какая была причина переселения части греков на острова
За что Сталин депортировал греков в 1944 году?
В поэме «За далью даль» Александр Твардовский писал:
Он мог на целые народы
Обрушить свой верховный гнев.
Представим себе ситуацию, сидит в кремлевском кабинете диктатор-параноик и думает: «А с кем бы мне еще расправиться?»
Таково мнение интеллигентов-образованцев, и оно, к сожалению, достаточно распространено в РФ.
О греках в письме говорилось: «Греческое население проживает в большинстве районов Крыма. Значительная часть греков, особенно в приморских городах, с приходом оккупантов занялась торговлей и мелкой промышленностью. Немецкие власти оказывают содействие грекам в торговле, транспортировке товаров и т.д.».
Практически все мужское татарское население подалось в батальоны самообороны и другие сформированные немцами части. Как минимум 100 тысяч щирых украинцев служили в частях СС, полицейских батальонах и бандитских формированиях ОУН. В частях СС на Восточном фронте воевали все, кому не лень: украинцы, татары, финны, грузины и далее по списку. Не было среди них только греков. Ну а греки вели торговлю и кустарное производство в Крыму.
Так что, немцы и румыны в Крыму держались за счет торговли и кустарей греческого происхождения? В Одессе по сему поводу говорят: «Не надо лохматить бабушку». Германские войска отлично снабжались по суше и по морю. А с захватом перешейка Красной армией в ноябре 1943 г. снабжение велось по морю и воздуху, и никаких проблем не было до конца апреля 1944 г. Но греки тут совсем не причем. Скорее наоборот, греки вредили германской экономике в Крыму. Они спекулировали, скупали у немецких и особенно румынских солдат краденное казенное, в том числе и военное имущество.
За то, чем греки занимались у немцев в Крыму, в тылу Красной армии как в 1918-1920 гг., так и в 1941-1944 гг. сурово наказывали, включая высшую меру.
И вот «мешочников и спекулянтов», с которыми весьма рьяно боролась советская власть, записывают в пособников немцев и выселяют.
На мой взгляд, Сталин, проанализировав историю причерноморских греков за последнее тысячелетие, пришел к заключению, что при определенном стечении обстоятельств многие десятки тысяч греков в Причерноморье могут представлять опасность для СССР.
Авторские домыслы, высосанные из пальца? У адмирала Нельсона была любимая присказка: «Умейте считать». Там последуем совету лорда Горацио.
Начну с общеизвестного. Крым был освобожден от германско-румынских захватчиков в ходе Крымской стратегической операции (Третьего Сталинского удара). Операция проводилась силами 4-го Украинского фронта (всего 278,4 тыс. чел.) и Отдельной Приморской армии.
В составе Приморской армии находились 12 стрелковых дивизий, две стрелковые и одна танковая бригады, всего 143,5 тыс. человек. В боевом составе армии было 92 367 человек, 961 полевое орудие, 257 зенитных орудий, 824 миномета, 399 различных реактивных установок, 212 танков, 7 САУ.
А теперь поговорим о неизвестном и совершенно непонятном с точки зрения логики. После освобождения Крыма там почти в полном составе осталась Приморская армия. Первое время она находилась в подчинении Ставки. Зачем?
Через 5 месяцев после освобождения Севастополя Болгария и Румыния стали союзницами СССР в войне с Германией. Все крымские татары были выселены из Крыма. Ни одного германского солдата не было на расстоянии 600 км от полуострова.
С какой стати в Крыму держать целую армию? Ведь на фронте от Адриатики до Балтики шли жестокие сражения, каждая пушка, а то и каждый солдат были на счету. А тут сотни береговых и зенитных орудий изымались из других соединений и поступали в Крым на усиление бездействующей Приморской армии. Крыму немцы физически не могли угрожать. Да и без нее полуостров надежно охраняли Черноморский флот и несколько полков НКВД.
Ответов на эти вопросы может быть два. Или в Ставке сидели рассеянные люди, которые просто забыли Приморскую армию в Крыму. Или полуострову угрожала вполне реальная опасность.
Уже в начале 1944 г. среди татарской верхушки в Крыму пошли разговоры о некой «третьей силе», которая могла бы спасти татар. Намеки на это были даже в татарских пропагандистских изданиях. Собственно, и Гитлер до последнего часа надеялся на конфликт между СССР и западными союзниками.
Ни в мае 1944 г., ни в последующие два года никто не мог гарантировать, что война между СССР и союзниками с одной стороны и Германией с другой не перерастет в войну между союзниками и СССР. Англия и США сосредоточили в мае 1944 г. огромный флот в Средиземном море, и нетрудно сообразить, что в случае начала войны с СССР он бы оказался в Черном море.
Начну с общеизвестного, а затем перейду к тому, чего у нас не знают ни обыватели, ни даже профессора-историки.
Позже большинство греческих колоний вошли в состав Византийской империи.
А кто такие византийцы? Иногда их называли ромеями. Но практически во всех русских летописях они именовались греками.
В энциклопедии Кольера сказано: «Византийская империя сохранила римскую систему правления и римские законы, но по языку и культуре была греческим государством».
Греки плохо ассимилировались в Османской империи. К 1910 г. греческое население Трабзонского вилайета (так турки называли часть бывшей Трапезундской империи) составляло около 450 тыс. человек. В 1912 г. Тробзона (Трапезунда) составляли 89 тыс. мусульман, 38,6 тыс. греков и 4,9 тыс. армян. Практически вся торговля в Оттоманской империи велась греческими, армянскими и еврейскими купцами.
В Восточное Средиземноморье была отправлена эскадра графа Орлова, точнее, пять эскадр пришли туда с 1769 г. по 1771 г. В материковой Греции вспыхнуло восстание греков, но из-за недостаточности русских десантных сил туркам удалось подавить его. Зато население более чем 30 греческих островов приняло русское подданство.
Почти 4 года существовала русская «Архипелажная губерния» с центром в городе Ауза на острове Парос.
В 1775 г. после окончания русско-турецкой войны России пришлось вернуть Османской империи Архипелажную губернию, состоявшую из 30 островов Эгейского моря, а тысячи греков покинули острова и морем прибыли в Санкт-Петербург и на Черное море.
Местами для греков-беженцев были определены города Керчь, Еникале и Азовская губерния, в частности Таганрог. Их поселения до сих пор именуются «ротами». Так, под Таганрогом до сих пор существует селение Греческие Роты.
В Новороссию также прибыли десятки тысяч греков. В 1778 г. из Крыма в Новую Россию выехал 18 391 грек. А.В. Суворов помог организовать переселение греков, а непосредственно руководил переселением митрополит Готский и Кафский Игнатий.
За оставленные сады и виноградники российское правительство уплатило грекам 4511 рублей, на «путевое довольствие» 23 345 рублей.
Замечу, что переселение греков было исключительно добровольным.
Около 15 тысяч греков, жителей Капсихры, Искута, Таукаа и других деревень, остались. Естественно остались, и греки, проживавшие на Керченском полуострове, который в 1774 г. вошел в состав России.
Потемкин выделил греческим переселенцам 1,2 млн. десятин земли, то есть примерно половину площади Крымского полуострова. По указу Екатерины II каждый мужчина получил надел в 33 гектара (около 30 десятин).
Естественно, были и проблемы. Так, в 1781 г. произошел великий налет саранчи.
Греки-переселенцы были на 10 лет освобождены от уплаты налогов и от несения воинской службы.
Именно греки в 1780 г. основали город Мариуполь на речке Кальмиус. Другой вопрос, что в 1778 г. азовский губернатор В.А. Чертков распорядился основать на месте будущего Мариуполя город Павловск. Было ли что-то там построено или нет, до сих пор остается неясным.
Ну а у «самостийников», естественно, своя версия основания города. Якобы его основали запорожцы и назвали Казацкая Домаха. Естественно, документальных подтверждений никаких. Ну, предположим, десятка два казаков поставили где-то зимовник. Так это только в Киеве может считаться основанием города.
После заключения в 1791 г. Ясского мира в Россию из метрополии и островов Греции, а также из Понта хлынул поток переселенцев.
По разным причинам эмиграция греков из Оттоманской империи продолжалась и после получения Грецией независимости в 1830 г.
В 1915-1917 гг. в Крым, спасаясь от турецкой резни, бежало 13-15 тысяч греков.
К 1917 г. в Крыму проживало 808,9 тыс. человек. Из них русских 49,4%, татар и турок 26,8%, греков 2,5%. По другим данным греки в Крыму составляли 4-5%.
Замечу, что в ноябре 1918 г. в Севастополе в числе стран Антанты был высажен один греческий полк, а в Одессе 3 полка (12 тыс. человек). Командование Антанты планировало довести число греческих войск в Одессе до 40 тысяч, но по ряду причин сделано это не было.
Стоит заметить, что до войны грекам в СССР жилось сравнительно неплохо. Так, в 1920-1930-х годах в СССР предпринималась попытка превращения понтийского диалекта в литературный язык понтийских греков. На нем выходили газеты «Коммунист», «Коммунист на полях Сочи» и другая литература. В 1932 г. Костас Топхарас выпустил в издательстве «Коммунист» (Ростов-на-Дону) «Грамматику понтийского языка». В основу литературной формы понтийского диалекта был положен трапезундский говор.
Ну а теперь перенесемся на другую сторону Черного моря в район Трабзона (Трапезунда).
Во второй половине XIX века наблюдался экономический рост валейета Трабозон, причем в первую очередь за счет греков.
В 1865 г. понтийских греков насчитывалось 265 тыс. человек, а в 1880 г. уже 330 тысяч. Проживали они в основном в городах. Понтийский эллинизм, концентрировавшийся в начале XX века в областях Синопа, Амазеи, Трапезунда, Самсуна, Лазики, Аргируполиса, Севастии, Токаты и Никополя, поглощенных Османской империей, насчитывал, согласно переписям Вселенской Патриархии и османских властей, примерно 600 тыс. человек. При этом в южной России и на Кавказе в то время жило приблизительно 150 тыс. понтийских греков,
В июле 1914 г. Турция вступила в Первую мировую войну на стороне Германии и объявила всеобщую мобилизацию. Призывались и понтийские греки, но не для службы в турецких вооруженных силах. Правительство считало понтийских греков неблагонадежными, особенно после развала русско-турецкого фронта, и начало выселение греческого христианского населения Восточной Анатолии вглубь страны. Все годные к службе мужчины в возрасте 20-45 лет отправлялись в рабочие батальоны (ameles taboures). Тех, кто не подлежал призыву, вскоре также постигла эта участь, в особенности после занятия Трапезунда русскими 5 апреля 1916 г., приведшего турок в бешенство.
Трапезунд с апреля 1916 г. по март 1918 г. был занят русской армией. В городе образовалось Временное греческое правительство, которое возглавил митрополит Хрисанф. Следует заметить, что Николай II и его министры в ходе Первой мировой войны так и не сумели выбрать какой-либо стратегии в национальном вопросе на территориях, как захваченных, так и планируемых к захвату.
Создавались вооруженные формирования понтийских греков: три греческих полка в составе русской армии в Трабзоне (1916 г.); «Кавказская греческая дивизия» (1917 г.), которая размещалась в Карсе и Маглисе; «Греческий военный корпус» в Закавказье (с 1918 г. по 1921 г.).
10 (21) сентября 1782 г. Екатерина отправил австрийскому императору Иосифу II письмо, вошедшее в историю под названием «Греческий проект». Екатерина утверждала, что в европейских владениях Порты христиан в пять или шесть раз больше, чем турок.
Термин «Мегами Идеа» («Великая Идея») впервые прозвучал в речи премьер-министра Греции Иоана Колеттиса во время дебатов о Конституции, провозглашенной в 1844 г. Эта «идея» состояла в реставрации Византийской империи со столицей в Константинополе.
Претензии греческих политиков не ограничивались островами Эгейского моря, включая Крит и Кипр.
Одержав блистательную победу на выборах в Национальное собрание в 1910 г., Венизелос со своими сторонниками возглавил правительство и провел в Греции ряд политических и экономических реформ.
С началом мировой войны под нажимом Венизелоса король был вынужден заявить о нейтралитете Греции.
В январе 1915 г. Англия и Франция пообещали премьеру Венизелосу «важные территориальные уступки на побережье Малой Азии».
В октябре 1918 г. в связи с несколькими поражениями на фронте новое турецкое правительство было вынуждено начать мирные переговоры с Антантой. Они проходили в порту Мудрос на острове Лемнос. Вел переговоры командующий британским Средиземноморским флотом вице-адмирал С. Калторп. 30 октября 1918 г. в Мудросе на борту английского броненосца «Агамемнон» была подписана капитуляция Турции. Формально она имела вид перемирия.
В середине ноября 1918 г. английские войска высадились в Константинополе, а 23 ноября английский крейсер «Кентербери» прибыл в Севастополь.
Первыми в Константинополь вошли англичане, за ними последовали французы и итальянцы. Каждой державе определили район оккупации: англичане заняли Пера, Галата и Шишли; французы оккупировали сам Константинополь и его западные пригороды, а итальянцы контролировали азиатский берег Босфора.
Вскоре обострилась ситуация в Самсуне и Трабзоне, где Англия поддерживала идею провозглашения греческого понтийского государства.
Речь идет о греческом государстве на юго-восточной побережье Черного моря на территории бывшей Трапезундской империи. Замечу, что понтийские греки подвергались жестоким преследования младотурков с 1908 г. В 1916 г. русское командование в Трабзоне сформировало три греческих полка.
В конце мировой войны понтийские греки и эмигранты начали борьбу за свои права. На 1-м Всепонтийском съезде в Марселе в феврале 1918 г., и на съезде в июле того же года в Батуме представители понтийских организаций заявили своей целью создание независимой Понтийской республики. Это требование было отклонено великими державами. Англия отклонила требование Греции выслать на Понт солдат понтийского происхождения, служивших тогда в греческой армии.
Ряд армянских и понтийских политиков высказывались за создание греко-армянского государства. В январе 1920 г. митрополит Трапезунда Хрисанф и президент Армянской республики Хатисян подписали соглашение о создании Понтийско-Армянской конфедерации. Стороны договорились также и о вооруженной защите Понта от нападений турок.
История попытки воссоздания Византийской империи в 1919-1921 гг. крайне увлекательно, но чтобы не выходить за рамки работы, интересующихся я отправляю к своей книге «Взлет и падение Османской империи» (М.: Вече, 2012).
Понтийских греков Кемаль вырезал, а уцелевших выслал в Грецию. Идея воссоздания Византийской империи с треском провалилась.
Летом 1944 г. ситуация в Восточном Средиземноморье и в Проливах в чем-то напоминала 1919-1921 гг. Американцы и англичане сосредоточили огромную армаду кораблей в Средиземном море и не пожелали выводить ее, особенно из восточной части Средиземного моря. Турки начали заигрывать с США и Великобританией и в конце концов 23 февраля 1945 г. объявили войну Германии. Единственным результатом этих действий стал заход американских и британских кораблей в Проливы и дальнейший проход в Черное море. Татарские руководители всерьез начали рассматривать возможность появления в Крыму «Третьей силы».
Именно от этой «Третьей силы» и защищала Крым в 1944-1945 гг. и в последующие годы Приморская армия.
Наказывать греков, оказавшихся в 1941-1944 гг. на оккупированной немцами территории, Сталину было фактически не за что. А вот использовать греческое население в Крыму и на берегах Кавказа в случае начала новой войны Англии и США могли. Нереализованные планы США, Англии и СССР в 1944-1946 гг. до сих пор совсекретны. Итак, выселение греков стало не местью, а чисто превентивной мерой.
Александр Широкорад
1- «По решению Правительства Союза ССР. ». Нальчик: Эль-Фа, 2003. С. 553-557.
2- Зарубин В. Греческая диаспора, советская власть и крымские татары. // Материалы сайта: http://rusk.ru/st.php?idar=60520
3- Второй сын греческого короля Георга I (1869-1957).
Урок «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей»
Стихотворение для начала урока
Древние греки, античные греки,
Многим прославили себя навеки.
Даже порой удивленье берет
Ну, до чего знаменитый народ.
Древние греки моря бороздили
В новых землях города возводили.
Массалия, Ольвия и Херсонес
Много колоний – даже не счесть!
Основная педагогическая идея урока – создание колоний способствовало распространению античной культуры и формированию эллинистического мира.
· развивать умение работать с учебником, картой, опорным конспектом, извлекать информацию из разных источников, вырабатывать навык критического анализа получаемой на уроке информации;
· помочь учащимся осознать, что каждый из народов древности оставил свой след в истории человечества; воспитывать культуру общения, способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории.
Метапредметные у. у. д
Узнают : почему древние греки покидали Грецию, какие категории населения переселялись в чужие земли, где основывали эллины свои поселения,устройство колоний, сходство жизни в колониях и в греческих полисах; усвоят понятие «эллинизм».
Определят : время и значение греческой колонизации.
Научатся : работать с текстом учебника, картой, опорным конспектом; высказывать собственное мнение, суждение.
Познавательные : используют знаково – символические средства, овладевают умением смыслового восприятия познавательного текста, структурируют знания, осуществляют анализ, строят логическую цепь рассуждений.
Регулятивные : самостоятельно формулируют учебную цель урока, действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, учатся работать по образцу, по алгоритму, дают самооценку своей работе.
Коммуникативные : умеют работать в паре, в группе, задавать вопросы, высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других.
Формирование уважительного отношения к истории, культуре, религии, ценностям народов мира; толерантности; выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать
Программное содержание : Великая греческая колонизация.
Основные образовательные результаты:
По окончанию изучения темы ученик:
— показывает на карте территории, на которых были основаны греческие колонии: Массилия, Сиракузы, Кирена, Пантикапей, Херсонес;
— понимает причины переселения греков;
-имеет представление о том, как выглядела греческая колония;
— умеет работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделять главное;
Тип урока: комбинированный
Вид урока: традиционный
Технология обучения: объяснительно-иллюстративная
Мировоззренческая идея: Как бы далеко ни были греки от своего дома, они были верны своим традициям и обычаям, хотя с удовольствием перенимали все полезное у местного населения.
Основные понятия : скифы, Скил, пираты.
Географические названия: Массилия, Сиракузы, Кирена, Пантикапей, Херсонес
Оборудование урока : раздаточный дидактический материал
Оформление доски: тема урока, главный вопрос урока, основные понятия.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Приветствие, проверка готовности к уроку.
– Прежде чем начать урок, я хочу вам рассказать одну историю.
На фронтоне древнегреческого храма был начертан девиз: «Познай самого себя». Авторами этих строк были 7 мудрецов древности. Что же они хотели сказать?
В то время знания о себе считалось вершиной, к которой нужно стремиться, подняться, чтобы узнать свои возможности.
Вот вы, ребята, знаете, что умеете, какие знания у вас имеются, приходя каждый день на урок, вы узнаете что-то новое, неизведанное. А, узнав, становитесь на ступеньку выше, чем были до этого. И так изо дня в день поднимаетесь все выше и выше к той вершине, о которой писали древние мудрецы.
Я желаю, чтобы к концу нашего урока вы смогли подняться еще на одну ступеньку выше той, на которой вы сейчас стоите. Что ж, в добрый путь!
II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.
— Какие отличия были между двумя полисами Афинами и Спартой?
Земледелие, ремесло, торговля Военное дело
После реформы Солона остались спартанцы держали в рабстве своих
Остались только привозные рабы соплеменников-греков.
Ценились ораторское искусство лишь военное искусство.
Чтение, письмо, спорт. Культура малограмотные, дисциплинированные
Архитектура, спорт выносливые, стойкие.
— Покажите эти полисы на карте
— Вспомните, каким был состав населения Спарты?( Спартанцы, периэки илоты.)
— Чем отличалось положение спартанцев и илотов? (Спартанцы – завоеватели, воины, свободные. Периэки- политически бесправные, граждански свободные. Илоты – местные жители, завоеванные спартанцами и превращенные ими в рабов. занимались земледелием)
— Каким было управление в Спарте? (Народное собрание выбирало старейшин. Огромной властью обладал Совет старейшин. Их выбирали на всю жизнь. В совет старейшин входили и два царя, которые командовали войском, власть которых передавалась по наследству.)
Кто нес большую ответственность за воспитание детей в Спарте: государство или родители?
Кто решал вопрос, жить или не жить маленькому спартанцу?
С какого возраста мальчиков отбирали у родителей?
Почему питание мальчиков было скудным?
Почему дети были плохо одеты и обуты, спали на подстилках?
Учили ли спартанцев грамоте?
Какой должна быть речь спартанцев?
Для чего нужна была такая система воспитания? Что тебе в ней нравится?
— О спартанских женщинах древние писатели рассказывали, что они, узнав о смерти своих сыновей в бою, тут же шли на поле битвы. Они осматривали, с какой стороны тела были ранены павшие воины. А дальше поступали по-разному. В одних случаях женщины, преисполненные не только печали, но и гордости, держались с большим достоинством; они хоронили своих сыновей с почетом в гробницах предков. В других случаях спартанки, рыдая от стыда, спешили покинуть поле сражения, предоставляя хоронить мертвых воинов в общей могиле.
Чем можно объяснить столь разное поведение спартанских женщин? (раны, нанесенные воину в спину, указывали, что он струсил и пытался бежать с поля боя. Напротив, раны в груди свидетельствовали о мужестве воина, достойно встретившего смерть)
— Вот пример лаконичной речи. Одна спартанка, провожая сына на войну подала ему щит и произнесла: «С ним или на нем» что она хотела сказать этими словами?
2. Найдите ошибку. ( карточки).
Вступительное слово учителя:
Итак, мы с вами выяснили, что в VIII – VI вв. до н.э. в Греции существовали города-государства – полисы. Самыми большими из них были Афины и Спарта. Именно в это время тысячи греков уезжают из страны, чтобы навсегда поселиться в чужих краях. Так почему греки покидают свой дом и переселяются в дальние неведомые страны? Это мы с вами и попытаемся сегодня выяснить. Определение Темы нашего урока: «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей». Составление плана работы.
План изучения нового материала:
1. Причины переселения греков в другие страны
2. Греческие колонии
3. Греки и скифы на северных берегах Черного моря.
1. 1. Причины переселения греков в другие страны.
В 8-6 веках до н.э. в Греции возникали полисы, греческие города-государства были хорошо развиты. НО! тысячи эллинов покидали свою Родину, переселялись в дальние края. Почему древние греки покидали «процветающую» Грецию и переселялись в чужие земли? Что заставляло их бросать родной дом и уезжать в неведомые страны?
Сценка «В Афинском порту».
Ребята, представьте себе, что вы оказались в богатом торговом городе. Здесь собралось несколько сотен человек. Сейчас нам расскажут об истинных причинах своего отъезда в далекие и неведомые земли.
Задача всех- попробуйте сформулировать причины переселения греков и категории переселенцев (кто переселялся). Кто покидал Грецию и почему?
Ученик 1: Я, бедный крестьянин. В нашей долине лучше меня никто не умеет пахать землю. Но что толку! Участок мой высоко в горах, земли в долине захватила знать. Сколько ни работай, а из нужды не выберешься. Быть может, на чужбине мне посчастливится найти участок плодородной земли и зажить обеспеченно и счастливо.
Ученик 2: У меня дела похуже твоих. Как поставили у меня на участке долговой камень, лишился я покоя, проснусь ночью и думаю: не стать бы мне рабом-должником. Решил я бросить и заложенный участок, и родную деревню. Говорят, за морем есть страны, где сколько хочешь земли и она пожирнее, чем на берегах Нила!
Учитель: К разговаривающим крестьянам подходит хорошо одетый грек. Они внимательно его разглядывают и спрашивают: «Кто ты такой? Не похоже, чтобы голод или долги гнали тебя из дома?»
Ученик 3: Вы угадали. Я – торговец и живу здесь, в Коринфе. Верные люди рассказывали мне, что в заморских странах охотно меняют пшеницу и рабов на греческие товары: шерстяные ткани, вино и оливковое масло. Я поплыву с вами. Морская торговля полна опасностей, но, может быть, она обогатит меня.
Ученик 4: Вы не ошиблись. Я происхожу из древнего и знатного рода. Я был правителем в своем городе. Но однажды мне пришлось бросить дом, полный дорогой утвари и рабов. Преданный слуга сообщил мне, что в городе вспыхнуло восстание демоса, много знатных людей убито в собственных постелях. Эта страшная весть застала меня врасплох. Как сказал поэт: «Я на корабль беглеца пышный мой дом променял».
Какие категории населения покидали Грецию?
1. Бедняки, задолжавшие знати
2. Крестьяне, потерявшие свои участки
3. Аристократы из тех городов, где к власти пришел демос
4. Вожаки демоса из городов, где победила знать
5. Купцы, разбогатевшие на заморской торговле
– Итак ребята, по каким причинам они покидают родину?
1. Рост населения в Греции
2. Захват земли знатью
3. Нехватка плодородных земель для простых греков
4. Не доставало продуктов питания, возникла опасность голода
5. Угроза долгового рабства
6. Борьба демоса и знати
7. Необходимость развития торговли
Какое место вы выбрали бы на месте греков для строительства нового колониального поселения?
Совершенно верно, древние греки основывали поселения в удобных для жизни местах, с плодородными землями. Как правило, они находились на морском берегу, где были хорошие гавани.
Целый месяц длилась подготовка к отплытию. На корабли было взято все необходимое для дальнего плавания – провизия, товары. Город откуда греки уплывали выделял нам охрану на случай нападения пиратов.
Море было то приветливое и ласковое, то грозное. Особенно трудным было плавание по Черному морю, которое греки долгое время называли «негостеприимным». В самом деле, из-за больших глубин греческие мореходы не могли в случае внезапно налетевшего шторма отстояться на якоре в безопасном отдалении от берега. Также не могли они быстро укрыться в гавани или спрятаться от ветра и волн за остров как в Греции. (На Черном море мало глубоко входящих в сушу бухт и всего несколько островов).
Много дней грекам приходилось плыть, чтобы достичь желанного берега, так как средняя скорость торгового судна была невелика и равнялась 9 – 10 км в час. Но еще страшнее встреча с пиратами. На с.152 изображены корабли, опишите их от имени купца и военного.
Ребята, как выдумаете военный корабль отличался от торгового?
— Почему встреча с пиратами так страшна была грекам?
ü военный корабль был вооружен тараном, изготовленным из куска дерева, покрытого сверху медной обшивкой, или имевшим литой металлический наконечник;
ü Торговый корабль предназначался для перевозки грузов и потому был вместительнее военного. Но он обладал только парусным движителем: для гребцов на корабле не было места.
ü В Греции пиратство долго считалось одним из законных способов обогащения на ряду с морской торговлей.
Перед нами карта: «Образование греческих колонии в VIII–VI веке до нашей эры»
— Какую территорию заселяли греки к началу колонизации? (юг Балканского п-ова, острова Эгейского моря, западное побережье Малой Азии)
— Каким условным знаком обозначены греческие колонии на карте? (Кружочком)
— Что обозначаю стрелочки на карте? (направления греческой колонизации)
— Что такое колония? (Поселение людей в чужой стране)
– Что такое колонизация? (Образование колоний)
— Назовите колонии греков на Черном море. ( Херсонес, Пантикапей, Ольвия, Истрия, Трапезунд )
— Назовите места колонизации на Средиземном море. ( Сиракузы, кирена, Массилия, о.Корсика, Египет)
Греческая колонизация осуществлялась по трем основным направлениям: на запад, на северо-восток, юго-восток.
На западном направление корабли греков достигали берегов Аппенинского и Пиренейского полуостровов; Северо западное Средиземноморье; на северо-востоке – Причерноморья, а на юго-востоке – Малой Азии и Северной Африки.
В бухтах, удобных для стоянки галер, переселенцы высаживались, ломали известняк, обносили прочной стеной лагерь, разбитый на ближайшем холме, затем, горячо помолившись Зевсу, принимались пахать деревянным плугом непривычную на цвет, удивительно-жирную землю.
С утесистых вершин с опаской следили за чужаками одетые в шкуры зверей молчаливые туземцы. Эллины приближались к ним, вскинув над головой оливковую ветвь, знак мира, и меняли свои изделия на зерно, скот, кожу и шерсть. Когда удавалось, захватывали силой не только товар, но и самих владельцев товара.
Так появились у Черного моря греческие города.
Беседа с учащимися:
— Как складывались отношения греков-колонистов с местным населением?
— Что привозили из греческие купцы из колонии?
— На что меняли свои товары греческие купцы?
Физ. пауза (проводится под греческую мелодию «Сиртаки»).
3. 3. Греки и скифы на северных берегах Черного моря..
Работа с учебником:
а) Сплошное чтение текста учебника с.152
б) Беседа по прочитанному:
– Что привлекало скифского царя Скила в образе жизни греков?
Найдите лишнее. В одежду скифов входили:
а) длинные штаны;
б) сапожки;
в) хитон;
г) кафтан.
Что такое хитон, гиматий.
— Как складывались отношения греков с соседними народами, проживающими рядом с их полисами? (Греки были верны своим обычаям и традициям, хотя с удовольствием перенимали все полезное у местного населения. Старались с ними не враждовать.)
Нам осталось определить итоги греческой колонизации, её значение. Почему греческую колонизацию называют Великой?
Греческая колонизация охватила всё Средиземноморье и Причерноморье, приобщила к эллинской культуре жителей колонизированных и соседних с ними земель. Колонизация носила организованный характер. Она способствовала развитию хозяйства и торговли греческих полисов. Греческая торговля приобрела международный характер.
Что дала грекам колонизация?
1развиваются хозяйство, торговля и мореплавание.
2растут богатства греческих городов.
3греки приобрели новые знания.
4греки осознают себя единым народом.
5 развиваются ремесла.
6 растет число рабов-чужеземцев (за счет ввоза из колоний).
Выберите правильный ответ.
1. Греки основывали колонии:
а) на побережье Средиземного моря;
б) на побережье Черного моря;
в) во внутренних районах Балканского полуострова.
2. Продолжите перечень. Основные причины массового отъезда в колонии:
а) угроза голода, нехватка земли;
б) угроза долгового рабства;
в)
3. Приведите в соответствие:
а) товары, которые греки везли в колонии;
б) товары, которые греки вывозили из колоний;
1) оливковое масло
2) рабы
3) шкуры животных
4) вазы
На обратной стороне схемы – ладони (Приложение 2). Впишите в них своё имя. Каждый палец – это позиция, которая выражает ваше отношение к уроку. Представьте себя греческими художниками и нарисуйте кольцо на одном из пальцев:
• большой– для меня это важно и интересно;
• указательный – я получил(а) конкретные рекомендации, многому научилась;
• средний – мне было трудно, но я старался (ась);
• безымянный – не понравилось;
• мизинец – для меня было недостаточно.
Оценка и отметка учебно-познавательной деятельности учащихся.
На этом наш урок закончен. Спасибо за работу!
Домашнее задание: 1. Параграф 32, карта, термины.
2.выяснить из дополнительных источников, основывали ли греки колонии на территории России.
3. Для желающих получить оценку «5» даю творческие задания:
1. Придумать рекламу своей колонии, чтобы привлечь туда туристов.
2. Составить рассказ от имени грека-колониста
Найдите ошибки в тексте и исправьте их.
Благодаря хорошим почвам жители, Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало: вино и масло привозили из других стран.
Найдите ошибки в тексте и исправьте их.
Спартанские юноши славились тем, что писали грамотно, без единой ошибки, много читали. По своему образованию спартанцы превосходили всех остальных греков.
Найдите ошибки в тексте и исправьте их.
Спарта была очень красивым городом. Чужеземцы обычно любовались ее крепостными стенами, большим театром и прекрасными статуями.