Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать

Экссудативный средний отит: почему ребенок вас не слышит?

Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать. Смотреть фото Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать. Смотреть картинку Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать. Картинка про Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать. Фото Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать

4.50 (Проголосовало: 2)

Причиной снижения слуха у детей часто является экссудативный средний отит (ЭСО). При этом заболевании в среднем ухе (за барабанной перепонкой) накапливается жидкость, которая затрудняет движение барабанной перепонки и слуховых косточек. При этом болей в ухе не возникает, но ребенок постарше может пожаловаться на шум в ухе, «бульканье», заложенность. Маленький ребенок может часто теребить ушки, крутить головой, беспокоиться во сне. Однако чаще ЭСО протекает бессимптомно, это «немой» отит, так как слух снижается постепенно, и не сразу родители замечают, что ребенок переспрашивает или не реагирует на обращенную к нему речь, очень близко смотрит телевизор или просит прибавить звук. Не нужно списывать это на невнимательность ребенка или увлеченность игрой — обязательно проверьте слух.

Причины развития экссудативного среднего отита

Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать. Смотреть фото Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать. Смотреть картинку Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать. Картинка про Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать. Фото Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать

Очень важна в диагностике ЭСО тимпанометрия. Это обследование позволяет оценить результаты лечения и восстановления функции слуха.

Как лечат экссудативный средний отит?

Лечение экссудативного среднего отита всегда начинается с восстановления носового дыхания, купирования острого или хронического воспаления носоглотки, восстановления проходимости слуховых труб. Это может быть длительный процесс, иногда до месяца и более, но очень важно пройти этот путь, добиться выздоровления. Если экссудат(жидкость, которая образуется в результате воспаления) находится в барабанной полости длительное время, более 1 месяца, он становится все более густым, вязким, как бы «склеивает» все структуры среднего уха, образуются спайки в барабанной полости, что ведет к стойкому снижению слуха, развитию хронического среднего отита. Если консервативное лечение не дает стабильного результата, и каждая простуда ведет к рецидиву экссудативного среднего отита или же не удается восстановить слух в течение 2-3х месяцев, необходимо оперативное лечение — удаление аденоидов (аденотомия), иногда с частичным удалением небных миндалин (аденотонзиллотомия), шунтирование, когда в барабанную перепонку вставляется маленькая трубочка, через которую происходит аэрация барабанной полости и можно вводить лекарства.

Дорогие родители! Очень важно вовремя обратиться к ЛОР-врачу, чтобы обычный насморк не стал причиной серьезных осложнений. Даже если вам кажется, что вы справились с насморком самостоятельно, придите удостовериться, что у ребенка нет проблем с ушами. Ведь нормальный слух — залог нормального качества жизни!

Источник

Почему ребёнок вас не слышит

Поделиться:

– Собирайся в детский сад!

– Какой ты невнимательный!

Ребенок не невнимательный – он переспрашивает из-за того, что не различает звуки на высоких частотах.

На тех самых, на которых мы с вами разговариваем.

Если эти самые частоты не слышны (конкретно от 1 000 Гц до 8 000 Гц), все слова становятся похожими одно на другое. Так что «невнимательный ребенок» слышит, что к нему обращаются. И даже очень хочет ответить. Он просто не понимает, что ему говорят.

Почему? Всему виной обычные детские сопли. Или аденоиды – это уж кому как повезет. Или не повезет.

Немного анатомии

Ухо устроено очень сложно. Есть наружное ухо – ушная раковина и слуховой проход, участие которых в восприятии звуков на самом деле минимальное.

Мы с вами без всякого слухового прохода можем слышать звуки прямо через кость (если обзаведемся специальными наушниками). А вот дальше всё становится сложнее.

Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать. Смотреть фото Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать. Смотреть картинку Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать. Картинка про Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать. Фото Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать

Среднее ухо (то, которое начинается за барабанной перепонкой) улавливает звук. Барабанная перепонка под воздействием звука колеблется, как мембрана аналогового микрофона, и колебания барабанной перепонки передаются через систему слуховых косточек на внутреннее ухо. А уже оттуда, через слуховой нерв – прямо в мозг.

Фокус состоит именно в том, что барабанная перепонка должна колебаться свободно. И ей ничего не должно мешать. Если же амплитуда колебаний барабанной перепонки снижается, мы с вами перестаем слышать высокие частоты и перестаем различать слова.

А для окружающих мы становимся невнимательными. Называется всё это – «кондуктивная тугоухость».

Механизм кондуктивной тугоухости завязан на евстахиеву трубу – это трубка, которая идет от среднего уха в носоглотку и открывается тотчас позади носа. Ее функция – уравнивать давление воздуха в полости среднего уха с атмосферным давлением. А еще через евстахиеву трубу оттекает слизь, которая образуется в полости среднего уха (она ведь выстлана слизистой оболочкой, правильно?).

Если евстахиеву трубу перекрыть, проблемы и начинаются.

Причины кондуктивной тугоухости

Как всё происходит

Сначала – обычно на фоне затяжного насморка – перекрывается устье евстахиевой трубы. Это может произойти из-за отека слизистой оболочки носа, отека устья евстахиевой трубы, увеличения тубарной миндалины (она прикрывает вход в евстахиеву трубу от инфекций, идущих из носа, – и не всегда удачно) или увеличения аденоидов.

Наконец, самая обычная и частая причина перекрытия устья евстахиевой трубы – банальное скопление слизи в носоглотке. Результат – сначала в полости среднего уха падает давление воздуха, и атмосферное давление вдавливает барабанную перепонку вовнутрь, резко снижая ее подвижность. Готово: мы с вами перестаем слышать звуки на высоких частотах. Формируется евстахиит.

Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать. Смотреть фото Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать. Смотреть картинку Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать. Картинка про Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать. Фото Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делатьЧитайте также:
Чистка ушей ватными палочками

От того, как долго сохраняется снижение подвижности барабанной перепонки, зависит дальнейшее развитие осложнений:

— экссудативный отит формируется из-за того, что нарушается отток слизи через евстахиеву трубу (она у нас с вами перекрыта, помните?), и эта слизь начинает скапливаться в полости среднего уха. Результат – барабанная перепонка, подвижность которой была и без того снижена, теряет подвижность вовсе;

— адгезивный отит. Это когда слуховые косточки, находящиеся в полости среднего уха, постепенно слипаются. Здесь уже, даже если убрать жидкость из среднего уха и восстановить проходимость евстахиевой трубы, ничего не произойдет – без сложной слухоулучшающей операции на слуховых косточках уже не обойтись.

Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать. Смотреть фото Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать. Смотреть картинку Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать. Картинка про Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать. Фото Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать

На что обращают внимание родители

Ребенок переспрашивает. Почему?

Перекрыта евстахиева труба, барабанная перепонка вдавлена атмосферным давлением внутрь (точно так же происходит в самолете при взлете и посадке), и за счет этого подвижность барабанной перепонки снижается. В результате ребенок слышит, что к нему обращаются, но не понимает, чего именно то него хотят, – и от этого переспрашивает.

Ребенок, когда его зовут, идет не в том направлении (например, родители его зовут на кухню, а ребенок идет в гостиную). Почему?

Потому что ребенок слышит родителей только одним ухом – и не может четко понять, откуда идет голос родителей.

Какие обследования проводят при тугоухости у детей

Аудиометрия. Этот метод широко используется у взрослых, а вот у детей его можно применять где-то начиная с шести лет (а еще лучше, если ребенок будет еще старше).

Почему? Да потому, что исследуемый пациент на каждый звук должен отвечать, слышит он его или нет. А дети стараются ответить так, как от них хотят того взрослые. И в итоге результаты получаются недостоверными.

Тимпанометрия. Это метод исследования подвижности барабанных перепонок и слуховых косточек. Прибор генерирует ультразвук, ультразвук отражается от барабанной перепонки – всё просто. Если барабанная перепонка колеблется в пределах нормы, врачи говорят, что это кривая типа А. Если не колеблется совсем (так бывает при скоплении жидкости в среднем ухе за барабанной перепонкой) – это кривая типа В.

Если барабанная перепонка всё же отвечает на ультразвук, но как-то не так (например, сниженными колебаниями при перекрытии евстахиевой трубы), – врачи говорят о кривой типа С. Тимпанометрия на сегодняшний день как раз и является основным методом диагностики кондуктивной тугоухости у детей при аденоидах, евстахиите или экссудативном отите.

Микроотоскопия. Здесь всё просто – врач производит осмотр барабанной перепонки при помощи цифрового отоскопа (увеличение 50Х) или операционного микроскопа (увеличение 30Х) и видит и жидкость за барабанной перепонкой, и то, насколько она втянута, и даже рубцы на барабанной перепонке от ранее перенесенных отитов – всё, что мешает нормальной подвижности барабанной перепонки, и всё, что мешает ребенку нормально слышать. На сегодня всё больше врачей называют микроотоскопию «золотым стандартом диагностики».

Эндоскопия носоглотки. Этот метод ничего не скажет, конечно, о состоянии среднего уха, зато он покажет, в каком виде сейчас находится устье евстахиевой трубы – а значит, скажет всё или почти всё о причинах снижения слуха у ребенка. Устье евстахиевой трубы может быть закрыто из-за стекания слизи, отека тубарной миндалины, увеличения аденоидов и даже из-за рубцов, которые образовались вследствие какого-то давнего воспаления. Все эти причины требуют совершенно разного лечения. И отличить их друг от друга можно только при эндоскопии.

Важно! Врачи, которые осматривают ребенка каким-то иным способом (а еще делают рентген носоглотки или просто проводят беглый осмотр), лишь догадываются о причинах тугоухости, но не видят их.

Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать. Смотреть фото Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать. Смотреть картинку Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать. Картинка про Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать. Фото Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать

Как лечат кондуктивную тугоухость у детей

Первое, что необходимо сделать врачам при кондуктивной тугоухости, – это подавить воспаление следствием которого оказалось перекрытие евстахиевой трубы.

К таким мерам могут относиться:

— лечение воспаления, которое привело к отеку устья евстахиевой трубы (спреи в нос с мометазоном или флутиказона фуоратом в течение длительного времени), ингаляции с интерфероном, ингаляции с препаратом с действующим веществом тиамфеникола глицинат ацетилцистеинат, промывания носа методом перемещения («кукушка»), физиотерапия (КУФ в нос и горло), лазерная терапия;

Однако, даже после удачного лечения воспаления, евстахиева труба может не начать функционировать в достаточной мере, а ребенок всё еще недостаточно хорошо слышит.

Для восстановления функции евстахиевой трубы лечебные мероприятия могут быть следующими:

— продувание евстахиевой трубы – или в поликлинике по методу Политцера («пароход»), или дома, при помощи прибора Otovent balloon или аналогичного;

— физиотерапия (лазерная терапия).

Для того чтобы удалить жидкость из полости среднего уха при экссудативном отите, лор-врач может предложить следующее:

— пневмомассаж барабанной перепонки (его можно выполнять или в поликлинике или дома при помощи аппарата EarDoc;

— физиотерапия (лазерная терапия или электрофорез);

— шунтирование барабанной перепонки (это уже хирургическая операция – врачи вставляют в барабанную перепонку специальную трубочку – шунт, – через которую жидкость из полости среднего уха вытекает наружу.

Наконец, если устье евстахиевой трубы было перекрыто за счет рубцов, применяется специальная операция – баллонная дилатация устья евстахиевой трубы.

– Собирайся в детский сад!

Поздравляем! Ваш ребенок вас слышит.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Источник

Наш малыш не глухой! Или… все может случиться?

Автор: Редакция Мастерслух

Как распознать снижение слуха у ребенка? Что делать, когда родители отказываются принять очевидное: их сын или дочь глохнут? Обратим ли этот процесс, и можно ли его как-то предотвратить, профилактировать? Объясняет Елена Анохина – заведующая дневным стационаром клиники «МастерСлух» в Ростове-на-Дону, врач сурдолог-оториноларинголог, кандидат медицинских наук.

Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать. Смотреть фото Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать. Смотреть картинку Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать. Картинка про Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать. Фото Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать

Касается каждого

Отрицание, гнев, принятие – эти основные стадии проходят, наверное, все родители, когда сталкиваются со снижением слуха у своего маленького ребенка.

Если еще в роддоме младенцу определяют критическое снижение слуха, глухоту, у взрослых мало времени на сомнения и переживания. Наоборот, чтобы обнаруженная проблема не успела сказаться на дальнейшем развитии ребенка, нужно действовать быстро, как можно скорее провести операцию – кохлеарную имплантацию.

Но бывает и так, что малыш растет, развивается и… не сразу теряет слух. Тогда родители могут пропустить начало возникновения тугоухости, долгое время не признавать этот факт. Им кажется, что детское развитие идет по плану (вроде и на профосмотре в поликлинике все было нормально, и ребенок ни на что не жалуется). А узнав о проблеме, могут даже отказываться признавать ее – это своего рода защитная реакция.

Как родители могут заметить снижение слуха у ребенка, особенно, если оно небольшое?

Если малыш в таком возрасте, что уже понимает обращенную к нему речь, отвечает, реагирует на слова взрослых, заподозрить нарушение слуха можно, когда:

С младенцами – сложнее.

Особое внимание – если недавно малыш травмировался, например, падал, ударяли другие дети, перенес простуду, насморк, у него болели уши.

Причин тугоухости – десятки. Обратимых случаев, к сожалению, немного. Но скорректировать снижение слуха и жить дальше полноценной жизнью можно и нужно.

На приеме у врача

Первый специалист, к которому нужно обратиться в случае любого подозрения, сомнения, вопроса относительно развития слуха вашего ребенка, – обычный оториноларинголог в вашей районной поликлинике. Он проведет первичный осмотр и простые тесты. При выявлении действительно серьезных состояний – обязательно направит к сурдологу. В арсенале последнего – целая «батарея» тестов, включая:

Конечно, чем старше ребенок, тем проще с ним договориться, чтобы он во время диагностики не крутился, не вырывался, не кричал. Некоторые малыши прекрасно себя ведут при участии сурдопедагога, тот помогает проводить обследования в игровой форме.

Замечено: одного врача малыши боятся, к другому – льнут, как к родному. Доброго специалиста, умеющего и любящего работать с детьми всегда можно найти в клинике сети «МастерСлух».

Это обратимо?

Каждый случай – индивидуален. По умолчанию считается, что обратимая тугоухость, выражаясь, медицинским языком, кондуктивная – та, которая не связана со слуховым нервом, повреждением внутреннего уха, и которую успели вовремя заметить. Вовремя – это максимум в течение месяца после возникновения и то не в каждом случае, а, например, после простуды или травмы. В дальнейшем эффективность медикаментозного лечения снижается. Чтобы не упускать время, важное для развития ребенка, рекомендуется слухопротезирование (слуховые аппараты, если отпадет в них надобность, всегда можно снять) и занятия с логопедом-дефектологом, дабы не отстать от сверстников.

Если требуется хирургическая коррекция (удаление жидкости из среднего уха, восстановление слуховых косточек и т. п. – вариантов очень много), сурдолог подробно расскажет об этом на приеме, объяснит порядок действий.

Зачастую многие взрослые относятся к детским отитам пренебрежительно, мол, с кем ни бывало. Но даже такая, казалось бы, мелкая неприятность, способна вызвать стойкое снижение слуха. Все заболевания нужно долечивать.

Если же в результате обследований подтверждается, что снижение слуха – сенсоневральное или смешанное, т. е. уже связанное со слуховым нервом, невозможностью проводить звуки во внутреннем ухе, будет разработан маршрут реабилитации со слуховыми аппаратами или кохлеарными имплантами, участием различных узких специалистов.

Просто ждать и наблюдать в большинстве случаев – не вариант. Ребенку необходимо слышать весь частотный диапазон. Каждый звук важен для развития!

Так, при потере слуха I степени, т. е. самой небольшой, легкой, на которую многие взрослые у себя вообще могут не обращать внимание, у малыша будет нарушена разборчивость слов. Особенно тех, где звуки близкие по звучанию. Например, слова «кошка» и «ложка» ребенок будет воспринимать одинаково. Даже в тишине на небольшом расстоянии от говорящего. Способствует ли это детскому развитию или мешает – ответ потен без объяснений.

В шумной акустической обстановке – на фоне разговоров в классе, на улице с десятками звуков, шумом машин, разговорами прохожих, в помещении, где работает телевизор, играет музыка – ребенку на 100 % придется сложно.

Поэтому детям даже с I степенью тугоухости рекомендовано слухопротезирование и занятия со специалистами.

Комплексовать и бояться по этому поводу не надо.

Во-первых, дети зеркалят отношение взрослых к проблеме. Если окружающие спокойны и позитивны, свое снижение слуха малыш воспримет нормально. Ходят же детки в очках, брекетах, у некоторых вообще протезы или они передвигаются на инвалидных колясках, а у него всего-то оригинальные девайсы на ушах.

Во-вторых, современные слуховые аппараты и кохлеарные импланты практически не мешают вести полноценную насыщенную жизнь. И даже делать «фантастические» вещи – например, подключаться к смартфону и отвечать на звонки, не беря аппарат в руки. Какие возможности откроются в будущем – сегодня трудно даже представить. В общем, во всем можно найти плюсы.

Как не допустить снижение слуха у детей?

Нарушения, связанные с осложнениями после перенесенных заболеваний, попытаться предотвратить, понятное дело, можно лишь уберегаясь от этих заболеваний, закаляясь, не игнорируя лечение и реабилитацию.

Также нужно стараться избегать длительного шумового воздействия. Не страшно, если человек на несколько минут попадает в среду с громкими звуками. А вот когда подросток целый день в наушниках, и музыку из них слышно с другого конца комнаты, это уже опасно. Многие научные работы подтверждают связь развития тугоухости с хроническими шумовыми травмами. Это, конечно, не повод враждовать с дочерью или сыном-тинейджером и совсем лишать тех наушников. В данный момент признан безопасный стандарт – проводить не более 2-3 часов в день в качественных профессиональных наушниках с громкостью ниже 80 дБ. Вполне достаточно, чтобы и в игры поиграть, и любимой музыкой насладиться.

Ко всему нужно подходить разумно. И будьте здоровы!

Расскажите или сохраните себе:

Еще в разделе “О слухе”

Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать. Смотреть фото Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать. Смотреть картинку Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать. Картинка про Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать. Фото Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать

Все работы хороши, выбирай на вкус! Востребованные профессии для глухих и слабослышащих

«МастерСлух» разрушает стереотип, что обладателям слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов доступны только примитвные малооплачиваемые специальности. Читать далее →

Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать. Смотреть фото Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать. Смотреть картинку Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать. Картинка про Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать. Фото Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать

«Чтобы лучше слышать тебя, внученька». Три лайфхака, которые помогут убедить пожилого члена семьи носить слуховой аппарат

Заставлять никогда никого нельзя. Но попытаться кое-что сделать можно… Читать далее →

Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать. Смотреть фото Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать. Смотреть картинку Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать. Картинка про Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать. Фото Одно ухо у ребенка не слышит ухо что делать

Слуховые аппараты и музыка… совместимы

Современные высокотехнологичные устройства позволяют наслаждаться любимыми мелодиями и песнями. При соблюдении некоторых условий, конечно. Читать далее →

Источник

Односторонняя тугоухость у детей: последствия и предлагаемые решения. Часть 1

Определение ОСТ

ОСТ у детей

Как часто встречается односторонняя тугоухость у детей? У 1 из 1000 новорожденных обнаруживают одностороннюю тугоухость при рождении. У 3 из 100 детей односторонняя тугоухость может развиться к школьному возрасту. К причинам некоторых случаев ОСТ относятся: бактериальный менингит, пороки развития наружного слухового прохода, врожденный цитомегаловирус (ЦМВ), синдром расширенного водопровода преддверия (РВП) и преждевременные роды. В некоторых случаях ОСТ считается идиопатической, т.е. мы не можем точно установить, почему она возникла.

Возможность слышать обоими ушами обеспечивает ребенка бинауральными преимуществами, которых он лишен при нарушении слуха в одном из ушей. Среди этих преимуществ – бинауральная суммация, эффект тени головы, локализация звука, пространственное высвобождение из маскировки и уменьшение негативных последствий реверберации. Любое нарушение бинаурального слуха может привести к затруднениям в повседневной обстановке, в частности, к ухудшению слышимости на расстоянии и в шуме, нарушению локализации звука, затруднению разделения нескольких звуков, снижению избирательного внимания (способности выделить конкретный звук или говорящего в шумной обстановке) и нарушению понимания речи.

Последствия ОСТ для детей: научные исследования

Речеязыковые показатели

Лью с коллегами изучали влияние односторонней тугоухости на речевые и языковые показатели детей. Это было клиническое исследование 74 пар детей (см. далее) в возрасте 6-12 лет. Авторы находили ребенка с ОСТ и сравнивали его речевые и языковые показатели с результатами брата/сестры. По мнению авторов, такой подход исключает различия, обусловленные социальными и экономическими факторами, оставляя для исследования только то отставание в развитии, которое обусловлено односторонней тугоухостью.

Некоторые дети с ОСТ пользовались слуховыми аппаратами, другие – нет. Для оценки применялась Шкала развития устной и письменной речи (OWLS). Показатели детей с ОСТ были хуже, чем у их родных братьев/сестер, в отношении владения языком, развития устной речи и ее структуры. Односторонняя тугоухость была независимым предиктором показателей OWLS. Кроме того, независимыми предикторами показателей развития устной речи и ее структуры были доход семьи и образование матери.

Авторы пришли к выводу, что дети школьного возраста с односторонней тугоухостью обладают более низкими показателями развития устной речи, чем их братья/сестры. Также следует пересмотреть и заново изучить проблемы обучения, связанные со слухом. Родителей и педагогов необходимо информировать о влиянии односторонней тугоухости на навыки устной речи.

Связь речи, когнитивных и академических показателей с различными аудиологическими характеристиками

В другой работе Лью с коллегами также проводилось сравнение детей с односторонней тугоухостью с их братьями/сестрами. На этот раз в контролируемом исследовании участвовало 107 пар детей.

Как и в предыдущей работе, показатели OWLS у детей с ОСТ были ниже, чем у их братьев/сестер. Самые низкие показатели когнитивной и устной речи отмечены у детей с глубокой односторонней тугоухостью. Однако в тесте индивидуальной успеваемости Векслера показатели коррелировали не с наличием или отсутствием ОСТ, а с восприятием речи здоровым ухом в тишине и в шуме.

Авторы пришли к выводу, что у детей школьного возраста с односторонней тугоухостью речеязыковые показатели ниже, чем у их братьев/сестер. Кроме того, самые низкие показатели отмечены у детей с тяжелой односторонней тугоухостью. Показатели не зависели от стороны тугоухости.

Качество жизни

В 2007 г. Сара Бортон провела предварительное изучение качества жизни детей (возраст 6-17 лет) c ОСТ. Оно включало в себя качественное исследование, сравнивающее фокус-группы детей и родителей, и количественное исследование с использованием Педиатрической анкеты качества жизни (версия 4.0).

Согласно ответам детей, при ОСТ оценки основных показателей качества жизни (общие, психосоциальные и физические) были ниже, чем при нормальном слухе или двусторонней тугоухости. Ответы родителей аналогичны ответам детей, за исключением более высокой оценки качества жизни при ОСТ по сравнению с двусторонней тугоухостью. Авторы пришли к выводу, что для детей с ОСТ характерны более низкие и вариабельные показатели качества жизни по сравнению с их нормально слышащими ровесниками или детьми с двусторонней тугоухостью.

В целом ОСТ затрагивает около 3% детей школьного возраста и может вызвать речевые и академические проблемы, а также приводит к трудностям в сложной и шумной обстановке.

Дефицит академических/психосоциальных навыков

В «Руководстве по детской аудиологии» Портер с коллегами (2016) указывали: «У всех детей со стойкой минимальной тугоухостью имеется риск возникновения психологических и образовательных проблем, в связи с чем они нуждаются в надлежащем вмешательстве». Рассмотрим некоторые из академических проблем, с которыми могут сталкиваться дети с ОСТ.

В 2004 Грэвел провел метаанализ, сравнив результаты шести исследований и определив области, в которых дети с ОСТ испытывают проблемы. По данным всех шести исследований, доля детей с ОСТ, оставшихся на второй год не менее одного раза, варьировалась от 18 до 40%. Согласно четырем исследованиям, от 12 до 41% учащихся требовали дополнительной помощи в одном или нескольких классах на протяжении периода обучения. Доля учащихся, нуждавшихся в ресурсной помощи, а также остававшихся на второй год, составляла от 48 до 65%. Как показывают полученные данные, эти дети испытывают больше проблем в условиях школьного обучения, чем дети с нормальным слухом. Они в десять раз чаще остаются на второй год и в пять раз чаще нуждаются в дополнительных образовательных ресурсах. Иными словами, они явно испытывают негативное влияние односторонней тугоухости в условиях школы.

Дети с ОСТ чаще бывают неуспевающими и сопровождают ответы на анкетирование негативными комментариями. Более того, педагоги оценивают этих детей хуже, чем их нормально слышащих сверстников, по таким категориям, как внимание, уделяемое полученному заданию, отношения с одноклассниками, социальная уверенность, зависимость от окружающих и эмоциональная устойчивость. Наконец, Инглиш и Чёрч обнаружили, что педагоги сталкиваются с поведенческими проблемами у детей с односторонней тугоухостью. Если вам труднее сосредоточиться и вы хуже слышите, это не может не отразиться на вашем поведении.

Типичные уровни шума в классе

Шилд и Докрелл измеряли типичные уровни шума в 140 классах. Они установили, что шум достигает 61 дБ, если в классе разговаривает один человек. Когда учащиеся выполняют групповое задание, сидя за партами, шум достигает 73 дБ, а если они при этом перемещаются, он повышается до 77 дБ. Индивидуальное выполнение заданий за партами сопровождается уровнем шума 65 дБ. Даже при чтении «про себя» уровень шума составляет около 56 дБ. Если учащиеся просто ходят по классу, он возрастает до 72 дБ. Это сложная акустическая обстановка. В современной школе учащиеся часто выполняют групповые задания. Времена, когда дети сидели за партами и слушали стоящего перед ними педагога, давно прошли. Акустическая обстановка в современном классе гораздо более динамичная и постоянно меняющаяся. Сложности могут возникнуть и у людей с нормальным слухом.

Детям с ОСТ сложно слушать в динамической акустической обстановке и тем более решать сложные слуховые задачи. Несмотря на то, что в некоторых тестах их речеязыковые показатели могут быть нормальными, по мере усложнения акустических условий они начинают отставать от своих нормально слышащих ровесников. Именно поэтому мы изучили обстановку в школе и убедились в ее сложности и динамичности.

Сложные слуховые задачи

Льюис с соавторами проанализировали сложные слуховые задачи, используя понимание речи и распознавание фраз. Участниками исследования были 18 нормально слышащих детей (8-12 лет) и 18 соответствующих им по возрасту и полу детей с минимальной тугоухостью или ОСТ. Всем им предлагались задачи по распознаванию речи в условиях, имитирующих класс.

Показатели всех детей были в области возможного максимума. Дети с односторонней тугоухостью хуже справлялись со сложными задачами, чем нормально слышащие дети. Зрительное поведение также было неодинаковым. Иными словами, попытки визуализации или локализации говорящего приводят у детей с тугоухостью к неэффективному использованию когнитивных ресурсов. Это неудивительно, т.к. ОСТ нарушает локализацию.

Авторы пришли к выводу, что при выполнении сложных слуховых задач с несколькими говорящими показатели детей с односторонней тугоухостью хуже, чем у их нормально слышащих сверстников. Зрительное поведение также различается, наводя на мысль о различном использовании зрительной информации. Детям с тугоухостью сложнее найти основного говорящего в условиях одновременного разговора нескольких людей. Им труднее локализовать говорящего, т.е. им приходится больше смотреть по сторонам.

Решения для односторонней тугоухости

В Протоколе детского слухопротезирования Американской академии аудиологии (AAA) подбору слуховых аппаратов детям с малой двусторонней тугоухостью (МДСТ) и ОСТ отведен специальный раздел. Вот небольшая выдержка из рекомендаций:

«Дети с минимальной и малой тугоухостью должны считаться кандидатами на слухопротезирование и/или использование персональных FM-систем или систем звукового поля в условиях школы. Использование звукоусиления показано также некоторым детям с односторонней тугоухостью. Решение о слухопротезировании ребенка с односторонней тугоухостью должно приниматься индивидуально, с учетом предпочтений ребенка или его семьи, а также на основании аудиологических, коммуникационных, образовательных факторов и особенностей развития».

В связи с наличием нескольких типов односторонней тугоухости решение обязательно должно приниматься индивидуально. Кроме того, в разной обстановке дети ведут себя по-разному, и дети с ОСТ представляют собой весьма неоднородную группу. При выборе решения необходимо исходить из потребностей конкретного ребенка; принцип «одно решение для всех» неприменим к ОСТ. Как будет показано ниже, Phonak предлагает различные решения для каждого типа ОСТ.

В некоторых случаях у ребенка может быть корригируемая односторонняя тугоухость со снижением слуха от малого до тяжелого, но с сохранной разборчивостью речи. В других случаях односторонняя тугоухость может быть тяжелой/глубокой с практическим отсутствием разборчивости речи в пораженном ухе, т.е. не поддающаяся коррекции. Когда надо начать вмешательство? Позднее слухопротезирование может привести к слуховой депривации, а преимущества ранней коррекции слуха давно доказаны.

Phonak Sky V для корригируемой ОСТ

Предположим, что нарушение слуха в пораженном ухе поддается коррекции. Степень тугоухости может быть любой – от малой до тяжелой. В таком случае по определению показано звукоусиление. Его эффективность можно оценить в течение периода пробного ношения слухового аппарата. Рекомендуется также применение дистанционного микрофона в шумной обстановке и на расстоянии (например, в классе). В таком случае можно воспользоваться аппаратами Phonak Sky V в сочетании с системой Roger.

На Рис. 1 представлено семейство детских слуховых аппаратов Phonak Sky V, а также диапазоны подбора для каждой из пяти моделей. Аппараты Sky V-M предназначены для коррекции малой/умеренной тугоухости. Они работают на 312-й батарейке. Диапазон подбора модели Sky V-P достаточно широк. Эти аппараты могут использоваться при нарушениях слуха от малых до умеренных и даже тяжелых. Модель Sky V-SP обладает большим усилением, чем предыдущие слуховые аппараты класса SP, поэтому она подходит для достаточно тяжелых вариантов снижения слуха. Аппараты Sky V-UP работают на 675-х батарейках. Мы также предлагаем аппараты Sky V-RIC, которые можно комплектовать тремя вариантами ресиверов, включая UP. Это означает, что Sky V-RIC можно использовать при достаточно больших потерях слуха.

Рис. 1. Слуховые аппараты Sky V и соответствующие диапазоны подбора.

Все слуховые аппараты Sky V снабжены прямым аудиовходом. Вы можете свободно комбинировать и при желании изменять цветовые сочетания корпусов и рожков слуховых аппаратов. Для всех аппаратов разработаны варианты защиты от неосторожного обращения. Возможна оптимизация работы аппаратов в соответствии с окружением ребенка, о чем будет сказано ниже. Все слуховые аппараты обладают индексом пыле- и влагозащищенности IP68. Они также снабжены световой индикацией, поэтому родители всегда могут убедиться в том, что аппараты включены и работают. Работа в программе Roger сопровождается повторяющимися раз в несколько секунд двойными вспышками. Тройные вспышки, повторяющиеся с интервалом в несколько секунд, означают, что батарейки разряжены и их необходимо заменить в течение 30 минут.

SoundRecover2

AutoSense Sky OS

Функция «Roger + направленность»

Исследование повышения качества жизни

Маккей изучал повышение качества жизни у детей с корригируемой ОСТ после подбора им слуховых аппаратов. Автор провел анкетирование 20 семей, в которых были дети с малой/умеренно-тяжелой односторонней тугоухостью (2-17 лет). Вот некоторые комментарии родителей: «Было бы прекрасно, если бы мы подобрали слуховой аппарат раньше» или «Он не получал и половины того, что должен был получать, пока не надел слуховой аппарат».

Согласно мнению большинства родителей, после подбора слухового аппарата функциональное состояние ребенка значительно улучшилось, улучшилось или, в крайнем случае, не изменилось. Во всех областях, связанных со слухом, показатели всех детей улучшились. Детям нравились их слуховые аппараты, а родители были довольны и сожалели о том, что аппараты не были подобраны раньше.

Вывод автора: «Мы уверены, что детям с ОСТ (при надлежащих показаниях) необходимо назначать слуховой аппарат (как минимум, на пробу). Установлено, что слухопротезирование повышает качество жизни этих детей. Мы убеждены, что в противном случае дети будут лишены возможности реализовать свой потенциал».

Некоторые специалисты прибегают к выжидательной тактике в отношении детей с односторонней тугоухостью. Мы же рекомендуем провести пробный подбор слухового аппарата. Это не причинит ребенку вреда, зато поможет своевременно уточнить эффективность звукоусиления.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *