казахи как люди какие они
Какой он, современный казах, и каким должен быть идеальный казах?
Какой он, современный казах? И каким он должен быть в идеале? Мы попытались выяснить это, обратившись к нашим известным соотечественникам и адресовав им следующие вопросы:
Марат Шибутов, политолог: Идеальный казах – это успешный казах
1. Я бы сказал, что такой образ должен соответствовать своей эпохе:
– до вхождения казахских земель в состав Российской империи больше всего ценились военно-политические таланты, поскольку шли постоянные войны с соседями, да и между самими казахскими племенами;
– в Российской империи надо было развивать экономику и умело действовать в новой системе местного самоуправления;
– В СССР все вообще изменилось, и казахи стали городским народом, что повлекло еще больший диапазон обязанностей и возможностей, причем ключевым является период 1930-40-х годов, когда произошла коренная трансформация этноса;
– ну и сейчас ценятся другие таланты, чем при СССР. Фактически казахи примерно за 250 лет сменили 4-5 ролевых моделей, в каждой из которых понятие «истинный казах» было наполнено своим содержанием. Плюс надо еще смотреть на то, какие качества были продиктованы просто образом жизни, а какие были присущи национальному характеру.
Также надо отличать реалии и медийно-литературный образ, которые практически у всех народов не совпадают друг с другом. К достоинствам «истинного казаха» я бы отнес:
– отсутствие лишней рефлексии;
– умение налаживать социальные связи с другими людьми; – гибкость и умение воспринимать новое;
– способность перенимать чужое и делать его своим;
– умение смотреть в будущее и не цепляться за прошлое. Частично недостатками «истинного казаха» являются его достоинства, перешедшие в гипертрофированную форму:
Ну а усредненного образа быть не может – слишком много казахов и слишком они разные.
2. Идеальный казах – это успешный казах. Обратите внимание: на любом тое, асе, кыз-узату, свадьбе, похоронах самые успешные находятся на самых почетных местах. Критерии успеха простые – власть, богатство, слава. Только они имеют значение, ничего больше. Ведь никто из собравшихся не говорит, к примеру, что власть приобретена благодаря родственникам, богатство – благодаря коррупции, слава – благодаря плагиату. Все помалкивают и стараются пробиться поближе.
Так что главное – добиться успеха, лучше всего за рубежом, а затем сказать пару теплых слов про Казахстан и казахов. И тогда ты будешь идеальным казахом, даже если ты наполовину русский, наполовину кореец.
Например, все считают Тимура Бекмамбетова казахским режиссером, хотя свои первые фильмы он снимал в Узбекистане. Но зато он прославился в Москве и в Голливуде. Так что победитель забирает все.
3. На самом деле нет. Если посмотреть на историю, то наиболее успешные казахи всегда были из числа тех, кто быстрее других отвергал прошлую традицию и успешнее всех входил в новую. А традиции можно и задним числом потом придумать или переиначить – все равно никто уточнять и напоминать не будет.
Можно даже женскую одежду дарить мужчинам и гордиться этим.
4. Большое лучше видится издали или спустя годы. Вот сколько людей в свое время ругали Нурболата Масанова, но прошло время, и все помнят Масанова и его труды, а его критиков никто и не вспомнит. Я думаю, мы будем узнавать таких людей потом – среди современников их увидеть трудно.
Я могу предложить две кандидатуры, правда, уже покойных людей. Это первый секретарь ЦК КП Казахстана Жумабай Шаяхметов и академик Мурат Айтхожин.
Жумабай Шаяхметов в 1939-1946 г.г. был вторым, а в 1946-1954 г.г. – первым секретарем, и на его время пришлась самая тяжелая в управленческом плане пора для советского Казахстана.
Индустриализация, мобилизация, эвакуация, послевоенное восстановление – везде он принимал участие. Развитие промышленности, науки и культуры – это тоже во многом его заслуга. Но он был незаслуженно забыт – в последние годы, если не считать книг Лайлы Ахметовой, про него особо и не вспоминают, как, впрочем, и про Николая Скворцова, что связано с его службой в НКВД, ну и определенной ревностью со стороны последующих руководителей советского Казахстана.
Если просто взять показатели экономики и общества до начала его работы и после, то станет понятно, что трансформация казахов из кочевого традиционного народа в модерновый произошла именно при нем.
Надо отметить, что его ценили и в центре – он был председателем Совета национальностей Верховного совета СССР.
Мурат Айтхожин был, по всем меркам, самым выдающимся биологом Казахстана, лауреатом Ленинской премии и основателем целой научной школы. При этом он был еще прекрасным преподавателем и организатором науки, что редко сочетается в одном человеке. Не уйди он из жизни так рано, я думаю, судьба науки в нашей стране сложилась бы совсем по-другому.
Марат Толибаев, блогер: Многоликий казах
1. В моем представлении истинный казах сегодня – это человек со следующим набором качеств.
Он молод. Я говорю так потому, что наша нация сейчас относительно молода (средний возраст – 30 лет), и это является хорошим фундаментом для будущего развития.
Он образован. К счастью, уровень образования в нашей стране продолжает оставаться на относительно высоком.
Он консервативен. С сожалением вынужден признать, что большая часть населения Казахстана консервативна (в моем понимании), то есть с недоверием воспринимает многие новшества, связанные со знаниями и общественными отношениями.
К примеру, в нашем обществе до сих пор присутствуют гомофобия, неравное отношение к мужчинам и женщинам, к взрослым и детям и т.д.
Он аполитичен. Большинство казахстанцев пассивны в вопросах отстаивания своих гражданских и политических прав. Поэтому у нас нет революций (это хорошо), но у нас нет и достаточно активного гражданского общества, которое бы оперативно реагировало на все проблемы в стране (это плохо).
Он религиозен. Статистика и мои собственные наблюдения говорят о том, что верующих в Казахстане становится все больше.
Он двуязычен. Основными языками общения продолжают оставаться русский и казахский. Пока с перевесом в пользу первого.
Он неспортивен. К сожалению, физкультура и спорт еще не стали у нас массовым явлением, как, например, в Китае. Поэтому среднестатистический казах не занимается спортом, а обычно проводит вечера перед телевизором с кружкой пива.
Он гостеприимен. Это наша национальная черта, которая еще не стерлась из генетической памяти.
Он семьянин. В Казахстане, в отличие, например, от США, семейные узы крепче. У нас раньше женятся и реже разводятся, поэтому большинство людей живет в семьях.
У него 2-3 детей. К счастью, мы пока не попали в полосу демографического кризиса, как Западная Европа, но, к сожалению, мы не попали и в тренд многодетности, как, например, Скандинавия. Поэтому в наших семьях немного детей.
2. В моем понимании идеальный казах выглядит так.
Он образован. Знания являются главным капиталом человека в современном мире. Поэтому инвестиции в знания являются самыми ценными.
Он прогрессивен. Он открыт новым знаниям и легко осваивает новые технологии.
Он политически активен. Он принимает участие во всех мероприятиях, касающихся его дома, улицы, города, страны. Он не проходит мимо беззакония и несправедливости.
Он толерантен. Он с уважением относится к чужому мнению и не навязывает свое. Он не испытывает неприязни к людям другой расы, национальности, пола, возраста, сексуальной ориентации.
Он высокодуховен, его отличает высокая культура поведения. В нашем обществе сильно развиты такие институты, как общественное мнение, мораль, этикет. Поэтому многие отношения внутри социума даже не требуют законодательного регулирования. Зачастую вредные для общества вещи не делаются только потому, что так не принято.
Он полиязычен. Он владеет международным английским языком и еще одним языком, необходимым для работы – например, французским, китайским, русским и т.д. Но при этом он в обязательном порядке владеет родным казахским языком.
Он спортивен. Здоровье является фундаментом успешной жизни, поэтому он уделяет достаточно времени занятиям спортом.
Он гостеприимен. Он семьянин. Он уважает и прививает своим детям семейные ценности. У него 4-5 детей. Экономическая и социальная обстановка в стране позволяет ему не беспокоиться за будущее детей, поэтому он обзаводится большой семьей.
3. Думаю, что такое возможно. Яркими примерами сочетания этих качеств являются граждане таких стран, как Япония, Южная Корея, Сингапур и т.д.
4. Идеальных людей не существует. Невозможно найти в одном человеке полный набор всех тех качеств, которые я перечислил. Однако есть немало людей, которые обладают большей их частью. Они становятся лидерами и ориентирами для всех остальных.
Подражание им, следование высоким идеалам мотивирует все остальное общество к самосовершенствованию. Главной миссией таких лидеров я считаю просветительство, распространение и пропаганду знаний.
Жасарал Куанышалин, политолог: Идеала не существует…
Идеальных людей просто не бывает по определению, поскольку даже у самого «продвинутого» божьего создания, ПЕНДЕ по-казахски, всегда найдутся какие-то недостатки. Одно дело – стремление к идеалу, что, несомненно, помогает людям становиться лучше, совершеннее, и совсем другое – достижение идеала, что, увы, практически невозможно.
Таким образом, в данном контексте остается найти ответ только на вопрос, кого можно назвать «истинным казахом». На мой взгляд, это тот, кто отвечает следующим основным критериям:
1) Является мусульманином. Почему я ставлю этот критерий на первое место? В силу той очевидной для каждого правоверного истины, что Аллах создал вселенную по законам ислама. В том числе и «венца природы» – человека. И только после изначального мусульманства людей Аллах сообщает в Коране о том, что Он «создал народы для того, чтобы они знали друг друга».
Иначе говоря, мы все сначала мусульмане, и только потом – казахи. Поэтому, когда мне задают вопрос, кто мы прежде всего – мусульмане или казахи, я так и отвечаю, добавляя при этом, что данные понятия неотделимы друг от друга, в силу чего нам более всего подходит самоидентификация «мұсылман қазақ».
Здесь никак не обойтись без уточнения, что казахи всегда были и остаются приверженцами традиционного для нашего народа ислама суннитского толка в его сугубо миролюбивом варианте без всяких отклонений типа «ваххабизма», «салафизма» и прочих фанатизмов.
Мои сородичи никогда не проповедовали и ставшее «модным» в последнее время среди немногочисленных неоязычников пресловутое «тенгрианство», являющееся-де «исконной религией» казахов. При этом никто из них не в силах членораздельно ответить на вопрос: «Вы можете назвать пророков, священную книгу, храм, ритуалы отправления веры и другие постулаты вашей «религии», а также известных личностей в казахской истории, позиционировавших себя в качестве «тенгрианцев»?».
Это и понятно – как можно назвать то, чего не существовало и не существует в природе.
2) Свободно владеет казахским языком. Родной язык человека – это не только средство коммуникации, но и (что, может быть, даже более важно) носитель культурно-духовного кода нации и ее генетической памяти, с утерей которых люди практически теряют, зачастую сами того не осознавая, связь с выработанными в веках ценностями родного народа, становясь теми самым «иванами, не помнящими родства».
Именно поэтому истинный казах – это тот, кто с самого своего рождения воспитывался в родной языковой среде, учился на родном языке и только на основе прочного владения им приступал к овладению другими языками по принципу «сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек».
3) Хорошо знает историю, культуру, литературу, искусство, обычаи и традиции казахов. Без этого он не смог бы стать полноценной личностью, способной быть максимально полезным своему народу.
А потому истинный казах не довольствуется лишь тем, что узнал в школе или вузе. Он постоянно занимается самообразованием, совершенствуя свои знания во всех сферах. Иначе ему грозит участь тех, кто, к примеру, до сих пор продолжает судить о великом тюрке Чингисхане – прародителе в том числе династии казахских ханов и собственно казахской государственности – по той псевдоистории, которая была навязана казахам в колониальные времена и превратила его в некоего несуществующего в реальности «монгола»!
Такие казахи даже не подозревают, что это вовсе не «этноним», а военный термин, произошедший от тюркско-казахского словосочетания «мың қол» («несметное войско») чингисхановского времени.
Между тем серьезных исследований, которые восстанавливают подлинную историю чингисхановской эпохи и потому должны быть объектами пристального внимания со стороны каждого казаха, уважающего себя и историю предков, сейчас более чем достаточно. А истинный казах уважает себя и историю предков.
4) Является национал-демократом. Разумеется, не в том искаженном донельзя советско-коммунистической идеологией смысле, а в подлинном значении этого термина. Для его «реанимации» достаточно вспомнить хотя бы тот факт, что в 1923 году председатель Совета народных комиссаров Казахской АССР Сакен Сейфуллин в главной газете того времени «Еңбекші қазақ» опубликовал официальную статью в честь 50-летия одного из лидеров Алашорды – Ахмета Байтурсынова, назвав его «нағыз ұлтшыл» («настоящий националист»).
Но в годы сталинских репрессий это похвальное по своей сути слово превратили в «дубинку», которой насмерть забивали всякого, кто боролся за национальные интересы своего родного народа.
К сожалению, рецидивы этого совкового мышления сохраняются кое у кого до сих пор. Казахским националистам есть за что бороться и сейчас: за реальную деколонизацию страны в соответствии с международными нормами, за активное возрождение казахского языка, за сохранение родной земли от распродажи, за социальную справедливость, против политических преследований инакомыслящих, ползучей китайской агрессии и т.д. Это главные обязанности истинных казахов.
5) Активно борется за искоренение пороков, которыми казахский социум заразили в период колонизации Казахстана царским и советским режимами.
Если учесть, что указанный период истории нашего Отечества был полон трагических событий, включая и два страшных голодомора 1921-23 и 1931-33 годов, погубивших 70% нации и поставивших ее перед дилеммой «Быть или не быть?», то понятно, что все это губительно сказалось не только на физическом, но и на духовном и психологическом здоровье народа.
От последствий этого он не может избавиться до сих пор. Отсюда – устойчивые проявления колониального сознания, страх перед властью, социально-политическая пассивность, синдром «маленького человека-винтика», от которого, дескать, «ничего не зависит», и т.д.
Так кто еще, если не истинный казах, который сам свободен ото всех подобных пороков именно в силу своей истинности, должен помочь своему народу в преодолении барьеров, мешающих его движению вперед по пути строительства подлинно независимой и развитой национально-демократической государственности?
6) Выступает носителем лучших черт казахского национального характера и испытанных временем традиций и обычаев родного народа, которые являются гарантией преемственности поколений и сохранения национальной самобытности казахов.
И в то же время упорно работает над обогащением себя и своего народа всем тем прогрессивным, что есть у других народов и востребовано сегодняшним днем.
7) Показывает своей жизнью и деятельностью сородичам, каким должен быть истинный казах. На протяжении всей своей долгой истории казахи всегда выдвигали из своей среды множество великих личностей. В этом плане не является исключением и наше время.
Однако, поскольку при оценке современников существует риск ошибки, влекущей за собой возможность их недооценки или переоценки, лично я предпочитаю не спешить с этим.
Известно ведь, что большое видится на расстоянии. Поэтому, ничуть не сомневаясь в том, что среди истинных казахов сегодняшнего дня существует немало очень достойных людей, тем не менее, я оставляю дело их оценки на суд времени.
Итак, истинный казах сегодня – это мусульманин, казахскоязычный, разносторонне развитый человек, национал-демократ, носитель лучших черт казахского национального характера, сочетающий в себе традиции и новаторство, активный борец с тяжелыми последствиями колонизации Казахстана Россией, выступающий за строительство подлинно независимого национально-демократического государства, личным примером демонстрирующий своим сородичам образец истинного казаха.
Казахи как люди какие они
Казахстан – земля древней цивилизации Евразийского континента, где на протяжении веков возникали, гибли и вновь восставали из пепла могущественные империи и государства. Здесь проходили важнейшие торговые пути, связывающие Восток и Запад. Историко-культурные объединения древних племен, существовавшие на территории страны на протяжении многих веков, являлись основой становления казахского этноса (саки, усуни, гунны, канглы, тюрки, кыпчаки, Казахское ханство).
Земля, на которой родились и живут тюркоязычные народы Евразии, в т.ч. и казахи, в соответствии каждому временному периоду называлась по разному: Туран, Степь огузов, Дешт-и-Кыпчак, Туркестан. В XX в. казахи получили исторический шанс создания своего независимого государства. Идеи возрождения старинных традиций, обрядов и обычаев, историко-культурных ценностей вновь стали особо актуальны и значимы для молодого государства [1].
Начало изучения кочевых народов Центральной Азии, описания их быта и нравов в целом находят в китайских исторических источников. Основателем науки о кочевых народах Центральной Азии считают автора «Исторических записок» («Ши-цзи») Сыма Цзяня (II в. до н.э.). Известен «Сборник летописей» персидского ученого Радиша ад-Дина (XIII–XIV вв.) о политической истории Центральной Азии, связанной с Чингис-ханом [2,99-108].
Достаточно долго кочевников Центральной Азии соседи воспринимали как варваров, как примитивные народы, даже как тупиковую ветвь человеческого развития. Однако, развитие востоковедения, в частности российского, с середины ХХ века позволило перейти от подобного понимания азиатских кочевых – к признанию за ними особых черт. Большой вклад в изучение социальной организации кочевников внесли русские ученые в конце XIX – начале XX в. Значительна работа в этой связи: В.В. Бартольда, О. Латтимора, Н.Н. Харузина, Б.Я. Владимирцова, Г.Е. Маркова, А.М. Хазанова, С.И. Вайнштейна, К.П. Калиновской, В.А. Шнирельмана, С.Г. Кляшторного, Е.И. Кычанова, А.И. Мартынова, А.И. Першица, Л.П. Потапова, С.Е. Толыбекова, Г.А. Федорова-Давыдова, С.А. Плетневой, Н.Э. Масанова, Н.Н. Крадина и др. [2,99-108].
Такие феномены, как этничность, нация, национальный характер, менталитет, язык, национальная традиция, национальный дух стали одними из популярных тем общественных наук, число публикаций по которым все возрастает. Но ориентироваться в потоке литературы не просто, поскольку явления этничности, нации и т. д. затрагивают практически все стороны жизни как отдельного индивидуума, так и общества в целом. Это касается не только политики, экономики или культуры, но и философии.
Ни один человек не бывает полностью похож на другого, даже близнецы, имея близкое сходство, не одинаковы абсолютно. Так и люди разных народов и наций, обладая некой внешней схожестью, в то же время отличаются друг от друга вкусами, характером, чувствами и мировосприятием. То, что люди разных наций имеют сходство, это закономерно, ибо они в целом из одного корня – человеческого рода. Вместе с тем осязаемые различия присутствуют не только в людях разных народов, но и у представителей одной нации. Если взять в целом народы, они также различаются. Каждый имеет свой собственный менталитет. Если народы не имели бы такого различия и своеобразия, то в мире насчитывались бы не тысячи народов, а один планетарный – народ мира.
Национальный менталитет каждого народа есть совокупность особых характерных черт, исходящих из интеллектуальной, умственной, психологической способностей наделенных историческими, геополитическими, климатическими, этнографическими, этническими и бытовыми условиями жизни людей данной общности.
Как известно, восприятие внешнего мира у казахских народов может иметь некоторые особенности и своеобразные черты. Так, своеобразие социально-экономических, географических условий Казахстана (кочевой быт, безграничные степные просторы, континентальный климат, преобладание скотоводческих хозяйств и т.д.) не могли не оказать определенного влияния на формирование своеобразного психического склада казахов, выработать у кочевников определенный оттенок в характере восприятия мира, в образе мышления и т.д.
Для выделения особенностей этнического сознания используется понятие менталитет (ментальность) – образ, способ мышления личности «ли общественной группы, а также присущая им духовность и ее социальная и биологическая обусловленность; склад ума, мировосприятие. Ментальные особенности разных этносов определяются их генетическими качествами. Так, менталитетом казахской нации является ее открытость, дружелюбие, гостеприимство, незлопамятность и т.д. «Генетическими чертами казахского народа, – пишет Н.Назарбаев, – является открытость и доброта души, готовность обогреть, поделиться тем, что имеет, с нуждающимися. Ни к кому и никогда он не испытывал и не проявлял чувства неприязни «или превосходства, никогда не служил источником межнациональных конфликтов» [3, 9]. Каждый человек, к какой бы нации или народности он не принадлежал, должен обладать такими общечеловеческими качествами, как совесть, чувство долга, справедливость, доброта, милосердие, честность и т.д. Эти положительные черты составляют основу жизнедеятельности всего человечества. Остановимся на некоторых особенностях казахского национального характера,традиции составляющих его менталитет. Казахи с XV века и имеет богатые традиции. Устные поэтические традиции восходят к памятникам орхоно-енисейской письменности и раскрывают мир кочевников. Из литературных, философских произведений, которые в той или иной мере раскрывают особенности национального менталитета казахов в первую очередь надо назвать «Слова назидания» или «Книгу слов» – фундаментальное произведение казахского акына и просветителя Абая Кунанбаева (1845–1905), или, как его называют, Абая. Его взгляд на черты характера казахов – это представление национального менталитета «изнутри»[4,18]. При этом, что особенно ценно для нас, автор не только описывает, суммирует особенные черты характера своего народа. В надежде улучшить жизнь своего народа, он поднимает и нелицеприятные темы, огорчаясь, например, враждебности казахов между собой, амбициозности, неуважении к соседним народам и пр. – то есть всего того, что он называет пороками, искренне желая их искоренения. Тем самым национальный характер народа предстает наиболее полным, многогранным, реалистичным.
Описания национального менталитета казахов «извне» – глазами путешественников, этнографов, начиная с XIX века, чаще всего идут в унисон содержанию множества пословиц, поговорок, например, о гостеприимстве, о родоплеменных отношениях, об отношении казахов к старшим, к женщинам и детям.
Почти все путешественники и исследователи Великой Степи отмечали приветливость и гостеприимство казахов. Известный этнограф ХIХ века А.А. Диваев писал: «С прибытием в Туркестанский край в 1876 г. мне пришлось сталкиваться с кочевым населением, т. е. казах – киргизами, этими в высшей степени симпатичными, гостеприимными и доверчивыми племенами…», которые даже в разгар родовой борьбы, по мнению другого путешественника и исследователя П.П. Семенова – Тян-Шанского, оставались, верны «священному обычаю гостеприимства». Отчасти подобную ситуацию можно объяснить тем, что путешественники больше концентрировались на теме отношения местного населения к себе, чем на углубленном изучении особенностей взаимоотношений коренных жителей между собой[5,45].
Характер, тип, сущностные черты, мировоззренческие традиции, язык – все это позволяет рассматривать духовное наследие казахов как древнейшую степную ветвь тюркоязычной культуры, включающую глубинный пласт индоиранской культуры и развившейся в тесном взаимодействии с сопредельными цивилизациями и народами Востока и Запада.
Необходимость написания общей истории тюркских народов, проживающих в ареале от Северного Ледовитого океана до Средиземного моря, отмечалась на всех Всемирных философских конгрессах, прошедших в последние годы. на этих представительных философских форумах были выдвинуты предложения о том, чтобы термины «тюркская культура» и »тюркская философия» стали широко распространенными и часто используемыми в работе исследователей, а также принято решение о написании целого ряда трудов по философии тюркоязычных народов.
На менталитет человека оказывают влияние разные факторы: среда, климат, географический ландшафт, общество, религия, обычаи и традиции, природа в целом. на протяжении многих веков казахи вбирали в себя различные культурные влияния, переплавляя и ассимилируя их в горниле своих исконных степных тюркских традиций. И традиции эти были столь глубоки и прочны, что ни политические катастрофы и войны, ни арабское и монгольское влияние, ни исламизация не смогли изменить их коренным образом.
Специфический менталитет нации складывается в течение всей истории ее становления. Менталитет – это не внешний признак того или иного народа. Например, крупный нос у кавказких народов, узкие глаза калмыков и якутов, русые волосы славян и т.д. не являются признаками национального менталитета, так как он не связан с внешними атрибутами, а выражается сущностью и глубоким содержанием самой нации. Возьмем, к примеру, американский народ. Эпоха реформации в Америке ослабила фатальную независимость индивидуума от общественных структур.
Национальный менталитет не приобретается однажды и навсегда. Он формируется веками и обладает сравнительно устойчивым и консервативным содержанием. Но он не лишен и способности укрепляться, обогащаться и трансформироваться [7,32].
Менталитет нации по своему характеру не является однотипным – положительного или отрицательного содержания. Он включает в себя все – и позитивное, и негативное. Народ, убеждаясь в консервативности и несуразности отдельных элементов своего менталитета, может избавляться от них. Но это длительный исторический процесс, охватывающий большой отрезок времени.
Но наиболее существенно влияет географическая среда.
Где можно встретить круглый потолок в жилище? В Степи. Кочуя, степняк видит круглое небо над собою, за год делает полный круг от жайляу-летовок до коктеу – весенних пастбищ. Даже время понимается не по линейной логике – «прошлое кануло в Лету, обратно не вернешь», а в виде круга – «все вернется на круги своя».
В общине кочевников люди хорошо знали друг друга, роль каждого ее члена была четко определена согласно возрасту и занимаемому положению. Нормы общения были известны всем с детства. Сходство интересов, общие взгляды на жизнь способствовали быстрому, бесконфликтному взаимопониманию, коммуникабельности, позитивным межличностным связям. Община была сплоченной, в ней культировались обычаи и традиции того или иного рода.
На протяжении длительной истории жители степных просторов накопили богатый опыт в области обучения и воспитания подрастающего поколения, выработали своеобразные обычаи и традиции, правила, нормы и принципы поведения человека. Нелегкая жизнь степняков ставила жестокие требования. Люди должны были быть не только физически крепкими, выносливыми, но и иметь соответствующую психическую закалку, помогающую переносить трудности кочевого образа жизни. Кочевники занимались охотой, пасли скот. Мужчина был и воином и пастухом и главой семьи. Отсюда казахская народная поговорка: «Джигиту и семидесяти ремесел мало».
Согласно древним традициям, любого путника полагалось дружелюбно встретить, пригласить в юрту, угостить, не спрашивая его ни о чем. Лишь после еды можно было поинтересоваться, кто он и откуда. Право заводить подобные разговоры предоставлялось хозяину дома и то лишь исключительно после того, как путник отдохнет после дальней дороги. Казахская народная мудрость учит: «Не напоив путника, не спрашивай о деле», «Когда гость приходит, мясо варят, нет мяса – лицо хозяина горит со стыда». Тем не менее, отмечалось также, что «бедность стола искупается щедростью души». Взаимопомощь и взаимоподдержка, также как и гостеприимство, являются характерной чертой казахского народа, ибо «гость на пороге – счастье в доме».
В трудах исследователя народной литературы и этноса казахов В.В.Радлова подчеркивалось, что народы Туркестана «необычайно гостеприимны, гостеприимство старших передавалось детям как образец уважения к людям» [8,46]. Это действие векового закона, гласящего: «Где гость, там и удача», «Гость старше отца». Согласно этическим обычаям, хозяева должны обязательно здороваться первыми и предлагать свои услуги путнику, даже прервать свою работу, предложив ему кумыс или горячий чай. Согласно традициям, в присутствии гостя «детей бить или пол подметать – неуважение гостю показать», ибо «гость сидит немного, а замечает многое». Теплые и дружеские взаимоотношения с окружающими нашли отражение в народных песнях и напутствиях акынов. Гостеприимство как черта характера впитывалось с детства с молоком матери: «Гостю говорят «приходи», но не говорят «уходи»«. Эта основная этическая заповедь передавалась от отца к сыну, из поколения в поколение.
Казахская философская мысль всегда стремилась определить пути установления лояльных, неагрессивных, доброжелательных отношений между различными людьми, социальными слоями и государствами. на протяжении всей своей истории казахская философия, ориентированная на сохранение гармонии мира, выдвигала идеи толерантности и духовного согласия, которые в настоящее время приобрели глобальный характер.
В условиях кочевого образа жизни, когда основным источником жизни было скотоводство, когда целыми месяцами казахи могли не видеться с людьми из другого рода или племени, обычай гостеприимства следует оценивать, на наш взгляд, как своеобразное проявление толерантного сознания и гуманизма, свойственного казахскому народу, жившему в территориально-разрозненных, природно-суровых и социально-тяжелых условиях жизни.
Имеется немало примеров радушия и гостеприимства казахов во все времена. В этом отношении особенно показательной и наглядной является давняя дружба казахов с другими народами. В настоящее время в Казахстане проживают более ста различных национальностей. Многие люди были эвакуированы сюда в тяжелые годы Великой Отечественной войны и остались здесь, обретя новую родину на гостеприимной казахской земле. Многочисленные казахские семьи, готовые поделиться всем, что имели сами, удочеряли и усыновляли сирот.
Принцип гостеприимства входит в моральный кодекс любого народа, но далеко не у всех он стоит на первом месте. В мусульманской системе моральных ценностей гостеприимство занимает одну из верхних строк, тогда как у европейских народов оно выражено весьма слабо. И потому любой европеец, побывавший в прошлые века в казахской степи, обращал на этот обычай особое внимание и выражал свое искреннее восхищение этой чертой национального характера, которая как нельзя лучше говорит о стремлении людей любить себе подобных. Следует заметить, что обычай гостеприимства является одним из самых устойчивых обычаев – в Казахстане он сохранился до настоящего времени.
Гостеприимство – священный долг. Хозяин должен был умереть, защищая своего гостя, даже чужого ему человека. Под защиту брались влюбленные, покинувшие свои края из-за преследования родителей и родственников. Как видим, традиция гостеприимства имеет особую социальную значимость [9,62].
Кочевник постоянно (хотя бы в цикле годовой кочевки) передвигался на сотни и тысячи километров, что уже само по себе расширяет кругозор, общался с представителями других родов и племен. У каждого казаха было «3 народа» – собственный род, род матери и род жены. Интересы всех их должен был иметь в виду и обеспечивать каждый кочевник. Рассказывающего о событиях общенационального масштаба эпического сказителя или музыканта, которого принимали в гостях влиятельные люди, слушали и рядовые сородичи. Каждый кочевник не просто знал имена своих предков до 7 колена, но и историю их жизни, следовательно, историю народа.
Как и многим другим народам, казахам издавна было известно о вреде межродственных браков, ведущих к появлению неполноценных потомков. Поэтому во всех жузах строго соблюдался экзогамный запрет на браки до седьмого колена от общего предка по мужской линии. Однако, стремление укрепить свой род и не допустить кровосмешения с представителями других родов (обычно менее обеспеченных материально или несоответствующих данному роду по каким-то этическим нормам) вело к тому, что, не допуская близкородственных связей, они все же стремились к объединению только со своими очень далекими предками, а именно из 8-9 колена по мужской линии. Данные родственные связи именовались құдандылық. Вопросы заключения такого рода браков решались старейшинами рода. на своем сходе они приносили в жертву белую кобылу и, читая молитву, благословляли молодоженов на счастливую семейную жизнь.
Еще одной отличительной чертой казахов является особенное отношение к подрастающему поколению. Живя в трудных и суровых условиях кочевья, они, тем не менее, всегда находили время и силы для заботы о детях. Женщины рожали столько детей, сколько даровала им судьба, и стремились вырастить их достойными гражданами своей земли. Народная мудрость содержит немало высказываний об отношении казахов к детям и о роли родителей в их воспитании.
Одной из ведущих этических традиций у казахов является знание своей родословной, своего генеалогического древа, что всегда было характерно для кочевников в их стремлении продолжать род, развивать обычаи и традиции своей общины. Во многих семьях хранились реликвии, которые передавались из поколения в поколение, от отца к сыну и т.д. Таким образом, ребенку с детства внушалось почитание и уважение к своим предкам и своему роду. Не случайно казахские пословицы гласят: «Незнание своей родословной до седьмого колена – признак сиротства», «Пока живы знавшие отца – жива и память о нем».
В Среднем мире человек находится в пространстве между четырьмя сторонами Света. Подземный мир можно увидеть через сказки. Там все наоборот. Казахи запрещают ходить возле могил, ночевать около них: слишком близко к подземному миру. Делимым из них является Средний мир. В нем все делится на два: добро и зло, белое и черное, левое и правое.
Образ мысли связан с образом жизни. Здесь прямое взаимовлияние. Основное богатство кочевников – скот. Скот в жизни кочевника-казаха играл главенствующую роль. Каждый из четырех видов скота, который держали казахи, занимал свое место в системе мировоззрения номада.
Казахское общество можно назвать традиционным. Казахи бережно относятся к традициям, религии, верованиям, обычаям, окружающей природе. Даже в конце XX столетия сохранились знания предков и целостность восприятия мира, и сквозь самые современные понятия проскальзывают архаичные представления о Космосе. Жизнь кочевника сформировала особенный менталитет, чертами которого являются интеллект, философичность и демократичность.
Именами предков называют младенцев, как бы осуществляя связь времен. Последнее имеет большое значение в менталитете кочевника: обычное право, адат, родовая идеология так же требовали знаний предков до седьмого колена, часто именно по ним определялось событие, случившееся в бытность того или иного звена, члена рода, семьи.
Кочевая цивилизация казахов вбирает в себя и Восток, и Запад, она сшивает их Шелковым путем и при этом вбирает все лучшее от тех и других. Образ мыслей казахов похож на национальные орнаменты. Последние многообразны, их около 200 видов. Каждый из них имеет свое название и несет закодированную информацию. Однако все они едины в одном. Круговые линии, идущие неторопливо, последовательно и вольно чередуясь, передают широту и вольность пространства, Космоса.
У оседлых наций большинство воспитывается в абсолютной уверенности превосходства своего собственного, и лишь численно небольшая интеллектуальная элита открыта чужому культурному опыту, выбирая в нем наиболее полезное для будущего нации, вводя это полезное в национальную жизнь умеренными дозами и в приемлемой форме. Нам необходимо учиться именно этому. Вместе с тем, так же необходимо вырабатывать какие-то новые, соответствующие современной жизни, но в тоже время позволяющие нам оставаться самими собой, жизненный уклад и стиль жизни.