какая была землянка в сказке о рыбаке и рыбке
Пророчества в Сказке о рыбаке и рыбке
Рассмотрим «Сказку о рыбаке и рыбке». В названии фигурируют рыбак и рыбка. Как утверждает ряд исследователей, прообразом послужила сказка братьев Гримм, «Сказка о рыбаке и его жене», другие считают первоисточником русскую народную сказку «Жадная старуха». В том и другом случае старуха является главным персонажем, а у А.С. Пушкина нет. Старуха у него персонаж второстепенный, хотя львиная часть текста посвящена ней.
В тексте герой именуется стариком. Название сказки должно было бы звучать – «Сказка о старике и рыбке». Словом «рыбак» автор концентрирует наше внимание на взаимосвязи старика и рыбки. Как бы намекая, что главные тайны скрыты в этих отношениях.
«Жили они в ветхой землянке». На первый взгляд складывается мнение, что речь идёт об очень бедных людях. А может это намёк на аскетический праведный образ жизни старика. Многие святые жили в суровых условиях. Например, святой Александр Свирьский жил в расщелине скалы на острове Валааме.
Землянка была «ветхой». Земляные стены не ветшают. Только соломенная крыша ветшать может. Замена соломы – дело копеечное и не тяжёлое. Почему старик её не ремонтировал? Значит, нужды в этом не было. В месте, где они жили, не бывало ураганов, ливней и прочей ярости непогоды, которая ветхую крышу мигом бы уничтожила. Райский уголок. Природа хранит старика.
Жили они там «Ровно тридцать лет и три года». Слово «Ровно» как гвоздём приколачивает внимание читателя к сроку жизни в землянке. В тридцать лет Иисус Христос начал проповедовать и три года учил до Голгофы. Эта фраза указывает на то, что настал час Голгофы старика.
Старик кроток, аскетичен, не прихотлив, жил по законам Божьим. Он не выходил в море на лодке, чтобы наловить много рыбы. Он ловил с берега и довольствовался тем, что Бог посылал ему в невод. Почему старик ловил неводом, а не ставил сети? Невод забрасывать и тащить значительно тяжелее, чем поставить сеть и время от времени ее проверять. Наверно, он так поступал из желания не мучить рыбу долгими страданиями в сети. Почему старик ловил в одиночку, ведь артелью ловить сподручней? Он вел образ жизни отшельника-праведника.
Случилось чудо. Бог послал старику в невод могущественную говорящую человеческим голосом золотую рыбку. О случайности события не может быть и речи. Золотая рыбка в силу своего могущества не попадётся в сети никому и никогда кроме того случая, когда это ей необходимо. Зачем рыбке нужно было быть пойманной? У меня есть два предположения:
Бог хотел искушением испытать праведность старика.
Бог хотели проверить действие Божьих законов в Миру.
Возможно, обе цели имели место.
«Удивился старик, испугался», когда золотая рыбка заговорила. Чего старик испугался? Испугался чуда? Золотая рыбка не грозила старику расправой, не выказывала гнева. Нет причин старику бояться её. Учитывая, что испугался праведник и мудрец, то причиной была боязнь греха, боязнь впасть в искушение всемогуществом.
Почему золотая рыбка приплывала на зов старика? Он ведь её отпустил, от выкупа отказался. Она ему ничего больше не должна. Золотая рыбка олицетворяет божественные силы, которые всегда приходят на помощь по зову христианина праведника. Евангелие от Матфея глава 18 «16. Аминь глаголю вам: если аще свяжите на земли, будет связана на небеси; и елика аще разрешите на земли, будет разрешена на небесах», что означает то, что праведник решит на земле, то Бог исполнит и на небе.
Старик, обращаясь к золотой рыбке первый раз, говорит: «Моя старуха», затем «сварливая баба», «старуха вздурилась», «старуха бунтует», «Что мне делать с проклятою бабой?». Мы слышим в его голосе нарастание осуждения старухи.
Возвращаясь домой, старик молча слушает брань. Когда старуха «дожелала» до столбовой дворянки, старик ей говорит :
«Здравствуй, барыня-сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
В следующий раз старик спрашивает:
«Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна?»
Последняя фраза почти одна и та же, но первая начинается «Чай», вторая «Ну». Первая заканчивается «.», вторая – «?». В первом случае автор выражает надежду старика на то, что старуха достигла предела своих желаний. Во – втором, читается недоумение старика, когда же наступит предел желаний старухи.
Старик часто пугается.
«Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила».
………………………………………………………………
«Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь.
Насмешишь ты целое царство»».
……………………………………………………………
В каждом случае старик пугается не за себя.
Первый испуг уже рассмотренный выше был вызван боязнью греха гордыни.
Второй раз старик испугался уже за царство:
«Ни ступить, ни молвить не умеешь.
Насмешишь ты целое царство».
Когда старик вернулся от золотой рыбки и увидел грозную царицу, испугался в третий раз, но не за себя, иначе не стал бы её спрашивать: « Ну, теперь твоя душенька довольна?». Испугался за народ, который должен жить под грозной царицей; за плоды своего ходатайства перед божественными силами; за то, что старуха и на этом не остановится.
Когда же старуха возжелала стать владычицей морскою,
«Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперёк слова молвить.»
Слушая волю грозной царицы, старик не пугался, молчал, понимая бессмысленность возражения старухе, так как предела желаниям старухи не будет. Слепое следование старика законам Евангелии, привело Божий мир к торжеству зла. Придя к золотой рыбке, он не просит исполнения желания старухи, а спрашивает у золотой рыбки совета: «Что мне делать с проклятою бабой?» Старается найти выход из этой ситуации.
«Видит — море слегка разыгралось».
«(Помутилося синее море)».
«(Неспокойно синее море)».
«(Почернело синее море)».
«Видит, на море чёрная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют».
Старик через короткие интервалы приходит к морю с новой просьбой. Негативная энергия накапливалась в воде, не хватало времени морю самоочиститься.
Сказка о рыбаке и рыбке
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».
Вот пошел он к синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто».
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится:
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу».
Вот пошел он к синему морю,
(Помутилося синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Еще пуще старуха бранится,
Не дает старику мне покою:
Избу просит сварливая баба».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет».
Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старуха сидит под окошком,
На чем свет стоит мужа ругает.
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой».
Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом».
Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.
Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Опять к рыбке старика посылает.
«Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей».
Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? —
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдешь, поведут поневоле».
Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! будет старуха царицей!»
Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты.
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик, — испугался!
В ноги он старухе поклонился,
Молвил: «Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна».
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашеи затолкали.
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила.
А народ-то над ним насмеялся:
«Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!»
Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Царедворцев за мужем посылает,
Отыскали старика, привели к ней.
Говорит старику старуха:
«Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».
Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
Православное объяснение Сказки о рыбаке и рыбке. Монах Константин Сабельников
Старик (ум) со старухой (сердцем) жили у моря 33 года. Это означает, что человек прожил сознательную жизнь (жил умом и сердцем) и стал готов к тому, чтобы поверить в Господа Иисуса Христа, Который в возрасте 33‑х лет умер и воскрес.
Старуха пряла пряжу — в этой жизни каждый человек своими мыслями, словами и делами создает себе нравственное состояние души, которое будет ее одеждой в вечности.
Старик ловил рыбу — каждый человек ищет себе блага в земной жизни.
Однажды он сначала вытащил невод с тиной и травой, а затем с золотой рыбкой — однажды человек понимает временность временной жизни, а это помогает ему поверить в вечность и в Бога.
Рыба — древний символ Христа, а золото — символ благодати. Рыбка попросила отпустить ее, хотя в этом не нуждалась, потому что имела власть даже над судьбами людей — Господь призывает человека проявить милосердие к кому-то, а оно более всего приближает к Богу, открывает сердце для веры в Него.
Старуха заставила старика прежде всего попросить корыто — человек, придя к вере, начинает духовную жизнь с очищения своей совести от грехов. Ап. Петр сказал уверовавшим иудеям: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов…» ( Деян. 2:38 ). Неверующие люди не имеют таких средств и не знают, как можно облегчить совесть.
Старуха ругает старика и называет его «дурачиной», потому что человек действует по велению сердца и, как сказал Ларошфуко, ум всегда в дураках у сердца. Когда старик пошел просить корыто, море разыгралось — потому что Богу неугодно, когда человек, уверовавший в Него, хочет не служить Ему, а использовать Его для своих личных целей, пусть даже и благих.
Получив новое корыто, старуха не поблагодарила рыбку, а послала старика с другой просьбой — верующие редко искренно благодарят Бога за то, что Он дает возможность очиститься от грехов в таинстве Исповеди. Начав церковную жизнь, они, как правило, начинают просить у Бога здоровья и благополучия в семье и на работе (новую избу).
Затем старуха потребовала быть дворянкой и царицей — человек начинает просить у Бога того, что служит к удовлетворению тщеславия и гордости (в данном случае властолюбия). Господь иногда попускает человеку получать просимое, чтобы, получая, он возрос в вере в Бога, а затем, познав свои страсти, стал бороться с ними и ради Бога отказался от того, что питает их.
Когда старуха стала дворянкой, она стала бить слуг, потому что когда человек получает честь и славу и питает ими свое тщеславие, его сердце ожесточается по отношению к людям. Она ударила старика, который пытался спорить с ней — потому что когда страсть тщеславия усиливается, она сильнее подчиняет себе ум человека.
Старуха потребовала стать царицей — от желания славы человек переходит к желанию власти. Старуха потребовала власти над золотой рыбкой — авва Дорофей говорит, что гордость перед людьми приводит к гордости перед Богом.
Старик не смог понять, что главной его проблемой был характер бабки. Он должен был просить золотую рыбку изменить старуху, но он только жаловался на нее. Так и человек должен понять умом, что главная его проблема — это страсти сердца, и, придя к вере, он не просто должен исповедоваться в своих грехах (жаловаться на старуху), а просить у Бога изменить свое сердце.
В сказке показано, что происходит с людьми, которые пытаются с помощью Божией изменить свою жизнь, но не себя. Сначала у них действительно улучшается жизнь, но потом они служат не Богу, а своим страстям, хотя сами они этого не замечают. Если человек не борется со страстями, то они борют его. Господь сказал: «кто не собирает со Мною, тот расточает» ( Мф. 12:30 ). Авва Дорофей сказал, что в духовной жизни человек не может стоять на месте, он становится или хуже, или лучше. Третьего не дано. Из-за гордости человек остается у разбитого корыта. Со временем он все равно теряет земные блага: с уходом на пенсию или из-за болезни теряет должность, влияние на людей. Потеряв эти блага, он понимает, что, получив на время в этой жизни многое, он не получил самое главное — он не стал другим.
Порыбачим, что ли!?
Некоторые размышления к «Сказке о Золотой Рыбке»
«Нужна ты мне, как рыбке зонтик!»
«Без труда не вынешь рыбку из пруда».
(Очень актуальная пословица)
«Сказка о рыбаке и рыбке». Написана второй болдинской осенью 1833 года. В основу сказки положен сюжет, широко распространённый в фольклоре разных народов. Непосредственным источником послужила сказка из сборника братьев Гримм «О рыбаке и её жене». (Примечания к сказке, помещённой в сборник «А. С. ПУШКИН. РУСЛАН И ЛЮДМИЛА. СКАЗКИ. Ростов-на-Дону, Ростовское книжное издательство, 1982).
Иллюстрации к сказке здесь и далее художника Никифора Ращектаева, 1976 г.
Как-то не очень вяжется серьёзный семейный стаж с ветхостью жилища (написано: в землянке!). Но на всех иллюстрациях к сказке всё-таки изображена избушка. Да и невод – это нечто посолиднее сети или мордушки. Никакой лодки в сказке тоже не обозначено. Интересно как это он ры. ры. ры. бачил (или где-то видел, как это делается?)! Хорошо, пусть невод.
А и силён же был старичок так далеко в синее море невод закидывать! Да ладно, пусть так, сказка всё-таки.
«. Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтобы рыба говорила. »
ДА ТАКОЕ ТОЛЬКО ВО СНЕ МОЖЕТ ПРИСНИТЬСЯ! Рыбка же просила её отпустить и предлагала за себя неслыханный откуп, «. чем только пожелаеm. ». Естественно, прожив вместе 33 года, что, воротившись, об этом чуде старик рассказал своей старухе:
«. Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась. »
Рассказал, что не посмел с рыбки взять выкуп и просто так отпустил её в синее море. А старуха как отреагировала? Её же не удивило, ни что рыбка оказалась говорящей, ни что говорила по-нашему, т.е. по-русски! Она старика привычно (привычно для старика?) забранила! Перво-наперво, назвала его всякими нелестными словами. И первое, что ей пришло в голову насчёт «взять выкуп», так это корыто, которое, оказывается, «совсем раскололось»!
И поплёлся наш старичок к морю за выкупом, исполнять старухину придумку. Увидел, что настроение у моря изменилось, оно для начала лишь «слегка разыгралось». После первого же клика золотая рыбка приплыла к старику и спросила, чего же ему надобно. Далее старичок наш, поклонившись, живописно изображает из себя жертву:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не даёт старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».
Да, когда старик вернулся с моря, то увидел перед своей старухой новое корыто, что, впрочем, не избавило его от очередной порции нелицеприятных характеристик. Было велено воротиться к рыбке и «выпросить уж избу». Возражать не стал, пошёл к синему морю, а оно уже опять сменило настроение, «помутилось». Кликнул золотую рыбку. Она, конечно же, приплыла и снова задала вопрос, чего же ему надобно на сей раз. Доложил, отвесив поклон «государыне-рыбке», что
«Ещё пуще старуха бранится,
Не даёт старику мне покою:
Избу просит сварливая баба.»
Ой, чтой-то накручивает себя старичок! То просто ему, старику, покою не давали, то теперь уже своя же старуха стала вдруг сварливою бабой!
«Изба со светёлкой» состоялась. Далее картина со сварливою бабой с подачи старика становится всё неприглядней, уж не захотела она быть ни чёрной крестьянкой, ни столбовой дворянкой, ни вольною царицей. И он, такой бедный и несчастный, ни разу не прикрикнувший на свою старуху, безропотно ходил к синему морю и кликал раз за разом золотую рыбку. Между тем, терпение золотой рыбки шло к своему пределу, о чем и докладывало старику море своим состоянием: становилось оно и неспокойным, и почерневшим, и разбушевавшимся.
Художник В. А. Серов, 1955 г.
А какими словами было описано поведение старухи? Старуха же, со слов старика, то «. на чём свет стоит мужа ругает. » (его, мужа!), то «. на него прикрикнула старуха, на конюшне служить его послала. », то опять «старуха вздурилась», когда вздумалось ей стать вольной царицей.
И далее у нас события развиваются всё драматичнее. К морю отправился уже не старик, а старичок (совсем его дух сломлен), чтобы в очередной раз покликать золотую рыбку, обошедшуюся ему слишком дорогой ценой: стала-таки старуха царицею со всеми присущими царице атрибутами. Вернувшись, поклонился ей в ноги и, назвав грозной царицей, спросить осмелился, довольна ли её душенька.
«На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашеи затолкали,
А в дверях-то стража набежала,
Топорами чуть не изрубила. »
Взашеи, да, это не по-боярски и не по-дворянски, это по-простецки, т.е. по-деревенски, да и стража. с топорами, тоже как-то не соответствует царской! А что самым обидным оказалось?
«А народ-то над ним насмеялся:
Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!»
Вот в очередной раз старуха вздурилась и царедворцев за мужем посылает. Вздурилась – старуха, а посылает – за мужем. (Ой, и шутник же Александр Сергеевич! Ой, шутник не шуточный! Ай, да сказочник!) Озвучила старику старуха свои притязания на мировое господство:
«Воротись, поклонися рыбке,
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была бы у меня на посылках!»
Оооо. Оооо. Оооо. (Слов – нет!)
«Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперёк слова молвить.
Вот идёт он к синему морю,
Видит, на море сильная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют. »
Конечно, покликал старик золотую рыбку. Конечно, приплыла она его стоны выслушать, ведь он не знает уж, что ему делать с проклятою бабой! И все старухины придумки, описанные выше, золотой рыбке изложил.
«Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился. »
И. проснулся, наконец, наш «старик» после затяжного и мерзопакостного сна! Когда засыпал, знал ведь, что и землянка у него изветшала, и корыто его «старухи» разбито, и невод закидывать – не с удочкой баловаться, не с закидушкой, не с мордушкой или бредешком. И только проснувшись, на другой бок переВЕРНУВШИСЬ, можно оказаться там же, где и прикорнул-приспнул. Отряхнул с «лесниц-ресниц» остатки сна, и
«. Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто.»
Художник В. А. Серов, 1955 г.
Посмотрим на слова РЫБАК и РЫБКА. Буквенные символы – одни и те же. Значит, «в цифре» у них будет одна и та же сумма: 9+2+2+1+3 и 9+2+2+3+1 = 17. Порядковый номер 17 в «Атласе звёздного неба» – у созвездия ДЕЛЬФИН (DELPHINUS), ещё один обитатель очень «синего моря», то есть Северного полушария ЗвеЗдного неба. Есть и созвездие Южного полушария ЗвёЗдного неба, № 27, ЗОЛОТАЯ РЫБА (DORADO). Все границы созвездий на звёзДНОй карте чётко очерчены, образуя свою «сетку»-«невод». Есть и созвездие СЕТКА (RETICULUM), № 64 в Южном полушарии звёздного неба, там же и созвездие Летучая Рыба (VOLANS), № 37, и Южная Рыба (PISCIS AUSTRINUS), № 85, и, конечно же, созвездие РЫБЫ (PISCES), № 60, которое можно наблюдать в Северном полушарии, раскинувшемся колоколом над территорией и нашего Отечества. И все созвездия о чём-то своём «рассказывают».
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.