Оклеветание в православии что такое

Дышу Православием

О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии

ПОПУЛЯРНОЕ

Наши друзья

Клевета — как по-христианки на нее реагировать?

Оклеветание в православии что такое. Смотреть фото Оклеветание в православии что такое. Смотреть картинку Оклеветание в православии что такое. Картинка про Оклеветание в православии что такое. Фото Оклеветание в православии что такоеКлевета — как по-христианки на нее реагировать?

Клевета, как никто другой от нее пострадал святитель Иоанн Златоуст. Он претерпел опалу и ссылку, обвиненный императрицей Евдоксией по навету самого Патриарха Александрийского Феофила, желающего поставить на епископскую кафедру своего человека. Тем, кто услышал непроверенный слух или порочащую кого-либо информацию, святитель Иоанн говорил: «Никогда не принимай клеветы на ближнего своего, но останавливай клеветника такими словами: «Оставь, брат, я каждый день грешу еще более тяжкими грехами, как же нам осуждать других?»». Святитель предлагал даже крайние меры: «Прогоним клеветника, чтобы, принимая участие в чужом зле, не причинить гибели себе самим». А вот преподобный Ефрем Сирин считал что «если враг располагает к клевете — оградим себя молчанием».

Как спастись от клеветы

За терпение клеветы многие святые отцы обещают награду. «Помни, что тот, кто слышит о себе клевету, не только не терпит вреда, но еще получит величайшую награду», — говорит Иоанн Златоуст. Но он же свидетельствует, что как бы ни была велика награда, терпеть клевету нелегко: «Клевета тяжела, хотя бы она и хорошо вознаграждалась. Ей подвергся дивный Иосиф, и множество других. И Господь повелевает нам молиться о том, чтобы не подвергнуться искушению… И притом в особенности тяжела клевета людей гордых и сильных, потому что неправда, опираясь на силу, приносит большой вред».

Своим братьям по несчастью святитель советовал: «Для многих невыносимее всех смертей кажется то, когда враги распространяют о них худые слухи и навлекают на них подозрение… Если это правда — исправься; если ложь — посмейся над этим. Если сознаешь за собою то, о чем сказано, — вразумись; если не сознаешь — оставь без внимания, лучше же сказать: веселись и радуйся, по слову Господа (Мф. 5:11)».

От многих бед и огорчений может спасти молитва. Преподобный Максим Исповедник и в случае наветов предлагает не унывать, а молиться: «По мере того, как будешь молиться за оклеветавшего, Бог будет открывать соблазнившимся истину о тебе».

Епископ Феофан Затворник предлагает считать клевету искупительным лекарством: «Оклеветали вас… хотя вы невиновны? Надо благодушно терпеть. И это пойдет вместо епитимий за то, в чем сами себя считаете виновными. Поэтому клевета для вас — милость Божия. Надо непременно примириться с оклеветавшими, как это ни трудно».

Клевета на пользу

Святитель Тихон Задонский приводит примеры претворения клеветы во благо и славу: «»Любящим Бога… все содействует ко благу», — говорит апостол (Рим. 8, 28). Им клевета и поношение обращаются на пользу милостью Божией. Целомудренного Иосифа ввергла в темницу женская клевета, но так он был вознесен на высокую честь и всю страну спас от голода (Быт. 39 и 41). Моисей от злоречивых уст бежал из Египта и был пришельцем в земле Мадиамской (Исх. 2, 15-22). Но там сподобился видеть купину, чудесно горящую в пустыне, и слышать Бога, из купины беседующего с ним (Исх. 3, 2-7). Святому Давиду много наветов делал злоречивый язык, но так он к молитве побуждался и много богодухновенных псалмов сочинил на пользу Святой Церкви. Даниила клевета ввергла в ров на съедение львам, но неповинность заградила уста зверей и прославила его больше прежнего (Дан. 6, 16-28). … Те же суды Божии и ныне совершаются» (104. 860-861).

И Христа оклеветали

Святитель Тихон отмечает, что мы не первые, кто терпит неправду на Земле: «Путем поношения и уничижения предшествовал нам Сам Христос, никакого греха не сотворивший. Сколько и как жестоко хулили Его фарисейские уста и какие поношения бросали в Него, как ядовитые стрелы,-об этом свидетельствует святое Евангелие. Мало им было говорить, что Он любит есть и пить вино, что Он друг мытарей и грешников, самарянин, что Он беса имеет и исступлен, — Тот, Который всяким образом искал погибших, но называли Его и лжецом, развращающим народ: «мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю» (Лк. 23,2), Того, Который учил их: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк. 12,17), Который силою Божества Своего запрещал и изгонял демонов. Никто от них клеветы и поношения не избежал.

Отыскали дети мира сего, что хулить и в непорочном житии, выдумал лживый язык, чем и беспорочных порочить. Пророк Моисей, законодатель, вождь Израилев, друг и собеседник Божий, от сонмища Кореева и Авиронова претерпел укорение (Чис. 16) и от прочих своих людей. Сколько на Давида, святого царя Израилева и пророка Божия, бросали враги ядовитых стрел, видно из псалма: «Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною» (Пс. 101, 9 и далее). Лживый язык ввергнул в ров ко львам, как в гроб, пророка Даниила (Дан. 6, 16). Как пострадали апостолы от всего мира, которому милость Божию проповедовали! Обольстителями, развратителями и возмутителями вселенной называли тех, которые обращали от прелести к истине, и от тьмы к свету, и от царства диавольского к Царствию Божию.

То же познали на себе и преемники их-святители, мученики и прочие святые. Читай церковную историю и увидишь, как никто от них не ушел от клеветы. То же и теперь святые, живущие в мире, от злого мира терпят. Ибо мир во злобе своей постоянен: не любит истины, которую и словом, и житием являют святые, и всегда держится лжи и неправды, которою они гнушаются. Не ты первый терпишь поношение и бесчестие. Видишь, что святые терпели и ныне терпят (Ин. 9, 10-34)».

Как самим не оклеветать ближнего

Святитель Василий Великий считает, что иногда и правда может оказаться клеветой: «Об отсутствующем брате нельзя говорить ничего с намерением очернить его — это есть клевета, хотя бы сказанное было и справедливо». «…Но есть два случая, в которых позволительно говорить о ком-нибудь дурное (но правду): когда необходимо посоветоваться с другими, опытными в этом, как исправить согрешившего, и когда нужно предостеречь других (не многословя), которые, по неведению, могут быть нередко в сообществе с плохим человеком, считая его добрым… Кто без такой необходимости говорит что-нибудь о другом с намерением очернить его, тот — клеветник, хотя бы и говорил правду».

Святитель Иоанн Златоуст предостерегает: «Клевета великие дома разрушает; один оклеветал, а через него плачут и рыдают и другие: и дети его, и ближние, и друзья. Но за это и клеветникам бывает худо. Господь от них и молитвы их не принимает, и свечи их угасают, и приношения их не приемлются, и гнев Божий почивает на них, как и говорит Давид: потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречив».

Святителя Григорий Богослов советует обращать внимание на то, для чего мы жалуемся на других: «Если жалоба несправедлива, то делается клеветой…».

А преподобный авва Исаия не советует клеветой спасать себя от бедствий и людской злобы: «Всякий несчастный достоин милости, когда оплакивает свои бедствия. Но если он станет клеветать на других и вредить им, то пропадет жалость к его бедствиям; признается уже он достойным не сожаления, а ненависти, как употребивший во зло свое бедствие вмешательством в чужие дела. Итак, семена этой страсти надо истреблять в начале, пока не проросли, и не сделались неистребимыми, и не породили опасности для того, кто принесен в жертву этой страсти».

Источник

Клевета как ступень к правде

«Оклеветали вас. хотя вы невиновны? Надо благодушно терпеть. И это пойдет вместо епитимий за то, в чем сами себя считаете виновными. Поэтому клевета для вас — милость Божия. Надо непременно примириться с оклеветавшими, как это ни трудно».

Перечитываю эти слова из письма епископа Феофана, Затворника Вышенского, узнаю присущую одному ему интонацию бесконечно терпеливой отеческой заботы, неустанного попечения о каждом адресате… И думаю о том, что «благодушно терпеть», примириться с клеветой на самом деле очень трудно, практически невозможно.

Оклеветание в православии что такое. Смотреть фото Оклеветание в православии что такое. Смотреть картинку Оклеветание в православии что такое. Картинка про Оклеветание в православии что такое. Фото Оклеветание в православии что такое

Для журналиста очень важна репутация, конечно, иными словами — ему нужно, чтоб ему верили. Однако страдала я — не только из-за восприятия моих публикаций, т.е., не только из-за их эффекта и резонанса. Страдание от клеветы есть страдание глубоко личное. Клевета делает из нас не то, что мы есть, она лишает нас лица. Мы стараемся сделать себя, и нам очень важно, чтобы люди воспринимали нас именно такими, какими мы себя, как нам кажется, сделали. А для чего делали-то. Не для того ли, чтобы нас любили? Клевета лишает нас любви. Ведь и причина-то ее — в нелюбви. Не всегда в целенаправленном злом умысле, но всегда — в глубокой нелюбви к человеку, в отказе видеть его добрым, честным, порядочным. А кто главный ненавистник человека, кто главный клеветник? Об этом господине написано достаточно. Не счесть примеров, когда жертвами клеветы становились именно те, кто больше всех ему досаждает — святые. Причем, их страдания отнюдь не ограничивались внутренним переживанием оговора. Клевета в жизни подвижника всегда имела практические последствия, и какие!

Оклеветанный Иоанн Златоуст жестокими преследованиями был сведен в могилу. Преподобный Максим Грек, обвиненный в ереси и отлученный от евхаристического общения, шестнадцать лет кряду не мог причаститься Святых Христовых Таин, шесть из этих лет провел в жутких условиях одиночного заточения. Святителя Нектария Пентапольского клевета сопровождала всю его жизнь, она только меняла свое содержание в зависимости от текущего момента — главный клеветник упорен и изобретателен.

Итак, доверие к Богу и спокойное терпение, повторяю я про себя, возвращаясь к неприятным моментам своей жизни. Вседержитель знает всё, у Него всё, как говорится, под контролем. Повторяю, но успокоиться, освободить душу от ржавого крючка, за который она зацепилась, перестать думать о клевете, перестать этим мучиться — никак не могу.

Но ведь это вообще не цель духовной жизни — перестать страдать, успокоиться, обрести внутренний комфорт. Внутренний, душевный покой, оптимальное эмоциональное состояние — это иногда (не всегда!) хороший симптом, говорящий о выздоровлении, или, лучше скажем, об относительной поправке духовных дел — но сама-то поправка не в этом заключается.

Клевета, которой мы подверглись — это повод задуматься о себе. Возмущаясь против клеветы, мы как бы говорим «Я не грязен, я чист!». Встречный вопрос: что, весь чист? Прямо как из бани? «Нет, но…»

Действительно, тяжело, когда нас обвиняют в том, в чем мы неповинны. Но не подумать ли в эти минуты о том, в чем мы повинны, и в чем нас, что интересно, никто вслух не обвинил? Как журналист, я никогда не выполняла пресловутых «заказов», не писала обличительных текстов за чьи-то деньги. Но наша профессия чревата многими другими соблазнами, и что же: я никогда им не поддавалась? Увы. Самый распространенный профессиональный соблазн — использование чужой трагедии в качестве приманки, интересного материала, привлекающего внимание читателей к изданию, в котором ты работаешь, и обещающего тебе успех. Вольно или невольно (невольно — это когда редактор непременно требует, чтобы вся работа газеты была на этом построена и т.п.), но это было со мною не раз, а ведь если вдуматься — это тоже продажа совести. Она сопровождается множеством оправданий, закрашиваний, замазываний (Ну, я же им сочувствую, этим потерпевшим! Я же их поддерживаю!), но в конечном итоге она все равно совершена.

Дальше интересная мысль: а вот если бы я была абсолютно чиста от этого греха, а кто-то обвинил бы меня в нем — было бы мне больно? Да уж, наверное! Но почему нет такой же острой боли, такого же чувства оскорбленности от того, что я не чиста, что это обо мне правда? Есть, конечно, определенное переживание, но такой боли, как была бы от клеветы — нет…

Клевета оскорбляет нас лично. А наш грех оскорбляет образ Божий в нас, Самого Создателя оскорбляет. Что важнее? Вот они, наши перекосы. Реально устранив из своей жизни какое-либо неправедное дело, исключив его для себя, мы делаем это обстоятельство сверхзначимым для своего самоощущения: «Я — честный, неподкупный журналист, я не могу терпеть, если кто-то говорит обо мне иначе!» Но мне, может быть, легче было бы это терпеть, если бы я вовремя вспомнила: «честный журналист» — это отнюдь не исчерпывающая моя характеристика, про меня можно кое-что и добавить, и это «кое-что» звучит уже не так красиво, как «честный журналист». Сказать можно не только не только об упомянутых уже здесь издержках погони за интересным материалом, но и о многих профессиональных ошибках: ведь в основе каждой ошибки лежит грех. Это может быть грех тщеславия, может быть грех эгоизма (не попыталась поставить себя на место человека, о котором писала, не вникла в его ситуацию), а может быть и неосознанное сребролюбие — очень хотелось получить гонорар за этот номер, вот и недопродумала маленько, не допроверила…

Епитимия, о которой пишет в процитированном отрывке святитель Феофан, — она ведь не наказание, она, скорее, лекарство, лечащее раны греха терпением и смирением. Вообще, что есть епитимия, посылаемая Самим Богом — это можно услышать от священника, можно прочитать в духовной книжке, а можно почувствовать самому — когда страдаешь от собственной вины и вдруг утешаешь себя тем, что собственные страдания от чужого зла потерпишь теперь спокойно… Неожиданная мысль, особенно для того, кто Феофана Затворника еще не читал; непонятно откуда, но приходит ведь!

И еще одна мысль должна, наверное, прийти: а сами-то мы никого не оклеветали часом. Как уже здесь сказано, клевета не всегда связана с целенаправленным злым умыслом, гораздо чаще — с безответственной болтовней, когда мы произносим чужие имена и повторяем утверждения о других людях, нимало не задумываясь о доказанности этих утверждений. Очень часто мы при этом «ссылаемся на источники»: «Не знаю, правда это или нет, но Марьиванна мне говорила…». Это в быту, а если вернуться к профессии автора этих строк, то она позволяет «приделывать ноги» клевете гораздо более эффективно. Ведь клевета сегодня — одно из самых распространенных орудий политической борьбы. Она хороша тем, что попытки оклеветанного защищаться от нее дают ей же дополнительные шансы. Оболганный подает в суд, просит прокуратуру привлечь клеветников к уголовной ответственности — и тем самым создает ситуацию, которую будут обсуждать все СМИ, даже самые лояльные к жертве оговора. И тут уж не просто ноги приделают — проворной сороконожкой сделают клевету. Причастна я к этим вещам? Конечно. Так стоит ли мне так расстраиваться из-за той совершенно тривиальной и неизбежной клеветы, которая пришлась на мою долю? Благодарить за нее нужно.

Вместо еже любити мя оболгаху мя, аз же моляхся (Пс.108,4). Тема клеветы постоянно присутствует в Ветхом Завете. История Иова Многострадального — это ведь, по сути, история посрамления клеветы… А в советские годы клевета стала едва ли не главным орудием борьбы с христианством, в Церковью. И это была воистину колоссальная клевета, ее мощь, масштаб и всеохватность долго еще будут удивлять. Но христиане, жившие и служившие Богу в те годы, помнили: и Христос был оклеветан.

Источник

Митрополит Антоний рассказал о том, как христианину относиться к клевете

Оклеветание в православии что такое. Смотреть фото Оклеветание в православии что такое. Смотреть картинку Оклеветание в православии что такое. Картинка про Оклеветание в православии что такое. Фото Оклеветание в православии что такое

Управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич)

Никакое зло, никакая клевета не может противостоять любви Божией. Поэтому каждый из нас должен взращивать в своем сердце цветы любви и искоренять просторы злобы.

Первейшим грехом, о котором рассказывается на первых страницах Библии, является именно грех клеветы. Правда, это не самый первый грех, который совершили люди. Адам и Ева согрешили непослушанием Богу, но к этому их привела клевета со стороны дьявола на Бога.

«И сказал змей женщине: в действительности ли сказал Бог: не ешьте от всякого дерева в раю?» (Быт. 3. 1). Нет, книга Бытия гласит, что Бог так не сказал. На самом деле Бог сказал Адаму: «от всякого дерева в раю ты можешь есть, а с дерева познания добра и зла не ешь от него. » (Быт. 2. 16-17).

Таким образом, уже в начале человеческой истории мы видим от дьявола сознательное искажение правды, которая называется клеветой.

Клеветник пакостит самому себе

Святитель Иоанн Златоуст, который лично очень сильно пострадал от клеветы, советует тем, кто услышал непроверенную информацию или слухи, которые опорочили ближнего, поступать так: «Никогда не принимай клеветы на ближнего своего, но останавливай клеветника такими словами: » Оставь, брат, я каждый день грешу еще более тяжкими грехами, как же нам осуждать других?»

А святитель Василий Великий отмечает: «Трем людям пакостит клеветник: тому, на кого клевещет, ибо, кто слушает, и самому себе».

Господь может все превратить в благо. Даже клевету

В Священном Писании много примеров того, как Господь превращает клевету на благо и пользу. Например, ветхозаветный Иосиф, сохраняя свое целомудрие, из-за женской клеветы попал в темницу, но впоследствии Господь утешил и возвеличил его так, что тот спас всю страну от голода (Быт. 39 и 41).

Лишь два случая, когда можно говорить плохое

Вместе с тем, нам самим нужно беречься, чтобы ненароком не навести клеветы не опозорить нашего ближнего.

Святитель Василий Великий считает, что «есть только два случая, когда разрешается говорить о ком-то плохое (но правду!): когда необходимо посоветоваться с другими, опытными в том, как исправить человека, который согрешил, и когда нужно предостеречь других (не говоря много), которые, по незнанию, могут часто быть сообщниками плохого человека, считая его хорошим. Кто без такой необходимости говорить что-то о другогом с намерением очернить его, тот клеветник, даже если бы и говорил правду».

. У клеветников и свечи гаснут

А преподобный Исайя не советует клеветой спасать себя от бед и человеческой злобы: «Всякий несчастный достоин милости, когда оплакивает свои беды. Но если он начнет клеветать на других и вредить им, то пропадет жалость к его бедам; он уже не признается достойным сожаления, а ненависти, как таковой, что злоупотребил своей бедой вмешательством в чужие дела. Поэтому зерна этой страсти нужно истреблять в начале, пока они не проросли и не сделались неистребимыми, и не породили опасности для того, кто принесен в жертву этой страсти».

Бог ничем так не оскорбляется, как злобою

Чтобы уменьшить пагубное влияние лжи и клеветы в нашем мире каждый из нас должен взращивать в своем сердце цветы любви и искоренять просторы злобы.

По словам прав. Иоанна Кронштадтского, Бог ничем так не прославляется, как любовью всетерплющей, и ничем так не оскорбляется, как злобою, какою бы она ни прикрывалась благовидностью.

Никакое зло, никакая клевета не может противостоять любви Божьей. И, наверное, нет в мире более возвышенных слов о любви, чем те, что сказал апостол Павел в своем первом послании к Коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, но сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13; 4-8).

Источник

Клевета

Кле­вета́ – 1) без­осно­ва­тель­ное или заве­домо ложное обви­не­ние кого-либо; 2) дис­кре­ди­ти­ру­ю­щая кого-либо молва или слух, осно­ван­ная (осно­ван­ный) на лжи; 3) умыш­лен­ная дея­тель­ность, направ­лен­ная на фор­ми­ро­ва­ние и рас­про­стра­не­ние ложных слухов, поро­ча­щих чью-либо честь и досто­ин­ство; 4) излюб­лен­ное заня­тие диа­вола.

Кле­вета — лже­сви­де­тель­ство, нару­ше­ние 9‑й запо­веди ( Исх. 20:10 ).

Первая кле­вета встре­ча­ется в 3 главе Бытия, когда сатана кле­ве­щет на Бога, пред­став­ляя Творца лжецом. От этой кле­веты про­изо­шло гре­хо­па­де­ние чело­ве­че­ства, поэтому сатана име­ну­ется кле­вет­ни­ком.

Слово кле­вета наи­бо­лее часто встре­ча­ется в книгах Мак­ка­веев.

Кле­ве­той на Христа иудей­ские пер­во­свя­щен­ники доби­лись от про­ку­ра­тора Иудеи смерт­ного при­го­вора. Кле­вета на первых хри­стиан часто слу­жила при­чи­ной гоне­ний. Так, окле­ве­тав хри­стиан в под­жоге Рима, Нерон ини­ци­и­ро­вал новую волну гоне­ний на хри­сти­ан­ство по всей импе­рии.

Опро­вер­же­нием кле­веты на хри­стиан зани­ма­лись первые апо­го­ло­геты хри­сти­ан­ства.

Кле­вет­ни­че­ский харак­тер носили обви­не­ния в адрес свят. Иоанна Зла­то­уста, при­вед­шие его к осуж­де­нию, лише­нию кафедры и ссыл­кам.

В период совет­ских гоне­ний на хри­сти­ан­ство госу­дар­ство часто при­бе­гало к кле­вете для осуж­де­ния ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков. Так, свя­щен­но­му­че­ник Сера­фим (Чича­гов) был рас­стре­лян по кле­вет­ни­че­скому обви­не­нию в созда­нии контр­ре­во­лю­ци­он­ной монар­хи­че­ской орга­ни­за­ции.

Согласно 145 пра­вилу Кар­фа­ген­ского Собора, если вина кли­рика по одному из пунк­тов обви­не­ния не дока­зана, после­ду­ю­щие обви­не­ния не рас­смат­ри­ва­ются. Это пра­вило про­ти­во­дей­ствует рас­про­стра­не­нию кле­веты.

Почему кле­вета счи­та­ется одним из наи­бо­лее злост­ных грехов?

В отли­чие от многих других видов греха, нано­ся­щих нрав­ствен­ный вред глав­ным обра­зом совер­ша­ю­щему их греш­нику, кле­вета может ска­зы­ваться, а нередко и ска­зы­ва­ется на огром­ном коли­че­стве людей и даже на целых наро­дах. Причём речь идёт не только о тех людях, кото­рые под­вер­га­ются кле­вет­ни­че­ским обви­не­ниям, но и о тех, кто созна­тельно или по лег­ко­мыс­лию участ­вует в лже­сви­де­тель­стве: все они в резуль­тате могут пред­стать перед судом Боже­ствен­ной Правды (см: Ложь).

Так, во вре­мена Вет­хого Завета наду­ман­ные обви­не­ния в адрес иудеев, воз­вра­тив­шихся из Вави­лон­ского плена и при­сту­пив­ших к вос­ста­нов­ле­нию раз­ру­шен­ного Храма ( 1Ездр.4:6 ), при­вели к оста­новке стро­и­тель­ства на несколько лет ( 1Ездр.4:4:24 ). В итоге иудеи не могли пол­но­ценно справ­лять пред­пи­сан­ные им рели­ги­оз­ные обряды, а винов­ными в этом ока­за­лись кле­вет­ники.

Во вре­мена Нового Завета кле­вета в адрес Христа (а Его, как известно, обви­няли в нару­ше­нии закона, пособ­ни­че­стве диа­волу и бого­хуль­стве) довела не уве­ро­вав­ших иудеев до бого­убий­ства ( Ин.19:15 ).

Кле­вета в адрес хри­стиан, обви­ня­е­мых в заго­во­рах против Рим­ских вла­стей, кро­во­сме­ше­ниях, людо­ед­стве, покло­не­нии осли­ной голове, спо­соб­ство­вала при­умно­же­нию нена­ви­сти к ним как со сто­роны могу­ще­ствен­ных язы­че­ских фана­ти­ков, так и со сто­роны про­сто­лю­ди­нов. В резуль­тате, хри­стиан истя­зали, бро­сали в тем­ницы, умерщ­вляли зве­рями, огнём и мечом. Само собой разу­ме­ется, что при таком поло­же­нии вещей ответ­ствен­ность за невин­ную кровь ложи­лась не только на истя­за­те­лей и пала­чей, но и на про­во­ци­ро­вав­ших их кле­вет­ни­ков.

Не будем забы­вать, что именно кле­вета побу­дила дру­же­ствен­ных ден­нице анге­лов вос­стать против Бога, в резуль­тате чего все они были низ­верг­нуты с небес. Само имя «диавол» интер­пре­ти­ру­ется в бого­сло­вии как про­тив­ник и кле­вет­ник (см.: Сатана).

Если жалоба неспра­вед­лива, то дела­ется кле­ве­той.
свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов

Если же под­верг­нешься кле­вете и после откро­ется чистота сове­сти твоей, не гор­дись, но со сми­ре­нием служи Гос­поду, изба­вив­шему тебя от кле­веты чело­ве­че­ской.
Не огор­чай брата кле­ве­той на брата его, ибо не дело любви-воз­буж­дать ближ­него на поги­бель души.
Не должно и дове­рять гово­ря­щему дурное, потому что кле­вета часто бывает от зави­сти.
Как моль портит одежду, так кле­вета-душу хри­сти­а­нина.
пре­по­доб­ный Ефрем Сирин

По мере того, как будешь молиться за окле­ве­тав­шего, Бог будет откры­вать соблаз­нив­ше­муся истину о тебе.
прп. Максим Испо­вед­ник

Душа кле­вет­ника имеет язык с тремя жалами, ибо уязв­ляет и себя, и слы­ша­щего, и окле­ве­тан­ного.
авва Фалас­сий

Помни, что тот, кто слышит о себе кле­вету, не только не терпит вреда, но еще полу­чит вели­чай­шую награду. Нико­гда не при­ни­май кле­веты на ближ­него своего, но оста­нав­ли­вай кле­вет­ника такими сло­вами: «Оставь, брат, я каждый день грешу еще более тяж­кими гре­хами, как же нам осуж­дать других?»
свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст

Любя­щий ближ­него нико­гда не может тер­петь кле­вет­ни­ков, но убе­гает от них, как от огня.
прп. Иоанн Лествич­ник

Окле­ве­тали вас… хотя вы неви­новны? Надо бла­го­душно тер­петь. И это пойдет вместо епи­ти­мий за то, в чем сами себя счи­та­ете винов­ными. Поэтому кле­вета для вас – милость Божия. Надо непре­менно при­ми­риться с окле­ве­тав­шими, как это ни трудно.
св. Феофан Затвор­ник

Зло­ре­чием и кле­ве­той сми­ря­емся, и само­мне­ние наше уни­что­жа­ется. Так дается нам зло­ре­чи­вый язык, как «ангел сатаны», чтобы мы не пре­воз­но­си­лись.
свя­ти­тель Тихон Задон­ский

Обви­не­ние на пре­сви­тера не иначе при­ни­май, как при двух или трех сви­де­те­лях ( 1Тим. 5:19 ).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *