Одпу это что такое в многоквартирном доме
Что такое ОДПУ в квитанции за квартиру?
Новые квитанции на оплату услуг ЖКХ вызывают много вопросов, в первую очередь из-за большого количества аббревиатур, непонятных гражданам. Одна из таких строк расходов – ОДПУ (общедомовой прибор учета). Этот платеж обычно не на большую сумму, поэтому собственники квартир в многоэтажных домах редко обращаются в управляющую компанию, чтобы выяснять, а за что собственно приходится платить.
Оплата за ОДПУ – это деньги, которые идут на установку, техническое и диагностическое обслуживание приборов учета. Многие недоумевают, зачем нужны общие приборы учета, если в квартире и так стоят счетчики. Давайте разберемся, зачем нужны ОДПУ, и за что именно платят жильцы.
Зачем нужна установка ОДПУ?
Индивидуальные приборы учета фиксируют фактическое потребление поставляемых ресурсов жителями квартиры, но не дают общей картины, позволяющей контролировать состояние домовых систем, а также проверять соответствие нормативам проставления услуг. ОДПУ дает возможность учитывать факты утечек, потери в магистральных сетях. При данном фиксировании расходы несет поставщик, а не жильцы дома. С этими счетчиками люди оплачивают только за тот объем ресурса, который потребили.
По Федеральному закону №261 собственники обязаны самостоятельно оплачивать расходы на установку приборов учета. В многоквартирных домах, чаще всего, решение принимается на общем собрании. Так как покупка ОДПУ, и их установка достаточно дорого стоят, по закону поставщик услуг обязан предоставлять рассрочку по данным платежам (срок до пяти лет). Оформляется договор, и высчитывается месячная плата. Установка ОДПУ в квитанции – это оплата именно за эти работы. Сумма не может изменяться в течении всего срока действия договора.
Какие общедомовые приборы учета устанавливаются в многоквартирных домах?
Счетчики в многоэтажках чаще всего монтируют в подвальных помещениях. Установку проводят на узлах учета. При установке ОДПУ расчеты производятся более точно, ведь по приборам сразу видно, сколько того или другого ресурса было использовано за прошедший период. Конечно, приборы показывают общее потребления, среди которого и тот объем, который использован на частные бытовые нужды, и на потребление на обслуживание общедомовых объектов.
От показаний общедомового счетчика отнимается сумма показаний ИПУ (индивидуальных приборов учета). Оставшийся объем делится между владельцами квартир. Раздел производится следующим образом: высчитывается объем расхода для одного квадратного метра и умножается на площадь квартиры. Полученный объем умножается на тариф, утвержденный в данном регионе.
Расход на общедомовые нужды при отсутствии коллективных приборов учета начисляются по нормативам, которые устанавливают местные власти, с применением повышающего коэффициента (Постановление Правительства №345).
Повышающий коэффициент значительно увеличивает сумму оплаты. Он не применяется только в том случае, если общедомовые приборы учета невозможно установить из-за отсутствия технических возможностей.
В домах устанавливают общедомовые приборы учета на следующие виды поставляемых ресурсов:
Электросчетчик необходимо монтировать в специальном помещении (электрощитовой). Давайте остановимся подробнее на видах приборов учета.
Общедомовые приборы учета воды в многоквартирных домах
ОДПУ холодного и горячего водоснабжения дают возможность не только вести более точный учет потребления воды, но и выявить утечки, несанкционированные отборы, потери. Вода используется не только жильцами, но и на общедомовые нужды (уборку, уход за придомовой территорией, полив клумб и газонов и пр.).
ОДПУ тепловой энергии
Общедомовые приборы учета тепла в многоквартирных домах – это сложный комплекс оборудования, который позволяет не только подсчитывать количества тепла, которое поставляется в многоквартирный дом, но также вести контроль качества предоставляемой услуги, регистрировать показания. Техническая система состоит из измерительных приборов, устройств учета объема потребляемого тепла, контроля, регистрации параметров теплоносителей.
Конечно, установка дорогая, что отпугивает многих жильцов, но установка УУТЭ дает множество преимуществ:
Применение узла учета позволяет в дальнейшем значительно экономить на оплате за тепло, так вложенные деньги очень быстро окупятся.
Общедомовой прибор учета электроэнергии
Кроме того объема электричества, которое расходуется жильцами, достаточно много его тратится на общедомовые нужды. Электричество необходимо для освещения лестничных проемов, холлов и площадок, подвала и чердачных помещений, работы лифтов, камер наблюдения, домофонов. В некоторых домах установлены насосы для усиления подачи воды на верхние этажи, они тоже работаю на электричестве. ОПУ позволяет высчитывать объем потребления и честно распределять оплату между жильцами.
Показания ОДПУ в квитанции
Оплата за установку ОДПУ может быть одноразовая, когда сразу вносится вся сумма, или оплата частями, при предоставлении пятилетней рассрочки. Эта сумма будет в квитанции тот период, за который вся сумма будет выплачена. Показания ОДПУ в квитанциях указываются в отдельных графах выплат на общедомовые нужды, в некоторых случаях они могут суммироваться и идти одним платежом.
Особенности ремонта и обслуживания ОДПУ управляющими организациями
22 мая мы провели онлайн-семинар, на котором наш постоянный эксперт Елена Шерешовец поделилась своими знаниями о приборах учёта: порядке их установки, обслуживания, начислениях при наличии или отсутствии ПУ. Подробности читайте в сегодняшней статье.
Почему управляющая организация должна обслуживать ОДПУ
Общедомовые приборы учёта относятся к общему имуществу собственников помещений в МКД (ст. 36 ЖК РФ, п.п. 5-7 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491).
В соответствии с п. 18 постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 обеспечивать работоспособность ОДПУ и постоянную готовность для подачи коммунальных ресурсов в МКД должно лицо, ответственное за содержание общего имущества. Таким лицом может быть управляющая организация на основании договора управления МКД или ТСЖ, ЖК, ЖСК на основании устава.
Как и на какие средства ремонтировать ОДПУ
Если общедомовой прибор вышел из строя, починить его нужно в течение двух месяцев с момента поломки (п. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ). Источник финансирования – поступающие от собственников помещений в МКД платежи за содержание жилого помещения (п. 5 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ).
Бывает так, что управляющие организации включают ремонт общедомового прибора учёта в список неотложных работ и собирают с собственников деньги на выполнение работ в качестве дополнительной оплаты.
Постановление Президиума ВАС РФ № 6464/10 утверждает, что все текущие, обязательные и неотложные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются они в договоре управления или нет. Елена Шерешовец отметила, что, учитывая позицию ВАС РФ, эксплуатацию ОДПУ нельзя считать неотложной работой, которую невозможно было предвидеть при планировании цены договора управления МКД.
Чтобы не попасть в такую ситуацию, перед заключением договора управления УО стоит тщательно проверить работоспособность установленных в здании общедомовых приборов учёта, сроки их поверки и дату планируемой замены. Если на их содержание и обслуживание нужны будут средства, стоит заранее сообщить об этом собственникам на собрании и включить необходимые суммы в размер платы за содержание общего имущества.
Что делать, если отремонтировать ОДПУ невозможно
Елена Шерешовец отметила, что ОДПУ не всегда можно отремонтировать. Если прибор не подлежит ремонту, управляющая организация должна составить акт о невозможности восстановления ОДПУ, затем провести общее собрание собственников, в повестку дня которого включить вопрос о замене прибора. Собственники согласятся установить прибор учёта за счёт собственных средств или примут решение об отказе ставить новый ОДПУ.
Если общедомовой прибор учёта ставится за счёт средств собственников, управляющей организации нужно организовать процесс установки и выставить собственникам счета. В случае, если собственники отказались оплачивать установку нового ОДПУ, законодательство не предусматривает обязанность для управляющих организаций, ТСЖ, ЖК, ЖСК устанавливать общедомовые приборы учёта.
Но здесь не всё так просто, как кажется. Суды не всегда придерживаются позиции, что УО отвечают только за эксплуатацию и ремонт ОДПУ, и не должны их заменять. Примеры постановлений, в которых суд указал, что УО должна производить не только ремонт, но и замену общедомовых приборов учёта:
Суд рассматривал иск администрации города к управляющей организации с требованием установить ОДПУ и пришёл к выводу, что за управляющими организациями закреплена обязанность по надлежащему содержанию, в том числе установке, ремонту и замене приборов учёта в многоквартирном доме и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к осуществлению поставок коммунальных ресурсов.
В этом случае один из собственников помещений в МКД требовал у управляющей организации заменить вышедший из строя общедомовой прибор учёта. Суд решил, что требования истца обоснованы и за управляющими организациями закреплена обязанность по установке, ремонту и замене приборов учёта в МКД, поддержанию их в состоянии постоянной готовности к осуществлению поставок коммунальных ресурсов.
Администрация города обратилась в суд с иском на управляющую организацию. В МКД стоял общедомовой прибор учёта тепловой энергии, который УО демонтировала, а начисления собственникам вела по нормативам. Собственники были недовольны такой ситуацией и обратились в администрацию с жалобой.
Суд указал, что управляющая организация должна поддерживать общее имущество МКД в надлежащем состоянии. А в состав ОИ включаются общедомовые приборы учёта тепловой энергии.
Суд обязал УО установить ОДПУ тепла в соответствии с пп. «к» п. 11 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, которым определено, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учёта холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации.
О чём ещё мы говорили на онлайн-семинаре
За три часа онлайн-семинара Елена Шерешовец, директор НП СРО УН «КИТ», член Экспертного совета Комитета Государственной думы РФ, практикующий юрист, успела рассказать много полезной для управляющих организаций информации.
Начала эксперт с нововведений постановления Правительства РФ от 27.03.2018 № 331. Одна из основных тем документа – обновлённые правила работы аварийно-диспетчерских служб в управляющих организациях. Работать по-новому АДС начнут с 1 марта 2019 года.
К этому времени управляющие организации должны провести подготовительные работы. Изменится порядок регистрации заявок от жителей, сроки локализации и устранения аварий. Об остальных изменениях, которые вносит в работу УО ПП РФ № 331 вы можете узнать в видеозаписи онлайн-семинара.
Кроме содержания ОДПУ на онлайн-семинаре мы обсудили работу индивидуальных приборов учёта: затронули темы установки, опломбировки, поверки и проверки ИПУ при различных договорных схемах.
Если вы хотите разобраться во всех этих вопросах, посмотрите видеозапись онлайн-семинара.
Как платить за отопление, если нет общедомового счетчика?
Наш дом начали строить в 2014 году. Когда возвели три этажа, стройку заморозили: застройщик объявил себя банкротом. В 2017 году достраивать дом взялась другая компания, и в 2020 году его сдали.
У дома две части, у каждой свой адрес. Девятиэтажка и двенадцатиэтажка отапливаются индивидуальной котельной, которую потом признали общедомовым имуществом девятиэтажки. Во всех наших квартирах стоят индивидуальные тепловые счетчики, а общедомового нет.
Теперь показания индивидуальных приборов учета не принимают и обязуют ставить общедомовой прибор учета тепла на деньги жильцов. А отопление в двенадцатиэтажке якобы вообще незаконно, потому что девятиэтажка — не ресурсоснабжающая организация.
Оксана, вам в любом случае нужно поставить общедомовой счетчик тепла — так положено по закону. Сэкономить на отоплении получится, только если налажен его нормальный учет. В вашей ситуации есть несколько вариантов, как действовать. Расскажу обо всем подробнее.
Что такое общедомовой счетчик
Общедомовой прибор учета — ОДПУ — нужен, чтобы считать, сколько в дом приходит воды, электричества, газа или тепла. В квартирах стоят индивидуальные приборы учета — ИПУ, которые измеряют то же самое, но в меньшем масштабе: по ним понятно, сколько тратят жильцы одной квартиры.
Устанавливать ОДПУ, как правило, выгодно. Если нет общего счетчика, ресурсоснабжающая организация будет выставлять счета не по фактическому потреблению, а по нормативам, — и обычно это дороже.
Как установить общедомовой счетчик
Жители могут добиться, чтобы ОДПУ установил застройщик, управляющая компания или фонд капремонта. Но сначала нужно выяснить, есть ли вообще возможность поставить общий счетчик.
Вот в каких случаях общедомовой счетчик на отопление поставить нельзя:
Так как у вас стоят ИПУ на отопление, скорее всего, речь идет о новостройке.
Застройщики сейчас обязаны сдавать дома с ОДПУ на все энергоресурсы. Непонятно, почему ваш застройщик этого не сделал и как приняли такой дом.
Можно заставить застройщика установить прибор учета в течение гарантийного срока на инженерное оборудование — трех лет с момента, как вам передали ключи от квартиры. Ссылайтесь на то, что вы получили объект, не соответствующий «иным обязательным требованиям». Если застройщик откажется установить ОДПУ, можно подать на него в суд.
Управляющая организация тоже может установить ОДПУ. Это второй вариант, если с застройщиком ничего не получится.
УК обязана установить ОДПУ в двух случаях:
По правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливать и вводить в эксплуатацию ОДПУ должна УК.
Фонд капремонта тоже может установить ОДПУ на тепло. Но не везде, а только если в регионе установка ОДПУ относится к работам капитального характера. Например, в Курганской области власти расширили перечень работ по капремонту, и в них входит установка ОДПУ.
Можно попробовать немного схитрить и ходатайствовать об установке счетчика на тепло, когда зайдет речь о капремонте системы теплоснабжения, ведь счетчик — часть этой системы. Однако вашей новостройке такой ремонт потребуется еще не скоро, так что я бы не стал на это рассчитывать.
Кроме того, будет тяжело убедить фонд, что нужно тратить деньги на установку ОДПУ, о котором забыл застройщик. Но дело пойдет быстрее, если вы перечисляете взносы на капремонт на спецсчет: тогда их можно потратить по решению общего собрания собственников.
В вашем случае расходов не будет, только если счетчик установит застройщик. В остальных ситуациях хотя и опосредованно, но придется платить — за счет перечислений в адрес УК или взносов на капремонт.
Курс о больших делах
Что делать, если источник отопления один на два дома
К сожалению, пока нет общедомового прибора, вы будете платить по нормативу, и показания квартирных приборов принимать не будут. Но самое сложное в вашей ситуации то, что установка ОДПУ, скорее всего, не решит всех проблем.
Есть два варианта развития событий. Они зависят от того, сколько у вас на самом деле домов юридически, то есть сколько у них адресов.
Если у девятиэтажки и двенадцатиэтажки один адрес, то это просто дом переменной этажности. Проблем тогда меньше: нужно добиться установки ОДПУ от застройщика, а если не получится, поставить прибор самим. После ввода ОДПУ в эксплуатацию УК обязана будет принимать показания ИПУ от всех квартир. На этом все.
Если это два дома с двумя адресами, то энергоресурс, вероятно газ, для подогрева теплоносителя поставляется только в один из них — тот, где котельная. Потом этот дом обогревает соседний.
Даже если первый дом с котельной поставит ОДПУ, то УК может отказаться принимать показания ИПУ от второго дома, так как формально он не отапливается. В таком случае УК будет считать расход по ИПУ и ОДПУ только для первого дома, хотя по факту отапливаются два и на ОДПУ будут показания тоже за два дома. В итоге жильцам дома с котельной предъявят к оплате помимо своего тепла еще и тепло соседей из второго дома. Выйдет, что если вычесть показания ИПУ, то все остальное будет считаться отоплением мест общего пользования.
Вторая ситуация взрывоопасная. Грубо говоря, дом с котельной действительно стал небольшой теплоснабжающей организацией, но юридически оформить это невозможно.
Что вам делать
Вот какие выходы могут быть в вашей ситуации.
Установить два ОДПУ на два дома. В таком случае можно будет высчитать расход тепла для каждого здания в отдельности независимо от того, кто и куда это тепло поставляет. Возможно, этого даже будет достаточно, и УК начнет принимать у всех показания ИПУ. Но если кто-то напишет жалобу или придет проверка, могут быть проблемы.
Установить два ОДПУ на два дома и установить два тарифа: для дома с котельной и дома без нее. Для этого надо обратиться в региональную энергетическую комиссию — РЭК. Комиссия своим решением может узаконить ситуацию и четко указать, как рассчитывать отопление. Вероятно, тарифы будут разными, ведь жильцы дома с котельной обязаны ее содержать и ремонтировать, а жители соседнего дома этого бремени не несут.
Объединить два дома в один и присвоить домам единый адрес. Это делают через местную администрацию, но вероятность, что такое разрешат, минимальна. Чтобы сменить адрес, потребуется переделать огромное количество документов, в том числе самим жильцам.
Что в итоге
Общедомовой счетчик позволяет экономить деньги. Если его нет, а есть только ИПУ, то принимать показания по ним не будут.
Стоит попробовать добиться установки ОДПУ от застройщика или управляющей компании. Если с момента, как дом сдали, не прошло трех лет, у вас есть все шансы. Главное, чтобы ваши два дома имели один адрес. Тогда проблем меньше.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Минстрой объяснил, как платить за общедомовые нужды
Что стряслось?
Минстрой разрешил платить за содержание общего имущества в многоквартирном доме меньше нормативов — по показаниям общедомовых счетчиков.
С 1 января за общедомовые нужды платят по региональным нормативам. Некоторые управляющие компании использовали новый закон, чтобы дополнительно обогатиться за счет жильцов. Они начисляли оплату за общедомовые нужды по нормативам, даже если в доме экономили электроэнергию и воду на общие нужды.
Минстрой объяснил, когда можно платить меньше нормативов. Если расход ресурсов по общедомовому счетчику ниже нормы, оплачивать нужно только фактическое потребление.
Стоит проверить свои квитанции и разобраться с управляющей компанией.
Еще Минстрой поручил регионам учитывать технические особенности домов, даже если эти параметры не указаны в общих правилах. Например, в общих правилах нет энергосберегающих мероприятий, но их нужно принимать во внимание.
Что такое общедомовые нужды?
В многоквартирных домах есть общее имущество: подъезды, двор, лифт, домофон, подвал. Их нужно убирать, освещать и отапливать. Эти расходы пропорционально распределяются между собственниками квартир.
Платить за содержание общего имущества жильцы должны по закону. Эти платежи начисляют по умолчанию, от них нельзя отказаться. В каждом квитке за коммунальные услуги уже есть эта сумма.
Как было раньше?
До 1 января 2017 года общедомовые нужды указывались в квитанциях отдельной строкой. Управляющие компании по-разному начисляли эти платежи, а нормативы никто не регулировал. В одном доме за свет в подъезде жильцы платили по 200 рублей, а в другом — по 1000 рублей.
УК сами вписывали в квитанции счета за общедомовые нужды — без контроля и по своим схемам. А с поставщиками ресурсов рассчитывались по фактическому потреблению. Это позволяло им извлекать прибыль за счет жильцов дома. Например, сдавать лифтерную под салон красоты, а расход воды распределить между жильцами.
Или теща директора управляющей компании живет в вашем доме и не платит за свет. Ее расходы включают в квитанции других жильцов. Никто не сможет проверить начисления, поэтому все платят за соседку под видом общедомовых нужд.
И что изменилось?
С 1 января общедомовые нужды исключили из квитанций. Теперь расходы на содержание общего имущества включаются в индивидуальный счет. Например, в строке за электроэнергию указывается плата за свет в квартире и за свет в подъезде и лифте.
Например, в одном доме УК работает хорошо: в подъездах утеплили двери, установили датчики движения и доводчики, отремонтировали кран в подвале, вставили пластиковые окна на площадках. В другом доме УК работает плохо: из окон на лестничных пролетах дует, батареи работают на полную мощность, в подвале протекают трубы, а свет у входной двери никогда не выключается. Вторая компания не сможет включить перерасход электроэнергии и воды в квитанции жильцов и сама заплатит за превышение нормативов.
Так что и кому разъяснил Минстрой?
По закону за общедомовые нужды жильцы должны платить не больше нормативов. Но нет прямого указания на то, что можно платить меньше.
Некоторые управляющие компании пользуются этим и считают общедомовые нужды по нормативам. А во многих регионах новые нормативы еще не утверждены и используются расчеты трехлетней давности.
Из-за этого для жильцов некоторых домов с датчиками движения, современными лифтами и утепленными подъездами с 1 января выросли расходы на содержание общего имущества. Например, в прошлом году управляющая компания считала общедомовые нужды по своей схеме, учитывала энергосберегающие мероприятия и фактический расход. А с этого года стала считать общедомовые нужды по нормативу — как написано в законе. Из-за неправильного толкования закона жильцам приходится платить больше.
Минстрой объяснил, что платить больше нормативов жильцы не могут, а меньше — могут. Это письмо он направил губернаторам, чтобы те навели порядок в регионах.
Если в доме нет общих счетчиков, то и узнать фактический расход нельзя. Тогда нужно платить по нормативам.
Где брать эти нормативы?
Нормативы устанавливают региональные власти. Во всех регионах новые нормативы должны рассчитать до 1 июня 2017 года. Если новых нормативов нет, используются те, которые действовали на 1 ноября 2016 года.
Например, в Удмуртии для некоторых видов общедомовых услуг действуют нормативы 2013 года. В Белгородской области нормативы установили в 2015 году. А в Московской области — в октябре 2016 года.
Нормативы зависят от технических особенностей многоквартирного дома: года постройки, этажности, вида отопления, размера ванн, наличия унитазов и центральной канализации.
В письме губернаторам Минстрой поручил учитывать при расчете нормативов даже те параметры, которых нет в общих правилах.
Например, в одном кирпичном доме с центральным водоснабжением и канализацией установлены датчики движения, энергосберегающие лампочки и терморегуляторы. В другом таком же доме через дорогу всегда горит свет на площадках, входная дверь может быть открыта даже зимой, а батареи в подъезде включены на полную мощность до 10 апреля. Или в одном доме есть маленький двор с детскими качелями и песочницей, а в соседнем дворе жильцы разбили клумбы, установили фонтан и теперь расходуют много воды.
Жильцы таких домов должны платить за общие коммунальные услуги по разным нормативам. Региональные власти это учтут и пересчитают показатели.
А если для нашего дома ничего не пересчитают? Что тогда делать?
Несколько управляющих компаний могут подать коллективное заявление на расчет норматива даже для отдельных домов.
Например, в регионе всего пять домов с инновационными технологиями. В них используют солнечную энергию для освещения двора, а сточные воды очищают и поливают ими клумбы. По умолчанию для таких домов власти не рассчитают отдельные нормативы. Но если управляющая компания обоснует запрос, могут рассчитать.
Как понять, что я не переплачиваю за содержание общего имущества?
Точный расчет предоставит управляющая компания. Если квитанция за январь уже пришла, попросите предоставить показания общедомовых счетчиков и расчет по нормативу. Это можно сделать лично или на собрании собственников.
Если оплату за общедомовые нужды вам начислили по нормативу, а фактическое потребление в январе было меньше — настаивайте на пересчете по рекомендациям Минстроя.
Если фактический расход коммунальных услуг на содержание общего имущества больше норматива, разницу должна оплатить УК : эту сумму нельзя учитывать в квитанциях жильцов.
А можно как-то снизить расходы на содержание общего имущества?
Это обязанность управляющей компании. Она должна делать так, чтобы в доме было светло, тепло и чисто, но жильцы не переплачивали за коммуналку.
Например, можно использовать в подъездах светодиодные лампочки и датчики движения, чтобы экономить электроэнергию. Если установить доводчик на входную дверь, она не будет открыта зимой — уменьшатся теплопотери. В доме должен быть общедомовой счетчик, чтобы платить за фактический расход, а не по нормативам. За всё это должна отвечать ваша управляющая компания.
Лифты, систему отопления, водоснабжения и канализации нужно обслуживать вовремя. Тогда они меньше ломаются. Если в подъезде прорвет трубу, за перерасход сверх норматива заплатят жильцы.
Смените управляющую компанию, если она плохо работает или не слушает рекомендации Минстроя. Если УК нарушает договор, его можно расторгнуть. Либо можно провести общее собрание собственников и в течение 5 дней уведомить УК о расторжении договора, даже если нарушений нет.
Необязательно. На общем собрании жильцов можно добровольно повысить нормативы за содержание общего имущества.
Есть элитные дома, в которых объем коммунальных услуг всегда больше нормативов, и жильцы не против оплачивать это превышение. Например, они хотят, чтобы в подъездах и на стоянке всю ночь горели лампочки, даже если там никого нет. Или оборудовали в вестибюле комнату, в которой моют лапки собачкам после улицы.
Собственники квартир подпишут общее решение и будут добровольно платить за электроэнергию и воду больше нормативов, чтобы не перекладывать свои расходы на управляющую компанию.