какая версия анны карениной лучше
Какая Каренина лучше? Опрос
В кинотеатрах мира идет «Анна Каренина» Джо Райта — в меру ироничная, в меру сентиментальная попытка превратить захватанный алчными продюсерскими руками роман в представление для вертепа а-ля рюс. Пока Лев Толстой ворочается в гробу, предлагаем вам вспомнить самых знаменитых кино-Анн и выбрать из них самую Каренину
Поделиться:
Японцы переделали «Анну Каренину» в комикс страниц на пятьдесят, египтяне — если верить сотрудникам «Совэкспортфильма» — переименовали советскую экранизацию в фильм «Она бросилась под поезд» (лишив, таким образом, зрителей удовольствия от финального твиста). Впрочем, Великий Русский Роман вошел в историю кино не этими курьезными фактами, а честными экранизациями. И их актрисами. Вот 10 главных. Голосуйте!
1. Кира Найтли
Anna Karenina, 2012, на момент исполнения роли — 27 лет.
В меру романтичная (см. «Шелк»), в меру невротичная (см. «Опасный метод»), в меру воинственная (см. «Домино» и «Пиратов Карибского моря») британка, уроженка лондонского пригорода, муза режиссера Джо Райта.
2. Татьяна Друбич
«Анна Каренина», 2009, на момент исполнения роли — 46 лет.
Возможно, самая прекрасная российская актриса, открытая Сергеем Соловьевым в «Ста днях после детства» (это не дебют Друбич, но первый фильм, превративший ее в кумира нескольких поколений). Многострадальные съемки «Анны Карениной» были завершены в 2007 году, официально фильм датирован 2009-м, в широкий прокат не вышел до сих пор. Складывается в дилогию с сиквелом «Ассы» «2-Асса-2». На премьере в Михайловском театре Сергей Александрович говорил, что во всех прочих экранизациях он видит на экране красивых актрис, а в этой — саму Анну.
3. Софи Марсо
Anna Karenina, 1997, на момент исполнения роли — 30 лет.
Француженка, обожаемая и на родине, и в России за дилогию «Бум», в будущем — жена гениального режиссера Анджея Жулавского и любовница Мела Гибсона. В титрах этой экранизации интригует и имя режиссера: англичанин Бернард Роуз начинал с эталонных хорроров «Бумажный дом» и «Кэндимен», а в 1990-е реально заболел Львом Толстым и с тех пор без устали его экранизирует его, причем «Каренина» — единственный бюджетный проект по мотивам Leo Tolstoy. «Смерть Ивана Ильича» (фильм «Иван под экстази», 2000), «Крейцерову сонату» (2008) и «Хозяина и работника» (фильм «День подарков», 2012) Роуз экранизировал на копейки, используя собственные сбережения и домашний локейшн.
4. Жаклин Биссет
Anna Karenina, 1985.
Крестная Анджелины Джоли, англичанка, охотно работавшая с грандиозными французскими режиссерами, от «авторов» Трюффо и Поланского до виртуозного «ремесленника» Де Брока, в 1980-е — после роли в фильме «Класс» — стала мокрым сном американских подростков. В этой сдержанной американской телеверсии играет в дуэте с Суперменом: в роли Вронского — Кристофер Рив.
5. Майя Плисецкая
«Анна Каренина», 1974, на момент исполнения роли — 49 лет.
Одним из самых громких спектаклей нулевых годов стала «Анна Каренина», балет в постановке Алексея Ратманского. На сцене Мариинского героиню танцевали Диана Вишнева, Екатерина Кондаурова и Ульяна Лопаткина. Наверняка все три звезды помнили о великой предшественнице — Майе Плисецкой, впервые попробовавшей себя в качестве балетмейстера именно на постановке «Анны Карениной», сочиненной мужем Родионом Щедриным. Фильм — киноверсия театральной постановки 1972 года — единственная режиссерская работа Маргариты Пилихиной, выдающегося кинооператора. Занятно, что в «прозаическом» фильме Александра Зархи 42-летняя Плисецкая играла Бетси Тверскую.
6. Леа Массари
Anna Karenina, 1974, на момент исполнения роли — 40 лет.
Итальянка, сегодня почти забытая звезда европейского кино 1970-х, игравшая, среди прочего, в «Солдатских девках» Валерио Дзурлини, «Шуме в сердце» Луи Малля и «Аллонзафане» братьев Тавиани. Эту телеэкранизацию Массари не воспринимала слишком серьезно, скорее, как экзотический опыт в бурной фильмографии.
7. Татьяна Самойлова
«Анна Каренина», 1967, на момент исполнения роли — 32 года.
Звезда советского кино, которая могла бы стать международной звездой — после каннского триумфа фильма «Летят журавли». Она сыграла в нескольких не слишком заметных копродукциях с Францией и Италией, вновь вспыхнула в этой широкоформатной суперпостановке Александра Зархи, но, увы, осталась в истории кино героиней с печальной профессиональной судьбой. Которая отчасти вдохновила Ренату Литвинову на фильм «Нет смерти для меня».
8. Клэр Блум
Anna Karenina, 1961, на момент исполнения роли — 29 лет.
Крепкий английский профессионал, ветеран экрана и сцены, легендарная партнерша Чарли Чаплина по фильму «Огни рампы». Вронским в этой телевизионной картине выступил еще никому не известный Шон Коннери — до Бонд-взлета остается год.
9. Вивьен Ли
Anna Karenina, 1948, на момент исполнения роли — 34 года.
Хрупкая англичанка, справившаяся с ролью Великой Американской Героини — Скарлетт О’Хара из «Унесенных ветром», легендарная супруга Лоуренса Оливье и — тут я открываю маленькую тайну — наваждение Владимира Утилова, декана киноведческого факультета ВГИКа, на котором учился я. Любовь Утилова к Ли была поводом для анекдотов и шуток, которые мой мастер, престарелый зубр советского киноведения Ростислав Юренев, не стеснялся отпускать «Володе» в лицо. Говорят, после письма к Вивьен, где Утилов предлагал госпоже Ли бросить неверного мужа и свить новое гнездо в скромной московской квартире, Утиловым заинтересовались органы госбезопасности. Во время работы над «Карениной» режиссера Жюльена Дювивье Ли пригодилась бы поддержка друга из России: ключевые слова этого этапа ее жизни — туберкулез, выкидыш, депрессия.
10. Грета Гарбо
Anna Karenina, 1935, на момент исполнения роли — 29 лет.
Шведская богиня, величайшая звезда, воспетая Мадонной наравне с Мэрилин Монро, Марлен Дитрих, Джеймсом Дином и Марлоном Брандо. Через год ее портрет появится на новых шведских купюрах достоинством в 100 крон. Каренина, сыгранная в голливудской версии Кларенса Брауна, конкурирует с другой русской женщиной в фильмографии Гарбо — партработницей Ниночкой из феерической комедии Эрнста Любича.
«Анна Каренина» где-то рядом: 13 очень разных фильмов по великому роману
Пока готовится новая экранизация «Анны Карениной» со Светланой Ходченковой в главной роли, мы решили вспомнить о том, как по-разному видели роман Льва Толстого режиссеры: в нашем списке есть и немое кино, и запись мюзикла, и даже кинобалет.
«Анна Каренина» где-то рядом: 13 очень разных фильмов по великому роману
1918 год, Венгрия: «Анна Каренина» (реж. Мартон Гараш)
Роман Толстого был заманчивым для создания экранизации с самого зарождения кинематографа. В период с 1910-го по 1920-й вышло сразу несколько фильмов по мотивам «Анны Карениной», но найти их сейчас для просмотра не так-то просто, да и выглядят они достаточно однообразно. Лучше всего сохранилась венгерская картина 1918 года, но так как кино немое, то бояться непривычного языка не стоит.
Это мечта каждого школьника, изнывающего от длинного текста и многочисленных героев, — в фильме нет ни линии Левина, ни диалогов, ни внутренних монологов персонажей, ни каких-либо описаний. Оказывается, что в таком случае все действие компактно умещается в три четверти часа. Зато очень близких к тексту три четверти часа!
1927 год, США: «Любовь» (реж. Эдмунд Гулдинг)
Еще одно немое черно-белое кино должно было носить логичное название «Анна Каренина», но создатели решили ловко скаламбурить и назвали фильм Love. Афиша приманивала зрителей звучным слоганом: Greta Garbo and John Gilbert in Love! Новое название и фраза «по мотивам романам Льва Толстого» развязали руки режиссеру и дали ему некоторую вольность. Он сделал ставку на чувственность и зрелищность, добавив к пылким сценам комические моменты и закадровый смех. А вот классическому сюжету следовал весьма условно.
Вольности дошли до того, что было снято две версии финала фильма. Для чопорных европейцев оставили трагическую классику с поездом. Для жаждущих хеппи-энда американцев сняли концовку, в которой Каренин умирает, а Вронский и Анна счастливы вместе.
Кстати, это последний фильм, где автора обозначают не как Leo Tolstoy, а как Lyof Tolstoy. А роль Анны Карениной играет Грета Гарбо, которую мы еще увидим в нашей подборке.
1935 год, США: «Анна Каренина» (реж. Кларенс Браун)
В сюжете «Анны Карениной» впервые появилась линия Левина, пусть и намеченная едва заметными штрихами. Начинается фильм с ведра черной икры, бани и алкогольных игр русских офицеров. Говорят, что эти милые детали с залезанием под стол после трех рюмок водки подсказал специальный консультант — граф Андрей Толстой, который придавал фильму вес, но на деле являлся всего лишь однофамильцем Льва Николаевича.
В золотой век американского кино в фильмах стали уделять большое внимание игре актеров и деталям, а сюжеты приобрели современный законченный вид. Возможно, это одна из причин, почему «Анна Каренина» 35-го года считается классической экранизацией. А может быть, Грета Гарбо, для которой это была уже вторая роль Карениной, сумела накопить неповторимый опыт и полностью вжиться в роль.
Читайте также
1948 год, Великобритания: «Анна Каренина» (реж. Жюльен Дювивье)
На смену знаменитой Грете Гарбо приходит не менее известная Вивьен Ли, которая наконец привносит в образ Анны Карениной дополнительные черты характера, помимо любви к Алексею Вронскому. Теперь это не просто сюжетная драма, а драма психологическая, с глубоким раскрытием всех персонажей, включая появившегося в побочной любовной линии Левина. Пусть у него всего пара эпизодов, зато каких страстных! Да и у Каренина мы видим теперь не только внешнюю сухость, но и внутренний надрыв.
При этом сама Каренина в исполнении Вивьен Ли вызывает нешуточные эмоции, потому что ее характер настолько же ярок, насколько невыносим. Если, по одной из версий, Толстой писал Анну Каренину не как сильную женщину, а как даму поверхностную и эгоистичную, то Вивьен Ли удалось это показать на все сто. Весь фильм она ноет, капает на мозги Вронскому и даже под поезд толком броситься не может. Так и стоит перед паровозом, который еще даже не начал движение, широко раскинув руки. И ждет.
1967 год, СССР: «Анна Каренина» (реж. Александр Зархи)
Еще один вариант, оспаривающий место главной классической экранизации, — двухсерийный советский фильм с Татьяной Самойловой в главной роли. Как и положено советской школе кино, здесь дотошно подошли к мелочам и деталям, не позволяя себе далеко отступить от текста романа. Так что если вы хотите быстро освежить в памяти краткое содержание «Анны Карениной», то это лучший фильм для просмотра. Заодно увидите исторически точные костюмы героев.
1974 год, СССР: «Анна Каренина» (кинобалет, реж. Маргарита Пилихина)
Не успели мы увидеть Майю Плисецкую в роли княгини Бетси, как она уже успела сыграть и саму Анну Каренину. Точнее, станцевать. Балет «Анна Каренина» ставили в Большом театре, а потом записали и видеоверсию. Ее по силам смотреть даже полным профанам в балетном плане, совершенно не знающим язык танца. Добрые операторы всегда выхватывают в кадр нужных персонажей из толпы вальсирующих и фуэтирующих.
Конечно, это одна из самых непривычных версий «Анны Карениной», что вы можете увидеть. Без знания сюжета или хотя бы либретто не обойдетесь, иначе будете долго недоумевать, кто все эти люди на сцене. Передать такой масштабный роман в танце нелегко, поэтому в нем много условностей. Каренин не танцует, а стильно ходит. На скачках Вронский ломает спину невидимой лошади. А вокруг Анны постоянно вьется красный мужчина в лосинах, который одновременно и станционный смотритель, и символ страсти и отчаяния. Что особенно страшно, когда он начинает раскручивать ее за ноги.
Необычный опыт, даже при отсутствии Левина, танцующего с граблями или косой.
Читайте также
1997 год, США: «Анна Каренина» (реж. Бернард Роуз)
Еще одна голливудская красавица Софи Марсо потрясает своим образом Карениной в последней экранизации романа в двадцатом веке. Декаданс налицо. Челка из девяностых (на Анне, не на Вронском) задает тон всему повествованию, так что режиссер делает ставку на зрелищность — понимая ее по-своему. Начинается все с кадров, как Левин убегает по снежно-ледяному полю от десятков волков, и падает в колодец. В полете он ловко хватается за выступающие корни деревьев обеими руками, сверху воют волки, внизу в колодце — огромный медведь. И тут Левин смотрит в камеру и говорит, что самое время рассказать одну прекрасную историю. Чувствуете силу экшена?
Экшена действительно много: и сексуальных сцен, и опытов с опием (хотя по тексту Анна лишь недолго по болезни принимала морфий), и постоянного напряжения оттого, что Вронского играет Шон Бин, а это всегда может плохо кончиться для персонажа. При этом экранизация вышла действительно неплохая и в духе своего времени, пусть и с его же недостатками. Зато это единственный фильм, где режиссер провел четкую параллель между графом Толстым и Левиным, сделав последнего закадровым рассказчиком и заставив его писать «Анну Каренину».
2000 год, Великобритания: «Анна Каренина» (мини-сериал, реж. Дэвид Блэр)
Британский сериал не настолько примечательный, чтобы о нем говорить отдельно, но он знаменовал кое-что важное. В начале двадцать первого века кинокомпании могли позволить себе снимать сериалы и вмещать в видео как можно больше оригинального материала. Одними из первых этим воспользовались британцы, занудно перенеся в сериал максимальное количество слов и сцен из «Анны Карениной». Не слишком любопытно, но зато задан курс! Впрочем, если вам интересно посмотреть на Нарциссу Малфой в роли Карениной и вы любите саундтрек, как в сериале по страшилкам Роберта Стайна, то и эта версия вам понравится.
2008–2009 год, Россия: «Анна Каренина», (сериал, реж. Сергей Соловьев)
В нелегкое для России время отечественный кинопром смог выпустить неплохой сериал. Как минимум несколько лет после него ждать такого качества больше не приходилось. Отличные костюмы, вкрадчивый голос рассказчика Гармаша, довольно точная экранизация, но с легкими бытовыми вольностями, чтобы смотрелось поживее. Важнее всего — актерский состав. Янковский-Каренин обскакал скучноватого Бойко-Вронского и вышел на первый план, а Абдулов сыграл свою последнюю роль — Стиву Облонского.
Существует версия на два часа для кинопроката и полный сериал на пять часов. Однозначно выбирайте второе, если захотите посмотреть.
Плохие и хорошие экранизации романа «Анна Каренина»: какой фильм самый лучший и почему
По роману Льва Толстого«Анна Каренина» снято немало кинолент. Сюжет понятный, страсти там кипят вовсю, а еще на актрис в красивых старинных платьях посмотреть можно. Но легко ли выбрать самую удачную экранизацию? Мы провели небольшой анализ фильмов по книге писателя.
«Любовь» (1927)
Раритет эпохи немого кино. Актерская игра напыщенна, все эмоции подчеркнуты, жесты театральны. Тогда так было принято. Костюмы ближе ко времени съемок, чем к периоду, описанному Толстым. Даже название изменили, ради возможности поиграть словами на афише. От сюжета мало что осталось. Встреча Анны и Вронского, бурные чувства, неодобрение со стороны общества. И расставание, Анна, как потом понимает зритель, вернулась к официальному мужу. А вот, когда ее сын уже подрос, следует новая встреча… Дальше сняли две развязки.
Для американского проката восстановили благопристойность. Почтенный господин Каренин умирает естественным путем, а его вдова законно воссоединяется с былым возлюбленным. Европу продюсеры решили переделкой Толстого не дразнить, и несчастная Анна всё же гибнет.
Фильм представляет собой скорее историческую ценность. Особенно для поклонников легендарной Греты Гарбо, сыгравшей главную роль. Хотя у нее Анна получилась ледяной, надменной и роковой красоткой джазовой эпохи.
«Анна Каренина» (1948)
Сыграла Анну и еще одна кинозвезда-легенда – прекрасная и талантливая англичанка Вивьен Ли. Заговаривая об этом киновоплощении романа Толстого, многие сразу вспоминают о судьбе самой актрисы. У нее тоже был и приличный брак, и внезапная пылкая влюбленность в актера Лоуренса Оливье, который, кстати, был тогда женат. В итоге они всё же смогли вступить в брак, вот только счастья не вышло. На этой почве у Вивьен даже развилось биполярное расстройство психики. А вот ее Анна оказалась на экране на редкость нормальной – в меру жизнерадостной, приличной дамой, любящей свою семью. За это критики и ругали великую актрису: мол, нельзя поверить, что такая истинная леди повелась на гвардейского красавчика…
«Анна Каренина» (1967)
Эталонная экранизация «Анны Карениной», признанная номером один во всем мире, – это советский фильм 1967-го года. Анну в нем сыграла Татьяна Самойлова. Причем режиссер Александр Зархи добивался для нее этой роли буквально со скандалом. Всем казалось, что Самойлова недостаточно стройна и ростом маловата, да еще и глаза раскосые… какая из нее светская красавица XIX века?! Оказалось –лучшая из всех. Искусство вжиться в образ и передать это ощущение достоверности зрителям превзошло любые несоответствия наружности. Конечно, Анне и окружение подобрали просто великолепное – Николай Гриценко и Василий Лановой в ролях Каренина и Вронского. А еще Юрий Яковлев, Анастасия Вертинская, Ия Саввина, Майя Плисецкая… Юному Сереженьке достался голос Клары Румяновой.
«Анна Каренина» (1997)
В фильме американского режиссера Бернарда Роуза в главных ролях появились известные актеры. Анной стала Софи Марсо, а Вронским – Шон Бин. Софи, героиня молодежного фильма «Бум» с продолжением, опять предстала со своей знаменитой челочкой, что мягко говоря, не соответствовало моде описываемых времен. Вдобавок режиссер решил изобразить Анну не просто нервной особой, но еще и постоянно злоупотребляющей успокоительными. В романе этого не было. А с учетом, что в эпоху Льва Николаевича мирные аптекари торговали тем, что теперь красуется в списке запрещенных средств, – получилось совсем жестко.
«Анна Каренина» (2009)
Отечественный режиссер Сергей Соловьев очень долго планировал и мечтал снять свою «Анну Каренину». Изначально – как продолжение знаменитого фильма «Асса». То есть, выходило так: по сюжету Алику, пристрелившую своего «папика» Крымова в финале первой «Ассы», посадили, и она в тюремной самодеятельности оказывается героиней Толстого… История с попытками начать работу над лентой тянулась без малого пятнадцать лет: то денег не было, то времени.
Но в итоге от подводки отказались, вышел просто фильм по роману Льва Николаевича. Причем, тщательный такой фильм, с наибольшим среди всех экранизаций почтением к тексту оригинала. Разумеется, к той части текста, которая поместилась в картину. Стиву Облонского, брата Анны, сыграл Александр Абдулов, а Каренина – Олег Янковский. Подвело, по мнению зрителей, явное несовпадение героини и актрисы – Татьяны Друбич – по возрасту. А еще режиссер вопреки традиции сделал Каренина персонажем со знаком плюс.
«Анна Каренина» (2012)
В фильме британского режиссера Джозефа Райта главную роль сыграла звезда первой величины Кира Найтли. А Карениным стал Джуд Лоу. Эта картина создана в демонстративно театральной стилистике. Недаром к ней приложил руку модный драматург Том Стоппард. Режиссер объяснял свой подход тем, что ему близко мнение – в высшем свете люди не могут быть живыми и настоящими, они играют жестко очерченные роли. И именно поэтому общество, состоящее из отнюдь не высоконравственных персон, так дружно отвергает несчастную Анну. Ведь она претендовала на право жить, не притворяясь.
Отношение зрителей и критиков к версии Райта определяется как раз готовностью принять его правила игры. Если да, то будут понятны и пляски в духе современной хореографии, и русские народные песни с подвыванием, и превращение департаментских чиновников в ресторанную обслугу. Может, даже не будет раздражать явное, по мнению многих, несоответствие бледного Вронского и пылкой Анны. Кстати, Райт украсил торт своей концепции сверкающей вишенкой – бриллианты и жемчуга на дамах не бутафорские, а настоящие.
Мы проанализировали самые известные экранизации книги Льва Толстого. Упомянем еще об одной – версии романа Карена Шахназарова с Елизаветой Боярской. Несмотря на яркий и запоминающийся образ Анны, многие зрители посчитали киноленту откровенно неудачной. Негативно оценивали и игру самой актрисы.
А какая из экранизаций больше всего понравилась вам? Напишите в комментариях!
Все экранизации романа «Анна Каренина».
По знаменитому роману Льва Толстого «Анна Каренина» снято немало кинолент. Сюжет понятный, страсти там кипят вовсю, а еще на актрис в красивых старинных платьях посмотреть можно. Пока готовится новая экранизация «Анны Карениной» со Светланой Ходченковой в главной роли, я решила после своего вчерашнего поста вспомнить о том и написать подробный пост, как по-разному видели роман Льва Толстого режиссеры: в моем списке есть и немое кино, и запись мюзикла, и даже кинобалет. Какие же фильмы были сняты по данному роману и кто в них играл?
Смотрели ли вы их? Какой фильм больше понравился? Как вам актеры, которые сыграли главных героев?
1918 год, Венгрия: «Анна Каренина» (реж. Мартон Гараш)
Роман Толстого был заманчивым для создания экранизации с самого зарождения кинематографа. В период с 1910-го по 1920-й вышло сразу несколько фильмов по мотивам «Анны Карениной», но найти их сейчас для просмотра не так-то просто, да и выглядят они достаточно однообразно. Лучше всего сохранилась венгерская картина 1918 года, но так как кино немое, то бояться непривычного языка не стоит.
Это мечта каждого школьника, изнывающего от длинного текста и многочисленных героев, — в фильме нет ни линии Левина, ни диалогов, ни внутренних монологов персонажей, ни каких-либо описаний. Оказывается, что в таком случае все действие компактно умещается в три четверти часа. Зато очень близких к тексту три четверти часа!
«Любовь», 1927 год реж. (Эдмунд Гулдинг)
Раритет эпохи немого кино. Актерская игра напыщенна, все эмоции подчеркнуты, жесты театральны. Тогда так было принято. Костюмы ближе ко времени съемок, чем к периоду, описанному Толстым. Даже название изменили, ради возможности поиграть словами на афише. От сюжета мало что осталось. Встреча Анны и Вронского, бурные чувства, неодобрение со стороны общества. И расставание, Анна, как потом понимает зритель, вернулась к официальному мужу. А вот, когда ее сын уже подрос, следует новая встреча…
Фильм представляет собой скорее историческую ценность. Особенно для поклонников легендарной Греты Гарбо, сыгравшей главную роль. Хотя у нее Анна получилась ледяной, надменной и роковой красоткой джазовой эпохи.
Это немое черно-белое кино должно было носить логичное название «Анна Каренина», но создатели решили ловко скаламбурить и назвали фильм Love. Афиша приманивала зрителей звучным слоганом: Greta Garbo and John Gilbert in Love! Новое название и фраза «по мотивам романам Льва Толстого» развязали руки режиссеру и дали ему некоторую вольность. Он сделал ставку на чувственность и зрелищность, добавив к пылким сценам комические моменты и закадровый смех. А вот классическому сюжету следовал весьма условно.
Вольности дошли до того, что было снято две версии финала фильма. Для чопорных европейцев оставили трагическую классику с поездом. Европу продюсеры решили переделкой Толстого не дразнить, и несчастная Анна всё же гибнет. Для жаждущих хеппи-энда американцев сняли концовку, в которой Каренин умирает, а Вронский и Анна счастливы вместе. Для американского проката восстановили благопристойность. Почтенный господин Каренин умирает естественным путем, а его вдова законно воссоединяется с былым возлюбленным.
Кстати, это последний фильм, где автора обозначают не как Leo Tolstoy, а как Lyof Tolstoy. А роль Анны Карениной играет Грета Гарбо.
1935 год, США: «Анна Каренина» (реж. Кларенс Браун)
В золотой век американского кино в фильмах стали уделять большое внимание игре актеров и деталям, а сюжеты приобрели современный законченный вид. Возможно, это одна из причин, почему «Анна Каренина» 35-го года считается классической экранизацией. А может быть, Грета Гарбо, для которой это была уже вторая роль Карениной, сумела накопить неповторимый опыт и полностью вжиться в роль.
1948 год, Великобритания: «Анна Каренина» (реж. Жюльен Дювивье)
На смену знаменитой Грете Гарбо приходит не менее известная Вивьен Ли, которая наконец привносит в образ Анны Карениной дополнительные черты характера, помимо любви к Алексею Вронскому. Теперь это не просто сюжетная драма, а драма психологическая, с глубоким раскрытием всех персонажей, включая появившегося в побочной любовной линии Левина. Пусть у него всего пара эпизодов, зато каких страстных! Да и у Каренина мы видим теперь не только внешнюю сухость, но и внутренний надрыв.
При этом сама Каренина в исполнении Вивьен Ли вызывает нешуточные эмоции, потому что ее характер настолько же ярок, насколько невыносим. Если, по одной из версий, Толстой писал Анну Каренину не как сильную женщину, а как даму поверхностную и эгоистичную, то Вивьен Ли удалось это показать на все сто. Весь фильм она ноет, капает на мозги Вронскому и даже под поезд толком броситься не может. Так и стоит перед паровозом, который еще даже не начал движение, широко раскинув руки. И ждет.
Заговаривая об этом киновоплощении романа Толстого, многие сразу вспоминают о судьбе самой актрисы. У нее тоже был и приличный брак, и внезапная пылкая влюбленность в актера Лоуренса Оливье, который, кстати, был тогда женат. В итоге они всё же смогли вступить в брак, вот только счастья не вышло. На этой почве у Вивьен даже развилось биполярное расстройство психики. Анна оказалась на экране на редкость вполне нормальной – в меру жизнерадостной, приличной дамой, любящей свою семью. За это критики и ругали великую актрису: мол, нельзя поверить, что такая истинная леди повелась на гвардейского красавчика…
1967 год, СССР: «Анна Каренина» (реж. Александр Зархи)
Эталонная экранизация «Анны Карениной», признанная номером один во всем мире, – это советский фильм 1967-го года. Анну в нем сыграла Татьяна Самойлова. Причем режиссер Александр Зархи добивался для нее этой роли буквально со скандалом. Всем казалось, что Самойлова недостаточно стройна и ростом маловата, да еще и глаза раскосые… какая из нее светская красавица XIX века?! Оказалось – лучшая из всех. Искусство вжиться в образ и передать это ощущение достоверности зрителям превзошло любые несоответствия наружности. Конечно, Анне и окружение подобрали просто великолепное – Николай Гриценко и Василий Лановой в ролях Каренина и Вронского. А еще Юрий Яковлев, Анастасия Вертинская, Ия Савина, Майя Плисецкая… Юному Сереженьке достался голос Клары Румяновой.
Этот вариант, оспаривающий место главной классической экранизации. Как и положено советской школе кино, здесь дотошно подошли к мелочам и деталям, не позволяя себе далеко отступить от текста романа. Так что если вы хотите быстро освежить в памяти краткое содержание «Анны Карениной», то это лучший фильм для просмотра. Заодно увидите исторически точные костюмы героев.
1974 год, СССР: «Анна Каренина» (кинобалет, реж. Маргарита Пилихина)
Не успели мы увидеть Майю Плисецкую в роли княгини Бетси, как она уже успела сыграть и саму Анну Каренину. Точнее, станцевать. Балет «Анна Каренина» ставили в Большом театре, а потом записали и видеоверсию. Ее по силам смотреть даже полным профанам в балетном плане, совершенно не знающим язык танца. Добрые операторы всегда выхватывают в кадр нужных персонажей из толпы вальсирующих и фуэтирующих.
Конечно, это одна из самых непривычных версий «Анны Карениной», что вы можете увидеть. Без знания сюжета или хотя бы либретто не обойдетесь, иначе будете долго недоумевать, кто все эти люди на сцене. Передать такой масштабный роман в танце нелегко, поэтому в нем много условностей. Каренин не танцует, а стильно ходит. На скачках Вронский ломает спину невидимой лошади. А вокруг Анны постоянно вьется красный мужчина в лосинах, который одновременно и станционный смотритель, и символ страсти и отчаяния. Что особенно страшно, когда он начинает раскручивать ее за ноги)).
Необычный опыт, даже при отсутствии Левина, танцующего с граблями или косой)).
1997 год, США: «Анна Каренина» (реж. Бернард Роуз)
В фильме американского режиссера Бернарда Роуза в главных ролях появились известные актеры. Анной стала Софи Марсо, а Вронским – Шон Бин. Софи, героиня молодежного фильма «Бум» с продолжением, опять предстала со своей знаменитой челочкой, что мягко говоря, не соответствовало моде описываемых времен. Вдобавок режиссер решил изобразить Анну не просто нервной особой, но еще и постоянно злоупотребляющей успокоительными. В романе этого не было. А с учетом, что в эпоху Льва Николаевича мирные аптекари торговали тем, что теперь красуется в списке запрещенных средств, – получилось совсем жестко.
Голливудская красавица Софи Марсо конечно же потрясает своим образом Карениной в последней экранизации романа в двадцатом веке. Декаданс налицо. Челка из девяностых (на Анне, не на Вронском) задает тон всему повествованию, так что режиссер делает ставку на зрелищность — понимая ее по-своему. Начинается все с кадров, как Левин убегает по снежно-ледяному полю от десятков волков, и падает в колодец. В полете он ловко хватается за выступающие корни деревьев обеими руками, сверху воют волки, внизу в колодце — огромный медведь. И тут Левин смотрит в камеру и говорит, что самое время рассказать одну прекрасную историю. Чувствуете силу экшена?
Экшена действительно много: и сексуальных сцен, и опытов с опием (хотя по тексту Анна лишь недолго по болезни принимала морфий), и постоянного напряжения оттого, что Вронского играл Шон Бин, а это всегда может плохо кончиться для персонажа. При этом экранизация вышла действительно неплохая и в духе своего времени, пусть и с его же недостатками. Зато это единственный фильм, где режиссер провел четкую параллель между графом Толстым и Левиным, сделав последнего закадровым рассказчиком и заставив его писать «Анну Каренину».
2000 год, Великобритания: «Анна Каренина» (мини-сериал, реж. Дэвид Блэр)
Британский сериал не настолько примечательный, чтобы о нем говорить отдельно, но он знаменовал кое-что важное. В начале двадцать первого века кинокомпании могли позволить себе снимать сериалы и вмещать в видео как можно больше оригинального материала. Одними из первых этим воспользовались британцы, занудно перенеся в сериал максимальное количество слов и сцен из «Анны Карениной». Не слишком любопытно, но зато задан курс! Впрочем, если вам интересно посмотреть на Нарциссу Малфой в роли Карениной и вы любите саундтрек, как в сериале по страшилкам Роберта Стайна, то и эта версия вам понравится.
2008–2009 год, Россия: «Анна Каренина», (сериал, реж. Сергей Соловьев)
Отечественный режиссер Сергей Соловьев очень долго планировал и мечтал снять свою «Анну Каренину». Изначально – как продолжение знаменитого фильма «Асса». То есть, выходило так: по сюжету Алику, пристрелившую своего «папика» Крымова в финале первой «Ассы», посадили, и она в тюремной самодеятельности оказывается героиней Толстого… История с попытками начать работу над лентой тянулась без малого пятнадцать лет: то денег не было, то времени.
Но в итоге от подводки отказались, вышел просто фильм по роману Льва Николаевича. Причем, тщательный такой фильм, с наибольшим среди всех экранизаций почтением к тексту оригинала. Разумеется, к той части текста, которая поместилась в картину. Стиву Облонского, брата Анны, сыграл Александр Абдулов, а Каренина – Олег Янковский. Подвело, по мнению зрителей, явное несовпадение героини и актрисы – Татьяны Друбич – по возрасту. А еще режиссер вопреки традиции сделал Каренина персонажем со знаком плюс.
В нелегкое для России время отечественный кинопром смог выпустить неплохой сериал. Как минимум несколько лет после него ждать такого качества больше не приходилось. Отличные костюмы, вкрадчивый голос рассказчика Гармаша, довольно точная экранизация, но с легкими бытовыми вольностями, чтобы смотрелось поживее. Важнее всего — актерский состав. Янковский-Каренин обскакал скучноватого Бойко-Вронского и вышел на первый план, а Абдулов сыграл свою последнюю роль — Стиву Облонского.
Существует версия на два часа для кинопроката и полный сериал на пять часов. Однозначно выбирайте второе, если захотите посмотреть.
2012 год, Великобритания: «Анна Каренина» (реж. Джо Райт)
В фильме британского режиссера Джозефа Райта главную роль сыграла звезда первой величины Кира Найтли. А Карениным стал Джуд Лоу. Эта картина создана в демонстративно театральной стилистике. Недаром к ней приложил руку модный драматург Том Стоппард. Режиссер объяснял свой подход тем, что ему близко мнение – в высшем свете люди не могут быть живыми и настоящими, они играют жестко очерченные роли. И именно поэтому общество, состоящее из отнюдь не высоконравственных персон, так дружно отвергает несчастную Анну. Ведь она претендовала на право жить, не притворяясь.
Отношение зрителей и критиков к версии Райта определяется как раз готовностью принять его правила игры. Если да, то будут понятны и пляски в духе современной хореографии, и русские народные песни с подвыванием, и превращение департаментских чиновников в ресторанную обслугу. Может, даже не будет раздражать явное, по мнению многих, несоответствие бледного Вронского и пылкой Анны. Кстати, Райт украсил торт своей концепции сверкающей вишенкой – бриллианты и жемчуга на дамах не бутафорские, а настоящие.
Широко известная у нас киноверсия, в которую трудно поверить. Кто в здравом уме предпочтет прекрасному Джуду Лоу какого-то юного усача, похожего на Жоржа Милославского из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»? Даже Кира Найтли не может поступить так опрометчиво.
Спорный экспериментальный фильм, который нарочито театрализован. Сцены перетекают из одной в другую, как в настоящем театре, не считая эпизодов с Левиным. Ему позволено выйти из этого балагана. Из-за таких сложных решений многие к середине фильма не понимают, что происходит, если плохо помнят текст самого романа. Тем не менее знатокам текста смотреть фильм Райта весело и интересно. Пожалуй, временами даже слишком весело для такой глубокой драмы. Но любителям символизма должно понравиться.
2013 год, Италия, Франция, Германия, Испания: «Анна Каренина» (сериал, реж. Кристиан Дюгей)
Сериал 2013 года наглядно демонстрирует все достижения киноискусства. Кристиан Дюгей и сотни человек, работающих над сериалом, не поскупились. 2000 статистов, 100 лошадей, 1200 костюмов, 50 дворцов — вот что такое настоящее пышное историческое кино с любовной линией. Масштаб грандиозный, исполнение тоже выше всяких похвал. Если надумаете изучать современную работу кинооператора и хитрые приемчики — обязательно загляните в эту экранизацию.
В фильм много вложено, поэтому ставки высоки, и режиссер несколько расширяет толстовскую вселенную. Он добавляет новые эпизоды и сцены и вводит закадровый голос, который в случае необходимости наговорит нам, что сейчас думает и чувствует тот или иной герой. Словом, все прелести современной мощной машины сериальной индустрии, хоть на выставку отправляй.
2017 год, Россия: «Анна Каренина. История Вронского» (сериал, реж. Карен Шахназаров)
Я выше проанализировала самые известные экранизации книги Льва Толстого. Упомяну еще об одной – версии романа Карена Шахназарова с Елизаветой Боярской. Несмотря на яркий и запоминающийся образ Анны, многие зрители посчитали киноленту откровенно неудачной. Негативно оценивали и игру самой актрисы.
Сериал Карена Шахназарова построен хитрым образом. Режиссер переплел сразу несколько художественных произведений: не только «Анну Каренину», но и тексты Викентия Вересаева о японской войне. В итоге получается необычный сюжет. Выросший сын Анны Карениной идет на русско-японскую войну, работает врачом и встречает там Вронского. Уже большой Сережа пристает к нему с расспросами, как его мама дошла до жизни такой, а Вронский с удовольствием восемь серий рассказывает ему флешбэк. Изредка их прерывают мелкие события русско-японской войны, герои по-житейски вздыхают и опять отправляются в прошлое.
Наверное, это какое то новшество — интерпретация образа Карениной. Неизвестно, решил ли так Карен Шахназаров или это сама Елизавета Боярская так видит героиню, но она отличается от привычной нам Анны. Манипулятивная, агрессивная и нахрапистая, она «наезжает» на каждого встречающегося ей героя. А еще в одной из сцен Каренина, рано выданная замуж, без образования, читает по диагонали пару журналов и чудесным образом изучает сопромат. Удивительная женщина.
2018 год, Россия: «Анна Каренина» (киномюзикл, реж. Еджи Шин)
Мюзикл «Анна Каренина» за авторством Юлия Кима ставился в Московском театре оперетты с 2016 года. Уже в 2018-м подготовили и сняли его киноверсию, которая с успехом вышла в прокат в Южной Корее. Можно ли считать за случайность, что для съемок взяли не Дмитрия Ермака из одной версии актерского состава, а Сергея Ли из другой? Осетино-грузино-кореец и Екатерина Гусева в роли Анны Карениной принесли мюзиклу успех.
Для съемок киноверсии камеры не только поместили в зрительный зал, но и затащили на сцену, чтобы добавить объема происходящему. Режиссеры даже позаботились о зрителях, которые к мюзиклам не очень привыкли. Например, среди персонажей есть некто распорядитель, который в нужные моменты выходит на сцену в модном плаще и проговаривает или разборчиво пропевает, что сейчас происходит. Полезный человек на любые случаи жизни.
В целом добротный мюзикл со всеми плюсами и минусами жанра. Да, костюмы неточные, но в настоящих не потанцуешь. Да, без распорядителя мы не всегда бы понимали, что происходит. Да, некоторые песни нужны просто, чтобы создать настроение, и смысла в них почти нет. Зато наконец-то Левин танцует с косарями на лугу.