Один отец значит больше чем 100 учителей
Один отец значит больше, чем сто учителей.
Общеизвестно, что отец в семье символизирует силу и защиту, и, когда отца нет, ребенок этой защиты лишается. «Нет отца» – это еще не значит, что семья неполная и мать воспитывает ребенка одна. Дело в том, что отец может «присутствовать» в семье физически, а психологически быть ребенком и как значимое лицо не восприниматься. Вот и получается, что вроде и есть отец, и нет его. И не к кому ребенку идти, когда ему страшно. Мама – это ласка, доброта, нежность, но мама не защитник и никогда им не будет. Или папа будет для ребенка защитой, или защитника у ребенка не будет никакого.
В одной из школ был проведен эксперимент: учитель предложил детям рассказать, что они думают о своих отцах. Что же оказалось?
Во-первых, более чем у половины детей не было отцов – большинство из них ушли из семьи, когда дети были совсем маленькими и перестали с ними общаться.
Во-вторых, незначительная часть детей высоко оценивала достоинства своих отцов, а большинство отзывались о них неопределенно. Лишь единицы гордились своими отцами. Многие вообще старались не упоминать о своих отцах или скрывали их очевидные недостатки.
Причины тому были разные, но сводились они к следующим:
Прокомментируйте!
Выскажите Ваше мнение:
Вакансии для учителей
Один отец значит больше чем 100 учителей
ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ ЭССЕ
» Один отец даст больше, чем сто учителей» Гербер
В данном высказывании автор поднимает проблему роли семьи в жизни человека, отдавая большое значение именно отцовскому воспитанию. Как мне кажется, он говорит о том, что именно отец оказывает то влияние на формирование человека, которое не может оказать никто — даже, например, учителя.
Семья — это социальная группа, члены которой связаны кровным родством, общностью быта и взаимной социальной ответственностью. Основные наиболее важные функции семьи- это экономическая репродуктивная, рекреативная, коммуникативная, регулятивная и воспитательная. О последней хотелось бы поговорить подробнее.
Воспитательная функция семьи- это осуществление первичной социализации, то есть процесса становления и развития личности и воспитание детей вплоть до достижения ими социальной зрелости. Под воспитанием же подразумевается привитие ребенку определенных воззрений, норм и образцов поведения, а также определенных нравственно- психологических и физических качеств. Какова же роль отца в этом?
Другой пример, это семья, в которой вырос будущий император России Петр 1. Важное значение, например, в его воспитании уделялось развитию физических сил и воспитанию нравственных качеств. Кроме того, как- то в четырехлетнем возрасте отец Петра 1 Алексей Михайлович заметил в сыне влечение к военному делу. Чтобы придать этому увлечению особый характер, он составил для него целый полк из его ровесников, который позже получил название Петров полк. Так, благодаря отцу Петр 1 изучал военное дело не по книжкам, а на деле.
Один отец значит больше, чем сто учителей
Всем знакомы выражения «женщина-хранительница очага» или «материнский инстинкт». А по отношению к мужчинам подобных понятий как будто не предусмотрено. Но, несмотря на столь обидную несправедливость, многие из них с видимым удовольствием из «добытчиков» и «охотников» перевоплощаются в весьма заботливых нянь и талантливых воспитателей. И не беда, что порой их слишком смелые педагогические изыскания приводят в ужас и молодых матерей, и опытных бабушек.
В нашем образовательном учреждении уделяют огромное внимание роли отца в воспитании детей. С этой целью педагогом-психологом с участием воспитателей и других специалистов ДОУ была организована работа клуба «Мудрый папа».
Целью клуба «Мудрый папа» является раскрытие актуальных форм и методов работы с отцами, необходимых для повышения значимости роли отца в воспитании ребенка.
По результатам анкетирования, проведенного среди отцов, вновь прибывших воспитанников детского сада, мы можем сделать вывод, что им было бы интересно поучаствовать в работе клуба. Нами запланированы 10 встреч, на которых мы хотели бы рассказать папам много полезной информации о воспитании ребенка, а также провести ряд практических занятий, способствующих сближению и наибольшему взаимопониманию отцов и детей.
К воспитанию детей мужчины подходят принципиально иначе, по сравнению со слабым полом. Женщины проводят с ребенком большую часть времени. Это время, как правило, четко структурировано, подчинено режиму. Мужчина же не имеет возможности столько времени проводить с ребенком и поэтому вынужден компенсировать этот недостаток динамичностью поведения, своим творческим подходом и эмоциональностью.
В общении с детьми мужчина сам становится ребенком, причем не зависимо от возраста и семейного статуса (отец, дедушка, прадедушка). Мать же всегда остается матерью – опекающей, заботящейся, воспитывающей.
Ребенку нужен отец, исполняющий свою отцовскую роль. Мужественность нельзя усвоить из курса лекций. Она усваивается в обыденной жизни от отца, который служит образцом. Еще Фрейд говорил: «У ребенка нет более сильной потребности, чем потребность в отцовской защите». Таким образом, ребенок с самого раннего младенчества должен знать, что у него есть отец, который защитит его от опасности.
Отец – наиболее естественный источник познания о мире, труде и технике. Он способствует ориентировке на будущую профессию и создаёт социально полезные цели и идеалы. Лишь отец может сформировать у ребёнка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению.
Чем больше ребёнок привязан к матери (по сравнению с отцом), тем менее активно он может противостоять агрессии окружающих. Чем меньше ребёнок привязан к отцу, тем ниже самооценка ребёнка, тем меньше он придаёт значение духовным и социальным ценностям.
Личные качества отца, в число которых входит и любовь к своим детям, оказывают значительное влияние на развитие ребёнка. Любовь отца даёт ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина-мать. Любовь отца учит и сына, и дочь тому, как может проявлять любовь мужчина к детям, к жене и к окружающим.
Необходимость отцовского участия в процессе воспитания ребенка не вызывает сомнений. Более того, научные данные из области детской и семейной психологии свидетельствуют о важности наличия в сфере сознания ребенка достаточно определенных, четких и разносторонних представлений о своем отце на каждом возрастном этапе.
Н.С. Бурлакова отмечает, что к 4-5 годам восприятие ребенком отца становится в большей мере социально окрашенным и рационально оформленным. Ребенок начинает приписывать отцу такие социальные предикаты, как способность охранять, обладать иными способностями и являться предметом восхищения.
Наряду с этим допускается возможность совершения отцом ошибок, а также возможность терпеть или причинять ущерб другим в процессе межличностного взаимодействия. Оппозиция «большой – маленький» в отношениях с отцом интерпретируется ребенком как социально и культурно неизбежная. Развитая социальная категоризация уже позволяет формировать представления об отце в терминах восприятия «изнутри» (например, «злой», «сердитый»), в отличие от «внешнего» восприятия в предыдущем возрасте («страшный»). Ребенок начинает понимать реактивность, социальную обусловленность внутренних состояний отца, но пока еще переносит свой личный опыт переживаний на отцовскую фигуру, зачастую приписывая свои переживания и причины их возникновения отцу.
Таким образом, обобщая приведенные данные, можно отметить, что нормой в раннем и дошкольном возрасте в восприятии отца ребенком является:
Можно предположить, что ребенок воспринимает отца и строит свои представления о нем в следующих планах:
Анализ работ Е.Е. Сапоговой, Д.Ш. Болен, Ю.В. Евсеенковой, А.Г. Портновой, Р.В. Овчаровой показал, что в общественном сознании существуют различные «модели отца», раскрывающие способы реализации мужчиной отцовской роли: его поведение, особенности осознания.
У дошкольника 4-6 лет уже достаточно сформированы, хотя и в меньшей мере, когнитивные представления об отце: он в целом, безусловно, знает, кто такой отец, какой статус в семье он имеет. Представления о физических особенностях отца носят еще менее выраженный характер: восприятие ребенка пока не позволяет ему концентрироваться на мало проявленных и индивидуальных чертах внешности отца, и он строит обобщенный, эмоционально окрашенный образ большого, сильного, красивого родителя.
Представления в поведенческом плане восприятия также выражены в меньшей, по сравнению с эмоциональным планом, степени. Это может быть связано с тем, что у ребенка представления об отце складываются на основе наблюдения за его поведением и поступками в семейном окружении, а не за его пределами, и уже на основании этих наблюдений ребенок строит предположения о том, как ведет себя отец с другими людьми. Именно этим могут объясняться относительно высокие показатели по признаку социального статуса: ребенок переносит свои представления о главенствующем месте отца в семье на другие сферы жизнедеятельности.
Таким образом, представление ребенка-дошкольника об отце дополняет существующие на сегодняшний день психологические знания об отцовско-детских взаимоотношениях, сущности отцовства в целом и представлениях ребенка о своем отце в частности.
Таким образом, хочется отметить, что личные качества отца, в число которых входит и любовь к своим детям, оказывают значительное влияние на развитие ребёнка. Любовь отца даёт ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина-мать. Любовь отца учит и сына, и дочь тому, как может проявлять любовь мужчина к детям, к жене и к окружающим. Мы видим необходимость в повышении знаний у отцов о воспитании детей. Исходя из этого, нами и был организован клуб для отцов «Мудрый папа».
Автор: Серова Елена Юрьевна, старший воспитатель МАДОУ ДС КВ «Огонек», город Новый Уренгой, Тюменская область.
Родительское собрание на тему: «Один отец значит больше, чем сто учителей»
МБДОУ – «Детский сад №3 города Агрыз Агрызского муниципального района РТ»
Родительское собрание на тему:
«Один отец значит больше, чем сто учителей»
Воспитатель: Садыкова А.М.
Родительское собрание на тему:
«Один отец значит больше, чем сто учителей»
Подготовка к собрании.
1. Написать заповеди для отцов.
— Не унижайте ребенка
— Принимайте ребенка таким, каков он ест
— Будьте во всем ему авторитетом и примером
— Никогда не приказывайте из прихоти
— Не вымогайте обещаний
— Не потакайте ребенку
— Относитесь к ребенку, как к личности
— Будьте строгими и добрыми, ибо
2. Оформить выставку рисунков и фото «Мой папа».
3. Оформить фотовыставку «Трудимся с папой».
4. Приготовить консультацию «Один отец значит больше, чем 100 учителей».
5. «Роль отца в воспитании ребенка» (анкета для пап).
Консультация на тему:
«Один отец значит больше, чем сто учителей»
В прекрасном имени Мужчина
Сложились мужество и стать,
Уменье думать и мечтать,
Быть вдохновенным без причины.
Уметь любить, уметь дарить.
Желаем вам здоровья и удачи.
Пусть рядом будут радость и мечта.
И пусть из всех мужских моральных качеств
Сильнейшим остается доброта.
Семейное воспитание – это разумное совмещение отцовской и материнской позиции. Если желаете получить результат, позаботьтесь о его достижении!
Воспитанием ребенка зачастую занимается мать, (она ходит на собрания, берет больничный лист, проводит с детьми больше времени), а папа занят работой и материальным благополучием семьи. Не надо забывать и о других функциях семьи:
Появление ребенка приносит радость в семью, преобразуя чуть ли не каждый день в праздник: Улыбнулся! Заговорил! Научился ходить! Нарисовал! Прочитал! Пошел в школу!… Дети всегда поселяют гордость в душе отца и матери.
Функция общения – первый опыт общения, навыки речи ребенок получает именно в семье. Семейное общение самое эмоциональное, самое доверительное общение.
Воспитательная функция – в семье воспитываются и взрослые и дети. Воспитательная функция имеет три аспекта. Протекает формирование личности ребенка, развитие его способностей, интересов, освоение накопленного опыта, выработка мировоззрения, физическое совершенствование.
Мужчина, считающий воспитание сугубо женским делом, является отцом лишь формально и не должен удивляться, что ребенок растет не таким, каким хочется ему.
В семье для детей необходимо как женское, так и мужское влияние. Мать, как правило, действует на них лаской, добротой. Она играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера. А вот формирование у детей целеустремленности, настойчивости, смелости – это забота отца.
Мужское отношение к миру, к своему долгу, правильное понимание своего места в жизни, наконец, «рыцарство» способен сформировать у мальчика именно отец, своим примером, поступком.
Велика роль отца к подготовке детей к семейной жизни. Его надежность, чуткость по отношению к матери, бабушке, детям, стремление разделить с ними домашнюю заботу, сделать семейную жизнь более интересней, счастливей – все это переходит на детей. Мальчиков он учит быть настоящими мужчинами и в последствии хорошими мужьями и отцами, а дочерей побуждает сравнивать своих приятелей с отцом, предъявлять к молодым людям высокие требования.
Большинство отцов уделяют ребенку мало времени. С детьми можно играть: в шашки, шахматы, морской бой, собирать пазлы, гулять, играть на компьютере, заниматься спортом, просто общаться, смотреть фильмы, рисовать и читать.
Почти все отцы считают, себя авторитетом перед детьми.
Очень часто дети просят поиграть пап с ними, рассказать о чем-либо, но не всегда это получается, вы стараетесь объяснить причину вашего невнимания, уделяете время ребенку, отправляете к маме или просто отмалчиваетесь. нет.
Поэтому главное – буквально с первых дней воспитывать и в себе, и в ребенке потребность проводить как можно больше времени вместе. Вы строите дом из кубиков, возводите крепость из песка, читаете по очереди вслух газету, обсуждаете последние новости и каждый раз, не отдавая себе отчета, внушаете своему ребенку, то ощущение уверенности в себе, защищенности, которое нельзя сравнить ни с каким другим.
На всех жизненных поворотах ребенка поддерживает сознание: мой отец все может, все умеет. Пока воспитание детей протекает, по видимости спокойно Вы, придя с работы, отгораживаетесь газетой от тех маленьких странностей и неприятностей, которые, бывают, обнаруживаются в поведении сына или дочери. Проблема отцов и детей всплывает, когда дети взрослеют. Переходный период проходит безболезненно в семьях, где у папы и ребенка дружеские отношения с раннего детства, где ребенок уверен – отцу все интересно в его жизни, а не только оценки и поведение, где вместе читают, вместе путешествуют, где родители разделяют увлечения детей. Этот процесс протекает крайне болезненно в семьях, где такого контакта нет, где сын с горечью говорит: «папа меня не понимает». А таких примеров в жизни немало. Это происходит по разным причинам, одну из них вы сейчас услышите в стихотворении Иванова «Почему».
КОНФЕРЕНЦИЯ ОТЦОВ «ОДИН ОТЕЦ ЗНАЧИТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ СТО УЧИТЕЛЕЙ»
Выбранный для просмотра документ высказывания.docx
“ Человечеству добрые мужчины нужны еще больше, чем великие”.
“ Стать отцом очень легко. Быть отцом, напротив, очень трудно”.
“ Учи жену без детей, а детей без людей”.
“ Легче отцу иметь детей, чем детям – отца”.
Выбранный для просмотра документ заповеди.docx
Не унижайте ребёнка.
Принимайте ребёнка таким, каков он есть.
Будьте во всём ему авторитетом и примером.
Никогда не приказывайте из прихоти.
Не вымогайте обещаний.
Не потакайте ребёнку.
Относитесь к ребёнку, как к личности.
Будьте строгими и добрыми, ибо
«Строгость отца – прекрасное лекарство»
Выбранный для просмотра документ презентация к собранию.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Конференция отцов «Один отец значит больше, чем сто учителей» Презентацию подготовила: Солдатова Елена Ивановна учитель начальных классов МОУ ООШ №2 Г.Новоузенска Саратовской области
Один хороший отец значит больше, чем 100 учителей. (пословица) Если отец хочет оставить след в истории, ему достаточно воспитать своего сына. Д.Ф.Купер “Человечеству добрые мужчины нужны еще больше, чем великие”. Дж. Родари “Стать отцом очень легко. Быть отцом, напротив, очень трудно”. Вильгельм Буш.
Тест «Какой я воспитатель» Есть ли у вашего ребенка детская комната или свой «уголок»? да – 5, нет – 1. Уделяете ли вы ребенку внимание каждый день? Да – 5, иногда – 3, никогда – 1. Вы терпеливы, когда ребенок плохо ест, капризничает, не хочет готовить уроки? Да – 5, иногда – 3, никогда – 1. Умеете ли прощать детские шалости? Да – 5, иногда – 3, никогда – 1. Пользуетесь ли телесными наказаниями? Да – 5, иногда – 3, никогда – 1 Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок всем с вами делился? Да – 5, иногда – 3, никогда – 1. Ваш ребенок послушен? Всегда – 5, иногда – 3, нет – 1. Если вы что-то запрещаете ребенку, то объясняете ему причину запрета? Да – 5, иногда – 3, никогда – 1. Требуете ли вы от ребенка беспрекословного и неукоснительного соблюдения всех обязанностей, которые он должен выполнять? Да – 5, иногда – 3, нет – 1. Следите ли вы за специальной педагогической литературой? Да – 5, иногда – 3, не – 1.
От 10 до 23 – у вас должны быть большие трудности в воспитании детей. И чем меньше вы набрали очков, тем в большей степени это проявляется. Вам нужно немедленно и коренным образом изменить методы воспитания. От 24 до 37 – ваши взгляды на воспитание в основном правильны, но все – же ваш ребенок требует больше заботы и внимания. От 38 до 50 – вы прекрасный воспитатель, у вас достаточно терпения и доброжелательности, а это очень важно.
Типы отцов «Папа – мама» «Мама – папа» «Карабас – Барабас» «Крепкий орешек» «Попрыгунья –стрекоза» «Рубаха – парень» «Ни рыба ни мясо»
Открытый микрофон Какие увлечения есть у вашего ребенка? Давайте узнаем, как на этот вопрос отвечают наши дети. Знает ли отец о твоих любимых занятиях? (Внимание на экран, ответы учащихся) Как часто Вы проводите время вместе с детьми? (Внимание на экран, ответы учащихся) Есть ли у вас общие секреты, увлечения? (Внимание на экран, ответы учащихся) Какие Вы используете способы разрешения конфликтов в семье? Ребенку: Если у вас дома произошла ссора с отцом, как вы миритесь? Кто первый идет на примирение? (Внимание на экран, ответы учащихся) Какими качествами должен обладать хороший отец? Ребенку: За какие качества ты любишь своего отца? (Внимание на экран, ответы учащихся)
Заповеди для отцов Не унижайте ребёнка Будьте во всём ему авторитетом и примером Никогда не приказывайте из прихоти Будьте строгими и добрыми, ибо «Строгость отца – прекрасное лекарство» Не вымогайте обещаний Не потакайте ребёнку Относитесь к ребёнку, как к личности
Ресурсы: Родительские собрания. 2 класс. Москва, «Вако», 2008г Работа с родителями. М.П.Осипова, Г.А.Бутрим. Минск, УП «Экоперспектива», 2005г Родительские собрания. Н.И.Дереклеева. 1 – 4 классы. Москва, «Вако», 2006г. uchportal.ru mdoy26.caduk.ru edu.znate.ru http://marta-club.ru/content/dekretnyy-otpusk-v-raznyh-stranah-mira http://moda2016.ru.com/beremennost/otcy-i-deti-05 http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/roditelskoe-sobranie-dlya-ottsov http://nsportal.ru/detskii-sad/materialy-dlya-roditelei/roditelskoe-sobranie-kakoi-khoroshii-papa-ili-rol-ottsa-v-vospi http://tineydgers.ru/load/roditelskoe_sobranie/sobranie/roditelskoe_sobranie_dlja_otcov_uchenikov_quot_otec_ehto_zvuchit_gordo_quot/100-1-0-6539
Выбранный для просмотра документ разработка собрания.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 Г.НОВОУЗЕНСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Разработку подготовила: Солдатова Елена Ивановна
учитель начальных классов
МОУ ООШ №2 г.Новоузенска
«ОДИН ОТЕЦ ЗНАЧИТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ СТО УЧИТЕЛЕЙ»
«Гораздо легче стать отцом, чем оставаться им».
Цель: привлечение отцов к процессу воспитания ребенка в семье.
1) Обратить внимание отцов на их роль в воспитании детей в семье.
2) Формировать мотивации активного участия в воспитании детей в семье.
3) Способствовать приобретению нового эмоционально-чувственного опыта и потребности в изменении взглядов на воспитание детей
Подготовка к конференции.
1. Написать плакаты:
“ Человечеству добрые мужчины нужны еще больше, чем великие”. Дж. Родари.
“ Учи жену без детей, а детей без людей”. Русская пословица.
“ Стать отцом очень легко. Быть отцом, напротив, очень трудно”. В. Буш.
“ Легче отцу иметь детей, чем детям – отца”. Папа Иоан 23.
«Один хороший отец значит больше, чем 100 учителей.» Пословица
«Если отец хочет оставить след в истории, ему достаточно воспитать своего сына.» Д.Ф.Купер
«Без хороших отцов нет хорошо воспитанных мужчин, несмотря на все школы, институты и пансионы» Н. Карам зин
2. Оформить приглашение отцам.
3. Провести анкетирование отцов.
4. Оформить выставку рисунков “Мой папа”.
5. Провести сочинение о папе.
6. Взять у детей интервью .
7. Оформить книжную выставку «Для Вас, отцы. Как воспитать настоящего мужчину».
Вступительное слово учителя
В прекрасном имени Мужчина
Сложились мужество и стать,
Уменье думать и мечтать,
Быть вдохновенным без причины.
Уметь любить, уметь дарить.
Желаем вам здоровья и удачи.
Пусть рядом будут радость и мечта.
И пусть из всех мужских моральных качеств
Сильнейшим остается доброта.
В течение месяца я провела большую подготовительную работу, прежде чем выйти к вам. Вы видели выставку рисунков и конечно заметили, что на рисунках изображены портреты мам и пап. Я просила учащихся нарисовать одного из родителей. И, как видите, из 15 человек 9 нарисовали маму и только 6 папу. По утверждению психологов дети чаще рисуют того из родителей, которого больше любят.
Я предлагаю вам узнать себя в рисунке.
Но даже если ребенок изобразил вас, это еще не значит, что ваши отношения с ним идеальны. Проанализировав работы учащихся, я выяснила, что некоторым из вас надо подумать о своих взаимоотношениях с ребенком. Дело в том, что психологи уверяют, что если ребенок изобразил деформированную фигуру, глаза – пустые глазницы, агрессивную позу человека – это говорит о том, что между рисующим и изображенным на рисунке существует некоторая враждебность. Если на рисунке отсутствуют руки, ноги (руки за спиной). Это говорит о чувстве неполноценности, которое испытывает ребенок, находясь рядом с вами.
Если присутствуют темные цвета, интенсивно затушеваны волосы, линии жирные, преувеличенное внимание к деталям. Это говорит о тревожности в ваших взаимоотношениях.
Выделенное лицо, руки в оборонительной позе – трудности в общении. Отсутствие штрихов, хорошее качество линий убеждает нас в благоприятной семейной ситуации.
«Мой папа красивый и добрый. Никогда меня не ругает, всегда разрешает играть в компьютер…Летом ходим с папой купаться, в лес. Играем в футбол. Зимой на каток играем в хоккей…Я очень люблю своего папу!»
«Я хочу быть таким же папой, как мой. Умным, справедливым…»
«Я буду самым хорошим отцом в мире и буду воспитывать своих детей так, как сейчас воспитывает меня мой папа».
Из прочитанного ясно видно, что дети плохо знают вас. Что не общаются с вами в полной мере и что вы, дорогие папы, не уделяете им должного внимания. И недаром эпиграфом к нашему собранию служат слова В.Ключевского «Гораздо легче стать отцом, чем оставаться им».
В ходе анкетирование учащихся, выяснилось, что воспитанием ребенка зачастую занимается мать, (она ходит на собрания, берет больничный лист, проводит с детьми больше времени), а папа занят работой и материальным благополучием семьи.
Мужчина, считающий воспитание сугубо женским делом, является отцом лишь формально и не должен удивляться, что ребенок растет не таким, каким хочется ему.
Действительно, в семье для детей необходимо как женское, так и мужское влияние. Мать, как правило, действует на них лаской, добротой. Она играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера. А вот формирование у детей целеустремленности, настойчивости, смелости – это забота отца.
Мужское отношение к миру, к своему долгу, правильное понимание своего места в жизни, наконец, “рыцарство” способен сформировать у мальчика именно отец, своим примером, поступком.
Велика роль отца к подготовке детей к семейной жизни. Его надежность, чуткость по отношению к матери, бабушке, детям, стремление разделить с ними домашнюю заботу, сделать семейную жизнь более интересней, счастливей – все это переходит на детей. Мальчиков он учит быть настоящими мужчинами и в последствии хорошими мужьями и отцами, а дочерей побуждает сравнивать своих приятелей с отцом, предъявлять к молодым людям высокие требования, а сейчас я предлагаю посмотреть номер в исполнении подрастающих мужчин.
Играем в шашки, шахматы, морской бой, собираем пазлы – 6 чел
Играем на компьютере – 7 чел.
Занимаемся спортом – 3 чел
Делаем уроки – 4 чел
Смотрим фильмы – 13 чел.
Почти все отцы считают, себя авторитетом перед детьми.
Очень часто дети просят поиграть пап с ними, рассказать о чем-либо, но не всегда это получается, вы стараетесь объяснить причину вашего невнимания, уделяете время ребенку, отправляете к маме или просто отмалчиваетесь. Но, не смотря на это, почти все папы ответили, что у всех есть общие интересы и занятия с ребенком, дети вас слушаются, добиваетесь вы этого объяснениями, убеждениями, а некоторые и наказанием. Но встречаются и такие семьи, где контакта между отцом и ребенком нет.
Поэтому главное – буквально с первых дней воспитывать и в себе, и в ребенке потребность проводить как можно больше времени вместе. Вы строите дом из кубиков, возводите крепость из песка, читаете по очереди вслух газету, обсуждаете последние новости и каждый раз, не отдавая себе отчета, внушаете своему ребенку, то ощущение уверенности в себе, защищенности, которое нельзя сравнить ни с каким другим.
1)Тестирование «Какой я воспитатель?»
– Все мы сегодня призываем, друг друга к взаимопониманию, которого в нашей жизни очень не хватает. А уж взаимопонимание родителей и детей – основа основ. Поэтому, старшим надо знать, чем живут и о чем говорят младшие. Конечно, чтобы достигнуть взаимопонимания людям разных возрастов надо уметь сделать шаг навстречу. И делает его всегда тот, кто умнее, великодушнее, доброжелательнее. А если вы хотите проверить насколько хорошие вы родители, достаточно ли терпеливы и упорны, воспитываете ли своего ребенка с любовью, ответьте на вопросы теста:
-Есть ли у вашего ребенка детская комната или свой «уголок»? да – 5, нет – 1.
-Уделяете ли вы ребенку внимание каждый день? Да – 5, иногда – 3, никогда – 1.
-Вы терпеливы, когда ребенок плохо ест, капризничает, не хочет готовить уроки? Да – 5, иногда – 3, никогда – 1.
-Умеете ли прощать детские шалости? Да – 5, иногда – 3, никогда – 1.
-Пользуетесь ли телесными наказаниями? Да – 5, иногда – 3, никогда – 1
-Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок всем с вами делился? Да – 5, иногда – 3, никогда – 1.
-Ваш ребенок послушен? Всегда – 5, иногда – 3, нет – 1.
-Если вы что-то запрещаете ребенку, то объясняете ему причину запрета? Да – 5, иногда – 3, никогда – 1.
-Требуете ли вы от ребенка беспрекословного и неукоснительного соблюдения всех обязанностей, которые он должен выполнять? Да – 5, иногда – 3, нет – 1.
-Следите ли вы за специальной педагогической литературой? Да – 5, иногда – 3, не – 1.
От 10 до 23 – у вас должны быть большие трудности в воспитании детей. И чем меньше вы набрали очков, тем в большей степени это проявляется. Вам нужно немедленно и коренным образом изменить методы воспитания.
От 24 до 37 – ваши взгляды на воспитание в основном правильны, но все – же ваш ребенок требует больше заботы и внимания.
От 38 до 50 – вы прекрасный воспитатель, у вас достаточно терпения и доброжелательности, а это очень важно
2) Какие бывают папы? (типы пап)
«Папа-мама». По-матерински заботливый папа. Все функции матери берет на себя. Пытается сразу быть и папой и мамой. А это ему не всегда удается. В такие моменты бывает несдержанным, вспыльчивым, злым. Когда же все ладится, течет как по маслу, он добрый, отзывчивый, очень заботливый. Ребенок, общаясь с таким типом папы, все время под прессом его настроения. А настроение папы как будто резко контрастный душ: то горячо очень, то очень холодно… И почти нет золотой Середины
«Мама-папа». Напоминает «папу-маму», одну из разновидностей его. У «мамы-папы» – главная забота: как можно лучше угодить ребенку, поэтому ребенок у него «сидит» не только на шее, но очень часто и на голове. Как мать и как отец одновременно несет он всю родительскую ношу, заботливо и нежно обращаясь с нею, без перепадов настроения и без контрастных «холодно» и «жарко». Ребенку все дозволено, и все ему прощается. Однако эта мягкость иногда способна обернуться оборотной стороной медали в процессе воспитания детей.
«Карабас Барабас». Папа – пугало, злой и жестокий, признающий всегда и во всем лишь «ежовые рукавицы». Главной «пищей» в семье для ребенка при таком типе папы является страх, страх раба, угнетенного, неполноценного… Этот страх – словно прутья решетки. Это страх, загоняющий душу ребенка в лабиринт тупиков бездорожья. И в любом тупике ждет ребенка наказание за содеянное или просто как профилактика. Наказания, наказания… При таком типе папы однажды закипит, словно лава в вулкане, чувство ненависти у ребенка и прорвется… прорвется наружу, чтобы собой обжечь Карабаса. Карабас создает сам для себя Везувий. А Везувий не любит «молчать».
Другой тип непреклонного папы – папа «Крепкий орешек», признающий лишь правила без исключения, никогда не идущий на компромиссы, чтобы ими облегчить участь ребенка, даже в таких ситуациях, когда он не прав. Его нрав – неприступная крепость, он действительно крепкий орешек.
«Попрыгунья Стрекоза». Это папа, живущий в семье, но не чувствующий себя еще папой. Для него пока только ребенок гость, о котором должна заботиться
мама. А он гостю подарит капельку времени, но не больше… Его жизнь должна протекать без забот, как текла до появления в доме ребенка. Он не может лишиться чувства свободы и не хочет стать чьим-то рабом. Для него эталон – холостяцкая жизнь, без детей, ведь ребенок – обуза… И к тому же, тяжелая ноша. Эту ношу пускай несет мама. Хотела сама. А ему неприятны капризы, сюсюканье. И при первой возможности этот тип папы превращается в приходящего папу. А ребенку он нужен всегда, постоянно.
«Добрый молодец», «Рубаха-парень ». На первый взгляд кажется, что ребенку с отцом повезло. Этот папа не просто является папой, а он сразу ему и как брат, и как друг. С ним всегда интересно, легко, очень весело. Он с любым посторонним найдет общий язык. Но, общаясь с чужими людьми, чтобы сделать приятное им, он способен надолго забыть в это время о собственном долге отца, что, конечно, не нравится маме. И она затевает скандалы. А ребенок живет в атмосфере конфликтов, где-то втайне сочувствуя папе, но не в силах ничего изменить.
«Ни рыба, ни мясо», «Под каблуком». Не настоящий папа – манекен. Папа, не имеющий собственного голоса в семье и способный лишь подпевать в хоре, где солирует его жена, вторящий ей, словно эхо, пляшущий под ее дудку, – словом, находящийся под каблуком у мамы. Даже в самые тяжелые моменты он не перейдет на сторону ребенка, чтобы помочь ему, боясь испортить отношения с женой. И малыш никак не поймет, есть ли у него папа или нет…
Предлагаю вашему вниманию прослушать интервью, взятое у учащихся, и некоторые комментарии к нему.
Родители слушают ответы учащегося на вопросы:
1. Кто из родителей занимается твоим воспитанием? Чей голос в семье является решающим?
Известно, что духовная близость и дружеские отношения между отцом и детьми оказывают благотворное влияние на характер ребенка и на всю его последующую жизнь. Поэтому лучше, если мужчина с самого начала постарается стать настоящим отцом, постигая это сложное искусство вместе с женой. Если же в первые два года отец предоставит все заботы о ребенке жене, она навсегда останется главной во всех вопросах касающихся ребенка. Позднее отцу будет гораздо труднее начать осуществлять свои права и обязанности.
2. Как и кто наказывает вас за провинности?
Если вы предпочитаете строгое воспитание, будьте последовательны в строгости. Умеренная строгость в смысле требования хороших манер, беспрекословного послушания, аккуратности не причинит ребенку вреда, если родители по своей натуре добрые люди и если дети растут счастливыми и общительными. Но строгость вредна, если родители грубы с детьми и постоянно недовольны ими, если они в своих требованиях не делают скидки на возраст и на индивидуальные качества ребенка. В таких условиях ребенок вырастает либо малодушным и бесцветным, либо жестоким человеком. Родители, которые предпочитают непринужденность в общении с ребенком, которые не придают большого значения его манерам (лишь бы он вообще любил людей) и не настаивают на абсолютном послушании и аккуратности, тоже воспитывают общительных и внимательных к окружающим людей, если они не боятся проявить твердость в тех вопросах, которые они считают особо важными. Когда слишком мягкие родители получают плохие результаты от своего воспитания, то это не потому, что они мало требовали от своих детей (хотя отчасти и поэтому), а потому, что они стеснялись или боялись настаивать на своем требовании, или потому, что они бессознательно поощряли тиранию своего ребенка.
3. Всегда ли тебя наказывают справедливо? Как ты считаешь?
Ребята играли в мяч и разбили окно или попали мячом в прохожего. Поступки такого рода случаются довольно часто и вызывают нередко большой гнев у взрослых, серьезные конфликты с детьми. Но ведь этот поступок нечаянный, и дети сами огорчены случившимся, хотят как-то загладить свою вину. В этом следует оказать помощь.
Но бывает и так, что окно разбито камнем, который брошен намеренно, с целью отомстить, за заслуженное замечание. Здесь налицо злой умысел. Вот почему, с точки зрения нравственной, это поступок уже совсем другого характера, требующий иной реакции взрослых.
Еще труднее избрать прием воздействия, когда неприглядный по внешней форме поступок вызван хорошим мотивом.
Наказание никогда не достигает своей цели, если оно в глазах ребенка несправедливо. Его необходимо применять только тогда, когда без него нельзя обойтись, когда есть уверенность, что оно даст тот результат, который нужен. Оно действует при точном диагнозе и в небольших дозах.
Первая ступень в наказании – осуждение. Оно имеет очень много форм, оттенков: осуждающие взгляды, жесты, слова, выражения.
В той семье, где удается обходиться именно этими приемами, дело с воспитанием детей обстоит вполне благополучно.
4. Каким тоном родители просят тебя сделать что-либо?
Родители как можно раньше должны усвоить спокойный уравновешенный тон в своем деловом распоряжении, а дети с самого малого возраста должны привыкнуть к такому тону, привыкнуть подчинятся распоряжению, выполнять его охотно. Можно быть сколько угодно ласковыми с ребенком, шутить с ним, играть, но когда возникает надобность, надо уметь распорядится с таким видом и таким тоном, чтобы ни у вас, ни у ребенка не было сомнений в правильности вашего распоряжения, в неизбежности его выполнения… нужно только следить за тем, чтобы ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям:
«1) Оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением. Но оно не должно быть похожим на упрашивание.
2) Оно должно быть посильным для ребенка, не следует требовать от него слишком трудного напряжения.
3) Оно должно быть разумным, т.е. не должно противоречить здравому смыслу.
4) Оно не должно противоречить другому распоряжению, вашему или другого родителя». (Макаренко).
— А сейчас предлагаю ответить на вопросы, а потом послушать как на эти же вопросы ответили ваши дети.
Какие увлечения есть у вашего ребенка?
Давайте узнаем, как на этот вопрос отвечают наши дети.
Знает ли отец о твоих любимых занятиях?
(Внимание на экран, ответы учащихся)
Как часто Вы проводите время вместе с детьми?
(Внимание на экран, ответы учащихся)
Есть ли у вас общие секреты, увлечения?
(Внимание на экран, ответы учащихся)
Какие Вы используете способы разрешения конфликтов в семье?
Ребенку: Если у вас дома произошла ссора с отцом, как вы миритесь? Кто первый идет на примирение?
(Внимание на экран, ответы учащихся)
Какими качествами должен обладать хороший отец?
Ребенку: За какие качества ты любишь своего отца? (Внимание на экран, ответы учащихся)
Не унижайте ребёнка
Принимайте ребёнка таким, каков он есть
Будьте во всём ему авторитетом и примером
Никогда не приказывайте из прихоти
Не вымогайте обещаний
Не потакайте ребёнку
Относитесь к ребёнку, как к личности
Будьте строгими и добрыми, ибо «Строгость отца – прекрасное лекарство»
5. Презентация книг о воспитании:
В.А.Сухомлинский. «Письмо к сыну». Автор ведёт разговор о гражданском долге, о нравственности и морали
В.А.Сухомлинский. «Как воспитать настоящего человека». Сухомлинский считал самой главной в работе школы проблему нравственного воспитания. В этой книге он даёт практические советы по воспитанию
В.Леви. «Нестандартный ребёнок». Эта книга объединяет в себе свойства учебника и романа. Она о детях и не только о детях. Ребёнок как человек и человек как ребёнок: общение старшего с младшим; дети, не похожие на других; интимное воспитание.
Э.Ле Шан. «Когда ваш ребёнок сводит вас с ума». Автор рассматривает наиболее типичные конфликтные ситуации, возникающие практически в каждой семье.
Целью сегодняшнего мероприятия, как вы уже, наверное, поняли, было призвать вас, уважаемые папы, задуматься о своих отношениях с детьми, взаимодействии со школой. Возможно, кто-то из вас увидел, как далек он от твоего ребенка и как необходима ему ваша любовь. Близость, понимание, уверенность в том, что вы всегда рядом и что поддержите его и в радости, и в горе, убежденность в том, что всегда можно рассчитывать на вашу помощь и в любой момент можно опереться на ваше плечо.
Знайте: гордость за своих родителей – это моральный фундамент для взлета личности ребенка. Стыд за своих родителей – это тяжесть на сердце, не позволяющая ребенку взлететь до полной высоты. Запомните: “Стать отцом очень легко. Быть отцом, напротив, очень трудно”. Мы вам желаем, чтобы вы были настоящими отцами для своих детей.
А я стихотворение мужчинам подарю!
Мы счастливы с вами гулять,
Мы рады с вами играть,
Так хочется, чтоб вы обняли,
Погладили нас, приласкали.
Вы сильные, умные,
Вы добрые и строгие,
Но часто очень заняты
И нас не замечаете.
А вообще-то, мы вас очень любим.
На минуту не забудем!
Расставаться нам нельзя,
Мы ведь – лучшие друзья!