно-компульсивном расстройстве делать ещё рано. Не осознали наличие расстройства сегодня — это не говорит о том, что это в принципе невозможно. Всё дело в мотивациях и желании… Допустим, что психотерапевт не со второго, но с третьего сеанса всё же умудрился донести до пациента, что это навязчивость и с ним нужно бороться с помощью определённых методов. К примеру, расслабления и игнорирования. Многое тут зависит в том, что произойдёт завтра. Что сделает человек? Скажет себе, что пусть навязчивость, но я всё равно на всякий случай выполню свой личный ритуал, или однозначно начнёт от него отказываться и как?
Религиозное ОКР никоим образом не связано с верой или духовными убеждениями человека
Человек умеет очень ловко водить себя за нос. Существуют столь изобретательные люди, что умудряются одной компульсией замещать другую. Вместо того, чтобы три раза стучать костяшками пальцев — некоторые способны считать до 100. И сами себе очень убедительно врут, что таким образом можно расслабиться и не выполнять этот глупый ритуал с постукиванием. Хотя на самом деле одна компульсия заменилась другой.
ОКР — это зависимость
Религия в этой связи сложна тем, что ставит задачу выполнять какую-то духовную работу, которая так или иначе связана с ритуалом, хоть в самой маленькой степени. Поэтому очень легко возникает зависимость от чего-то. Однако даже её наличие ещё не говорит о расстройстве. Во многом присутствие болезненных проявлений связано с уровнем дискомфорта и ощущением счастья, удовлетворённости. Ни одна зависимость не делает людей счастливыми. Это только непьющие думают, что алкоголику для счастья достаточно бутылки. Бутылки ему всегда не достаточно, а счастливым его сделало бы умение взять синдром под контроль и не пить вовсе.
То же самое можно сказать про обсессивно-компульсивное расстройство. В МКМ-10 оно справедливо относится к ананкастным расстройствам личности. А свойствами таких являются:
ОКР нередко характеризуется склонностью к излишнему перфекционизму и увлечению деталями
Как раз то, что никогда не даст почувствовать себя счастливым человеком. ОКР и алкоголь на самом деле очень похожи. Если отнять у зависимого то, что вызвало зависимость, то он сразу же почувствует страдание. Этот хитрый абстинентный синдром ломки при невозможности быть в зависимости и становится основным препятствием в лечении. От ОКР удаётся избавиться только тем, кто этого очень хочет, кто имеет для этого внутреннюю мотивацию. Встречаются такие пациенты достаточно редко. Чаще всё происходит наоборот, люди даже ищут каких-то доказательств пользы в наличии личных ритуалов, утверждают будто звездам, страдающим обсессивно-компульсивным расстройством, это помогло в творчестве и пытаются им в этом подражать.
Расстройство — это и есть расстройство
Здесь мы сталкиваемся с одним интересным феноменом. Он связан с тем, что психическим расстройствам приписывается то, чего в них нет. К примеру, иногда шизофрению выдают за болезнь гениев, а параноики подаются гениями, творческими людьми с утончённой духовной конституцией. На самом деле это совершенно не так. В целом шизофрению можно рассматривать вообще не отклонением или нарушением, но способом актуализации личности. С большой натяжкой, но с этим как-то согласиться можно, но только до тех пор, пока речь не идёт о параноидальных формах проявления. В действительности параноидальные психозы к творчеству никакого отношения не имеют. Это болезнь, назовём вещи своими именами — болезнь, которой страдают люди малообразованные, нищие и в материальном и в духовном плане, глупые и агрессивные.
Если кому-то личные ритуалы доставляют удовольствие — никто не вправе препятствовать и запрещать их выполнять.
По дороге куда-то можно стараться обходить все щели в асфальте, считать все предметы вокруг себя, завязывать шнурки определённым образом и так далее. Нравится, нужно, осознанно — кто же против? Но только до тех пор, пока нравится и нужно, находится под контролем. Если это в какой-то момент станет сильнее личности, начнёт множится, увеличиваться и приносить страдания, то удивляться тут не чему.
Если личные ритуалы доставляют удовольствие, никто не может запретить их вам, однако они должны быть под контролем
Случай из практики. Религиозное ОКР. Молитва как средство защиты от ‘плохих’ мыслей
Среди тех, кто страдает ОКР ( обсессивно-компульсивным расстройством ) нередко можно встретить религиозных людей. Поэтому такой вид ОКР называют «религиозным ОКР».
Спасаясь от «плохих» мыслей, часто имеющих навязчивый характер, испытывая чувство вины в случае нарушения религиозных запретов, они прибегают к молитвам как средству снятия эмоционального напряжения.
И когда такие искупающие грехи молитвы начинают применяться в массовом порядке, они превращаются в компульсивные ритуалы, которые постепенно заполняя жизнь человека, становятся самостоятельной проблемой, с которой очень и очень человеку тяжело справиться.
Здесь — https://www.b17.ru/forum/topic.php?id=96334#topic_top — представлен пример подобной работы.
Следует обратить внимание, что эта работа проводилась письменно, даже не по Скайпу, а тем более не очно на сессииях, что для случаев с ОКР крайне и крайне нежелательно.
И даже в таких условиях, благодаря желанию и стараниям девушки, она смогла добиться очень и очень хороших результатов, что лишний раз доказывает эффективность Краткосрочной Стратегической терапии в решении проблем, связанных с ОКР.
Религиозное ОКР во многом обусловлено строгими нормами, предписываемыми религией. Соблюдение этих норм зачастую может привести не только к утомительным и навязчивым ритуалам, связанным с молитвами, но и к проблематичным, с точки зрения их выполнения, действиям, которые носят запрещающий характер. Мозг как-будто создает «ловушку», в которую «запирает» человека, заставляя его неукоснительно следовать установленным правилам.
В качестве примера можно привести случай, когда женщина в наказание за совершенное греховное деяние запретила себе мыться, иначе она подвергнется божественной каре и попадет в ад. Выбраться из этой «ловушки» она не могла несколько лет.
Также к числу наиболее распространенных проявлений религиозного ОКР можно отнести:
— постоянно возникающие навязчивые «плохие» «грязные» мысли, возникающие в процессе молитвы, религиозных служб и обрядов, связанные с сексуальной тематикой, ругательствами в адрес Бога, святых, религиозных деятелей, других людей;
— совершение ритуалов ( например, перемаливание, перекрещивание, поклоны, перечитывание религиозных книг и текстов ) в качестве искупления за нарушение правил выполнения молитв, религиозных обрядов, соблюдения постов, посещения богослужений и других предписываемых религией. Крайней степенью такого проявления является перфекционизм в 100-% соблюдении всех необходимых религиозных правил и обрядов;
— использование различных способов очистки «грязных», греховных мыслей, выстраивание различных «блокад» от их проникновения;
— перепроверки мыслей на «грязные» / «негрязные», богохульные / не богохульные;
— отдельно можно выделить религиозное патологическое сомнение, когда человек пытается разрешить сложную религиозную диллему путем многочисленных рассуждений, определяя, греховный или нет он совершил поступок.
Религиозное ОКР ( Обсессивно-компульсивное расстройство ) относится к спектру достаточно сложных психологических проблем, которые также усугубляются особой «тонкостью» и деликатностью данной темы, так как затрагивает очень противоречивые с этической точки зрения вопросы.
Для работы с религиозным ОКР от психолога требуется большая гибкость ума и нестандартные стратегии для решения проблем подобного типа.
Здравствуйте, дорогие зрители.
мне все время на память приходят наши последние беседы, где шла речь о навязчивых состояниях, мыслях, действиях в той или иной сфере – повседневной ли, религиозной ли. С этими трудностями люди обращаются и к духовенству, и к врачам. И я со своей стороны, как священник, пытаюсь дать им какие-то советы добрые. Но я понимаю, что я все-таки не врач, и хотелось бы услышать от специалиста более конкретные рекомендации, по крайней мере, нечто обнадеживающее, чтобы этим людям помощь не только приходила, но и достигала цель.
— Да, это очень важно. Я говорила, что самое главное не отчаиваться и искать помощи. Потому что такие состояния, будь они в повседневной жизни или в религиозной, нуждаются обязательно в лечении. Просто закрыть глаза – не выход, надо что-то делать. Мы уже говорили, что многие навязчивые идеи возникают в какие-то определенные периоды. Например – рождение ребенка. Тогда появляется дополнительная ответственность и очень большой страх. Сначала во время беременности страхи, которые, к сожалению, иногда подкрепляются в медицинских учреждениях. К сожалению не все врачи учитывают эмоциональное состояние женщины.
— Ну да, правду-матку режут. Вот смотрят МРТ или что, и говорят, что у вас есть шанс 50%, а дальше процентов 25 какие-то проблемы…
— Да, это, кстати, связано с чем, – тоже с ответственностью. Потому что ответственность нести страшно, и проще всего человека положить в больницу, и тогда он не на участке, и ответственности нет. Я ни в коем случае не хочу обидеть докторов, которые совершенно по-другому действуют, но то, что происходит с беременными женщинами после того, как они это слышат, это такие эмоциональные реакции, это такие страхи! Они так плачут, что мы вообще ставим вопрос, какое эмоциональное состояние ребенка после этого? Что происходит с женщиной в этот момент, и что происходит с ее ребенком? Успокаиваем ли мы человека? Даже если ему действительно надо в больницу, это сказать можно очень по-разному. Такое нагнетание начинается, честно говоря, с беременности. Потом, когда ребенок рождается, продолжается медицинская тема. Смотрит невролог ребенка и что-то там говорит, даже не думая о том, как эти слова отзываются. Мамочка выходит в шоке, а потом начинается…
— У ребенка уже все симптомы прошли, а у матери все развивается эмоциональная зависимость.
— Да, к тому же развиваются старые страхи в новых условиях. Психика расшатывается, в каком-то смысле становится подвижная, и все, что и раньше было – присоединяется. Начинается послеродовая депрессия, и присоединяются прежние страхи. Рождение ребенка хоть и радостное событие, но стресс опять, это очень серьезное изменение жизни. Тогда очень много начинается навязчивых мыслей и идей. Это касается не только этого периода. Какая-то глобальная перемена в жизни, какой-то стресс – они всегда ведут к каким-то переживаниям, которые мы либо проживаем, каким-то образом можем отреагировать, или мы делаем вид, что этого нет. Вместо того чтобы прожить происходящее, может быть, и поплакать, даже и погоревать, что что-то случилось, произошло, мы убегаем в занятость какую-либо, в работу ли, иногда чрезмерно начинаем что-то в этот момент делать, лишь бы не остаться один на один с собственными мыслями, с собственными переживаниями. А ведь, по большому счету, это значит, что мы не остаемся один на один ни с собой, ни с Богом.
— Совершенно верно, молитвы наши, — краник перекрывается в этот момент.
— Да, и даже если мы берем молитвослов и говорим – молилась, это не так, потому что это формальная молитва, и в этот момент идет разъединение и с собой, и с Богом, конечно. Почему это происходит? Потому что страшно столкнуться с собственными переживаниями, с собственной болезнью, с собственной уязвимостью, и тогда хочется очень от этого сбежать. Иногда, кстати, формальное выполнение правил и религиозной жизни, которые человек себе надумал, оно тоже его как бы уводит. Вроде бы ты занят, вроде бы и хорошо, человек же в церковь ходит, участвует в литургической жизни. Но, к сожалению, это очень часто носит такой формальный характер.
— Без личного контакта с Богом получается внешняя оболочка пустая.
— То есть, где-то внутреннее серьезное переживание не дает человеку столкнуться с самим собой. Это понятно, почему это происходит, это страшно, и придется что-то делать. Многие люди говорят, что вдруг я загляну внутрь себя и увижу там что-то такое, и что с этим делать. Лучше я вообще не буду смотреть.
— Совершенно верно. Это «безрелигиозное» сознание примерно так и действует – мне это не интересно. Тем самым и развиваются навязчивые состояния. И как же помочь тому, кто страдает навязчивостями, о которых мы с Вами говорили? Кто ходит по каким-то особым дорожкам, а по другим не ходит, кто выбирает странные ритуальные действия… Как такому человеку психотерапия оказывает помощь?
— Первое, что необходимо сделать – это надо осознать, т.е. все-таки заглянуть вовнутрь себя и спросить «что такое со мной происходит?», признать, что у меня есть проблема.
— Вполне христианский принцип – увидеть свой грех. Если это зависимость от алкоголизма, то действие – сухой закон. Точка.
— Но человек бросает пить только в одном случае, если он признает, что у него есть проблема, и у него есть желание с ней работать и прекратить. Самое главное осознать и решить, что я хочу что-то с этим делать, иначе – искать помощь. Если мы говорим уже о серьезном психиатрическом заболевании, то нужно постоянное наблюдение хорошего врача, который вас уже знает, потому что многие вещи можно корректировать. Если критичность у человека еще не потеряна, когда он понимает, что с ним что-то не то, он в состоянии осознать это и решить, что я хочу лечиться, и мне нужна помощь. Некоторые говорят, что я рассчитываю на Бога, Он мне поможет. Но Господь помогает и руками других людей, через людей. Это не значит, если я молюсь, за меня молится мама, – все само собой должно решиться.
— Совершенно верно, помощь от Бога приходит к нам через наши усилия и через усилия других людей.
— А раз через усилия других людей, тогда надо искать специалистов, которые с этим работают. Потому что у нас есть и духовная жизнь, у нас есть и эмоциональная жизнь. Эмоциями и страхами занимаются психологи, психотерапевты. Единственное, что я хочу сказать сразу – эта работа не может быть быстрой. Не существует волшебных средств. Потому что за всеми состояниями навязчивости существуют глубокие какие-то проблемы личностные, чаще всего с давних времен, и не всегда получается сразу до них дойти. Иногда идет сопротивление, что и хочется вроде бы, и не хочется. Такая работа, с одной стороны, очень интересная, очень важная, с другой стороны она требует большого мужества.
— Можно под конец нашей программы какой-нибудь характерный клинический пример привести, чтобы как-то обнадежить людей, которые сами страдают такими расстройствами, или их близкие? Ведь, что греха таить, безнадежность часто доминирует здесь.
— Конечно. Я хочу сказать, дорогие мои, не отчаивайтесь, ищите помощи, это решается. Первоначально, когда приходит понимание, что происходит, появляется надежда, что с этим можно что-то делать. Это очень хорошая мотивация для того, чтобы с этим работать. И вот такое осознание своей жизни, оно и есть как этап взросления психологического и эмоционального, умения взять ответственность на себя, отделить себя от своего страха, назвать вещи своими именами, что если у меня есть навязчивые идеи, то это навязчивые идеи, с которыми надо работать. Если человек хочет быть хозяином своих эмоций, чувств, он работает над этим, это совершенно реально. Самое важное – начать.
— Да, это импульс волевой.
— Да, иногда с чем мы сталкиваемся? Ведь у любой болезни есть и вторичные выгоды. Как это странно не покажется, человек иногда не хочет избавляться от своей болезни. Он жалуется, он говорит, что ему плохо, но, тем не менее, ничего не предпринимает. Такое тоже бывает. Близким тоже стоит обратить внимание, потому что иногда человек не знает, где ему получить информацию. Не ставьте крест на своих близких и не потакайте их навязчивости. Когда мы начинаем потакать и все условия создавать, например, если человек не выходит из дома, а мы ему все на дом приносим, то мы создаем и условия, чтобы он никогда и не вышел. Конечно, здесь границы надо держать. Не так, чтобы он с голоду умер, но, тем не менее, немножко подталкивать его к самостоятельности. Надо мотивировать близкого человека, чтобы он захотел помощи, не заставлять насильно, ни в коем случае этого делать нельзя. Самое важное, чтобы человек хотел сам.
— Когда один пытается манипулировать другим, ничего хорошего из этого не выходит. То же самое с алкоголиком. Человек желает избавиться от своей зависимости – он имеет такую возможность, ну а нет – увы.
— Так что, задать надо себе вопрос на сегодняшний день «хочу ли я освободиться от этой болезни?» Если человек хочет, надо искать помощь. Молиться Богу, чтобы он дал встречу, и руками того специалиста, которого вы выберите, помог вам. Не отчаивайтесь. Всего доброго.
Иеромонах Макарий Маркиш и психолог Синодального Миссионерского отдела Маркелова Виктория Борисовна — Руководители проектов «Добрый Вечер» и «Советы психолога» в соцсети «Елицы»