какая в краснодаре железная дорога
Северо-Кавказская железная дорога (СКЖД)
Северо-Кавказская железная дорога – одна из крупнейших в России. Магистраль пролегает через территорию 11 субъектов Северо-Кавказского и Южного федеральных округов (исключая Волгоградскую и Астраханскую области),
Показать полностью. которые занимают территорию около 430 тысяч квадратных километров с населением 20 миллионов человек.
Она объединяет южные территории России и связывает страну через порты в Ростове-на-Дону, Азове, Таганроге, Новороссийске, Туапсе, Ейске, а также порты Таманского полуострова со странами Черноморского и Средиземноморского бассейнов, через Махачкалинский порт – со странами Каспия.
В состав СКЖД входят шесть регионов: Ростовский, Краснодарский, Туапсинский, Минераловодский, Махачкалинский и Грозненский.
Для обеспечения пассажирских и грузовых перевозок на дороге работают более 360 вокзалов и свыше 400 станций.
Развитие железнодорожной сети на Юге России началось с Грушевско-Донской железной дороги. Движение по ней открылось в январе 1864 года. Протяженность пути на момент начала движения составляла 68 километров. Путь проходил от Грушевского Горного поселения (г. Шахты Ростовской области) до станицы Аксайской (г. Аксай Ростовской области).
В 1875 году началось движение по линии Ростов-на-Дону – Владикавказ. Затем появились ветки: Екатеринодар – Новороссийск; Беслан – Петровск; Минеральные Воды – Кисловодск; Кавказская – Ставрополь. К концу XIX века на Юге России сформировалась сеть, сохранившая свои очертания до наших дней. В XX веке дорога постоянно развивалась: строились новые линии, производилась модернизация инфраструктуры и обновление подвижного состава.
В начале XXI века СКЖД наращивает темпы развития за счет реализации крупных инфраструктурных проектов. В рамках подготовки к проведению XXII Зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года в Сочи была создана уникальная железнодорожная инфраструктура. От Туапсе до Адлера проложено 30 километров вторых путей, построены новые вокзалы на станциях Адлер, Имеретинский Курорт, Эсто-Садок, Роза Хутор. Реализован проект строительства совмещенной автомобильной и железной дорог из Адлера в Красную Поляну.
Сегодня магистраль продолжает активно расти и развиваться. Реализуются крупнейшие проекты, направленные на увеличение пропускных способностей к портам Азово-Черноморского бассейна, а также на развитие линий Таманского полуострова. В рамках этой масштабной программы уже введены в эксплуатацию и электрифицированы сотни километров путей.
Северо-Кавказская железная дорога
Пролегает по территории юга России от Азовского и Чёрного морей на западе до Каспийского моря на востоке. Дорога проходит по территориям Калмыкии, Дагестана, Чечни, Ингушетии, Адыгеи, Карачаево-Черкесии, Ставропольского края, Краснодарского края, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии — Алании, Ростовской области. Управление дороги находится в Ростове-на-Дону.
Содержание
Общие сведения
С 2003 г. дорога является филиалом ОАО «Российские железные дороги».
Пролегает по территории юга России от Азовского и Чёрного морей на западе до Каспийского моря на востоке. Дорога проходит по территориям Калмыкии, Дагестана, Чечни, Ингушетии, Адыгеи, Карачаево-Черкесии, Ставропольского края, Краснодарского края, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии — Алании, Ростовской области. Управление дороги находится в Ростове-на-Дону.
на Северо-Кавказской железной дороге в 2014 году:
в дальнем сообщении перевезено 17,032 млн пассажиров;
услугами пригородного пассажирского сообщения воспользовалось 41,993 млн пассажиров;
перевезено 158,352 млн тонн грузов;
эксплуатационная длина Северо-Кавказской железной дороги составляет 6 352 км;
среднесписочная численность сотрудников ОАО «РЖД» на полигоне Северо-Кавказской железной дороги составляет 60 122 человек;
средняя заработная плата составляет 30 853 рубля;
Регионы дороги: Ростовский, Краснодарский, Минераловодский, Махачкалинский, Грозненский.
История дороги
Строительство на Северном Кавказе началось в 1861 году с прокладки линии Шахтная — Аксай. Затем были построены участки Зверево — Шахтная (1871 год), Аксай — Ростов (1875 год), Ростов — Владикавказ (1872—1875 гг), Тихорецкая — Екатеринодар — Новороссийск (1884—1888 гг).
С выходом дороги к порту резко возросли потоки зерна на экспорт, что придало дополнительный толчок развитию дороги. В начале XX века введены в эксплуатацию участки: Кавказская — Краснодар (1901 год), Батайск — Азов, Сосыка-Ейская — Ейск, Армавир — Майкоп (1911 год), Белореченская — Туапсе (1912 год), Краснодар — Ахтари, Крымская — Тимашёвская — Кущёвка (1914 год), Батайск — Сальск, Прохладная — Гудермес (1915 год), Ставрополь — Винодельное (1916 год). К октябрю 1917 года общая длина дороги составляла 5000 вёрст.
Образована 12 июля 1922 году по постановлению СТО после национализации частных железных дорог, из Армавир-Туапсинской железной дороги и Владикавказской железной дороги как Северо-Кавказские железные дороги.
В соответствии с Постановлением СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 10 июня 1935 года и приказом НКПС СССР № 144Ц от 11 июня 1935 года, Северо-Кавказские железные дороги были разделены на Северо-Кавказскую железную дорогу (Орджоникидзе) и Азово-Черноморскую железную дорогу (Ростов-на-Дону). В 1936 году Азово-Черноморскую железную дорогу переименовывают в железную дорогу имени К. Е. Ворошилова. Во исполнение Постановления СНК СССР от 13 марта 1937 года и приказа НКПС СССР № 54Ц от 17 марта 1937 года Северо-Кавказскую железную дорогу переименовывают в Орджоникидзевскую железную дорогу.
В 1920-е — 1940-е годы на дороге построены участки: Туапсе — Сочи (1923 год), Сочи — Адлер с веткой на Старую Мацесту (1927 год), Петровское Село — Благодарное (1928 год), Винодельное — Дивное, Ростов — Хапры, Комсомольская — Нефтегорская, Майкоп — Хаджох, Ставрополь — Палагиада (1931 год), Лабинская — Шедок (1940 год).
Во время Великой Отечественной войны на дороге были построены линии: Гудермес — Астрахань и Адлер — Сухуми (1942 год), Крымская — Старотитаровка (1944 год). Во исполнение Указа Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1943 года и приказа НКПС СССР № 714 от 15 сентября 1943 года железная дорога имени К. Е. Ворошилова переименована в Северо-Кавказскую железную дорогу.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 748 от 13 июля 1959 года и приказом МПС СССР № 42 от 14 июля 1959 года Северо-Кавказская и Орджоникидзевская железные дороги были объединены в единую Северо-Кавказскую железную дорогу.
В послевоенные годы строятся участки: Дивное — Элиста (1969 год), Зверево — Краснодонская (1971 год), Анапа — Юровский (1977 год), Краснодар — Туапсе (1978 год), западный обход Ростовского узла с электрификацией 25 кВ (1983 год), Благодарное — Будённовск (1987 год), Песчанокопская — Красная Гвардия (1989 год), Красная Гвардия — Передовая (1993 год), западный обход Батайска с электрификацией 25 кВ (1990 год), восточный обход станции Лихой с электрификацией 25 кВ (1991 год), Кизляр — Карланюрт (1997 год).
Электрификация дороги начинается с участков Минеральные Воды — Кисловодск и Бештау — Железноводск, электрифицированных в 1936 году постоянным током с напряжением 1,5 кВ, в 1964 и 1956 годах соответственно напряжение на этих участках повышается до 3 кВ.
Электрификация постоянным током (3 кВ) продолжается: в 1956 году участок Весёлое — Сочи, в 1957 году участок Белореченская — Туапсе, в 1958 году участок Сочи — Туапсе, в 1978 году участок Туапсе — Горячий Ключ.
Хронология электрификации переменным током (напряжением 25 кВ):
1961 год: Марцево — Ростов;
1962 год: Лихая — Ростов — Армавир — Невинномысская и Армавир — Белореченская;
1963 год: Невинномысская — Минеральные Воды;
1966 год: Батайск — Азов;
1967 год: Белореченская — Майкоп и Горная — Новошахтинская;
1968 год: Лесостепь — Усть-Донецкая;
1970 год: Майкоп — Хаджох;
1972 год: Батайск — Краснодар и Беслан — Орджоникидзе;
1975 год: Минеральные Воды — Прохладная и Краснодар — Шенджий;
1976 год: Прохладная — Гудермес;
1977 год: Червлённая-Узловая — Махачкала;
1978 год: Шенджий — Горячий Ключ, Грозный — Гудермес и Махачкала — Дербент;
1984 год: Прохладная — Беслан;
1986 год: Грозный — Беслан;
1987 год: Тимашёвская — Протока;
1988 год: Протока — Крымская;
1991 год: Котляревская — Нальчик;
1994 год: Энем — Крымская — Новороссийск;
1999 год: Краснодар — Тихорецкая и Краснодар — Кавказская;
2000 год: Тихорецкая — Сальск;
2001 год: Сальск — Котельниково и Крымская — Грушёвая;
2006 год: Минеральные Воды — Кисловодск и Бештау — Железноводск (переведены с постоянного тока).
Дорога награждена орденом Ленина (1971).
В настоящее время разобраны следующие участки Северо-Кавказской железной дороги:
от станции Армавир-Туапсинский до станции Ставрополь-Ростовский (был разрушен в период Гражданской войны в России 1918—1922 годов, впоследствии не восстанавливался);
от станции Кущёвка до станции Староминская-Тимашёвская (был разрушен в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годов, впоследствии не восстанавливался);
от станции Песчанокопская до станции Красная Гвардия (линия строилась в 1980-х годах, в 1990-х была законсервирована и впоследствии разобрана);
от станции Морозовская-Южная до станции Черкасская (участок частично разобран);
от станции Сосыка-Ейская до станции Уманская (в 1990-х годах участок был законсервирован и в настоящее время полностью разобран);
от станции Слепцовская до станции Грозный (был разобран в годы Чеченских войн, впоследствии не восстанавливался).
На следующих участках отсутствует пассажирское сообщение:
от станции Курганная до станции Шедок (ответвление от линии Армавир — Туапсе);
от станции Комсомольская до станции Апшеронская (ответвление от линии Армавир — Туапсе);
от станции Дарг-Кох до станции Алагир (ответвление от линии Котляревская — Беслан);
от станции Светлоград до станции Будённовск (ответвление от линии Палагиада — Элиста);
от станции Палагиада до станции Элиста (на всей линии);
от станции Георгиевск до станции Незлобная (ответвление от линии Минеральные Воды — Прохладная);
от станции Шамхал до станции Буйнакск (ответвление от линии Кизилюрт — Махачкала);
от станции Тимашёвская до станции Ахтари (ответвление от линии Крымская — Староминская);
от станции Тарки до станции Каспийск (ответвление от линии Махачкала — Дербент)
от станции Крымская до станции Грушёвая (ответвление от линии Энем — Новороссийск);
от станции Морозовская до станции Морозовская-Южная (на всей линии);
от станции Черкасская до станции Волгодонская (на всей линии);
от станции Передовая до станции Красная Гвардия (ответвление от линии Кавказская — Палагиада);
от станции Назрань до станции Слепцовская (на всей линии);
от станции Скачки до станции Промышленная (ответвление от линии Минеральные Воды — Кисловодск);
от станции Черкесск до станции Джегута (на всей линии);
от станции Бештау до станции Железноводск (на всей линии).
Начальники Северо-Кавказской железной дороги
Руководство
Структура дороги
Регионы
До 1 августа 2010 года в состав дороги входили 5 отделений:
Грозненское отделение, преобразовано в Грозненский регион Северо-Кавказской железной дороги
Краснодарское отделение, преобразовано в Краснодарский регион Северо-Кавказской железной дороги
Махачкалинское отделение, преобразовано в Махачкалинский регион Северо-Кавказской железной дороги
Минераловодское отделение, преобразовано в Минераловодский регион Северо-Кавказской железной дороги
Ростовское отделение, преобразовано в Ростовский регион Северо-Кавказской железной дороги.
Ранее в составе дороги было также Лиховское отделение, впоследствии упразднённое и включённое в состав Ростовского и Туапсинское отделение, после упразднения включенное в состав Краснодарского.
Также в числе предприятий подчинения Северо-Кавказской железной дороги состоят Владикавказская детская железная дорога и Северо-Кавказская детская железная дорога (г. Ростов-на-Дону).
Эксплуатационная длина дороги составляет 6311,4 км, численность сотрудников — 60 567 человек, число станций — 403 (из них на 281 производятся грузовые операции). Начальник дороги — Пястолов Владимир Геннадьевич.
Северо-Кавказская железная дорога выполняет очень важную транспортную задачу, обеспечивая выход грузопотоков на Российские черноморские порты: Туапсе, Новороссийск. Важную роль для всей России в летний и осенний сезон играют пассажирские перевозки, осуществляемые дорогой к таким курортам, как Сочи, Туапсе, Анапа, Кисловодск, Ейск, Горячий Ключ.
О дороге
Северо-Кавказская железная дорога – одна из крупнейших в России. Магистраль пролегает через территорию 11 субъектов Северо-Кавказского и Южного федеральных округов (исключая Волгоградскую и Астраханскую области), которые занимают территорию около 430 тысяч квадратных километров с населением 20 миллионов человек.
Она объединяет южные территории России и связывает страну через порты в Ростове-на-Дону, Азове, Таганроге, Новороссийске, Туапсе, Ейске, а также порты Таманского полуострова со странами Черноморского и Средиземноморского бассейнов, через Махачкалинский порт – со странами Каспия.
В состав СКЖД входят шесть регионов: Ростовский, Краснодарский, Туапсинский, Минераловодский, Махачкалинский и Грозненский.
Для обеспечения пассажирских и грузовых перевозок на дороге работают более 360 вокзалов и свыше 400 станций.
Развитие железнодорожной сети на Юге России началось с Грушевско-Донской железной дороги. Движение по ней открылось в январе 1864 года. Протяженность пути на момент начала движения составляла 68 километров. Путь проходил от Грушевского Горного поселения (г. Шахты Ростовской области) до станицы Аксайской (г. Аксай Ростовской области).
В 1875 году началось движение по линии Ростов-на-Дону – Владикавказ. Затем появились ветки: Екатеринодар – Новороссийск; Беслан – Петровск; Минеральные Воды – Кисловодск; Кавказская – Ставрополь. К концу XIX века на Юге России сформировалась сеть, сохранившая свои очертания до наших дней. В XX веке дорога постоянно развивалась: строились новые линии, производилась модернизация инфраструктуры и обновление подвижного состава.
В начале XXI века СКЖД наращивает темпы развития за счет реализации крупных инфраструктурных проектов. В рамках подготовки к проведению XXII Зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года в Сочи была создана уникальная железнодорожная инфраструктура. От Туапсе до Адлера проложено 30 километров вторых путей, построены новые вокзалы на станциях Адлер, Имеретинский Курорт, Эсто-Садок, Роза Хутор. Реализован проект строительства совмещенной автомобильной и железной дорог из Адлера в Красную Поляну.
Сегодня магистраль продолжает активно расти и развиваться. Реализуются крупнейшие проекты, направленные на увеличение пропускных способностей к портам Азово-Черноморского бассейна, а также на развитие линий Таманского полуострова. В рамках этой масштабной программы уже введены в эксплуатацию и электрифицированы сотни километров путей.
Северо-Кавказская железная дорога — история создания
Северо-Кавказская железная дорога протянулась от Азовского и Черного морей на западе до Каспийского на востоке. От Восточно-Донской гряды на севере до Кавказского хребта на юге. 1 марта 1860 года атаман Войска Донского Михаил Григорьевич Хомутов обратился к военному министру с рапортом о необходимости сооружения железной дороги от Грушевских копей к пристани у станицы Мелеховской. Строительство железной дороги на донских территориях должно было способствовать торговому и промышленному развитию края. Во второй половине XIX века на территории, прилегающей к Дону, в районе реки Грушевки были открыты богатые залежи каменного угля. Потребители этого угля — крупные промышленные предприятия — нуждались в том, чтобы сырье доставлялось надежно и быстро. В мае 1860 года Император Александр II дает свое разрешение, а спустя семь месяцев, 18 декабря, утверждает «Положение о Комитете для сооружения Грушевско-Донской железной дороги и пристани на реке Доне».
Северо-Кавказская железная дорога — церемония начала строительства
2 апреля 1861 года в двух верстах от Новочеркасска, у балки Тангаш, состоялась торжественная церемония, посвященная началу строительных работ на Грушевско-Донской железной дороге. «Праздник этот, как следовало ожидать, привлек многочисленную публику. После молебствия наказной атаман, как представитель Войска Донского, положив на тачку первую глыбу земли, прошел с нею некоторое расстояние, за ним следовал начальник штаба — член комитета железной дороги и, наконец, строитель дороги с прочими инженерами. Торжество кончилось обедом для рабочих и гостей» («Донские войсковые ведомости», 4 апреля 1861 г.)
Северо-Кавказская железная дорога — выбор направлений
В 1861 г. сделали окончательный выбор направления железной дороги: она должна была пройти от Грушевских копей не в сторону Мелеховской станицы, как намечалось первоначально, а к станице Аксайской. Руководил работами инженер путей сообщения, подполковник Валериан Александрович Панаев, который был знаком со многими известными русскими писателями, в частности, дружил с Н.А. Некрасовым. На строительстве работало около 3000 рабочих из числа крестьян Харьковской и Курской губерний. Шпалы и лесоматериалы закупались в России, металлические мостовые конструкции, паровые машины, гидравлические краны, поворотные круги, механическое оборудование для ремонтных мастерских, паровозы и вагоны — в Бельгии, откуда доставлялись пароходами из Антверпена на Таганрогский рейд.
29 декабря 1863 года железнодорожная линия, протяженностью 66 верст (70 км), от Грушевки (Шахты) через Максимовку (Каменоломни) и Новочеркасск до станицы Аксайской, с веткой к угольным копям и пристанью, вошла в строй. 7 января 1869 года наместник Кавказа великий князь Михаил Николаевич представил императору записку о необходимости соединить Кавказ железной дорогой с общей сетью империи в направлении от Ростова-на-Дону до Владикавказа с ветвью к Черному морю. Комитет министров поддержал мнение наместника, а 2 января 1870 года последовало высочайшее повеление «включить линию от Ростова до Владикавказа в сеть главнейших железных дорог и приступить к ее строительству не позднее 1872 года».
Северо-Кавказская железная дорога — утверждённый вариант
Подрядчику С.С. Полякову поручили произвести изыскания трассы будущей дороги. Комитет железных дорог, рассмотрев результаты изысканий, определил общее направление линии. Из четырех предложенных приняли и 7 марта 1872 года императором утвердил вариант прокладки линии через Романовский пост (Кропоткин), Невинномысскую, в 20 верстах южнее Пятигорска, по долинам Кубани, Кумы, Терека. Выбранная трасса пролегла по степной холмистой равнине, заметно поднимающейся к югу, пересекла земли Екатеринославской и Ставропольской губерний, Донской, Кубанской и Терской областей. Концессию на сооружение дороги получил малоизвестный среди железнодорожных предпринимателей коллежский асессор барон Рудольф Васильевич Штейнгель, служивший тогда на Царскосельской железной дороге. По условиям концессии учредитель брал на себя обязательство в трехмесячный срок создать акционерное общество Ростово-Владикавказской железной дороги для постройки в три года железнодорожной линии Ростов-Владикавказ и последующей ее эксплуатации.
Мосты и дамбы на пути
Между Ростовом и Батайском возвели восьмиверстная земляная дамба. А также каменный пойменный мост длиною 250 саженей (533,4 м). Всего построили более десятка крупных мостов и свыше 200 малых мостов и водопропускных труб. Железная дорога Ростов — Владикавказ, протяженностью 652 версты (695 км), со всеми инженерными и гражданскими сооружениями построили за три года — как и намечалось. Официальное открытие движения поездов состоялось 2 июля 1875 года. Владимир Михайлович Верховский стал первым управляющим Ростово-Владикавказской железной дороги. В декабре 1879 года его сменил И.Д.Иноземцев. В июле 1883 года правление Общества Ростово-Владикавказской железной дороги направляет прошение в комитет министров о предоставлении концессии на строительство линии от Тихорецкой до Новороссийска. 9 ноября 1883 года получили разрешение. И 25 декабря 1884 года дорога была переименована в Владикавказскую.
Строительство началось в апреле 1885 года. На сооружение всей линии от Тихорецкой до Новороссийска длиною 258 верст отводилось три с половиной года. На Новороссийской ветке работами руководил инженер путей сообщения Михаил Станиславович Кербедз. Рельсы производились на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге и на железоделательном заводе в Юзовке (Донецк). Из Петербурга рельсы пароходами везли до Ростова и Новороссийска. Далее — по железной дороге до места укладки. Дубовые шпалы заготавливались в близлежащих лесах. Первый участок от Тихорецкой до Екатеринодара был открыт для движения в июле 1887 года. На втором, более сложном участке от Екатеринодара до Новороссийска сооружалось два горных тоннеля: малый, протяженностью 180 саженей, и большой — 650,9 сажени. Новороссийская ветвь строилась однопутной, тоннели проектировались сразу на две колеи, хотя укладывался первоначально только один путь.
Тоннели
Проходка горных пород в тоннелях велась посредством взрывов одновременно с двух порталов. Свод большого тоннеля сначала предполагалось сделать кирпичным. Для этой цели построили два завода по изготовлению кирпича, однако неподалеку обнаружилось месторождение каменной плиты, поэтому кирпичную кладку оставили и перешли на каменную, более прочную и долговечную.
Церемония открытия вновь построенной железнодорожной линии состоялась в Новороссийске 25 июня 1888 года при большом стечении горожан, в присутствии министра путей сообщения К.Н. Посьета, командующего войсками Кавказского военного округа А.М. Дондукова-Корсакова, наказного атамана Кубанского казачьего войска Г.А. Леонова, председателя правления общества Владикавказской железной дороги Р.В. Штейнгеля.
Новые линии
24 мая 1891 года общество Владикавказской железной дороги получило разрешение на строительство Петровской линии. От станции Беслан, что рядом с Владикавказом, через Грозный до Петровска (Махачкалы). Эта линия, протяженностью 250 верст, сдана в постоянную эксплуатацию 1 января 1894 года. Одновременно с Петровской линией построили Минераловодская ветвь. Ее длина 60 верст, соединившая курорты Кисловодска, Ессентуков и Пятигорска с главной линией Владикавказской дороги. С приходом в 1894 году железной дороги в Кисловодск началось интенсивное развитие кавказских курортов. В 1895 году вблизи кисловодского вокзала было построено красивое здание курзала (помещение для концертов, собраний и т. п.) с просторными рестораном и театром. Здесь ставились оперные и драматические спектакли, устраивались концертные выступления с участием прославленных актеров: Шаляпина, Собинова, Варламова, Давыдова, Дидура, Плевицкой, Преображенской и многих других. Число приезжающих возрастало. В 1912 году на Минераловодской ветке был уложен второй путь.
В начале 1890-х годов Ставропольская городская дума неоднократно обращалась в правительство с предложением о постройке железнодорожной ветки от станции Кавказской до Ставрополя. Разрешение на строительство, которое должно было вести общество Владикавказской железной дороги, было получено 9 мая 1893 года. Работами руководил М. Кербедз. Ему удалось успешно решить непростую задачу по возведению на коротком отрезке трассы высоких насыпей, глубоких выемок, немалого числа мостов, водопропускных труб и дренажных устройств, надежно обеспечивающих безопасность движения поездов. Дорога вступила в строй в 1897 году.
Влияние революции и войны на строительство
Начавшаяся в 1904 году русско-японская война и революция 1905 года привели к торможению строительства. Строительство новых линий надолго приостановилось. За период с 1901 по 1913 год была построена ветка от Батайска до Азова длиной 28 верст. Она принята в эксплуатацию в 1911 году. Отрезок Ростов — Владикавказ, построенный в 1875 году, обладал невысокой пропускной способностью. А потому с ростом объемов перевозок, особенно после пуска Новороссийской линии и выходов к Волге и Каспийскому морю, потребовалась коренная его реконструкция. Деревянные сооружения были заменены каменными, узловые и крупные грузовые станции перестроены с укладкой дополнительных путей.
Мост через Дон
Мост через Дон, построенный в 1875 году, не справлялся с растущим грузопотоком. Поэтому в 1912-1917 годы был возведен новый трехпролетный и двухпутный мост с вертикально поднимающейся фермой. Который спроектировал профессор С. Белзецким с участием крупнейшего ученого-мостостроителя профессора Н. Белелюбского и профессора Г. Передерия. Он был первым в России мостом вертикально-подъемной системы. Подъемная часть была устроена по проекту американского инженера Гунтера. Все металлические конструкции изготавливались в России на Мальцевском заводе.
С охватом все новых территорий железнодорожной сетью начался интенсивный рост городов. Например, Ростова-на-Дону, Таганрога, Новороссийска, Владикавказа, Екатеринодара, Армавира. В 1908 г. было создано акционерное общество инженера Перцева. Оно получило разрешение на строительство Армавиро-Туапсинской дороги. А в 1912 г. — дороги Армавир — Ставрополь — Петровское с ответвлениями на Дивное и Благодатное. Участок Армавир — Туапсе был закончен и сдан в эксплуатацию в 1913 г. А движение по дороге Георгиевск — Св. Крест началось в 1914 г.
К началу XX в. на Владикавказской дороге имелось 18 мастерских. Крупнейшие из которых — депо и мастерские Ростова и Батайска, Тихорецкие, Новороссийские, Кавказские, Грозненские, Минералводческие. В 1904 г. в обществе Владикавказской железной дороги насчитывалось свыше 28 тыс. рабочих и служащих. Оно занималось добычей и переработкой нефти и владело всей инфраструктурой Новороссийского порта. Во время гражданской войны железнодорожные пути Владикавказской дороги были разрушены. Процесс восстановления и реконструкции занял почти 10 лет. С 1929 года началось строительство новых участков на Северном Кавказе. Таких ка Туапсе — Сочи, Сочи — Адлер, Майкоп — Хаджох и др.
В 1970-е, 1980-е годы на дороге ведется активное строительство. В частности сооружаются линии: Зверево — Краснодонская (1971). Анапа — Юровский (1977). Благодарное — Буденовск (1987). Песчанокопская — Красная Гвардия (1989). Преемница Грушевско-Донской, а впоследствии Владикавказской, — Северо-Кавказская железная дорога связывает регион с центром России. А также Уралом, Сибирью, Дальним Востоком, государствами Содружества и Балтии. Управление Северо-Кавказской железной дороги находится в Ростове-на-Дону.