какая была причина переселения части греков на острова

За что Сталин депортировал греков в 1944 году?

какая была причина переселения части греков на острова. Смотреть фото какая была причина переселения части греков на острова. Смотреть картинку какая была причина переселения части греков на острова. Картинка про какая была причина переселения части греков на острова. Фото какая была причина переселения части греков на острова

В поэме «За далью даль» Александр Твардовский писал:
Он мог на целые народы
Обрушить свой верховный гнев.

Представим себе ситуацию, сидит в кремлевском кабинете диктатор-параноик и думает: «А с кем бы мне еще расправиться?»
Таково мнение интеллигентов-образованцев, и оно, к сожалению, достаточно распространено в РФ.

О греках в письме говорилось: «Греческое население проживает в большинстве районов Крыма. Значительная часть греков, особенно в приморских городах, с приходом оккупантов занялась торговлей и мелкой промышленностью. Немецкие власти оказывают содействие грекам в торговле, транспортировке товаров и т.д.».

Практически все мужское татарское население подалось в батальоны самообороны и другие сформированные немцами части. Как минимум 100 тысяч щирых украинцев служили в частях СС, полицейских батальонах и бандитских формированиях ОУН. В частях СС на Восточном фронте воевали все, кому не лень: украинцы, татары, финны, грузины и далее по списку. Не было среди них только греков. Ну а греки вели торговлю и кустарное производство в Крыму.

Так что, немцы и румыны в Крыму держались за счет торговли и кустарей греческого происхождения? В Одессе по сему поводу говорят: «Не надо лохматить бабушку». Германские войска отлично снабжались по суше и по морю. А с захватом перешейка Красной армией в ноябре 1943 г. снабжение велось по морю и воздуху, и никаких проблем не было до конца апреля 1944 г. Но греки тут совсем не причем. Скорее наоборот, греки вредили германской экономике в Крыму. Они спекулировали, скупали у немецких и особенно румынских солдат краденное казенное, в том числе и военное имущество.

За то, чем греки занимались у немцев в Крыму, в тылу Красной армии как в 1918-1920 гг., так и в 1941-1944 гг. сурово наказывали, включая высшую меру.

И вот «мешочников и спекулянтов», с которыми весьма рьяно боролась советская власть, записывают в пособников немцев и выселяют.

На мой взгляд, Сталин, проанализировав историю причерноморских греков за последнее тысячелетие, пришел к заключению, что при определенном стечении обстоятельств многие десятки тысяч греков в Причерноморье могут представлять опасность для СССР.

Авторские домыслы, высосанные из пальца? У адмирала Нельсона была любимая присказка: «Умейте считать». Там последуем совету лорда Горацио.

Начну с общеизвестного. Крым был освобожден от германско-румынских захватчиков в ходе Крымской стратегической операции (Третьего Сталинского удара). Операция проводилась силами 4-го Украинского фронта (всего 278,4 тыс. чел.) и Отдельной Приморской армии.

В составе Приморской армии находились 12 стрелковых дивизий, две стрелковые и одна танковая бригады, всего 143,5 тыс. человек. В боевом составе армии было 92 367 человек, 961 полевое орудие, 257 зенитных орудий, 824 миномета, 399 различных реактивных установок, 212 танков, 7 САУ.

А теперь поговорим о неизвестном и совершенно непонятном с точки зрения логики. После освобождения Крыма там почти в полном составе осталась Приморская армия. Первое время она находилась в подчинении Ставки. Зачем?

Через 5 месяцев после освобождения Севастополя Болгария и Румыния стали союзницами СССР в войне с Германией. Все крымские татары были выселены из Крыма. Ни одного германского солдата не было на расстоянии 600 км от полуострова.

С какой стати в Крыму держать целую армию? Ведь на фронте от Адриатики до Балтики шли жестокие сражения, каждая пушка, а то и каждый солдат были на счету. А тут сотни береговых и зенитных орудий изымались из других соединений и поступали в Крым на усиление бездействующей Приморской армии. Крыму немцы физически не могли угрожать. Да и без нее полуостров надежно охраняли Черноморский флот и несколько полков НКВД.

Ответов на эти вопросы может быть два. Или в Ставке сидели рассеянные люди, которые просто забыли Приморскую армию в Крыму. Или полуострову угрожала вполне реальная опасность.

Уже в начале 1944 г. среди татарской верхушки в Крыму пошли разговоры о некой «третьей силе», которая могла бы спасти татар. Намеки на это были даже в татарских пропагандистских изданиях. Собственно, и Гитлер до последнего часа надеялся на конфликт между СССР и западными союзниками.

Ни в мае 1944 г., ни в последующие два года никто не мог гарантировать, что война между СССР и союзниками с одной стороны и Германией с другой не перерастет в войну между союзниками и СССР. Англия и США сосредоточили в мае 1944 г. огромный флот в Средиземном море, и нетрудно сообразить, что в случае начала войны с СССР он бы оказался в Черном море.

Начну с общеизвестного, а затем перейду к тому, чего у нас не знают ни обыватели, ни даже профессора-историки.

Позже большинство греческих колоний вошли в состав Византийской империи.

А кто такие византийцы? Иногда их называли ромеями. Но практически во всех русских летописях они именовались греками.

В энциклопедии Кольера сказано: «Византийская империя сохранила римскую систему правления и римские законы, но по языку и культуре была греческим государством».

Греки плохо ассимилировались в Османской империи. К 1910 г. греческое население Трабзонского вилайета (так турки называли часть бывшей Трапезундской империи) составляло около 450 тыс. человек. В 1912 г. Тробзона (Трапезунда) составляли 89 тыс. мусульман, 38,6 тыс. греков и 4,9 тыс. армян. Практически вся торговля в Оттоманской империи велась греческими, армянскими и еврейскими купцами.

В Восточное Средиземноморье была отправлена эскадра графа Орлова, точнее, пять эскадр пришли туда с 1769 г. по 1771 г. В материковой Греции вспыхнуло восстание греков, но из-за недостаточности русских десантных сил туркам удалось подавить его. Зато население более чем 30 греческих островов приняло русское подданство.

Почти 4 года существовала русская «Архипелажная губерния» с центром в городе Ауза на острове Парос.

В 1775 г. после окончания русско-турецкой войны России пришлось вернуть Османской империи Архипелажную губернию, состоявшую из 30 островов Эгейского моря, а тысячи греков покинули острова и морем прибыли в Санкт-Петербург и на Черное море.

Местами для греков-беженцев были определены города Керчь, Еникале и Азовская губерния, в частности Таганрог. Их поселения до сих пор именуются «ротами». Так, под Таганрогом до сих пор существует селение Греческие Роты.

В Новороссию также прибыли десятки тысяч греков. В 1778 г. из Крыма в Новую Россию выехал 18 391 грек. А.В. Суворов помог организовать переселение греков, а непосредственно руководил переселением митрополит Готский и Кафский Игнатий.

За оставленные сады и виноградники российское правительство уплатило грекам 4511 рублей, на «путевое довольствие» 23 345 рублей.

Замечу, что переселение греков было исключительно добровольным.

Около 15 тысяч греков, жителей Капсихры, Искута, Таукаа и других деревень, остались. Естественно остались, и греки, проживавшие на Керченском полуострове, который в 1774 г. вошел в состав России.

Потемкин выделил греческим переселенцам 1,2 млн. десятин земли, то есть примерно половину площади Крымского полуострова. По указу Екатерины II каждый мужчина получил надел в 33 гектара (около 30 десятин).

Естественно, были и проблемы. Так, в 1781 г. произошел великий налет саранчи.

Греки-переселенцы были на 10 лет освобождены от уплаты налогов и от несения воинской службы.

Именно греки в 1780 г. основали город Мариуполь на речке Кальмиус. Другой вопрос, что в 1778 г. азовский губернатор В.А. Чертков распорядился основать на месте будущего Мариуполя город Павловск. Было ли что-то там построено или нет, до сих пор остается неясным.

Ну а у «самостийников», естественно, своя версия основания города. Якобы его основали запорожцы и назвали Казацкая Домаха. Естественно, документальных подтверждений никаких. Ну, предположим, десятка два казаков поставили где-то зимовник. Так это только в Киеве может считаться основанием города.

После заключения в 1791 г. Ясского мира в Россию из метрополии и островов Греции, а также из Понта хлынул поток переселенцев.

По разным причинам эмиграция греков из Оттоманской империи продолжалась и после получения Грецией независимости в 1830 г.

В 1915-1917 гг. в Крым, спасаясь от турецкой резни, бежало 13-15 тысяч греков.

К 1917 г. в Крыму проживало 808,9 тыс. человек. Из них русских 49,4%, татар и турок 26,8%, греков 2,5%. По другим данным греки в Крыму составляли 4-5%.

Замечу, что в ноябре 1918 г. в Севастополе в числе стран Антанты был высажен один греческий полк, а в Одессе 3 полка (12 тыс. человек). Командование Антанты планировало довести число греческих войск в Одессе до 40 тысяч, но по ряду причин сделано это не было.

Стоит заметить, что до войны грекам в СССР жилось сравнительно неплохо. Так, в 1920-1930-х годах в СССР предпринималась попытка превращения понтийского диалекта в литературный язык понтийских греков. На нем выходили газеты «Коммунист», «Коммунист на полях Сочи» и другая литература. В 1932 г. Костас Топхарас выпустил в издательстве «Коммунист» (Ростов-на-Дону) «Грамматику понтийского языка». В основу литературной формы понтийского диалекта был положен трапезундский говор.

Ну а теперь перенесемся на другую сторону Черного моря в район Трабзона (Трапезунда).

Во второй половине XIX века наблюдался экономический рост валейета Трабозон, причем в первую очередь за счет греков.

В 1865 г. понтийских греков насчитывалось 265 тыс. человек, а в 1880 г. уже 330 тысяч. Проживали они в основном в городах. Понтийский эллинизм, концентрировавшийся в начале XX века в областях Синопа, Амазеи, Трапезунда, Самсуна, Лазики, Аргируполиса, Севастии, Токаты и Никополя, поглощенных Османской империей, насчитывал, согласно переписям Вселенской Патриархии и османских властей, примерно 600 тыс. человек. При этом в южной России и на Кавказе в то время жило приблизительно 150 тыс. понтийских греков,

В июле 1914 г. Турция вступила в Первую мировую войну на стороне Германии и объявила всеобщую мобилизацию. Призывались и понтийские греки, но не для службы в турецких вооруженных силах. Правительство считало понтийских греков неблагонадежными, особенно после развала русско-турецкого фронта, и начало выселение греческого христианского населения Восточной Анатолии вглубь страны. Все годные к службе мужчины в возрасте 20-45 лет отправлялись в рабочие батальоны (ameles taboures). Тех, кто не подлежал призыву, вскоре также постигла эта участь, в особенности после занятия Трапезунда русскими 5 апреля 1916 г., приведшего турок в бешенство.

Трапезунд с апреля 1916 г. по март 1918 г. был занят русской армией. В городе образовалось Временное греческое правительство, которое возглавил митрополит Хрисанф. Следует заметить, что Николай II и его министры в ходе Первой мировой войны так и не сумели выбрать какой-либо стратегии в национальном вопросе на территориях, как захваченных, так и планируемых к захвату.

Создавались вооруженные формирования понтийских греков: три греческих полка в составе русской армии в Трабзоне (1916 г.); «Кавказская греческая дивизия» (1917 г.), которая размещалась в Карсе и Маглисе; «Греческий военный корпус» в Закавказье (с 1918 г. по 1921 г.).

10 (21) сентября 1782 г. Екатерина отправил австрийскому императору Иосифу II письмо, вошедшее в историю под названием «Греческий проект». Екатерина утверждала, что в европейских владениях Порты христиан в пять или шесть раз больше, чем турок.

Термин «Мегами Идеа» («Великая Идея») впервые прозвучал в речи премьер-министра Греции Иоана Колеттиса во время дебатов о Конституции, провозглашенной в 1844 г. Эта «идея» состояла в реставрации Византийской империи со столицей в Константинополе.

Претензии греческих политиков не ограничивались островами Эгейского моря, включая Крит и Кипр.

Одержав блистательную победу на выборах в Национальное собрание в 1910 г., Венизелос со своими сторонниками возглавил правительство и провел в Греции ряд политических и экономических реформ.

С началом мировой войны под нажимом Венизелоса король был вынужден заявить о нейтралитете Греции.

В январе 1915 г. Англия и Франция пообещали премьеру Венизелосу «важные территориальные уступки на побережье Малой Азии».

В октябре 1918 г. в связи с несколькими поражениями на фронте новое турецкое правительство было вынуждено начать мирные переговоры с Антантой. Они проходили в порту Мудрос на острове Лемнос. Вел переговоры командующий британским Средиземноморским флотом вице-адмирал С. Калторп. 30 октября 1918 г. в Мудросе на борту английского броненосца «Агамемнон» была подписана капитуляция Турции. Формально она имела вид перемирия.

В середине ноября 1918 г. английские войска высадились в Константинополе, а 23 ноября английский крейсер «Кентербери» прибыл в Севастополь.

Первыми в Константинополь вошли англичане, за ними последовали французы и итальянцы. Каждой державе определили район оккупации: англичане заняли Пера, Галата и Шишли; французы оккупировали сам Константинополь и его западные пригороды, а итальянцы контролировали азиатский берег Босфора.

Вскоре обострилась ситуация в Самсуне и Трабзоне, где Англия поддерживала идею провозглашения греческого понтийского государства.

Речь идет о греческом государстве на юго-восточной побережье Черного моря на территории бывшей Трапезундской империи. Замечу, что понтийские греки подвергались жестоким преследования младотурков с 1908 г. В 1916 г. русское командование в Трабзоне сформировало три греческих полка.

В конце мировой войны понтийские греки и эмигранты начали борьбу за свои права. На 1-м Всепонтийском съезде в Марселе в феврале 1918 г., и на съезде в июле того же года в Батуме представители понтийских организаций заявили своей целью создание независимой Понтийской республики. Это требование было отклонено великими державами. Англия отклонила требование Греции выслать на Понт солдат понтийского происхождения, служивших тогда в греческой армии.

Ряд армянских и понтийских политиков высказывались за создание греко-армянского государства. В январе 1920 г. митрополит Трапезунда Хрисанф и президент Армянской республики Хатисян подписали соглашение о создании Понтийско-Армянской конфедерации. Стороны договорились также и о вооруженной защите Понта от нападений турок.

История попытки воссоздания Византийской империи в 1919-1921 гг. крайне увлекательно, но чтобы не выходить за рамки работы, интересующихся я отправляю к своей книге «Взлет и падение Османской империи» (М.: Вече, 2012).

Понтийских греков Кемаль вырезал, а уцелевших выслал в Грецию. Идея воссоздания Византийской империи с треском провалилась.

Летом 1944 г. ситуация в Восточном Средиземноморье и в Проливах в чем-то напоминала 1919-1921 гг. Американцы и англичане сосредоточили огромную армаду кораблей в Средиземном море и не пожелали выводить ее, особенно из восточной части Средиземного моря. Турки начали заигрывать с США и Великобританией и в конце концов 23 февраля 1945 г. объявили войну Германии. Единственным результатом этих действий стал заход американских и британских кораблей в Проливы и дальнейший проход в Черное море. Татарские руководители всерьез начали рассматривать возможность появления в Крыму «Третьей силы».

Именно от этой «Третьей силы» и защищала Крым в 1944-1945 гг. и в последующие годы Приморская армия.

Наказывать греков, оказавшихся в 1941-1944 гг. на оккупированной немцами территории, Сталину было фактически не за что. А вот использовать греческое население в Крыму и на берегах Кавказа в случае начала новой войны Англии и США могли. Нереализованные планы США, Англии и СССР в 1944-1946 гг. до сих пор совсекретны. Итак, выселение греков стало не местью, а чисто превентивной мерой.

Александр Широкорад

1- «По решению Правительства Союза ССР. ». Нальчик: Эль-Фа, 2003. С. 553-557.

2- Зарубин В. Греческая диаспора, советская власть и крымские татары. // Материалы сайта: http://rusk.ru/st.php?idar=60520

3- Второй сын греческого короля Георга I (1869-1957).

Источник

Урок «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей»

Стихотворение для начала урока

Древние греки, античные греки,

Многим прославили себя навеки.

Даже порой удивленье берет

Ну, до чего знаменитый народ.

Древние греки моря бороздили

В новых землях города возводили.

Массалия, Ольвия и Херсонес

Много колоний – даже не счесть!

Основная педагогическая идея урока – создание колоний способствовало распространению античной культуры и формированию эллинистического мира.

· развивать умение работать с учебником, картой, опорным конспектом, извлекать информацию из разных источников, вырабатывать навык критического анализа получаемой на уроке информации;

· помочь учащимся осознать, что каждый из народов древности оставил свой след в истории человечества; воспитывать культуру общения, способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории.

Метапредметные у. у. д

Узнают : почему древние греки покидали Грецию, какие категории населения переселялись в чужие земли, где основывали эллины свои поселения,устройство колоний, сходство жизни в колониях и в греческих полисах; усвоят понятие «эллинизм».

Определят : время и значение греческой колонизации.

Научатся : работать с текстом учебника, картой, опорным конспектом; высказывать собственное мнение, суждение.

Познавательные : используют знаково – символические средства, овладевают умением смыслового восприятия познавательного текста, структурируют знания, осуществляют анализ, строят логическую цепь рассуждений.

Регулятивные : самостоятельно формулируют учебную цель урока, действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, учатся работать по образцу, по алгоритму, дают самооценку своей работе.

Коммуникативные : умеют работать в паре, в группе, задавать вопросы, высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других.

Формирование уважительного отношения к истории, культуре, религии, ценностям народов мира; толерантности; выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать

Программное содержание : Великая греческая колонизация.

Основные образовательные результаты:

По окончанию изучения темы ученик:

— показывает на карте территории, на которых были основаны греческие колонии: Массилия, Сиракузы, Кирена, Пантикапей, Херсонес;

— понимает причины переселения греков;

-имеет представление о том, как выглядела греческая колония;

— умеет работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделять главное;

Тип урока: комбинированный

Вид урока: традиционный

Технология обучения: объяснительно-иллюстративная

Мировоззренческая идея: Как бы далеко ни были греки от своего дома, они были верны своим традициям и обычаям, хотя с удовольствием перенимали все полезное у местного населения.

Основные понятия : скифы, Скил, пираты.

Географические названия: Массилия, Сиракузы, Кирена, Пантикапей, Херсонес

Оборудование урока : раздаточный дидактический материал

Оформление доски: тема урока, главный вопрос урока, основные понятия.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие, проверка готовности к уроку.

– Прежде чем начать урок, я хочу вам рассказать одну историю.
На фронтоне древнегреческого храма был начертан девиз: «Познай самого себя». Авторами этих строк были 7 мудрецов древности. Что же они хотели сказать?
В то время знания о себе считалось вершиной, к которой нужно стремиться, подняться, чтобы узнать свои возможности.
Вот вы, ребята, знаете, что умеете, какие знания у вас имеются, приходя каждый день на урок, вы узнаете что-то новое, неизведанное. А, узнав, становитесь на ступеньку выше, чем были до этого. И так изо дня в день поднимаетесь все выше и выше к той вершине, о которой писали древние мудрецы.
Я желаю, чтобы к концу нашего урока вы смогли подняться еще на одну ступеньку выше той, на которой вы сейчас стоите. Что ж, в добрый путь!

II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

— Какие отличия были между двумя полисами Афинами и Спартой?

Земледелие, ремесло, торговля Военное дело

После реформы Солона остались спартанцы держали в рабстве своих

Остались только привозные рабы соплеменников-греков.

Ценились ораторское искусство лишь военное искусство.

Чтение, письмо, спорт. Культура малограмотные, дисциплинированные

Архитектура, спорт выносливые, стойкие.

— Покажите эти полисы на карте

— Вспомните, каким был состав населения Спарты?( Спартанцы, периэки илоты.)

— Чем отличалось положение спартанцев и илотов? (Спартанцы – завоеватели, воины, свободные. Периэки- политически бесправные, граждански свободные. Илоты – местные жители, завоеванные спартанцами и превращенные ими в рабов. занимались земледелием)

— Каким было управление в Спарте? (Народное собрание выбирало старейшин. Огромной властью обладал Совет старейшин. Их выбирали на всю жизнь. В совет старейшин входили и два царя, которые командовали войском, власть которых передавалась по наследству.)

Кто нес большую ответственность за воспитание детей в Спарте: государство или родители?

Кто решал вопрос, жить или не жить маленькому спартанцу?

С какого возраста мальчиков отбирали у родителей?

Почему питание мальчиков было скудным?

Почему дети были плохо одеты и обуты, спали на подстилках?

Учили ли спартанцев грамоте?

Какой должна быть речь спартанцев?

Для чего нужна была такая система воспитания? Что тебе в ней нравится?

О спартанских женщинах древние писатели рассказывали, что они, узнав о смерти своих сыновей в бою, тут же шли на поле битвы. Они осматривали, с какой стороны тела были ранены павшие воины. А дальше поступали по-разному. В одних случаях женщины, преисполненные не только печали, но и гордости, держались с большим достоинством; они хоронили своих сыновей с почетом в гробницах предков. В других случаях спартанки, рыдая от стыда, спешили покинуть поле сражения, предоставляя хоронить мертвых воинов в общей могиле.

Чем можно объяснить столь разное поведение спартанских женщин? (раны, нанесенные воину в спину, указывали, что он струсил и пытался бежать с поля боя. Напротив, раны в груди свидетельствовали о мужестве воина, достойно встретившего смерть)

Вот пример лаконичной речи. Одна спартанка, провожая сына на войну подала ему щит и произнесла: «С ним или на нем» что она хотела сказать этими словами?

2. Найдите ошибку. ( карточки).

Вступительное слово учителя:

Итак, мы с вами выяснили, что в VIII – VI вв. до н.э. в Греции существовали города-государства – полисы. Самыми большими из них были Афины и Спарта. Именно в это время тысячи греков уезжают из страны, чтобы навсегда поселиться в чужих краях. Так почему греки покидают свой дом и переселяются в дальние неведомые страны? Это мы с вами и попытаемся сегодня выяснить. Определение Темы нашего урока: «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей». Составление плана работы.

План изучения нового материала:

1. Причины переселения греков в другие страны

2. Греческие колонии

3. Греки и скифы на северных берегах Черного моря.

1. 1. Причины переселения греков в другие страны.

В 8-6 веках до н.э. в Греции возникали полисы, греческие города-государства были хорошо развиты. НО! тысячи эллинов покидали свою Родину, переселялись в дальние края. Почему древние греки покидали «процветающую» Грецию и переселялись в чужие земли? Что заставляло их бросать родной дом и уезжать в неведомые страны?

Сценка «В Афинском порту».
Ребята, представьте себе, что вы оказались в богатом торговом городе. Здесь собралось несколько сотен человек. Сейчас нам расскажут об истинных причинах своего отъезда в далекие и неведомые земли.
Задача всех- попробуйте сформулировать причины переселения греков и категории переселенцев (кто переселялся). Кто покидал Грецию и почему?

Ученик 1: Я, бедный крестьянин. В нашей долине лучше меня никто не умеет пахать землю. Но что толку! Участок мой высоко в горах, земли в долине захватила знать. Сколько ни работай, а из нужды не выберешься. Быть может, на чужбине мне посчастливится найти участок плодородной земли и зажить обеспеченно и счастливо.

Ученик 2: У меня дела похуже твоих. Как поставили у меня на участке долговой камень, лишился я покоя, проснусь ночью и думаю: не стать бы мне рабом-должником. Решил я бросить и заложенный участок, и родную деревню. Говорят, за морем есть страны, где сколько хочешь земли и она пожирнее, чем на берегах Нила!

Учитель: К разговаривающим крестьянам подходит хорошо одетый грек. Они внимательно его разглядывают и спрашивают: «Кто ты такой? Не похоже, чтобы голод или долги гнали тебя из дома?»

Ученик 3: Вы угадали. Я – торговец и живу здесь, в Коринфе. Верные люди рассказывали мне, что в заморских странах охотно меняют пшеницу и рабов на греческие товары: шерстяные ткани, вино и оливковое масло. Я поплыву с вами. Морская торговля полна опасностей, но, может быть, она обогатит меня.

Ученик 4: Вы не ошиблись. Я происхожу из древнего и знатного рода. Я был правителем в своем городе. Но однажды мне пришлось бросить дом, полный дорогой утвари и рабов. Преданный слуга сообщил мне, что в городе вспыхнуло восстание демоса, много знатных людей убито в собственных постелях. Эта страшная весть застала меня врасплох. Как сказал поэт: «Я на корабль беглеца пышный мой дом променял».

Какие категории населения покидали Грецию?

1. Бедняки, задолжавшие знати

2. Крестьяне, потерявшие свои участки

3. Аристократы из тех городов, где к власти пришел демос

4. Вожаки демоса из городов, где победила знать

5. Купцы, разбогатевшие на заморской торговле

– Итак ребята, по каким причинам они покидают родину?

1. Рост населения в Греции

2. Захват земли знатью

3. Нехватка плодородных земель для простых греков

4. Не доставало продуктов питания, возникла опасность голода

5. Угроза долгового рабства

6. Борьба демоса и знати

7. Необходимость развития торговли

Какое место вы выбрали бы на месте греков для строительства нового колониального поселения?

Совершенно верно, древние греки основывали поселения в удобных для жизни местах, с плодородными землями. Как правило, они находились на морском берегу, где были хорошие гавани.

Целый месяц длилась подготовка к отплытию. На корабли было взято все необходимое для дальнего плавания – провизия, товары. Город откуда греки уплывали выделял нам охрану на случай нападения пиратов.
Море было то приветливое и ласковое, то грозное. Особенно трудным было плавание по Черному морю, которое греки долгое время называли «негостеприимным». В самом деле, из-за больших глубин греческие мореходы не могли в случае внезапно налетевшего шторма отстояться на якоре в безопасном отдалении от берега. Также не могли они быстро укрыться в гавани или спрятаться от ветра и волн за остров как в Греции. (На Черном море мало глубоко входящих в сушу бухт и всего несколько островов).
Много дней грекам приходилось плыть, чтобы достичь желанного берега, так как средняя скорость торгового судна была невелика и равнялась 9 – 10 км в час. Но еще страшнее встреча с пиратами. На с.152 изображены корабли, опишите их от имени купца и военного.

Ребята, как выдумаете военный корабль отличался от торгового?

— Почему встреча с пиратами так страшна была грекам?

ü военный корабль был вооружен тараном, изготовленным из куска дерева, покрытого сверху медной обшивкой, или имевшим литой металлический наконечник;

ü Торговый корабль предназначался для перевозки грузов и потому был вместительнее военного. Но он обладал только парусным движителем: для гребцов на корабле не было места.

ü В Греции пиратство долго считалось одним из законных способов обогащения на ряду с морской торговлей.

Перед нами карта: «Образование греческих колонии в VIII–VI веке до нашей эры»

— Какую территорию заселяли греки к началу колонизации? (юг Балканского п-ова, острова Эгейского моря, западное побережье Малой Азии)

— Каким условным знаком обозначены греческие колонии на карте? (Кружочком)

— Что обозначаю стрелочки на карте? (направления греческой колонизации)

— Что такое колония? (Поселение людей в чужой стране)
– Что такое колонизация? (Образование колоний)

Назовите колонии греков на Черном море. ( Херсонес, Пантикапей, Ольвия, Истрия, Трапезунд )

— Назовите места колонизации на Средиземном море. ( Сиракузы, кирена, Массилия, о.Корсика, Египет)

Греческая колонизация осуществлялась по трем основным направлениям: на запад, на северо-восток, юго-восток.
На западном направление корабли греков достигали берегов Аппенинского и Пиренейского полуостровов; Северо западное Средиземноморье; на северо-востоке – Причерноморья, а на юго-востоке – Малой Азии и Северной Африки.

В бухтах, удобных для стоянки галер, переселенцы высаживались, ломали известняк, обносили прочной стеной лагерь, разбитый на ближайшем холме, затем, горячо помолившись Зевсу, принимались пахать деревянным плугом непривычную на цвет, удивительно-жирную землю.
С утесистых вершин с опаской следили за чужаками одетые в шкуры зверей молчаливые туземцы. Эллины приближались к ним, вскинув над головой оливковую ветвь, знак мира, и меняли свои изделия на зерно, скот, кожу и шерсть. Когда удавалось, захватывали силой не только товар, но и самих владельцев товара.
Так появились у Черного моря греческие города.

Беседа с учащимися:

— Как складывались отношения греков-колонистов с местным населением?
— Что привозили из греческие купцы из колонии?
— На что меняли свои товары греческие купцы?

какая была причина переселения части греков на острова. Смотреть фото какая была причина переселения части греков на острова. Смотреть картинку какая была причина переселения части греков на острова. Картинка про какая была причина переселения части греков на острова. Фото какая была причина переселения части греков на острова

Физ. пауза (проводится под греческую мелодию «Сиртаки»).

3. 3. Греки и скифы на северных берегах Черного моря..

Работа с учебником:

а) Сплошное чтение текста учебника с.152

б) Беседа по прочитанному:

– Что привлекало скифского царя Скила в образе жизни греков?

Найдите лишнее. В одежду скифов входили:

а) длинные штаны;
б) сапожки;
в) хитон;
г) кафтан.

Что такое хитон, гиматий.

— Как складывались отношения греков с соседними народами, проживающими рядом с их полисами? (Греки были верны своим обычаям и традициям, хотя с удовольствием перенимали все полезное у местного населения. Старались с ними не враждовать.)

Нам осталось определить итоги греческой колонизации, её значение. Почему греческую колонизацию называют Великой?

Греческая колонизация охватила всё Средиземноморье и Причерноморье, приобщила к эллинской культуре жителей колонизированных и соседних с ними земель. Колонизация носила организованный характер. Она способствовала развитию хозяйства и торговли греческих полисов. Греческая торговля приобрела международный характер.

Что дала грекам колонизация?

1развиваются хозяйство, торговля и мореплавание.

2растут богатства греческих городов.

3греки приобрели новые знания.

4греки осознают себя единым народом.

5 развиваются ремесла.

6 растет число рабов-чужеземцев (за счет ввоза из колоний).

Выберите правильный ответ.

1. Греки основывали колонии:

а) на побережье Средиземного моря;
б) на побережье Черного моря;
в) во внутренних районах Балканского полуострова.

2. Продолжите перечень. Основные причины массового отъезда в колонии:

а) угроза голода, нехватка земли;
б) угроза долгового рабства;
в)

3. Приведите в соответствие:

а) товары, которые греки везли в колонии;
б) товары, которые греки вывозили из колоний;

1) оливковое масло
2) рабы
3) шкуры животных
4) вазы

На обратной стороне схемы – ладони (Приложение 2). Впишите в них своё имя. Каждый палец – это позиция, которая выражает ваше отношение к уроку. Представьте себя греческими художниками и нарисуйте кольцо на одном из пальцев:

• большой– для меня это важно и интересно;

• указательный – я получил(а) конкретные рекомендации, многому научилась;

• средний – мне было трудно, но я старался (ась);

• безымянный – не понравилось;

• мизинец – для меня было недостаточно.

Оценка и отметка учебно-познавательной деятельности учащихся.

На этом наш урок закончен. Спасибо за работу!

Домашнее задание: 1. Параграф 32, карта, термины.

2.выяснить из дополнительных источников, основывали ли греки колонии на территории России.

3. Для желающих получить оценку «5» даю творческие задания:

1. Придумать рекламу своей колонии, чтобы привлечь туда туристов.

2. Составить рассказ от имени грека-колониста

Найдите ошибки в тексте и исправьте их.

Благодаря хорошим почвам жители, Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало: вино и масло привозили из других стран.

Найдите ошибки в тексте и исправьте их.

Спартанские юноши славились тем, что писали грамотно, без единой ошибки, много читали. По своему образованию спартанцы превосходили всех остальных греков.

Найдите ошибки в тексте и исправьте их.

Спарта была очень красивым городом. Чужеземцы обычно любовались ее крепостными стенами, большим театром и прекрасными статуями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *