Окончание что такое в русском языке 2 класс
Окончания в русском языке
Окончания — это словоизменительные морфемы в составе существительных, прилагательных, местоимений и числительных, причастий и личных форм глаголов.
Чтобы понять, что такое окончание в морфемном составе слов разных частей речи, выясним его грамматические признаки. Окончание можно указать в составе только изменяемых слов. Узнаем, какие бывают окончания и приведем примеры.
Грамматические признаки окончания
Окончания, или флексии (лат. flexio — сгибание, переход), — это служебные морфемы, находящиеся после корня или после суффикса, например:
Окончания выражают грамматическое значение рода, числа, падежа у именных частей речи,
лица и числа у глаголов:
Окончания служат для связи слов в словосочетании и предложении:
Они остановились на перекрёстке: горел красный свет (Анатолий рыбаков. Страх).
Суммируем все вышесказанное и дадим точное определение, что такое окончания в русском языке.
Как определить окончание в слове?
Чтобы найти окончание, нужно изменить слово: просклонять или проспрягать. Та часть слова, которая изменяется, и будет являться его окончанием.
Например: определим окончание у существительного «красота», изменив его по падежам:
Очевидно, что в начальной форме именительного падежа единственного числа окончанием является морфема -а:
крас от а — корень/суффикс/окончание.
У некоторых сложных существительных и числительных существует несколько окончаний:
Нулевое окончание
У ряда слов имеется нулевое окончание, материально не выраженное буквами или звуками, например:
Чтобы выявить нулевое окончание, изменяем слово по падежам или числам:
В падежных формах исследуемого существительного нулевое окончание проявляется в виде букв. Значит, в начальной форме именительного падежа слова «мальчик» обозначим его квадратиком в конце.
Слова, не имеющие окончаний
В поисках окончания будем иметь в виду, что эту морфему в своем составе имеют только изменяемые слова. У неизменяемых слов и форм слов окончаний не бывает. Не имеют флексий следующие части речи и формы слов:
1. несклоняемые существительные
2. несклоняемые прилагательные
3. наречия
4. формы простой сравнительной степени прилагательных и наречий
5. деепричастия
Вывод
Чтобы правильно определить окончание в слове, предпримем следующие шаги:
Видеоурок
Урок русского языка по теме «Окончание». 2-й класс
Класс: 2
Презентация к уроку
Цель: формирование у учащихся представлений об окончании как изменяемой части слова и его роли в словообразовании.
Оборудование: учебник, интерактивная доска, карточки,
— Дети повернитесь к гостям, поздоровайтесь. Тихонечко садитесь. Начнём урок.
II. Актуализация знаний.
— Сегодня на уроке мы продолжим наше путешествие по стране “Морфемике”.
— Угадайте, кто будет нашим попутчиком. Прочитайте загадку.
— Какую песенку поёт кот? (мяу-мяу, мур-мур)
— Наш кот непростой, а учёный.
— Давайте расскажем коту, что мы знаем?
— Что такое морфемика? (наука о словообразовании)
— Что она изучает? ( части слова )
— Какая часть есть в словах всегда? (корень)
— Какие части слова образуют родственные слова? ( приставка, суффикс)
— Чем они отличаются?
— Какие слова называются родственными?
— Наш учёный Кот просит вас подобрать родственные слова к слову кот. Запишите.
— О чём будем помнить при записи? (корень родственных слов пишется одинаково)
— Выделите изученные части слова.
— Давайте проверим, что получилось.
III. Постановка учебной задачи.
— Что означает ? на схеме?
(Есть ещё какая-то часть слова.)
— Предположите, о чём пойдёт речь на уроке?
(О новой части слова.)
— Сформулируем для себя задачу урока.
( Узнать о новой части слова.)
— Что бы вы хотели о ней узнать?
4. Как обозначается?
IV. Организация восприятия и осмысления новой информации.
— Наш кот любит поиграть со словами и вот что у него получилось. Прочитайте про- себя, приготовьтесь прочитать вслух.
У норы добычу ждёт
Притаившись, серый кот,
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кота.
А теперь и за версту
Не приблизится к коту,
Крыса старая и та,
Видя грозного кота,
Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретиться с котом,
Там дрожит, и в темноте
Вспоминает о коте.
— Какие слова в стихотворении вам не понятны?
(Объясняем лексическое значение слов, подбираем синонимы.)
— С каким словом играет кот? (кот, от кота, к коту, с котом, о коте)
— Какое слово чаще встречается в стихотворении?
— Запишем эти слова в столбик. (К доске выходят ученики по одному и записывают слова.)
— Выделите в словах ту часть, которая одинаковая и не изменяется.
— Как вы назовёте эту часть слова? (корень)
— Дети, что вы заметили в словах? (изменилась концовка-окончание слова)
— Как бы вы назвали эту часть слова? (окончание)
— Как же называется новая часть слова? (окончание)
— Как вы понимаете смысл слова окончание?
— Где можно узнать значение слова? (в толковом словаре)
(зачитываю значение слова)
— В нашем случае окончание это часть слова.
— Что происходит с окончанием в слове кот? ( оно изменяется)
— Значит, сделаем вывод. Это какая часть? (изменяемая)
— Давайте проверим наши выводы. Откройте учебник с.92. Прочитайте 1 абзац текста в рамке.
— Нужно обозначить окончание графически.
— Посмотрим в правило. Каким значком выделено окончание в словах? (с. 92)
— Дети, кот наш огорчён. Что же ему не нравится?
(Везде есть окончание, а в слове кот – нет.)
— Окончание изменяется. Изменяется ли от этого смысл слов? Получились ли новые однокоренные слова?
(обращаю внимание на слово кот)
— Какой вывод сделаем?
(Окончание не образует однокоренные слова, оно изменяет форму слова.)
— Измените, слово стол, используя предлоги на, у, под, к. Запишите. Выделите окончание.
— Давайте проверим, что получилось. (Взаимопроверка)
(Стол, на столе, у стола, под столом, к столу.)
— Давайте вернёмся к стихотворению, которое предложил нам кот. Возьмите карточки. Прочитаем стихотворение.
У норы добычу ждёт
Притаившись, серый кот,
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кот.
А теперь и за версту
Не приблизится к кот,
Крыса старая и та,
Видя грозного кот,
Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретиться с кот,
Там дрожит, и в темноте
Вспоминает о кот.
— Понятен ли смысл стихотворения? (нет)
— Почему? (в слове кот отсутствует окончание)
— Сделаем вывод. Для чего же служит окончание? (Для связи слов.)
— Посмотрите, доволен наш котик.
— Обратимся к учебнику. Прочитайте 2 абзац правила. Правы мы или нет?
— Для чего служит окончание?
— Что ещё узнали об окончании из текста правила? (значимая часть)
-Объясните, как вы понимаете значение слова значимая? (что-то значит для слова)
V. Закрепление. Слайд 6.
— У нашего кота есть друг. Вот что он рассказывает о нём. Возьмите листочки. Прочитайте предложения.
— Смысл предложений ясен?
— Что нужно сделать, чтобы стало понятно? (изменить окончание в слове друг)
— Я предлагаю обсудить возможные варианты в парах.
Моего друг. зовут Леопольд.
Мы весело играем с друг.
— Давайте проверим. (работаем с доской)
— Запишите предложения правильно.
— Почему мы изменили окончание в слове друг?
— Какую роль играет окончание в предложении?
— Что такое окончание? Кто сможет дать полный ответ?
VI. Итог урока.
— Пора подвести итоги.
— Какую задачу ставили?
— Какая часть слова называется окончанием?
— Есть ли окончание у существительного конь? Как оно называется?
— Для чего нужно окончание?
VII. Рефлексия.
— Возьмите листочки с лесенкой. Оцените свою работу на уроке.
— Кто считает, что на уроке он узнал новое, было интересно, но не всё получилось – рисует солнышко на ступеньке ниже.
— Кто считает, что на уроке ему было трудно и не понятно – рисует солнышко на нижней ступеньке.
Окончание – что это такое простым языком и как быстро найти окончание в слове
Окончание – это изменяемая часть слова.
Окончание – это морфема, часть слова. Это единственная морфема, которая изменяется при изменении слова. То есть то, что изменяется, и есть окончание. То, что не изменяется – это основа слова.
Окончания есть только у изменяемых слов. У депо, пальто, бюро, очень, вверху, вдрызг, ой-ой, ах, мяу окончаний нет.
Как найти окончание слова
Если учительница говорит: «Найдите окончание слова», вам надо это слово изменить. Если хотите выпендриться, скажите: «Хорошо, тогда проспрягаем слово» (если у вас глагол) или «Ок, тогда я просклоняю слово» (если у вас ИМЯ существительное, прилагательное, числительное или местоимение, причастие).
Склоняем имя существительное «курица» – нет курицы, даю курице, виню курицу – окончание «а».
Спрягаем глагол «звонит» – звоню, звонишь – окончание «ет».
Помните про [j]
Проспрягаем слово «работает». Обратите внимание, там «е» после гласного и обозначает два звука – «jэ» или «йэ»: работаjэт – работаjу, работаjут. «Работаj» не изменился, поэтому окончание здесь только «-эт».
Просклоняем существительное «вдохновение»: вдохновениjэ – вдохновениjа – вдохновениjу – основа «вдохновениj», окончение «-э».
Бывает так, что в очень слабых классах учителя этого не требуют. И если вы просто выделите «е» в слове «вдохновение» или «ет» в слове «работает» – ошибки не будет.
Но правильнее все-таки выделять так, как показал я.
Какое окончание у начальной формы глагола, или инфинитива
«Ть». Читать, писать, слушать, орать, хихикать, улюлюкать, вздыхать, мять – везде «ть».
Но в глаголах «беречь», «печь», «стеречь» и других окончания нет. Оно как бы есть – «чь», но оно входит в корень, поэтому мы его не выделяем.
Это постфикс, то есть то, что находится после окончания. В слове «подготовиться» окончание «ть», а «-ся» – постфикс. Выделять его надо треугольничком, как суффикс.
Что такое нулевое окончание
Вот здесь ученики всегда тупят.
Нулевое окончание – это когда окончания нет, но при изменении слова оно появляется. Например, «муж» – нулевое окончание. Если мы начнем слово склонять, то окончание появится: «мужа» – «а», «мужу» – «у», «с мужем» – «ем».
Когда вы делаете морфемный разбор слова «муж» надо обязательно после него нарисовать пустой квадрат – показать, что окончание нулевое.
У каких слов нет окончания
В русском языке есть неизменяемые слова, у них окончания вообще нет, то есть нет даже нулевого.
В первую очередь, это иноязычные слова. Например, вот слово «пальто». Как его не изменяй – оно так и будет «пальто». То же самое с «депо», «мсье» и другими иноязычными словами. Не надо в них даже квадратик рисовать – окончания просто нет.
Другие слова, у которых нет окончаний:
Вот мое видео про окончания в словах, посмотрите на досуге.
Помогите мне сделать этот материал лучше. Напишите в комментариях, какие трудности у вас вызывают окончания, я их разберу в статье.
Окончания в русском языке
Для чего служит окончание? И вообще что такое окончание в русском языке? Окончание это отдельная единица русского языка, обычно стоящая в самом конце, указывающая на определенную связь. Также окончание это поддающаяся изменениям часть слова, следующая за корнем или суффиксом, предназначенная для выражения грамматических различий, связующая словосочетания, предложения. Оно выполняет роль сигнализатора, воздействующего на спряжение, склонение.
Таблица окончаний падежей
Падеж | На какой вопроса отвечает? | Изменение окончания |
Именительный | Кто? Что? | Степлер _ / Трав а |
Родительный | Кого? Чего? | Степлер а / Трав ы |
Дательный | Кому? Чему? | Степлер у / Трав е |
Винительный | Кого? Что? | Степлер _ / Трав у |
Творительный | Кем? Чем? | Степлер ом / Трав ой |
Предложный | О ком? О чем? | О степлер е / О трав е |
Образование форм изменяемых слов
Так все-таки что такое окончание и какие функции выполняет? Окончание, как мы подчеркнули ранее, предполагает образование новых форм слова.
Окончание это своеобразный регулятор, отвечающий за механизм изменения. Каждая часть речи изменяется по-своему. В большинстве случаев изменения касаются падежных форм, чисел, лиц. Но все это зависит от многих факторов: например, времени, если рассматриваемая часть речи — глагол.
Помимо формы окончание иногда влияет на смысловую функцию. К примеру: мужи – мужья, листы – листья, зубы – зубья и др. Встречаются моменты, в которых благодаря лишь одному окончанию мы можем определить саму часть речи.
Какие бывают окончания
Отсутствие окончаний у неизменяемых слов
Не многим известно, но существуют отдельные ответвления слов, не имеющих окончания и слова с нулевым окончанием. Обычно объяснимо подобное явление тем, что данные слова были заимствованы из других языков.
Полностью отсутствует окончание в слове: неопределенная форма глагола (бранить, браниться), деепричастия (наслаждаясь, играясь), формы сравнительной степени имен прилагательных, наречий, слов состояний (милее, добрее, веселее).
Различия нулевого окончания и его полного отсутствия
К сожалению, запутаться в данной теме довольно просто. Нередко и у взрослых возникают ошибки в определение нулевого окончания, да даже просто правильного окончания. Видя перед собой документацию, они судорожно пытаются вспомнить «Что такое окончание в русском языке? И как его правильно определить?». Так делать не стоит. Учите весь материал вовремя.
Путание нулевого окончания и его отсутствия считается очень грубой ошибкой, за которую вы несомненно потеряете баллы на предстоящей экзаменационной работе. И получится, что все усердия уйдут в воздух. Старайтесь запомнить все основные моменты, даже если кажется, что они вам не пригодятся. Крайне важно не путать полное отсутствие окончания в слове и нулевое окончание.
Чтобы понять, к какому разряду относится какое-либо слово, необходимо попробовать изменить его, просклонять. Если, воспользовавшись этим способом, вы, например, обнаружили окончание « е » в какой-либо падежной форме, значит, данной слово относится к группе «слова с нулевым окончанием». Если же после разбора оно так и осталось неизменным, следовательно, окончание полностью отсутствует. Старайтесь быть предельно внимательными, когда дело касается этой темы!
Расположение окончания внутри слова
Навряд ли вам приходилось сталкиваться с явлением, когда оно располагается внутри слова, но оно также имеет место быть. Более привычное дело, когда оно находится в самом конце. К тому же большинство слов именно так и сформировано.
Сегодня мы познакомимся со сложными числительными, имеющими целых два корня. Их совсем несложно выявить: от пят и десят и до восьм и десят и и от дв ух сот до девят и сот. Необходимо также отметить, что в двух последних вариациях представлены слова с нулевым окончанием.
Разумеется, крайне непривычно встречать окончание в середине слова. Но забывать про них ни в коем случае нельзя, поскольку, если вдруг аналогичные слова встретятся на экзамене, вы просто растеряетесь. И это совершенно нормальная реакция, так как тема серединных окончаний обычно игнорируется учителями по непонятным причинам. Так что ваша задача — лишь запомнить, что и такие случаи возможны. И спокойно действовать на работе, не волнуясь, не переживая.
Важным моментом также является склонение данных числительных. Когда вы изменяете падежную форму, задействуются оба окончания. И не всегда они совпадают друг с другом. Это тоже стоит отложить в голове на будущее.
Двойное окончание в слове
Как мы поняли из выше сказанного, существуют слова с двойным окончанием. Но кроме тех, что уже были разобраны, есть и другие, которые следует рассмотреть. Иначе есть вероятность того, что вам придется разбирать их уже самостоятельно, без чьей-либо помощи. Ими являются сложные существительные. В данном случае, когда дело касается изменений, затрагиваются окончания обоих частей слова. К таким словам относятся: вагон-ресторан, кресло-качалка, школа-интернат.
И если вы попробуете изменить их, заметите, что изменения влекут за собой обе части слова. Разумеется, это касается не всех сложных слов. У некоторых все же изменяется только одна часть, поскольку у другой попросту отсутствует окончание в слове.
Про эти правила не стоит забывать, если вы хотите получить хорошую оценку на экзамене. Можете даже выписать их в блокнот, чтобы время от времени повторять. Таким образом, заложив материал на долгие годы. Усердно готовьтесь ко всем экзаменам, чтобы уже после его начала, не возникало вопросов «Что такое окончание?». Удачи!
Средний рейтинг 4.7 / 5. Количество оценок: 26
Пока оценок нет. Ваша оценка может стать первой!
Сожалеем, что эта информация вам не пригодилась!
Хотите улучшить информацию?
Расскажите, как мы можем улучшить эту статью?
Конспект урока по русскому языку » Окончание как часть слова»
Содержимое разработки
Сергомаскина Елена Александровна
УМК «Начальная школа 21 века» 2 «В» класс
Тема урока по предмету: русский язык « Окончание как часть слова»:
Тип урока – изучение нового материала.
Цель : формирование у учащихся представлений об окончании как изменяемой части слова и его роли в словообразовании.
— формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по построению и моделированию понятия «Окончание как часть слова» для правильного использования в письменной речи;
— создать условия для развития у учащихся умения формулировать проблему и предлагать пути ее решения, способствовать развитию мышления, умению осуществлять контроль и самоконтроль;
— воспитывать коммуникативные умения;
— воспитывать ценностное отношение к окружающему миру;
— прививать любовь к родному языку.
Для учителя: проектор, кроссворд, таблица, учебник
Для обучающихся: карточки, учебник, тетрадь.
1. Организационный момент
Вот звонок нам дал сигнал.
Поработать час настал.
Так что, время не теряем
И работать начинаем.
Дети успокаиваются, настраиваются на работу.
2. Актуализация знаний.
-Сегодня на уроке мы поговорим о том, из чего состоят слова. Для этого нам понадобится кое-что вспомнить.
(На доске написаны слова «лесник, лесной, лесочек, перелесок.)
-Как мы можем назвать их одним словом?
-Почему мы можем назвать эти слова однокоренными?
-Найдём и выделим корень в этих словах.
— Что вы помните об этой части слова «корень»?
-У них есть общая часть, и они близки по смыслу.
— Корень лес (обозначают дугой).
— Это главная часть в слове, в которой заключено значение слова. Без корня слова не бывает.
Познавательные логические УУД:
3. Формулирование темы урока через разгадывание кроссворда.
-Ребята, как вы думаете, слово состоит только из корня, или в нём могут быть и другие какие-то части?
— Сегодня мы познакомимся с новой для вас частью слова. Как она называется, вы узнаете, разгадав кроссворд.
— Разгадывать кроссворд вы будете в парах. Давайте вспомним правила работы в парах.
(Дети получают листочки с кроссвордами на парты и разгадывают их в парах.)
— Проверим, как пары справились с заданием. Сверим ваши ответы с доской, если найдёте у себя ошибки – исправьте их. (Каждая пара по очереди зачитывает загадку и называет отгадку. На доске открывается слово.)
— Какое слово получилось из первых букв отгадок?
— Быть доброжелательными по отношению друг к другу; выслушивать мнение напарника; советоваться друг с другом шёпотом, чтобы не мешать окружающим.
Личностные УУД: смыслообразование (осознание, зачем я это делаю), самоопределение (осознаю себя членом группы).
умение взаимодействовать с партнёром, учебное сотрудничество (через работу в статических группах).
Регулятивные УУД: самоконтроль и коррекция.
4.Постановка учебной задачи.
— Окончание и есть та новая часть слова, которую мы будем сегодня изучать.
Окончание – это очень важная часть слова. Как вы думаете, что мы обязательно должны о ней знать?
(На доске плакат с вопросами)
Что такое окончание?
Где стоит окончание в слове?
Зачем нужно окончание?
Как обозначают окончание в словах?)
На эти четыре вопроса мы постараемся найти ответы.
— Нужно знать, где находится окончание в слове.
— Нужно знать, как обозначают окончание в слове.
— Нужно знать, зачем нужно окончание.
Ругулятивные УУД: целеполагание,
5.Поиск ответов на поставленные вопросы.
Поиск решения проблемной ситуации.
— На какой из вопросов мы можем попытаться ответить уже сейчас?
-Верно. Окончание стоит на конце слова.
Продолжим искать ответы на оставшиеся вопросы.
— На первый вопрос: «Где стоит окончание в слове?»
Раз эта часть слова называется окончание, то и стоит оно, наверное, в конце слова.
Познавательные логические УУД:
-Недавно я побывала в планетарии. Там нам показали письмо от инопланетян. Учёные пытались прочесть его, но не всё в нём поняли. Давайте поможем учёным. Вот это письмо. (Дети читают текст письма с экрана.)
Люди планеты Земля. Пишут вам жители далёкой планеты. Мы часто пролетаем мимо Земля. Ваша планета очень красивая. Мы хотим прилететь на Земля. Но не знаем, сможем ли мы жить на Земля?
— Ребята, всё ли понятно в этом письме?
— Давайте попробуем связать слова друг с другом. Что нужно для этого сделать?
— Правильно. Нужно поменять окончание у слова «Земля». Давайте исправим текст.
Дети читают текст, исправляя ошибки.
— Что мы меняли: само слово или только его окончания?
— Выпишите слово Земля в его разных формах.
-Выделим общую часть слова – корень.
— Назовите ту часть слова, которая всё время менялась.
Это и есть окончание. Выделяют окончание квадратиком.
Ребята, а зачем мы меняли окончания?
— Какие значения может иметь слово «земля»? Давайте заглянем в толковый словарь.
— Можем ли мы сказать, что слово «земля» многозначное?
— В каком значении употреблено слово «Земля» в письме инопланетян?
Надеюсь, мы помогли учёным в работе с письмом.
— Потому что не все слова связаны друг с другом, а мы знаем, что в предложениях слова должны быть связаны по смыслу. Только тогда всё будет понятно.
— У слова «Земля» надо поменять последние буквы, концовку слова.
— Само слово не менялось. Менялось лишь окончание.
Земля, мимо Земли, на Землю, на Земле.
— Дети выделяют корень земл.
— Дети выделяют окончания.
— Чтобы предложения стали складными. Для связи слов в предложении.
— (Дети читают по толковому словарю:
1. Земля – третья от Солнца планета.
3. Почва, поверхность.
4. Страна, государство.
5. Территория, находящаяся в чьей-то собственности.
— Земля – это планета.
Познавательные УУД: постановка и решение проблемы частично-поисковым методом.
Познавательные общеучебные УУД: работа с информацией через использование толкового словаря.
— Что же мы узнали об окончании? Расскажите по плану, сделав правильный выбор.
Уберите неверный ответ и оставьте верный.
1.Окончание – это изменяемая / неизменяемая часть слова.
2.Окончание стоит в начале / в середине / в конце слова.
3.Окончание служит для связи слов в предложении / для образования новых слов.
4.Окончание в слове обозначают дугой / квадратиком.
— Откройте учебники на странице 70. Прочитаем вывод в учебнике и сравним его с нашим выводом.
(На экране открываются вопросы с вариантами ответов. Дети читают вопросы и выбирают верный. )
— Вывод в учебнике совпал с нашим выводом.
Регулятивные УУД: фиксация результата.
Познавательные логические УУД: анализ, синтез, обобщение.
Регулятивные УУД: контроль, сравнение с образцом в учебнике.
Стихотворение и показ движений.
Ветер дует нам в лицо
Ветер, выше, выше, выше.
Ученики выполняют двигательные упражнения.
Цель: снять физическое напряжение.
8.Первичное закрепление. Отработка понятия «форма слова».
— Выполним упражнение № 2 из учебника (устно).
Формы какого слова даны в каждой группе?
— Слово одно – а формы разные. Для чего они нужны?
Берёзу, берёзы, берёзой, о берёзе, берёзами, берёзам – это не разные слова, Это всё формы одного слова «берёза».
Ежа, ежу, ежом, о еже, ежи, ежами, о ежах – это формы одного слова «ёж».
Лесного, лесному, лесным, лесная, лесных, лесные – это не разные слова. Это формы разные формы одного слова «лесной».
— Чтобы предложения были складными. Для связи слов в предложении.
Познавательные логические УУД:
9.Закрепление с проговариванием в громкой речи.
— Выполним упражнение № 3.
Прочитай. Сколько форм слова сад встречается в тексте? Выпиши все формы слова сад. Подчеркни одной чертой часть слова, которая не меняется, а двумя – ту часть, которая меняется.
(Осенний сад опустел. Не слышно в саду птиц. Собраны дары сада. Но как красивы осенние сады! Деревья садов в золотом уборе. Садам нужна забота. Тогда в садах будет большой урожай. Давайте охранять наши сады!)
(Один ребёнок работает у доски, объясняет вслух все свои действия и подчёркивает по заданию.)
Выписывает: сад, саду, сада, сады, садов, садам, садах.
Познавательные логические УУД:
Регулятивные УУД: контроль и коррекция.
— Поработаем самостоятельно. Спишите текст. Дополните предложения недостающими окончаниями, употребив слово лиса в разных формах.
(На экране текст. В нём пропущены окончания.
В норе лис_. У лис_ пушистый хвост. Про лис_ есть много сказок. Мы любуемся лис_.)
— Проверим, как вы справились с самостоятельной работой. Зачитайте свой текст и назовите окончания у слова лиса.
— У кого возникли затруднения?
— Дети самостоятельно записывают предложения.
— Один ученик зачитывает. На экране появляются пропущенные окончания. Дети проверяют по своим тетрадям.
Познавательные логические УУД:
Регулятивные УУД: самоконтроль.
Дома вы будете выполнять аналогичное задание. Упражнение № 4. В нём нужно будет выделить окончания у слова зима.
— Как вы это будете делать? Как найдёте окончание?
— Я посмотрю на слово. Та часть в слове, которая всё время меняется, и есть окончание.
12.Рефлексия (подведение итога урока).
Давайте вернёмся к тем вопросам, на которые мы хотели найти ответы на уроке. Нашли ли мы ответы на эти вопросы? (Да.) Давайте ещё раз на них ответим.
(На доске висит плакат с тремя вопросами:
Что такое окончание?
Где стоит окончание в слове?
Зачем нужно окончание?
Как обозначают окончание в словах?)
— Что запомнилось вам на уроке?
Что показалось на уроке трудным?
Хотели бы вы познакомиться с другими частями слов?
Об этом мы поговорим на дальнейших уроках.
Дети ещё раз проговаривают ответы на вопросы.