Око саурона что означает
Всевидящее Око Саурона – это сам Саурон? Разбираем «Властелин Колец»
Вопросы по саге «Властелин Колец» вроде «как Саурон стал оком» не настолько глупые, как могло показаться на первый взгляд. У зрителей кинотрилогии действительно остаётся непонятный момент относительно роли всевидящего Ока Саурона в повествовании. Обратимся к книжному первоисточнику Толкина.
В литературном The Lord of the Rings тёмного повелителя называют Оком лишь в отдельных репликах, если персонаж опасается произносить его реальное имя. Или в эпизодах, когда в кадре присутствует волшебный шар палантир, предназначенный для наблюдения за территориями Средиземья или связи с другим владельцем аналогичного артефакта.
Можно вспомнить и исключение. Занятный момент, когда Тёмный Лорд воочию лицезрел Фродо, после чего Око вспыхнуло гневом. Однако в дальнейшем Кристофер Толкин, сын Профессора, подчёркивал, что речь о художественной аллегории.
Как Саурон стал Оком – глаз Саурона в Барад-Дур
В экранизации Питера Джексона было решено придать злой силе материальный вид, поэтому в крепости Барад-Дур в Мордоре располагалось ярко-алое Око, облачённое в эффектную «корону». Материальность выражается и в способности этой сущности поворачивать в разные стороны, дабы охватывать взором всю территорию Middle-Earth.
Дабы объект вызывал ощущение опасности, ему добавили эффектный кошачий зрачок, сжимающийся и расширяющийся в зависимости от отображаемой сцены. В режиссёрской версии встречается сцена, когда Арагорн смотрит в Палантир, а там мелькает Саурон в своём знаменитом облике гигантского тёмного рыцаря (вспоминаем пролог Fellowship of the Rings).
Мордорская армия разместила знаменитый глаз на своих знамёнах, чтобы вызывать у своих врагов чувства страха, отрешённости и безысходности.
Вывод: материальная оболочка у Тёмного Лорда к моменту военных действий уже имелась, а рассматриваемый объект – это лишь способ вести наблюдение, отдавать приказы и устрашать противника на расстоянии.
16 интересных фактов о Сауроне
Благодаря невероятно успешным адаптациям Питера Джексона о Темном властелине знают даже те, кто не читал произведений Толкина. Он любит кольца и злобно таращится на всех своим огромным огненным глазом, но не любит хоббитов, возвращающихся королей и Иэна Маккеллена. Но мало кто задумывается, что этим суть главного сеятеля зла и ужаса в Средиземье не ограничивается.
Думаю, никто и никогда не решится обвинять Дж. Р. Р. Толкина в недостатке деталей повествования, а вот в киноверсии, однозначно, кое-чего недостает. Да и фанаты книг нередко упускают из виду важную информацию, которая содержится в многочисленных приложениях, записках и письмах профессора. Большую часть описания жизненного пути Темного властелина можно прочесть в «Сильмариллионе» и «Истории Средиземье», но если вы не относите себя к буквоедам, мы предлагаем вам краткую версию.
#16 Когда-то Саурон был последователем другого злодея по имени Моргот
Во «Властелине колец» Саурон является безоговорочным злом, но если вы изучите мир Толкина подробнее, вы узнаете, что в нем присутствует и другой злодей, первый Темный властелин Моргот. И что еще интереснее, Саурон начинал свой жизненный путь, будучи приспешником Моргота. Он служил повелителю верой и правдой даже после того, как создал Единое кольцо и заполучил свою собственную армию.
Когда Моргот был повержен, Саурон постепенно набрал силу и вознесся до уровня Темного властелина, то есть приобрел власть и влияние, которыми пользовался Моргот. Питер Джексон в своих фильмах показал Саурона в шипастом шлеме и черных доспехах, то есть той броне, которую носил Моргот, тем самым укрепив связь между первым Темным властелином и его слугой.
#15 Толкин намеренно не описывал внешность Саурона подробно
Благодаря Питеру Джексону Саурон предстает в общественном сознании в виде высокого человекоподобного существа, одетого во все черное, а вот автор литературного источника намеренно давал читателю простор для фантазии. По словам Толкина, вначале Саурон легко менял внешность и принимал разные облики.
Он мог стать волком, человеком или тем самым оком с вершины Барад-дур. Благодаря искусству превращения Саурон с легкостью манипулировал жителями Средиземья и при необходимости прятался от них, поэтому о его реальной физической форме известно очень мало. Голлум, будучи чуть ли не единственным существом, которому удалось вернуться из Мордора, утверждает, что у Саурона черные руки и до сих пор нет пальца, отрубленного Исилдуром. Ничего другого Голлуму увидеть не удалось.
#14 В кинотрилогии «Хоббит» роль Саурона сильно преувеличена
Многие фанаты до сих пор гадают, зачем это Питер Джексон растянул скромную повесть «Хоббит» на целых три сравнительно длинных фильма. После оглушительного коммерческого успеха «Властелина колец» было бы странно предполагать, что у него была в этом финансовая необходимость. Как бы то ни было, Джексон добавил в оригинальных сюжет Толкина несколько дополнительных линий, связанных с существующими и новыми персонажами.
Например, Саурон в книге упоминается как таинственный Некромант и в событиях практически не участвует. В фильме же персонаж с голосом Бенедикта Камбербэтча то и дело мелькает в кадре. Тем не менее, в «Хоббите» Саурон выглядит очень достоверно, так как его образ основывается на других произведениях и заметках Толкина.
#13 Саурон принадлежал к расе майар
История, созданная Толкином, не ограничивается «Властелином колец» и затрагивает куда более масштабные темы. К примеру, Гэндальф не был обычным волшебником. Он был послан в Средиземье, то есть мир смертных, высшими существами, валар.
Подобно Гэндальфу, Саурон тоже принадлежал к высшим существам, майар, но, в отличие от своих собратьев, обрел физическую форму. Это объясняет, почему во «Властелине колец» Саурон был столь силен и непобедим. Некоторые не слишком продвинутые фанаты объясняют силу Саурона темной магией, однако по сути своей Темный властелин имеет божественное начало, то есть наделен силой Творца.
Что интересно, балрог, которому Гэндальф кричал свое знаменитое «Ты не пройдешь!», тоже принадлежал к майар, был совращен Морготом и обречен на вечное скитание по темным пещерам.
#12 Когда-то Саурона звали Майроном
#11 Саурон усугубил алчность гномов
#10 После уничтожения Единого кольца Саурон не умер
Многие зрители ошибочно полагают, что Фродо и Голлум, отправившие Единое кольцо в лаву Роковой горы, навсегда уничтожили и Саурона. Это не совсем верно, так как Саурон принадлежит к майар и окончательно умереть не может. После того, как кольцо сгинуло в Ородруине, Саурон невероятно ослаб и, возможно, никогда больше не наберет силу.
В «Возвращении короля» Гэндальф говорит, что с потерей кольца Саурон падет «так низко, что вряд ли поднимется снова. и станет развоплощенной тенью до конца этого мира». Из чего следует, что злодей никогда не будет побежден до конца в традиционном смысле. Но это вовсе не означает, что он гарантированно вернется, ведь в том же монологе Гэндальф утверждает, что уничтожение кольца позволяет «избыть величайшее из зол» этого мира, и его слова звучат вполне обнадеживающе.
#9 В ранних рукописях Толкина Саурон был Князем Котов
Например, в «Книге утраченных сказаний» из серии «История Средиземья» Тевильдо служит Морготу, а потом проигрывает в бою с псом Хуаном. Схожие события присутствуют в судьбе Саурона. Тем не менее, Тевильдо, в отличие от Темного властелина, повелевает котами, а не толпами голодных волков и орков.
#8 Согласно «Хоббиту», Саурон и Смауг были союзниками
Несмотря на то, что экранная версия «Хоббита» сильно отличается от книжной, оригинальный сюжет в ней все же узнается. И там, и тут основным злодеем является дракон по имени Смауг, которого совершенно не волнуют взлеты и падения каких-то там майар.
Из расширенной версии «Пустошей Смауга» (да-да, этот фильм может быть еще длиннее!) мы узнаем, что Смауг и Саурон знают о существовании друг друга. Гэндальф, исследуя Дол Гулдур, встречает Траина, и тот предупреждает: «Они заодно. Дракон с Ним.»
#7 Саурон мог источать невыносимый жар
Так, к примеру, верховный король нолдор Гил-Галад, встретившийся с Темным властелином в Войне Последнего Союза, погиб от «жара руки Саурона». Правда, перед смертью эльфу удалось сильно ранить противника, а это означает, что жар не гарантировал Саурону абсолютную защиту.
Не исключено, что в описании сцены смерти Гил-Галада слово «жар» было использовано в метафорическом смысле, однако Исилдур тоже видел «черную руку, пышущую огнем», то есть в ладонях Темного властелина точно была заключена какая-то опасная магия.
#6 Саурон жил среди людей и эльфов
Чаще всего ему это удавалось, наглядным примером могут служить жители Нуменора. Когда-то остров Нуменор населял могучий и храбрый народ, которому удалось пленить Саурона, но тот посредством лести и лжи смог в кратчайшие сроки пройти путь от пленника до советника короля, а потом использовал свое положение, чтобы уничтожить королевство.
Аналогичным образом Саурон поступил и с эльфами Эрегиона, явившись к ним в прекрасном облике под именем Аннатар. Элронд, Галадриэль и некоторые другие владыки ему не поверили, но нашлись и те, кто охотно последовал за Аннатаром и помог ему выковать Кольца власти.
#5 У Саурона и Сарумана был один и тот же наставник
#4 Саурон мог бы выглядеть привлекательно
Саурон, закованный в черную броню или возвышающийся над башней в виде огромного огненного глаза, внушает лишь страх, а между тем он провел немало лет в облике прекрасного эльфа.
В те времена Саурона звали Аннатаром, и он пытался влиться в общество эльфов Эрегиона, чтобы те помогли ему выковать Кольца власти. Кстати, на эскизах Толкина, относящихся к тому периоду, Саурон очень похож на Трандуила из «Хоббита». Может, это просто совпадение, а может, профессор пытался намекнуть нам на то, что в стане эльфов всегда найдется одна паршивая овца.
#3 Саурона наказал сам Эру Илуватар
В мире Толкина есть всемогущий бог, который повелевает майар и айнур. Его зовут Эру Илуватар. Историческое событие, в котором Илуватар карает Саурона и тех, кто за ним последовал, совершенно явно списано из Библии.
Саурон усердно трудился и потратил немало сил, совращая нуменорцев. Эру Илуватару не понравилось то, что он увидел, поэтому на острове произошел потоп, который унес жизни Саурона и его новых последователей. Физическое тело Саурона было уничтожено, и хотя он смог воскреснуть с помощью кольца, он потерял способность менять облик и обольщать людей и эльфов с помощью своей прекрасной внешности.
Именно поэтому в следующий раз (во «Властелине колец») он попытался захватить Средиземье силой и устроил кровопролитную войну. У него просто не было других вариантов.
#2 Когда-то Саурон жил на острове с оборотнями
Каждому приличному злодею нужно логово, которое соответствовало бы его статусу. А что может быть лучше отдельного острова, кишащего оборотнями?
В Первую эпоху Саурон сражался с эльфами на стороне Моргота в Войне самоцветов, и ему удалось захватить остров Тол Сирион. Саурон населил остров своими приспешниками-волками и назвал его Тол-ин-Гаурот, что в переводе с синдарина означает «остров оборотней». А еще на острове жили вампиры. Да, это был очень готичный период в жизни Саурона.
Позже Лютиэн изгнала с острова захватчиков, но эльфы туда так и не вернулись. Предположительно, Тол-ин-Гаурот до сих пор пустует.
#1 Помимо Арагорна и Исилдура, были и другие люди, сумевшие победить Саурона
Арагорн, Гэндальф и хоббиты отмечали победу над Сауроном так, будто до них это никому не удавалось, но на самом деле в прошлом злодей уже не раз терпел поражение, и не только от Эру. Например, на острове Тол-ин-Гаурот Саурона побеждала дочь эльфа и майа Лютиэн вместе с верным псом Хуаном.
1.8K постов 8.4K подписчика
Правила сообщества
Бан/мут(на выбор модератору):
1. Маты, ругань, унижения в жесткой форме.
2. Троллизм и устраивание холливаров.
3. Расизм/притеснение меньшинств в острой форме.
4. Банхаммер недопустим! 🙂
С тобой мой меч, с тобой мой лук, с тобой мой топор.
Будьте вежливыми и уважайте русский язык.
Так, че началось то? Весь ютуб забит агитацией за Саурона. На пикабу теперь тоже. Саурон баллотируется куда-то что ли?
И снова пост из серии «N выдумок о. «. Ты б хоть попытался фаткологию проверить прежде чем выкладывать. У Профессора так хорошо всё расписано в книгах, так нет надо всё равно на врать.
16) Какая к чёрту «броня, которую носил Моргот»?. Саурон был его генералом, да, но не более. Когда Моргот был побеждён в войне Гнева, Саурон бежал, как и последний Балрог. И уж точно не стал бы разыскивать некую «броню Моргота».
15) Этот пункт походит на фанфик школьника. Саурон не мог менять внешний вид по желанию. В волколака он превращался благодаря специальной шкуре. Эта же шкура помогла Берену с Лютиэнь проникнуть к Моргот со стелс миссией. Оком Барад-дура он стал потому что не мог ещё обрести стабильной физической формы. А упомянутый в пункте 16 облик великана в чёрных доспехах следствие его падения вместе с Нуменором, после которого он уже не мог принять облика приятного глазу и стал править ужасом.
14) Роль в фильме обусловлена порядком выхода картин. Толкин выпустил Хоббита раньше ВК, потому там и фигурировал некий Некромант. Как сам Профессор в письме признавался «я не знал кто такой Некромант из Хоббита. Для меня он просто символизировал возрожденное зло.». На момент выхода фильма Хоббит все уже в курсе про кольцо и Саурон, потому у Джексона не было выбора кроме как расширить сюжет засчет Саурона.
13) Майяры это раса? Серьёзно? Эльфы это раса. Люди и гномы это расы. Майары не раса. Также как и айнуры. Он помощники и слуги айнур. Божественной природы создания.
12) Как выше указали Майрон и есть Восхитительный. А якобы многоименность следствие продолжительности существования Саурона. Неудивительно, что различных прозвище он набрал за это время. Хотя по сравнению с Гэндальфом почти ни фига.
11) Кольца власти имели свойство усугублять алчность гномов. Никак не сам Саурон. С тем же успехом можно было бы заявить, что эльфы Эрегиона усугубили алчность гномов. У Саурона и так деяний хватает. Зачем приписывать ему то чего он не делал?
10) Умереть он не может, да. Но в кольцо была вложена почти вся его сила и после уничтожения кольца он стал бессильной тенью за стенами Ночи. С точки зрения мироздания Средиземья он умер как никто.
9) Саурон=Тевильдо? Ты упоролся что ли? Если так натягивать сову на глобус она порвётся. Тевильдо существовал на этапе проработки мира, но был отвергнут. Естественно, что автор кое какие элементы использовал. Но на этом строить такое безапелляционное утверждение?
7) Источение жара было следствием гибели нормальной физической оболочки Саурона с Нуменором. Его внешность стала ужасом и пламенем. Отсюда и жар.
6) Конечно жил! А Моргот три эпохи в Валиноре срок мотал, а после выхода по УДО и жил там. Аналогично и Саурон в Средиземье и Нуменоре обретался. Урок усвоил хорошо.
5) Т.е. банальное совпадение не могло быть? Саурон пал сильно раньше Сарумана, да и помощнее был изначально. А уж вскользь обвинять самого Ауле в этом совсем тупо. Типа это он виноват, что у него майары такие дефективные.
4) Как и все ребята божественного происхождения, кроме балрогов, его физическая форма была симпатишная и эльфоообразная. Удивительнейший факт!
3) На Саурона Илуватару было глубоко наплевать. Нуменоре он низверг за дела людей, за нарушение запрета Валаров. А Саурон просто под АоЕ атаку попал.
2) Ну да, захватив Тол-Сирион, Мтрго отдал его своему генералу. Стратегически важный форпост как никак. А волколаки просто по стилю тогда Саурон больше подходили наверное.
1) Нуменорцы его не то чтобы побеждали. Скорее Саурона числом задавливали. А он не будь дурак, по примеру босса, развалил врага изнутри. Так что Война Кольца была действительно первой настоящей победой над ним. Отсюда и столь великая радость и столь велик подвиг маленьких хоббитов, справившихся там, где потерпели поражение могучие майары, эльфы и Нуменорцы.
Фух, вроде основное сказал. Чувак, валарами заклинаю, не трогай больше Средиземье, а? Столько хрени лепишь, читать больно.
Все это описано в книге «сильмариллион». Да и в книге властелин колец очень много написано, чего не показали в фильме! Так что советую лучше читать книги
16) Нет, Саурон Мелькору не служил уже после поражения от Лутиэнь и Хуана.
10) Любая душа бессмертна, что человека, что майа. Полностью обессиленный Саурон умер даже в большей степени, чем иной эльф или человек.
5) Это куда больше наказание нуменорцам, чем Саурону.
Подозреваю, что Толкин сам был из майар. Разве по силам простому смертному Создать настоящий Мир Средиземья? Не думаю.
@morgott, а ну расскащывай как ты балрогов совращал! Во всех деталях и подробностях!
Щас меня заминусят, но каждый раз кричу с таких текстов, потому что «ооо, я знаю намного больше, чем показали в фильме Властелин Колец, расскажу-ка нубам» и тут же выясняется, что автор шапки посшибал с интересных тем и на том же Википалантире информации гораздо больше.
>Предположительно, Тол-ин-Гаурот до сих пор пустует.
Тол-ин-Гаурот, как и весь Белерианд, в конце Первой Эпохи был затоплен валар, т.к. в результате войны с Морготом, называемой Война Гнева (по итогам Моргота вышвырнули за пределы мира), местность была сильно повреждена.
Также остров по итогам истории с Лютиэн был «очищен от зла», чему немало поспособствовала сама Лютиэн (дочь эльфа и майа). Но да, на нём никто не жил, ещё и потому, что там от руки Саурона погиб Финрод, принц Третьего Дома нолдор (весьма иронично, с учётом того что крепость на этом острове (Минас Тирит) была воздвигнута им), так что весь остров стал что-то вроде усыпальницы и памятника Финроду.
Хочу эскизов Саурона от Толкина.
Ауле из Валар,а не Айнур,как и Оримё и Варда Элберет.
Я смотрел все три серии В.К. и ничего не понял. 90% фильма состоит из рубли орков, 8% из сцен плачущего хобита и 2% оставили на сам сюжет.
Историчный Саурон
В ожидании сериала по «Властелину колец». Амазон прогревает зрителей новым фэнтези
У стримингового сервиса Амазона есть проблема. В их арсенале нет эпического фэнтези. Да, есть симпатичный «Карнивал Роу» с Орландо Блумом, но на эпичность этот сериал не тянет. Тем временем у конкурентов всё хорошо. У HBO есть «Игра престолов» — сериал, изменивший мир экранного фэнтези, а Нетфликс, вообще, в последнее штампует хиты во всех жанрах, вот-вот выйдет второй сезон «Ведьмака» — одного из самых успешных шоу на стриминге.
Тем не менее для Амазона уже в следующем году всё изменится — стриминг снимает сериал по «Властелину колец» и можете даже не сомневаться — всю вторую половину 2022 года вы будете читать только про этот сериал. Зайти «Властелином колец» против «Игры престолов» — это пойти с тузов, но менеджеры Амазона для разминки подготовили и карты помельче — о них сегодня и поговорим. Это новый сериал — «Колесо времени».
Что такое «Колесо времени»? Вообще-то, довольно серьёзное произведение американского писателя Роберта Джордана, состоящее из 14 томов и по количеству проданных экземпляров не уступающее «Песни льда и пламени». У этого цикла книг есть хорошая фанатская база, активные сообщества — в общем, кажется, что спрос на экранизацию есть.
В первых главах романа автор намеренно имитирует атмосферу Толкина и его «Братство кольца», чтобы, как говорил сам Роберт, читатель почувствовал себя комфортно. Джордан был поклонником «Властелина Колец», зачитывался книгой и высоко оценивал фильм. К сожалению, писатель не успел закончить свой цикл и последние три книги дописывал другой автор.
Фишка мира «Колеса времени» — цикличность. Здесь эпохи сменяют друг друга, повторяясь вновь, а души перерождаются. Всё живое участвует в постоянной реинкарнации — начала нет, конца — тоже.
Центральной фигурой экранизации продюсеры решили сделать актрису Розамунду Пайк. Она — тяжеловес британского и американского кино, вы наверняка помните её по роли в фильме Финчера «Исчезнувшая». Но помимо Голливуда, актриса умеет работать и с более скромными проектами. Например, в недавнем британском сериале «Семейный брак» (State of Union) она с Крисом О’Даудом (тот самый «Компьютерщик») разыгрывала семейную пару в кризисе, которая посещает психолога. Но сериал показывал не сеансы у специалиста, а встречи супругов в баре перед походом на сессию. Розамунда Пайк играла совершившую измену жену, которая хочет сохранить брак. Она слегка отморожена, в отличие от эмоционального Криса.
Подобную отмороженность Розамунда перенесла и в «Колесо времени». К тому же в первых сериях её лицо будет становиться всё белее — силы персонажа будут истощаться.
Сериал выглядит дорого, но это потому что он и стоил немало — создатели заявляют бюджет в 10 миллионов долларов за серию — за сезон всё ещё меньше, чем бюджет большого голливудского блокбастера, но всё ближе и ближе к зоне тяжеловесного, заточенного под прокат кино. Повествование рассчитано на зрителей, не знакомых с материалом, особенных сложностей не возникает.
Что можно найти в «Колесе времени» помимо гористых фэнтезийных пейзажей? Да, в общем, стандартный набор: добро и зло, тьму и свет, злобных тварей (их тут называют троллоки) и магию (в книгах её правда называют Единая Сила, автор любил физику и ему хотелось придать волшебству научное объяснение, он считал его особой формой термодинамики).
Сам же фильм — эдакий роадмуви — путешествие группы сквозь опасности к цели. Довольно бесхитростная, но и беспроигрышная платформа для фэнтези — вести своих героев через волшебные леса и опасные города, сталкивая их то с троллоками, то с волками. Будет и обязательный музыкальный номер в кабаке — насмотренному зрителю сразу вспомнится Лютик, либо какой-то другой бард — много их было!
Несмотря на динамичность, постоянные попытки взбодрить зрителя с помощью разрубленных тел и льющейся крови — после просмотра каждой серии вскрывается проблема — никаких новых решений в экранизации «Колеса времени» нет. Всё это уже было. Но с другой стороны — почему бы не вернуться к старому доброму фэнтези, ведь ничего другого всё равно не показывают.
Слежу за новинками кино в телеграм канале
Район в Мории не предлагать
Шарф с гербом Рохана
Всем привет. В детстве безуспешно пытался читать властелина колец, но сдался после 10 страниц. Но когда увидел схему шарфа, сразу решил связать его.
Шарф выполнен в технике двусторонний жаккард. На изнаночной стороне изображён тот же рисунок, но в негативе.
Почему нужно читать книги
История не моя. Нашел в сети.
— Иди куда шёл. Пааарежу!
Быть зарезанным в другом городе Алексею не хотелось, и он отошёл. Тем временем мужчина отдавал цыганам золотое обручальное кольцо и часы. В Алексее закипело чувство справедливости. Он нащупал в кармане куртки мел, который остался у него после рисования на асфальте с племянницей. Решительно подошёл к толпе. Сел в ногах у мужика. Как в гоголевском «Вие» очертил круг, внутри которого оказался сам и мужик. Поднял руки вверх и как сумасшедший начал орать:
— Анон эдхелен эдро хи амэн! Фенос ногосрим, ласто бех ламен!
Темный огонь тебе не поможет, пламя Удуна!
Возвращайся во тьму, ты не пройдёшь!
Лицо цыгана побелело. Он упал на колени. Потом стал доставать из карманов золотые украшения и складывать в круг из мела. Алексей не мог остановиться и в исступлении орал:
— Возвращайся во тьму, ты не пройдёшь!
Бедный цыган запричитал:
— У меня больше ничего нет! Есть зубы, но мне нужно какое-то время.
Алексей не останавливался:
— Я служитель тайного огня!
В конце концов у входа в жд вокзал остались двое. Алексей встал, отряхнул штаны, и сказал мужику:
— Вот забирай, тут твоё. Ну будь здоров, больше не впутывайся!
Мужик глядел на него ошалелыми глазами.
— Сколько я вам должен за обряд снятия порчи?
Когда мои дети спрашивают меня «Пааап, ну вот зачем читать? Скучно! Можно телик с ютубом посмотреть », я всегда вспоминаю Алексея и того цыгана с золотыми зубами, улыбаюсь и отвечаю словами Фелиции Жанлис:
— Те, кто читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор.»
(с) Александр Бессонов
Представляю лицо Толкина, если бы он услышал эту историю:
Почти Австралия
You shall not pass!
Все так
Дорога
Йен МакКеллен и во время съёмок Властелина колец старался сделать так, чтобы сюжет следовал книжному канону.
Вот и в Хоббите он не стал отступать от своих принципов и настоял на том, чтобы Гэндальфа кормили соответственно книжному описанию.
В качестве доказательства того, что Митрандир много ел, он привёл следующие цитаты:
«И тут только заметили, что Гэндальфа нет. Он ехал с ними всю дорогу, так и не объясняя — участвует он в их походе или просто провожает до поры до времени. Он ел больше всех, болтал больше всех и хохотал громче всех. А теперь он просто-напросто исчез, и все тут!»
— «Хоббит», глава 2.
«Наконец Гэндальф отодвинул тарелку и кувшин (он съел целых два хлеба, намазанных маслом, медом и сметаной, и выпил по крайней мере литров медового напитка) и достал трубку.»
— «Хоббит», глава 7.
Куда было деваться режиссёру. Пришлось кормить сэра Йена, исполняющего роль Серого странника, соответствующе!
P.S. Это шутка! Просто забавный кадр со съёмок Хоббита =)
Арт «Хоббитон»
Хоббиты: Начало
И тут до Гэндальфа дошло
Мерзкие хоббитцы
Властелин
Гэндальф «Неоконченные предания Нуменора и Средиземья»
«Последнего же из пришедших звали среди эльфов Митрандиром, Серым Странником, поскольку он не оставался надолго на одном месте и не стремился приобрести ни богатства, ни сторонников, а лишь бродил по западным землям от Гондора до Ангмара и от Линдона до Лориэна, и помогал всем, кто в этом нуждался. Дух его был горячим и пылким, а Кольцо Нарья еще и усилило эту горячность, ибо он был врагом Саурона и противостоял огню, который истребляет и опустошает, силою огня, что воспламеняет и помогает в отчаяньи и бедствии; но его радость и быстро вспыхивающий гнев были скрыты одеянием, серым как пепел, и лишь те, кто хорошо его знал, могли различить проблески этого внутреннего пламени. Он мог быть весел и добродушен с юными и простодушными, и в то же время не скупился на резкие слова и на отповедь глупцу; но он не был заносчив и никогда не искал ни власти, ни славы, а потому его повсюду любили все, кто сам не страдал гордыней. По большей части он, не зная устали, путешествовал пешком, опираясь на посох, и потому среди людей Севера его прозвали Гэндальфом, что означало «эльф с жезлом». Люди считали ошибочно, как уже говорилось, что он из эльфов, поскольку он временами показывал им удивительные вещи, более всего любя красоту огня; однако он творил эти чудеса по большей части ради радости и веселья, а не для того, чтобы внушать окружающим трепет или заставлять их из страха принять его советы. В другом месте рассказано о том, как в то время, когда Саурон снова воспрянул, Митрандир тоже воспрянул и отчасти явил свою силу, и, встав во главе тех, кто противостоял Саурону, в конце концов одержал победу и ценой бдительности и тяжких трудов добился того исхода, который замыслили валар под рукой Единого, что превыше их. Но сказано также, что, когда близился конец трудов, ради которых явился Митрандир, он испытал тяжкие страдания, и был убит, и на краткий срок возвращен из мертвых, и на это время он облачился в белое и сделался сияющим пламенем, хотя по-прежнему скрывал его, обнаруживая лишь при крайней необходимости. А когда все закончилось, и Тень Саурона была изгнана, Митрандир навсегда ушел за Море».
Первые орки
Комментарий автора (перевод мой):
Разрушение Утумно (как и осада Мордора силами Последнего союза в более поздние годы) — работа, законченная лишь наполовину. Мелькор низложен и заточён, но многие из его слуг, великих и малых, прячутся в тенях и просачиваются в мир как ядовитые миазмы после того, как Валар покинули Средиземье. И вновь это диссонанс Мелькора, источник зла, неизбежно играющий свою роль в теме Творения, и именно в это время на сцене впервые появляются орки, выведенные во тьме из семени пленных эльфов. Мне нравится представлять, что орки этих времён все ещё в некоторой степени эльфы. Поколения пыток превратили их в уродливых, сломленных созданий, но в какой-то степени они по-прежнему похожи на то, за что их приняли первые эльфы, столкнувшиеся с ними, т. е. за эльфов, которые стали дикими и злыми, «тёмным феями», если угодно, гоблинами. Поэтому я представляю, какими их будут помнить люди: другая половина мира, сотканного из древней магии, в который они впервые явились, прямая противоположность «дивного народа».
Тот, что слева, был задуман как вождь или жрец/духовные лидер среди своего народа, связующее звено с тёмным властелином, который создал всех орков; вероятно, «болдог» или какой-то промежуточный ранг. Возвышающаяся груда черепов была вдохновлена статуями многоголовых демонов из юго-восточной Азии и трёхголовыми норвежскими троллями. Один череп над головой принадлежит гному, а два с обеих боков напротив головы — оркам, возможно, соперникам, а может быть и его братьям. Мне представляется что братоубийство Каином Авеля — важный для орков символический мотив, который, вероятно, способствует их духовному вырождению.
Телесный облик Саурона в Третьей Эпохе
Саурон, будучи повержен, неизменно развоплощался. Он был духом, правда, из меньших, но всё же «ангельской» природы, по этому он не принадлежал к числу тех, чья природная суть — иметь материальное воплощение. При желании он мог «самовоплощаться»; но воплощённая форма скорее уподоблялась нашим одеждам, нежели нашим телам, разве что больше, нежели одежда, выражая собой желание, настроение, волю и функции, см. Письмо Толкина №200.
Также про принявших материальное обличье духов подробно рассказывается в эссе «Осанвэ-Кента».
Немного про падение
Ниже пойдёт цитата про падение Мелькора, но она также прямо касается и его слуг из майар, что пошли по его пути разрушения.
«Он также рассеял свою силу для контроля над своими агентами и слугами, так что в конце, сам по себе и без поддержки, стал слабым существом, поглощённым ненавистью и неспособным восстановить своё прежнее состояние, каким он был до падения. Даже своей видимой формой он уже не мог управлять, и не мог уже скрывать своё уродство, и она показывала зло его разума. Также было и с его главными слугами, как мы увидели в поздние дни: они стали привязаны к формам своих злодеяний, и если эти тела у них отнимались или уничтожались, они исчезали, до тех пор, пока снова не восстанавливали своё прошлое обиталище, в котором могли снова продолжать свой путь по пути зла, с которого не могли свернуть».
(c) Осанвэ-Кента.
Что может случиться после падения?
«Саурон (. ) пал ниже точки восстановления чем когда-либо, хотя ранее он восстанавливался».
(c) История Средиземья. 10 Том. Часть 5. Кольцо Моргота. Преображённые Мифы.
Про первую утрату телесного облика Саурона
«Но Саурон не был смертен, и, хоть его прежнее обличье, в котором он являлся людям и причинил им столько зла, было прекрасным, теперь оно было утрачено для него, тогда дух его восстал из глубин, и словно чёрным ветром перелетел тенью над морем, возвращаясь в Средиземье и Мордор, что был его обителью.
Там, в Барад-дуре, он снова использовал своё Великое Кольцо и затаился, безмолвный и мрачный, пока не сотворил себе новое обличье — воплощение злобы и ненависти, что мало кто мог на себе выдержать взгляд Ока Саурона Ужасного».
(с) Сильмариллион. О Кольцах Власти и Третьей Эпохе.
«Хотя Саурон и умалился до «духа ненависти, гонимого тёмным ветром», полагаю, то, что этот дух унес с собою Единое Кольцо, от которого теперь в значительной степени зависела его способность подчинять себе умы, сомнению не подлежит. В результате катастрофы Саурон, разумеется, «потерпел крах»; он умалился (затратив огромное количество силы на то, чтобы обратить Нуменор ко злу). Ему требовалось время на восстановление собственного тела и на то, чтобы установить контроль над своими бывшими подданными. Гиль-галад и Элендиль атаковали его прежде, чем владычество его утвердилось заново в полной мере».
(c) Письмо №211.
Про вторую утрату телесного облика Саурона и третье воплощение в Третьей Эпохе
Тень, что зависла над Великим Зеленолесьем, была тенью Саурона, а не одного из Улайри (Кольцепризрака), как думали Мудрецы, и являлась свидетельством его возвращения. Это случилось где-то около 1000 г. Третьей Эпохи. Явился он со стороны земель Рун (Востока), где долгое время скрывался после поражения в войне Последнего Союза, и обосновался в южной части леса, на холме Амон Ланк. Там Саурон набирает достаточно сил и возвращает себе зримый облик. После чего то место получило название Дол-Гулдур, а лес стал называться Таур-э-Ндаэделос («Лес великого страха»), Таур-ну-Фуин (Лес под тенью) и Темнолесьем. Вокруг новых владений Саурона всё наполнилось злой волей, среди деревьев стало темно и угрюмо даже днём, а воздух там стал тяжёлым и неподвижным, и злые создания поселились в этом лесу. Местные жители стали страшиться этот лес, распространяя слухи о зле, тогда-то Саурона и прозвали Некромантом:
«Гиль-галад и Элендиль пали в битве с Сауроном. Исильдур, сын Элендиля, срубил кольцо с руки Саурона — и сила покинула Саурона, а дух его бежал во тьму». (. ) «Некроманту»: так именуется он, роняющий мимолетную тень, как предзнаменование, на страницы «Хоббита» (. ) «На обширный первозданный лес, Великое Зеленолесье, расположенный к востоку от верховьев Великой Реки, падает тень; тень растет, лес становится Мирквудом, т. е. Темнолесьем/Мрачнолесьем. Мудрые обнаруживают, что источник её — Чародей («Некромант» «Хоббита»), чей потаенный замок находится на юге Великого Леса. [Лишь в промежутке между «Хоббитом» и продолжением к нему обнаруживается, что Некромант — это Саурон Redivivus [воскресший (лат.) — С.Л.], стремительно набирающий силу и обретающий зримый облик. Обманув бдительность, он возвращается в Мордор и в Тёмную Башню. — Прим. авт.]». (c) Письмо Толкина. №131.
«После битвы с Гиль-галадом и Элендилем Саурону потребовалось немало времени на «воссоздание», дольше, нежели после Низвержения Нуменора.(потому, полагаю, что каждое «восстановление» использовало часть внутренней энергии духа, которую можно назвать «волей» или действенным связующим звеном между неуничтожимым разумом и существом и воплощением его представлений). Невозможность «воссоздания» после уничтожения Кольца достаточно очевидна с «мифологической» точки зрения в самой книге». (c) Письмо Толкина №200.
«Однако многие думают, что бешеное их [орков багрового ока] нападение на Исильдура было отчасти деянием Кольца. Менее двух лет назад оно покинуло руку Саурона, и, хотя оно быстро остыло, оно всё ещё было полно его злобной волей и прилагало все усилия, чтобы вернуться к своему властелину (как и потом, когда он вернулся и воплотился вновь). И, хотя они и не ведали сказанного, орки-главари были полны желания перебить дунэдайн и взять в плен их предводителя». (c) Неоконченные Сказания. Часть 3. Гибель Исильдура (Поражение в Ирисной Низине).
«Если Единое Кольцо уничтожить, истребить, тогда сила Саурона растаяла бы, а само его существо умалилось бы вплоть до полного исчезновения, так что он превратился бы в тень, в жалкое воспоминание о злонамеренной воле. Но такой возможности он не рассматривал и не опасался этого. Кольцо не сумел бы уничтожить ни один кузнец, уступающий искусством самому Саурону. Его нельзя было расплавить ни в каком огне, кроме лишь того неугасимого подземного пламени, где оно было отковано, — недосягаемого пламени Мордора. И так силён был соблазн Кольца, что любой, кто им пользовался, подпадал под его власть; ни у кого не достало бы силы воли (даже у самого Саурона) повредить Кольцо, выбросить его или пренебречь им. По крайней мере, так он думал. В любом случае Кольцо он носил на пальце».
(c) Письмо Толкина №131.
«Кольцо Саурона — лишь одна из многообразных мифологических трактовок вкладывания своей жизни или силы в некий внешний объект, который возможно захватить или уничтожить, с губительными последствиями для вложившего».
(c) Письмо Толкина №201.
Глаза Саурона описываются в «Лэ о Лэйтиан» как «пылающие глаза» (“flaming eyes”) и «недремлющие пылающие очи» (“sleepless eyes of flame”). В «Утраченном Пути» люди Нуменора «боялись света его глаз» (“feared the light of his eyes”), в «Акаллабет», что содержится в «Опубликованном Сильмариллионе», уже после падения Нуменора, когда Саурон восстановил свою форму, говорилось, что «мало кто мог на себе выдержать взгляд Ока Саурона Ужасного» (“the Eye of Sauron the Terrible few could endure”).
В Третьей Эпохе Саурону потребовалось немало времени на «воссоздание» своей телесной гуманоидной формы снова (см. Письмо Толкина №200). Тем не менее, ему было совершенно необходимо это сделать. Как пишет Дж. Р. Р. Толкин о величайших слугах Моргота и о Сауроне в частности, они «связаны обличьем собственных злодеяний, и если тела их были отняты у них либо разрушены, то они пребывали в ничтожестве, пока не строили себе подобие прежнего обиталища, чтобы с его помощью следовать недобрыми путями, в коих закоснели» (см. Осанвэ-кента).
«Саурон, должно быть, был ужасен обликом. Он принимал форму высокого человека, но не гиганта».
(с) Письмо Толкина №246.
Но после падения у него не было возможности сменить это обличие, так как он был «привязан» к нему.
Однако же, в незримом мире присутствие Саурона ощущалось как глаз.
«Око — жуткое, растущее чувство присутствия враждебной воли, с неимоверной силой стремящейся пронзить покровы туч, земли и плоти и увидеть его; сковать его, нагого и обездвиженного, своим смертоносным взглядом».
(с) Властелин Колец. Часть 4. Глава 2. По Болотам.
Саурон появляется как Огненное Око в незримом мире, которое можно было почувствовать, но не увидеть (разве что посредством Зеркала Галадри,эль или Палантира, возможно, через Осанвэ). Это Око было волей Саурона, волей контролировать все и вся. Единое Кольцо же он создал для того, чтобы увеличить границы возможности этой способности.
Галадриэль говорит Фродо, что Саурон «денно и нощно тщится увидеть меня и проникнуть в мои думы. Но эта дверь пока еще для него закрыта». Фродо видит его в зеркале, чувствует на Амон Хен и по мере приближения к Мордору. Для него Воля Саурона все более и более отчётливо начинает ощущаться, что «завеса [. ], которая всё ещё разделяла их», стала тонкой и хрупкой. Сэм тоже ощутил Волю Саурона, когда использовал Кольцо в Кирит Унголе. С Волей Саурона сражался и Гэндальф, будучи на большом расстоянии от Мордора, когда защищал Фродо, отводя Око Саурона от него. Армии Саурона тоже ощущали Волю Саурона, то же Око, даже если оно не было направлено на них. Вспомним момент падения Саурона: «Ибо направлявшая их Воля, что наполняла своих слуг злобой и яростью, поколебалась и, забыв о своих армиях, бросила их на произвол судьбы». Недаром Багровое Око является символом его власти.