какая бывает динамика в экономике

ДИНАМИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Смотреть что такое «ДИНАМИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ» в других словарях:

ДИНАМИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ — характер изменения экономических показателей во времени, определяемый путем составления и анализа рядов таких показателей. Подобные ряды, именуемые динамическими, представляют совокупность значений показателей в разные последовательно… … Экономический словарь

динамика экономических показателей — Характер изменения экономических показателей во времени, определенный путем составления и анализа рядов таких показателей. [http://www.lexikon.ru/dict/buh/index.html] Тематики бухгалтерский учет … Справочник технического переводчика

динамика экономических показателей — характер изменения экономических показателей во времени, определяемый путем составления и анализа рядов таких показателей. Подобные ряды, именуемые динамическими, представляют совокупность значений показателей в разные последовательно… … Словарь экономических терминов

ДИНАМИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ — характер изменения экономических показателей во времени, определенный путем составления и анализа рядов таких показателей … Большой бухгалтерский словарь

ДИНАМИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ — характер изменения экономических показателей во времени, определенный путем составления и анализа рядов таких показателей … Большой экономический словарь

Динамика — (Dynamics) Содержание Содержание 1. в разных науках В физике В астрономии В науках о Земле В биологии В технике В музыке 2. Динамика в физике 3. Ряды динамики 4. Газовая динамика Динамика – это состояние движения, ход развития, изменение… … Энциклопедия инвестора

Платежный баланс — (Balance of payments) Платежный баланс это статистический документ, отражающий все внешнеэкономические операции данной страны Платежный баланс страны, методы и структура составления платежного баланса, отрицательное и положительное сальдо… … Энциклопедия инвестора

Конъюнктура — (Conjuncture) Конъюнктура это сформировавшийся комплекс условий в определенной области человеческой деятельности Понятие конъюнктуры: виды конъюнктуры, методы прогнозирования конъюнктуры, конъюнктура финансового и товарного рынков Содержание… … Энциклопедия инвестора

Инфляция — (Inflation) Инфляция это обесценивание денежной единицы, уменьшение ее покупательной способности Общая информация об инфляции, виды инфляции, в чем состоит экономическая сущность, причины и последствия инфляции, показатели и индекс инфляции, как… … Энциклопедия инвестора

Торговый баланс — (Trade balance) Торговый баланс это экономический показатель, отражающий соотношение между экспортом и импортом страны Торговый баланс страны, активный и пассивный торговый баланс, сальдо торгового баланса, роль торгового баланса в экономике… … Энциклопедия инвестора

Источник

Экономическая динамика и ее формы. Экономические циклы.

какая бывает динамика в экономике. Смотреть фото какая бывает динамика в экономике. Смотреть картинку какая бывает динамика в экономике. Картинка про какая бывает динамика в экономике. Фото какая бывает динамика в экономике какая бывает динамика в экономике. Смотреть фото какая бывает динамика в экономике. Смотреть картинку какая бывает динамика в экономике. Картинка про какая бывает динамика в экономике. Фото какая бывает динамика в экономике какая бывает динамика в экономике. Смотреть фото какая бывает динамика в экономике. Смотреть картинку какая бывает динамика в экономике. Картинка про какая бывает динамика в экономике. Фото какая бывает динамика в экономике какая бывает динамика в экономике. Смотреть фото какая бывает динамика в экономике. Смотреть картинку какая бывает динамика в экономике. Картинка про какая бывает динамика в экономике. Фото какая бывает динамика в экономике

какая бывает динамика в экономике. Смотреть фото какая бывает динамика в экономике. Смотреть картинку какая бывает динамика в экономике. Картинка про какая бывает динамика в экономике. Фото какая бывает динамика в экономике

какая бывает динамика в экономике. Смотреть фото какая бывает динамика в экономике. Смотреть картинку какая бывает динамика в экономике. Картинка про какая бывает динамика в экономике. Фото какая бывает динамика в экономике

Особенность современного подхода к исследованию экономического развития страны состоит в проведении четкого различия между экономической статикой и экономической динамикой. Экономическая статика понимается как состояние покоя, неизменности, как изучение соотношений, пропорций, взаимосвязей в неподвижной хозяйственной системе.

На самом деле любая экономическая система находится в постоянном движении. Ей присущ динамизм развития, динамизм качественной изменчивости.

Экономическая динамика есть своеобразный способ развития хозяйственной системы, означающий процесс смены состояний и движения ее параметров. Это процесс непрерывного изменения объемов и структуры общественного производства, расширения или сокращения возможностей национальной экономики удовлетворять меняющиеся общественные потребности и обеспечивать накопление в необходимых размерах.

При этом в трактовке динамики экономического развития страны присутствуют количественная и качественная стороны данного понятия. Первая отражается в динамике изменения объемов производимого национального продукта, вторая – в способности национальной экономики удовлетворять меняющиеся потребности и обеспечивать накопление. Эти две стороны находятся между собой во взаимной связи. И связь эта сложная, ведь сама по себе динамика выпускаемого продукта не обязательно влечет за собой новое качество и улучшение или ухудшение жизни общества. Например, нерациональное использование сырья, топлива, энергии сводит к нулю достижение значительного роста в добывающих отраслях и не дает увеличения реально необходимых обществу продуктов и увеличение уровня жизни.

Динамический подход характеризуется чертами, противоположными подходу статическому:

— основу динамического подхода составляет фактор времени,его продолжительность, поскольку от этого зависят и характер, и глубина происходящих в экономике изменений;

— непосредственным предметом анализа становятся именно изменения, происходящие во всех элементах экономики и ее структуре, а также векторы этих изменений;

— динамический подход исходит из неравновесного состояния экономики;

— для этого подхода не характерно построение моделей, свойственное процессу функционирования (равновесия) экономики.

Динамика экономического развития есть динамика воспроизводственная и динамика структурная. В своем развитии экономическая система постоянно возобновляется, воспроизводится. Она движется в ходе кругооборота, находясь в процессе постоянного повторения, в результате чего удовлетворяются потребности людей и возобновляются материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Под структурной динамикой понимается такое развитие, при котором изменяется взаимосвязь между элементами и качество самой экономической системы.

Экономике свойственно неравномерное движение, отличающееся нестабильностью, импульсивностью, относительной прерывностью. Развитие экономики испытывает подъемы и спады, скачки и флуктуации, толчки и инерции. Среди всего многообразия протекающих в экономике динамических процессов выделим, прежде всего, возмущения, сдвиги, колебания, волны и циклы.

Возмущения представляют собой влияющие на экономическое развитие неуправляемые воздействия, не вызывающие, однако, изменения основных качеств экономической системы.

Сдвиги в отличие от возмущений имеют результирующую составляющую, выступают существенным изменением внутреннего строения экономической системы, взаимосвязей между ее элементами, законов данных взаимосвязей и приводят к изменению основных системных качеств.

Наряду с возмущениями и сдвигами экономическому развитию страны свойственны колебания, чередования подъемов и спадов. Раз возникнув, подъем неизбежно переходит в спад, а спад, раз появившись, рано или поздно должен перейти в подъем. Ни непрерывный подъем, ни бесконечный спад не могут быть имманентными экономическому развитию: его принадлежностью может быть только чередование подъемов со спадами, пусть даже не слишком равномерное и ритмичное. Периоды относительно спокойного развития национальной экономики сменяются периодами ее импульсивного развития. Можно выделить затухающие и возрастающие экономические колебания.

какая бывает динамика в экономике. Смотреть фото какая бывает динамика в экономике. Смотреть картинку какая бывает динамика в экономике. Картинка про какая бывает динамика в экономике. Фото какая бывает динамика в экономике

Положительное и отрицательное колебания, происходящие одно за другим, вместе, взаимообусловлено, составляют волну. Одна волна приходит на смену другой.

Присущие экономическому развитию страны колебания выражаются в чередовании экономических подъемов с экономическими спадами. А раз есть череда, смена периодов экономического развития, то есть и периодичность появления состояний одного типа (например, периодов позитивного развития): экономическое развитие идет не только флуктуативно (от подъема к спаду), но и возвратно (от подъема к подъему, от спада к спаду, от застоя к застою). Являясь выражением неравномерности функционирования национальной экономики, экономическое развитие страны приобретает циклическую форму. Цикличность противоположна аритмии, неупорядоченности, хаосу.

Нелинейный характер экономической среды, неравномерно стимулирующий развитие на разных ее участках, делает волновую динамику экономического развития страны во многом пестрой и несинхронизированной. Волновые и циклические процессы специфически проявляются в разных сферах экономики и на разных ее уровнях. Они могут идти параллельно или перекрещиваться друг с другом, что существенно усложняет картину, делая ее поливариантной.

Цикличность представляет собой всеобщую форму развития материи и общества, отражающую его неравномерность, прогресс и регресс, созидание и распад.

Экономический цикл – это периодическое колебание основных макроэкономических показателей развития экономики: объема производства, занятости (безработицы) и инфляции.

Причины экономического цикла могут быть различными. Причины экономических циклов являются следующими:

· сезонные колебания (смена времен года), которые особенно сильно влияют на сельскохозяйственное производство;

· колебания экономической конъюнктуры, в основе которых с точки зрения кейнсианцев лежит взаимодействие совокупного спроса и предложения, с точки зрения монетаристов – недостаток и избыток денежной массы;

· эволюционное техническое обновление производства на основе прежних технологических разработок;

· революционное обновление техники на основе базовых технологических нововведений;

Источник

Экономическая динамика и экономический рост национального хозяйства. Государственное регулирование национального хозяйства

Факторы и новое качество экономической динамики и экономического роста

Экономическая динамика характеризует ход изменений, развития национальной хозяйственной системы как единого целого. Такие изменения носят как количественный (экстенсивный), так и качественный (интенсивный) характер.

В хозяйственной практике, как правило, экономическая динамика отражает изменения объема производимых в стране товаров и услуг и измеряется в физическом и стоимостном выражении. Первое имеет преимущество (более надежно, ибо позволяет исключить воздействие инфляции) и недостаток (не универсально, поскольку при подсчете темпов экономической динамики трудно вывести общий показатель для производства разных изделий). Чаще всего в национальной экономике для изучения динамики используют коэффициенты роста (замедление), темпы роста и темпы прироста.

Важнейшими характеристиками экономической динамики являются ее факторы, суммарное влияние которых определяет реальные объемы национального производства, возможности перехода хозяйства на новый качественный уровень развития. Факторы динамики могут выступать в виде материально-вещественных и невещественных объектов, производственных и финансовых ресурсов, институциональных преобразований и организационно-управленческих форм, экономических интересов и др. С позиций системного подхода, факторы экономической динамики можно классифицировать по следующим признакам:

В экономической литературе существуют авторские подходы к классификации факторов экономической динамики:

Конец девяностых годов ХХ века – начало двухтысячных годов ХХI века ознаменовались переходом современной регулируемой экономики на новый качественный уровень развития. В основе этого лежат три главных условия:

1) развитие национальной экономики становится исключительно интенсивным и сопровождается ростом эффективности производства на базе применения ресурсосберегающих технологий и освоения достижений научно-технического прогресса;

2) сформировалась особая структура производства, состоящая из отраслей, определяющих технический прогресс или обслуживающих потребности людей;

3) наметилось установление границ, за которыми экономическое развитие становится социально опасным. Введение ряда ограничений диктуется необходимостью сохранения среды человеческого обитания и невоспроизводимых ресурсов.

Новое качество развития экономики промышленно развитых стран еще более увеличило отставание России. Например, в области внедрения компьютерных технологий и автоматизации производства мы отстаем от США в 6,6 раз, от Японии – в 4,9 раза, от стран Западной Европы – в 2,9 раза. В области биотехнологии эти показатели равны соответственно: 6,8; 4,4 и 3,8 раза. Значителен разрыв и в скорости освоения «ноу-хау». Если в США 66% изобретений реализуются в производстве в течение первых двух лет с момента получения авторского свидетельства, в Германии – 64%, то в нашей стране – только 23%.

Таким образом, можно констатировать, что страны, в которых сохраняется закостенелая структура производства и отсутствуют действенные механизмы развития НТП, обречены на устойчивое отставание в области науки и технологии, без рыночных стимулов развиваться не могут.

Вместе с тем, многолетний опыт промышленно развитых стран свидетельствует, что рыночный механизм, действуя в автономном режиме, один не в состоянии обеспечить решение проблем перехода к новому качеству экономического развития. Без государственного вмешательства здесь не обойтись.

Основные направления государственного воздействия на экономическую динамику. Эффект А. Лаффера

Воздействие государства на ход развития экономики развертывается по пяти основным направлениям:

I направление – это государственные меры, направленные на развитие фундаментальной науки, сохранение природной среды и невоспроизводимых ресурсов.

II направление – это антициклическое регулирование (политика краткосрочной стабилизации). Для всякой национальной экономики, основанной на рыночном и государственном механизмах, характерны периодические спады производства, замедление его роста, что в перспективе ухудшает показатели экономической динамики, снижает среднегодовые темпы роста национального дохода. На борьбу с этими негативными явлениями направлено антициклическое регулирование, включающее:

Осуществляя экспансионистскую денежную политику, государство оказывает двоякое воздействие на спрос:

а) путем увеличения денежной массы в обращении оно вызывает явную (открытую) инфляцию и повышение цен. Потребители под влиянием инфляционных ожиданий тратят свои сбережения на товары и услуги, чего и добивается государство;

б) путем наращивания предложения денег оно обусловливает кратковременное снижение процентных ставок. В результате кредит становится дешевым и доступным предпринимателям, которые, получив его повышают спрос на средства производства и приобретают акции, что тоже способствует росту деловой активности.

Если денежная политика не дает положительных результатов (не балансирует рынки), то государство само создает дополнительный спрос. Для этого увеличиваются бюджетные расходы за пределы доходов, возникает дефицит бюджета, для покрытия которого государство берет взаймы из разных источников, в том числе у собственного Центрального банка. Однако сегодня инфляционные методы государственного антициклического регулирования (денежная экспансия и наращивание бюджетных расходов) уходят в прошлое, уступая дорогу налоговой политике. Здесь упор делается на устойчивое уменьшение налогооблагаемой прибыли, идущей на накопление. Высвобождаемые финансовые ресурсы направляют на капиталовложения, в результате чего растет спрос на средства производства и раздвигаются границы рынка.

Либерализация налогообложения характеризуется эффектом А. Лаффера, который выражается в увеличении поступлений в бюджет, сокращении дефицита и торможении инфляции.

какая бывает динамика в экономике. Смотреть фото какая бывает динамика в экономике. Смотреть картинку какая бывает динамика в экономике. Картинка про какая бывает динамика в экономике. Фото какая бывает динамика в экономике
Рис. 9.1. Эффект А. Лаффера

В мировой хозяйственной практике неплохо себя зарекомендовал и такой метод стимулирования экономического развития, как механизм инвестиционных налоговых льгот. Суть его в том, что, когда предприятие осуществляет инвестиции в новое оборудование, из общей суммы прибыли, подвергаемой налогообложению, государство исключает определенную сумму, равную части вложенного капитала. Эти части дифференцируются по отраслям, причем, в передовых отраслях максимальны. Чем больше инвестиции и прогрессивнее их структура, тем меньше отдаваемый в госбюджет налог.

По аналогичной схеме работает система инвестиционных налоговых кредитов. Допустим, что каждое из предприятий, входящих в одну отрасль, инвестирует в новое оборудование, но доля этих затрат в издержках производства неодинаковая: на одном предприятии 5%, на втором – 7%, на третьем – 9% и т. д. Стимулируя НТП, государство диктует следующее правило: фирмы, у которых этот индикатор выше среднеотраслевого показателя, имеют право на получение спецкредита для уплаты налога. Данный кредит предоставляется под низкий процент и на длительный срок, а также обеспечивается государственным страхованием, льготным налогообложением банковской прибыли и др. Разумеется, предприятия, получив такой ощутимый экономический стимул, активизируют инвестирование и превзойдут среднеотраслевую отметку. А именно этого и добивалось от них государство. Причем, затраты государства не будут слишком серьезными, ибо число предприятий, одолевших среднеотраслевой рубеж, меньше числа вступивших в соперничество за инвестиционные налоговые кредиты.

III направление – бюджетно-кредитная и региональная политика государства.

Речь идет, во-первых, о конкурсном распределении бюджетных субсидий (грантов), которые достаются фирмам, способным обеспечить структурные прорывы и быстрый прогресс ведущих отраслей. Во-вторых, об устранении региональных диспропорций при помощи межгосударственных комплексных программ.

IV направление – действенное антиинфляционное регулирование и осторожная социальная политика. Его цель:

1) предотвратить отрицательное давление чрезмерной денежной массы, не имеющей товарного наполнения, на национальную экономику;

2) воспрепятствовать необоснованному раздуванию социальных программ, которое приводит к снижению предложения рабочей силы, институциональной безработице, падению объема трудовых доходов и сбережений.

V направление – политика ускоренной амортизации. Она состоит в том, что государство, повышая нормы списания основного капитала, дает возможность предпринимателям быстрее обновлять средства труда. Эти нормы дифференцируются по отраслям и наиболее высоки в самых передовых, прогрессивных отраслях. Последние выполняют своеобразную роль двигателя технического прогресса и фактически ведут за собой всю национальную экономику.

Политика ускоренной амортизации дает еще один важный экономический эффект: она повышает спрос на современные средства труда и увеличивает емкость рынка продукции машиностроения.

Методы исследования экономической динамики

В мировой хозяйственной практике существует немало эффективных методов исследования экономической динамики типа производственной функции:

какая бывает динамика в экономике. Смотреть фото какая бывает динамика в экономике. Смотреть картинку какая бывает динамика в экономике. Картинка про какая бывает динамика в экономике. Фото какая бывает динамика в экономике

где Y – результат производства (например, объем национального дохода);
x – затраты факторов производства (капитал, живой труд, информация, технология);
A – постоянная;
α – коэффициент эластичности.

Видное место среди них отводится функции Ч. Кобба – П. Дугласа, которая имеет следующий вид:

где Y– объем выпуска продукции;
K – затраты капитала;
L– затраты живого труда;
α и β – коэффициенты эластичности производства по капиталу и труду.
A – постоянная.

Объясним экономический смысл последних трех показателей. Коэффициенты α и β показывают, на сколько процентов увеличится или уменьшится результат Y при изменении ресурса K или ресурса L на один процент.

какая бывает динамика в экономике. Смотреть фото какая бывает динамика в экономике. Смотреть картинку какая бывает динамика в экономике. Картинка про какая бывает динамика в экономике. Фото какая бывает динамика в экономике

Сумма (α + β) отражает уже общую реакцию производства на указанные изменения затрат. Следовательно, функция Ч. Кобба – П. Дугласа является однородной в степени α + β. Когда α + β = 1, данная функция становится однородной в первой степени.

Постоянная A трактуется двояко. Если объем выпуска продукции (Y) и израсходованные ресурсы (K, L) имеют идентичную (например, денежную) меру, то A отразит влияние на результат со стороны прочих (кроме Kи L) факторов производства. Если же переменные измеряются по-разному (например, в натуральных и стоимостных показателях), то постоянная A призвана соизмерить эти переменные.

Пример. Пусть расход и капитала, и живого труда увеличился на 5%. С учетом этого обстоятельства уравнение запишется так:

Y = A × (105K) α × (105L) β = A × (105) α+β × K α × L β

Здесь возможны три варианта:

Эффект мультипликации имеет следующие особенности:

— в кейнсианском варианте мультипликатора:
а) распределением прироста доходов;
б) величиной доли непроизводственного потребления в приросте национального дохода;

— в современной модели мультипликатора (Я. Тинберген, Р. Манделл, Г. Тейл):
в) качеством самой хозяйственной системы;
г) конкурентностью хозяйственной системы;
д) интенсивностью инфляционного процесса;
е) поведением государства и т. д.

II. Эффект акселератора

В его основе лежат долгосрочные последствия инвестиционного процесса. Если в теории мультипликатора мы считали сбережения временно выбывшими из экономического оборота, то теперь они появляются в виде капиталовложений из банков и фондовых бирж. Возникающий при этом инвестиционный спрос, как правило, либо выше, либо ниже предложения сбережений.

Данный вид капиталовложений не тождественен первоначальным (автономным) инвестициям, которые, по сути, включают механизм расширенного воспроизводства. Функционирование последних увеличивает национальный доход, определенная часть прироста которого становится вторичным вложением капитала.

Эти вторичные капиталовложения фактически индуцируются хозяйственной системой, дополняют первоначальные инвестиции и усиливают их действие. В результате возникает эффект акселерации, то есть эффект ускорения экономического роста. Мера такого ускорения, степень влияния скорости изменения национального дохода на объем вторичных капиталовложений называется акселератором. Его математическая интерпретация такова:

где Kjt – величина вторичных капиталовложений в году t;
Yt+1; Yt – величины национального дохода соответственно в годах t+1 и t;
β – величина акселератора.

Поскольку разделить капиталовложения на первичные и вторичные довольно сложно, то производность последних в достаточной мере условна. Отсюда, на практике при осуществлении экономических расчетов к вторичным капиталовложениям относят такие инвестиции, чья зависимость от недавних изменений национального дохода незначительна (например, государственные капиталовложения, частные инновационные капиталовложения и т. д.). Заметим, что с точки зрения перспектив спроса и прибыли производные инвестиции отличаются высокой степенью неопределенности и риска.

Таким образом, первичные капиталовложения влияют на динамику национального дохода с интенсивностью, равной величине мультипликатора. Прирост национального дохода вызывает поток вторичных («индуцированных») капиталовложений, объем которого зависит от размеров акселератора. Вместе первичные и вторичные инвестиции вновь порождают эффект мультипликации, стимулируя очередной прирост национального дохода, и так далее. Получается, что экономическое развитие идет по нарастающей, приобретая черты кумулятивного процесса.

Экономический прогноз, проведенный Дж. Хиксом и П. Самуэльсоном, выявил следующие возможные варианты развития данного процесса:

На практике чаще других встречаются два таких эффекта:

а) запаздывание спроса на инвестиционные ресурсы (лаг, характеризующий период времени между изменением дохода и решением инвестировать);

б) запаздывание предложения инвестиционных благ (лаг, характеризующий временный период между решением инвестировать и реальными затратами на покупку элементов капиталовложений).

Экономические регуляторы и их инструменты

Анализ теоретико-прикладных исследований зарубежных и отечественных ученых в области участия государства в решении проблем ускорения экономической динамики дает возможность перейти к изучению практики государственного регулирования национального хозяйства. Такая практика предполагает обобщение экономических и административных регуляторов, их инструментов, а также форм государственного регулирования хозяйства на национальном уровне.

Как показывает опыт, к экономическим регуляторам относятся:

1) денежная политика, инструменты которой (ставка межбанковского кредита, норма обязательных резервов, операции центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг) дают возможность государству управлять инфляцией, воздействовать на движение курса акций, регулировать процентные ставки, инвестиционный процесс, производство и занятость;

2) налоговая политика, благодаря инструментам которой (системы прогрессивного налогообложения; предоставление налоговых льгот малому бизнесу и предприятиям-новичкам; освобождение от налогообложения части дохода, расходуемой в благотворительных целях) удается организовать перераспределение доходов и стимулировать экономический рост;

3) политика государственных расходов, призванная осуществить структурную перестройку национального производства, обеспечить территориальную (региональную) пропорциональность, снизить уровень вынужденной безработицы в стране;

4) управление государственным долгом посредством изменения ставки процента и срока выпуска облигаций в целях борьбы с инфляцией и создания благоприятной ситуации на рынке ценных бумаг;

5) внешнеторговая политика, среди инструментов которой следует выделить:

а) стимулирование экспорта. Экспортная ориентация делает национальную экономику более динамичной, придает ее развитию новое качество, способствует преодолению монополизма. Это объясняется тем, что мировой рынок с его высокой конкуренцией подвергает серьезной проверке потребительские свойства товаров, структуру и эффективность национального производства, сталкивает национальный бизнес с сильными соперниками.

Стимулирование экспорта идет по следующим направлениям:

б) лицензирование экспортных потоков, цель которого воспрепятствовать опустошению внутреннего рынка, вывозу стратегически важных ресурсов, продаже важнейшего национального имущества и пр.;

в) таможенное налогообложение. Государство, устанавливая ставки налогов на импорт, стремится обеспечить удовлетворительную защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов. Искусственно завышая цены зарубежной продукции, оно поддерживает своих предпринимателей, защищает национальное хозяйство от падений производства и занятости.

Вместе с тем такой протекционизм чреват негативными последствиями.

Когда таможенные тарифы чрезмерно высоки, то имеет место:

Следовательно, от государства в области внешнеторговой политики требуется гибкое регулирование таможенных тарифов, умелая тактика лавирования, позволяющая обеспечить надежную защиту внутреннего рынка и одновременно избежать тяжелых последствий протекционизма;

г) нетарифные методы, в числе которых:

Одним словом, к нетарифным методам прибегают тогда, когда надо снизить импорт, а налоги на него повысить нельзя. Внешне это выглядит так: доступ на внутренний рынок в силу низких таможенных тарифов вроде бы открыт, однако попасть на него зарубежным экспортерам трудно, им требуется поддержка своего государства в виде налоговых поблажек, экспортных кредитов и др.;

6) политика в сфере международного движения капиталов, где инструментами выступают:

а) программы помощи иностранным государствам;
б) двусторонние соглашения;
в) кредиторы инвесторам, специально предназначенные для уплаты налогов там, где расположены их филиалы.

Используя эти инструменты, государство получает обратные положительные эффекты в виде прибыли от старых и новых капиталовложений, улучшение платежного баланса, увеличение притока в страну иностранной валюты, долговременного овладения внешними рынками и т. д.

Административное регулирование

Административное регулирование используется лишь в тех случаях, когда максимальная свобода отдельных хозяйствующих субъектов оборачивается тяжелыми потерями для остальных и национального хозяйства в целом.

Существует немало сфер, в которых административное регулирование достаточно эффективно, а порой просто необходимо:

1) прямой государственный контроль над монопольными рынками. Поскольку последние далеко не одинаковы, постольку применение здесь административного регулирования должно быть различным.

а) в сфере естественной государственной монополии (оборона, фундаментальная наука и т. д.) требуется полномасштабное администрирование в форме:

б) в сфере технологических олигополий следует использовать мягкий административный нажим в форме:

в) в отношении остальных монопольных рынков от государства требуется гибкое управление административными методами с постепенной их заменой экономическими регуляторами;

2) побочные эффекты рыночных процессов, их последствия для состояния окружающей среды и невоспроизводимых ресурсов.

В сфере экологии экономического регулирования явно недостаточно, нужны административные меры превентивного характера:

а) консервация части национальных ресурсов, исключающая любые формы их коммерческой эксплуатации;
б) выделение природоохранных зон;
в) прямые запрещения использования экологически вредных технологий.

Таким образом, необходимы жесткие стандарты, гарантирующие населению проживание в условиях экологической безопасности;

3) разработка стандартов, контроль за их соблюдением всеми, кто участвует в функционировании национального хозяйства;

4) определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения страны, ниже которых – нищета. Речь идет о пособиях по безработице, гарантированном минимуме заработной платы и т. д.; защита национальных интересов в системе мирохозяйственных связей (например, госконтроль над импортом капитала, лицензирование экспорта и т. п.).

Отметим, что в промышленно развитых странах административное регулирование широко распространено, нисколько не мешает росту эффективности народного хозяйства и благосостояния населения и давно превратилось в неотъемлемую часть хозяйственного механизма. Симптоматично, что в середине 70-х годов ХХ века американские ученые (В. Леонтьев, Дж. Гэлбрейт, Р. Хейлброннер и др.) выступили с манифестом, основу которого составил проект создания в рамках аппарата президента Управления национального экономического планирования. Данному управлению вменялись функции, находящиеся за пределами традиционных экономических регуляторов, т. е. не связанные с денежной политикой, налоговым регулированием, управлением государственным долгом. Оно должно было заниматься сборкой, обработкой и анализом всей экономической информации, исследованиями долгосрочных тенденций развития национального хозяйства, разработкой пакета программ на 15–20 лет в области энергетики, транспорта и т. д. Несмотря на то, что такое Управление не было создано, сам факт появления идеи о нем весьма многозначителен.

Государственные целевые программы

В хозяйственной практике формы регулирования национального хозяйства представлены прежде всего государственными целевыми программами.

Составлению таких программ предшествует прогноз, основанный на методах и моделях прогнозирования. Модели прогнозирования разрабатываются с помощью эконометрической техники и имеют многоцелевое назначение. Они используются для:

Модели прогнозирования бывают:

Наиболее авторитетны модели прогнозирования, построенные в США специалистами Уортонской школы бизнеса (возглавлял Л. Клейн), корпорацией «Дэйта рисорсиз» (О. Экстайн) и «Чейз эконометрикс» (М. Эванс).

Прогностические модели имеют три недостатка:

Надежность прогноза значительно повышается, если эконометрическое моделирование дополняется нематематическими способами прогнозирования: экспертными оценками и сценарными прогнозами.

Наиболее развитой формой экспертных оценок выступает метод Дельфи, разработанный сотрудниками американской корпорации РЭНД в середине шестидесятых годов прошлого века. Процесс экспертного прогнозирования делится на ряд этапов, на каждом из которых формулируются и последовательно обобщаются мнения независимых экспертов по поводу вероятности того или иного события. Такая экспертиза дает возможность достаточно точно оценить будущую траекторию экономической динамики, определяя как количественные, так и качественные характеристики (замедление или ускорение).

Сценарные прогнозы, у истоков которых стоял американский социолог Г. Кан, обычно рассчитаны на весьма продолжительный срок (на период до 50 лет). Среди них выделяют:

Сочетание всех трех подходов (эконометрического моделирования, экспертных оценок и прогнозных сценариев) породило новое направление – долгосрочное глобальное прогнозирование. Приоритет в формировании методологии глобального прогнозирования принадлежит российскому экономисту 20–30-х годов ХХ века Н. Д. Кондратьеву. Первый же такой прогноз был осуществлен американским ученым Дж. Форрестером в 1971 году. В настоящее время долгосрочным глобальным прогнозированием занимаются ученые на национальном и международном уровнях под эгидой Римского клуба.

Глобальные прогнозы имеют очень длинный временной диапазон (до 100 лет) и охватывают не только мирохозяйственные проблемы, но и геополитические проблемы, состояние окружающей среды, урбанизацию, ресурсосбережение и другие проблемы будущего человеческой цивилизации. Точность таких прогнозов предполагает значительный объем статистической информации.

В настоящее же время создатели глобальных моделей располагают всего 0,1% необходимой статистики.

Подготовка прогноза позволяет перейти к поэтапному программированию регулирования национального хозяйства. Здесь выделяют четыре этапа:

I этап – это формирование целевой функции, т. е. начинают действовать механизмы принятия политических решений, посредством которых определяется очередность целей и их желательные уровни;

II этап – формирование пакета вариантов экономической политики, обеспечивающих достижение целей программы;

III этап – анализ ресурсного покрытия всех проектов, составление их бюджетов, определение системы управления и контроля над реализацией программы;

IV этап – формулировка критерия, позволяющего оптимизировать выбор одного из вариантов программы.

Государственные целевые программы строятся как замкнутые системы, предусматривающие обратную связь. Заранее предполагается, что в процессе их реализации возможны неожиданные изменения поставленных целей, смещение политических предпочтений высших должностных лиц, прорывы в сфере НТП, конъюнктурные повороты в мировом хозяйстве и т. д. Отсюда, в программы включаются резервные варианты регулирования, которые позволяют своевременно корректировать экономическую политику. Государственные целевые программы бывают:

Кроме того, данные программы делятся на национальные, региональные, структурные и др. (например, программы ЕС).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *