Одностадийное проектирование подразумевает что
одностадийный или двустадийный проект?
объясните пожалуйста, кто знает, от чего зависит «стадийность проекта» и как ее определить?
Я заказчик, пытаюсь для экспертизы составить задание на проектирование реконструкции помещения. Проект выполнен, но при заключении договора, задание я не составлял, так как мне про него ничего не говорили, а в экспертизе сказали, что оно должно быть.
От чего же зависит-то в одну стадию осуществляется проектирование или в две?
LISP, C# (ACAD 200[9,12,13,14])
прочитал я от корки до корки это постановление. Им и стараюсь руководствоваться в первую очередь. Только там про это не написано. там просто перечислено что задание должно включать. И уменя, все таки, не кап. строительство, а реконструкция. Из нежилого в жилое, плюс геометрию кровли немного меняю без изменения высотности здания, поэтому многое, что там упоминается мне, насколько я понимаю, не нужно?
Не вспомните как примерно тема ветки называлась, где это обсуждали?
вот его родимого и пытаемся обрести. в администрации отправили на экспертизу в госстройнадзор. можно было пободаться с ними, но, мне кажется, лучше пройти и чтоб не придирались.
там мне сотрудница соответствующего отдела сказала, что нужно, кроме всего прочего, задание на проектирование. Сначала хочу пока только АР и КОР согласовать, чтоб начать строить, подготовил проектную документацию, ПОС, ООС.
Она сказала, что этого достаточно, чтобы разрешили строить, а сейчас еще какая-то втораястадия всплывать начинает под названием «рабочая документация». Про нее тут много написано, но тоже как-то сумбурно. Ее, я так понимаю, даже если проектирование двустадийное, не надо на экспертизу нести? Написано на форуме, что она для строительства, а кто контролирует ее составление тогда? Или она просто регламентирует действия строителей? И гос органам она не нужна?
Thượng Tá Quân Đội Nhân Dân Việt Nam
Одностадийная документация ранее называлась «Рабочий проект». В составе была «Утверждаемая часть рабочего проекта» и «Рабочая документация».
Как именно разрабатывать (в одну или две стадии) диктовало государство, в зависимости от стоимости и сложности объектов.
Сейчас понятие «стадия» размыто. Существует два вида документации:
При работе следует учитывать психологические нюансы. Когда «большому начальнику» докладывают, что «разработана, согласована и прошла экспертизу проектная документация«, он думает, что можно строить. А на самом деле строить нельзя, придется ещё делать рабочую документацию, которая поболе стоит и времени больше требует.
Исполнительная документация
Стадии проектирования в строительстве и их особенности.
Проектная документация разрабатывается в 1-у или 3-и стадии. В одну стадию (иначе: «одностадийная») разрабатывается проектная документация для «технически несложных» объектов, в то время как в три стадии (иначе: «трёхстадийная» наоборот, разрабатывается для «технически сложных объектов»). К какому типу относится тот или иной объект проектирования определяет заказчик.
Примечание: В отрасли связи система проектирования в 3-и стадии почти не применяется в связи с большой сложностью, длительностью подготовки и высокой стоимостью.
Трёхстадийная система разработки проектной документации.
Трёхстадийная схема разработки проектной документации в строительстве состоит из следующих стадий:
1-Обоснования инвестиций (стадия «ОИ»). На этой стадии рассматриваются разного рода технические и экономические аспекты создания конечного объекта по заданным исходным данным. Примечание: Стадия обоснования инвестиций на особо сложные или опасные объекты подлежит обязательной государственной экспертизе как предпроектная документация;
2-Технико-экономическое обоснование (стадия «П») или сокращённо «ТЭО» На этой стадии проект разрабатывается на основании утвержденных и прошедших экспертизу ОИ и состоит из принятых технических решений, описания функционирования объекта с учетом внешних условий, требований к эксплуатации и т.д. ТЭО подлежит отдельной государственной экспертизе;
3-Рабочая документация (Стадия «Р»). Комплект рабочей документации (РД) содержит все чертежи и технологические пояснения, необходимые строительства объекта. РД – основной документ для производителя работ, бригадиров, монтажников. Помимо РД выполняется разработка смет к проекту, содержащих подробный расчёт стоимости объекта.
Одностадийная система разработки проектной документации.
Одностадийное проектирование выполняется в отношении «технически несложных» объектов.
Примечание: Одностадийное проектирование в основном применяют при проектировании большинства объектов в отрасли связи.
Одностадийное проектирование также имеет название «рабочее проектирование», что обусловлено тем, что в финале получаем «Рабочий проект», содержащий 3 части:
1-Общая пояснительная записка (ОПЗ) — в ней описываются основные технологические решения, мероприятия, условий функционирования объекта и обоснования выбранных решений при необходимости;
2-Рабочая документация (РД) – рабочие чертежи, необходимые для производства СМР с пояснениями;
3-Сметная часть комплекта проектной документации.
P.S. В России при подготовке проектной документации необходимо использовать Градостроительный кодекс Российской Федерации (ст. 48, 49) и Постановления Правительства Российской Федерации № 87 от 16 февраля 2008 г. «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» и № 145 от 05.03.2007 г. «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (с изменениями от 29.12.2007 г., 16.02.2008 г.).
Смотрите состав исполнительной в разделе: «Состав исполнительной»
Скачивайте акты, протокола и другое в разделе: «Акты и прочее»
Скачивайте полезные книги, ГОСТы, СнИПы в разделе: «ГОСТы и книги«
Стадийность проектирования, состав и содержание разделов проектной документации
СТ-СМЕТА ПИР
Программа для определения стоимости проектных работ и результатов инженерных изысканий
СМЕТА МДС 2020
Программа для составления смет на строительство и проверки сметной документации
II. Стадийность проектирования, состав и содержание
разделов проектной документации
5. Возможно ли одностадийное проектирование объектов капитального строительства, задавая стадию «рабочий проект»?
С введением в действие Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 №87, законодательно установлено двухстадийное проектирование с разработкой, соответственно, проектной документации и рабочей документации, т.е. проектный документ «рабочий проект» утратил легитимность.
Согласно Положению об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 на государственную экспертизу представляется «проектная документация на объект капитального строительства в соответствии с требованиями (в том числе к составу и содержанию разделов документации), установленными законодательством Российской Федерации» (подпункт «г» пункта 13), т.е. в объеме, установленном Положением, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87.
6. Нужна ли для проектирования линейной части наружной сети инженерного обеспечения объекта капитального строительства отдельная проектная документация на линейный объект?
Анализ установленных Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 понятий «сети инженерно-технического обеспечения» и «точка подключения» позволяет сделать следующие выводы:
а) линейная часть наружных сетей инженерного обеспечения объекта капитального строительства в пределах границ земельного участка проектируется в составе раздела 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений» проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения;
б) линейная часть наружных сетей инженерного обеспечения объекта капитального строительства за пределами границ земельного участка проектируется в составе проектной документации на линейные объекты капитального строительства.
7. В выдаваемых технических условиях на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и коммуникациям общего пользования присутствует запись о необходимости дополнительного согласования проектной документации организациями, выдавшими технические условия. Не является ли указанная запись о дополнительном согласовании проектной документации организациями, выдавшими технические условия, нарушением части 16 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской федерации?
Положением пункта 8 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83, установлено: «В соответствии с выданными исполнителем условиями подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения заказчик разрабатывает проектную документацию, утвержденную в установленном порядке. Отступления от условий подключения, необходимость которых выявлена в ходе проектирования, подлежат обязательному согласованию с исполнителем.
Данное положение не является нарушением части 16 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ, поскольку частью 10 той же статьи этого Кодекса определено, что «Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации».
8. Можно ли при необходимости пропускать в пояснительной записке подраздела, не относящиеся к конкретному проектируемому объекту (например, для общественных зданий, жилья), включать другие подразделы, наименование подразделов давать согласно содержащихся в них информации?
Поскольку требования Положения к очередности изложения текстовой части разделов проектной документации, в виде обозначенных буквенно подпунктов установлены законодательно, представляется, что такой порядок следует соблюдать для всех видов зданий (в том числе для общественных и жилых зданий). Включение дополнительных разделов является оправданным, если это обусловлено для конкретных видов объектов капитального строительства документами технического регулирования (техническими регламентами, национальными стандартами, сводами правил) или нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, прошедшими государственную регистрацию в установленном порядке.
9. При проектировании установки на опасных производственных объектах сертифицированного оборудования (прокатных станов, агрегатов покрытий, машин непрерывной разливки стали и др.), в которых размещаются измерительные устройства, содержащие закрытые радионуклидные источники, в чьи обязанности входит получение санитарно-эпидемиологического заключения на проектную документацию по объектам, содержащим источники ионизирующего излучения?
Статьей 30 Федерального закона от 21.11.95 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (в редакции статьи 9 Федерального закона от 18.12.2006 №232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») установлено:
«Документы по оценке радиационного воздействия ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения на окружающую среду представляются соответствующим органам управления использованием атомной энергии или эксплуатирующей организацией в составе проектной документации указанных объектов использования атомной энергии на государственную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности».
Таким образом, санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора, подготовленное Роспотребнадзором в соответствии с СП 2.6.1.799-99 «Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Основные правила обеспечения радиационной безопасности», является одним из исходно-разрешительных документов, копия которого (оформляется в установленном порядке)прикладывается к Пояснительной записке (см. подпункт «б» пункта 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87).
Как указано в пункте 1 статьи 760 Гражданского кодекса Российской Федерации:
«По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан.
передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ».
Следовательно, получение упомянутого заключения Роспотребнадзора в порядке, установленном законодательством, является прямой обязанностью подрядчика, т.е. проектировщика, которую следует закреплять условиями договора подряда.
В случае приемки заказчиком от проектировщика проектной документации без этого заключения, он может поручить получение данного заключения проектировщику или выполнить эту работу собственными силами.
10. Разработанная субподрядной организацией проектная документация прошла проверку генерального подрядчика на соответствие выданному заданию на проектирование с соответствующим согласованием (штамп согласования на чертежах). Необходимо ли требуемое заказчиком согласование генеральным подрядчиком расчетов принятых технических решений?
Взаимоотношения между заказчиком и подрядчиком, а также между генеральным подрядчиком и субподрядчиками регулируются гражданским законодательством.
Если иное не предусмотрено законом или договором, заказчик и субподрядчик не вправе предъявлять друг другу требования, связанные с нарушением договоров, заключенных каждым из них с генеральным подрядчиком».
В случае если при приемке работ заказчиком обнаружены недостатки, тогда согласно статье 720 Гражданского кодекса Российской Федерации «заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении» (пункт 2); а «при возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза» (пункт 5).
а) генеральный подрядчик несет ответственность за качество работ, выполненных субподрядчиком;
б) согласование выполненных субподрядчиком расчетов может быть осуществлено в случае, если это согласование предусмотрено договором подряда между заказчиком и генеральным подрядчиком;
в) решение спорных вопросов между заказчиком и генеральным подрядчиком должно осуществляться в соответствии с пунктом 5 статьи 720 Гражданского кодекса Российской федерации путем проведения экспертизы.
11. Действует ли в связи с отменой СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» и вступлением в силу Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, разработанное ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» в 2000 году «Пособие по охране окружающей среды»?
В связи с тем, что установленные Положением, утв. Постановлением Правительством Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, состав и требования к содержанию разделов проектной документации в значительной степени повторяют положения СНиП 11.-01-95, пособия, разработанные ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» к указанным строительным нормам и правилам, вполне могут использованы при разработке отдельных разделов проектной документации в качестве справочных и рекомендательных материалов в части, не противоречащей действующему законодательству.
Таким образом, «Пособие по охране окружающей среды» также может найти практическое применение при разработке раздела 8 проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды».
12. Допускается ли в проектной документации выполнять технологические планировки в масштабе 1:200?
В соответствии с приказом Минрегиона России от 02.04.2009 « 108 «Об утверждении правил выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации» до утверждения соответствующих национальных стандартов выполнение и оформление текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации, осуществляется с использованием ранее принятых стандартов CПДC и ЕОКД в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации о техническом регулировании, законодательству Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В этой связи представляется возможным на основании пункта 4.2 ГОСТ 2.401-88 «Технология производства. Основные требования к рабочим чертежам» планы и разрезы чертежей расположения оборудования и трубопроводов в проектной документации представлять в масштабе 1:200.
13. Какими документами следует руководствоваться при разработке проектной и рабочей документации на консервацию и ликвидацию строящихся опасных производственных объектов?
Анализ законодательной и нормативно-технической базы в области проектирования объектов капитального строительства показывает, что единых правил подготовки проектной документации на консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов не существует.
В сложившихся условиях рекомендуется руководствоваться отдельными требованиями действующих нормативных технических документов. Разработанных в отношении конкретных объектов. Для которых консервация и ликвидация предусматривается по технологическим соображениям, т.е. планируется при создании объекта, или должна осуществляться при невозможности по каким-либо причинам дальнейшей эксплуатации существующего объекта, установленными, например, в следующих документах:
«Инструкция о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами», утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 02.06.99 № 33 (Зарегистрировано в Минюсте России 25.06.99, регистрационный № 1816);
РД 08-492-02 «Инструкция о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования устьев стволов», утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 22.05.2002 № 22 (Зарегистрировано в Минюсте России 30.08.2002, регистрационный № 3759);
ПБ 08-624-03 «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» (пункт 3.4.7), утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 05.06.2003 № 56 (Зарегистрировано в Минюсте России 20.06.2003, регистрационный № 4812);
ПБ 03-428-02 «Правила безопасности при строительстве подземных сооружений» (раздел 18), утв. Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 02.11.2001 № 49 (Согласно письму Минюста России от 24.12.2001 № 07/12467ЮД настоящие Правила не нуждаются в государственной регистрации);
РД 09-390-00 «Типовое положение о порядке организации и проведения работ по безопасной остановке на длительный период и (или) консервации химически опасных промышленных объектов», утв. Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 04.01.2000 № 64 и др.
14. Допускается ли разработка рабочей документации на консервацию и ликвидацию строящихся объектов в составе документации, выполненной для строительства под одной базовой серией. Либо она должна выдаваться отдельным проектом под другой базовой серией?
Правила подготовки и оформления рабочей документации на консервацию опасного производственного объекта не установлены. В случае если заранее известно, что объект капитального строительства или его часть по каким-либо причинам подлежит консервации, то рабочая документация на консервацию может разрабатываться в составе рабочей документации на строительство объекта; в случае, когда необходимость консервации объекта возникает в процессе или при завершении его строительства, рабочая документация на консервацию выполняется в виде отдельного проекта.
Стадии проектирования
В данной статье речь пойдет о стадиях проектирования объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения.
Стадии проектирования разделяют на одностадийное и двухстадийное.
Одностадийное проектирование
Одностадийное проектирование осуществляется при параллельной разработке проектной документации и рабочей документации. Проектный документ, разрабатываемый при одностадийном проектировании, именуют «Рабочий проект» (РП). Он состоит из утверждаемой части рабочего проекта (проектная документация), которая подлежит государственной экспертизе том, что рабочая документация разрабатывается сразу, не дожидаясь утверждения проектной документации.
Одностадийное проектирование дает возможность сократить срок разработки проекта в 1,5-2 раза и снизить стоимость проектирования на 40%. Тем не менее, проектирование в две стадии снижает риски возникновения необходимости по доработке документации за счет того, что рабочая документация разрабатывается на основе уже утвержденной проектной. В основном, одностадийное проектирование применяется для объектов капитального ремонта, а также для объектов, строящихся по типовым и повторно применяемым проектам.
Принципиальное отличие одно- и двухстадийного проектирования заключается лишь в параллельной или последовательной разработке проектной и рабочей документации, поэтому основные этапы, а также дополнительные стадии в процессе генерального проектирования не отличаются. Более подробно рассмотрим вариант двухстадийного проектирования.
Двухстадийное проектирование
1. Предпроектное предложение
Предпроектное предложение — это первичный комплект документов, необходимый для прохождения регламента в соответствующем регионе и получения исходной разрешительной документации или архитектурного планировочного задания.
Целью разработки предпроектных предложений являются градостроительное обоснование размещения нового объекта строительства или проведения работ по реконструкции существующего, установление инвестиционной привлекательности, возможности реконструкции или строительства объекта на конкретном участке с учетом градостроительных, социально- экономических, историко-культурных, экологических, санитарно-гигиенических норм и требований, а также разрабатывается концепция строительства, определяющая функциональные, стилевые, конструктивные и архитектурные решениях проекта.
Предпроектные предложения разрабатываются, в основном, в тех случаях, когда проектируется сложный объект или здание, к которому предъявляются особые требования по архитектурной выразительности и оригинальности. Как правило, разрабатывается несколько вариантов будущего сооружения, чтобы выявить сильные и слабые стороны различных вариантов реализации проекта.
На основе разработанного предпроектного предложения формируются точные требования к работе над проектом по всем направлениям, что позволяет избежать многих сложностей в ходе дальнейшего проектирования и ввода объектов в эксплуатацию.
На стадии предпроектных предложений составляется исходно-разрешительная документация и разрабатываются соответствующие документы, которые проходят согласование в различных инстанциях.
Можно выделить следующие этапы работы над предпроектным предложением:
1.1 Подготовка исходно-разрешительной документации (ИРД)
Пакет исходно-разрешительной документации содержит разрешительное письмо Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) на проектирование, задание на проектирование, согласованное Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, топографическую съемку в масштабе 1:500, инженерно-экологические изыскания, согласованные Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН), предварительные технические условия на подключение к наружным инженерным сетям и проект границ землепользования. В случае реконструкции объекта исходно-разрешительная документация дополняется заключением по результатам обследования фундаментов и конструкций, а также обмерными чертежами.
1.2 Разработка документации
Разработка документации на стадии предпроектных предложений включает в себя следующие позиции:
1.3 Согласование документации стадии ПП
Вся необходимая документация на стадии предпроектных предложений согласуется с Главным архитектором города и с районным архитектором Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА), а также проходит согласование в Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГКИиОП), в Центре государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН), в отделе городского транспорта КГА, в Государственной инспекции безопасного дорожного движения (ГИБДД), в Управлении садово-паркового хозяйства (УСПХ) и в Главном управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России (ГУПР и ООС МПР).
2. Исходные данные для проектирования
Основанием для разработки проекта и документом, регулирующим правовые и финансовые отношения, взаимные обязательства и ответственность сторон, является договор, заключаемый на проектирование здания с заказчиком, неотъемлемой частью которого является задание на проектирование.
Задание на проектирование здания должно содержать комплекс основных требований заказчика, условий исходно-разрешительной документации, требований городских служб.
Вместе с утвержденным заданием на проектирование здания заказчик передает проектировщику исходные данные, необходимые для проектирования. Перечень исходных данных на проектирование уточняется в зависимости от специфики объекта и особенностей участка строительства.
Сбор исходных данных на проектирование осуществляется заказчиком, если привлечение к данной работе проектировщика не предусмотрено договором.
Перечень исходных данных на проектирование зданий и сооружений:
1. Реквизиты одного из документов на основании которых принято решение о разработке проектной документации:
1.1 Федеральная программа, либо программа субъекта РФ, либо комплексная программа развития муниципального образования, ведомственная программа, либо прочие другие программы;
1.2 Решение Президента РФ, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
1.3 Решение застройщика.
2. Исходные данные и условия для подготовки проектной документации:
2.1 Задание на проектирование (в случае подготовки проектной документации на основании договора);
2.2 Отчетная документация по результатам инженерных изысканий;
2.3 Правоустанавливающие документы на объект капитального строительства (в случае проведения реконструкции или капитального ремонта объекта капитального строительства);
2.4 Утвержденный и зарегистрированный градостроительный план земельного участка, предоставленного для объекта капитального строительства;
2.5 Документы об использовании земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется, либо не устанавливаются и выданные в соответствии с федеральными законами уполномоченными органами власти;
2.6 Технические условия (на основании см. ч.7 ст.48 Градостроительный Кодекс РФ или нормативно-правовыми актами), технические условия на подключение к сетям инженерно- технического обеспечения общего пользования;
2.7 Документы о согласовании отступлений от положений технических условий;
2.8 Документы на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства (при необходимости);
2.9 Акты (решения) собственника здания (сооружения) о выведении их эксплуатации и ликвидации объекта капитального строительства (в случае необходимости сноса);
2.10 Решение органа местного самоуправления о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу (при необходимости сноса жилого дома);
2.11 Сведения о функциональном назначении объекта капитального строительства, состав и характер производства, номенклатуру выпускаемой продукции (работ, услуг и т.д.)
2.12 Сведения о потребности объекта капитального строительства в топливе, газе, воде, водоотведении, электрической энергии;
2.13 Данные о проектной мощности объекта капитального строительства (для объектов промышленного назначения);
2.14 Сведения о земельных участках, изымаемых во временное пользование (на период строительства) или постоянное пользование с обоснованием размеров изымаемого земельного участка, если такие размеры установлены нормами отвода земель для конкретных видов деятельности, или правилами землепользования и застройки, или проектами планировки, межевания территории — при необходимости изъятия земельного участка;
2.15 Сведения о категории земель, на которых будет располагаться объект капитального строительства;
2.16 Сведения о размере средств, требующих для возмещения убытков правообладателям земельных участков (в случае изъятия во временное или постоянное пользование);
2.17 Сведения об использовании в проекте изобретений, результатах проведенных патентных исследований;
2.18 Обоснование возможности осуществления строительства объекта капитального строительства по этапам строительства с выделением этих этапов (при необходимости);
2.19 Сведения о предполагаемых затратах, связанных со сносом зданий (сооружений), переселением людей, переносом сетей (при необходимости);
2.20 Схему мест размещения проектируемых объектов (не в рамках данного проекта) с указанием проектируемым подъездов и подходов к ним;
2.21 Определение зон и границ публичных сервитутов (при их наличии).
3. Дополнительные исходные материалы для разработки проекта:
3.1 Заключение о химическом составе и агрессивности грунтовых вод и грунта; состояние радоновой активности под зданием, данные приземной концентрации загрязняющих веществ;
3.2 Сведения о существующих и проектируемых источниках водоснабжения;
3.3 Сведения о существующих и проектируемых зонах охраны источников питьевого водоснабжения, водоохранных зонах;
3.4 Сведения о фактическом напоре в сети водоснабжения;
3.5 Сведения о качестве воды;
3.6 Сведения о существующих и проектируемых системах канализации, водоотведения и станциях очистки сточных вод; обоснование способов предварительной очистки и применяемых реагентов, оборудования;
3.7 Обоснование способов прокладки сетей теплоснабжения, сведения о фактическом напоре и температуре во всех трубопроводах в месте их подсоединения к существующим, прочие данные;
3.8 Обоснование способа соединения сетей связи (на местном, внутризонном, междугороднем уровнях), обоснование способов учета трафика, обеспечение устойчивости связи в чрезвычайных ситуациях;
3.9 Обоснование систем диспетчеризации лифтов, пожарно-охранной сигнализации, внутренней связи, радиофикации, телевидения, локальных вычислительных сетей (при необходимости);
3.10 Сведения об оформлении разрешения видов и лимитов топлива, определения резервного вида топлива, обоснование выбора маршрута газопровода и границ охранной зоны, обеспечения безопасности обслуживания объектов газоснабжения в т.ч. оповещения и связи в аварийных ситуациях, сведения о фактическом напоре газа в точке подсоединения и прочих характеристиках газа (для объектов производственного назначения).
4. Исходные данные для технологических решений в проекте:
4.1 Сведения о производственной программе и номенклатуре продукции (услугах), характеристику технологической схемы производства в целом и отдельных параметров технологических процессов, требования к организации производственного процесса; основных видах ресурсов для технологических нужд, описание источников поступления сырья и материалов (для объектов производственного назначения);
4.2 Описание требований к параметрам и качественным характеристикам продукции – для объектов производственного назначения;
4.3 Обоснование показателей и характеристик (на основе сравнительного анализа) принятых технологических процессов оборудования — для объектов производственного назначения;
4.4 Обоснование количества и типов вспомогательного оборудования, в т.ч. грузоподъемного оборудования, технологического горизонтального и вертикального транспорта, транспортных средств и механизмов — для объектов производственного назначения.
5. Для раздела «Проект организации строительства» необходимы следующие исходные данные:
5.1 Определение генеральной подрядной организации, наличие у генподрядчика основной строительной техники и механизмов, трудовых ресурсов и его технологических возможностях и последовательность возведения зданий и сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций;
5.2 Сведения и технические условия на подключение к инженерным сетям для нужд строительства электроэнергии, воды, пара, связи, временных зданиях и сооружениях, подъездных путях и дорогах к объекту капитального строительства;
5.3 Определение мест отвалов и карьеров для технологических нужд строительства, указание транспортных схем для вывоза строительного мусора на свалку и утилизации опасных отходов.
6. Для разработки раздела «Смета на строительство объекта капитального строительства»:
6.1 Определиться в электронной базе составления сметной документации (в случае отсутствия таковой у проектной организации обеспечить последнюю таковой), определить все базовые коэффициенты для составления сметы (временные, плановые, зимние, накладные и т.д.)
6.2 Определение транспортной схемы доставки основных строительных материалов до объекта капитального строительства;
6.3 Выдать затраты по главам 10-12 для составления сводного сметного расчета (содержание службы заказчика, строительный контроль, подготовка эксплуатационных кадров, проектные и изыскательские работы).
3. Стадия «Проект» (П)
После сбора необходимой информации и выполнения предпроектных работ, начинается стадия проектирования объекта (стадия «П») — самый объемный и ответственный этап в процессе создания проектной документации.
Стадия «Проект» представляет собой основной утверждаемый этап проектирования объектов реконструкции и строительства, на основании которого получают разрешения на строительство и подсчитывают уточнённую смету на проведение работ. Стадия «Проект», по сути, является воплощением общего технического задания.
Именно данная стадия определит потенциальную надёжность конструкций, возможность реализации тех или иных требований и множество других общих характеристик возводимого объекта. Отметим, что на следующих стадиях разработки будет проводиться детализация, которая, в свою очередь, позволит уточнить проектные решения и дойти до уровня учёта мельчайших элементов.
«Проект» же является конкретным техническим воплощением здания и подразумевает общее описание объекта. По сути, стадия «Проект» дает полное представление о том, какой это будет объект, а следующая стадия генеральноего проектирования («Рабочая документация») описывает процесс реализации проекта.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 13 разделов.
По мере получения положительных заключений по утверждаемой части проектной документации, начинается выполнение следующего этапа проектных работ – стадия «Рабочая документация».
4. Стадия «Рабочая документация» (РД)
Рабочая документация представляет собой комплект документации на проектирование здания, необходимая для выполнения монтажных и строительных работ.
На этой стадии уточняются и детализируются решения, принятые на стадии «Проект», по всем разделам составляются рабочие чертежи, локальные сметы, готовятся спецификации материалов и оборудования, детально разрабатываются узлы и прочая документация, необходимая подрядчику для производства строительно-монтажных работ, а также при проверке работ Техническим надзором и при необходимости другими заинтересованными лицами.
Состав рабочей документации на новое строительство или реконструкцию зданий и сооружений определяется соответствующими государственными стандартами и уточняется заказчиком и проектировщиком в договоре на проектирование.
Состав рабочей документации
В состав рабочей документации, передаваемой заказчику, включают:
В состав основных комплектов рабочих чертежей включают общие данные по рабочим чертежам, чертежи и схемы, предусмотренные соответствующими стандартами Системы проектной документации для строительства (далее – СПДС).
Основной комплект рабочих чертежей может состоять из:
К прилагаемым документам относят:
Прилагаемые документы передаются заказчику одновременно с основным комплектом рабочих чертежей в количестве, установленном для рабочих чертежей.
Итак, проектные работы окончены, проектная документация утверждена, строительство начато. Наступил последний этап участия проектировщика в процессе — авторский надзор.
5. Авторский надзор
Авторский надзор представляет собой контроль со стороны авторов проекта, проектной организации, осуществляемый на протяжении всего периода строительства и приемки в эксплуатацию объекта, за соответствием действий, осуществляемых подрядчиком в процессе возведения объекта строительства, принятым в утвержденном проекте решениям и составленной на его основе рабочей документации.
Авторский надзор предусмотрен для всех объектов строительства и осуществляется юридическими и физическими лицами-разработчиками соответствующей проектной документации, а также проектировщиками, перерабатывающими (использующими) данный проект и обладающими лицензией на проведение проектных работ.
Авторский надзор ведется на договорной основе в течение всего срока строительства – от начала строительных работ до сдачи и приемки в эксплуатацию завершенных объектов.
5.1 Основные задачи авторского надзора
Основные задачи авторского надзора – выявление отклонений от проекта, нарушений в технологии и качестве применяемых материалов и (если нужно) принятие решений по внесению в проект необходимых изменений.
Таким образом, авторский надзор способствует недопущению всего, что может привести к ухудшению качества строительства, снижению безопасности и надежности здания (сооружения) или ухудшению их эксплуатационных характеристик, а также проследить за тем, чтобы конечный результат в точности соответствовал проекту.
Перед началом строительства, приказом на проведение авторского надзора, назначаются ответственные специалисты, контролирующие ход строительства от начала до конца.
Для проведения авторского надзора специалисты, ответственные за его выполнение, выезжают на строящийся или реконструируемый объект в соответствии с графиком осуществления авторского надзора, либо по вызову заказчика или строительного подрядчика для проверки качества выполняемых строительно-монтажных работ, проверки соблюдения технологии производства работ, для решения возникающих вопросов или уточнения деталей, возникающих в процессе строительства.
На весь период строительно-монтажных работ генеральным проектировщиком ведется Журнал авторского надзора, в котором фиксируются все отклонения от проектной документации, принятые в процессе строительства.
5.2 Что должен включать авторский надзор
В зависимости от условий договора и фактической необходимости мероприятия, производимые в рамках авторского надзора, могут включать:
5.3 Нужен ли авторский надзор?
Следует отметить, что в российском законодательстве вопрос об обязательности авторского надзора в строительстве окончательно не урегулирован.
С одной стороны, предусмотрено, что организации, разработавшие проектную документацию, должны в установленном порядке осуществлять авторский надзор.
Но есть и положение, согласно которому «заказчик (застройщик) либо подрядчик вправе не привлекать автора архитектурного проекта с его согласия к разработке документации для строительства и к авторскому надзору за строительством архитектурного объекта при условии реализации архитектурного проекта без изменений».
Однако по Правилам подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве, утв. Постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 № 857-ПП, «производство работ должно осуществляться… при авторском надзоре проектных организаций» (п. 1.8), а на строительной площадке у ответственного за производство работ должен находиться журнал авторского надзора (п. 5.15.6).
Поэтому окончательное решение о необходимости заключения договора на авторский надзор при строительстве принимает сам Заказчик.
5.4 Договор по проведению авторского надзора
Следует также отметить основные моменты составления договора по проведению авторского надзора. Чаще всего заказчик заключает договор непосредственно с проектной организацией, разработавшей проект. Однако для недопущения нарушений авторских прав на проект внесение изменений в проектную документацию может осуществлять только автор (ст. 7 Закона РФ от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» в число объектов авторского права внесены также произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства).
В договоре необходимо подробно оговорить следующие пункты: